Научная статья на тему 'Сбыт наркотических средств бесконтактным способом посредством сети Интернет: пути выявления и раскрытия'

Сбыт наркотических средств бесконтактным способом посредством сети Интернет: пути выявления и раскрытия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
10468
1299
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРКОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / СЕТЬ ИНТЕРНЕТ / КУРЬЕР / ЛИЧНОСТЬ «ЗАКЛАДЧИКА» / NARCOTIC DRUGS / OPERATIONAL-SEARCH ACTIVITIES / INTERNET / MESSENGER / THE PERSONALITY OF «ZAKLADKA»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Глушков Е.Л.

В статье рассматриваются отношения, возникающие при сбыте наркотических средств с помощью сети Интернет. Широкое использование в современной жизни компьютерных технологий и телекоммуникационных систем, создание на их основе глобальных компьютерных сетей, ставших привычной частью общественных отношений во всех сферах жизнедеятельности, привело к тому, что «киберпространство» стало активно использоваться для совершения преступлений, в частности, для распространения наркотических средств и их аналогов. В научной статье проведен анализ современного состояния наркоситуации в России, а также намечены перспективы совершенствования механизма противодействия распространению наркотических средств посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Обращается внимание на некоторые трудности оперативных сотрудников должным образом осуществить документирование бесконтактного способа продажи наркотических средств, выполняемого ОПГ. Межрегиональный или межгосударственный характер существенно затрудняет процесс выявления такого рода преступлений. В данном случае говорится о сетевой структуре, с присущим только ей умением изменяться и подстраиваться под вновь вводимое законодательство в сфере незаконного оборота наркотических средств, а также избирать наиболее оптимальные и высокотехнологичные способы общения участников ОПГ и наркопотребителей, получения денежных средств. Делается акцент на блокировку сайтов на территории Российской Федерации, что показывает свою практическую бесполезность в связи с тем, что при изменении brawser можно без каких-либо трудностей отыскать необходимую информацию. Рассматриваются такие понятия, как курьер, организатор, администратор, интернет-торговля, личность «закладчика», автоматизированные системы мониторинга интернет-пространства. В статье рассматривается алгоритм действий, направленных на документирование ОПГ, специализирующихся на сбыте наркотических средств.Предлагается создание автоматизированной информационной системы «Незаконный оборот наркотических средств», которая должна представлять собой базу данных оперативной информации,привлечение специалистов в области компьютерных информационно-коммуникационных технологий с целью проведения осмотра электронных носителей информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Глушков Е.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOME QUESTIONS OF DISTRIBUTION IN A CONTACTLESS MANNER OF DRUGS VIA THE INTERNET: WAYS OF IDENTIFICATION AND DISCLOSURE

The article discusses the relationship voznikayuschie at sale n arkticheskih funds via the Internet. The widespread use of computer technologies and telecommunication systems in modern life, the creation of global computer networks on their basis, which have become a familiar part of social relations in all spheres of life, has led to the fact that «cyberspace» has been actively used for crimes, in particular, for the spread of drugs and their analogues. The scientific article analyzes the current state of the drug situation in Russia, and outlines the prospects for improving the mechanism of combating the spread of drugs through the information and telecommunications network Internet. Attention is drawn to some of the difficulties of operational staff properly to document the contactless method of sale of drugs, performed by OPG, inter-regional or inter-state nature, significantly complicates the process of identifying such crimes. In this case, we talk about the network structure, with its own ability to change and adapt to the newly introduced legislation in the field of illegal drug trafficking, as well as to choose the most optimal and high-tech ways of communication between members of the organized crime group and drug users, and obtaining money. The emphasis is on blocking sites in the Russian Federation, which show its practical uselessness due to the fact that when you change brawser, you can, without any difficulties to find the necessary information. Deals poniatiia as courier, organizer, administrator, e-Commerce, the personality of «zakladka».automated system of monitoring of the Internet space. The article considers the algorithm of actions aimed at documenting OPG, specializing in the sale of drugs. We propose the creation of an automated information system «Illegal turnover of narcotic drugs», which should be a database of operational information, privlechennye experts in the field of computer information and communication technologies with the aim of carrying out survey of electronic media.

Текст научной работы на тему «Сбыт наркотических средств бесконтактным способом посредством сети Интернет: пути выявления и раскрытия»



СБЫТ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ БЕСКОНТАКТНЫМ СПОСОБОМ ПОСРЕДСТВОМ СЕТИ ИНТЕРНЕТ: ПУТИ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАСКРЫТИЯ

ABOUT SOME QUESTIONS OF DISTRIBUTION IN A CONTACTLESS MANNER OF DRUGS VIA THE INTERNET: WAYS OF IDENTIFICATION AND DISCLOSURE

Аннотация: в статье рассматриваются отношения, возникающие при сбыте наркотических средств с помощью сети Интернет. Широкое использование в современной жизни компьютерных технологий и телекоммуникационных систем, создание на их основе глобальных компьютерных сетей, ставших привычной частью общественных отношений во всех сферах жизнедеятельности, привело к тому, что «киберпространство» стало активно использоваться для совершения преступлений, в частности, для распространения наркотических средств и их аналогов.

В научной статье проведен анализ современного состояния наркоситуации в России, а также намечены перспективы совершенствования механизма противодействия распространению наркотических средств посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Обращается внимание на некоторые трудности оперативных сотрудников должным образом осуществить документирование бесконтактного способа продажи наркотических средств, выполняемого ОПГ. Межрегиональный или межгосударственный характер существенно затрудняет процесс выявления такого рода преступлений. В данном случае говорится о сетевой структуре, с присущим только ей умением изменяться и подстраиваться под вновь вводимое законодательство в сфере незаконного оборота наркотических средств, а также избирать наиболее оптимальные и высокотехнологичные способы общения участников ОПГ и наркопотребителей, получения денежных средств. Делается акцент на блокировку сайтов на территории Российской Федерации, что показывает свою практическую бесполезность в связи с тем, что при изменении brawser можно без каких-либо трудностей отыскать необходимую информацию. Рассматриваются такие понятия, как курьер, организатор, администратор, интернет-торговля, личность «закладчика», автоматизированные системы мониторинга интернет-пространства. В статье рассматривается алгоритм действий, направленных на документирование ОПГ, специализирующихся на сбыте наркотических средств.Предлагается создание автоматизированной информационной системы «Незаконный оборот наркотических средств», которая должна представлять собой базу данных оперативной информации,привлечение специалистов в области компьютерных информационно-коммуникационных технологий с целью проведения осмотра электронных носителей информации.

Ключевые слова: наркотические средства, оперативно-розыскные мероприятия, сеть Интернет, курьер, личность «закладчика».

УДК 343.9:004

Е.Л. ГЛУШКОВ

(Белгородский юридический институт МВД Рoccии имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) оpr1@inbox.ru

EVGENY L. GLUSHKOV

(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

Для цитирования: Глушков Е.Л. Сбыт наркотических средств бесконтактным способом посредством сети Интернет: пути выявления и раскрытия // Проблемы правоохранительной деятельности. 2018. № 2. С. 45.

Abstract: the article discusses the relationship voznikayuschie at sale n arkticheskih funds via the Internet. The widespread use of computer technologies and telecommunication systems in modern life, the creation of global computer networks on their basis, which have become a familiar part of social relations in all spheres of life, has led to the fact that «cyberspace» has been actively used for crimes, in particular, for the spread of drugs and their analogues.

The scientific article analyzes the current state of the drug situation in Russia, and outlines the prospects for improving the mechanism of combating the spread of drugs through the information and telecommunications network Internet. Attention is drawn to some ofthe difficulties of operational staff properly to document the contactless method of sale of drugs, performed by OPG, inter-regional or inter-state nature, significantly complicates the process of identifying such crimes. In this case, we talk about the network structure, with its own ability to change and adapt to the newly introduced legislation in the field of illegal drug trafficking, as well as to choose the most optimal and hightech ways of communication between members of the organized crime group and drug users, and obtaining money. The emphasis is on blocking sites in the Russian Federation, which show its practical uselessness due to the fact that when you change brawser, you can, without any difficulties to find the necessary information. Deals poniatiia as courier, organizer, administrator, e-Commerce, the personality of «zakladka».automated system of monitoring of the Internet space. The article considers the algorithm of actions aimed at documenting OPG, specializing in the sale of drugs. We propose the creation of an automated information system «Illegal turnover of narcotic drugs», which should be a database of operational information, privlechennye experts in the field of computer information and communication technologies with the aim of carrying out survey of electronic media.

Keywords: narcotic drugs, operational-search activities, Internet, messenger, the personality of «zakladka».

For citation: Glushkov E.L. About some questions of distribution in a contactless manner of drugs via the internet: ways of identification and disclosure // Problems of Law Enforcement Activity. 2018. № 2. P. 45.

В настоящее время сбыт наркотических средств и психотропных веществ, осуществляемый бесконтактным способом посредством сети Интернет, носит поистине массовый характер. При этом следует отметить, что зачастую в ходе проведенных оперативно-розыскных мероприятий, направленных на документирование преступной деятельности сбытчиков, к уголовной ответственности удается привлечь лишь рядовое звено наркопотребителей, в то время как непосредственные организаторы избегают заслуженного наказания. К сожалению, статистические данные не могут в полной мере отразить масштаб данного противоправного явления, поскольку отдельный учет такого рода преступлений не ведется, а выявление их из общей массы наркопреступлений может дать лишь приблизительную картину. Вместе с тем, по данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, в первом полугодии 2017 г. по статьям 228-234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации1 (далее - УК РФ) осуждено 57 198 человек. По состоянию на 1 ноября 2017 г. за преступления по линии незаконного оборота наркотических средств в местах лише-

1 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.08.2017) // СПС КонсультантПлюс.

ния свободы содержалось 127 161 человек, что составляет около 20% от всех заключенных, поскольку всего в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержится 642 444 человека2.

Наряду с этим, по масштабу распространения данных преступлений можно судить исходя из количества изъятого запрещенного вещества.

Так, за 9 месяцев 2017 г. только органами наркоконтроля изъято свыше 3 тонн синтетических наркотических средств. Число уголовных дел, направленных органами наркоконтроля в суд, по фактам совершения преступлений в организованных формах выросло на 19,2% (до 4,7 тыс.). На 15,3% (до 8,3 тыс.) возросло число установленных подразделенями по контролю за оборотом наркотических средств лиц, причастных к совершению наркопреступлений в организованных формах, что составляет 77,6% от общего числа лиц данной категории, установленных всеми правоохранительными органами3. Естественным образом следует отметить, что наркоторговля в целом, а сбыт «спайсов» в особенности, представляет собой многокомпонентный процесс, состоящий из доставки

2 Официальный сайт Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации // http://www.cdep.ru/.

3 Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации // https://mvd.ru/.

наркотических средств на территорию России, организацию сетей сбыта, и, наконец, вывода и легализации преступных доходов. Совершение указанных действий под силу только хорошо организованным преступным группам (далее -ОПГ), использующим все имеющие специфические знания в этой области, подкреплённые новейшими разработками в области информационных технологий.

Использование наркопреступниками сети Интернет, средств мобильной связи и электронных платежей делает выявление такого рода преступлений чрезвычайно затратными и трудоемкими, и, как следствие, создает впечатление у противоборствующей стороны своей неуязвимости. Одновременно с этим, имеющиеся возможности оперативных сотрудников не позволяют должным образом осуществить документирование бесконтактного способа продажи наркотических средств, выполняемого ОПГ, специализирующимися исключительно на реализации «спайсов». При этом данные группы носят межрегиональный или межгосударственный характер, что также существенно затрудняет процесс выявления такого рода преступлений. В данном случае мы можем говорить о сетевой структуре, с присущим только ей умением изменяться и подстраиваться под вновь вводимое законодательство в сфере незаконного оборота наркотических средств, а также избирать наиболее оптимальные и высокотехнологичные способы общения участников ОПГ и наркопотребителей, получения денежных средств. Отмечая качественно новую способность ОПГ адаптироваться к изменению нормативно-правовой базы, необходимо указать, что сделанные за последний год шаги государственных органов так и не привели к сколько бы значимым результатам. Так, например, в целях совершенствования механизма отнесения того или иного вещества к запрещенным была введена новая ст. 234.1 УК РФ, с пакетом соответствующих поправок в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации4 (далее - УПК РФ) и Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях5 (далее - КоАП РФ). При этом органы наркоконтроля наделялись особым правом оперативно запрещать оборот любого потенциально опасного вещества, воздействие которого на организм по первичным признакам схоже с наркотическим.

4 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // СПС КонсультантПлюс.

5 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // СПС КонсультантПлюс.

К сожалению, до настоящего времени практическая реализация указанных норм на территории Российской Федерации не существует в силу ряда причин, и это при том, что новые потенциально опасные вещества с измененной формулой постоянно появляются на наркорынке. Как уже отмечалось выше, особая сетевая структура построения ОПГ обусловливается в первую очередь бесконтактным способом реализации наркотических средств.

На наш взгляд, отправной точкой здесь будет являться создание «организатором» специального сетевого ресурса в сети Интернет. Он может носить форму автоматизированного сайта или отдельной страницы на каком-либо интернет-форуме. Обычно для таких целей используют уже существующие на протяжении длительного времени сайты с устоявшимся именем, где путем присоединения «организатор» может разместить свою информацию: рекламу наркотических средств, их стоимость, систему оплаты и возможные варианты передачи запрещенных веществ. Специфика организации и деятельности таких ресурсов давно уже перешла из разряда единичных, автономно используемых, в категорию системно организованных, объединенных и хорошо координируемых в интернет-пространстве. При этом лица, участвующие в этом, могут находиться в том числе и за рубежом, используя специальные приемы, делающие затруднительным их обнаружение. В частности, использование так называемых «ботов» в качестве администраторов сайта. Одновременно с этим сетевые ресурсы создаются на серверах, расположенных в других странах, что обеспечивает им дополнительную конспирацию. Показательным в данном случае является судьба сайта «WayWay» (форум по продаже синтетических наркотических средств, запущенный в легальном сегменте сети в 2009 г.), в отношении которого уже долгое время проводятся мероприятия, направленные на его ликвидацию, однако он, несмотря на предпринимаемые меры со стороны правоохранительных органов, продолжает функционировать. Данные обстоятельства становятся возможными в связи с тем, что блокировка сайтов с территории Российской Федерации показала свою практическую бесполезность в связи с тем, что достаточно изменить brawser и можно без каких-либо трудностей отыскать необходимую информацию.

Необходимо отметить, что «дилер» здесь выступает в роли руководителя остальных членов группы, которая создается по мере продвижения рекламы наркотических средств. Его роль сводится зачастую к организации интернет-ресурса, приобретению, фасовке крупных партий

«спайсов», разработке схемы по перемещению и получению денег. Он также договаривается с производителями и поставщиками наркотических средств.

«Производитель» синтезирует или выращивает наркотические средства, прячет их оптовые партии и передает их адреса оператору.

Роль «поставщика» заключается в получении заказов на доставку наркотических средств с владельцев магазинов, найме дропов (подставное лицо, участвующее в преступных схемах с наибольшими рисками, например, в обналичивании денежных средств в банкоматах, получении посылок и др.), получении от дропов адресов спрятанного товара, перезакладке его и отправлении магазину координат.

В случае необходимости «дилером» привлекается к участию так называемый «региональный менеджер», отвечающий за организацию сбыта наркотических средств в том или ином регионе. В его задачи входит подбор других участников группы, контроль над их деятельностью, решение возникающих между ними спорных вопросов, а также разработка логистических схем по доставке наркотических средств и уводу денежных средств.

Как нами упоминалось ранее, реклама является действенным рычагом в развитии наркосети. Здесь совсем не стоит недооценивать маркетинговую линию поведения тех лиц, которые решили заняться наркобизнесом. Достаточно заглянуть на любой из сайтов и можно обнаружить все элементы хорошо отлаженной торговой фирмы, имеющей представительства практически во всех субъектах Российской Федерации, а зачастую и захватывающие страны ближнего зарубежья. Все такого рода интернет-ресурсы представлены на сайте так называемыми «магазинами», некоторые имеют многолетний опыт работы. У данного «магазина» имеются все необходимые атрибуты для интернет-торговли: вывешенный прайс с возможностью совершения сделок по системе скидок, контакты с продавцом по заранее оговорённой линии шифрования, курьерская служба, клиентская база и интернет-форум, на котором участники делятся мнением о работе «магазина» и качестве «товара». Нанятый для этих целей «рекламщик» обязан таким образом продвигать сбыт наркотических средств, чтобы, выражаясь языком экономики, шло постоянно развитие «магазина». В данном случае могут быть задействованы как интернет-ресурсы, так и примитивная городская реклама, с которой мы сталкиваемся ежедневно в виде трафаретных надписей на стенах домов.

Следующим участником группы является «оператор», задачи которого сводятся к внесе-

нию большого депозита дилеру, найму курьеров для доставки товара от поставщиков до склад-менов, передаче адресов оптовых партий склад-менам, передаче адреса мастер-кладов кладме-нам, размещению адреса в базе моментальных магазинов, контролю продаж. Он также отвечает клиентам в Jabber и личных сообщениях, выступает от лица магазина в диспутах по фактам необнаружения покупателем наркотического средства в обусловленном месте.

Необходимым звеном в рассматриваемой группе является «курьер». В зависимости от объема продаваемого наркотического средства и географии группы, их может быть до десяти и более. В обязанности «курьера» входит расфасовка на мелкие партии получаемых наркотических средств, закладка их в тайники и передача информации об их местоположении «оператору». Безусловно, данная схема может в зависимости от ситуации, так или иначе, изменяться, вовлекая в группу новых участников с заранее предусмотренной ролью.

Если в общем рассматривать схему продажи наркотических средств данной преступной группой, то следует отметить ее исключительную конспирацию практически на всех этапах, начиная с момента заказа на интернет-странице у «оператора», затем обезличенного перечисления необходимых денежных средств путем электронного платежа, и, наконец, получения адреса места закладки наркотических средств. При этом все участники схемы по купле-продаже наркотических средств остаются анонимными друг для друга.

Говоря о некоторых тонкостях вербовки новых участников группы, необходимо отметить раздел форума «Работа», где собраны вакансии и резюме соискателей. Рынок труда разбит на подразделы по территориальному признаку, а дилеры могут создать тему с информацией о конкретной должности. Соискатели задают работодателю вопросы и отправляют резюме в комментариях или личным сообщением. При этом зачастую необходимым условием приема является предоставленная фотография паспорта, наличие автомобиля и подробная анкета. Такого рода требования следует учитывать при документировании преступной деятельности ОПГ, где обнаруженные «листы учета кадров» помогут выяснить полную картину вовлеченных в наркобизнес лиц.

Также целесообразно отметить, что на интернет-площадках обеспечивается так называемое страхование сделок в связи с тем, что оплата товара производится заблаговременно. Помимо покупателей под ударом нередко оказываются и сотрудники магазинов, чьи депозиты хранят ди-

леры. Отсюда следует, что дилеров тоже необходимо контролировать. Эту задачу и выполняет администрация интернет-площадки.

Первый способ контроля - это квоты дилеров, дающие право вести торговлю на ресурсе. Они приобретаются у администрации и могут быть аннулированы за нарушение правил торговли. Квоты бывают трех типов: базовая, продвинутая и на специальные товары.

Второй способ - внесение дилерами депозитов, которые хранятся администрацией площадки. Как правило, чем выше товарооборот дилера, тем выше депозит.

Третий элемент контроля - созданная администрацией система гаранта.Магазины отвечают за товар в течение 12 часов после заказа, так что если покупатель купил клад с гарантом и не нашел его, то он открывает «диспут» - разбирательство с привлечением администратора торговой площадки. Он изучает представленные клиентом, кладменом и представителем магазина фотографии и аргументы, после чего нередко назначает перезаклад, то есть покупателю отправляется другой адрес местонахождения наркотических средств. Стоимость перезаклада вычитается из залога кладмена.

Исходя из создавшихся условий, процесс выявления преступной деятельности необходимо начинать с системного мониторинга сетевых ресурсов, предлагающих запрещенные вещества. Однако массовая доступность сети Интернет, масштабы социальных связей, высокая динамичность информационных процессов во Всемирной паутине не позволяют оперативно отслеживать электронные торговые площадки и блокировать ресурсы, содержащие противоправный контент. Безусловно, постоянный мониторинг сети Интернет средствами поисковых сервисов, осуществляемый оперативными сотрудниками, позволяет обнаруживать интернет-магазины, осуществляющие незаконный оборот наркотических средств, затем через электронное обращение направлять материалы в Роскомнадзор и впоследствии блокировать такие ресурсы на уровне провайдеров. Но такой способ является трудозатратным, длительным и зависящим от человеческого фактора. Использование автоматизированных систем мониторинга интернет-пространства способствовало бы более эффективному решению обозначенной проблемы. Для блокирования доступа пользователей интернета к противоправному контенту было бы целесообразным более активное содействие отечественных поисковых сервисов (Yandex, Rambler, Mail). Исключение из выдачи ссылок на ресурсы, содержащие незаконные материалы, являлось бы профилактическим и

подрывающим противоправный бизнес воздействием. Кроме предупредительных и профилактических мер, правоохранительные органы реализуют и другие мероприятия по раскрытию преступлений, совершаемых посредством сети Интернет. Следующим этапом после выявления факта сбыта наркотических средств посредством сети Интернет является обнаружение устройств, с помощью которых осуществлялись противоправные действия или которыми пользовались злоумышленники в качестве средств коммуникации. К таким сетевым устройствам относятся мобильные телефоны, смартфоны, планшеты, компьютеры и их периферия, банкоматы и др. Основным идентифицирующим признаком устройства в сети Интернет является его сетевой адрес (IP-адрес). Кроме IP-адреса, в основном использующегося для глобальной маршрутизации, сетевой интерфейс имеет физический адрес (так называемый MAC-адрес). IP-адрес назначается сетевому интерфейсу интернет-провайдером абонента, а MAC-адрес производителем оборудования. Таким образом, информация об IP-адресе хоста абонента и МАС-адресе его интерфейса известна, как минимум, интернет-провайдеру. Следовательно, установление IP-адреса устройства является первоочередной задачей, которая позволяет установить местоположение абонента и впоследствии иметь возможность документировать сеансы его соединения и содержание передаваемой информации. Эти же признаки будут положены в основу доказательства факта совершения лицом преступных действий. Такая задача может решаться, например, в рамках оперативно-розыскных мероприятий, таких как получение компьютерной информации и снятие информации с технических каналов связи. Однако и в этом вопросе возникают трудности.

Основная проблема заключается в использовании преступными группами средств аноними-зации, позволяющих скрывать цепочку адресов маршрута соединения и «прятать» трафик методами криптографии [1]. В силу повсеместного использования NAT (преобразование сетевых адресов) такая проблема существует давно, можно было бы надеяться на протокол IPv6, однако его внедрение безуспешно ведется уже на протяжении более 10 лет. В рамках тотального использования на каналах провайдеров средств обеспечения функций системы оперативно-розыскных мероприятий (далее - COPM) многие проблемы могут быть решены. Как правило, СОРМ основаны на системах глубокого анализа трафика DeepPacketInspection. Данные системы способны мгновенно анализировать стационарные и потоковые данные на всех уров-

нях сетевой модели OSI. Эти же системы можно рекомендовать для мониторинга передаваемого или хранимого на ресурсах интернет-компаний разного вида контента. Сеть Tor не является абсолютно анонимной, в интернет-пространстве публикуются уязвимости, связанные с существованием контролируемых узлов, транслирующих трафик, и открытости данных, передаваемых от последней цепочки в соединении. Кроме того, в сети Интернет неоднократно обсуждалась схема отслеживания коммутационной цепочки пакетов Tor на основе timing-атаки или выявления паттерна трафика (статистической зависимости объема трафика от времени), когда анализируется время прохождения пакетов и устанавливается маршрут их движения по сети6. Но такие возможности могут быть реализованы только в условиях контроля большого количества маршрутизаторов сети Интернет.

Для получения значимой в интересах раскрытия преступлений информации важна целенаправленная работа с интернет-компаниями. Необходимо представлять изначально, какую оперативно значимую информацию требуется получить и возможно ли это технически. Для успешного решения таких задач, равно как и тактики использования аппаратуры СОРМ (подготовки заданий для подразделений бюро специальных технических мероприятий), необходимо обладать специальными техническими знаниями [1]. Источниками информации о пользователях сети могут являться компании, предоставляющие различные интернет-услуги, такие как телекоммуникация, форумы, социальные сети, хостинг и др. Однако в этом случае существенную проблему в установлении IP-адреса абонента и иной оперативно значимой информации составляют зарубежные интернет-компании. В отсутствии юрисдикции законов нашего государства на территории другой страны взаимодействие с иностранными сервисами практически не осуществляется, интерес в сотрудничестве у западных спецслужб отсутствует. Поэтому проведение отдельных видов оперативно-розыскных мероприятий становится невозможным. Можно допустить активные формы борьбы с бесконтактным сбытом наркотических средств, связанные с использованием хакерских методов и вирусноподобного программного обеспечения. Это даст возможность напрямую воздействовать на источники противоправной информации или компьютерные средства фигурантов незаконного бизнеса. Однако такие действия требуют юридического сопровождения. Наравне с техни-

6 Официальный сайт социального СМИ об IT. - URL: https://habrahabr.ru/.

ческими мероприятиями оперативные сотрудники реализуют методы получения информации о фигурантах преступлений в открытых источниках. При этом используются приемы эффективного поиска в сети Интернет7. В некоторых случаях существует возможность абсолютно открыто получить персональные сведения абонента в интернете. Как правило, такие методы основаны на уязвимостях самих интернет-сервисов, например, восстановление пароля акка-унта, «засвечивание» телефона в социальной сети и др. Эффективным средством деаноними-зации пользователей могут служить различные http-снифферы, программные закладки, специальное программное обеспечение и др. Перспективным направлением является анализ связей пользователей в социальных сетях [2].

В результате преступных действий, направленных на получение финансовой выгоды от сбыта наркотических средств, участники ОПГ применяют различные схемы легализации и вывода денег с использованием электронных платежных систем или криптовалют. Оперативное отслеживание транзакций движения денежных потоков эффективно противодействует подобным преступлениям. Федеральная служба по финансовому мониторингу (наиболее закрытая организация) обладает всей информацией о движении финансовых потоков на территории России, следовательно, можно отслеживать любую цепочку перевода денежных средств. Но, как правило, оперативные сотрудники работают с информацией, которую им предоставляют электронные платежные системы. Чаще всего в незаконном обороте наркотических средств в силу своей доступности и популярности используются QIWI Кошельки. Работа с информацией QIWI Кошельков осуществляется сотрудниками в полуавтоматическом режиме (в основном используется MS Excel). Транзакции по счету, который задействован в незаконном сбыте, выстраивают в граф, отследить движение денежных средств далее по связанным счетам возможно только последовательно в силу законодательных норм. Компании же платежных систем имеют в своем распоряжении средства автоматизированной аналитической обработки транзакций по своим счетам и построения на этой основе графических схем финансовых потоков, но в рамках оперативно-розыскных мероприятий доступа к ним оперативные сотрудники не получают [9].

В настоящий момент существенную проблему составляют криптовалюты типа Bitcoin, в которых отсутствует центральный узел учета, и

7 Официальный сайт социального СМИ об IT. - URL: https://habrahabr.ru/.

деньги хранятся на кошельках владельцев локально в зашифрованном виде. Все транзакции адресно анонимны, невозможно установить владельца кошелька. Однако для вывода денег на монетизируемые счета пользователи используют различные обменники и интернет-биржи. Контроль биржевых операций со стороны правоохранительных органов мог бы решить некоторые проблемы выявления преступных финансовых схем.Не следует недооценивать возможности компьютерно-технической экспертизы. Многие действия пользователя сохраняются на компьютере в виде журнала событий, сообщений, списка посещенных интернет-страниц, удаленных файлов, резервных копий, аккаунтов и др. Присутствие специализированных программ также может являться основанием, чтобы уличить пользователя в противоправных действиях. В случае обнаружения на компьютерных устройствах кошельков криптовалют возможно реальное отслеживание всех транзакций, в которых они фигурируют.

Другим возможным путем, направленным на выявление фактов сбыта наркотических средств путем интернет-продаж, является информация, полученная от наркопотребителей. Приемы и способы ее получения основываются на классических схемах оперативно-розыскной деятельности. Однако необходимо подчеркнуть, что такого рода сведения могут носить особую ценность, поскольку содержат информацию о «закладчике», наиболее вероятных местах хранения наркотических средств и характерные приемы конспирации. Исходя из полученных таким образом сведений, после проведенного соответствующего анализа можно разрабатывать оперативно-розыскные мероприятия, направленные на установление личности «закладчика».

После установления всех участников группы, осуществленного с применением комплекса оперативно-розыскных мероприятий, производится оценка полученных оперативных материалов, в том числе, с участием сотрудников следственных органов. При этом если на первоначальных этапах документирования было возбужденное уголовное дело, то это делает возможным скорейшее проведение всех необходимых оперативно-следственных действий, а именно задержания фигурантов, обыска, выемки, допроса и др.

Безусловно, следует отметить, что указанный алгоритм действий, направленный на документирование ОПГ, специализирующихся на сбыте наркотических средств, носит достаточно общий характер. Однако он вполне может быть применен в современных условиях на первоначальном этапе для всех действующих в интер-

нет-пространстве драг-маркетов, и в зависимости от полученных результатов и создавшейся тактической обстановки может разрабатываться дальнейший план реализации оперативных материалов.

Сотрудникам правоохранительных органов необходимо учитывать и то обстоятельство, что преступники одновременно с этим вырабатывают более новые модели совершения преступлений, и, видя их уязвимость на определенных этапах, ищут способы устранения возникающих угроз.

Следует учесть, что недостаточный уровень оснащенности в области информационных технологий играет существенную роль в области борьбы с данным видом наркопреступлений, при том, что межгосударственный характер совершаемых преступлений в условиях создавшейся политической ситуации может использоваться иностранными спецслужбами в ущерб интересам Российской Федерации.

Таким образом, с учетом практической целесообразности, направленной на выявление и раскрытие преступлений, совершаемых ОПГ в сфере незаконного оборота наркотических средств посредством использования сети Интернет, следует отметить пути совершенствования этого процесса:

1) необходимо дополнить Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»8 положениями, наделяющими субъектов оперативно-розыскной деятельности правом инициирования в судебном порядке на стадии оперативного документирования блокировки счетов, переводов денежных средств при наличии достаточных сведений об их использовании в сфере незаконного оборота наркотических средств;

2) целесообразно наделить субъектов оперативно-розыскной деятельности правом создания интернет-сайтов для выявления лиц, причастных к незаконному обороту наркотических средств;

3) необходимо осуществлять постоянное совершенствование тактических приемов, направленных на обнаружение интернет-ресурсов, созданных для сбыта наркотических средств;

4) привлекать специалистов в области компьютерных информационно-коммуникационных технологий с целью проведения осмотра электронных носителей информации, устройств хранения информации на предмет определения факта посещения сайтов, пропагандирующих незаконный оборот наркотических средств или оказывающих содействие в их приобретении;

8 Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12 августа 1995 г.№ 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // СПС КонсультантПлюс.

5) целесообразно создать автоматизированную информационную систему «Незаконный оборот наркотических средств», которая должна представлять собой базу данных оперативной информации по линии борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и банк данных нераскрытых преступлений, связанных с неза-

конным оборотом наркотических средств регионального уровня;

6) внедрять в практическую деятельность современные технические средства, способные решать задачи, связанные с выявлением участников ОПГ, специализирующихся на незаконном обороте наркотических средств.

Литература

1. Молоков В.В. Использование систем анализа ресурсов сети Интернет и медиа в вопросах противодействия информационным террористическим угрозам / Национальный и международный уровни противодействия наркоугрозе и взаимодействие в сфере реабилитации и ресоциализации наркопотребителей: материалы XVIII международной научно-практической конференции / отв. ред. И.А. Медведев. - Красноярск: СибЮИ МВД России, 2015. С. 56-60.

2. Галушин П.В. О выявлении латентных связей в социальных сетях для решения задач оперативно-розыскной деятельности органов наркоконтроля / Национальный и международный уровни противодействия наркоугрозе в зоне действия организации договора о коллективной безопасности: материалы XIX Международной научно-практической конференции. -Красноярск: СибЮИ МВД России, 2016. С. 116-120.

3. Батыршин И.И., Корчагин О.Н., Чирков Д.К. Правовые механизмы борьбы с незаконным оборотом новых потенциально опасных психоактивных веществ как элемент национальной системы раннего выявления и предупреждения новых видов наркотиков и наркомании // Наркоконтроль. 2015. № 2. С. 16-21.

4. Власова И.Б. Современные аспекты зависимости от стимуляторов / Феноменология и профилактика девиантного поведения: материалы X Всероссийской научно-практической конференции (1-2 ноября 2016 г.). - Краснодар: КрУ МВД России, 2016. С. 107-118.

5. Галушин П.В. О выявлении латентных связей в социальных сетях для решения задач оперативно-розыскной деятельности органов наркоконтроля / Национальный и международный уровни противодействия наркоугрозе в зоне действия организации договора о коллективной безопасности: материалы XIX Международной научно-практической конференции. -Красноярск: СибЮИ МВД России, 2016. С. 116-120.

6. Жилавская И.В. Медиаобразование молодёжи: монография. - Москва: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2013. 242 с.

7. Корчагин О.Н., Чирков Д.К., Литвиненко А.С. Синтетические наркотики в России как реальная угроза национальной безопасности // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. № 1 (33). С. 245-252.

8. Кузичкина О.А. Сеть TOR как способ подключения к «глубокому» интернету // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2014. № 25. С. 129-131.

9. Молоков В.В., Галушин П.В. Специальные технические знания, необходимые для эффективного раскрытия и расследования преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, совершаемых с использованием сети Интернет // Вестник Сибирского юридического института ФСКН России. 2016. № 2 (23). С. 138-142.

10. Павличенко Н.В. Правовые и теоретические проблемы обеспечения негласности в оперативно-розыскной деятельности. - Москва, 2016. С.186.

11. Молоков В.В. Средства противодействия раскрытию преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, совершаемых с использованием сети Интернет / Национальный и международный уровни противодействия наркоугрозе и взаимодействие в сфере реабилитации и ресоциализациинаркопотребителей: материалы XVIII международной научно-практической конференции. - Красноярск: СибЮИ МВД России, 2015 г. - Ч. 2. С. 56-60.

12. Морозов А.В. О проблемах борьбы с распространением новых синтетических наркотиков и новых психоактивных веществ // Вестник всероссийского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации. 2016. № 1 (37). С. 22-31.

13. Тихомиров В.В. Правовые механизмы борьбы с незаконным оборотом синтетических психоактивных веществ // Эксперт-криминалист. 2014. № 2. С. 25-28.

= References =

1. Molokov V.V. Ispol'zovanie sistem analiza resursov seti Internet i media v voprosah protivodejstviya informacionnym terroristicheskim ugrozam / Nacional'nyj i mezhdunarodnyj urovni protivodejstviya narkougroze i vzaimodejstvie v sfere reabilitacii i resocializacii narkopotrebitelej: materialy XVIII mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / otv. red. I.A. Medvedev. -Krasnoyarsk: SibYUI MVD Rossii, 2015. S. 56-60.

2. Galushin P.V. O vyyavlenii latentnyh svyazej v social'nyh setyah dlya resheniya zadach operativno-rozysknoj deyatel'nosti organov narkokontrolya / Nacional'nyj i mezhdunarodnyj urovni protivodejstviya narkougroze v zone dejstviya organizacii dogovora

0 kollektivnoj bezopasnosti: materialy XIH Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Krasnoyarsk: SibYUI MVD Rossii, 2016. S. 116-120.

3. Batyrshin I.I., Korchagin O.N., Chirkov D.K. Pravovye mekhanizmy bor'by s nezakonnym oborotom novyh potencial'no opasnyh psihoaktivnyh veshchestv kak ehlement nacional'noj sistemy rannego vyyavleniya i preduprezhdeniya novyh vidov narkotikov

1 narkomanii // Narkokontrol'. 2015. № 2. S. 16-21.

4. Vlasova I.B. Sovremennye aspekty zavisimosti ot stimulyatorov / Fenomenologiya i profilaktika deviantnogo povedeniya: materialy X Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (1-2 noyabrya 2016 g.). - Krasnodar: KrU MVD Rossii, 2016. S. 107-118.

5. Galushin P.V. O vyyavlenii latentnyh svyazej v social'nyh setyah dlya resheniya zadach operativno-rozysknoj deyatel'nosti organov narkokontrolya / Nacional'nyj i mezhdunarodnyj urovni protivodejstviya narkougroze v zone dejstviya organizacii dogovora o kollektivnoj bezopasnosti: materialy XIH Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Krasnoyarsk: SibYUI MVD Rossii, 2016. S. 116-120.

6. Zhilavskaya I.V. Mediaobrazovanie molodyozhi: monografiya. - Moskva: RIC MGGU im. M.A. SHolohova, 2013. 242 s.

7. Korchagin O.N., ChirkovD.K., Litvinenko A.S. Sinteticheskie narkotiki v Rossii kak real'naya ugroza nacional'noj bezopasnosti // Aktual'nye problemy ehkonomiki i prava. 2016. № 1 (33). S. 245-252.

8. Kuzichkina O.A. Set' TOR kak sposob podklyucheniya k «glubokomu» internetu // Intellektual'nyj potencial XXI veka: stupeni poznaniya. 2014. № 25. S. 129-131.

9. Molokov V.V., Galushin P.V. Special'nye tekhnicheskie znaniya, neobhodimye dlya ehffektivnogo raskrytiya i rassledovaniya prestuplenij v sfere nezakonnogo oborota narkotikov, sovershaemyh s ispol'zovaniem seti Internet // Vestnik Sibirskogo yuridicheskogo instituta FSKN Rossii. 2016. № 2 (23). S. 138-142.

10. Pavlichenko N.V. Pravovye i teoreticheskie problemy obespecheniya neglasnosti v operativno-rozysknoj deyatel'nosti. -Moskva, 2016. S.186.

11. Molokov V.V. Sredstva protivodejstviya raskrytiyu prestuplenij v sfere nezakonnogo oborota narkotikov, sovershaemyh s ispol'zovaniem seti Internet / Nacional'nyj i mezhdunarodnyj urovni protivodejstviya narkougroze i vzaimodejstvie v sfere reabilitacii i resocializaciinarkopotrebitelej: materialy XVIII mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Krasnoyarsk: SibYUI MVD Rossii, 2015 g. - CH. 2. S. 56-60.

12. Morozov A.V. O problemah bor'by s rasprostraneniem novyh sinteticheskih narkotikov i novyh psihoaktivnyh veshchestv // Vestnik vserossijskogo instituta povysheniya kvalifikacii sotrudnikov Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii. 2016. № 1 (37). S. 22-31.

13. Tihomirov V.V. Pravovye mekhanizmy bor'by s nezakonnym oborotom sinteticheskih psihoaktivnyh veshchestv // Ekspert-kriminalist. 2014. № 2. S. 25-28.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(статья сдана в редакцию 24.05.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.