Буткевич Сергей Анатольевич
кандидат юридических наук, старший научный сотрудник, заместитель начальника Крымского филиала Краснодарского университета МВД России по учебной и научной работе (e-mail: [email protected])
Оперативно-розыскное обеспечение деятельности органов внутренних дел
в особых условиях: проблемы теории и практики
Рассмотрены организационные и правовые аспекты оперативно-розыскного обеспечения деятельности ОВД при усложнении оперативной обстановки. Основное внимание уделено проблемным вопросам организации оперативно-розыскных мероприятий при проведении специальных операций, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций социального, техногенного и природного характера.
Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскное обеспечение, органы внутренних дел, особые условия, последствия, усовершенствование, специальные операции, чрезвычайные ситуации.
S.A. Butkevich, Master of Law, Senior Researcher, Deputy Head of the Crimea branch of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia for Educational and Scientific Work; e-mail: [email protected]
Operative-investigative provision of the interior organs activity in special conditions: problems of theory and practice
Organizational and legal aspects of the operative-investigative activity of the Interior Organs at complication of operative conditions are described. Major attention is paid to the problem questions of organization of operative-investigative measures during special operations performance, and also to liquidation of consequences of emergency situations of social, anthropogenic and natural character.
Key words: operative-investigative activity, operative-investigative provision, Interior Organs, special conditions, consequences, enhancement, special operations, emergency situations.
Теоретико-прикладные исследования организационных и правовых аспектов всестороннего обеспечения специальных операций (мероприятий), проводимых ОВД, несмотря на достаточно широкий круг уже рассмотренных аспектов, не теряют актуальности и сегодня. Безусловно, оперативно-розыскная деятельность занимает ведущее место в выявлении и раскрытии тяжких и особо тяжких преступлений корыстно-насильственной направленности. Кроме того, без нее в ряде случаев практически невозможно выполнение служебно-боевых задач, стоящих перед ОВД при организации и проведении специальных операций (мероприятий), а также реализации функций в чрезвычайных обстоятельствах. Вместе с тем, современные научные исследования и анализ деятельности ОВД в особых условиях свидетельствуют о том, что к этому
направлению работы часто относятся как к второстепенному, а не первоочередному.
Отдельные аспекты оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов были предметом научных исследований А.В. Агаркова, Ю.В. Дубко, С.И. Иванова, С.Н. Жарова, И.А. Климова, В.И. Козлова, А.Ю. Козловского, Д.С. Савочкина, К.В. Суркова, С.М. Ховавко, И.Л. Хромова и др. Однако проблемам оперативно-розыскного обеспечения деятельности ОВД в особых условиях уделяется недостаточное внимание, что негативно влияет на эффективность выполнения органами охраны правопорядка соответствующих задач по предупреждению чрезвычайных ситуаций социального, техногенного и природного характера и ликвидации их последствий.
Цель статьи - выяснить сущность и раскрыть особенности оперативно-розыскного обеспече-
185
ния специальных операций (мероприятий), которые организовываются и проводятся ОВД, а также разработать предложения по его усовершенствованию.
Всестороннее обеспечение деятельности ОВД в чрезвычайных ситуациях различного происхождения - одна из приоритетных задач оперативного штаба и руководителя сводного отряда. При этом успех любой специальной операции (мероприятия) зависит от боеготовности и боеспособности задействованных сил и средств, что предполагает профессиональную подготовленность и морально-психологическое обеспечение подразделений и служб, укомплектованность личным составом, обеспеченность вооружением, специальными средствами, боевой и специальной техникой и т.п. По нашему мнению, особое значение для эффективного выполнения оперативно-служебных задач ОВД в таких условиях, оптимизации взаимодействия с другими правоохранительными органами по этим вопросам, а также обеспечения личной безопасности сотрудников правоохранительных органов и посторонних граждан приобретает именно оперативно-розыскное обеспечение [1, с. 83-84]. Тем не менее, в отличие от других видов обеспечения, механизм реализации данного обеспечения в особых условиях не урегулирован ни одним федеральным или ведомственным нормативным правовым актом.
Можно согласиться с А.А. Чекалиным в том, что совершенствование организации оперативно-розыскного обеспечения деятельности ОВД при чрезвычайных обстоятельствах - это многоаспектная задача, включающая оптимизацию организационного построения субъектов оперативно-розыскной деятельности; внедрение тактики ее применения, адекватной оперативной обстановке; привлечение необходимого количества заранее подготовленных оперативных подразделений; их рациональная расстановка; создание структур управления и специального механизма взаимодействия, с помощью которых обеспечивается реализация возникающих задач в этих условиях [2, с. 160-161].
В свою очередь, В.А. Лаптий подчеркивает, что успех любой деятельности ОВД непосредственно связан с уровнем ее оперативно-розыскного обеспечения, суть которого заключается в комплексном и максимальном использовании сил и средств оперативных аппаратов ОВД для получения достаточно полной и достоверной информации, которая бы обеспечивала принятие оптимальных и
своевременных решений, выявление правонарушителей, документирование преступных действий, разоблачение преступников [3, с. 65-66]. Однако выявление правонарушителей к задачам оперативно-розыскного обеспечения специальных операций (мероприятий) ОВД не относится, поскольку задачами оперативно-розыскной деятельности являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации; установление имущества, подлежащего конфискации [4].
Значение оперативно-розыскного обеспечения обусловлено тем, что без использования специальных форм и методов оперативно-розыскной деятельности практически в любых экстремальных условиях затруднено выявление процессов, протекающих далеко не всегда в открытой форме как в криминальной среде правонарушителей, так и среди различных групп населения. Отсутствие информации об организаторах, подстрекателях и пособниках совершения противоправных действий, их намерениях и конкретных планах, а также настроениях населения часто заставляют руководителей оперативных штабов и групп боевого порядка действовать только на основе гласной информации и стереотипов решений, выработанных для действий в аналогичных ситуациях [3, с. 66]. А надлежащее оперативно-розыскное обеспечение позволяет своевременно разрабатывать детальные специальные планы, вносить в них необходимые коррективы, проводить перегруппировку сил и средств, т.е. принимать оптимальные управленческие решения в соответствии со сложившейся оперативной обстановкой.
Из этого следует, что ключевым элементом оперативно-розыскного обеспечения деятельности ОВД в особых условиях является его информационная составляющая. При этом, как подчеркивает Д.М. Берова, собранная при проведении оперативно-розыскных мероприятий информация уже к началу официального расследования обеспечивает эффективное использование данных ориентирующего характера и возможность ввода в уголовно-процес-
186
суальную деятельность надлежащим образом оформленных результатов оперативно-розыскной деятельности в качестве источников доказательств [5, с. 204].
Но использование В.А. Лаптием терминов «полная и определенная информация» [3, с. 66], по нашему мнению, не совсем корректно. Считаем, что вместо понятия «определенная» надо использовать такие характеристики и свойства оперативной информации, как достоверность, своевременность, объективность и др.
Бесспорно, приемы и способы противодействия преступности должны постоянно совершенствоваться, что приобретает особую актуальность в деятельности ОВД при предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций социального характера. Но даже при постоянной оптимизации форм и методов оперативно-розыскной деятельности в повседневной обстановке, при возникновении и ликвидации последствий таких ситуаций нужны качественно другие алгоритмы решения новых задач, кардинальное изменение содержания организационных мероприятий и усилий, уровней взаимодействия, ресурсного обеспечения, морально-психологической подготовки личного состава, содействие органов публичной власти и населения и т.п.
Оперативно-розыскное обеспечение предполагает не только значительную мобильность в деятельности оперативных служб ОВД, но и обусловливает изменение приоритетности заданий, которые выполняются этими подразделениями при проведении соответствующих специальных действий (мероприятий). Именно поэтому к основным задачам оперативно-розыскного обеспечения деятельности ОВД в таких условиях относим: непрерывное наблюдение за объектами оперативного обслуживания с целью постоянного мониторинга развития обстановки; совершенствование форм и методов работы оперативных подразделений и других взаимодействующих структур, получения, анализа, систематизации и реализации оперативно значимой информации; проведение оперативных разработок среди экстремистски настроенных групп населения, от которых исходят реальные или потенциальные угрозы совершения тяжких и/или особо тяжких преступлений, с целью выявления их планов и намерений; регулярный контроль состояния оперативной обстановки на потенциально опасных объектах инфраструктуры и критически важных объектах, которые могут оказаться под влиянием криминальных структур, и диагностика степени общественной опасности
объектов, от которых исходит угроза возникновения чрезвычайных ситуаций; разработка сценариев возможных последствий чрезвычайных ситуаций, которые возникли или могут возникнуть; оказание воздействия на лидеров криминальной среды с целью их нейтрализации (дискредитации) путем проведения оперативных комбинаций, законспирированных негласных операций; использование специальной и криминалистической техники при проведении оперативно-розыскных мероприятий для поддержания боеготовности сил и средств, задействованных на определенных оперативных направлениях; предотвращение рецидива совершенных противоправных деяний и обеспечение оперативного сопровождения их расследования с целью организации розыска и задержания организаторов, подстрекателей и других активных участников; обеспечение безопасности свидетелей событий, личного состава ОВД, задействованных при проведении специальных операций (мероприятий) сил и средств и др.
Особенности данного рода деятельности состоят в том, что в процессе оперативно-розыскного обеспечения специальных операций ОВД основная деятельность оперативных подразделений направляется не на решение задач по предотвращению или раскрытию конкретного преступления, а на такое целостное восприятие, такую диагностику объектов и оперативной обстановки, которые дают возможность получить достоверный сигнал раннего оповещения о предстоящей угрозе, а при ее наступлении - обеспечить принятие адекватных решений по управлению силами и средствами для своевременной нормализации обстановки, недопущения возникновения чрезвычайных обстоятельств повторно или в другом месте (объекте, районе и т.п.).
Таким образом, успех деятельности ОВД в чрезвычайных ситуациях социального характера в значительной мере обусловлен уровнем ее оперативно-розыскного обеспечения, т.е. комплексного и максимального использования сил и средств оперативных подразделений для получения информации, позволяющей принимать оптимальные, взвешенные и своевременные решения по предотвращению и прекращению противоправных действий, выявлению и задержанию правонарушителей, документированию преступных проявлений, разоблачению преступников [6, с. 55]. Однако оперативно-розыскное сопровождение такой деятельности в чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера никогда не становилось предметом отдельной научной разведки.
187
Анализ деятельности ОВД по реагированию на чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера на Крымском полуострове в 2004-2013 гг. свидетельствует о том, что в ходе оперативно-розыскного сопровождения преступлений, совершенных в данных ситуациях, необходимо реализовывать комплекс мероприятий, часто выходящих за рамки отдельных дел оперативного учета. Главным образом это связано с тем, что оперативно-розыскные мероприятия проводятся в экстремальных условиях [7, с. 3, 10]. Поэтому, в отличие от повседневных ситуаций, при которых все эти вопросы в достаточной степени урегулированы, в чрезвычайных они выходят на первый план и приобретают особую значимость.
В.Н. Григорьев даже предлагал создать концепцию расследования преступлений в чрезвычайных условиях, т.е. комплексную, целостную теоретическую систему как часть теоретической системы большей степени общности о различных видах деятельности в особых условиях [8, с. 20-26]. Но расследование всей цепи преступной деятельности невозможно без ее надлежащего оперативно-розыскного обеспечения [9, с. 111-137]. Безусловно, исследование вопросов оперативно-розыскного обеспечения деятельности ОВД при предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера имеет важное научное и прикладное значение. Это позволит оптимизировать деятельность оперативных подразделений ОВД в особых условиях, выявить неисследованные вопросы, а также системно, комплексно и последовательно решать возникающие проблемы.
В контексте исследуемого вопроса немаловажную роль играет и криминалистическая характеристика состава преступлений, совершенных в чрезвычайных ситуациях. Например, И.Н. Твердохлеб к основным элементам такой характеристики краж, совершенных в чрезвычайных ситуациях, относит информацию: о подготовке к совершению хищений чужого имущества; способах их совершения и приемах сокрытия; следах (материальных и идеальных); месте и времени совершения преступления; объекте и предмете преступного посягательства; месте сбыта имущества, добытого преступным путем; личности преступника и др. [10, с. 8]. Указанная информация имеет важное значение, поскольку позволяет выявить и объяснить связи между различными обстоятельствами совершения преступления и при
отсутствии достаточной первичной информации выдвинуть обоснованные версии, выбрать оптимальный путь для установления лиц, совершивших преступления в особых условиях, установить местонахождение похищенного имущества и т.п. Обстоятельства, в которых совершаются преступления, имеют специфический характер, что связано с возникновением чрезвычайных ситуаций, поэтому сведения, которые касаются какого-то конкретного преступления, нужно выделять из общего информационного потока [11, с. 55].
По нашему мнению, именно на стадии оперативно-розыскной профилактики преступлений, которые совершаются в чрезвычайных ситуациях, возникает большинство проблем. В то же время первичные оперативно-розыскные мероприятия, следующие за совершением преступлений в чрезвычайных ситуациях, характеризуются динамичностью, сложностью обстоятельств, в которых они проводятся, как правило, отсутствием или некоторой неопределенностью информации о происшествии, лице, совершившем преступление, и т.п. Это связано с дефицитом необходимой информации, что затрудняет оценку исходных данных и дальнейшее проведение оперативно-розыскных мероприятий.
То есть эффективность оперативно-розыскного обеспечения деятельности ОВД в особых условиях зависит от того, насколько оперативно и квалифицированно будет организована работа с лицами, оказывающими содействие на конфиденциальной основе, а также обмен информацией между отраслевыми службами внутренних дел, другими заинтересованными органами охраны правопорядка. При этом необходимо учитывать, что, во-первых, обстановка на месте преступления может быстро измениться, а следы преступления - исчезнуть; во-вторых, преступники получают возможность уничтожить следы, изобличающие их в совершении общественно опасных деяний, скрыть или реализовать похищенное и даже сменить место проживания. Кроме того, потерпевшие и свидетели со временем забывают обстоятельства совершенного преступления и не могут вспомнить при опросе важные для дела обстоятельства, которые ранее они могли бы сообщить. Поэтому чем меньше будет разрыв во времени между полученным сообщением о совершенном преступлении и проведением первичных оперативно-розыскных мероприятий (опрос; сбор образцов для сравнительного
188
исследования; исследование предметов и документов; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и др.), тем более полные и ценные сведения могут быть получены в результате их реализации.
В чрезвычайных ситуациях эти требования носят нестандартные черты, поскольку параллельно с работой по делам оперативного учета расследуются причины и обстоятельства, приведшие к возникновению такой ситуации. Именно поэтому информация, как основание для заведения (реализации) соответствующего дела оперативного учета, может быть потеряна или не будет своевременно выявлена в таких условиях. Так, после аварии или катастрофы отдельные лица могут воспользоваться чрезвычайными обстоятельствами для совершения преступлений корыстно-насильственной направленности, информация о которых будет скрыта в общем информационном хаосе на месте происшествия. Именно этим можно объяснить неотложность проведения первоочередных оперативно-розыскных мероприятий по преступлениям общекриминальной направленности, совершенным в чрезвычайных ситуациях техногенного или природного характера.
Обобщая изложенное выше, отметим, что задачи оперативно-розыскного обеспечения деятельности ОВД в особых условиях целесообразно разделить на следующие группы:
1) превентивные, касающиеся получения оперативно значимой и достоверной информации, которая позволит своевременно принимать или изменять управленческие решения по комплексному использованию сил и средств для предотвращения и пресечения противоправных действий еще на стадии их возникновения (хищение оставленных материальных
1. Буткевич С. А. Особенности оперативно-розыскного обеспечения специальных операций органов внутренних дел // Науч. вестн. Днепропетровск. гос. ун-та внутренних дел. Спец. вып. 2009. № 50. С. 81-90.
2. Чекалин А.А. Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел в условиях чрезвычайных обстоятельств криминального характера: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001.
3. Лаптий В.А. Основы управления органами внутренних дел в особых условиях: учеб. пособие. Киев, 1996.
и культурных ценностей, распространение заведомо ложных или недостоверных сведений, паника, спекуляция товарами первой необходимости, мародерство и т.д.);
2) контрмеры (меры противодействия), реализуемые при непосредственном выполнении оперативно-служебных задач (предотвращение и пресечение преступных проявлений, выявление их организаторов, подстрекателей; документирование противоправной деятельности этих лиц и их задержание; выяснение настроений различных групп населения и их возможного реагирования на действия правонарушителей и органов охраны правопорядка);
3) заключительные, проводимые на завершающем этапе развития особых условий, - в случае локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, нормализации оперативной обстановки (раскрытие преступлений, установление свидетелей произошедших событий, обнаружение орудий преступлений, изъятие вещественных доказательств, недопущение повторного наступления негативных последствий и др.).
Кроме этого, считаем, что на всех стадиях предупреждения и ликвидации каких-либо чрезвычайных ситуаций оперативно-розыскное обеспечение деятельности ОВД всегда носит специальный, целевой и временный характер. Именно поэтому основными формами оперативно-розыскной деятельности в этих условиях должны быть: сбор, обработка, анализ и обмен оперативной информацией; проведение совместных с другими правоохранительными органами оперативно-розыскных мероприятий, а также учений для координации и согласования действий оперативных подразделений при возникновении указанных ситуаций и ликвидации их последствий.
1. Butkevich S.A. Features of operative-investigative provision of special operations of the Interior Organs // Sci. bull. of the Dnepropetrovsk State University of Internal Affairs. Special iss. 2009. № 50. P. 81-90.
2. Chekalin A.A. Operative-investigative activity of the Interior Organs in cases of emergency criminal nature: diss. ... Master of Law. Moscow, 2001.
3. Laptiy V.A. Fundamentals of management of Interior Organs in special conditions: study aid. Kiev, 1996.
189
4. Об оперативно-розыскной деятельности: федер. закон от 12 авг. 1995 г. № 144-ФЗ (в ред. от 29 июня 2015 г.) // Собр. законодательства РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.
5. Берова Д.М. Правовое обеспечение использования результатов оперативно-розыскной деятельности: проблемы и решения // Общество и право. 2013. № 3(45). С. 204-208.
6. Лаптий В.А. Система управления органами внутренних дел в особых условиях: теоретические и практические проблемы. Киев, 1997.
7. Томин С. В. Основные этапы работы с источниками личной информации в процессе раскрытия и расследования преступлений: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Одесса, 2007.
8. Григорьев В.Н. Расследование преступлений в чрезвычайных условиях: правовое обеспечение, организация, методика: дис. . д-ра юрид. наук. М., 1993.
9. Гущин А.Н. Проблемы использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам: дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 2002.
10. Твердохлеб И.Н. Методика расследования краж, совершенных в условиях чрезвычайных ситуаций: автореф. дис. . канд. юрид. наук. Киев, 2008.
11. Дубко Ю.В., Иванов С. И. Оперативно-розыскная операция. Проблема классификации // Бюл. по обмену опытом работы. 2009. № 177.
4. On operative-investigative activity: fed. law d.d. Aug.12,1995 (as amended on June 29,2015) // Coll. of legislation of the Russian Federation. 1995. № 33. Art. 3349.
5. Berova Dzh.M. Legal provision of using the results of operative-investigative activity: problems and solutions // Society and law. 2013. № 3(45). P. 204-208.
6. Laptiy V.A. System of Management of Interior Organs in special conditions: theoretical and practical problems. Kiev, 1997.
7. Tomin S.V Main stages of work with sources of personal information in process of crimes investigation: diss. ... Master of Law. Odessa, 2007.
8. Grigoriev V.N. Investigation of crimes in extreme conditions: legal support, organization, methods: diss. ... Dr of Law. Moscow, 1993.
9. Guschin A.N. Problems of using of results of operative-investigative activity in providing on criminal cases: diss. ... Master of Law. Saratov, 2002.
10. Tverdohleb I.N. Methods of investigation of thefts, which committed in emergencies: auth. abstr. ... Master of Law. Kiev, 2007.
11. Dubko Yu.V., Ivanov S.I. Operative-investigative operation. Problem of classification // Bull. of exchange by experience. 2009. № 177.
190