Научная статья на тему 'Некоторые аспекты совершенствования правового обеспечения оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях'

Некоторые аспекты совершенствования правового обеспечения оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
426
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / LEGAL REGULATION / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / PENAL SYSTEM / ПЕНИТЕНЦИАРНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / PENITENTIARY CRIMES / ОСУЖДЕННЫЙ / CONVICT / INVESTIGATION / TRACKING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гнедова Н.П.

В статье анализируются основные направления правового регулирования оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе, даются предложения по его совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspectsof investigation work legal basis improvement in penal institutions

In the article the author analyzes the main legal regulations of investigation and tracking activities in the penal system. Some offers on its improvement are given.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты совершенствования правового обеспечения оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях»

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

Н. П. ГНЕДОВА старший научный сотрудник отдела изучения проблем

N Р СКБООУЛ управления и реформирования

уголовно-исполнительной системы НИЦ-1 ФКУ НИИ ФСИН России

Некоторые аспекты совершенствования правового обеспечения оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях

Some aspectsof investigation work legal basis improvement in penal institutions

Аннотация. В статье анализируются основные направления правового регулирования оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе, даются предложения по его совершенствованию.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, правовое регулирование, уголовно-исполнительная система, пенитенциарные преступления, осужденный.

Annotation. In the article the author analyzes the main legal regulations of investigation and tracking activities in the penal system. Some offers on its improvement are given.

Key words: investigation, tracking, legal regulation, penal system, penitentiary crimes, convict.

В условиях стабильно высокого регистрируемого уровня преступности с преобладанием тяжких и особо тяжких преступлений, ухудшения криминогенного состава осужденных, распространения криминальной субкультуры возрастает значение и роль оперативно-розыскной деятельности (далее также - ОРД) для обеспечения нормального функционирования исправительных учреждений

(далее также - ИУ), безопасности осужденных, персонала ИУ и иных лиц; своевременного выявления подготовки и совершения преступлений, их предупреждения и раскрытия; розыска лиц, совершивших побеги или уклоняющихся от отбывания уголовных наказаний.

За последние десятилетия теория и практика оперативно-розыскной деятельности, ее роль в противостоянии преступности получили значительное

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 5/2018

13

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

развитие, появилось самостоятельное оперативно-розыскное законодательство, совершенствовалось ведомственное нормативное регулирование организации и тактики оперативно-розыскной деятельности, структурное обособление подразделений, наделенных функциями осуществления этой деятельности. В настоящее время с помощью ОРД решается практически весь комплекс вопросов безопасности в уголовно-исполнительной системе (УИС). Вместе с тем в законодательных актах, касающихся оперативно-розыскной деятельности при исполнении уголовных наказаний, правовые нормы сформулированы достаточно декларативно с указанием лишь на ее допустимость в не совсем ясных правовых конструкциях [1].

Эффективность оперативно-розыскной деятельности в ИУ достигается за счет непрерывного получения оперативно значимой информации по всем параметрам процесса отбывания наказания, постоянного контроля за лицами, криминальный потенциал которых требует незамедлительного реагирования на все выявляемые факты подготовки и совершения ими правонарушений, особенно когда речь идет об осужденных, входящих в группировки отрицательной направленности.

Сравнительный анализ норм законодательных актов, касающихся ОРД, выявил ряд несоответствий и проблем, нуждающихся в разрешении.

Во-первых, задачи, обозначенные в ст. 84 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) и ведомственных нормативных актах, выходят за рамки режима, хотя законодатель их расположил в главе 12 УИК РФ, например раскрытие преступлений, совершенных осужденными до прибытия в ИУ, оказание содействия другим субъектам ОРД и правоохранительным органам в решении текущих задач.

Во-вторых, нормативно и, соответственно, организационно не обеспечено использование возможностей оперативно-розыскной деятельности при исполнении уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы. В результате фактически вне оперативного наблюдения и контроля остаются криминально опасные категории лиц среди осужденных, находящихся вне мест лишения свободы [2].

В-третьих, в УИК РФ и ведомственных нормативных актах четко не прописан механизм взаимодействия оперативных подразделений УИС с оперативными подразделениями других субъектов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Отдельные элементы этого механизма лишь просматриваются в ст. 6, 7, 13, 14 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее также - ФЗ «Об ОРД») и в ст. 84 УИК РФ. Прямое указание на совместное проведение оперативно-розыскных мероприятий содержится в ФЗ «Об ОРД» только применительно к следственным изоляторам (СИЗО).

В этой ситуации нормативные установления должны закрепляться в подзаконных, в том числе межведомственных нормативных актах (применительно к отдельным ситуациям прямо или косвенно указано в ч. 4 ст. 6, ч. 5 ст. 13, п. 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об ОРД»). Практика идет по такому пути, но некоторые ранее принятые межведомственные нормативные акты либо устарели, либо лишь декларируют необходимость взаимодействия.

Нормативное регулирование оперативно-розыскной деятельности, в том числе ведомственное, должно учитывать особенности условий, объектов, в отношении которых необходимо осуществление оперативно-розыскных действий. Но при этом не может быть существен-

14

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

ных расхождений с нормами базового закона - ФЗ «Об ОРД». Однако ст. 84 УИК РФ в числе задач ОРД в исправительных учреждениях допускает выявление, предупреждение и раскрытие не только преступлений, но и нарушений установленного порядка отбывания наказания в местах лишения свободы. Указанные нарушения, будучи пенитенциарными по сути и месту совершения, достаточно разнообразны по степени общественной опасности, но не являются преступлениями и, как правило, не влекут уголовной ответственности: это получение осужденными запрещенных предметов и веществ, денег, средств связи, нелегальное поступление корреспонденции, а также нарушения ношения установленной формы одежды, курение в неположенных местах, оскорбление представителей персонала ИУ и др. Выявление всех нарушений режима отбывания наказания в местах лишения свободы с помощью оперативно-розыскной деятельности неправомерно, не соответствует ее целям и задачам, указанным в ст. 2 ФЗ «Об ОРД». К тому же такое использование арсенала средств и методов оперативно-розыскной деятельности (достаточно дорогостоящих) расточительно, особенно если учесть, что они должны применяться в тех случаях, когда решить задачи иными путями невозможно или затруднительно, например для выявления и предотвращения злостных нарушений, указанных в ст. 116 УИК РФ, которые несут в себе опасный криминогенный потенциал, нередко приводящих к пенитенциарным конфликтам между враждующими группировками осужденных, распространению азартных игр, насильственному притеснению некоторых категорий осужденных и др.

Есть основания полагать, что по мере дальнейшего ухудшения пенитен-циарно-криминологических характеристик осужденных в местах лишения свободы интенсивность пенитенциар-

ных конфликтов и злостных нарушений режима, порождающих преступления, будет нарастать. Эти явления потребуют интенсификации ОРД и повышения эффективности осуществляемых мероприятий в рамках четко прописанных правовых положений [3].

Поэтому следует конкретизировать положения ст. 84 УИК РФ об использовании средств и методов оперативно-розыскной деятельности в выявлении, предупреждении и раскрытии правонарушений, установленного порядка отбывания наказания (режима) в местах лишения свободы. С тем чтобы устранить некоторые противоречия норм УИК РФ и задач, названных в ст. 2 ФЗ «Об ОРД», целесообразно указать в УИК РФ, какие нарушения криминогенно и пенитенциарно опасны, когда применение ОРД целесообразно и правомерно. Представляется, что к ним должны быть отнесены такие нарушения, борьба с которыми является одной из предпосылок предупреждения преступлений:

- приобретение и употребление наркотических средств и психотропных веществ;

- изготовление, хранение или передача запрещенных предметов, особенно изъятых из гражданского оборота;

- организация подготовки к групповым неповиновениям;

- создание группировок отрицательной направленности;

- подготовка к захвату заложников;

- установление противоправных связей с осужденными в других учреждениях или с криминалом, оставшимся «на воле», и некоторые другие.

В правоприменительной практике оперативных подразделений мест лишения свободы существует проблема разграничения некоторых оперативно-розыскных (ст. 6 ФЗ «Об ОРД») и режимных (ст. 82, 83 УИК РФ) мероприятий. Согласно ФЗ «Об ОРД», общими основаниями для проведения оператив-

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 5/2018

15

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

но-розыскных мероприятий являются фактические данные, достаточные для предположения о подготовке или совершении преступления или опасных форм нарушений режима, способных привести к совершению уголовно-наказуемых деяний и нарушению системы безопасности.

В соответствии со ст. 8 ФЗ «Об ОРД» проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допустимо на основании судебного решения и при наличии информации о признаках подготавливаемого, совершающегося или совершенного преступления и причастных к нему лицах. Но необходимо принимать во внимание, что проведение указанных мероприятий в СИЗО и ИУ имеет объективную обусловленность, связанную с деятельностью и непрерывностью процесса раскрытия преступлений, в том числе прошлых лет, розыском уклоняющихся от исполнения меры пресечения или отбывающих наказание лиц, необходимостью обеспечения безопасности участников уголовного процесса и персонала СИЗО и ИУ, выявлением и преодолением противодействия уголовному правосудию и безопасному функционированию СИЗО и ИУ [3].

Указанные задачи и конкретные условия, в которых они решаются, как правило, не должны, по нашему мнению, ставить проведение оперативно-розыскных мероприятий в зависимость от судебного решения. Для уяснения оснований их проведения в отношении отдельных категорий лиц следует руководствоваться положениями Конституции Российской Федерации (ч. 3 ст. 55), которая допускает возможность ограничения прав

человека и гражданина, в том числе по отношению к лицам, совершающим преступления, отбывающим уголовное наказание в виде лишения свободы, а также иными нормами законодательных актов. Содержание под стражей, исполнение уголовных наказаний в отношении лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, но имеющих ограничения в правах по судебному решению (ст. 43 УИК РФ), само по себе существенно сокращает объем конституционных прав человека.

В интересах обеспечения личной безопасности осужденных и персонала ИУ, решения задач уголовного правосудия, исполнения и отбывания наказания предусмотрена совокупность правовых норм, определяющих режим. Они служат для соблюдения ограниченных прав подозреваемых, обвиняемых, осужденных, исполнения ими своих обязанностей, их изоляции, а также исполнения задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (УПК РФ) и УИК РФ. В исправительных учреждениях осужденные, а также помещения, в которых они проживают или временно находятся, могут подвергаться обыску, а вещи - досмотру. При этом обыск жилых помещений в присутствии осужденных допускается в случаях, не терпящих отлагательства (п. 5 ст. 82 УИК РФ). Администрация вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для предупреждения преступлений и нарушений режима (ст. 83 УИК РФ). Получаемая и отправляемая осужденными корреспонденция подвергается цензуре со стороны администрации (ст. 91 УИК РФ), а телефонные разговоры осужденных могут контролироваться персоналом ИУ (ч. 5 ст. 92 УИК РФ). Являясь по своей сути режимными мероприятиями, они по направленности, решаемым задачам, получению информации о признаках подготовки

16

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

или совершения преступлений, нарушения режима, по содержанию которых можно судить о реальном существовании угроз личной безопасности осужденных и персонала и т. п., фактически совпадают с некоторыми указанными в ст. 6 ФЗ «Об ОРД» оперативно-розыскными мероприятиями, для проведения которых требуется вынесение судебного решения.

Все отмеченные режимные мероприятия вправе проводить соответствующие подразделения ИУ. О возможности их проведения ставятся в известность под подпись лица, помещаемые в СИЗО и ИУ (ст. 83 УИК РФ). Но время их проведения, сроки (постоянно или краткосрочно), место осуществления, круг лиц, в отношении которых они проводятся, определяет администрация. Поэтому нередко оперативно-розыскные мероприятия проводятся как режимные без судебных решений. Представляется, что данная практика нуждается в соответствующем нормативном разрешении, закреплении права оперативных подразделений СИЗО и ИУ проводить оперативно-розыскные мероприятия, предусмотренные ст. 6 ФЗ «Об ОРД», без судебного решения на основании мотивированного постановления руководителей в процедурах, указанных в ФЗ «Об ОРД» и других нормативных актах [4].

Законодательно обозначенные в ст. 84 УИК РФ задачи, связанные с выявлением и раскрытием преступлений осужденных, совершенных как в период отбывания ими наказания в местах лишения свободы, так и до прибытия в ИУ, с оказанием содействия другим субъектам оперативно-розыскной деятельности в решении текущих задач и органам следствия в расследовании преступлений, с розыском лиц, уклоняющихся от отбытия наказания, и др. в совокупности создают комплекс действий, выходящих за рамки поддержания режима в ИУ и обеспечения безопасности их

функционирования, хотя это и является одной из приоритетных функций оперативно-розыскной деятельности в УИС. Поэтому нахождение нормы о допустимости и задачах оперативно-розыскной деятельности в главе УИК РФ, регламентирующей режим в местах лишения свободы, не в полной мере охватывает многозначность указанной деятельности, необоснованно сужает рамки применения ее средств и методов.

С учетом данных обстоятельств представляется целесообразным при дальнейшем развитии уголовно-исполнительного законодательства включить нормы, регламентирующие оперативно-розыскную деятельность учреждений и органов УИС, в раздел общих положений УИК РФ либо разработать самостоятельную главу, в которой должны найти отражение основные положения ФЗ «Об ОРД» и особенности их применения оперативными подразделениями УИС.

По нашему мнению, приведенные соображения по совершенствованию правового регулирования оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе после их практической апробации будут способствовать повышению ее результативности. ф

1. Нормы уголовно-исполнительного законодательства, регламентирующие оперативно-розыскную деятельность : научно-практический комментарий. М., 2015.

2. Теория оперативно-розыскной деятельности / под ред. К. К. Горяинова, В. С. Овчин-ского, Г. К. Синилова. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2018.

3. Назаров С.В. Борьба с дезорганизацией деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества : монография. Владимир, 2005.

5. Вагин О. А. Исиченко А. П., Чече-тин А. Е. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». М., 2009.

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 5/2018

17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.