Научная статья на тему 'Операционные геморрагии в хирургии пороков развития позвоночника и спинного мозга у детей'

Операционные геморрагии в хирургии пороков развития позвоночника и спинного мозга у детей Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
43
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Операционные геморрагии в хирургии пороков развития позвоночника и спинного мозга у детей»

Вопросы анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии при критических состояниях

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ^АЦЕТИЛЦИСТЕИНА ПРИ ОТРАВЛЕНИЯХ ПАРАЦЕТАМОЛОМ У ДЕТЕЙ

Амонов Р.Х., Казимова М.К., Гайбуллаев Ж.Ш. Самаркандский государственный медицинский институт, Самаркандский филиал РНЦЭМП

Использование парацетамола, жаропонижающего и анальгетического средства, в рекомендуемых дозах безопасно. В высоких дозах парацетамол может вызвать тяжелые поражения печени. Отравления парацетамолом заслуживают отдельного внимания потому, что жертвами таких отравлений становятся в первую очередь дети. Существует высокий риск развития поражения печени при использовании парацетамола в дозе 150 мг/кг у детей, признаки которого возникают в

1-5% случаев через 3-6 дней от начала приема.

Цель работы. Изучение эффективности ^ацетил-цистеина в комплексной неотложной терапии при развитии отравления парацетамолом.

В 2010-2012 гг. в отделения реанимации и экстренной педиатрии СФ РНЦЭМП поступили 11 детей в возрасте от 6 месяцев до 2 лет с отравлениями парацетамолом, у которых проанализированы результаты анамнестических, клинических, лабораторных и биохимических исследований. Мониторинг отравления включал клинические анализы крови и мочи, контроль уровня печеночных трансаминаз, билирубина, щелочной фосфатазы, протромбинового времени, мочевины, креатинина.

Наблюдения показали, что ребенок (по недосмотру родителей) выпивал парацетамол в виде сиропа или таблеток в дозе от 130 мг/кг до 160 мг/кг массы тела. Больные в основном госпитализированы через

2-8 часов после принятия препарата. При поступлении в стационар общее состояние у всех детей расценивалось как среднетяжелое или тяжелое, что было связано с наличием у них сопутствующей пневмонии или бронхита. У 8 больных наряду с клиникой респираторного заболевания, отмечались тошнота, рвота, потоотделение, бледность кожных покровов, которые проявились через несколько часов после приема парацетамола и были расценены как начальные признаки

отравления.

На отравление парацетамолом указывало наличие у детей признаков, характерных для данного отравления. Так, на вторые сутки в результате обследования у всех больных обнаружено повышение уровня билирубина, щелочной фосфатазы и трансаминаз: АЛТ до 1,4-1,8 ммоль/л, АСТ - 1,8 - 2,3 ммоль/л.

При оказании неотложной помощи в лечении отравлений парацетамолом проведено промывание желудка, назначены энтеросорбенты, слабительные, ин-фузионная терапия, гепатопротекторы.

Всем детям в первые часы госпитализации назначен антагонист парацетамола - N-ацетилцистеин (АЦЦ), который, восполняя истощенные запасы глута-тиона в печени, что является основным патогенетическим механизмом отравления парацетамолом, действует как антиоксидант. Стартовую дозу препарата 140 мг/кг больные дети получали перорально в виде 5% раствора в газированной воде или соке, затем каждые 4-6 часов перорально по 70 мг/кг (до 17 доз). Суточная дозировка N-ацетилцистеина не превышала 420 мг/кг.

В динамике состояние больных улучшалось, признаков фульминантной печеночной недостаточность с развитием желтухи, тромбоцитопении, удлинения протромбинового времени, печеночной энцефалопатии, почечной недостаточности и кардиомиопатии как основных проявлений тяжелого течения отравления не выявлялось.

В катамнезе на 10-12 сутки у всех детей признаки поражения печени не отмечались, а АЛТ и АСТ достигли нормативных величин.

Таким образом, при отравлениях парацетамолом включение в первые часы N-ацетилцистеина предотвращает развитие осложний течения основного заболевания.

ОПЕРАЦИОННЫЕ ГЕМОРРАГИИ В ХИРУРГИИ ПОРОКОВ РАЗВИТИЯ ПОЗВОНОЧНИКА И СПИННОГО МОЗГА У ДЕТЕЙ

Ахмедиев М.М., Ваккасов Н.Й., Ахмедиев Т.М. Республиканский научный центр нейрохирургии, Ташкентская медицинская академия

Цель исследования. Повышение эффективности хирургического лечения детей с врожденной патологией позвоночника и спинного мозга на фоне контролируемого интраоперационного кровотечения.

Материал и методы. Под нашим наблюдением были 97 детей с врожденной патологией позвоночника и спинного мозга. Все дети разделены на возрастные группы до года, от 1 до 3 лет, от 3 до 7 лет. Физическое состояние детей по классификации ASA соответствовало II—III классу. 7 детям были выставлены временные противопоказания из-за наличия сопутствующих состояний в виде анемии различной степени тяжести. В последующем после медикаментозной коррекции и нормализации показателей крови они прооперированы в плановом порядке.

За этот период была произведена 151 плано-

вая реконструктивная операция - этапное удаление спинномозговой грыжи с пластикой грыжевых ворот. Сложные механизмы расстройств ликвороциркуля-ции у подобных больных и их полиморфизм требуют четкого обоснования того или иного пособия и объективного представления о прогнозе и вероятных осложнениях. До операции оценка сопутствующей гидроцефалии, биомеханических свойств мозга и ликворообращения осуществлялась путем определения кефаловентрикулярных коэффициентов по данным КТ, МРТ, а также проведением ликвородинами-ческих исследований.

Обсуждение. Больные оперированы под общим интубационным наркозом в положении на боку или на животе. До операции производилась катетеризация центральных вен, в централизованном порядке заго-

256

Вестник экстренной медицины, 2013, № 3

Критик холатларда анестезиология, реанимация ва интенсив терапия масалалари

тавливалась эритроцитарная масса, свежезамороженная плазма, коллоидные растворы и кристаллоиды. Критических интраоперационных геморрагии в нашей серии наблюдений не было. Для изучения центральной гемодинамики использовались измерение частоты сердечных сокращений, среднего артериального давления, определение ударного и минутного объемов сердца. Теоретические расчеты ОЦК производились по табличным методикам, где ОЦК определялось из расчета для детей до года 80-100 мл/кг, для детей в возрасте до 3 лет - 75-90 мл/кг и для более старшего возраста - 70-80 мл/кг. Периоперационный мониторинг включал показатели гемоглобина, гема-токрита, эритроцитов, тромбоцитов, протромбиновый индекс, гепариновое время, тромботест; изменения водно-электролитного и белкового баланса, артериальное давление, пульсоксиметрию, почасовой диурез, исследование мочи.

Во время операции причиной контролируемого кровотечения являлось обильное кровоснабжение липоменингорадикулоцеле, сложность выключения питающих сосудов до удаления основной массы жировой ткани. Размер опухолей во всех наблюдениях был

огромным - от 4x6x6,5 до 30x40x35 см. Характерно, что все эти геморрагии были ожидаемые, практически планируемые. Особенно тяжело переносили массивные кровопотери и гемотрансфузии дети раннего возраста. В пери- и послеоперационном периоде 8 детей справились с кровопотерей без дополнительной гемо-трансфузии.

Из осложнений в раннем послеоперационном периоде следует отметить подкожное скопление лик-вора, что требовало выведения ликвора и продуктов липолиза, которые препятствовали нормальному заживлению раны, а также наложения давящей повязки и отсрочивания времени снятия швов покровных тканей до 2 недель.

Таким образом, операционные геморрагии в хирургии пороков развития позвоночника и спинного мозга могут встречаться в практике детского нейрохирурга. Хирургический прием, предполагаемый при вмешательстве у каждого ребенка, должен быть обоснован методами нейровизуализации пороков развития позвоночника и спинного мозга, клиническими лабораторными исследованиями с учетом возможной контролируемой интраоперационной кровопотери.

ОСТРАЯ НЕПРОХОДИМОСТЬ КИШЕЧНИКА У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Ахмедов Ю.М., Улугмуратов А.А., Маматов С.О., Турсунов С.Э., Олимов Ф.Ф., Шавкатова Г.Ш.

Самаркандский филиал РНЦЭМП

Функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта от пареза до паралича кишечника являются одной из главных причин смерти при перитоните любой этиологии, в том числе и при острой кишечной непроходимость (ОКН) у детей.

Цель исследования. Анализ результатов лечения детей раннего возраста с острой кишечной непроходимостью.

Материал и методы. Под наблюдением было 59 больных в возрасте от 1 года до 3 лет, оперированных в 1999-2012 гг., на базе отделения детской хирургии Самаркандского филиала РНЦЭМП по поводу различной патологии брюшной полости (острый аппендицит, кишечная непроходимость и перитонитов).

Диагноз острой кишечной непроходимости ставили на основании клинико-рентгенологических данных и УЗИ органов брюшной полости.

Клиническая картина ОКН считалась типичной, при наличии беспокойства, схваткообразных болей, рвоты, задержки стула и газов, а также кала с примесью алой крови. Выраженность клинических проявлений зависела от уровня механического препятствия и сроков развития кишечной непроходимости. В самом начале заболевания боли имели точную локализация и зависели от уровня препятствия. По мере развития заболевания они распространялись по всему животу. На начальных стадиях заболевания наблюдалась асимметрия, наибольшая локальная болезненность, усиленная перистальтика в этой области, что указывало на локализацию препятствия. При высоком уровне механического препятствия асимметрия держалась более длительное время, чем при низком уровне. При обзорной рентгенографии на ранних стадиях заболевания наблюдался пневматоз кишки, который был в виде атипичного ско-

пления газа, «воздушных арок», наблюдались единичные чаши Клойбера. Особое внимание уделяли совпадению клинических и рентгенологических симптомов в одной области живота, что указывало на наличие препятствия по ходу кишечника.

Результаты и обсуждение. Из 59 больных оперированных по поводу острой кишечной непроходимости, у 7 (11,8%) больных была ОСКН, у 52 (88,2%) - инвагинация кишечника. В первые 6 часов заболевания оперирован 41 (69,5%) больной, 15 (25,4%) - спустя 12 часов с момента заболеваниях, 3 (5,1%) - через 24 часа.

Оперативное лечение у 7 больных с кишечной непроходимостью заключалось в устранение непроходимости, оценке жизнеспособности тонкой кишки, выполнении продленной декомпрессии кишечника, санации и дренировании брюшной полости при наличии перитонита. У 30 больных после дезинвагина-ции выявлен некроз кишки различной протяженности, что потребовало ее резекции на расстоянии не менее 8-10 см от границ некроза в проксимальном отделе и 5-6 см в дистальном. У 9 больных межкишечный анастомоз формировался по типу « конец в конец». У 21 больного из-за илеоцекальной инвагинации выполнена правосторонняя гемиколэктомия с наложением анастомоза конец в бок по Витебскому. У 22 больных с инвагинацией тонкого кишечника в толстую произведена дезинвагинация методом выдавливания внедрившейся кишки. После дезинвагинации жизнеспособность кишки была сохранена. Следует отметить, что в ходе оперативной дезинвагинации обязательно производим блокаду корня брыжейки 0,25% раствором новокаина, согревание кишки после дезинвагинации салфетками, смоченными теплым (не более 400 С) изотоническим раствором хлорида натрия.

Shoshilinch tibbiyot axborotnomasi, 2013, № 3

257

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.