Научная статья на тему 'ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ КАК СПОСОБ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В ДОСТИЖЕНИИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ'

ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ КАК СПОСОБ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В ДОСТИЖЕНИИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / СПОСОБ ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИИ / МИКРОУМЕНИЯ / ТАКСОНОМИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Раицкая Г.В.

В статье сделан акцент на описании механизма овладения способом операционализации слушателями курсов повышения квалификации на фрагментах практических действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPERATIONALIZATION AS A WAY OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF A TEACHER IN ACHIEVING THE PLANNED RESULTS BY PRIMARY SCHOOL PUPILS

The article focuses on the description of the mechanism of seizing stage-by-stage work of listeners of training courses on fragments of practical actions.

Текст научной работы на тему «ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ КАК СПОСОБ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В ДОСТИЖЕНИИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ»

ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ КАК СПОСОБ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В ДОСТИЖЕНИИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

Г. В. РАИЦКАЯ, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой начального образования КК ИПКиППРО (Красноярск) raigala@kipk.ru

В статье сделан акцент на описании механизма овладения способом операционализации слушателями курсов повышения квалификации на фрагментах практических действий.

The article focuses on the description of the mechanism of seizing stage-by-stage work of listeners of training courses on fragments of practical actions.

Ключевые слова: профессиональный стандарт, планируемые образовательные результаты, способ операционализации, микроумения, таксономия

Key words: professional standard, planned educational results, the method of stage-by-stage work, actions, micro skills, taxonomy

Проведенные на кафедре начального образования Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования скринин-говые исследования показали, что еще в 2011 году готовность к реализации федеральных государственных образовательных стандартов отметили более 80 % педагогов, причем они не заявляли о серьезных проблемах, связанных с организацией учебного процесса. Однако на практике во время первой волны введения ФГОС процент учителей, готовых работать на высоком профессиональном уровне, был достаточно низким.

В 2017 году результаты исследования аналогичной анкеты показали, что педагоги осознанно и достаточно критично подходят к анализу собственной профессиональной деятельности. Они не только выявляют дефициты в своей практике, но и составляют достаточно серьезный список тех профессиональных ошибок и

проблем, которые не в состоянии самостоятельно преодолеть, и просят о сопровождении их для дальнейшей успешной профессиональной деятельности. Об этом свидетельствуют исследования, проведенные и в других регионах России [1; 2; 3; 4; 7; 8].

Одной из таких заявленных учителями проблем является овладение способом операционализации, который помогает им работать на гарантированное обеспечение достижений планируемых результатов младшими школьниками, что становится возможным в условиях специально организованной поэтапной деятельности педагога — от этапа формулирования цели до ее практического воплощения, направленной на достижение поставленных образовательных целей на каждом этапе реализации, предполагающей «включенность всех обучающихся в учебный процесс посредством создания комфортных образовательных условий» [5].

Процесс достижения планируемых

результатов является достаточно сложным, так как во ФГОС акцент в образовании делается на обеспечении развития универсальных учебных действий (далее — УУД) на материале основ наук. Как минимум педагог должен создать комфортные условия, гарантирующие всем обучающимся освоение личностных, метапред-метных, предметных образовательных результатов. По сути, сам педагог должен понимать весь механизм процесса, нацеленного на достижение образовательных результатов.

Профессиональный стандарт педагога содержит требования, направленные на достижение учащимися качественных результатов, касающиеся разработки основной образовательной программы начального общего образования, проектирования образовательного процесса на основе ФГОС НОО и формирования у детей умения учиться. В основе трудовых действий лежит способность педагогов работать с планируемыми образовательными результатами младших школьников.

Анализируя прописанные планируемые результаты в ООП НОО образовательных организаций, можно увидеть, что до сих пор встречаются случаи, когда планируемые результаты переписываются из примерных программ или скачиваются из интернета.

Получается, что каждому учителю начальных классов, с одной стороны, необходимо иметь программы по учебным предметам и курсам внеурочной деятельности; с другой стороны, перед ним стоит задача написать программы, «позволяющие выйти на иной качественный уровень и гарантировать достижение младшими школьниками планируемых результатов» [5]. Качественный уровень обеспечивается за счет того, что образовательные результаты в программах прогнозируются заранее.

В основе трудовых действий лежит способность педагогов работать с планируемыми образовательными результатами младших школьников.

Значит, педагогу важно быть компетентным в вопросах, связанных с управлением, организацией и методикой образовательной деятельности, в том числе с созданием условий для гарантирования достижения результатов школьниками. Именно от умения правильно планировать результаты во многом зависит и качество обучения детей. Сотрудники кафедры начального образования КК ИПКиППРО считают, что каждый педагог должен овладеть способом операциона-лизации, позволяющим ему конкретизировать детские действия и эффективно планировать организацию образовательного процесса.

Что понимается под способом опера-ционализации?

Операционализация (от лат. орега^о — действие) в широком смысле представляет собой процесс приведения понятий к такому виду, который позволит работать с ними на практическом уровне, оперировать ими при решении конкретных аналитических и прогностических задач. В более узком смысле операцио-нализация — это приведение понятия к измеряемому виду. Для измерения достижения большинства требований необходима их операционализация, то есть конкретизация с ориентацией на измеря-емость.

Описанные во ФГОС НОО планируемые для 4-го класса результаты отсрочены на достаточно длительный промежуток времени (четыре года), а значит, педагогу необходимо эти результаты конкретизировать, приблизить к реальному времени достижения. По окончании начальной школы младший школьник должен оперировать каждым умением, оно должно быть «выращено» в нем как способ действования. Ни один обучающийся начальной школы не справится с такой задачей самостоятельно, поэтому учителю следует самому освоить данный способ, а затем так организовать образовательную урочную и внеурочную деятель-

ность, чтобы младшие школьники к окончанию 4-го класса умели самостоятельно ставить собственные цели и достигать их.

Для оценки достижения планируемых результатов необходимо определить или выбрать таксономию, в рамках которой должны разрабатываться задания и инструментарий в целом. Слово таксономия происходит от греческих слов taxis — располагать по порядку, nomos — закон. Все наиболее часто используемые таксономии в измерениях имеют уровневую структуру (Б. Блум, СОЛО-таксономия, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, В. П. Симонов, В. П. Беспалько, П. Г. Нежнов, Б. Д. Эль-конин, таксономии международных исследований TIMSS, PIRLS, PISA).

Мы рекомендуем использовать общий прием конкретизации целей таксономии Б. Блума, где основная идея исходит из действия обучающихся в когнитивной области, а предлагаемые им глаголы применяются для формулировки конкретных учебных целей — результатов. В этом случае нам поможет способ операционали-зации, в котором инструментом выступит данная таксономия. Ранее нами описан алгоритм качественной формулировки планируемых результатов, в том числе при планировании результатов уроков [6].

Конкретизация образовательных результатов— это описание того, что ученик может сделать в результате обучения. Общий прием конкретизации целей — использовать глаголы, указывающие на определенное действие. Максимальная конкретизация (детализация) целей позволяет учителю описать результат обучения настолько подробно, что этот прогноз подводит его к требуемому способу контроля (оценки).

Как происходит работа по формированию способа операционализации у педагогов? Одно из заданий исследования мы даем во время курсов повышения квалификации: все учителя берут по одному из заявленных в стандарте предметных и метапредметных результатов (любых) и конкретизируют их. Если учи-

тель качественно выполняет конкретизацию результатов, значит, он освоил способ операционализации. Если допущены ошибки, то способ еще не освоен. Практика показывает, что педагоги, впервые пришедшие на курсы повышения квалификации, в начале курсов самостоятельно с такими заданиями не справляются, с помощью коллег справляются 6—9 %, по окончании курсов 82 % учителей осваивают способ. Такое задание является диагностичным в рамках модуля по освоению данного способа.

Следует отметить, что универсальное учебное действие не изучается и не присваивается одномоментно, поэтому необходимо длительное и целенаправленное обучение учителей в рамках содержания программы, прежде чем умение станет у них осознанным действием.

Что должны делать педагоги в данном задании? Сначала необходимо разделить планируемый результат на действия, которые в свою очередь раскладываются на более мелкие операции, относящиеся к этому действию, иначе их называют микроумениями. Учитель мыслит от общего к частному, а ребенок — от частного к общему (см. рисунок). Обучающиеся на уроках идут от отработки отдельных операций к действию. Таких действий в способе должно быть не менее двух. Из суммарно освоенных действий складывается способ.

Способ операционализации

операции _

(^О ¿Г"^^7 ( действия ^

° Л._

С \

способ

ч_)

Продемонстрируем данный механизм овладения способом на жизненном примере — осваиваемом умении вязать одежду на спицах. Сначала надо приобрести

навык вывязывания лицевых и изнаночных петель, но это далеко от нашего запланированного конечного результата. Следующим шагом станет формирование умения рассчитывать раппорт полотна из лицевых петель, затем — овладение навыком вывязывания элементарных узоров, потом — овладение навыком вывязывания сложных узоров, следующий шаг — расчет раппорта узоров для простых изделий (например, шарфика, носков), после него — построение выкройки первой вязаной модели. В приведенном примере каждый шаг является операцией, но наступает момент, когда из ряда многочисленных операций складывается действие (вязание раппорта узора, полотна с элементарным узором), а из серии однотактных действий — способ вязания на спицах.

Если говорить о педагогике, то здесь значительно сложнее разложить способ на мелкие составляющие, то есть разобраться в операциях, действиях. В рамках всех курсов повышения квалификации мы сначала анализируем способ на примере предметного результата, а затем — метапредметного.

Каждый образовательный результат должен быть представлен через действие, объект действия и, по возможности, через условие реализации этого действия (см. схему). Например: группировать (действие) числа (объект) по самостоятельно установленному признаку (условие).

Схема формулирования образовательного результата

( ДЕЙСТВИЕ )-^ ОБЪЕКТ )-^ УСЛОВИЕ )

Для достижения предметных и мета-предметных результатов важно спланировать детские действия, которые потом вырастут у них во все виды учебных умений.

Возьмем для примера один предметный результат, который в конце 4-го класса

станет умением: «пользуется алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации» (русский язык, раздел «Фонетика и графика»). Действие: знает последовательность букв в русском и родном алфавите; операции (микроумения): называет буквы по алфавиту; упорядочивает слова в алфавитном порядке; находит заданную информацию (например, слова), используя алфавит.

Теперь применим данный способ для получения метапредметного результата, который в конце 4-го класса станет умением: «строит общение со сверстниками». Действие: излагает свое мнение; операции (микроумения): составляет собственное мнение по отношению к объекту; соотносит ранее существующее представление с научным содержанием; высказывает собственные смыслы (мысль) с опорой на текст (индивидуально или в группах).

Каждый результат, направленный на формирование универсальных учебных действий, становится тем критерием, который понимает не только педагог, но и сам учащийся. Другими словами, требования к результатам образования, представленные в стандартах в общем виде, необходимо конкретизировать с ориентацией на их измеряемость.

Алгоритм работы с планируемым образовательным результатом складывается следующим образом: способ раскладываем на действия, каждое из которых делим на операции. Когда мы говорим об измеряемости умений, то речь как раз идет об их операционализации — расщеплении на более мелкие операции (микроумения) (см. таблицу 1 на с. 93).

Следующий шаг — распределить все операции и действия в соответствии с годом обучения. Для этого заполняются колонки планируемых результатов по формированию УУД на конец учебного года для учащихся 1-х, 2-х и 3-х классов по всем видам УУД (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, работа с текстом, ИКТ).

Таблица 1

Требования стандарта к достижению планируемых метапредметных результатов (фрагмент)

Требования к выпускнику начальной школы Операции (микроумения)

Использует знаково-символические средства, в том числе модели и схемы / Преобразует объект в знак; / соотносит знак с объектом; / соотносит знак с действием; / разбивает объект на отдельные части; / составляет модель объекта из знакомых знаков и символов

Составляет простые схемы / Выделяет объекты; / определяет характеристики объектов; / устанавливает отношения между характеристиками объектов; / изображает графически выявленные отношения; / обосновывает полученную схему

Принимает и сохраняет учебную задачу / Соотносит известное с неизвестным; / выполняет действие по реализации задачи совместно с учителем; / понимает инструкцию учителя; / принимает участие в коллективном обсуждении; / по образцу выполняет учебную задачу; / результат соотносит с поставленной учебной задачей; / выдвигает собственные ходы решения учебной задачи в группе; / самостоятельно придумывает пути решения учебной задачи; / определяет границы знания / незнания; / фиксирует незнания; / ставит цели учебной задачи; / планирует собственные действия; / определяет пути решения; / осуществляет пробы

Таблица 2

Таблица планируемых метапредметных результатов (фрагмент)

Виды УУД Планируемые метапредметные результаты

1-й класс 2-й класс 3-й класс 4-й класс

Регулятивные Под руководством учителя удерживает учебную задачу, поставленную учителем Самостоятельно формулирует учебную задачу. Выпол-н я ет уч ебную задачу пошагово с помощью учителя Самостоятельно формулирует учебную задачу. Выстраивает план собственных действий. Находит ресурс для решения учебной задачи Принимает и сохраняет учебную задачу

Познавательные Различает знаки, схемы и символы, приведенные в учебнике, предложенные учителем Осуществляет запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ Использует знаково-символические средства и модели (в том числе виртуальные) и схемы (концептуальные) для решения задач Осуществляет поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве интернета

Окончание табл. 2

Виды УУД Планируемые метапредметные результаты

1-й класс 2-й класс 3-й класс 4-й класс

Коммуникативные Учитывает мнение сверстников после обращения учителя Учитывает разные мнения. Стремится к координации различных позиций в сотрудничестве Договаривается со сверстниками. Приходит к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов Допускает возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной

Четко определив образовательный результат, педагог точно сможет оценить качество усвоения детьми нового способа или какого-либо действия. Кроме того, важным достижением для него становится рефлексия собственной профессиональной деятельности, благодаря чему постепенно появляется новая ценность — возможность самообразовывать себя за счет выявления собственных дефицитов.

Каждому учителю следует приложить максимальные профессиональные усилия

ЛИТЕРАТУРА _

для того, чтобы результатом образования младших школьников стали не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении.

Только при сохранении на основном и старшем уровнях образовательной организации всего положительного, что «выращено» в детях в начальной школе, обучающиеся смогут комфортно чувствовать себя на дальнейших этапах обучения.

1. Бармин, Н. Ю. Повышение квалификации педагогических работников как условие формирования человеческого капитала инновационного развития / Н. Ю. Бармин//Нижегородское образование. — 2012. — № 1. — С. 4—11.

2. Бондарева, И. И. Модель сопровождения педагогов начального образования как ресурс эффективной реализации ФГОС / И. И. Бондарева // Нижегородское образование. — 2014. — № 3. — С. 23—31.

3. Калинкина, Е. Г. Современные подходы и модели повышения квалификации педагогических и руководящих работников в условиях инновационного развития образования / Е. Г. Калинкина // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. — 2012. — № 2-2. — С. 126—128.

4. Панарина, С. С. Педагогическая модель организации совместной учебной деятельности взрослых слушателей дополнительных профессиональных программ / С. С. Панарина // Сибирский педагогический журнал. — 2017. — № 5. — С. 62—69.

5. Раицкая, Г. В. Достижение планируемых образовательных результатов в начальной школе / Г. В. Раицкая // Сибирский учитель. — 2017. — № 1 (110). — С. 111—113.

6. Раицкая, Г. В. Особенности планирования результатов уроков /Г. В. Раицкая //Начальная школа. — 2016. — № 2. — С. 49—53.

7. Сорокина, Т. М. Развитие профессиональной компетентности педагога начальной школы в системе высшего и дополнительного профессионального образования / Т. М. Сорокина, С. А. Максимова // Нижегородское образование. — 2013. — № 4. — С. 49—56.

8. Тивикова, С. К. Многоуровневая вариативная модель подготовки учителей к реализации ФГОС начального общего образования / С. К. Тивикова // Нижегородское образование. — 2011. — № 2. — С. 79—85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.