Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
УДК 343 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2020-10581
ОПЕРАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
Закон и правоприменение
Виктор Иванович ДИНЕКА, профессор кафедры уголовного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор E-mail: [email protected]
Жанна Васильевна ВИДЕНЬКИНА, старший оперуполномоченный по особо важным делам Главного управления по противодействию экстремизму МВД России, кандидат юридических наук E-mail: [email protected]
Михаил Вячеславович ДЕНИСЕНКО, доцент кафедры уголовного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология;
уголовно-исполнительное право
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы, касающиеся оперативного эксперимента в оперативно-розыскной деятельности. Раскрыты объективные признаки оперативного эксперимента. Обозначена правовая обоснованность проведения указанного мероприятия. Акцентировано внимание на необходимость отграничения оперативного эксперимента от провокации. Изучены возможные проблемы при проведении данного мероприятия.
Ключевые слова: оперативно-розыскные мероприятия; оперативный эксперимент; провокация; обстоятельства, исключающие преступность деяния; крайняя необходимость; уголовная ответственность за провокацию; представитель власти; доказательства.
Annotation. This article discusses issues related to the operational experiment in operational search activities. Objective signs of an operational experiment are revealed. The legal validity of this event is indicated. Attention is focused on the need to distinguish the operational experiment from provocation. Investigated possible problems with the conduct of the event.
Keywords: operational search measures; operational experiment; provocation; circumstances precluding criminality of the act; extreme necessity; criminal liability for provocation; representative of the authorities; evidence.
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2020
Федеральный закон Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности»1 (далее — ФЗ № 144-ФЗ) в качестве основного принципа осуществления оперативно-розыскных мероприятий признает необходимость соблюдения принципа законности, реализация которого сочетается с неуклонным уважением и соблюдением прав и свобод человека и гражданина, в том числе, с принципами конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.
При этом выполнение задач по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, в том числе по выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, самым непосредственным образом связано с получением доказательств, подтверждающих фактический характер преступных действий виновных лиц. В связи с этим решающее значение имеет их легальное использование при правовой оценке тех преступлений, которые были предупреждены либо раскрыты в процессе оперативной деятельности и впоследствии приобщены к материалам уголовного дела, обретая форму доказательств. Последние, в свою очередь, признаются таковыми, если они отвечают признакам допустимости и относимости.
Конституция Российской Федерации2 (ч. 2 ст. 50) содержит прямой запрет на использование доказательств, полученных с нарушением Федерального закона, в том числе не допускает его ограничительного толкования в процессе сбора, фиксации, получения фактических данных, которые затем фигурируют в материалах следственных органов.
Конституция Российской Федерации допускает на законном основании, при наличии судебного разрешения, вмешательство в тайну переписки, прослушивание телефонных переговоров и иных сообщений (ч. 2 ст. 23), а в случае оперативной необходимости проникать в жилое помещение без согласия собственника (ст. 25), а также признавать законным отказ лица от дачи показаний против самого себя и своих близких, в том числе в отношении сведений, составляющих охраняемую законом тайну (ст. 51).
Несомненно, что любые доказательства, полученные незаконным путем, являются недопустимыми, недействительными (ст. 75 УПК РФ)3, а также не подлежат использованию в процессе квалификации преступлений и не могут иметь необходимой юридической силы, поскольку не-
пригодны для установления в совершенном событии состава преступления как основания уголовной ответственности (ст. 8 УК РФ)4.
Современное российское законодательство не содержит полного и исчерпывающего перечня различных видов допустимых доказательств, что позволяет говорить о возможности признавать таковыми любые сведения и факты, имеющие юридическое значение, за исключением тех, которые содержат признаки их противоречия либо неустранимости.
В оперативно-розыскной деятельности, с учетом специфики ее проведения, процесс добывания доказательств, а также перечень их видов достаточно широк. Основным требованием, предъявляемым к таким доказательствам, является неуклонное соблюдение принципа законности как гарантии недопущения нарушения прав и законных интересов граждан (ст. 5 ФЗ № 144-ФЗ).
Оперативно-розыскная деятельность относится к особым видам деятельности по причине того, что одним из важных принципов ее реализации является конспирация, где важное значение приобретают проблемы определения границ законного и противоправного добывания, а также последующего использования доказательств для подтверждения преступного поведения и изобличения лиц, совершивших преступления.
Правовая обоснованность любого проводимого оперативного мероприятия, перечень которых приведен в ст. 6 ФЗ № 144-ФЗ, оценивается исключительно по полученным результатам, когда очевидным является достижение поставленной цели — выявление, предотвращение, пресечение и раскрытие преступления.
В этом отношении очень важным является определение порядка проведения оперативно-розыскного мероприятия, выбор тактики и методики, а также процесс реализации.
Согласно ст. 13 ФЗ № 144-ФЗ право на проведение оперативного вмешательства предоставлено правоохранительным органам, каждый из которых использует различные формы документов, фиксирующих преступную деятельность.
В повседневной деятельности оперативных подразделений значительное распространение получила практика оформления полученных данных при помощи актов, протоколов осмотра, которые затем приобщаются к материалам уголовного дела и признаются в качестве основных доказательств. Однако иногда возникают проблемы на стадии их правовой оценки следо-
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2020
вателем, поскольку оригинальная, первичная информация, полученная оперативным путем, является засекреченной, а ее легализация в полном объеме иногда бывает крайне затруднительна. При этом легально и законно проведенные оперативные мероприятия, позволившие изобличить лицо в совершении преступления, по мнению лиц контролирующих органов, наделенных правом обвинения, иногда объявляются незаконными, полученными с нарушением требований закона, с последующим усмотрением в действиях оперативных сотрудников признаков уголовно наказуемой провокации.
В подобных случаях важное значение имеет не оценка доказательств на предмет их относи-мости или недопустимости, а определение границы между правомерным или неправомерным поведением представителей власти. Основной причиной, на наш взгляд, не позволяющей установить различие между оперативным экспериментом и провокацией, является недостаточный уровень правосознания, что и позволяет говорить о недопустимости использования предоставленных документов в качестве доказательств. На этом основании формулируются выводы о незаконности действий представителей власти.
С точки зрения уголовного права, предположения, следственные версии о недопустимости либо непригодности тех или иных документов не могут быть основанием для утверждения о наличии состава преступления в действиях представителей власти. Вопреки подобному поверхностному подходу представители власти в лице оперативных сотрудников иногда превращаются в подозреваемых, обвиняемых, осужденных за совершение провокации либо превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ).
Данному обстоятельству нередко способствует то, что полученные в ходе оперативно -розыскной деятельности первичные материалы не признаются самостоятельными доказательствами, хотя и являются правовыми источниками, используемыми в качестве сведений, имеющих юридическое значение для квалификации совершенного преступления, и реально выступают поводом для обоснованного возбуждения уголовного дела. Причиной подобного положения дел, по нашему мнению, являются грубые ошибки при оценке объективных и субъективных признаков, позволяющих отличить правомерное оперативное мероприятие от неправомерного.
Поскольку данное мероприятие обладает рядом особенностей, его проведение возможно не только по основаниям, перечисленным в ст. 7 ФЗ № 144-ФЗ, но и при получении сведений, способствующих выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших. Отсутствие любого из указанных оснований, а не сомнение в достоверности документов, полученных оперативным путем, указывает на наличие признаков нарушения законности.
Иногда в оперативной деятельности встречаются случаи недобросовестного поведения со стороны представителей власти, которые при проведении того или иного оперативно-розыскного мероприятия (ст. 6 ФЗ № 144-ФЗ) допускают провоцирование граждан на совершение противоправных действий.
Статья 5 ФЗ № 144-ФЗ прямо запрещает «подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий (провокация)». Данный запрет распространяется на многоплановые действия, которые направлены на совершение любого противоправного поведения, включая незаконное получение доказательств (склонение свидетелей, очевидцев к даче заведомо ложных показаний; составление фиктивных документов, справок, фальсифицирующих события прошлого периода, происходящие в настоящем либо предполагаемые в будущем).
Как правило, провокация замышляется задолго до того, как возбуждается уголовное дело и начинается процесс квалификации, где дается уголовно-правовая оценка совершенного деяния на стадии расследования. По общему правилу, провокация представляет собой искусственное создание доказательств совершения преступления как специальный вид фальсификации доказательств, которые образуются на стадии оперативно-розыскной деятельности и необоснованно создают незаконный повод к возбуждению уголовного дела.
При проведении оперативного эксперимента важное место отведено институту крайней необходимости (ст. 39 УК РФ), когда устранение опасности, угрожающей правоохраняемым интересам, невозможно иными средствами. В оперативном эксперименте выделяют следующие объективные юридически значимые признаки:
1) общественная необходимость в совершении представителями власти действий, направ-
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2020
ленных на устранение опасности (изобличение лица в совершении преступления);
2) действия представителей власти не являются виновными, а вынужденными и не содержат признаков преступления (ст. 14 УК РФ);
3) данные действия являются общественно полезными, а не общественно опасными, поскольку направлены на защиту правоохраняемых интересов граждан, организаций, государства;
4) действия не могут быть противоправными, поскольку они совершаются на основе положений и правил, установленных Федеральным законом № 144-ФЗ;
5) действия не являются наказуемыми, так как устраняют опасность допустимыми законом средствами и методами.
Указанные признаки реализуются в совокупности с обстоятельствами, исключающими пре-
ступность деяния (глава 8 УК РФ), и тем самым позволяют оперативным сотрудникам достичь поставленной цели.
1 Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ (в ред. от 02.08.2019 г. № 311-Ф3) // URL: http.www.consultant.ru (Дата обращения: 12.08.2020)
2 Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.) // URL: http.www. consultant.ru (Дата обращения: 12.08.2020)
3 Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 31.07.2020 г. № 243-Ф3) // URL: http.www.consultant.ru (Дата обращения: 12.08.2020)
4 Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 г. № 63-Ф3 (в ред. от 31.07.2020 г. № 260-ФЗ) // URL: http.www.consultant. ru (Дата обращения: 12.08.2020)
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
\ Московская академия | Следственного комитета V Российской Федерации
Международное право
Схемы и определения
Ю.А. Цветков
Цветков, Юрий Анатольевич. Международное право. Схемы и определения: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Юриспруденция», «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность» / Ю.А. Цветков. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. - 167 с.
ISBN 978-5-238-03325-9
В учебном пособии в схематическом виде представлены все основные разделы учебной дисциплины «Международное (публичное) право», даны определения основных институтов и понятий.
Для студентов юридических вузов.
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2020