УДК 004:33 ББК 65С51
ОПЕРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ МЕНЕДЖЕРА
ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ ДИК,
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой информационного менеджмента и Прикладной информатики Московского финансово-промышленного
университета «Синергия» E-mail: vdik@mail.ru; ОЛЬГА ВАЛЕНТИНОВНА СТАРОВЕРОВА, доктор юридических наук, кандидат экономических наук, профессор E-mail: staroverova05@mail.ru; АРКАДИЙ ИЛЬИЧ УРИНЦОВ, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой Прикладной информатики в менеджменте и управления знаниями РЭУ им. Г.В.Плеханова
E-mail: acca@mesi.ru
Научная специальность 08.00.13 — математические и инструментальные
методы экономики Рецензент: доктор экономических наук, профессор Алферова З.В.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматривается проблема компетентности ЛПР («человеческой составляющей» информационной системы) и его адаптация, на основе обучения с охватом технологических и организационных проблем. Парадигма оперативного обучения меняется.
Ключевые слова: Адаптация, обучение, мобильность, принятие решения, BYOD, виртуализация (географическая и облачная), ЛПР, ON-line обучение, Off-line обучение.
Annotation. Issue is devoted to the problem of the competence of the decision maker ("human component" of the information system) and its adaptation on the basis of learning. It covers technological problems and organizational problems. The paradigm is changing the operational training.
Keywords: Adaptation, training, mobility, decision making, BYOD, virtualization (geographical and cloud), manager, ON-line training, Off-line training.
Развитие общества характеризуется ростом объемов новой информации и знаний, что не может не радовать и не тревожить одновременно. Поскольку эта информация должна быть обработана (иначе она просто не нужна). Количество информации, поступающей в промышленность, управление и научный мир, доходит до тревожных пропорций. Это нельзя назвать информационным взрывом, поскольку взрыв носит кратковременный характер. Но рост информации в принципе не имеет конца. Здесь, на наш взгляд, есть порочная обратная связь, выражающаяся в том, что рост объемов информации порождает рост быстродействия компьютеров и их общей мощности, а это дает возможность увеличивать объем информации. Дело дошло до того, что актуальной проблемой компью-
терных наук стала необходимость обработки больших объемов информации в реальном времени (BigData). И дело здесь не просто в больших объемах, а в том, что их нельзя обработать точно в срок традиционными способами. Так в телекоммуникационных компаниях петабайт информации образуется где-то за пять десять минут [14,15]. В процессе принятия решения менеджер, как лицо принимающее решения согласно Герберту Саймону должен распознать ситуацию, придумать несколько способов решения — выхода из создавшейся ситуации и выбрать одну из них для реализации. Если рассматривать цикл принятия решения более подробно, то уяснение проблемы состоит из сбора информации, ее анализа, выяснения актуальности и определения условий, при которых эта проблема будет
решена. А составление плана решения состоит из разработки альтернатив, сопоставления альтернатив по ресурсам, оценки альтернатив по социальным последствиям, по экономической эффективности, составления детального плана решения. Самое тяжелое в этом процессе — это некомпетентность менеджера при решении проблемы. Она может привести в итоге к несвоевременности решений и утере конкурентоспособности [9]. Решение проблемы — это выход из ситуации, когда для некоторой области действительности заданы существующие состояния и императивная модель требуемого состояния. Некомпетентность — это ничто иное как отсутствие знаний необходимых для решения проблемы. Единственный способ избавиться от некомпетентности — это учеба, пополнение знаний. И здесь в настоящее время есть много инструментов.
Во-первых это набор информационных технологий ЛПР, который сейчас стал типовым: Q&R, OLAP и DM технологии, технологии ситуативного управления, экспертные (советующие системы) [1].
Во-вторых, — пополнение знаний с помощью различных образовательных технологий и способов обучения.
Важный вопрос — чему учиться? Самое простое, когда наш менеджер знает, чего он не знает. Тогда понятно, что спросить.
Все образование мы можем условно поделить на два вида: базовое, без которого менеджер не может приступить к своей профессиональной деятельности, и оперативное, которое носит узконаправленный характер. Оно поможет принять решение в конкретной ситуации.
Базовое образование может быть получено и по-старинке — офлайн, и современными способами — через сеть, то есть онлайн. При этом и университетское образование и повышение квалификации (с отрывом или без отрыва от производства) может быть организовано как тиражируемым способом, так и индивидуально, по индивидуальной траектории. Отметим, что такой способ обучения имеет ограниченные возможности, поскольку представляет относительно общие знания, заключенные в наборе дисциплин и последовательности их изучения, заданных в профессиональной образовательной программе. Возникает проблема навязывания образовательным учреждением своей навигации программ в отдельных дисциплинах, что порождает противоречие между реально возникшей проблемой (которая может динамично меняться) и, таким образом, срочной необходимостью получить дополнительные знания, и жесткой системой навигации в объеме предлагаемом образовательным учреждением.
Но нас будет интересовать оперативное получение недостающих знаний, как процесс адаптации че-
ловека к новым условиям принятия решений путем получения практического опыта и получения целевых знаний «точно в срок». Распознавание ситуации происходит путем выявления на основе ассоциаций ситуации, которая раньше уже имела место. Поиск аналога. Такое управление мы называем ситуационным, поскольку под каждую долее менее типовую ситуацию «подложена таблетка» — что делать. Все это напоминает справочник врача. Если мы выявили синдром, то болезнь с известной долей вероятности понятна и сразу понятны два — три способа лечения. Если менеджер не находит ассоциаций целиком на ситуацию, он пробует найти ее в деталях. Хоть что-то похожее, а дальше по описанной схеме. Это и есть — процесс адаптации к ситуации. Процесс обучения (адаптации) будет рассматриваться нами как получение сотрудником знаний, умений и прочих навыков, необходимых для принятия решений в предметной области. Такой подход предполагает выделение факторов, влияющих на процесс адаптации. [2]
Все определения обучения (в частности, понятие «оперативное обучение») обозначают роль преподавателя, который поддерживает процесс обучения: выставляя обучаемому цели и подготавливая подпространство знаний для освоения. При получении дополнительных знаний, необходимых именно в данном месте и именно сейчас (just in time), роли преподавателя и обучаемого могут изменяться. Раньше особенностью оперативного обучения на рабочем месте являлось то, что обучаемый всегда был удален от образовательного учреждения — источника знаний. Эта удаленность могла быть преодолена с помощью компьютера как среды размещения знаний и телекоммуникационной среды. Таким образом размещение знаний могло носить характер локального или распределенного (при наличии телекоммуникационного канала). С тех пор эти возможности остались без изменения, изменилось соотношение этих инструментов и их качество. С точки зрения тенденции глобализации бизнеса и развития IT среды, эффективным способом размещения знаний, в особенности в условиях возникновения виртуальных организаций, являются облака. Виртуализация, SaaS и облачные размещения продуктов и данных совпадает с тенденцией снижения ИТ издержек, и с интересом к тем решениям, в целом, которые обеспечивают возможности роста бизнеса и предлагают очевидные способы экономии — сейчас или в будущем (Lean technology). А главным каналом доступа к знаниям является инет, сеть. В условиях использования сети для обучения, появляется редкая возможность совмещения возможностей конкуренции обучающих организаций, как по себестоимости, так и по уникальности обслуживания каждого учащегося.
Размещение знаний осуществляется сегодня технически через образовательные порталы и базы данных и знаний, которые становятся неоднородными [10]. Предприятия, стоящие на пороге вступления в клуб «Петабайт» стали задумываться, стоит ли тратить деньги на хранение часто не нужной информации, которую просто никто не отбраковал (это ведь тоже стоит денег, а такой профессии и должности пока нет). Это меняет структуру совокупной стоимости владения информационной системой. Возникают и другие идеи: а не продать ли эту информацию, если уж она есть? Вопрос доступа к этим знаниям с одной стороны носит технологический характер, а, с другой стороны, смысловой. Ведь мировыми тенденциями стали: углубление специализации работников, что приводит к сужению и углублению компетенций и необходимости интеграции работ. Бизнес-процессы оказываются «размазаны» по странам (так называемые виртуальные предприятия) и глобализация усиливается, порождая новые и новые риски. А что же обучаемый? Человек, который хочет получить новые знания по разному относится к своему незнанию. Кто-то может сказать: «Я не знаю, что я не знаю. Поэтому сами определите, что мне понадобиться для принятия решения». А кто-то скажет: «Я знаю, что я не знаю, и поэтому меня интересуют вполне конкретные вещи».
Технологически сегодня совершенно не принципиально где выложен контент — на своих серверах, на арендованных, в облаках (если не поднимать тему конфиденциальности). Компьютер может либо просто хранить знания в одной из форм в качестве справочного инструмента, либо помимо этого брать на себя часть преподавательских функций. Наличие телекоммуникационных каналов позволяет добавить к этому возможность доступа к удаленным базам данных (электронным библиотекам), возможность коммуникаций с любыми партнерами.
Получение ЛПР необходимых знаний и умений для решения возникшей проблемы может быть реализовано и в виде on-line обучения. [3,4,5,6] Это означает удаленность обучаемого от контента, который используется для обучения по любой профессиональной образовательной программе. На статус ЛПР оказывает влияние наличие интернет доступа, возможность мобильной работы, которая формулируется теперь как BYOD — bring your own device (вместо Bring your own bottle). Таким образом, технологически важно, чтобы обучаемый имел доступ к сети и мобильный интерфейс. Идеальным вариантом было бы использование широкополосного доступа. Остановить этот процесс невозможно, им можно только управлять. Специалисты предполагают, что в 2016 две трети мобильных работников будут использовать смартфоны
и планшеты, 40% всех работников будут мобильными. [7] Применение мобильных технологий позволяет представителям малого бизнеса Австралии получить конкурентные преимущества и увеличить доходы на 8% по сравнению с остальными. И дело здесь не в том, где проводился опрос, а в мэйнстриме IT развития. 63% этих предпринимателей считают, что мобильные технологии помогают им экономить в среднем около двух месяцев за год, при этом 70% молодых (18 до 34) предпринимателей (10% опрошенных) указывают на улучшение продуктивности, 52% — на ускорение взаимодействия с клиентами, 47% — на усиление эффективности труда, и лишь 42% — только на уменьшение привязки к офисному рабочему месту. [8]
В России есть проблема цифрового неравенства для отдаленных районов и районов крайнего севера, и сегодня она может быть частично решена на основе GPRS в рамках мобильной телефонной связи. Распространение мобильной связи в России соответствует мировым тенденциям. В 2016 около 60% мобильных работников будут использовать смартфоны и планшеты, при этом, мобильными окажется 40% всех работников.
ON-line обучение означает, что обучаемый имеет доступ ко всем материалам в режиме реального времени, которые могут актуализироваться также в режиме реального времени. При этом этот доступ может быть реализован за счет перемещения обучаемого в точку географического расположения образовательного учреждения, а может быть осуществлен на основе сетевых технологий. В последнем случае обучаемый становится удаленным участником обучения, но имеющим такой же контакт с преподавателем образовательного учреждения, как будто он физически в нем присутствует.
Off-line обучение теперь может предполагать оф-лайновую доставку контента обучаемому для самостоятельной проработки, однако для решения оперативно возникших проблем обучение также может проводится в режиме «точно в срок», то есть по первому требованию. Однако может существовать определенная задержка поступления к ЛПР требуемых ему знаний в силу того, что обновление баз данных и баз знаний носит дискретный характер. Но более важным противоречием здесь является отставание развития этих систем от реальных процессов принятия решений, которое обусловлено непрерывной динамикой развития системы управления и постоянной сменой целей управления и проблем, возникающих при их реализации [11].
Поскольку обучение предполагает обязательный доступ к информационным ресурсам, разрешение этого противоречия может заключаться в представлении обучаемому лишь некоторого подпространства знаний, сформированного специалистом или тьютором
для решения проблем определенного класса. Способ же навигации обучаемый определяет сам, диагностируя сферу своего незнания самостоятельно. Понятно, что такой способ обучения обязательно требует наличия базового образования в данной предметной области, а также трансформации учебного материала в, удобную для самостоятельного обучения форму.
Создание корпоративных порталов и подключение к ним мобильных клиентов по технологии «тонкого» клиента предполагает использование технологии управления мобильными устройствами (Mobile Device Management, MDM), которая основана на применении программного обеспечения, обеспечивающего мониторинг и управление мобильными устройствами, их безопасностью и поддержкой эксплуатации. Портал должен обеспечивать: единую точку доступа к системам бэк-офиса; возможность адаптации под различные мобильные платформы; интеграцию мобильных клиентов в инфраструктуру виртуального предприятия с учетом требований информационной безопасности; разработку новых мобильных «производственных» приложений; реализацию мобильных приложений поддержки принятия решений для руководителей предприятия; кастомизированный доступ к корпоративным функциональным ИТ и информационным ресурсам виртуального предприятия; помощь работе разъездного персонала.
Организация, использующая портал в процессе обучения, использует коммуникации посредством компьютерных сетей. [12] При этом единая точка доступа к знаниям должна обеспечивать возможность адаптации под различные мобильные платформы и интеграцию в систему обучения с учетом требований ИБ на основе «тонкого» клиента. Поэтому на удаленные образовательные процессы и процессы дистанционного обучения влияет как развитие предметных, так и информационных технологий. Это обусловлено цепочкой: обучаемый — канал — знания. Например, компания Haulmont разработала корпоративный портал «Тезис: Портал» для хранения информации организации (данные о сотрудниках, структуре и т.д.) и совместной работы. Это позволяет сотрудникам работать с корпоративной информацией и документами в едином информационном пространстве, участвуя в формировании общих решений и в управлении, используя систему ЕСМ — «Тезис». [17]
Ну и главное уязвимое место — это канал. Организация, использующая портал в процессе обучения, использует коммуникации посредством компьютерных сетей. При этом единая точка доступа к знаниям должна обеспечивать возможность адаптации под различные мобильные платформы и интеграцию в систему обучения с учетом требований ИБ на основе «тонкого»
клиента. Поэтому на удаленные образовательные процессы и процессы дистанционного обучения влияет как развитие предметных, так и информационных технологий. Это обусловлено цепочкой: обучаемый — канал — знания. Существует проблема качества канала и проблема перехода к широкополостному доступу. Нельзя не вспомнить высказывание председателя совета директоров компании Google, члена совета по науке и технологиям при президенте США Eric Schmidt в 1993 году: "When the network becomes as fast as the processor, the computer hollows out and spreads across the network".
Таким образом, комбинированное применение On-line технологии для получения оперативных консультаций ЛПР в образовательном учреждении по типу горячей линии, а также Off-line обучения с самостоятельной навигацией позволяет обеспечить опережающий характер образования и его непрерывность на протяжении всего периода трудовой деятельности ЛПР. Применение компьютерных средств позволяет иначе организовать познавательную деятельность обучаемых и расширить выбор методов обучения; появилась возможность оптимизации учебного процесса путем переноса акцента на самостоятельную работу и повышения ее эффективности, а использование компьютерных технологий позволит получать ЛПР первичную информацию не только от преподавателя, от интерактивных обучающих программ, но и от других профессионалов. А также телекоммуникационные средства позволяют избавиться от пространственных и временных рамок учебного процесса, появится возможность ЛПР самостоятельно работая находиться в режиме постоянной консультации с различными источниками информации: включая своих коллег, консалтинговую фирму или учебные заведения. Кроме того компьютер позволяет использовать различные формы самоконтроля (с помощью тестирующих программ), что повышает творческий характер обучения, которое становится гибким и не связанным жестким учебным планом [15,16,18].
Итак, новая парадигма образования ЛПР — это индивидуализированная гибкая форма обучения лица с активным характером приобретения знаний в распределенной образовательной и коммуникационной среде. Следовательно, целенаправленность процесса обучения не обязательно определяется преподавателем (или программой — преподавателем), она может возникать у ЛПР как следствие его потребностей в новых знаниях для решения своих профессиональных задач. А такое проявление целенаправленности обучения как акцентированное формирование подпространства знаний, то и оно может быть, в ряде случаев, сформулировано ЛПР самостоятельно из универсального
пространства знаний в соответствии с той областью незнания, которую он определил сам в процессе решения управленческой задачи. Вопрос интерактивного взаимодействия с преподавателем в последнем случае вообще исчезает. Это и есть второе направление, которое предполагает получение дополнительных знаний в организации обучения ЛПР, с заданным или самостоятельно определяемым ЛПР подпространством знаний и его самостоятельной навигацией или консультирование, осуществляемое на основе системы поддержки принятия решения.
Таким образом, адаптация ЛПР — это активный и целенаправленный учебно-познавательный процесс по овладению знаниями, а также получению представлений, практических навыков и умений для формирования управленческих решений, необходимых в его профессиональной деятельности с использованием средств компьютерной техники и коммуникационных услуг.
В связи с возникновением новой парадигмы пополнения знаний менеджера возникает резонный вопрос об изменении парадигмы процессов поддержки принятия решения.
Литература
1. Алексеева Т.В. Информационные аналитические системы: учебник / Т.В. Алексеева, Ю.В. Ами-риди, В.В. Дик [и др.]; под ред. В.В. Дика. — М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2013.- 384 с.
2. Дик В.В., Староверова О.В., Уринцов А.И. Некоторые вопросы компьютерной организации поддержки формирования и принятия решений / Материалы конференции «III Международная научно-практическая конференция «Ценности и интересы современного общества». Часть 3: «Современные парадигмы информационных технологий в развитии общества».М., 2015. С.56-63.
3. Дик В.В. Уринцов А.И., Системы поддержки принятия решений и управления эффективностью бизнеса — М.: МЭСИ, 2009. — 245 с.
4. Уринцов А.И., Дик В.В Система формирования и принятия решений в условиях информатизации общества. Монография / М.: Издательский дом Евразийского открытого института. 2008. С. 67.
5. Дик В.В., Уринцов А.И., Павлековская И.В., Ма-каренкова Е.В. Электронное обучение как инструмент адаптации менеджера в системах поддержки принятия решений. В сборнике: Открытое, дистанционное, электронное обучение: мир без границ Сборник докладов. 2014. С. 43-50.
6. Информационная система управления затрата-
ми на производственном предприятии: монография / Д.В. Денисов. — М.: Маркет ДС, 2009. — 136 с. (Академическая серия).,
7. Макаров С, журналист-аналитик CNews «Мобилизация бизнеса: преимущества очевидны». 25 марта 2014 г. CNews Conferences и CNews Analytics — конференция
8. Мобильные технологии экономят бизнесу до 7,5 часов в неделю 24.02.14, Пн, 17:50, Мск, Текст: Антон Труханов / http://www.cnews.ru/news/top/index. shtml?2014/02/24/561980
9. Рубин Ю. Б. Конкурентные позиции участников рынка в конкурентной среде // Современная конкуренция. 2014. № 2 (44). С. 121-143.
10. Синтез баз знаний и обратные вычисления для формирования экономических решений: Дик В.В., Одинцов Б.Е.,. Приказчиков А.А. монография -М.: Маркет ДС, 2010. -240с
11. Харитонов С.В. Построение и классификация моделей планирования и оптимизации оперативной деятельности субъекта малого и среднего предпринимательства // Транспортное дело России. — 2009. — № 6.
12. Шайтура С.В. Перспективы развития международного образования в рамках Россия — Болгария // Дистанционное и виртуальное обучение. 2012. № 10. С. 85-90.
13. Электронный бизнес / Т. В. Алексеева, В.В. Ба-бенко, Е. В. Бегутова и др.; Под общей редакцией В. В. Дика и А. И. Уринцова. — М.: Горячая линия — Телеком, Берлин: ECM-Office, 2015. — 542 с: ил.
14. Е-commerce/ в соавторстве Germany, Lithuania, Russia; Ukraine; Uzbekistan. Published by ECM-Office (монография) — 531 с.
15. Dik, V., Urintsov, A., Dneprovskaya, N., Pavlekovskaya, I. (2014) Prospective of e-learning toolkit enhanced by ICT development// Scientific bulletin of national Mining University, No.4, Ukraine: Dnipropetrovsk. 2014 pp.152-156
16. Dik, V, Urintsov, A., Pavlekovskaya, I. (2014) Individual educational direction as the main educational tool in the information society// International Journal Information Technologies & Knowledge. Volume 8/2014.№1.Bulgaria:Sofia: ITHEA 2014. pp. 70 -77
17. Haulmont выпустила новое решение для совместной работы. // http://www.cnews.ru/news/line/ index.shtml?2014/03/03/562907
18. Urintsov, A., Dik, V., Dneprovskaya, N. (2014) Individual Learning Trajectories as a Key Educational Tool in the Information Society// Smart digital futures 2014. Netherland: Amsterdam: IOS Press BV 2014 pp.652-657 References SCOPUS