Научная статья на тему 'Смешанное образование студентов — перспективный вектор развития традиционного обучения'

Смешанное образование студентов — перспективный вектор развития традиционного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
240
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
смешанное образование (blended education) / традиционное образование / онлайн-обучение / платформа e-learning / lifelong learning. / blended education / traditional education / online learning / e-learning platform / lifelong learning

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аркадий Ильич Уринцов, Ольга Валентиновна Староверова, Екатерина Сергеевна Свиридова

Рассмотрена сущность смешанного обучения. Проанализированы преимущества смешанного образования по сравнению с традиционным подходом обучения студентов очного отделения высшего профессионального образования, перечислены критерии успеха, ряд особенностей и основные тенденции развития смешанного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аркадий Ильич Уринцов, Ольга Валентиновна Староверова, Екатерина Сергеевна Свиридова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MIXED EDUCATION OF STUDENTS — A PERSPECTIVE VECTOR OF TRADITIONAL TRAINING DEVELOPMENT

In this article, the essence of mixed training is considered. The advantages of mixed education compared with the traditional approach of teaching students in the full-time department of higher professional education are analyzed, the success criteria, a number of features and main directions development of mixed education.

Текст научной работы на тему «Смешанное образование студентов — перспективный вектор развития традиционного обучения»

УДК 378 ББК 74

DOI 10.24411/2414-3995-2018-100068 © А.И. Уринцов, О.В. Староверова, Е.С. Свиридова, 2018

Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования

СМЕШАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ — ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ТРАДИЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аркадий Ильич Уринцов,

заведующий кафедры, доктор экономических наук, профессор Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (117997, Москва, Стремянный пер., д. 36)

E-mail: [email protected]; Ольга Валентиновна Староверова, доктор юридических наук, кандидат экономических наук, главный научный сотрудник НИИ образования и науки Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (117997, Москва, Стремянный пер., д. 36)

E-mail: [email protected]; Екатерина Сергеевна Свиридова, ведущий специалист

ФГУП «НПО «Техномаш» (127018, Москва, 3-й проезд Марьиной Рощи, д. 40)

E-mail: [email protected]

Аннотация. Рассмотрена сущность смешанного обучения. Проанализированы преимущества смешанного образования по сравнению с традиционным подходом обучения студентов очного отделения высшего профессионального образования, перечислены критерии успеха, ряд особенностей и основные тенденции развития смешанного образования.

Ключевые слова: смешанное образование (blended education), традиционное образование, онлайн-обучение, платформа e-learning, lifelong learning.

MIXED EDUCATION OF STUDENTS — A PERSPECTIVE VECTOR OF TRADITIONAL TRAINING DEVELOPMENT

Arkadiy I. Urintsov,

Head of the Department, Doctor of Economic Sciences, Professor Russian Economic University named after G.V. Plekhanov (117997, Moscow, Stremyanny per., d. 36);

Ol'ga V. Staroverova, Doctor of Law, Candidate of Economic Sciences, Chief Scientific Officer Research Institute of Education and Science Russian Economic University named after G.V. Plekhanov (117997, Moscow, Stremyanny per., d. 36);

Ekaterina S. Sviridova, leading specialist

FSUE «NPO «Tekhnomash» (127018, Moscow, 3rd pr. Mar'inoy Roshchi, d. 40)

Abstract. In this article, the essence of mixed training is considered. The advantages of mixed education compared with the traditional approach of teaching students in the full-time department of higher professional education are analyzed, the success criteria, a number of features and main directions development of mixed education.

Keywords: blended education, traditional education, online learning, e-learning platform, lifelong learning.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Уринцов А.И., Староверова О.В., Свиридова Е.С. Смешанное образование студентов — перспективный вектор развития традиционного обучения. Вестник экономической безопасности. 2018;(4):334-6.

На сегодняшний день система профессиональ- студента очной формы обучения, полученных в

ного высшего образования характеризуется измене- процессе обучения, позволяющие студентам приме-

нием содержания, методов и форм педагогического нять прикладные навыки с использованием совре-

процесса, которые выражаются, в том числе и в ро- менных образовательных технологий. сте популярности онлайн-обучения. Согласно ст. 16 «Реализация образовательных

Системы онлайн-обучения формируют связь программ с применением электронного обучения и

между студентом и преподавателем, которая спо- дистанционных образовательных технологий», раз-

собствуют более успешному закреплению знаний витие онлайн-обучения — часть государственной

334_ - Вестник экономической безопасности - № 4 / 2018

политики в области образования. Большинство ведущих вузов страны также активно развивают направление онлайн-обучения как для развития своих технологических и организационных решений, так и в позиционировании себя как лидеров в использовании онлайн-технологий в глазах потенциальных студентов, правительственных структур, партнеров из индустрии и работодателей. Также необходимо отметить то, что развитие навыков студентов в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) являются приоритетными задачами федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлениям бакалавриата [1; 5, с. 44—47; 6, с. 237—243].

По нашему мнению, в связи с увеличением спроса на образование, традиционный подход не способен удовлетворить его целиком и полностью. Онлайн образование позволяет сделать образование доступным, то есть дать людям со всех уголков планеты возможность учиться у лучших преподавателей, не покидая при этом своего дома. Один из успешно развивающихся образовательных проектов — Coursera. Благодаря этой открытой образовательной среде студенты получили возможность учиться у профессоров мирового класса более чем на 400 различных курсах, поскольку партнерами Coursera являются ведущие университеты и организации мира. Сегодня к проекту присоединилось уже более 17 миллионов человек из 190 различных стран. Согласно данным, собранным специалистами Coursera, пользователи используют платформу на протяжении всего дня. Более 40% пользователей используют мобильную версию устройства, из этого можно сделать вывод, что студенты проходят обучения при первой возможности. Это позволяет пользователям совмещать работу и учебу, а также постоянно развивать навыки, чтобы иметь хорошие карьерные перспективы.

Онлайн-обучение по программам высшего образования на очной форме обучения реализуется посредством огромного количества различных систем, однако наиболее популярными являются LMS системы.

LMS (learning management system) система управления обучением — это сетевая платформа для сбора и учета данных по обучению, которая также позволяет:

• размещать электронный учебный материал различных форматов;

• разграничивать доступ к учебному материалу;

• осуществлять контроль за ходом изучения материала и выполнения заданий;

• организовывать взаимодействие участников учебного процесса средствами сетевых коммуникаций (как правило);

• разрабатывать электронный учебный материал (не обязательно).

Зарубежный опыт и опыт многих учебных организаций в России показывает, что использование в обучении исключительно платформы e-learning ухудшает качество образования студентов. Одной из основных причин этого принято считать отсутствие «живого общения» между преподавателем и студентом, низкий уровень организация учебного процесса и низкая пропускная способность каналов Интернет [4].

Однако и реализация учебного процесса исключительно традиционным способом не является оптимальным способом обучения студентов. Выход видится в сочетании данных двух парадигм образования, то есть во внедрении смешанного обучения (blended education). Смешанное обучение представляет под собой оптимальное сочетание традиционных и инновационных способов реализации учебной деятельности и предусматривает реорганизацию всех аспектов образовательного процесса. Смешанное обучение имеет ряд характерных особенностей:

1) Совмещение различных ролей преподавателя. Основной ролью преподавателя является роль тьютора, то есть наставника, который способен помочь разобраться в огромном количестве предлагаемой учебной информации и выбрать верную образовательную траекторию. Деятельность преподавателя носит больше организационный характер, озвучивание лекции в аудитории уходит на второй план. Роль преподавателя как лектора заключается в подготовки материала в электронном виде и в консультировании студентов по прослушанным лекциям или в сложных вопросах в режиме онлайн.

2) Смешанное образование имеет ряд преимуществ для обучающихся, такие как индивидуальный график, изучение материала в комфортной обстановке для студента и кураторство преподавателя. Однако смешанное образование так же требует от обучающегося интенсивную, самостоятельную и целенаправленную работу, что как следствие разви-

№ 4 / 2018

Вестник экономической безопасности

335

вает у студента навыки поиска информации, планирования времени и самомотивации.

3) Студент имеет возможность консультации с преподавателем не только на основе онлайн-обще-ния, но и на традиционных очных занятиях.

4) Возможна групповая учебная деятельность, такая как совместная работа над проектом, дискуссии и семинары, телеконференции и форумы, что в свою очередь повышает коммуникативные способности студентов и навык онлайн-общения.

5) Высокая гибкость обучения — ничто не ограничивает студента в выборе изучаемой темы, времени, места и темпа обучения.

6) Учебно-методический контент доступен в режиме онлайн, то есть существует возможность проверить свой уровень знания предмета, воспользоваться дополнительными источниками. Однако при этом студент так же может традиционно встретиться с преподавателем [2, с. 125—128].

Внедрение и развитие программ смешанного образования для студентов очного отделения высшего профессионального образования позволит обеспечить вариативность и качество преподавания, прозрачность управления обучением, продвижение в международном образовательном сообществе университета, социальную ответственность университета как центра качественного образования [3, с. 32—35].

Система онлайн-обучения любого университета должна обеспечивать высокое качество преподавания, обучения, оценки и организации обучения, ориентированное на конкретные образовательные результаты на всех уровнях образования и создавать условия для обучения в течение жизни (lifelong learning).

В соответствии с мировыми тенденциями онлайн — обучения, можно выделить пять основных направлений развития:

1. Создание условий для развития новых моделей обучения и обеспечение лидерства университета в этой сфере — создание условий, способствующих изменению существующих образовательных моделей на основе онлайн-технологий.

2. Продвижение на глобальном рынке образовательных услуг — формирование имиджа университета как международно-признанного центра онлайн обучения и исследований онлайн обучения.

3. Разработка эффективных организационно-экономических моделей использования онлайн-кур-

сов — повышение экономической отдачи от использования технологий.

4. Реализация социальной ответственности университета как центра качественного образования — предоставление доступа к лучшим лекциям ведущих профессоров всем, независимо от их места жительства, уровня образования и дохода.

5. Поддержка и развитие преподавания в он-лайн-формате — обучение и поддержка преподавателей, чтобы они смогли воспользоваться новыми инструментами и внедрять педагогические подходы, опирающиеся на возможности онлайн-технологий.

Таким образом, влияние таких факторов, как ком-петентностный подход федеральных государственных образовательных стандартов, информатизация самой сферы образования, стремительное развитие ИКТ, и благоприятные условия для самообучения студентов, такие как свобода в выборе места обучения и академическая мобильность обучающихся, способствуют развитию старых и появлению принципиально новых возможностей организации учебного процесса и программа смешанного образования для студентов очного отделения высшего профессионального образования является одним из самых перспективных векторов развития традиционного обучения.

Литература

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Уринцов А.И., Староверова О.В. Некоторые тенденции информатизации общества. Образование. Наука. Научные кадры. 2016. № 4.

3. ДикВ.В., Уринцов А.И. Индивидуальная образовательная траектория как основной инструмент образования в информационном обществе, Открытое образование. 2014. № 1 (102).

4. Уринцов А.И. Электронный обмен данными, учебное пособие, М., 2011.

5. Коньков М.Н., Алексеева Т.В. Развитие творческих способностей студентов при изучении компьютерной графики// The scientific journal: Actual pedagogy. № 2. 2017. The publisher: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», c.r.o.

6. Уринцов А.И., Черноусов А.А., Галахов Д.В. Об электронном обучении специалистов в области гостиничного бизнеса // М., МЭСИ, 2015. Сборник научных трудов «Проблемы развития электронного образования в России».

336

Вестник экономической безопасности

№ 4/2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.