Научная статья на тему 'Оперативно-розыскная деятельность в обеспечении пенитенциарной безопасности'

Оперативно-розыскная деятельность в обеспечении пенитенциарной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
176
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / OPERATIVELY-SEARCH ACTIVITY / ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / PRISON SECURITY / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПНОСТИ / FIGHTING / ОСУЖДЕННЫЕ / МЕСТА ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ / PLACES OF DEPRIVATION OF LIBERTY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Горяинов Константин Константинович

Статья посвящена исследованию вопросов противодействия группировкам отрицательной направленности в местах лишения свободы путем эффективного использования органами и учреждениями УИС оперативно-розыскных возможностей в выявлении подготовки и совершения преступлений, их предупреждении, пресечении и раскрытии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETECTIVE ACTIVITY IN ENSURING PRISON SECURITY

The article is devoted to the issues of counteraction to groups of negative orientation in prison through the effective use of bodies and institutions of the UIS investigative capabilities in identification of the preparation and Commission of crimes, their prevention, suppression, and disclosure.

Текст научной работы на тему «Оперативно-розыскная деятельность в обеспечении пенитенциарной безопасности»

внес изменения в ряд законодательных актов в части контроля над всемирной сетью, однако механизм до настоящего времени не отработан.

Вместе с тем увлеченность молодежи Интернетом можно использовать и в целях профилактики правонарушений.

Так, наиболее востребованные источники информации о правах - это специальные сайты (29,1 %), специальные страницы в Интернете (24,8 %), социальные сети (15,2 %), но при этом значительная часть (38,2 %) отметили и самостоятельное изучение.

Таким образом, подчеркнем, что для современной молодежи самыми актуальными источниками информации является коммуникационное Интернет-пространство и знания на цифровых носителях. Интересны молодежи социальные сети (88 %), видео и музыкальные (42,2 %) и новостные (27,1 %) сайты. Считаем необходимым использовать эти порталы для правового просвещения молодежи и других социально-демографических групп, открывая на них тематические страницы, размещая баннеры, использовать бегущую информационную строку, создавать тематические группы.

Положительным примером использования социальных сетей является деятельность Уполномоченного по правам ребенка в Пермском крае, который имеет свою страничку в сети «ВКонтакте». Каждый желающий может задать интересующий его вопрос и получить необходимую информацию, а также заявить о его нарушенных правах.

Также необходимо заниматься просвещением и родительской аудитории, для чего можно использовать Интернет, например, «выплывающие окна» с информацией о необходимости контроля за пользованием детьми социальными сетями.

В последнее время активно обсуждается вопрос, и он поддерживается автором, о необходимости создания государственной системы информационной безопасности, которая должна включать систему органов законодательной, исполнительной, в том числе пенитенциарной и судебной власти, государственных, общественных и иных организаций и объединений и граждан, принимающих участие в обеспечении безопасности, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности. Основными функциями системы информационной безопасности должны быть: выявление и прогнозирование угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации; создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности; осуществление системы мер по их нормальному функционированию.

1 Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. №537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 20. - Ст. 2444.

2 Словарь русского языка / под ред. С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой. - М.: Рус. язык, 1989. - С. 47.

3 Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. №761 «О Национальной стратегии в интересах детей на 2012 - 2017 годы» // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 23. - Ст. 2994.

4 Выборочная совокупность социологического исследования составила 1034 человека.

5 Российская газета. 2012 г. 30 июля. Федеральный выпуск № 5845.

УДК 343.8

ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

© 2014 К. К. Горяинов

Аннотация. Статья посвящена исследованию вопросов противодействия группировкам отрицательной направленности в местах лишения свободы путем эффективного использования органами и учреждениями УИС оперативно-розыскных возможностей в выявлении подготовки и совершения преступлений, их предупреждении, пресечении и раскрытии

Ключевые слова : оперативно-розыскная деятельность, пенитенциарная безопасность, противодействие преступности, осужденные, места лишения свободы.

DETECTIVE ACTIVITY IN ENSURING PRISON SECURITY © 2014 K. Goryainov

Summary. The article is devoted to the issues of counteraction to groups of negative orientation in prison through the effective use of bodies and institutions of the UIS investigative capabilities in identification of the preparation and Commission of crimes, their prevention, suppression, and disclosure.

Keywords: operatively-search activity, the prison security, fighting, places of deprivation of liberty .

1. По общему правилу пенитенциарная безопасность определяется как система обеспечения защищенности общественных отношений (фактических, в том числе правовых), существующих при исполнении уголовных наказаний, от внутренних и внешних угроз1.

Правовую основу обеспечения пенитенциарной безопасности составляют законодательные положения и нормативно-правовые установления, определяющие соответствующие полномочия структурных подразделений, участвующих в исполнении и отбывании уголовных наказаний, перечень средств и механизм их применения.

Существующие нормы уголовно-исполнительного законодательства способны в полной мере регулировать не все разнообразные общественные отношения, возникающие в связи и по поводу исполнения уголовных наказаний, а лишь ту часть, которая связана с административным управлением, правопорядком и безопасностью. Все остальные общественные отношения регулируются другими отраслями права2. Жизнедеятельность же, функционирование исправительных учреждений только регулируемыми правом отношениями не ограничиваются.

2. Существует значительный пласт иного рода отношений, определяемый обычаями и традициями криминального мира, изоляционного существования осужденных в местах лишения свободы. Функционирующие здесь отношения складывались исторически. Они имеют свою обусловленность. Это объективная данность. Наиболее отчетливо такие отношения проявляются в разного рода группировках, ряд которых несет положительный заряд, способствует адаптации осужденных к условиям жизни в местах лишения свободы, к соблюдению Правил внутреннего распорядка, к выстраиванию правильных отношений с персоналом администрации. Эти группировки функционируют в правовом поле отношений, участвуя в том числе и в обеспечении пенитенциарной безопасности учреждений УИС. Если они преобладают в массе заключенных, то создается своеобразное сообщество персонала и осужденных.

Персонал мест лишения свободы - это специфическая социальная группа, которая должна управлять осужденными с помощью четких правовых предписаний, что определяет в том числе и внутриструктурные отношения. Выполнение данных предписаний нередко противоречит неформальным нормам бытия сообщества осужденных. Так, администрация должна получать информацию о содержащихся в месте лишения свободы, а они обязаны ее утаивать или давать дезинформацию; администрация обязана осуществлять воспитательные мероприятия, предполагающие взаимодействие со стороны заключенных, а последние не могут этого делать по «тюремному кодексу». Между тем большинство исправительных учреждений функционирует в основном спокойно, а групповые выступления происходят крайне редко.

«Спокойное» функционирование обусловлено многими факторами, но главное в том, что в результате долгого периода взаимодействия оба сообщества, точнее их значительные части, создали определенные правила поведения, соблюдение которых делает их единой функциональной целостностью. Эти правила базируются на различных компромиссах с обеих сторон. Их выполнение допустимо, когда они не выходят за рамки правовых предписаний, а выстраиваются на отношениях уважения, взаимопонимания3.

3. Но есть и другие объединения, которые принято называть группировками отрицательной направленности. В последние годы их число и влияние возрастает. Данное явление обусловлено принимающимися мерами по гуманизации и либерализации режима отбывания наказания или ослаблением воспитательной работы. Это результат, прежде всего, возрастания в структуре осужденных за совершение тяжких и особо тяжких преступлений лиц, неоднократно судимых, имеющих большой криминальный опыт, определяющий их

образ жизни, ухудшения в целом криминологических и пенитенциарных характеристик содержащихся в местах лишения свободы. Значительная часть осужденных имеет совершенные ими нераскрытые преступления, не признает своей вины и не раскаивается, сохраняет криминальные связи с оставшимися на свободе. В учреждениях УИС содержится несколько тысяч активных участников преступных сообществ и лидеров уголовной среды. Анализ криминологической обстановки показал, что в исправительных колониях, особенно в тех, где совершаются тяжкие и особо тяжкие преступления, положение во многом определяют осужденные с лидерскими качествами, которые формируют вокруг себя группировки противоправной направленности.

Только в 2012 г. в местах лишения свободы выявлено и поставлено на учет 292 группировки отрицательной направленности. Криминальная среда в местах лишения свободы формирует свою идеологию с широким набором присущих ей нравственных, «правовых», этических идей, оправдывающих преступное мышление и поступки. Эта идеология составляет базу для субкультуры данной среды, являясь нередко питательной почвой для дальнейшей криминализации личности заключенного, определяя его пенитенциарное и постпенитенциарное поведение.

Среда в местах лишения свободы, или неформальная организация осужденных, опирается на определенные условия ее существования и функционирования. Это изоляция, режим, отчуждение и недоверие, деградация социального положения. Большинство осужденных враждебно относится к ограничению их возможностей в выборе поведения, к отчуждению от среды, в которой до прибытия в места лишения свободы осужденный находился. Ограничение возможностей компенсируется неформальным тюремным «кодексом поведения». Созданный традициями тюремной субкультуры, он является основой функционирования организации осужденных.

4. Отметим некоторые существенные элементы этой субкультуры:

а) распространенность уголовных традиций и обычаев затрудняет, а в ряде случаев блокирует применение мер оперативно-профилактического, воспитательного, психологического характера в отношении осужденных, особенно лидеров и их ближайшего окружения. Последние, опираясь на эти традиции, создают группировки отрицательной направленности, которые потенциально всегда готовы к противоправным действиям и при наличии возможностей их совершают;

б) большая скрытность внутренних организационных процессов, подкрепленных развитой многоступенчатой иерархической структурой, в основе которой лежит принцип деления осужденных на «чужих» и «своих», приобретения роли и статуса для привилегированного существования в криминальной среде;

в) тайное общение, обеспечивающее постоянную связь, передачу информации как между осужденными внутри колонии, следственного изолятора, так и за их пределами. Условные средства общения, их маскировка используются для приготовления и совершения преступлений, для противодействия уголовному правосудию, для криминальной контрразведывательной деятельности против администрации, для поддержания неформальных группировок осужденных;

г) поддержание железной дисциплины в среде, отказ от сотрудничества с администрацией, солидарность и дисциплина для тех, кто придерживается традиций и обычаев.

Такая среда не способна ресоциализировать осужденного, попадающего в места лишения свободы. Адаптируясь в такой среде, у осужденных зачастую не наступает даже торможения криминализации, а наоборот, она усиливается. И действительно, вряд ли можно блокировать, а тем более ликвидировать криминальные наклонности у осужденного, заставляя его находиться в течение длительного периода в окружении несколько сотен убийц, бандитов и иных агрессивно настроенных лиц, профессиональных воров, грабителей, мошенников.

Группировки этой направленности организуют и осуществляют доставку с «воли» наркотических и психотропных веществ, алкоголя, денег, мобильных телефонов, колюще-режущих предметов и иного, запрещенного правом. Только в 2012 г. в ИУ изъято у осужденных 7282 тыс. р. и более 10 тыс. литров промышленного алкоголя и почти 40 тыс. литров алкоголя кустарного производства, 92 кг наркотических и психотропных веществ, около 50 тыс. средств связи, 7700 колюще-режущих предметов и т.д.

Если случаи, когда группировки отрицательной направленности, получая через представителей персонала поддержку со стороны организованных групп преступников за пределами исправительного учреждения, фактически начинают управлять ситуацией со всеми вытекающими негативными последствиями.

5. Противодействие администрации, организуемое лидерами преступной среды за установление приоритета своего неформального влияния на основную массу осужденных, является одним из криминогенных факторов. Надо отметить, что правовые нормы действующего уголовного законодательства не имеют достаточного потенциала для своевременного и эффективного предотвращения и пресечения противодействия, осуществляемого «авторитетами» и создаваемыми группировками в местах лишения свободы.

Уголовное законодательство начиная с 1996 г. фактически способствовало, на наш взгляд, декриминализации организационной деятельности «авторитетов», формированию так называемых «лидирующих группировок» и овладению в местах лишения свободы неформальной властью над осужденными, внедрению собственного «нормопорядка».

В этих целях они используют различные средства насилия над осужденными. Исполнителями таких действий чаще всего выступают осужденные, уже находящиеся под влиянием «авторитетов» в материальной или иной зависимости, входящие в созданные ими группировки. Совершенные акты насильственных действий по подчинению осужденных своему влиянию зачастую не получают должного реагирования со стороны администрации учреждений по разным причинам.

Во-первых, потерпевшие осужденные, как правило, не обращаются за помощью к администрации учреждения в силу возможных нежелательных последствий со стороны среды и других причин.

Во-вторых, при правовой оценке группировок отрицательной направленности приходится учитывать, что они не признаются организованными группами как одна из форм соучастия в соответствии с ч. 3 ст. 35 УК РФ.

Их создание и существование может выступать лишь в качестве квалифицирующего признака при оценке совершенных ими преступных деяний по ч. 3 ст. 321 УК РФ, но самостоятельного уголовно-правового значения не имеет. Данное обстоятельство не позволяет применить к ним мер уголовно-правового предупреждения и пресечения.

Вместе с тем лидирующие группировки систематически пропагандируют традиции преступного образа жизни, организуют нелегальные денежные фонды, налаживают контакты с авторитетами, содержащимися в других ИУ, поставки наркотиков и других запрещенных предметов, организуют массовые голодовки и отказы от работы, а также иные коллективные нарушения осужденными режимных требований и т.п.

Для достижения своих целей лидеры группировок и активные их участники используют методы терроризирования, то есть действия, направленные на устрашение, запугивание или удержание в состоянии постоянного страха. Такие действия осуществляются в отношении как осужденных, так и представителей персонала ИУ. Методы терроризирования могут быть связаны с насилием и не быть таковыми.

Но все эти действия не подпадают под квалифицирующие признаки преступлений и могут считаться нарушениями режима отбывания наказания. Возможно, следует вернуться к установлению уголовной ответственности за организацию и активное участие в группировке осужденных, которая была установлена Указом Верховного Совета СССР от 8 мая 1961 г., а ст. 77 внесена в УК РСФСР.

6. Нейтрализация противоправной деятельности криминальных лидеров в местах лишения свободы осуществляется в основном посредством применения норм УИК РФ, организационно-тактических приемов уголовно-исполнительного либо оперативно-розыскного характера.

Выявление подготовки и совершения преступлений, их предупреждение, пресечение и раскрытие достигаются, прежде всего, использованием оперативно-розыскных возможностей. Эффективность оперативно-розыскной деятельности (ОРД) в ИУ достигается за счет получения оперативно-значимой информации по всем параметрам процесса отбывания наказания, постоянного контроля за лицами, криминальный потенциал которых требует повседневного внимания, надлежащего и своевременного реагирования на все выявленные

факты подготовки правонарушений, в том числе со стороны группировок отрицательной направленности.

Следует отметить, что иногда поднимается вопрос о том, что ОРД не входит в содержание института исполнения уголовного наказания, что в УИС она нарушает права человека, что в зарубежных пенитенциарных учреждениях отсутствуют структуры, осуществляющие ОРД.

Между тем оперативно-розыскная деятельность вызвана объективной необходимостью контроля в сфере борьбы с опасными и тяжкими по последствиями формами преступных проявлений, обеспечения надлежащего режима при исполнении уголовных наказаний. Предупреждение преступлений, их своевременное раскрытие, обеспечение безопасности подозреваемых и осужденных, персонала мест лишения свободы, иных граждан - эти цели ОРД насыщены высоким нравственным содержанием. Поэтому проблема якобы существующего противоречия между социальной обусловленностью, правомерностью ОРД, с одной стороны, нарушением прав и свобод граждан - с другой, создается искусственно, либо в силу непонимания назначения сущности и необходимости ОРД, либо умышленно, с тем чтобы ее разрушить.

Органами и учреждениями УИС арсенал ОРД используется в системе режимных мероприятий (ст. 84 УИК РФ). Возможности ОРД и ее результаты способствуют исправлению осужденных и предупреждению совершения ими новых преступлений, раскрытию ранее совершенных преступлений, выявлению криминальных намерений в постпенитенциарной период.

При применении средств и методов ОРД права осужденных ограничиваются только в том объеме и в тех процедурах, которые разрешены законодательством. Кроме того, надо учитывать, что оперативно-розыскные действия осуществляются в отношении тех, кто привлекается к уголовной ответственности либо отбывает наказание, главным образом за тяжкие преступления.

В последние годы США, государства, входящие в Евросоюз, и другие страны с учетом возрастания угроз ввиду распространения терроризма, наркотрафика, тяжких преступлений против населения значительно расширили задачи и полномочия правоохранительных органов и спецслужб по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. Это определило необходимость совершенствования правового обеспечения ОРД, ее технического оснащения, развития форм и методов проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) по всем направлениям противодействия преступности.

Укрепление оперативных подразделений УИС, повышение уровня профессиональной подготовки оперсостава, совершенствование организации и тактики ОРД в местах лишения свободы и временной изоляции в настоящее время обусловлено ухудшающимися характеристиками в среде осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Исходя из задач ОРД, определенных законом, усилия оперативных подразделений должны быть направлены на собирание сведений, содержащих признаки преступлений. В то же время одна из особенностей ОРД в ИУ состоит в том, что к числу ее задач закон (ст. 84 УИК) относит выявление, предупреждение и раскрытие не только преступлений, но и нарушений установленного порядка отбывания наказания. Такие нарушения не являются преступлениями и не влекут уголовной ответственности. Однако из законодательного перечня злостных нарушений установленного порядка (ст. 116 УИК РФ) усматривается, что они несут в себе весьма опасный криминогенный потенциал, приводят к пенитенциарным конфликтам, которые нередко перерастают в преступные действия или сами образуют состав определенного преступления.

Правомерно и необходимо использование оперативно-розыскных возможностей в осуществлении оперативно-профилактического наблюдения за отдельными категориями осужденных, которые могут негативно влиять на обстановку в ИУ и основную массу спецконтингента, вынашивать планы и осуществлять подготовку противоправных действий. К ним, в первую очередь, относятся: «воры в законе» и иные лидеры преступной среды, бывшие участники незаконных вооруженных формирований, лица, совершившие преступления террористического характера, ранее совершавшие побеги из ИУ, захват заложников, организаторы массовых беспорядков и иных групповых эксцессов и пр. В нормативно регламентированных формах и видах оперативно-розыскного производства оперативным под-

разделениям предписано принимать меры не только по наблюдению за такими категориями осужденных, но и активно включать их в оперативную разработку при наличии подготовки или совершения действий, подпадающих под признаки преступлений.

Эти направления деятельности оперативных подразделений только в 2012 г. позволили разобщить 179 группировок отрицательной направленности, 47 лидеров таких группировок переведены для дальнейшего отбывания в тюрьму, а 155 - в единые помещения камерного типа.

7. Однако в данном процессе не все благополучно. Как показывает практика, информационные возможности, если они есть, часто весьма слабые или ненадежные. Профессионализм оперативного состава подчас не отвечает современным требованиям. Имеются серьезные упущения в реагировании на имеющуюся информацию о готовящихся или совершаемых правонарушениях.

Существующая практика и критерии, по которым оценивается качество деятельности, к сожалению, не стимулируют эффективную борьбу с преступностью.

Так, существующие критерии оценки функционирования органов и учреждений УИС в определенной степени несут в себе старые весьма спорные подходы, особенно при рейтинговой оценке состояния правопорядка в ИУ. Увеличение количества преступных проявлений относится к числу негативных оценок. Но, по существу, это явление чаще всего свидетельство поддержания и укрепления режима отбывания наказания, особенно с учетом современных характеристик осужденных в колониях, что имеет большое предупредительное значение.

Укрытие правонарушений от учета и ненадлежащего реагирования происходит несколькими путями: отказ в приеме и рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях; неправильная оценка события, например, утрата имущества при фактическом его похищении; заведомо ошибочная оценка уголовно-правового события как дисциплинарного проступка; из-за корыстных побуждений, вследствие нежелания собирать фактические данные и работать в интересах уголовного правосудия и др.

Для «занижения» степени общественной опасности совершенных преступлений и перевода в дисциплинарный проступок, создавая тем самым «благоприятную» картину правопорядка в ИУ, используются и положения ст. 116 УИК РФ «Злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания осужденными к лишению свободы». В перечень деяний для признания события злостным нарушением режима включено: приобретение спиртных напитков либо наркотических средств или психотропных веществ; мелкое хулиганство; угроза, неповиновение представителям администрации ИУ или их оскорбление при отсутствии признаков преступления; изготовление, хранение или передача запрещенных предметов; организация забастовок или иных групповых неповиновений, а равно активное участие в них; организация группировок осужденных, направленных на совершение указанных правонарушений, а равно активное участие в них и т.п.

При правовой оценке такого рода деяний надо учитывать, что такие деяния совершаются осужденными, отбывающими наказание за тяжкие и особо тяжкие преступления, неоднократно судимыми и побывавшими ранее в местах лишения свободы, нередко состоящими на учете, организаторами и руководителями преступных группировок. В отношении этих лиц дисциплинарной практики за указанные в ст. 116 УИК деяния вряд ли можно признать обоснованными и адекватными.

Эти явления в полной мере можно отнести к заведомому увеличению латентности пенитенциарных преступлений с последующими негативными последствиями.

Можно констатировать, что без изменения системы выявления, учета и регистрации информации о преступлениях и правонарушениях, без качественного реагирования на них, отказа от укоренившихся стереотипов оценки эффективности деятельности, стимулирующих сотрудников на укрытие противоправных фактов, манипуляцию со статистикой в целях создания картины мнимого благополучия оперативно-служебной деятельности, цели и задачи реформирования УИС и в целом пенитенциарной безопасности не могут быть достигнуты.

8. Рационализация политики в области уголовного правосудия предполагает увеличение к 2020 г. общей численности лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией

осужденного от общества, на 200 тыс. человек за счет применения ограничения свободы и других видов наказаний, увеличения количества санкций, предусматривающих наказания, не связанные с изоляцией от общества, и расширения практики назначения данных наказаний судами. Кроме того, в случае принятия законодательного акта в соответствии с Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года будут сформированы качественно новые учреждения, способные эффективно исполнять наказания, не связанные с изоляцией осужденного от общества. Функционирование данных структур потребует создания эффективно действующей системы оперативно-розыскного обеспечения исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества.

В современных условиях эффективное противодействие пенитенциарной преступности и обеспечение нормального функционирования органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, применение новых видов наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, возможно при условии расширения ОРД в УИС, в частности, для проведения ОРМ среди спецконтингента, состоящего на учете в уголовно-исполнительных инспекциях. В этой связи следует проработать вопрос о создании оперативных подразделений, обеспечивающих сопровождение исполнения уголовных наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, с нормативным закреплением их компетенции, организационной структуры и т.п.

9. Улучшение качества ОРД неразрывно связано с кадровым обеспечением оперативных подразделений. Одной из болевых точек и серьезным препятствием на пути повышения эффективности оперативно-розыскной работы в учреждениях и органах УИС является вопрос о качестве подготовки руководящего и оперативного состава. Речь идет о подавляющей части оперсостава, не располагающего должной профессиональной подготовкой и опытом работы, особенно с негласным аппаратом, и зачастую не отвечающего психофизиологическим, нравственным и иным требованиям для ее успешного осуществления.

Кадровое обеспечение ОРД в УИС должно стать одним из обязательных условий ее эффективности и качества.

Для улучшения качественного состава оперативно-розыскных кадров важно обеспечить разработку и внедрение в практику критериев оценки психофизиологических, морально-бытовых качеств и профессиональной пригодности кандидатов. Оперативный работник должен быть «штучным специалистом»: только в этом случае он оправдывает расходы на его подготовку и содержание.

Следовательно, требуются новые подходы к подготовке оперсостава учреждений и органов УИС. В этих целях представляется необходимым:

- создание необходимых кадровых, морально-психологических и материально-финансовых предпосылок, обеспечивающих приток на кафедры ОРД ведомственных вузов опытных практических работников;

- повышение качества образовательных программ, реализуемых в рамках подготовки сотрудников оперативных подразделений исходя из необходимости выработки соответствующих знаний, умений и навыков у обучающихся;

- усиление антикоррупционной направленности в образовательных программах дополнительного профессионального образования оперативных работников уголовно-исполнительной системы;

- укомплектование оперативных подразделений УИС преимущественно лицами, прошедшими соответствующую специализацию в образовательных учреждениях УИС;

- обеспечение высокого социального статуса и престижа труда оперативных работников УИС с созданием соответствующей системы материального стимулирования сотрудников;

- повышение качества службы и условий труда оперативных работников, соответствующих характеру осуществляемой ими деятельности;

- определение нормативов штатной численности оперативных работников органов и учреждений УИС на основе норм законодательства Российской Федерации и международной практики, установление оптимальной нагрузки на сотрудников оперативных подразделений, работающих в непосредственном контакте с осужденными и лицами, содержащимися под стражей.

Функциональное значение образования в системе ФСИН России не исчерпывается узкоспециализированной подготовкой, а предполагает и профессионально ориентированное нравственное воспитание.

Нравственное воспитание будущих оперработников должно быть организовано в течение всего периода обучения, иметь интегрированный, междисциплинарный характер и присутствовать в каждой учебной дисциплине в процессе ее преподавания.

Разрыв либо недооценка органического единства практического обучения и нравственного воспитания приводят к тому, что профессионализма в работе определенной части оперработников не наблюдается даже спустя годы службы.

Необходима разработка надежных и эффективных средств и методов воспитания антикриминальной устойчивости сотрудников УИС, то есть способности осуществлять служебную деятельность в условиях действующих объективных трудностей, криминогенных и других профессионально деформирующих факторов среды, а также нравственно-психологического, а иногда и физического противодействия спецконтингента внутри и вовне учреждений УИС.

Антикриминальная устойчивость сотрудников является одним из существенных факторов обеспечения пенитенциарной безопасности.

1 Подробнее см.: Перегудов А. Г. Понятие обеспечения безопасности в ИТУ, его принципы, задачи и организационно-правовые основы: курс лекций по обеспечению безопасности порядка исполнения и отбывания наказания в ИТУ. - Уфа, 1996.

2 См.: Полищук Н. И. Правовые отношения и юридические факты: вопросы теории и практики. - Рязань, 2006. - С. 83.

3 Следует заметить, что ужесточение репрессивного способа исполнения наказания в виде лишения свободы существенно интенсифицирует субкультурные явления среди осужденных.

УДК 343.8

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ЗАКЛЮЧЕННЫМИ В СВЕТЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ПЕНИТЕНЦИАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

© 2014 А. А. Новиков

Аннотация. В статье рассматриваются международные документы, регламентирующие положение заключенных, которые необходимо учитывать при реформировании УИС России.

Ключевые слова: права человека, международные стандарты, реформирование УИС, заключенные.

INTERNATIONAL STANDARDS IN THE SPHERE OF TREATMENT TO THE PRISONERS

IN THE ASPECTS OF IMPROVING OF RUSSIAN PENITENTIARY LEGISLATION

© 2014 A. Novikov

Summary. The article deals with the international documents regulating the situation of prisoners, to be taken into account in the process of reforming the penal system of Russia.

Keywords: human rights, international standards, reforming the penal system of Russia, the prisoners.

Прежде всего, необходимо отметить, что все международные правовые акты, касающиеся обращения с заключенными, регламентируют правоотношения с лицами, содержащимися под стражей (применительно к российской уголовно-исполнительной системе это лица, в отношении которых избрана мера пресечения в виде содержания под стражей), и с осужденными к наказанию в виде лишения свободы. Таким образом, понятие «заключенный» с точки зрения международного законодательства охватывает лиц, не только отбывающих наказание в виде лишения свободы, но и содержащихся в предварительном заключении до вынесения судом приговора, что, в принципе, представляется вполне обоснованным, учитывая схожесть условий содержания в тюрьме и под стражей (применительно к российским пенитенциарной системе).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.