А.В. Шахматов*, А.В. Сидоренко**
Оперативные учеты как элемент системы информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности ОВД
Право органов внутренних дел организовывать, вести и использовать специальные учеты, закреплено в Конституции России, Федеральным законом РСФСР «О милиции», Федеральным законом РФ «Об оперативнорозыскной деятельности», Законами РФ «Об информации, информатизации и защите информации», «О персональных данных», «О правовой информации», «О праве на информацию», «О государственной тайне», ведомственными нормативными актами.
Информационное обеспечение деятельности ОВД по раскрытию, предупреждению, пресечению преступлений, розыску лиц, их совершивших и уклоняющихся от следствия, суда либо отбывания наказания, в настоящее время в значительной степени обеспечивается использованием сведений, сконцентрированных в специальных оперативных учетах. Ведение учетов органами внутренних дел имеет необходимую правовую базу, соответствующую широкому спектру задач, решаемых с их использованием, а также значительному количеству пользователей, обладающих различными уровнями доступа к хранимой информации.
Органы внутренних дел, как любой государственный орган, выполняют свои задачи посредством реализации общих функций управления, из которых одной из важнейших является функция информационно-аналитического обеспечения1. В свою очередь, оперативно-розыскная деятельность, как всякая социальная деятельность, немыслима без информационных процессов и связей2, составляющих основу информационного обеспечения работы оперативных аппаратов органов внутренних дел.
От уровня организации информационного обеспечения в значительной мере зависит эффективность деятельности оперативных и следственных подразделений ОВД по борьбе с преступлениями. По определению С.С. Овчинского, «информационное обеспечение - это сердцевина оперативно-розыскной деятельности»3. При этом источниками оперативно-значимой информации выступают лица, материальные объекты, а также информационные системы, сообщающие или содержащие данные, представляющие оперативный интерес для указанных подразделений. Комплекс поисковых мер, обеспечивающих получение значимой информации из указанных источников, формирует соответствующие информационные потоки, совокупность которых образует информационную систему ОВД.
Для потоков информации типичным является их бессистемность, а отсюда - и избыточность не поддающейся обработке информации. Поступая к одним оперативникам, она часто недооценивается ими с точки зрения потребностей иных оперативно-розыскных органов (ОРО) и даже других сотрудников в собственном ОРО. В связи с этим существует требование централизации «местной» информации. Систематизированная, осмысленная и подготовленная к использованию на уровне управления периферийными ОРО, централизованная информация обеспечивает выполнение частных оперативно-тактических и профилактических задач. Чем выше в иерархии соподчинения региональная система накопления информации, тем большее количество низовых аппаратов могут ею пользоваться4.
В органах внутренних дел образовалась сложная система источников сосредоточения различного вида сведений, которые могут быть использованы в целях информационного обеспечения оперативнорозыскной деятельности оперативных и следственных подразделений ОВД. Прежде всего в этих целях используется информация, сосредоточенная в различных видах учетов, ведущихся специализированными подразделениями в виде автоматизированных поисковых систем, банков данных, картотек, коллекций, различного вида дел и т.п.
Ьв
ГЪ
СЪ
І
Я
*
£
I
<\>
съ
§
я
сь
•§
І
?
съ
съ
Я
І
К)
* Начальник кафедры оперативно-розыскной деятельности ОВД Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор юридических наук, профессор, заслуженный сотрудник органов внутренних дел РФ, полковник милиции.
** Заместитель начальника кафедры оперативно-розыскной деятельности ОВД Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент, полковник милиции.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (34) 2007
Криминалистика, криминология, ОРД
Таким образом, при решении частных задач борьбы с преступностью только на основе оперативно-розыскных данных получить быстро и достаточно полные сведения об изучаемых объектах невозможно. Для этого нужны дополнительные сведения, содержащиеся в массивах информации правоохранительных органов, а также внешняя информация, находящаяся в распоряжении других ведомств, организаций и учреждений независимо от их формы собственности.
Оперативные учеты - это постоянно обновляемая система ограниченного доступа, действующая для регистрации, сосредоточения, классификации, хранения данных о лицах, предметах, событиях по их признакам, предназначенная для эффективного информационного обеспечения деятельности ОВД и их оперативных аппаратов в целях предупреждения, раскрытия, расследования преступлений, розыска скрывшихся преступников и иных категорий разыскиваемых лиц.
Рассматривая современное состояние информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности с целью наиболее полного понимания этого сложного процесса нельзя не обратиться к истории создания первых учетных документов уголовной регистрации.
По праву одним из первых создателей учетов можно назвать основателя французской криминальной полиции Сюрте - Эжена Франсуа Видока. В прошлом арестант, хорошо знающий повадки и законы преступного мира, он в 1799 г. предложил использовать свой опыт в борьбе с преступностью.
Впервые Видоком был использован метод идентификации преступников с помощью тренировки «фотографической памяти», когда перед сотрудниками криминальной полиции проводили по кругу большое количество содержащихся в тюрьме преступников. Впоследствии по его настоянию на каждого преступника была заведена карточка, в которую заносились следующие данные: фамилия, вид совершенного преступления (преступлений), судимости, описание внешности. Таких карточек было собрано около 5 миллионов.
Возможности использования полицией Франции достижений науки в борьбе с преступностью преумножил последователь Франсуа Видока, французский юрист Альфонс Бертильон. Он первым разработал надежный метод идентификации преступников, который основывался на том, что любой человек отличается от всех других размерами отдельных частей тела, и что сумма этих размеров дает характерную для каждого отдельного человека «формулу». Признание и официальное оформление новый метод нашел во Франции в 1883 году на родине Бертильона5.
На смену антропометрическому методу Бертильона пришло новое открытие - отпечатки пальцев. В 1877 году английский чиновник У. Шершел, служивший в Индии, обратил внимание на неидентичность папиллярных узоров на коже пальцев рук и предложил использовать этот фактор для регистрации преступников. Он же открыл, что эти узоры остаются неизменными в течение всей жизни человека6. С 1901 г. в Скотланд-Ярде функционировала первая в Европе дактилоскопическая картотека.
В России в дореволюционный период полицейским учетам уделялось особое значение. Так, уже в 1890 г. в России вводится комбинированный метод учета преступников, основанный на соединении антропометрии и фотографии, а инструкция чинам сыскных отделений в разделе «Делопроизводство» предписывала вести журналы и книги, содержащие сведения о «вещественных доказательствах и предметах (денежных суммах), отобранных от преступников по сомнению в их принадлежности».
Та же инструкция в § 29 определяет, что главную часть внутренней организации сыскного отделения составляет справочное регистрационное бюро, которое имеет целью регистрацию преступников, систематизацию всех сведений о них, установление личности и розыск скрывшихся лиц. Данные названного бюро содержали в себе довольно большой объем Сведений по преступному миру России того времени и оказывали значительную пользу полиции в борьбе с преступностью7.
После Октябрьской революции, «разрушая старый мир», большевики необдуманно уничтожили большая часть накопленных ценных сведений о преступном мире, что сразу же сказалось на результативности деятельности рабоче-крестьянской милиции периода ее становления. В результате уже в октябре 1918 г. губернским отделам милиции было предложено представить в Центророзыск фотографии преступников, дактилоскопические карты и списки разыскиваемых лиц.
Первоначально процесс сбора, сохранения использования (учета) значимой в борьбе с преступностью информации назывался «уголовной регистрацией». С каждым годом количество учитываемых лиц в системе уголовной регистрации значительно увеличивалось. Наряду с учетом указанных лиц обязательной стала регистрация самого события преступления, следов и предметов, оставленных преступниками на месте совершения преступления, а также похищенных предметов, что способствовало значительному расширению массивов хранимой информации. Со становлением и дальнейшим развитием практики, а соответственно, и теории оперативно-розыскной деятельности в науке и практике появляется и закрепляется термин «оперативный учет».
Информационное обеспечение деятельности ОВД по раскрытию, предупреждению, пресечению преступлений, розыску лиц их совершивших и уклоняющихся от следствия, суда либо отбывания наказания, в настоящее время в значительной степени обеспечивается использованием сведений, сконцентрированных в специальных оперативных учетах. Ведение учетов органами внутренних дел имеет необходимую правовую базу, соответствующую широкому спектру задач, решаемых с их использованием, а также значительному количеству пользователей, обладающих различными уровнями доступа к хранимой информации.
Право органов внутренних дел организовывать, вести и использовать специальные учеты закреплено в Конституции России, Федеральным законом РСФСР «О милиции», Федеральным законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельности», Законами РФ «Об информации, информатизации и защите информации», «О персональных данных», «О правовой информации», «О праве на информацию», «О государственной тайне», ведомственными нормативными актами.
Так, согласно п. 14 ст. 11 Федерального закона РСФСР «О милиции», органы внутренних дел наделяются правом «осуществлять предусмотренные законодательством учеты лиц, предметов и фактов и использовать данные этих учетов», п. 15 - «производить регистрацию, фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, заключенных под стражу, задержанных по подозрению в совершении преступления или занятии бродяжничеством, обвиняемых в совершении умышленных преступлений, подвергнутых административному аресту, а также лиц, подозреваемых в совершении административного правонарушения при невозможности установления их личности».
В ст. 10 Федерального закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» определено, что «органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность для решения задач, возложенных на них настоящим Федеральным законом, могут создавать и использовать информационные системы, а также заводить дела оперативного учета».
Значительное количество задач, решаемых с использованием информации, сконцентрированной в массивах ОВД, большие объемы накопленной и обрабатываемой информации привели к разграничению существующих массивов по информационной значимости, решаемым задачам и порядку обращения к этой информации.
При создании системы распределения информации в массиве было применено положение, что всю информацию о преступности, полученную методами эмпирического исследования, как показал многолетний опыт, можно структурировать сообразно структуре самого предмета исследования преступности. При этом в системной модели преступности целесообразно выделить такие ее элементы, которые прямо или косвенно связаны с другими элементами.
Применительно к преступности такими элементами являются:
1) преступления;
2) субъекты, преступной деятельности (криминальное сообщество);
3) субъекты, потерпевшие от преступлений;
4) результаты преступной деятельности (прежде всего ущерб).
Каждый из элементов преступности в отдельности, а также все элементы в целом обладают характеристиками, имеющими качественное или количественное выражение8.
Существующая система учетов создает специфический каркас для такого расположения информации, которое обеспечивает ее пополнение, решение поисковых задач, а также использование сосредоточенной в учетах информации для решения задач аналитического поиска, возникающих в практике оперативных аппаратов. На построение системы учетов оказывают влияние два основных фактора: а) характер задач, которые решаются с помощью учетов; б) возможности средств обработки информации, интегрируемой в учетных документах. Между этими факторами существует взаимосвязь: чем выше разрешающие возможности средств обработки информации, тем шире круг задач, решаемых с помощью учетов, и тем сложнее могут быть эти задачи9.
Система централизованных учетов ОВД включает в себя следующие информационные массивы (виды учетов):
- криминалистические:
- оперативно-розыскные (оперативно-справочные и розыскные);
- профилактические.
Криминалистические учеты как наиболее старый вид претерпели ряд модификаций и сохраняют свое значение до настоящего времени как важнейшие системы сосредоточения, хранения и поиска сведений о криминалистических объектах.
Использование этих учетов дает возможность идентифицировать людей, предметы по отдельным устойчивым признакам, сохраняющим свою индивидуальность независимо от времени (в реально обозримый период). Идентификация в свою очередь позволяет обнаружить связи между людьми и
Ьв
гъ
съ
и
я
*
а
е
р
бу
рг
<\>
ког
г
у
X
Я
ерс
и
Д
Рос
съ
съ
Я
и
К)
3
)
2
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (34) 2007
Криминалистика, криминология, ОРД
событиями преступлений. Однако с помощью криминалистических учетов возможности обнаружения этих связей реализуются лишь в весьма ограниченной сфере: человек-след, человек-предмет, след-предмет.
Криминалистические учеты позволяют решать диагностические и идентификационные задачи по индивидуальным приметам и другим признакам объектов, когда установочные данные неизвестны или скрываются, ведутся экспертно-криминалистическими подразделениями и активно используются оперативными работниками при раскрытии преступлений. Данные учеты предназначены для оперативного информационного обслуживания раскрытия и расследования, а также предупреждения особо опасных серийных межрегиональных и региональных преступлений. Информационной основой этих учетов является сбор, накопление и анализ углубленных (по отношению к розыскным и справочным учетам) криминалистически значимых сведений о субъектах и объектах преступлений и связанных с ними событиях.
Оперативно-розыскные учеты. Преступная деятельность, затрагивая широкий круг социальноэкономических отношений, порождает гораздо более обширные связи между фактами, действиями людей, высказываниями, их последствиями. Негласно осуществляемые оперативно-розыскные меры дают возможность проникать в скрытые и маскируемые отношения, выяснять обстоятельства преступной деятельности в сложных переплетениях событий, контактов между людьми путем анализа различных поступков и личностных характеристик. В результате возникла необходимость «консервации» иной (не следовой) информации, использование которой позволяет решать задачи борьбы с преступностью.
Для систематизации и хранения подобной информации были сформированы оперативнорозыскные учеты, в которые поступает информация о скрывающихся и гастролирующих преступниках, о ранее судимых за тяжкие преступления, о преступниках-рецидивистах и иных категориях криминально активных лиц (установочные данные, сведения о преступном опыте, способах совершения преступлений, предпочтительных связях, местах концентрации и т.д.).
В связи с большим объемом накопленной в оперативно-розыскных учетах информации, а соответственно, различных целей ее использования, возникла необходимость структурировать эту информацию в оперативно-справочный и розыскной массивы информации.
Оперативно-справочные учеты, являясь элементом оперативно-розыскных учетов, отличаются большими объемами данных при относительно кратком (справочном) описании объектов учета. Основное их назначение - проверка наличия установочных сведений об объекте и его местонахождении на момент запроса.
Объектами оперативно-справочного учета являются граждане России и иностранцы, обвиняемые в совершении преступлений, осужденные, разыскиваемые за совершенные преступления на территории Российской Федерации. Пофамильный учет перечисленных лиц сопровождается их дактилоскопическим учетом.
Розыскные учеты содержат гораздо больше сведений об объекте учета, выполняя наряду с оперативно-справочной функцию сравнения (содержат не только установочные данные, но и внешнее описание объектов).
Объектами розыскного учета являются граждане России, иностранцы и лица без гражданства, а также похищенные, утраченные и изъятые предметы. Этот учет ведется в целях обеспечения розыска лиц, имущества и раскрытия преступлений, при совершении которых оно было похищено.
Профилактические учеты. В связи с наделением ОВД функцией
профилактики преступлений потребовалась самостоятельная информационная база, поскольку массив профилактируемых лиц оказался значительно шире контингента лиц, попадающих под оперативное наблюдение в связи с принадлежностью к преступлениям. Так, выделился в самостоятельную систему информации оперативно-профилактический, а позднее просто профилактический учет.
В оперативно-розыскном и профилактическом учетах проявляется многообразие информационных связей, в первую очередь тех, которые играют существенную роль в познании механизма возникновения и развития преступного поведения. К такого рода связям можно отнести, например, связь между объективными признаками насильственного преступления и характерными насильственными действиями конкретных лиц, зафиксированными задолго до совершения преступления. Очевидно, что, обращаясь к такого рода учетным данным, можно определить круг ранее судимых или иных лиц, состоящих на оперативно-розыскном или профилактическом учете, среди которых следует проводить работу по установлению преступника, совершившего тяжкое насильственное преступление.
Профилактические учеты концентрируют информацию о лицах, совершивших административные правонарушения, о лицах, образ жизни, индивидуальные наклонности, поведение, психическое состояние которых могут способствовать совершению преступлений.
Данный учет обеспечивает решение задач предупреждения, пресечения развития антиобщественной направленности в деятельности лиц, взятых на учет, а также позволяет в процессе контроля раскрывать преступления, совершенные этими лицами. Универсальные возможности профилактического учета ставят его в ряд наиболее значимых, особенно в условиях количественного роста преступлений.
В целях раскрытия преступлений в среде лиц, находящихся под оперативно-профилактическим наблюдением, осуществляется комплекс поисковых мероприятий в целях установления фактов причастности кого-либо из них к подобным преступлениям. При этом оперативное наблюдение создает необходимые предпосылки для выбора наиболее оптимальных направлений и тактики такого поиска, ибо соответствующий контингент лиц достаточно изучен, имеются данные о проявлениях криминальной активности (принадлежности к тому или иному типу правонарушителей), связях по месту проживания и за его пределами, о физических и психических данных лиц, состоящих на разных видах оперативного учета.
В исходной информации, получаемой в результате неотложных оперативно-розыскных и следственных действий, фиксируются место и время совершения преступления, способ преступных действий, определенные данные о преступнике. Такая информация при раскрытии преступления носит характер ориентирующей. На первом этапе расследования эта информация используется для поиска дополнительных сведений в информационно-поисковой системе (ИПС) оперативно-розыскного назначения, в которой сосредоточены подробные сведения о лицах, находящихся под оперативнопрофилактическим наблюдением в связи с высокой степенью вероятности совершения ими преступлений.
В таких ИПС имеется возможность автоматизированного поиска установочных данных лиц, взятых на учет, по единичным признакам, характеризующим способ совершения преступления, прошлую преступную деятельность, личность преступника, транспортные средства, применявшиеся при совершении преступления, а также по совокупности признаков. На основании достоверно установленных сведений составляют информационный запрос в ИПС. Система на выходе выдает установочные данные на всех лиц (из числа состоящих на учете, т.е. под оперативнопрофилактическим наблюдением), которые имеют те же признаки внешности, что и устанавливаемые преступники, те же особые приметы, клички, совершали преступления аналогичным способом и владеют или имеют доступ к транспортным средствам, которыми пользовались преступники.
Потребность в интеграции всего комплекса оперативно-розыскной и иной информации обусловливается тем, что в рамках совершения противоправных действий лица, организации, адреса, события, факты взаимосвязаны. Поэтому для познания изучаемых объектов нужна более обширная информация, охватывающая не только криминальные объекты, но и взаимосвязанные с ними социально-экономические условия.
Обобщить разрозненную информацию, имеющуюся в различных информационных массивах, можно только путем ее интеграции, которая дает очевидный эффект получения качественно новых сведений об объектах, представляющих интерес для правоохранительных органов. Для этого нужна особая структура данных, с помощью которой можно наладить анализ глубинных внутренних процессов, превратить аналитику в одну из эффективнейших функций, обеспечивающую получение качественно новой информации, необходимой для раскрытия, предупреждения и пресечения преступлений. Узлами такой сети являются объекты оперативного интереса лица, организации, адреса, события, факты, связанные между собой определенными отношениями, которые отражают реальную оперативную ситуацию.
1 См.: Малков В.Д. Планирование в управлении органами внутренних дел. М., 1976. С. 17.
2 См.: Суханов А.П. Мир информации (история и перспективы.). М., 1986. С. 140.
3 См. Овчинский С.С. Оперативно-розыскная информация. Теоретические основы информационно-прогностического обеспечения оперативно-розыскной и профилактической деятельности органов внутренних дел по борьбе с организованной преступностью. М., 2000. С. 3.
4 См.: Оперативно-розыскная деятельность: Учебник // Под ред. К.К. Горяинова, B.C. Овчинского. М., 2002. С. 574.
5 См.: Торвальд Ю. Криминалистика сегодня. Ростов-н/Д., 1996. С. 9.
6 См.: Торвальд Ю. Век криминалистики. М., 1991. С. 21.
7 См.: Инструкция чинам сыскных отделений. СПб.: Типография Министерства внутренних дел, 1910. С. 6-9.
8 См.: Горяинов К.К., Кондратюк Л.В. Анализ состояния преступности и планирование деятельности подразделений уголовного розыска. М., 1998. С. 5.
9 См.: Оперативно-розыскная деятельность: Учебник. С. 476.