Научная статья на тему 'Оперативное мышление велосипедистов различной квалификации, специализирующихся в гонках кросс-кантри'

Оперативное мышление велосипедистов различной квалификации, специализирующихся в гонках кросс-кантри Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
227
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЫШЛЕНИЕ / ВЕЛОСИПЕДИСТЫ / ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ / СТРУКТУРА МЫШЛЕНИЯ / ВЕЛОСПОРТ / МАУНТИНБАЙК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исмаилов Асомиддин Исмаилович, Дышаков Илья Сергеевич

В данной работе предпринята попытка выявить наиболее информативные критерии оценки мышления и определить типы мышления характерных для спортсменов различной квалификации специализирующихся в маунтинбайке гонках кросс-кантри.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исмаилов Асомиддин Исмаилович, Дышаков Илья Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Promptly thinking among cyclists of different qualification specialized in mountain bike cross country

In this article, an attempt is made to identify the most informative evaluation criteria for assessing thinking and determining the types of thinking, being characteristic for the athletes of the different skills, specializing in cycling mountain bike cross-country.

Текст научной работы на тему «Оперативное мышление велосипедистов различной квалификации, специализирующихся в гонках кросс-кантри»

1. Labunskaya, N.A. (2002), "The individual educational route of the student: approaches to the disclosure of the concept", Messenger of Herzen Russian State Pedagogical University, Vol. 2, No. 3, pp. 147.

2. Timofeeva, Yu.F.(2012), Fundamentals of creative activity: textbook, "Prometheus", Moscow.

3. Tolbatova, Yu.V.(2012), "Competence model of the student's determination of an individual educational trajectory in a higher educational institution", The world of science, education, No. 4, pp. 219220

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 09.05.2018

УДК 159.9:796.61.093.56

ОПЕРАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ ВЕЛОСИПЕДИСТОВ РАЗЛИЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В ГОНКАХ КРОСС-КАНТРИ

Асомиддин Исмаилович Исмаилов, кандидат педагогических наук, профессор, Илья Сергеевич Дышаков, аспирант, Российский государственный университет физической культуры, спорта молодежи и

туризма (ГЦОЛИФК), г. Москва

Аннотация

В данной работе предпринята попытка выявить наиболее информативные критерии оценки мышления и определить типы мышления характерных для спортсменов различной квалификации специализирующихся в маунтинбайке гонках кросс-кантри.

Ключевые слова: мышление, велосипедисты, принятие решений, структура мышления, велоспорт, маунтинбайк.

PROMPTLY THINKING AMONG CYCLISTS OF DIFFERENT QUALIFICATION SPECIALIZED IN MOUNTAIN BIKE CROSS COUNTRY

Asomiddin Ismailovich Ismailov, the candidate of pedagogical sciences, professor, Ilia Sergeevich Dyshakov, postgraduate, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow

Annotation

In this article, an attempt is made to identify the most informative evaluation criteria for assessing thinking and determining the types of thinking, being characteristic for the athletes of the different skills, specializing in cycling mountain bike cross-country.

Keywords: thinking, cyclists, making decisions, structure of thinking, cycling-mountain bike.

ВВЕДЕНИЕ

Мышление - сложный процесс психической деятельности человека, направленный на познание и опосредованное отражение действительности [2, 7, 8, 11]. Различают следующие виды мышления: аналитическое, наглядное, предметное, оперативное и т.д. В спортивной практике в различных ситуациях наиболее известную разновидность мышления называют - оперативным мышлением, которое связано с операциями, направленными на решение конкретной задачи [7].

Оперативное мышление связывается не только с умением преодолевать трудные ситуации в условиях отсутствия информации, но и с незаданностью способов мыслительных действий. Тактическая деятельность велосипедистов, специализирующихся в гонках кросс-кантри, складывается из множества неизвестных задач, которые предстоит решить в процессе соревнований в определенных условиях, возникающие ситуации предполагают различные способы их решения для достижения цели. Тактическое мышление спортсмена характеризуется - наличием тактического плана, правильным выбором средств достижения цели, действенным характером мышления, быстротой процессов мышления, опора на

тактические знания и умения, связи с эмоционально волевыми процессами и т.д. [11].

В маунтинбайке чаще всего спортсмену приходится одновременно преодолевать естественные и искусственные препятствия, предусмотренные условиями (правилами) соревнований, а также сопротивлением окружающей среды.

Решение оперативных задач в экстремальных условиях способствует формированию определенных психодинамических свойств, которые оптимизируют деятельность для решения конкретных задач, которые возникают в тренировочном и соревновательном процессе [7]. Поскольку оперативное мышление является средством реализации тактических задач и достижением успеха в соревновательной деятельности нами была предпринята попытка изучению оперативного мышления спортсменов различной квалификации, специализирующихся в гонках кросс-кантри.

Цель исследования: изучить динамику оперативного мышления спортсменов различной квалификации, специализирующихся в гонках кросс-кантри.

Задачи исследования:

1. Выявить критерии оценки мышления у спортсменов различной квалификации, специализирующихся в гонках кросс-кантри;

2. Определить типы мышления характерные для спортсменов различной квалификации, специализирующихся в гонках кросс-кантри;

3. Определить динамику оперативного мышления спортсменов различной квалификации, специализирующихся в гонках кросс-кантри.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Исследование проводилось в период с января 2017 года по февраль 2018 года и включало в себя три этапа: 1) Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования и педагогические наблюдения тренировочной и соревновательной деятельности; 2) Педагогический эксперимент предусматривал анкетирование ведущих тренеров по велоспорту маунтинбайк и спортсменов различной квалификации, специализирующихся в гонках кросс-кантри; 3) Анализ и интерпретация полученных результатов.

В исследовании приняло участие восемь тренеров по велосипедному спорту - 2 ЗТР, 4 ВК, 2 -первая кат., а также 30 спортсменов, среднее значение возраста испытуемых 17,55±6,26 лет, стаж занятий спортом 7,07±6,07 лет, квалификация - МСМК - 5 чел., МС - 5 чел., КМС - 2 чел., 1 разряд - 18 чел.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

В результате анализа научно-методической литературы нами были выделены следующие виды мышления: 1) наглядно-действенное - данный вид мыслительной деятельности индивида опирается непосредственно на восприятие конкретного предмета; 2) предметно-действенное - данный вид мышления направлен на решение вопросов и задач во всех видах практической деятельности человека; 3) наглядно-образное - весь процесс мышления характеризуется опорой на образы или представления, отвлеченные мысли, что позволяет человеку в конкретных образах воплощать обобщения;

4) словесно-логическое (абстрактное) мышление - данный вид мышления осуществляется за счет логических связей и структур логических операций и понятий [1].

Критериями оценки качества мышления у спортсменов могут выступать: 1) самостоятельность, 2) инициативность, 3) глубина мышления, 4) широта мышления, 5) скорость решения задачи, 6) оригинальность, 7) критичность, 8) пытливость, 9) торопливость [2, 10].

Экспертный опрос тренеров о степени важности тактической подготовки спортсменов свидетельствует о том, что большинство опытных специалистов основное внимание уделяет на общую и специальную физическую, а также техническую подготовку. Чем опытнее тренер, тем меньше времени уделяется на занятия по тактике.

С целью определения типов мышления у спортсменов различной квалификации, специализирующихся в гонках кросс-кантри, было предложено выполнение теста на мышление (диагностика по методике Дж. Брунера [1]), который позволяет определить базовый тип мышления.

В течении 6 месяцев в тренировочный процесс спортсменов были включены занятия по теоретической и тактической подготовке. Занятия проводились как в аудиториях, так и непосредственно на тренировочной дистанции. Занятия проводились 3 раза в неделю, продолжительность которых была 15 мин. Упражнения состояли из различных заданий начиная от правил соревнований, до технической оснащенности велосипеда.

По истечению 6 месяцев было проведено второе тестирование по методике Дж. Брунера. (рисунок 1)

Наглядно - образный 1 1 2

Предметно-действенный 5

5

Словестно -логический 1 2 1 4

Абстрактно-символический 1 3 1 4

Оперативный 1

-1-1- 15

0 5 10 15 20

□ После ШДо

Рисунок 1 - Динамика изменения типов мышления у велосипедистов, специализирующихся в гонках кросс-

кантри

При сравнении результатов до начала и после окончания педагогического эксперимента позволяет говорить о том, что для представителей велосипедного спорта характерен оперативный тип мышления (50% от общего числа испытуемых), который позволяет добиваться успеха, как в тренировочной, так и в соревновательной деятельности. Прослеживается закономерность, если для велосипедистов высшей квалификации (МС, МСМК) характерен оперативный 80% и предметно действенный 20% типы мышления, то для представителей КМС и 1 разряда встречаются все выделенные типы мышления. После педагогического воздействия у некоторых спортсменов изменился тип мышления. Количество спортсменов с оперативным мышлением увеличилось на 13%, составив 19 человек (63%). Полученные результаты позволяют говорить о том, что оперативный тип мышления является показателем успешной адаптации к условиям изменяющейся среды. В условиях интенсивных физических напряжений и противоборства с противником данный вид мышления помогает выбрать нестандартное решение перцептивно-моторных задач. Тактика в этом виде гонок является немаловажным компонентом деятельности спортсмена, быстрая оценка обстановки, скорость приема и обработки информации и своевременность нестандартного, более выгодного решения, помогает спортсмену достигнуть более высокого результата.

ЛИТЕРАТУРА

1. Брунер, Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации / Дж. Брунер ; пер. с англ. К. И. Бабицкого. - М. : Директмедиа Паблишинг, 2008. - 782 с.

2. Введение в психологию : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / под общ. ред. А.В. Петровского. - Москва : Академия, 1995. - 496 с.

3. Веккер, Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов / Л.М. Век-кер. - М. : Смысл, 1998. - 685 с.

4. Дункер, К Качественное (экспериментальное и теоретическое) исследование мышления / К. Дункер. - М. : Прогресс, 1965. - 286 с.

5. Захаров, А.А. Тактическая подготовка велосипедиста : учеб. пособие для вузов физ. культуры / Захаров А.А. - Москва : ФОН, 2001. - 62 с.

6. Зинченко, В.П. Готовность к мысли / Зинченко В.П. // Вопросы психологии. - 2005. - № 4. - С. 63-75.

7. Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург : Питер, 2012. - 351 с.

8. Корнилова, Т.В. Психология риска и принятия решений : учебное пособие / Т.В. Корнилова. - М. : Аспект Пресс, 2003. - 287 с. - ISBN 978-5-7567-0267-9.

9. Краснов, В.Н. Тренировка гонщиков кросс-кантри : учеб. пособие / В.Н. Краснов. - Чебоксары : Изд-во Чуваш. ун-та, 2003. - 178 с.

10. Непопалов, В.Н. Психические процессы и личность : учебное пособие / В.Н. Непопалов, Е.В. Романина, А.В. Родионов. - Москва : Физическая культура, 2009. - 208 с.

11. Родионов, А.В. Психологические основы тактической деятельности в спорте / Родионов А.В. // Теория и практика физ. культуры. - 1993. - № 2. - С. 7-9.

12. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург : Питер, 2009. - 712 с.

REFERENCES

1. Bruner, J., (2008), Psychology of cognition. Beyond direct information, Directmedia Publishing, Moscow

Ed. Petrovskiy, A.V. (1995,) Introduction to Psychology, Academia, Moscow. Vekker, L.M. (1998), Psychic and reality: a unified theory of mental processes, Smysl, Mos-

Zaharov, A.A. (2001), Tactical Training for a Bicyclist: tutorial, FON, Moscow. Zinchenko, V.P. (2005), "Readiness for thought", Questions of Psychology, No.4, pp. 63-75. Ilin, E.P. (2012), Psychology of sports, Peter, St. Petersburg.

Dunker, K. (1965), Qualitative (experimental and theoretical) study of thinking, Progress, Mos-Kornilova, T.V. (2003), Psychology of risk and decision-making: tutorial, Aspect Press, Mos-Krasnov, V.N. (2003), Training of cross-country racers: tutorial, publishing house Chebo-

ality: tutorial, Physical culture, Moscow.

11. Rodionov, A.V. (1993), "Psychological foundations of tactical activity in sports", Theory and practice of physical culture, No.2, pp. 7-9.

12. Rubinstein, S.L. (2009), Fundamentals of General Psychology, Peter, St. Petersburg. Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 01.05.2018

УДК 159.99

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, ЗАНИМАЮЩИХ РУКОВОДЯЩИЕ ДОЛЖНОСТИ

Юлия Юрьевна Красикова, кандидат психологических наук, доцент, начальник

кафедры,

Александра Андреевна Ливерко, курсант, Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний (Академия ФСИН России), г. Рязань

2.

3.

cow.

4.

5.

6.

7.

cow. 8

cow.

9.

ksary.

10

Аннотация

В статье приводятся результаты исследования по проблеме взаимосвязанности индикаторов профессионального стресса и стилей руководства, выбранного сотрудниками для осуществления деятельности. Актуальность заключается в степени подверженности стрессогенным факторам и специфике деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы, занимающих руководящие должности.

Ключевые слова: профессиональный стресс, руководители высшего звена, руководители среднего звена, стиль руководства, сотрудник уголовно-исполнительной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.