Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАКСОНОМИИ Б. БЛУМА ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В РАМКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАКСОНОМИИ Б. БЛУМА ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В РАМКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАКСОНОМИЯ / КВАЛИФИКАЦИЯ / ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Раицкая Г.В., Мартынец М.С.

В статье обосновывается целесообразность использования таксономии Б. Блума для разработки принципиально новой модели постдипломного обучения учителей. Таксономия применяется для понимания уровней квалификации и динамики развития должностей учителя, что ведет к созданию принципиально нового вида программ повышения квалификации педагогов на основе профессионального стандарта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

B. BLOOM’S TAXONOMY USING IN THE DEVELOPMENT OF THE ADVANCED TRAINING PROGRAM WITHIN THE FRAMEWORK OF PEDAGOGUE’S PROFESSIONAL STANDART

The article substantiates expediency of B. Bloom’s taxonomy using for a fundamental new model of teachers’ advanced education development. Taxonomy is used to understand the skill levels and dynamics of the teacher’s posts development, which leads to the creation of a fundamentally new type of professional development programs for teachers based on a professional standard

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАКСОНОМИИ Б. БЛУМА ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В РАМКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА»

Повышение квалификации педагогических кадров

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАКСОНОМИИ Б. БЛУМА

ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

В РАМКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА

Г. В. РАИЦКАЯ, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой начального образования Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования raitskaya@kipk.ru

М. С. МАРТЫНЕЦ, кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования martynets@kipk.ru

В статье обосновывается целесообразность использования таксономии Б. Блума для разработки принципиально новой модели постдипломного обучения учителей. Таксономия применяется для понимания уровней квалификации и динамики развития должностей учителя, что ведет к созданию принципиально нового вида программ повышения квалификации педагогов на основе профессионального стандарта.

The article substantiates expediency of B. Bloom's taxonomy using for a fundamental new model of teachers' advanced education development. Taxonomy is used to understand the skill levels and dynamics of the teacher's posts development, which leads to the creation of a fundamentally new type of professional development programs for teachers based on a professional standard

Ключевые слова: таксономия, квалификация, повышение квалификации педагогов, программа повышения квалификации

Key words: taxonomy, qualification, teachers' training, post-graduate program

Сегодня педагогической общественностью Красноярского края широко обсуждаются модели введения профессионального стандарта педагога [3], требующего иных подходов к созданию моделей повышения квалификации, разработке программ дополнительного профессионального образования (далее — ДПО), а также к организации различных форм обучения слушателей, которые даны во многих авторских исследованиях [1; 2; 6; 7]. С введением профессионального стандарта педагога на кафедре начального образования Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (далее — ККИПК) программы дополнительного профессионального образования создаются на иных принципах.

В данной статье мы рассмотрели уров-невость программ ДПО [4] как один из принципов построения модели непрерывного повышения квалификации, выявили взаимосвязи между уровнями обучения педагогов и соотнесли их с теоретическим основанием — таксономией педагогических целей в познавательной сфере, предложенной в 1956 году Б. Блумом [5].

Б. Блум выделил шестиуровневую структуру, в которую входят знания, понимание, применение, анализ, синтез, оценка [8]. В основу предлагаемого расположения категорий таксономии положен принцип иерархической зависимости: каждая последующая категория сложнее предыдущей и обязательно включает ее. Работа по достижению целей более высокого уровня базируется на достигнутых целях более низких уровней.

Новая программа повышения квалификации ДПО с трехуровневым подходом основывается на таксономии целей

Б. Блума в когнитивной области. Уровне-вый подход позволяет так выстроить программу обучения, чтобы каждый учитель начальных классов получил возможность повысить свой квалификационный уровень в соответствии с конкретным перечнем трудовых действий. Для этого каждому слушателю предоставляется возможность самоопределения относительно трудовых действий (разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы, планирование и проведение учебных занятий, систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению и другие), определяемых нами как конечный результат курсов повышения квалификации в профессиональной деятельности на ближайшие 3—5 лет.

Считаем, что уровневое обучение позволяет каждому педагогу восполнить выявленные собственные дефициты. При выборе курсов повышения квалификации, учитель также имеет возможность выбрать содержание, связанное с освоением какого-либо нового трудового действия или с совершенствованием технологии уже освоенного.

Мы рассматриваем трехуровневое обучение слушателей по двум векторам: с одной стороны — уровни квалификации (соответствие, первая квалификационная категория, высшая квалификационная категория), с другой стороны — должности учителя начальных классов («учитель», «старший учитель», «ведущий учитель») [5].

Необходимо зафиксировать пересечение двух векторных направлений на со-

Уровневый подход позволяет так выстроить программу обучения, чтобы каждый учитель получил возможность повысить свой квалификационный уровень в соответствии с конкретным перечнем трудовых действий.

Нижегородское образование 2, 2018

107.

Таблица 1

ответствие с разворачиваемой педагогической деятельностью учителя начальных классов в качестве слушателей програм-

мы повышения квалификации. Рассматривая когнитивную область, мы представляем это таким образом.

Модель соответствия уровней осваиваемых педагогом умений и таксономии Б. Блума (в когнитивной области)

Уровни квалификации Уровни освоения умений педагогов по должностям

Учитель Старший учитель Ведущий учитель

Высшая квалификационная категория 4 5 6

Первая квалификационная категория 3 4 5

Соответствие занимаемой должности 2 3 4

В этой модели мы устанавливаем соответствие между планируемыми результатами слушателей в каждой группе и заложенными основаниями по видам деятельности педагога по таксономии Б. Блу-ма. Рассмотрим это на примере содержания трех уровней квалификации педагога в должности «старший учитель», для чего проиллюстрируем предлагаемую модель на примере описания реализации одного из трудовых действий «Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы». Обосновывая данное соответствие, мы проанализировали комплекс обязательных трудовых действий учителя начальных классов и требуемых умений в рамках стандарта.

Должность «старший учитель» представлена по вертикальному вектору тремя квалификационными категориями: «соответствие», «первая категория», «высшая категория».

Старший учитель, соответствующий занимаемой должности, корректирует авторскую или разрабатывает собственную рабочую программу по учебному предмету для класса, в котором работает. Кроме этого, он обосновывает изменения, вносимые в рабочую программу, оценивая качество реализации программы предыдущего года. Для этого ему необходи-

мо научиться анализировать результаты младших школьников за предыдущий год обучения, увидеть их стабильность или динамику, осознать, какие планируемые результаты были достигнуты детьми на базовом уровне, а какие — на повышенном.

Старший учитель первой квалификационной категории корректирует авторскую или разрабатывает собственную программу по учебному предмету под приоритеты основной образовательной программы начального общего образования своей образовательной организации. Решая эти задачи, педагогу необходимо овладеть способом разработки рабочих программ в соответствии с локальными нормативными документами образовательной организации. Учитель данной категории проявляет активность в составе рабочих групп по разработке или внесению корректив в локальные акты школы, возможно, выступает советчиком или наставником для менее опытных коллег.

Старший учитель высшей квалификационной категории, как и старший учитель первой категории, корректирует авторскую или разрабатывает собственную программу по учебному предмету под приоритеты основной образовательной программы начального общего образования своей образовательной организации.

Отличия между категориями педагогов заключаются в более высоком проценте соответствия их рабочих программ предъявляемым требованиям. Старший учитель высшей квалификационной категории не просто выступает советчиком или наставником для менее опытных коллег— его уже просят сформулировать отдельные оценочные суждения относительно их рабочих программ, ожидая взвешенного и объективного мнения. Это свидетельствует о готовности старшего учителя высшей квалификационной категории перейти на вышестоящую должность ведущего учителя.

Также можно применить таксономию

Б. Блума для определения уровня познавательных умений педагогов, претендующих на различные должности и квалификационные категории.

В таблице 2 представлено соотнесение уровней и видов деятельности по таксономии Б. Блума с характеристикой результатов деятельности старшего учителя. Таблицу следует читать снизу вверх, поскольку старший учитель, соответствующий занимаемой должности, находится в иерархии должностей ниже старшего учителя высшей квалификационной категории; восхождение снизу вверх наглядно соответствует росту должностных обязанностей и функциональных умений.

Таблица 2

Соотнесение уровней и видов деятельности по таксономии Б. Блума с характеристикой результатов деятельности старшего учителя

Квалификационные категории Уровни по Б. Блуму Виды деятельности по Б. Блуму Характеристика результатов деятельности старшего учителя

Высшая квалификационная категория Синтез (комбинирование, получение целого, обладающего новизной) Достигнув целей этого уровня, обучаемые могут эффективно комбинировать усвоенные знания, формировать из них новые конструкции; к целям этого уровня можно отнести например, способность создавать новые макрокоманды и редактировать с их помощью текст в текстовом процессоре Корректирует авторскую или разрабатывает собственную программу по учебному предмету под приоритеты основной образовательной программы начального общего образования своей образовательной организации (процент соответствия рабочих программ требованиям выше, чем у педагогов первой квалификационной категории); формулирует отдельные оценочные суждения относительно рабочих программ его коллег

Первая квалификационная категория Анализ (способность разделить на части, для того чтобы увидеть структуру объекта) Цели данного уровня предполагают, что обучаемые в состоянии разделить изученный материал на отдельные составляющие, могут описать его внутреннюю организацию Корректирует авторскую или разрабатывает собственную программу по учебному предмету под приоритеты основной образовательной программы начального общего образования своей образовательной организации

Соответствие занимаемой должности Применение (использование на практике) На этом уровне цели формулируются в терминах применения полученных знаний в новой ситуации (например, при решении нестандартных задач) Корректирует авторскую или разрабатывает собственную рабочую программу по учебному предмету под класс; обосновывает изменения, вносимые в авторскую программу; анализирует результаты обучающихся за предыдущий учебный год

Проведенное соотнесение уровней по таксономии Б. Блума и уровней осваиваемых педагогом умений, проиллюстриро-

ванное нами выше на примере работы с программами, выявил следующие соответствия:

Нижегородское образование 2, 2018

109

3 профессиональная деятельность учителя находится в полном соответствии с целевыми установками уровней таксономии Б. Блума;

3 содержание работы преподавателя позволяет соотнести уровни по таксономии Б. Блума с характеристикой деятельности педагогов по квалификационным категориям;

3 профессиональные компетентности педагога прирастают по качеству работы при переходе от одной категории к другой.

Можно отметить, что при переходе с одной должности на другую (по верти-

кали), но с понижением уровня квалификации от высшей категории до соответствия понижается уровень по Б. Блу-му (таблица 1). Это можно объяснить сменой ведущей деятельности по должностям. Если должность «учитель» предполагает использование готовых дидактических и методических материалов, то деятельность старшего учителя уже направлена на разработку и корректировку отдельных элементов дидактических и методических материалов, а должность «ведущий учитель» предполагает разработку целостных материалов, их экспертизу и обучение других.

ЛИТЕРАТУРА _

1. Андреева, С. Ю. О региональной модели введения профессионального стандарта педагога в Красноярском крае / С. Ю. Андреева, А. В. Бутенко // Инновации в образовании. — 2015. — № 10. — С. 4—14.

2. Керженцева, А. В. Совершенствование ИКТ-компетентности учителей в условиях реализации ФГОС начального общего образования / А. В. Керженцева, М. М. Пшукова // Современные исследования социальных проблем. — 2016. — № 3-2 (59) ; URL: https://cyberleninka. ru/article/n/sovershenstvovanie-ikt-kompetentnosti-uchiteley-v-usloviyah-realizatsii-fgos-nachalnogo-obschego-obrazovaniya.

3. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"». — URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70435556.

4. Раицкая, Г. В. Начальная школа по-новому, или Как работает эксперимент / Г. В. Раиц-кая // Народное образование. — 2016. — № 1. — С. 95—100.

5. Раицкая, Г. В. Операционализация как способ профессиональной деятельности педагога в достижении планируемых результатов младшими школьниками / Г. В. Раицкая // Нижегородское образование. — 2017. — № 4. — С. 66—70.

6. Тивикова, С. К. Многоуровневая вариативная модель подготовки учителей к реализации ФГОС начального общего образования / С. К. Тивикова // Нижегородское образование. — 2011. — № 2. — С. 79—85.

7. Тивикова, С. К. Профессиональное саморазвитие педагога в системе постдипломного образования: коммуникативно-деятельностный подход : монография / С. К. Тивикова. — Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2013. — 212 с.

8. Taxonomy of Educational Objectives: The Classification of Educational Goals / ed. by B. S. Bloom. — N. Y. : D. McKay, Inc., 1956. — 207 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.