Научная статья на тему 'Аутсорсинг - эффективный способ приобретения информационной системы'

Аутсорсинг - эффективный способ приобретения информационной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
483
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА (ИС) / INFORMATION SYSTEM (IS) / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИТ) / INFORMATION TECHNOLOGY (IT) / ИТ-СТРАТЕГИЯ / IT-STRATEGY / СПОСОБЫ ПРИОБРЕТЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ / WAYS OF ACQUIRING INFORMATION SYSTEMS / АУТСОРСИНГ / OUTSOURCING / SAAS / CLOUD COMPUTING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дик Владимир Владимирович, Староверова Ольга Валентиновна, Уринцов Аркадий Ильич

Рассматриваются вопросы приобретения ИС в организацию на основе аутсорсинга как наиболее эффективного способа получения ИС. Выявлены его положительные и отрицательные аспекты, проанализированы технологии и тенденции развития данного способа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Outsourcing - an effective way to purchase information system

The paper deals with the issue of the outsourcing-based acquisition of information system for the organization as the most effective way to get IS. Its positive and negative aspects revealed, technology trends of this method development have been analyzed.

Текст научной работы на тему «Аутсорсинг - эффективный способ приобретения информационной системы»

УДК 34 ББК 67.302

АУТСОРСИНГ — ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ПРИОБРЕТЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ ДИК,

профессор, доктор экономических наук; ОЛЬГА ВАЛЕНТИНОВНА СТАРОВЕРОВА,

доктор юридических наук, кандидат экономических наук;

АРКАДИЙ ИЛЬИЧ УРИНЦОВ, профессор, доктор экономических наук Рецензент: профессор кафедры Общего менеджмента и предпринимательства ФГОБУВПО «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)»,

доктор экономических наук Орехов С.А.

СкаУоп-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются вопросы приобретения ИС в организацию на основе аутсорсинга как наиболее эффективного способа получения ИС. Выявлены его положительные и отрицательные аспекты, проанализированы технологии и тенденции развития данного способа.

Ключевые слова: информационная система (ИС), информационные технологии (ИТ), ИТ-стратегия, способы приобретения информационной системы, аутсорсинг, SaaS, cloud computing.

Annotation. The paper deals with the issue of the outsourcing-based acquisition of information system for the organization as the most effective way to get IS. Its positive and negative aspects revealed, technology trends of this method development have been analyzed.

Keywords: information system (IS), information technology (IT), IT-strategy, ways of acquiring information systems, outsourcing, SaaS, cloud computing.

Конкурентная борьба между предприятиями требует от информационных систем обеспечения их развития, адаптации к рыночным изменениям и обеспечения конкурентных преимуществ. Вопрос выбора ИС для предприятия стал вопросом стратегическим. ИТ-стратегия, при правильной оценке ее места в развитии предприятия, может выполнять роль одного из регуляторов проблем управления, поскольку ИТ могут создать новые возможности для развития предприятия, но могут сделать ИТ и деструктивной силой. При этом, помимо выбора самой ИС, необходимо делать выбор способа приобретения этой системы предприятием.

Под способом приобретения ИС будем понимать последовательность действий от определения потребностей в информационной системе до момента ее инсталляции на предприятии. Выбор ПО традиционно считается компетенцией ИТ-руководства. Но окончательное решение принимается с учетом мнения руководителей подразделений (в особенности на крупных предприятиях) и носит все более централизованный характер.

Выработка решения о способе приобретения ИС происходит на основе анализа ограничений на приобретение системы (цена, продолжительность периода приобретения, стратегия развития информационной системы) и определение основных свойств (архитектура системы; масштабируемость; надежность; легкость внедрения; тиражируемость; поддерживаемые интерфейсы для интеграции с внешними системами) и функций ИС. При анализе требований мы можем получить ответ на вопрос: «что должна делать будущая система?». Трудности здесь заключаются в том, что заказчик не имеет достоверной информации о проблемах обработки данных в предметной области, а аналитик не имеет достаточной информации для оценки требований системы с точки зрения заказчика.

Анализ требований включает:

♦ анализ совокупности условий работы ИС (аппаратная и программная платформа, состав функциональных модулей);

♦ описание выполняемых системой функций;

♦ ограничения, накладываемые на процесс разработки ИС.

В результате анализа требований должны быть: обозначены функции ИС и ее архитектура; выработаны требования к ПО и информационному наполнению ИС и соглашения по интерфейсам; распределены функции между системой и человеком.

Выбор ИС и способа приобретения представляется задачей вполне тривиальной и интуитивно понятной. Варианты приобретения ИС до недавнего времени можно было разбить на три основные группы: поставка решения (ИС) «под ключ»; приобретение платформы (или базовой поставки системы) с последующей доработкой; аренда решения. В последние годы появились такие способы аренды программного продукта как ASP (Application Service Providing) и аренда бизнес процессов SaaS (Soft as a Service).

Конечно, для некрупного предприятия — потребителя самым удачным способом автоматизации является не приобретение ИС, а аренда бизнес-процессов, которые уже автоматизированы в виде отдельных сервисов. Нечто подобное уже было в нашей компьютерной жизни и называлось «Фабрика механизированного счета». Предприятие сдавало на вычислительный центр перфокарты (был такой носитель), а в результате выполнения заказа получало всю необходимую отчетность.

Аутсорсинг (использование ресурсов сторонних организаций в процессе обеспечения собственной деятельности) обычно имеет следующие цели: снижение издержек; сокращение сроков выполнения работ (при загруженности штатных информатиков); решение задач автоматизации при невозможности выполнения этого штатными ИТ-сотрудниками.

По данным Gartner рынок ИТ-аутсорсинга стабильно растет на 2—3% в год, но более 70% российских предприятий недовольны услугами. Основная причина — ожидаемая экономия отсутствует, а затраты превышают затраты на инсорсинг. Плюс — необходима приемка качества. При этом эти расходы увеличиваются на 21% каждый год [7].

При использовании модели аутсорсинга появляется возможность сосредоточиться на главном (на основном направлении деятельности), получить помощь в реинжиниринге и реорганизации, повысить качество обслуживания клиентов, получить доступ к новейшим техническим знаниям, к новым технологиям и инструментам, использовать опыт и наработки профессионалов. Использование соглашения о качестве услуг (SLA) конкретизирует отношения сторон.

Одновременно, аутсорсинг дает возможность использовать выходящие из моды продукты и избежать обучения ИТ-сотрудников, уменьшив себестоимость разработки ИС. Важным является и диверсификация рисков, и возможность точного расчета стоимости ИТ-проекта; при этом штат ИТ-сотрудников остается неизменным. Однако, диверсификация рисков дополняет риски самого аутсорсинга. К ним относятся риски нестабильности подрядчика (надежность компании, финансовая устойчивость и т.д.), снижение качества услуг и рост цены (доверие к подрядчику может не оправдаться, а рост затрат может увеличиваться при изменении бизнеса), риск утери конфиденциальности. В особенности это актуально в SaaS аутсорсинге. Есть и ограничения для ИТ-аутсорсинга: нельзя взять в аренду стратегические или конкурентные преимущества, личные контакты с клиентами, ну и, наконец, штатные сотрудники могут уйти с предприятия, потеряв мотивацию.

Если не говорить о об аутсорсинге разработок ИС, то ИТ-аутсорсинг — это либо ASP (Application Service Providing), либо аутсорсинг бизнес процессов по модели SaaS (Soft as a service). Можно считать, что ASP — прообраз SaaS. Есть даже мнение, что SaaS — это та же модель, но с новым названием, взятым из маркетинговых соображений. Но скорее можно говорить о том, что SaaS — это реализации ASP на новом технологическом и бизнес-уровне, выделив при этом несколько моментов.

SaaS, в отличие от ASP, ориентированной на крупных клиентов, нацелена на средний и малый бизнес. При этом SaaS-поставщик должен решать вопросы интеграции своего сервиса в ИТ-систему заказчика и заинтересован в повышении эффективности своей внутренней работы. У этой модели есть много преимуществ: использование ИС возможно сразу после заключения договора и оплаты; обслуживание и эксплуатация ИС осуществляется подрядчиком; при проблемах с ИС на предприятии или переездах или ремонте помещений работа ИС не прерывается; да и внедрение заключается в обучении персонала, не требуя первоначальных инвестиций. Модель SaaS как альтернатива локальной установке ИС на площадке заказчика или ASP использует интернет-доступ и режим multi-tenant (множественная аренда). Один экземпляр ИС используется для одновременного обслуживания нескольких заказчиков. SaaS-провайдер берет на себя полную ответственность за масштабируемость сер-

виса, в том числе развертывание, управление и поддержку ИС на всех этапах ее жизненного цикла. Software as a service (SaaS) представляет собой такую форму продажи ИТ, при которой поставщик приложения не только создает его, но и предоставляет потребителям доступ к программному обеспечению через Интернет не в виде аренды приложения, а в виде аренды готового бизнес процесса, за использование которого он платит абонентскую плату. Ее размер зависит от объемов обработки данных арендованным приложением. SaaS представляет клиенту не ИС в целом, а реализацию бизнес-процессов. И если ASP ориентирован на крупных корпоративных клиентов, то SaaS же, благодаря широкополосному Интернету, на любого корпоративного пользователя. При этом SaaS-посгавщик обеспечивает интеграцию сервиса в ИС заказчика. Потребителю, по большому счету, безразлично, на каком именно продукте он работает. Пользователя интересуют потребительские свойства процесса и тот результат обработки данных, который он заказал. При этом техническое обеспечение и само приложение обслуживается поставщиком и понятно для потребителя.

Установка ИС в организации не требуется, т.е. меняется трактовка жизненного цикла ИС и, таким образом, и совокупная стоимость владения, ее структура. Не требуются затраты на приобретения железа (серверов, например), вообще платформы для установки ИС, не требуется приобретение самого продукта, не требуется и поддержка эксплуатации (сопровождение), ее берет на себя поставщик приложения (как и ИТ-риски). Затраты на развитие и продукта, и всей ИТ-инфраструктуры потребителю тоже не нужны.

При внедрении нет необходимости его детального планирования, программирования. При этом существует возможность одновременной настройки ИС совместно с клиентом и ее использования. А за счет раннего начала эксплуатации снижаются риски ошибок проекта.

При эксплуатации приложения клиент может быстро адаптировать ИС при изменении бизнеса и оперативно получает обновления [6; 16].

Модель совокупной стоимости владения для SaaS приобретения ИС должна включать операционные, интеграционные и транзакционные расходы. Таким образом, под совокупной стоимостью владения понимается сумма прямых, косвенных и прочих затрат, которые несет владелец системы за период жизненного цикла системы. В совокупности они включают за-

траты на приобретение информационной системы, на оборудование и программное обеспечение, а также на обновление. Затраты на эксплуатацию включают: управление задачами (ИС и сетью); поддержку работоспособности системы и разработку инфраструктуры и бизнес приложений. К прочим затратам относятся создание сетевых коммуникаций (удаленный доступ, Интернет, клиентский доступ) и управление и поддержка эксплуатации и сопровождение.

Хорошим примером SaaS услуг является электронная почта, при использовании которой потребителю принадлежит лишь информация, хранящаяся у поставщика услуг. Но при общей эйфории по поводу SaaS услуг следует отметить, что наиболее распространенный вид приложений — ERP используется в виде аренды бизнес процессов менее всего. А вот аренда антивирусных приложений, CRM, СЭД, складской учет, системы проектов и системы совместной работы в SaaS в России уже прижились. Первый проект по модели SaaS компания «АйТи» (www.it.ru) выполнила весной

2007 г., предоставив доступ к CRM-системе. В июле

2008 г. появилась аренда HRM-системы «БОСС-Кадровик». Стоимость аренды в ней трех рабочих мест составляла 133 200 руб. в год, тогда как годовая общая стоимость владения (TCO) трех рабочих мест собственной HRM-системы, внедренной по традиционной модели, могла составлять около 900 тыс. руб. TCO учитывает затраты на обновление HRM-системы, амортизационные отчисления на сервер (исходя из нормы амортизации сервера, равной двум годам), стоимость обновлений серверной СУБД для трех рабочих мест, а также годовой фонд оплаты труда ИТ-специалиста (исходя из средней заработной платы 30 тыс. руб.). Конечно, все эти затраты можно оптимизировать, но, по оценкам специалистов, аренда HRM-системы обойдется как минимум в 2,5 раза дешевле, чем содержание собственного приложения [8].

Реализация SaaS связана с использованием различных архитектурных и технологических инструментов. Программно-техническая основа SaaS — облака. «Облачные» вычисления представляют собой набор различных ИТ, которые в очередной раз как-то неожиданно «слепились» в новую концепцию обработки данных. Из-за этой инновационности и открывающихся перед нами необъятных далей повышения эффективности вычислительного процесса, о которых так много у нас говорят, темы облаков, а также виртуализации оказались слишком популярными и как

всегда (вспомним ERP2 или ВРМ) появилось мнение, что в понятии cloud computing больше маркетинга, нежели технологий [9], так 8% CIO и 2% СЕО считают, что это новая маркетинговая хитрость [9].

Используем определение облачных вычислений [10]: — «это способ обеспечения удобного и по необходимости сетевого доступа к разделяемому пулу рекон-фигурируемых вычислительных ресурсов (например, сетям, серверам, устройствам памяти, приложениям и услугам), которые могут быть быстро подобраны и предоставлены с минимальными усилиями на менеджмент или взаимодействие с поставщиком услуг». Если говорить о внутренней организации вычислительных ресурсов, то в процессе «облачных» вычислений оптимизируется загрузка рабочих серверов предприятия (частные облака), оптимизируется инфраструктура, сокращаются затраты на прикладной софт и электроэнергию. Эта технологическая ситуация напоминает системы коллективного пользования 80-х гг., когда на одной машине (mainfraim) работало до 30 пользователей с удаленных терминалов. Только удаленность была другая: не было интернета [11].

Внешние взаимосвязи облачных вычислений — это возможность использования вычислительных ресурсов ЦОДов в виде публичных облаков. Основа эффективной работы облаков — виртуализация. Она представляет собой перекомпоновку вычислительного ресурса от физического представления к представлению логическому.

Сегодня средства, предназначенные и израсходованные для простого и расширенного воспроизводства основных фондов в производственной и непроизводственной сферах (capital (fixed capital) investment — инвестиции в основной капитал) уменьшаются. Росстат подтверждает это. В январе 2014 г. объем вложений снизился на 7% по сравнению с аналогичным периодом 2013 г.; т.е. появление ЦОДов замедлится [7].

Однако, существуют и другие проблемы использования «облаков»: обеспечение безопасности, повышенные требования к отказоустойчивости, необходимость высокой квалификация администраторов, необходимость закупки дополнительного оборудования для организации создания облака. Этот список можно дополнить и пограничными проблемами: проблемой обслуживания его эксплуатации (Облака + ITSM), необходимостью решения задач создания новой корпоративной ИС (ERP, ВРМ и др.) с облачным размещением (облака + КИС), поскольку часть процессов оста-

нется на ресурсах потребителя. Как отмечали специалисты Майкрософт — не все уйдут в облака.., проблемы создания сервис ориентированной архитектуры на облаках (Облака + СОА) и создания систем хранения данных на облаках (Облака + СХД), в особенности, если пропускная способность каналов станет сравнимой с возможностями процессоров. Кроме того, для предприятий с парком машин менее 100, частные облака не выгодны, а для крупных предприятий с парком более тысяч машин, стоимость облака увеличивается в 10 раз. Хотя публичные облака дешевле частных (MS: в 10—40 раз), а облачный сервер дешевле, чем покупной «свой», 60—67% CIO и СЕО считают, что это возможность повышения эффективности обработки и хранения данных. Здесь возникает много вопросов, традиционно решаемых ИТ-менеджментом, и первый из них — совокупная стоимость владения (Total Cost of Ownership, TCO).

Согласно прогнозу IDC, в течение ближайших пяти лет «облачные» услуги должны были бы развиваться в шесть раз быстрее любого другого сегмента отрасли корпоративных ИТ-решений. МТС, Мегафон, Билайн, Нефтегаз уже сейчас имеют частные облака. Но, в целом в России о публичных облаках следует говорить с осторожностью. Средства разработки облачных приложений несовершенны, поэтому не все задачи можно быстро адаптировать под инфраструктуру cloud computing, например ERP, SCM, BI, BPM. Но HRD, CRM, безопасность, почта, документооборот легко переводятся в SaaS. Остаются проблемы с сетевым покрытием страны и стоимостью доступа к информационным ресурсам и к Интернету. И, кроме того, потребители опасаются утечки конфиденциальной информации. Перспектива использования пары SaaS — облака для приобретения бизнес процессов — мажорные. Но появление новых возможностей усложняет задачу выбора способа приобретения ИС и оценки его эффективности. Возникли и проблемы экономического характера, которые вызвали в 2014—2015 гг. секвестирование ИТ-бюджетов по разным схемам.

Таким образом, задача выбора ИС и способа ее приобретения, а также оценки эффективности такого выбора перестала быть тривиальной и требует многокритериальной оценки, что значительно усложняет и изменяет характер и способ ее решения.

Задача выбора ИС рассматривается как способ приобретения конкурентных преимуществ, обеспечивающих выполнение бизнес-стратегии предприятия.

Быстрое развитие информационных систем и технологий требует постоянных внедрений новых инноваций и, следовательно, новых и новых проектов внедрения ИС, т.е. задача становится многократно повторяемой. Именно ее решение необходимо для получения результативной и эффективной информационной стратегии предприятия.

Математическая постановка этой задачи вполне назрела и выходит за рамки оптимизационных методов. Большое количество факторов, влияющих на выбор, и нечеткость их оценки приводят нас к задаче в условиях неопределенности. Здесь и неопределенность, вызванная недостатком информации об альтернативах в силу технических, социальных и иных причин и ее неизвестной достоверностью; лингвистическая неопределенность при оценке качественных характеристик предлагаемых сервисов; и неопределенность, связанная с невозможностью проведения большого количества исследований и оценок характеристик ИС, не позволяющая установить адекватность выбранной для описания ситуации вероятностной модели; и неопределенность, связанная с различной степенью уверенности экспертов при оценке тех или иных значений критериев; и неопределенность в оценке затрат по модели совокупной стоимости владения; и неопределенность, связанная с ограничениями в ситуации принятия решений (например, ограничения по времени) [13]. Эти неопределенности требуют применения методов мягкой математики.

Литература

1. Венда В.Ф. Системы гибридного интеллекта: Эволюция, психология, информатика. М., 1990.

2. Карр Николас Дж. Блеск и нищета информационных технологий: Почему ИТ не являются конкурентным преимуществом / пер. с англ. М., 2005.

3. URL://http://www.cecsi.ru/coach/sca.html

4. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. А.А. Огаревой. М., 2002.

5. Броадбент М., Китцис Э. CIO — новый лидер. Постановка задач и достижение целей / Пер. с англ. А.В. Семенова. М., 2006.

6. URL://http://www.saasws.ru

7. ИТ-аутсорсинг сегодня и завтра // CNews.ru Аналитический бюллетень. 2014.

8. CNews.ru форум Cnews январь 2011 г.

9. Генина Н. Виртуализация: Microsoft готовится к реваншу. URL://http://www.cnews.ru/news/-top/index.shtml?2009/10/12/365287

10. URL://http://www.news.met.com/8301-13772_3-10353479-52.html

11. URL://http://www.csrc.nistgov/groups/SNS/doud-computing/

12. URL://http://www.news.cnet.com/8301-13772_3-10353479-52.html

13. Дик В.В., Затеса А.В. Выбор ИТ-сервисов на предприятии: моделирование в условиях неопределенности // Lambert Academic Publishing. 2012.

14. Уринцов А.И. Особенности становления и развития в России сетевой экономики. Использование многодисциплинарных исследований для внедрения новых учебных программ/модулей и/или новых учебных методик в области электронной коммерции: Мат. междунар. конф. «ECOMMIS» tempus проекта (2— 4 апреля 2012 г.). Днепропетровск, 2012.

15. Уринцов А.И. Использование САП-системы в качестве инструмента для адаптации ЛПР // Приборы и системы управления. 2003. № 11.

16. Уринцов А.И. «Мульти-пользователи». Иерархические распределенные экономические информационные системы как инструмент для он-лайн адаптации экономики субъекта // Приборы и системы управления. 2003. № 12.

Reference

1. Venda V.F. System hybrid intelligence: Evolution, psychology, computer science. M., 1990.

2. Carr Nicholas J. Shine and poverty of information technology: Why it is not are a competitive advantage / per. s angl. M., 2005.

3. URL://http://www.cecsi.ru/coach/sca.html

4. Innovation management: Textbook / Edit. of A.A. Ogareva. M., 2002.

5. Broadbent M, Kitzis E. CIO is the new leader. Setting goals and achieving / per. s angl. A.V. Semenov. M., 2006.

6. URL://http://www.saasws.ru

7. It outsourcing today and tomorrow // CNews.ru Analytical Bulletin. 2014.

8. CNews.ru the Cnews forum January 2011.

9. Genin N. Virtualization: Microsoft is preparing for the rematch. URL://http://www.cnews.EN/news/top/in-dex.shtml?2009/10/12/365287

10. URL://http://www.news.cnet.com/8301-13772_3-10353479-52.html

11. URL://http://www.csrc.nist.gov/groups/SNS/cloud-computing/

12. URL://http://www.news.cnet.com/8301-13772_3-10353479-52.html

13. Dick V.V., Notch A.V. Choice of it services in the enterprise: modeling under uncertainty // Lambert Academic Publishing. 2012.

14. Urintsov A.I. Peculiarities of formation and development in Russia of the network economy. The use of multidisciplinary research for introduction of new training programs/modules and/or new educational methods in the field of e-Commerce: Mat. intern. conf. «ECOMMIS» tempus project (2—4 april 2012). Dnepropetrovsk, 2012.

15. Urintsov A.I. Using the SAP system as a tool for adaptation decision-makers // Instruments and control systems. 2003. № 11.

16. Urintsov A.I. «Multi-users». Hierarchical distributed economic information system as a tool for on-line adaptation of the economy subject // Instruments and control systems. 2003. № 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.