Научная статья на тему 'КАСКАДНАЯ МОДЕЛЬ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАК МЕХАНИЗМ ИЗМЕНЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРАКТИКИ ПЕДАГОГОВ'

КАСКАДНАЯ МОДЕЛЬ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАК МЕХАНИЗМ ИЗМЕНЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРАКТИКИ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / КАСКАДНАЯ МОДЕЛЬ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ КОМАНДЫ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Раицкая Г.В.

В статье проанализированы возможности каскадной модели организации сетевого взаимодействия между проектной командой Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования и командами муниципальных территорий. Данная модель представляет собой интеллектуальный механизм, позволяющий в рамках проекта влиять на качество изменения образовательной практики в муниципальных территориях. В статье приводятся результаты работы с предложенной моделью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A CASCADE MODEL OF NETWORKING INTERACTION AS A MECHANISM OF PEDAGOGUES' QUANTITY PRACTICE CHANGES

The article analyzes the possibilities of the cascade model in organizing network interaction among the project team of the Krasnoyarsk Regional Institute of Advanced Training and Professional Retraining of Educators and teams of municipal territories. This model is an intelligent mechanism that allows within the framework of the project to influence the quality of changes in educational practice in municipal territories. The results of work with the proposed model are presented in the article.

Текст научной работы на тему «КАСКАДНАЯ МОДЕЛЬ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАК МЕХАНИЗМ ИЗМЕНЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРАКТИКИ ПЕДАГОГОВ»

ют «холодные» (функционально необходимые) и «теплые» (профессионально и личностно предпочитаемые) направления деятельности, что создает дополнительные возможности самореализации и самоосуществления.

Президент Московской школы управления «Сколково» А. Шаронов на одной из лекций сказал: «Любое обучение долж-

ЛИТЕРАТУРА _

но приводить к тому, что вы трансформируете свое поведение, вы меняетесь... Важно получить воодушевление, вам. должно захотеться поменять не только себя, но и свое окружение» [6]. Считаем, что такой результат будет самым важным в системе функционирования кафедры как образовательной коллабо-рации.

1. Берикжанова, А. Е. Создание коллаборативной учебной среды как средство формирования успешности личности будущего учителя / А. Е. Берикханова // Вестник КазНПУ. — 2017. — № 2 (54).—URL: https://artidekz.com/article/19396.

2. Василенко, Н. В. Коллаборация в высшем образовании: организационные перспективы консорциумов / Н. В. Василенко, А. А. Костенко, К. А. Назаретян. — URL: http://vestnik.uapa.ru/ ru/issue/2017/01/25/.

3. Прокопенко, С. А. Современный университет: от явления к сущности / С. А. Прокопенко//Профессиональное образование в России и за рубежом.—2016. — № 1 (21).— С. 65—73.

4. http://www.niro.nnov.ru/?id=28018.

5. https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fpoisk-ru.ru%2Fs6446t3.html&lite=1.

6. https://www.kantiana.ru.

КАСКАДНАЯ МОДЕЛЬ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАК МЕХАНИЗМ ИЗМЕНЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРАКТИКИ ПЕДАГОГОВ

Г. В. РАИЦКАЯ,

кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой начального образования КК ИПКиПП РО (Красноярск) raitskaya@kipk.ru

В статье проанализированы возможности каскадной модели организации сетевого взаимодействия между проектной командой Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования и командами муниципальных территорий. Данная модель представляет собой интеллектуальный механизм, позволяющий в рамках проекта влиять на качество изменения образовательной практики в муниципальных территориях. В статье приводятся результаты работы с предложенной моделью.

The article analyzes the possibilities of the cascade model in organizing network interaction among the project team of the Krasnoyarsk Regional Institute of Advanced Training and Professional Retraining of Educators and teams of municipal territories. This model is an intelligent mechanism that allows within the framework of the project to influence the quality of changes in educational practice in municipal territories. The results of work with the proposed model are presented in the article.

Ключевые слова: проект, каскадная модель, территориальные управленческие команды, сетевое взаимодействие

Key words: project, cascade model, territorial management teams, networking interactions

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предъявляет новые требования к образовательным результатам младших школьников. Перед сотрудниками кафедры начального образования Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (далее — институт) также остро встала задача — за короткое время научить педагогов демонстрировать качественные профессиональные способы действия при организации ими образовательной деятельности по достижению обучающимися планируемых результатов.

Единственно верным решением этой задачи стал краевой проект «Возможности изменения практики педагогов по достижению младшими школьниками планируемых результатов», позволяющий изменить ситуацию в обучении педагогов новым способам деятельности.

Подготовительный этап проекта начался с анализа ситуации в крае по введению ФГОС НОО. Проведенное в 2011/ 2012 учебном году скрининговое исследование показало, что 78 % учителей начальных классов (по их собственному мнению) реализуют стандарт качественно; 19% педагогов сомневаются в качестве своей работы; около 3 % учителей не смогли определиться и не дали никакого ответа.

Из общего количества педагогов (372 человека) около 96 % (356 человек) смогли

перечислить одну-две собственные трудности в организации образовательной деятельности, но не назвали собственные дефициты.

Анализ анкет свидетельствует, что в образовательных организациях сложилось ложное представление о «благополучии» в части введения ФГОС НОО, у педагогов создается мнимая «картинка», что они делают свою работу качественно, а на самом деле не видят существенных оснований для совершенствования собственной профессиональной практики и не планируют что-либо менять. Таким образом, объектом нашего исследования стала практика педагога, реализующего новые стандарты, а предметом — изменение в связи с этим качества его образовательной деятельности.

Выдвинутая нами гипотеза сводилась к следующему: если за счет специально созданного управленческого механизма повлиять на деятельность педагогов, то изменится качество деятельности обучающихся и ее результаты. Так возникла идея о создании каскадной модели, средствами которой мы рассчитывали качественно изменить практику педагогов в каждом муниципалитете [8].

Каскадную модель мы выбрали неслучайно. В научной литературе акцент делается на разные модели, которые представлены как жизненные циклы в различных областях науки: в социально-экономических и информационных системах (В. X. Бурков, А. А. Иващенко, В. А. Ири-ков, Д. А. Новиков и другие); в прог-

раммировании (М. Кантор, С. В. Орлик, Д. Б. Берг и другие); в педагогике (М. В. Ядровская, С. К. Тивикова, Е. Г. Ка-линкина и другие).

В работах В. X. Буркова и В. А. Ири-кова описаны два свойства модели: первое — «структура модели жизненного цикла не зависит от того, какой объект описывается»; второе — «в жизни в любой момент времени реально существует только процесс деятельности конкретных агентов по созданию конкретных результатов» [2, с. 5]. Взяв за основу именно эти два свойства, мы сделали вывод о том, что при организации педагогической модели взаимодействия субъектов оба свойства могут являться условиями. В рамках проекта мы выделили конкретные этапы действий проектной группы с обязательными запланированными результатами на каждый такт работы. Под тактом работы мы понимаем отдельно взятую сессию, под этапами работы — организованный процесс в течение каждого полугодия, то есть своеобразный цикл деятельности субъектов в проекте.

За основное понятие нами взята каскадная (водопадная) модель, которая, по мнению С. В. Орлика, «включает несколько важных операций, применимых ко всем проектам: составление плана действий по разработке системы; планирование работ, связанных с каждым действием; применение операции отслеживания хода выполнения действий с контрольными этапами» [7, с. 7]. Модель полного жизненного цикла не противоречит и организационной системе, представленной в виде перечня (комплекса) операций и их поэтапного выполнения (действий).

Говоря о функции каскадной модели в повышении квалификации педагогических работников в системе дополнительного профессионального образования, отметим, что модель является механизмом оперативного поиска решений за-

В рамках проекта мы выделили конкретные этапы действий проектной группы с обязательными запланированными результатами на каждый такт работы.

дач, направленных на изменение профессиональной деятельности педагогов [3; 10]. Таким образом, управленческий механизм был приведен в действие с помощью каскадной модели.

Основанием для совместной работы кафедры начального образования и муниципальными территориями стало подписание трехстороннего соглашения между институтом, управлением муниципальных территорий, образовательными организациями, из числа которых набирались муниципальные команды.

Проектная группа проводила 2—3 семинара в месяц, где участники сетевого взаимодействия договаривались о едином толковании понятий «каскадная модель», «качество начального образования», «образовательные результаты», определяли необходимые способы профессиональной деятельности, которые позволили бы педагогу повысить свое мастерство в достижении поставленных стандартом задач. После взаимодействия с командами проектная группа подводила итоги работы по каждой содержательной линии.

Под понятием «достижение планируемых результатов» мы понимаем целенаправленную деятельность педагога (с учетом возрастных особенностей обучающихся), обеспечивающую условия для каждого учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения ими социального опыта [9].

В рамках проекта мы поставили цель — создать систему методической поддержки педагогов по обеспечению достижения младшими школьниками образовательных результатов. Для этого мы решали следующие задачи:

3 выявить трудности педагогов в достижении качественных результатов;

3 создать модель, позволяющую педагогам в короткие сроки освоить способы профессиональной деятельности;

3 представить динамику изменения практики в муниципалитетах.

Основанием для приглашения к участию в проекте стал анализ сводного рейтинга муниципальных образовательных организаций за три года, в которых были выявлены территории с самыми низкими показателями по итогам краевых контрольных работ, демонстрирующих результаты выпускников начальной школы в формировании общеучебных умений. Таких территорий в крае набралось двенадцать. Для участия в проекте мы пригласили территориальные управленческие команды муниципалитетов (ТУКМ) в следующем составе:

3 специалист управления образования;

3 специалист муниципального методического центра (ММЦ);

3 заместитель директора образовательной организации;

3 шесть учителей начальных классов.

Территориальная управленческая команда создавалась на основании приказа управления образования администрации города (поселка). Количество учителей рассчитывалось таким образом, чтобы каждый педагог из команды отвечал за одну из предметных (русский язык, математика, окружающий мир, иностранный язык) или метапредметных (смысловое чтение, групповое проектирование) линий. Каждая территориальная управленческая команда состояла из девяти человек. Общее количество участников проекта составило 108 человек. Все проведенные исследования в рамках проекта строились на анализе результатов, представленных данным составом участников.

Подтверждение правильности выбранных проектных направлений работы мы нашли в исследованиях М. И. Кузнецовой, которая выделила три подсистемы, влияющие на качество начального образования:

3 образовательные достижения обучающихся;

3 образовательные программы с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг;

3 эффективность образовательных организаций и их систем [10].

Поэтому за основу работы мы взяли данные подсистем по следующим содержательным направлениям в соответствии с целевой группой:

3 1 -е направление — по повышению качества образовательных достижений обучающихся;

3 2-е направление — по повышению качества образовательных программ по учебным предметам;

3 3-е направление — по выявлению эффектов образовательных организаций на основе полученных данных в изменении качества деятельности педагогов и обучающихся.

Одно из качеств педагога мы определяем как мобильность его профессиональных действий, влияющую на учебные результаты младших школьников. Мы выдвинули гипотезу, что за счет разработанной нами каскадной модели можно повысить эффективность работы учителей начальной школы и управленческих команд, а это, в свою очередь, должно непосредственно сказаться на качестве результатов учащихся.

Проектная команда планирует совместную работу по следующим тактам:

3 разработка проектной командой содержания;

3 организация очной сессии проектной команды с составом ТУКМ на базе КК ИПКиПП РО;

3 межсессионная работа ТУКМ:

— рефлексия деятельности ТУКМ во время очной сессии;

— проведение семинара силами ТУКМ с педагогами, вошедших в состав муниципальной команды;

— организация семинара в школах всего муниципалитета на базе ММЦ;

3 проведение итогового мероприятия, направленного на профессиональное развитие педагогов, которым завершается каждый этап.

Одно из качеств педагога мы определяем как мобильность его профессиональных действий, влияющую на учебные результаты младших школьников.

Очный семинар представляет собой трехдневную сессию для участников команд на базе института. Итоговое мероприятие проводится раз в полгода или год. Во всех мероприятиях участвует команда, в которую входят специалисты управления образования и ММЦ; заместитель директора; группа учителей начальной школы, объединенная на время работы в проекте по одной из содержательных линий (русский язык, математика, окружающий мир, иностранный язык, читательская грамотность, групповое проектирование). От каждой территориальной управленческой команды муниципалитета приглашаются шесть лучших учителей начальных классов, которые становятся педагогами первого (основного) состава. Их главная задача во время очной сессии заключается в качественном освоении предложенных способов, чтобы затем обучить коллег.

Продолжительность межсессионного периода составляет от одного до двух месяцев. Это время второго и третьего тактов нашего проекта. Именно тогда каждая ТУКМ разрабатывает собственную модель, за результат которой несет ответственность. Главная их задача заключается в обучении учителей всех образовательных организаций муниципалитета (второй состав учителей).

Мы предполагали, что среди педагогов второго состава будут те, кто не справится с возникшими трудностями. Риск прогнозировался из-за необходимости включения учителей-практиков в освоение иного вида деятельности — преподавания коллегам, и эта задача для них оказалась довольно сложной. Учителя первого состава не сразу научились правильно понимать и передавать информацию, полученную во время обучения в институте. Для максимального избежания рисков мы пригласили от каждой территории большие команды, чтобы

Благодаря скурпулезной работе проектной команды с содержанием и технологиями конкретных способов учителя приобрели уверенность в своих возможностях.

не было ошибок в восприятии информации, восстановлении содержания, удерживании общих смыслов, выработки единого понимания алгоритма проведения конкретного приема или способа.

Благодаря скурпулезной работе проектной команды с содержанием и технологиями конкретных способов учителя приобрели уверенность в своих возможностях: качественные изменения коснулись всех педагогов, участвовавших в проекте. В целом по краю общее количество участников приближалось к пятистам.

Два раза в год для всех участников проекта организуются краевые мероприятия, где учителя делятся своим опытом. Большой положительный резонанс имели 13 мастер-классов, подготовленных и проведенных педагогами территориальных пилотных команд. Семь педагогов представили свой опыт реализации каскадной модели на краевой научно-практической конференции «Образовательные результаты: пути их достижения».

В качестве примера приведем здесь один из вариантов командного сетевого каскадного обучения, осуществленного в Дзержинском районе Красноярского края (руководитель — директор ММЦ Г. В. Зайцева). Модель состоит из семи ступеней:

3 подготовка проектной муниципальной команды на базе института, участники которой выполняют функцию тьюторов для следующих ступеней каскада;

3 проведение круглого стола сразу по приезду из института, на котором участники муниципальной команды вместе с начальником управления образования и методистами ММЦ обсуждали ус-лышенное на семинаре;

3 педагогические пробы (апробация) территориальной команды на местах (в течение двух недель) и проектирование конкретных педагогических продуктов: рефлексия семинара, распределение обязанностей по передаче способа, предъявление мастер-класса участникам коман-

ды для экспертизы, планирование районного семинара;

3 проведение муниципальной проектной командой семинара для всех школьных команд района, где каждый участник представляет освоенный способ профессиональной деятельности по организации образовательной деятельности учащихся;

3 апробация педагогами в течение двух недель собственных способов деятельности в своем классе (заместитель директора в это время посещает уроки, обсуждает с учителем уровень освоения предъявляемого способа деятельности и его влияние на результат обучения);

3 подготовка и проведение школьной командой аналогичного семинара для педагогического коллектива (преподавателей в начальных классах и основной школы) образовательной организации (учителя в качестве тьюторов, каждый в своем направлении передают способ профессиональной деятельности, экспертно относятся к результатам его освоения; все участники муниципальных практико-ориентиро-ванных семинаров наряду с теоретическими сведениями также получают возможность попрактиковаться в освоении и применении способа);

3 проведение рефлексии, имеющей большое значение для проектной команды, в ходе которой выявляются результаты организации и передачи освоенных способов на практике (в соответствии с предложенными критериями каждый педагог оценивает свою педагогическую деятельность с позиции результатов использования освоенных способов; завуч на основе своих наблюдений и самооценки педагога готовит аналитическую записку, где указываются достижения, проблемы и предлагаются пути решения; территориальная управленческая команда анализирует проведение и результаты деятельности всех участвующих субъектов, выделяют проблемные и удачные моменты, корректируют свои дальнейшие действия).

Начиная с 2014/2015 учебного года мы проводили диагностику педагогов муниципалитетов на предмет освоения ими профессиональных способов действий по организации образовательной деятельности учащихся. На основании ее результатов можно констатировать, что учителя продвинулись с нулевого уровня в разработках: 78 % — учебно-познавательных и учебно-практических задач; 100% — листа индивидуальных достижений; 90 % — листа обратной связи школьника; 82 % — проектной задачи; а также почти 100% учителей — в понимании способа составления вопросов к группам читательских умений; 100% — в операционализации предметных и метапредметных результатов.

Педагоги научились передавать полученные знания коллегам.

Также важно сказать о «переносе» способов в образовательный процесс: апробацию разных способов деятельности на одном предмете (русский язык, математика, окружающий мир или английский язык) провели в муниципалитетах 52 % педагогов, на 3—4 предметах — 72%.

За время проекта специалистами муниципалитетов освоены способы профессиональной деятельности, направленные на повышение качества образовательного процесса в школах: разработан план деятельности управленческих территориальных команд на каждом этапе реализации проекта; проведены ревизия и корреляция нормативных документов по организации внутришкольного контроля, экспертиза программ по отдельным учебным предметам; подготовлена комплексная контрольная работа для обучающихся; организованы муниципальные итоговые мероприятия в рамках проекта.

Результаты нашего проекта подтверждают, что педагоги, занимающие активную позицию при освоении способов профессиональной деятельности, смогли не

За время проекта специалистами муниципалитетов освоены способы профессиональной деятельности, направленные на повышение качества образовательного процесса в школах.

только продвинуться в плане профессионального развития, но и обучить своих коллег. Систематическая и целенаправленная работа педагогов при непосредственном сопровождении тьюторов (сначала в лице сотрудников кафедры, затем — учителей первого состава) позволила им за короткий период достичь качественных изменений в совершенствовании собственной профессиональной деятельности, что обеспечило достижение младшими школьниками высоких образовательных результатов.

Благодаря проекту у педагогов произошла своеобразная «инвентаризация» приемов, форм и способов учебно-познавательной деятельности ученика с целью выяснения соответствия дидактического потенциала учебных задач разнообразию УУД. Каждый учитель оценил, насколько те формы деятельности, которые использует ученик, формируют и развивают универсальные учебные действия, а затем апробируют предложенные способы в урочной деятельности.

Казалось бы, перечисленные формы работы не требуют системных изменений в общешкольной системе управления. Однако есть понимание того, что расширение

спектра целей и задач образовательного процесса, использование новых педагогических способов и средств требует уже не только изменений в профессиональной деятельности учителя, но и отслеживания результатов организации и качества образовательного процесса в школе.

Таким образом, созданная нами каскадная модель работает как механизм тиражирования лучшей практики в двенадцати муниципалитетах и обеспечивает эффективный результат в освоении всеми учителями конкретных способов профессиональной деятельности за счет удерживания сильными педагогами-практиками содержательных линий. Наиболее продуктивными за время реализации проекта стали команды из города Назарово, а также из Дзержинского, Назаровского, Бо-готольского районов Красноярского края, чей опыт представлен на краевом и региональном уровнях.

Анализ поставленных задач в рамках кафедрального проекта свидетельствует о том, что изменить практику можно, причем важно предпринять конкретные шаги под правильно поставленные цели и объединиться в команду единомышленников.

ЛИТЕРАТУРА _

1. Берг, Д. Б. Модели жизненного цикла : учеб. пособие / Д. Б. Берг, Е. А. Ульянова, П. В. Добряк. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014. — 74 с.

2. Бурков, В. Н. Модели и методы управления организационными системами / В. Н. Бурков,

B. А. Ириков. — М. : Наука, 1994. — 270 с.

3. Калинкина, Е. Г. Современные подходы и модели повышения квалификации педагогических и руководящих работников в условиях инновационного развития образования / Е. Г. Калинкина // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. — 2012. — № 2 (2). —

C. 126—128.

4. Кантор, М. Управление программными проектами : практическое руководство по разработке успешного программного обеспечения / М. Кантор. — URL: https://www.livelib.ru/author/ 180331-marri-kantor.

5. Кузнецова, М. И. Современная система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников : пособие для учителя / М. И. Кузнецова. — М. : Вентана-Граф, 2014. — 432 с.

6. Новиков, Д. А. Модели и методы организационного управления инновационным развитием фирмы / Д. А. Новиков. — М. : КомКнига, 2006. — 332 с.

7. Орлик, С. В. Модели жизненного цикла программного обеспечения /С. В. Орлик // Ученые записки Российского государственного социального университета. — 2011. — № 9-1 (97). — С. 234—239.

8. Раицкая, Г. В. Достижение планируемые образовательный результатов в начальной школе / Г. В. Ра-ицкая // Сибирский учитель. — 2017. — № 1 (110). — С. 111—113.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Реализация федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: опыгг Красноярского края : сборник статей / сост. Г. В. Раицкая. — Самара : ИД «Федоров», 2011. — 159 с.

10. Тивикова, С. К. Модель сопровождения педагогов начального образования как ресурс эффективной реализации ФГОС / С. К. Тивикова, И. И. Бондарева // Нижегородское образование. — 2014. — № 3. — С. 23—31.

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА НА ПРИМЕРЕ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

С. П. ФИРСОВА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и лингвистики

Поволжского государственного технологического университета (Йошкар-Ола) svetlana_firsova@inbox.ru

Ф. 3. ГАРИФУЛЛИНА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и лингвистики

Поволжского государственного технологического университета (Йошкар-Ола) f.garifulina@mail.ru

В статье рассматривается актуальность формирования творческой образовательной среды. Выделяются ее основные характеристики, компоненты, принципы и функции в образовательной организации. Особое внимание уделяется аспектам внеаудиторной работы для успешного функционирования творческой среды технического университета на примере системы дополнительного лингвистического образования; приводятся результаты анкетирования участников.

The article reveals the formation for creative educational environment. The main characteristics, components , principles and functions of creative environment at the educational institution are

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.