Научная статья на тему 'Опережающая стратегия подготовки будущих мастеров производственного обучения'

Опережающая стратегия подготовки будущих мастеров производственного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опережающая стратегия подготовки будущих мастеров производственного обучения»

бществ, фирм и др. принимают активное участие в воспитательно-образовательном процессе.

Для проведения выездных занятий осуществляется взаимодействие с Федеральным ресурсным центром по подготовке рабочих кадров металлургического профиля - Кузнецким индустриальным техникумом, г Новокузнецк; победителями федерального и областного конкурсов инновационных образовательных программ: ПУ № 78 (г Юрга), ПУ № 77, 48 (г Кемерово), ПУ № 17 (г Ленинск-Кузнецкий), Кемеровский горно-технический колледж и др.

На базе ГОУ «КРИРПО» работает Кузбасское региональное отделение Академии педагогических и социальных наук; созданы и действуют корпункты общероссийских журналов «Известия Российской академии образования», «Профессиональное образование. Столица», «Образование и общество».

Институт взаимодействует с Межгосударственной ассоциацией последипломного образования, Союзом руководителей учреждений и подразделений дополнительного профессионального образования и работодателей при Государственной академии инноваций, Межрегиональной ассоциацией институтов профес-

сионального образования, Сибирской ассоциацией образования взрослых.

Установлены партнёрские связи с научно-исследовательскими институтами Российской академии образования, Северо-Западным агентством меж-дународныхпрограмм(г.Санкт-Петербург),Институтом ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, Институтом по международному сотрудничеству Немецкой ассоциации народных университетов (ПZЛDW).

Предложения по включению материалов эксперимента в федеральные планы дополнительного педагогического образования:

- использование учебно-методической документации по всем видам учебных занятий по программам дополнительного профессионального образования;

- создание банка методических пособий и рекомендаций по видам работ, предусмотренных учебным планом;

- функционирование сетевого сообщества профессионально-педагогических работников;

- достижение нового качества профессионального образования на основе формирования ключевых ком-петентностей мастеров производственного обучения и преподавателей спецдисциплин.

ОПЕРЕЖАЮЩАЯ СТРАТЕГИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ МАСТЕРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Г. Н. Жуков, доктор педагогических наук, профессор, директор Кемеровского государственного профессионально-педагогического колледжа,

заслуженный учитель РФ

В решении проблем экономики роль учреждений среднего профессионального образования (СПО) достаточно значима. Это связано с тем, что рабочие и специалисты такого уровня образования в структуре кадрового потенциала различных отраслей экономики составляют от 40 до 80 % занятого населения.

В связи с этим в рамках современной социально-экономической ситуации требуется создание оптимальных условий для специалистов, имеющих среднее профессиональное образование, чтобы укрепить их положение на рынке труда.

Для обеспечения конкурентоспособности выпускников СПО на рынке труда недостаточно дать им некоторую сумму знаний и умений, необходимо формирование компетенций, а для этого нужны новые методологические подходы и в соответствии с ними новые принципы и технологии профессиональной подготовки. Причем сегодня не срабатывают моноподходы в образовании, и все чаще специалисты склоняются к интегрированным подходам, когда в комплексе можно повлиять на достижение целей

профобразования. Это в свою очередь определяет и диктует опережающий характер профессионального образования.

В профессиональном образовании сегодня реализуются различные тенденции и направления, которые повышают его эффективность. В условиях модернизации профессионального образования особое значение имеет реализация идеи опережающего профессионального образования, которая неоднократно озвучивалась в различных документах: Национальной доктрине образования, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и др.

При подготовке будущих специалистов среднего звена опережающая стратегия проявляется как расширение целей и задач, традиционно решаемых конкретным учреждением СПО за счет введения в модель выпускника знаний, умений, навыков и профессионально значимых личностных качеств, необходимых для работы в условиях рынка труда с учетом современных социально-профессиональных и экономических прогнозов.

Система опережающей подготовки специалистов в образовательных учреждениях СПО должна формироваться на основе учета внешних факторов (политических, экономических, социально-культурных, демографических) и стратегических целей. К таким целям необходимо отнести социальный заказ государства, современные социально-экономические требования и требования работодателя.

Целью опережающей подготовки является повышение качества подготовки конкурентоспособных специалистов со средним профессиональным образованием. Направлениями реализации целей выступают составляющие образовательного процесса: управление подготовкой, содержание подготовки, педагогические кадры, учебно-материальная база, научно-методическое обеспечение и технологии.

Существующие модели, системы опережающей подготовки, как правило, ориентированы на изменение содержания и технологии подготовки. Основой такого подхода является ориентация на определение опережающего профессионального образования, охарактеризованного П. М. Новиковым и В. М. Зуевым.

На наш взгляд, выделенные авторитетными авторами составляющие педагогической системы должны быть дополнены и другими: управление, педагогические кадры, учебно-материальная база, научно-методическое обеспечение и др. Тогда опережающее профессиональное образование можно определить как системообразующее свойство профессионального образования, проявляющееся во взаимодействии всех компонентов педагогической системы, построенных на основе инновационных процессов и направленных на личностно-профессионально-социальное развитие будущего специалиста, формирование его готовности к профессиональной деятельности в условиях рынка труда.

С учетом принципов опережающего профессионального образования можно предложить содержательное наполнение направлений реализации целей опережающей профессиональной подготовки как инновационных проектов, которые уже сегодня положительно зарекомендовали себя в СПО:

- управление подготовкой: система менеджмента качества, социальное партнерство, прикладной бакалавриат, информатизация, конкурсы и гранты, непрерывное образование, автономность, внебюджетные средства, рыночные специальности, ресурсные центры, сетевые и кластерные структуры;

- содержание подготовки: новые знания, умения и навыки, компетенции, социально-профессионально важные личностные качества, профессионально важные психофизиологические свойства, навыки предпринимательства и поведения на рынке труда;

- педагогические кадры: формирование методологической культуры педагога, систематическое повы-шениеквалификации,стажировка,профессионально-

педагогическое образование педагогов и мастеров производственного обучения, научно-исследовательская работа;

- учебно-материальная база: компьютеризация и информатизация, мультимедийные средства, интерактивные средства, современное оборудование лабораторий и учебно-производственных мастерских;

- научно-методическое обеспечение: опытно-экспериментальная работа, учебно-методическое обеспечение, профессиональные конкурсы, научно-практические конференции, инновационная деятельность;

- технология: современные педагогическое технологии, современные отраслевые технологии, информационные технологии, дистанционное обучение, учебные фирмы и др.

Система опережающей подготовки мастеров производственного обучения на базе Кемеровского государственного профессионально-педагогического колледжа включает различные направления реализации целей опережения. Остановимся на некоторых из них.

В колледже разработана и постоянно совершенствуется модель будущего мастера производственного обучения, которая сегодня кроме традиционных составляющих имеет ключевые компетенции, социально-профессионально важные личностные качества, знания и умения, востребованные на рынке труда.

На базе колледжа в 1992 году создана и функционирует система непрерывного профессионально-педагогического образования, включающая профессиональные училища и филиал Российского государственного профессионально-педагогического университета (РГППУ) в г Кемерово. За последние 10 лет данная система позволила изменить количественный и качественный состав педагогических работников в системе профессионального образования Кузбасса: количество мастеров производственного обучения со средним профессионально-педагогическим образованием возросло с 9,7 до 16,8 %, высшим профессионально-педагогическим образованием - с 0,3 до 10,2 %, количество преподавателей спецдисциплин с высшим профессио-нально-педагогическим образованием -с 0,8 до 25 %. Около 40 % мастеров производственного обучения и преподавателей спецдисциплин - это специалисты, прошедшие обучение в системе непрерывного профессионально-педагогического образования, действующей на базе колледжа.

Колледж прошел самооценку деятельности в области менеджмента качества по критериям Международной организации по сертификации, в 2007 году состоялся внешний аудит, по результатам которого колледж получил сертификат соответствия системы менеджмента качества ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (сертификат ГОСТ Р ИСО 9001-2001 №РОСС RU.ИС 19.К00059, серия К, №5432 от 23.01.2007, учетный номер 05497), в

ноябре 2009 года колледж успешно прошел ресерти-фикационный аудит на соответствие системы менеджмента качества требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (рег. № РОСС RU.ИФ24. К00025, серия К, №13806 от 9.11.2009, учетный №10450). Комплект документов по внедрению СМК в образовательных учреждениях среднего профессионального образования награжден в 2007 году дипломом Международной выставки УЧСИБ-2007.

На базе колледжа уже в течение десяти лет функционирует экспериментальная площадка Федерального института развития образования по темам, которые ориентированы на повышение качества подготовки будущих мастеров производственного обучения. Результатами деятельности экспериментальной площадки являются: совершенствование учебно-воспитательного процесса в целом, подготовка и издание учебных пособий, монографий, защищены четыре диссертации.

На базе колледжа также действует экспериментальная площадка по теме «Формирование информационной культуры мастера производственного обучения» под руководством доктора педагогических наук, профессора Н. И. Гендиной, эксперта ЮНЕСКО. Основная цель экспериментальной площадки - формирование информационно-коммуникативной компетенции будущего мастера.

В соответствии с концепцией информатизации колледжа создано восемь компьютерных классов (20 компьютеров на 100 студентов при нормативе 5,0).

В 2008 году колледж выиграл грант Федерального агентства по образованию, в результате чего реализуется проект «Электронная библиотека». Все компьютеры имеют выход в локальную сеть колледжа и Интернет.

Итогом компьютеризации и информатизации является использование на учебных занятиях интерактивных досок, средств мультимедиа, электронных пособий, проекторов и т. п. В 2009 году студенты колледжа на Всероссийской олимпиаде по информатике в г. Уфе заняли третье место среди студентов СПО и первое место во Всероссийском смотре-конкурсе научно-технического творчества студентов средних специальных учебных заведений в г. Твери.

Большое значение в опережающей подготовке имеет участие студентов в различных конкурсах и олимпиадах. Но еще большее значение для педколлектива образовательного учреждения имеет организация и проведение конкурсов и олимпиад на собственной базе. Конкурс или олимпиада - это всегда конкуренция, а значит, большая работа над собой, творчество и оригинальность.

На базе колледжа уже шесть лет проводится конкурс будущих мастеров производственного обучения: сначала как межрегиональный, а затем в формате всероссийского. В 2009 году результаты работы педколлектива по организации и подготовке всероссийских конкурсов будущих мастеров производственного обу-

чения были высоко оценены на Международном форуме трансфера технологий «Инновационная экономика», где колледж награжден золотой медалью.

Областная спартакиада образовательных учреждений СПО также проводится на базе спортивного комплекса колледжа. Сборная команда колледжа - 16-кратный победитель спартакиады в комплексном зачете. Сборная команда колледжа в 2008 и 2009 годах заняла второе место в спартакиаде Сибири среди образовательных учреждений среднего профессионального образования.

Немаловажное значение имеет организация научно-практических конференций для педагогов и студентов, которые ежегодно проводятся на базе колледжа. Во Всероссийской научно-практической конференции «Непрерывное многоуровневое профессионально-педагогическое образование: опыт, проблемы, перспективы» в 2008 году приняли участие образовательные учреждения СПО и ВПО из восьми субъектов Российской Федерации.

Рассматривая инновационное развитие различных составляющих образовательного процесса в колледже, следует отметить, что системообразующим является формирование и постоянное совершенствование обобщенного педагогического субъекта - педколлектива. В идеале необходимо было бы вести речь о формировании методологической культуры педагогов. Но уровень массовой педагогической практики таков, что методологические знания менее всего востребованы. Особенно это касается системы среднего профессионального образования.

Поэтому для нас представляют большое значение вопросы повышения квалификации, стажировки и переподготовки педагогических работников не только по преподаваемой дисциплине, но и по различным инновационным направлениям деятельности. Ежегодно около 40-50 % педколлектива проходит повышение квалификации в различных формах и различных образовательных учреждениях России.

Приведенные примеры - это отдельные инновационные проекты, которые реализуются в рамках педагогической системы опережающей профессиональной подготовки будущих мастеров производственного обучения в колледже. В совокупности совершенствования всех компонентов педсистемы мы видим дальнейшее развитие стратегии опережающей профессиональной подготовки.

В своей статье мы не остановились на показателях и критериях оценки результатов опережающей профессиональной подготовки будущих мастеров производственного обучения, т. к. это отдельный большой блок деятельности педколлектива. Отметим, что критерии оценки опережающей профессиональной подготовки количеством более тридцати разработаны на основе системы менеджмента качества (СМК).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.