А.Л. Осипенко,
доктор юридических наук, доцент
П.В. Миненко,
кандидат юридических наук
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, СОВЕРШАЕМОМУ С ИС ПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ УСТРОЙСТВ
DETECTIVE COUNTERACTION TO ELLEGAL DRUG TRAFFICKING BY TELECOMMUNICATION DEVICES
В статье рассматриваются способы незаконного сбыта наркотических средств с использованием телекоммуникационных устройств и сети Интернет, а также отдельные методы оперативнорозыскного противодействия указанным преступлениям. Предлагаются алгоритмы осуществления оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, направленных на выявление лиц, сбывающих наркотические вещества бесконтактным способом, рассматриваются особенности тактики задержания таких лиц.
The article deals with ways of drug illegal sale by telecommunication devices and the Internet; the methods of detective counteraction to the specified crimes are also considered. Algorithms of detective and investigative actions performing to reveal persons, distributing narcotic substances in the contactless way, and tactics of their detention are offered.
В последние годы ситуация с распространением наркотиков в Российской Федерации за -метно обострилась. Директор ФСКН России В. Иванов, говоря о наркоситуации в стране, сравнивает противостояние государства и преступников с военными действиями [1]. По дан -ным Международного комитета по контролю за распространением наркотиков, сформированного при Организации Объединенных Наций, сущест -венный рост потребления наркотиков напрямую связан с использованием Интернета в качестве специфического канала наркоторговли [2]. В сети распространяется информация о местах сбыта наркотических средств, представлены рекомендации по выращиванию конопли в закры -тых помещениях, рекламируются услуги по доставке посевного материала. Незаконный оборот наркотиков в сети Интернет включает не только продажу запрещенных препаратов, но и, во все больших масштабах, незаконную торговлю ле-карственными средствами, содержащими нарко -тические средства и психотропные вещества. Особую опасность представляет тот факт, что широкие возможности анонимного приобретения психоактивных средств с использованием теле -коммуникационных устройств в сети получают дети и подростки. Причины повышенного инте -реса наркопреступности к киберпространству Интернета вполне понятны: в этой среде есть
особые условия не только для обеспечения конспиративной коммуникации поставщиков и по -требителей наркотических средств, но и для сис -тематического решения иных широкомасштабных криминальных задач, таких, например, как координация деятельности транснациональных преступных формирований и реализация эффективных схем «отмывания денег».
Использование преступниками ресурсов сети Интернет, электронных платежных систем, средств мобильной связи значительно снижает для них риск быть задержанными в момент сбыта, в связи с чем наиболее организованные и предприимчивые группы наркодилеров в основном переходят на так называемые «бесконтактные» способы сбыта наркотиков. Это существенно усложняет применение оперативными сотрудниками классических методов осуществления проверочной закупки, остающейся основным средством выявления и документирования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
Ухудшение оперативной обстановки в сфере противодействия наркопреступности повлекло соответствующие изменения уголовного законодательства. В Уголовный кодекс внесены по -правки (п. «б» части 2 ст. 228.1), предусматривающие ответственность за незаконный сбыт наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, совершенный с использованием
средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных
сетей (включая сеть Интернет). Указанная статья содержит также ряд квалифицирующих призна-ков, усиливающих наказание за данное деяние, например, в случае совершения его лицом с использованием своего служебного положения, группой лиц по предварительному сговору или организованной преступной группой.
Соответственно, перед правоохранительными органами, в том числе и перед оперативными подразделениями ОВД, четко поставлена задача выявлять и изобличать лиц, распространяющих наркотики с использованием инфокоммуникационных технологий. На практике решению этой задачи препятствует ряд обстоятельств, среди которых особо выделяется необходимость привлечения к указанной деятельности значительного количества сил и средств, главным образом со стороны подразделений, осуществляющих оперативно-технические мероприятия. Тем не менее, правильно организованное наблюдение за сетевыми ресурсами в Интернете и грамотное проведение в сети комплексных оперативно-розыскных мероприятий все чаще позволяют оперативным сотрудникам выявлять и задерживать поставщиков наркотических средств. Например, в 2011 г. сотрудниками УФСБ России по Новосибирской области задержан гражданин Н., который, будучи членом преступной группы, занимался изготовлением и сбытом наркотиков синтетического происхождения через созданный и модерируемый им интернет-магазин. Посылки с наркотиками после электронной оплаты отправлялись покупателям из России и стран ближнего зарубежья. В апреле 2013 г. оперативными сотрудниками УМВД России по г. Тюмень пресечена деятельность преступной группы, осуществлявшей через Интернет сбыт гашиша по бесконтактной схеме.
Изучение показало, что бесконтактный сбыт наркотиков организован, как правило, следую -щим образом. На созданном преступниками ресурсе в сети Интернет размещается реклама предлагаемых для реализации наркотических средств (форма подачи материала при этом может быть завуалированной). Здесь же указываются способы оплаты «товара». Потребителю предлагается отправить заказ с указанием вида и количества наркотика, который он желает приобрести, с использованием SMS-сообщений, ICQ, электронной почты либо через ресурсы социальных сетей. При получении заказа один из участников преступной группы, выполняющий роль диспетчера Call-центра, направляет ответ -ное сообщение покупателю с указанием суммы и способа оплаты, которая может быть произведе -на через электронные платежные системы (Webmoney, Яндекс-деньги, QIWI и пр.) либо
путем пересылки кодов карт оплаты услуг мобильной связи. После осуществления платежной транзакции покупателю направляется сообщение с указанием места нахождения тайника с наркотиками. В отдельных случаях после оплаты преступники отправляют потребителю посылку с наркотиком обычной почтой или курьерскими службами на адрес, указанный в заявке. Как уже отмечалось, отсутствие непосредственного кон -такта преступников с потребителем при передаче наркотика в подобных случаях исключает при -менение оперативными сотрудниками хорошо отработанных на практике тактических оперативно -розыскных алгоритмов установления участников преступных групп. Усложняют эту работу и особенности организации и функциони-рования таких групп. Как правило, для них ха -рактерно четкое распределение ролей, среди ко -торых могут быть выделены:
- организатор (координатор) — осуществляет общее руководство действиями членов группы, производством, приобретением, фасовкой наркотиков, распределением выручки, орга -низацией функционирования сетевого информационного и платежного ресурсов;
- диспетчер — получает заказы от покупателей, контролирует процесс оплаты, передает информацию закладчикам и получает от них сведения о местах тайников, сообщает о них покупателям;
- закладчик — осуществляет закладку наркотиков в тайники и сообщает диспетчеру об их местонахождении;
- кассир — получает денежные средства, поступившие через платежные терминалы, банковские счета, с карт оплаты услуг мобильной связи, обналичивает и распределяет их между остальными участниками организованной преступной группы;
- экспедитор (курьер) — передает ранее полученные наркотики закладчику, как правило, небольшими партиями, рассчитанными на 1-5 дней.
Традиционно для преступных групп было характерно иерархическое построение, которое обеспечивало способность концентрировать уси -лия многих участников на достижении единой цели. Однако результаты исследования, проведенного Комитетом ООН по наркотикам и преступности , позволили выявить изменения в структуре современных криминальных образований, разработать новую типологию основных структур преступных формирований [3]. Отмечается, что все чаще правоохранительным органам приходится иметь дело с сетевыми структу -рами организованной наркопреступности, обла-дающими в современных условиях наиболее вы -сокой гибкостью и адаптивностью к изменениям окружающей обстановки.
Следует отметить, что в последнее время подобные группы все чаще носят транснациональ -
ный характер, когда их участники дислоцируют -ся не только в разных регионах России, но и в разных государствах. Транснациональная природа современной наркопреступности дополнительно поддерживается спецификой киберпространства Интернета, обеспечивающей возможность реализации в нем трансграничных дейст-вий, а также удобством координации транснациональной деятельности посредством сетевых коммуникаций. Скрывая следы своей противо-правной деятельности, преступники используют специальные приемы, подменяющие информацию о фактических адресах их сетевой активно -сти, а сетевые ресурсы создают на серверах, расположенных в разных странах. Осуществление следственных и оперативно-розыскных мероприятий по доступу к таким компьютерам может вызывать трудности, поскольку вычислительная система находится в пределах юрисдикции иного государства. В таких случаях для раскрытия преступления часто требуется запуск сложных механизмов взаимодействия правоохранительных органов разных государств. Все это ведет к усложнению в международном масштабе правовых и технических проблем, связанных с обнаружением и идентификацией преступников.
Разумеется, эффективное реагирование на преступные действия указанных формирований невозможно без определенной корректировки его методов. Основная задача при этом состоит в том, чтобы по выявленным на сетевых ресурсах сведениям о преступной деятельности по распространению наркотиков установить источник противоправной активности и его местоположение. В таких условиях существенно повышается роль оперативно-розыскной деятельности, методы которой также должны претерпеть значительные изменения.
На первоначальном этапе выявления рассматриваемого вида преступлений особое значение приобретает поиск первичной оперативной информации в сети Интернет и ее проверка, проведение которых предполагают наличие у оперативного сотрудника специальных знаний и умений.
Для выявления информации, представ -ляющей оперативно -розыскной интерес, в пер -вую очередь используется поиск по информа -ционным ресурсам Интернета с применением разного рода поисковых систем (типа Google, Yandex, Rambler и т .п.). В его ходе выявляются сайты, связанные с преступными организация -ми, а также информационные ресурсы, содержащие запрещенную к распространению информацию. По результатам поиска принима-ются меры к установлению личности организа -торов сайтов. Однако использование только такого подхода не может обеспечить достаточ -
ной эффективности информационного поиска в киберпространстве, поскольку в нем сущест-вуют обширные закрытые для поисковых сер -веров зоны, которые могут использоваться в деструктивных целях (в том числе и для рас -пространения наркотиков).
В целях более эффективного выявления наркопреступлений в сети Интернет предлагается проводить оперативно-розыскной мониторинг сетевого информационного пространства, кото -рый предполагает сбор, обработку и анализ ин -формации о явлениях криминального плана, представляющих интерес для ОРД, оценку и прогноз изменения оперативной обстановки под воздействием криминогенных факторов [4].
После выявления ресурсов, через которые организован оборот наркотических средств, важно обеспечить установление контакта с продавцами (диспетчером), выяснение способов связи с ними и данных контактов, в том числе номеров мобильных телефонов, электронных кошельков, банковских счетов и т.п. Наведение справок позволяет установить лиц, на которых они зарегистрированы, собрать максимальное количество информации о них. Важно принять меры к определению физического местонахождения устройств, с помощью которых преступниками осуществляется выход в сеть Интернет, а также их МАС-адреса.
Дальнейшие действия связаны с применением всего комплекса оперативно-розыскных сил, средств и методов, подтвердивших свою эффективность в противодействии наркопреступности. Одновременно с установлением всех участников организованной преступной группы должны проводиться оперативно-розыскные мероприятия, которые позволят выяснить роль каждого из фигурантов в сбыте наркотиков, а также определить места закладок наркотических средств, каналы поставок, способы обналичивания и распределения денежных средств, а также иные обстоятельства, свидетельствующие об их преступной деятельности.
При выявлении лиц, систематически приобретающих наркотики у «интернет-сбытчиков», их действия также необходимо контролировать с целью последующего использования полученной оперативной информации для документирования и расследования преступной деятельности разрабатываемой группы.
Проводимый комплекс оперативно-розыскных мероприятий должен включать несколько проверочных закупок, осуществляемых на различных этапах оперативной проверки. Если на ее первоначальном этапе целью проверочной закупки будет являться, в первую очередь, установление контакта с диспетчером, получение образца наркотического средства для проведения исследования, то на по-
следующих этапах проведение проверочных закупок главным образом направлено на получение фактических данных о действиях всех членов организованной преступной группы, участвующих в незаконном обороте наркотических средств. Кроме того, по итогам первичной проверочной закупки целесообразно представить следователю часть результатов оперативно-розыскной деятельности для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Наличие уголовного дела позволяет более оперативно получать доказательства вины участников группы путем осуществления не только оперативно-розыскных мероприятий, но и следственных действий, таких как допросы, выемки, обыски и др.
После того как основные участники органи -зованной преступной группы установлены и их преступные действия надлежащим образом зафиксированы, следует переходить к реализации материалов оперативной разработки и задержа-нию фигурантов. При наличии благоприятно складывающейся оперативно-тактической ситуации участники преступной группы должны быть задержаны практически одновременно.
Для повышения эффективности противодей -ствия обороту наркотиков в сети Интернет, на наш взгляд, следует осуществить и ряд органи -зационных мер. Прежде всего, важно обеспечить правовую и материально-техническую базу для создания межведомственных рабочих групп, способных наладить продуктивное взаимодейст -вие при осуществлении оперативно-розыскной деятельности в рассматриваемой сфере. С учетом трансграничного характера изучаемой преступной деятельности не менее важным представля -ется и межгосударственное взаимодействие правоохранительных органов, в том числе при осуществлении оперативно-розыскного мониторин -га киберпространства, направленного на выявле -ние организованных преступных групп, распространяющих наркотические средства через сете -вые инфокоммуникационные каналы.
Необходима организация комплексных на -учных исследований, результатом которых должны стать обоснованные методические рекомендации по тактически грамотному осуществлению оперативно-розыскных мероприятий в сети Интернет, включая и оперативное внедрение в рассматриваемые криминальные структуры специально подготовленных сотрудников органов внутренних дел. При этом должны обстоя -тельно исследоваться особенности правовой природы и средства достижения негласности оперативно-розыскной деятельности при ее осуществлении в сети Интернет [5].
Необходима организация подготовки кадров, способных решать специфические задачи оперативно-розыскного противодействия организованным преступным группам, использующим инфо-
коммуникационные технологии. Для такой подготовки требуется не только создание новых специальностей на основе особых рабочих учебных программ с привлечением к преподаванию квалифицированных специалистов, но и формирование в образовательных организациях специфической материальной базы, включающей высокотехнологичное инфокоммуникационное оборудование, новейшие оперативно-технические средства и аппаратно-программные комплексы.
Разумеется, это далеко не полный перечень мер, способствующих повышению эффективности оперативно-розыскного противодействия незаконному обороту наркотических средств, совершаемому с использованием телекоммуникационных устройств. Однако даже их реализация, по нашему мнению, могла бы существенным образом повлиять на улучшение наркоситуации в нашей стране.
ЛИТЕРАТУРА
1. Материалы рабочей встречи Президента Российской Федерации В. Путина с директором ФСКН России В. Ивановым 20.01.2014 г. — URL: http://www.fskn.gov.ru
2. Руководство для правительств по предупреждению незаконной торговли через Интернет веществами, находящимися под международным контролем. — Нью-Йорк: Организация Объеди -ненных Наций, 2009. — С. 1—2.
3. Chatterjee J. The Changing Structure of Organized Crime Groups. — Directorate Royal Canadian Mounted Police, 2005. — P. 2—4.
4. Теория оперативно-розыскной деятельности : учебник / под ред. К.К. Горяинова, В .С. Ов -чинского, Г.К. Синилова. — 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М., 2014. — С. 332.
5. Павличенко Н .В., Самоделкин А. С. Не -гласность в оперативно-розыскной деятельности // Вестник Волгоградской академии МВД России. — 2013. — № 3. — С. 88—93.
REFERENCES
1. Materialyi rabochey vstrechi Prezidenta Ros-siyskoy Federatsii V. Putina s direktorom FSKN Rossii V. Ivanovyim 20.01.2014 g. [Elektronnyiy resurs ]. — URL: http://www.fskn.gov.ru
2. Rukovodstvo dlya pravitelstv po preduprezh-deniyu nezakonnoy torgovli cherez Internet veschestvami, nahodyaschimisya pod mezhdu-narodnyim kontrolem. — Nyu-York: Organizatsiya Ob'edinennyih Natsiy, 2009. — S. 1—2.
3. Chatterjee J. The Changing Structure of Organized Crime Groups. — Directorate Royal Canadian Mounted Police, 2005. — P. 2—4.
4. Teoriya operativno-rozyisknoy deyatelnosti: uchebnik / pod red. K.K. Goryainova, V.S. Ovchin-skogo, G.K. Sinilova. — 3-e izd., pererab. i dop. -M.: INFRA-M., 2014. — S. 332.
5. Pavlichenko N.V., Samodelkin A.S. Neglas-nost v operativno-rozyisknoy deyatelnosti // Vestnik Volgogradskoy akademii MVD Rossii. — 2013. — № 3. — S. 88—93.