Научная статья на тему 'ЭТАПЫ ОВЛАДЕНИЯ ПЕДАГОГОМ ТЕХНОЛОГИЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО РЕШЕНИЮ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ'

ЭТАПЫ ОВЛАДЕНИЯ ПЕДАГОГОМ ТЕХНОЛОГИЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО РЕШЕНИЮ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ТЕХНОЛОГИЯ РЕШЕНИЯ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ / ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ РЕШЕНИЯ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ ПЕДАГОГАМИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Раицкая Г.В.

В статье анализируются особенности деятельности педагога по решению проектных задач, представлены некоторые итоги кафедрального проекта, описываются этапы становления технологии решения проектных задач педагогами. Рассматривается возможность использования данного содержания в ходе курсов повышения квалификации в модуле «Новые формы детской деятельности: решение проектных задач».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Раицкая Г.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STAGES OF MASTERING A TEACHER TECHNOLOGY OF THE ORGANIZATION OF ACTIVITY OF PRIMARY SCHOOL PUPILS FOR THE SOLUTION OF DESIGN TASKS

The article analyzes the peculiarities of activity of a teacher according to the design presented some results of the metropolitan project, describes the stages of technology implementation of the project tasks by the teachers. The possibility of using this content in the courses in the module «New forms of children’s activity: solving design problems».

Текст научной работы на тему «ЭТАПЫ ОВЛАДЕНИЯ ПЕДАГОГОМ ТЕХНОЛОГИЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО РЕШЕНИЮ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ»

ЛИТЕРАТУРА _

1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К. А. Абульханова-Славская. — М. : Наука, 2008. — 335 с.

2. Кузьмина, Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. — М. : Высшая школа, 2000. — 118 с.

3. Кульневич, С. В. Педагогика личности от концепций до технологии : учебное пособие / С. В. Кульне-вич. — Ростов н/Д : Учитель, 2001. — 160 с.

4. Национальная энциклопедическая служба //URL: http://CyberLeninka.ru/article/n/akmeologicheskaya-napravlennost-kak-faktor-samorazvitiya-spetsialista.pdf.

5. Рева, Г. В. Акмеологическая направленность как фактор саморазвития специалиста /Г. В. Рева // URL : http://yandex.ua/clck jsredir?from=yandex.ua%3Bsearch%2F%3Bweb%3B%3B&text=&etext=817. nqdklcEgi0Ks9Pe_EaML860yUhABm0qi-kAVp6X-xXd-.

6. Рубинштейн, С. Л. О мышлении и путях его исследования / С. Л. Рубинштейн. — М. : АН СССР, 1958. — 147 с.

7. Семенов, И. Н. Типы взаимодействия наук и методологические ориентации творчества и рефлексии / И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов // Наука о человеке / под ред. Б. Ф. Ломова [и др.]. — М., 2005. — С. 35—48.

8. Современный философский словарь / под ред. В. Е. Кемерова. — М., 2006. — 608 с.

ЭТАПЫ ОВЛАДЕНИЯ ПЕДАГОГОМ ТЕХНОЛОГИЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО РЕШЕНИЮ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ

Г. В. РАИЦКАЯ, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой начального образования КК ИПКиППРО (Красноярск) raigala@kipk.ru

В статье анализируются особенности деятельности педагога по решению проектных задач, представлены некоторые итоги кафедрального проекта, описываются этапы становления технологии решения проектных задач педагогами. Рассматривается возможность использования данного содержания в ходе курсов повышения квалификации в модуле «Новые формы детской деятельности: решение проектных задач».

The article analyzes the peculiarities of activity of a teacher according to the design presented some results of the metropolitan project, describes the stages of technology implementation of the project tasks by the teachers. The possibility of using this content in the courses in the module «New forms of children's activity: solving design problems».

Ключевые слова: деятельность педагога, повышение квалификации, технология решения проектных задач, этапы1 становления решения проектны1х задач педагогами

Key words: activities of the teacher, professional development, technology solutions project objectives, stages of implementation of the project tasks by the teachers

При внедрении метода проектного обучения в образовательную деятельность школы решающая роль отводится педагогу.

Сегодня образовательными организациями реализуются федеральные государственные образовательные стандарты, а это значит, что задачи, направленные на повышение качества начального образования, должны быть понятны педагогам с точки зрения механизма их получения. На многие вопросы до сих пор нет ответов. Как надо действовать современному учителю, чтобы каждый выпускник начальной школы достиг поставленных результатов? Каких образовательных результатов должны достичь младшие школьники? Какие существуют пути формирования метапред-метных результатов? На вопросы, связанные с достижением младшими школьниками планируемых результатов, постараемся ответить в этой статье.

На наш взгляд, в начальной школе должна быть такая форма организации детей, которая позволит гарантировать формирование универсальных учебных действий (УУД) у каждого младшего школьника, — это проектные задачи. Именно решение проектных задач, с одной стороны, будет способствовать становлению самостоятельной творческой учебной деятельности каждого обучающегося, с другой стороны, это отвечает требованиям ФГОС по достижению образовательных результатов обучающимися, освоившими основную образовательную программу начального общего образования. Несомненно, при внедрении метода проектного обучения в образовательную деятельность школы решающая роль отводится педагогу. Из носителя знаний и информации учитель превращается в организатора детской деятельности и консультанта по решению поставленной задачи.

Исследование проблемы организации деятельности педагога по решению про-

ектных задач на кафедре начального образования Красноярского ИПКиППРО проходило с 2010 года, а в течение двух последних лет в институте реализовался кафедральный проект «Возможности изменения практики педагога по достижению младшими школьниками планируемых результатов». Об этом можно подробно прочитать в публикациях сотрудников кафедры начального образования [3; 4]. Нами разрабатывалось содержание проектных линий, направленных на достижение предметных результатов по русскому языку, математике, окружающему миру и иностранному языку, а также на достижение метапредметных результатов по смысловому чтению и групповому проектированию [2].

Разработанное содержание используется нами в ходе курсов повышения квалификации в рамках модуля «Новые формы детской деятельности: решение проектных задач». В данной статье мы представляем результаты кафедрального проекта, описывающие этапы освоения технологии решения проектных задач педагогами. Логика освоения данной технологии следующая: сначала нужно понять существенные основания проектной деятельности, в том числе проектной задачи (первый этап); подготовить необходимый пакет материалов по проектной задаче (второй этап); провести апробацию и корректировку разработанных материалов (третий этап) и только после этого осуществить тиражирование опыта (четвертый этап). Каждый этап содержит в себе определенную последовательность, которую мы обозначили как ряд конкретных шагов в освоении данной технологии.

3 Первый этап:

— анализ текста ФГОС НОО по выявлению требований к педагогу, направленных на организацию деятельности с детьми младшего школьного возраста;

— разведение понятий «проект» и «проектные задачи» на основе научных текстов;

— выявление предназначения проектных задач в рамках требований стандарта;

—операционализация планируемых метапредметных результатов, способствующих формированию умения решать проектные задачи.

3 Второй этап:

— определение места проектных задач в учебном плане (программе по учебным предметам, программе по внеурочной деятельности) образовательной организации.

— планирование деятельности педагога по организации учебного сотрудничества в процессе решения проектных задач;

— составление технологической карты проектной задачи;

— разработка пакета материалов проектной задачи.

3 Третий этап:

— апробация разработанной проектной задачи в практике;

— коррекция пакета материалов проектной задачи.

3 Четвертый этап: тиражирование опыта.

В рамках данной статьи невозможно подробно описать все этапы становления технологии по решению проектных задач у педагогов, поэтому кратко опишем первый этап работы и дадим рекомендации педагогам, начинающим внедрять проектные задачи в начальной школе.

Шаг первый: анализ текста ФГОС НОО по выявлению требований к педагогу, направленных на организацию деятельности с детьми младшего школьного возраста

Отличительной особенностью ФГОС НОО является деятельностный подход, ставящий главной целью развитие личности обучающегося на основе овладения универсальными учебными действиями, познания и освоения мира. В основе деятельности лежат методы, обеспечивающие становление самостоятельной твор-

ческой учебной деятельности обучающегося при решении реальных жизненных задач. Как минимум педагог должен создать комфортные условия, позволяющие гарантировать всем обучающимся освоение трех групп образовательных результатов (личностных, ме-тапредметных, предметных). Причем без сфор-мированности у школьников какой-либо группы результатов не может быть выполнено требование стандарта к освоению основной образовательной программы начального общего образования.

На наш взгляд, наиболее сложным является требование к достижению младшими школьниками метапредметных результатов. Отметим, что в основе решения проектных задач заложены все виды универсальных учебных действий, включающих в себя личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные. Однако, на наш взгляд, при решении проектных задач акцент в большей степени ставится на возможность формирования регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий. Групповое проектирование — это одна из форм, позволяющая технологично «выращивать» умение коллективно решать поставленную задачу за счет организации учебного сотрудничества на основе совместных коммуникаций.

Шаг второй: разведение понятий «проект» и «проектные задачи» на основе научных текстов

Обращаясь к истории, отметим, что основоположником метода проектов считается Джон Дьюи (1859—1952), который предполагал строить обучение на активной основе через целесообразную деятельность ученика, базирующуюся на его личном интересе именно к этому знанию. Значит, одним из эффективных способов формирования самостоятельности и развития познавательных умений является метод проектов.

В основе решения проектных задач заложены все виды универсальных учебных действий, включающих в себя личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные.

Исследуя труды о проектной деятельности в начальной школе А. Б. Воронцова, В. М. Заславского, К. Н. Поливановой и других ученых, мы разделяем их точку зрения о том, что младший школьный возраст — тот возраст, когда обучающиеся способны освоить метод проектирования, но только как решение проектной задачи. «Полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным

возможностям младших школьников. В начальной школе могут возникнуть ее прообразы в виде творческих заданий или специально созданной системы проектных задач» [1].

В ходе курсов слушателям предлагаются тексты, в которых они выделяют основания для сравнения понятий «проект» и «проектная задача». Некоторые основания приведены в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительная таблица понятий

Основания для сравнения Проект Проектная задача

Цель Создание проекта по предложенному алгоритму Нахождение путей решения конкретной задачи

Результат Самоизменение школьника Самоизменение школьника

Продукт Проект Решенная проектная задача

Ресурс Дается алгоритм Выдается пакет материалов

Форма организации Индивидуальная, парная, групповая (доминирует коллективная) Индивидуальная, парная, групповая (в динамике от одного человека до группы)

Методика проведения Самостоятельная деятельность учащегося в урочное, внеурочное время Деятельность учащегося в урочное, внеурочное время под руководством учителя

Структура работы 5 «П»: проблема, проектирование, поиск информации, продукт, презентация Полный пакет (оценочный лист, инструкции и т. д.)

Возраст Средняя и старшая школа Начальная школа

Специфика Учитель не предполагает, какой получится проект Учитель знает результат, выбор способов решения ограничен

Учитель предлагает свободный выбор способов решения Существует комплексная система заданий

Эффект Сформированы компетентности, но только разного «набора»

Из таблицы видно, что по некоторым основаниям понятия одинаковы (при учете возраста), а по отдельным отличаются. Поэтому возникает ситуация, когда приходит понимание того, что проектная задача — это создаваемый «интеллектуальный фундамент» ребенка, на котором в дальнейшем выстроится его проектная деятельность как ведущая.

Проект (от лат. projectus, букв.) — брошенный вперед (Советский энциклопедический словарь). Проект (англ. project) — что-либо, что задумывается или плани-

руется, большое предприятие (Толковый словарь Вебстера). Отметим, что в различных словарях толкование понятия схоже.

Основная идея системы проектных задач заключается в том, что, решая их, младший школьник фактически осваивает основы способа проектирования. Таким образом, проектные задачи в начальной школе могут стать прообразом будущей проектной деятельности подростков. Процесс формирования УУД при решении проектных задач требует его

алгоритмизации, включающей следующие шаги: анализ проблемы; планирование действий группы; постановка и согласование цели действия группы; нахождение путей решения проблемы; решение проблемы (моделирование); рефлексия деятельности по получению результата; представление группового результата (продукта).

Итак, проектная задача — это система заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта». Фактически проектная задача задает общий способ проектирования с целью получения ребенком нового (до этого неизвестного) результата [1].

Учителю, разрабатывающему проектные задачи, необходимо помнить, что нельзя брать предметное учебное содержание, то есть не должно быть конкретных ориентиров на ранее изученные темы или области знаний, к которым относятся те или иные задания (дублирование содержание учебника). Младшие школьники должны находиться в состоянии неопределенности относительно способа решения и тем более конечного результата.

Эти задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания, они вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность, дают возможность опробовать различные пути решения. Главным достижением при работе с проектными задачами выступает становление учебного сотрудничества школьников.

Шаг третий: выявление предназначения проектных задач в рамках требований ФГОС

Одной из приоритетных задач начального образования во все времена была задача «научить учиться», то есть вооружить детей обобщенными способами учебной деятельности, которые обеспечивали бы успешный процесс обучения в средней школе. Технология решения проектных задач позволяет формировать комп-

лекс УУД младших школьников, которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться».

Способность к проектной деятельности означает, что как только обучающийся сталкивается с небезразличной ему проблемой, сразу включаются мыслительные процессы оценивания ситуации, проблемы и возможности ее решения с помощью проектирования. Для того чтобы сформировать способность к проектной деятельности, необходимо сформировать систему действий и операций проектной деятельности, проектные умения.

Решение проектной задачи принципиально требует коллективно-распределительной деятельности учащихся — работы в парах, малых группах. Под групповой формой обучения понимают такую форму организации деятельности, при которой на базе класса создаются небольшие детские группы (3—5 учащихся) для совместного выполнения учебного задания. При этом проявляются умения планировать ход решения задачи между членами группы, осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль.

Шаг четвертый: операционали-зация планируемых метапредметных результатов, способствующих формированию умения решать проектные задачи

Сформированными результатами при групповом проектировании будем считать овладение обучающимися регулятивными и коммуникативными действиями. Владение регулятивными действиями будем рассматривать как умение младших школьников управлять собственными действиями (целеполагание; планирование; контроль; коррекция; умение выбирать способы и средства, адекватные поставленным задачам).

Одной из приоритетных задач начального образования во все времена была задача «научить учиться», то есть вооружить детей обобщенными способами учебной деятельности, которые обеспечивали бы успешный процесс обучения в средней школе.

Таблица 2

Динамика формирования регулятивных УУД при решении проектных задач

Целеполагание 1-й класс 2-й класс 3-й класс 4-й класс

Единолично уточняет тему, выбирает форму, записывает Выявляется лидер команды (капитан, командир и др). Уточняет тему, выбирает форму, записывает общую мысль Организует работу группы (2—3 человека) под руководством учителя Включает в работу большую часть группы (3— 4 человека)

Формулирует учебную задачу под руководством учителя Самостоятельно формулирует учебную задачу и сохраняет учебную задачу под руководством учителя Самостоятельно формулирует и сохраняет учебную задачу (ПУ) Самостоятельно формулирует и сохраняет учебную задачу (БУ)

Планирование Составляет план по инструкции учителя Составляет план в паре по алгоритму учителя Участвует в составлении плана в работе группы (3—4 человека) под руководством учителя и берет на себя ответственность за часть работы (роли) Планирует свои действия с поставленной задачей и условиями ее реализации

Единолично обсуждает и фиксирует результат (лист самооценки) Обсуждает и фиксирует работу в паре (лист самооценки, где есть моя роль) Лидер с привлечением 2—3 человек обсуждает и фиксирует результат Лидер обсуждает и фиксирует результат с привлечением большей части групппы

Прогнозирование С помощью учителя высказывает собственное предположение о продукте Самостоятельно предполагает описание продукта с помощью вопросов учителя в паре (БУ), в группе по 2—3 человека (ПУ) Самостоятельно предполагает описание продукта с помощью вопросов учителя в группе по 3—4 человека Предполагает ожидаемый результат (продукт)

Возвращается к реализации плана под руководством учителя (лист самооценки) Один из двух сверяет план с деятельностью, которая происходит в группе (лист контроля) Один или двое сверяют план с деятельностью, которая организуется в группе (лист контроля) Исполняют соответствие проекта плану более 50 % человек в группе

Сформированность коммуникативных действий предполагает воспитание в обучающихся таких качеств, как активность участия в планировании, участие в группе с распределением функций и их выполнением, соответствие исполнению действий по плану, самоконтроль своих действий.

Владение коммуникативными действиями младшими школьниками будем рассматривать как их умение общаться, делать общее дело, беседовать, связывать, сообщать, передавать (смыслы) при решении общей задачи, а также при формировании отдельных познавательных действий (навыки работы с информацией, умение использовать устройства и средства ИКТ с целью решения познавательной и/ или коммуникативной задачи).

Используя способ операционализации, все образовательные планируемые мета-предметные результаты мы конкретизируем для 3-х и 4-х классов в таблице на с. 119.

Первый этап овладения педагогом технологией организации деятельности детей по решению проектных задач является значимым в образовательной деятельности педагога, направленной на формирование универсальных учебных действий. Целенаправленная деятельность педагога дает возможность на следущих этапах работы не только составлять технологические карты проектных задач, но и разрабатывать пакет материалов по их решению, которые позволят мотивировать обучающихся на совместную работу в

Таблица 3

Планирование результатов по формированию коммуникативных универсальных учебных действий (фрагмент)

№ п/п Коммуникативные действия

3-й класс 4-й класс

1 Воспринимает разные точки зрения, в том числе не совпадающие с его собственной 3 Допускает возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируется на позицию партнера в общении и взаимодействии; 3 учитывает разные мнения и интересы и обосновывает свою позицию

2 3 Высказывает свое мнение по проблеме при выработке общего решения; 3 формулирует собственное мнение и позицию 3 Формулирует собственное мнение и позицию; 3 аргументирует свою позицию и координирует ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

3 3 Строит понятные для партнера высказывания; 3 учитывает, что партнер знает и видит, а что нет 3 Строит понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; 3 с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передает партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия

4 Обращается к партнеру с вопросом по организации собственной деятельности 3 Задает вопросы; 3 задает вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

5 3 Следит за исполнением работы участников группы; 3 предлагает партнеру свою помощь; 3 принимает помощь товарища 3 Контролирует действия партнера; 3 осуществляет взаимный контроль и оказывает в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

6 Проговаривает свои действия при работе в группе одноклассников 3 Использует речь для регуляции своего действия; 3 адекватно использует речь для планирования и регуляции собственной деятельности

группе, на поиск нестандартных путей решения поставленных задач, на бесконфликтное общение младших школьников. Мы уверены, что последовательно организованные четыре этапа данной техно-

логии позволят педагогу грамотно построить работу с младшими школьниками, которые осуществят нашу самую заветную педагогическую цель — захотят учиться самостоятельно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА _

1. Воронцов, А. Б. Проектные задачи в начальной школе : пособие для учителя / А. Б. Воронцов,

В. М. Заславский, С. В. Егоркина [и др.] ; под ред. А. Б. Воронцова. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2011.

2. Раицкая, Г. В. Достижение младшими школьниками планируемых результатов в процессе обучения групповому проектированию /Г. В. Раицкая // Достижение планируемых результатов младшими школьниками (3 класс) : учебно-методическое пособие / под ред. Г. В. Раицкой. — Красноярск, 2015.

3. Раицкая, Г. В. Пути достижения образовательных результатов в начальной школе (из опыта работы) / Г. В. Раицкая //Управление развитием образования. — 2015. — № 1. — С. 44—46.

4. Раицкая, Г. В. Реализация кафедрального проекта, направленного на изменение практики муниципальных территорий по достижению планируемых результатов / Г. В. Раицкая // Достижение планируемых результатов младшими школьниками (3 класс) : учебно-методическое пособие / под ред. Г. В. Раицкой. — Красноярск, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.