Научная статья на тему 'Оперативно-розыскная деятельность в дореволюционной России: основные вехи становления'

Оперативно-розыскная деятельность в дореволюционной России: основные вехи становления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
317
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FIGHT AGAINST CRIME / SYSTEM OF EXECUTION OF PUNISHMENTS / INVESTIGATION AND SEARCH OPERATIONS / JUSTICE / INVESTIGATION / БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ / СИСТЕМА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАВОСУДИЕ / СЫСК

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гнедова Н. П

Рассматриваются основные этапы развития оперативно-розыскной деятельно-сти в дореволюционной России, делается вывод о преемственности в работе органов розыска на различных этапах истории России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investigation and search operations in pre-revolutionary Russia: main milestones of its formation

The main stages of development of the investigation and search operations in pre-revolutionary Russia are considered. The author gives the conclusion on continuity in the operation of the bo-dies of search at various stages of history of Russia.

Текст научной работы на тему «Оперативно-розыскная деятельность в дореволюционной России: основные вехи становления»

Н. П. ГНЕДОВА N. P. GNEDOVA

старший научный сотрудник НИЦ-1 ФКУ НИИ ФСИН России

Оперативно-розыскная деятельность в дореволюционной России: основные вехи становления

Investigation and search operations in pre-revolutionary Russia: main milestones of its formation

Аннотация. Рассматриваются основные этапы развития оперативно-розыскной деятельности в дореволюционной России, делается вывод о преемственности в работе органов розыска на различных этапах истории России.

Ключевые слова: борьба с преступностью, система исполнения наказаний, оперативно-розыскная деятельность, правосудие, сыск.

Annotation. The main stages of development of the investigation and search operations in pre-revo-lutionary Russia are considered. The author gives the conclusion on continuity in the operation of the bodies of search at various stages of history of Russia.

Key words: fight against crime, system of execution of punishments, investigation and search operations, justice, investigation.

Оперативно-розыскная, сыскная деятельность сопутствует правосудию на протяжении всей его истории. Зачатки сыскной деятельности можно обнаружить в эдиктах римских преторов, в инквизиционных процессах средневековых трибуналов, в практике российского сыскного приказа.

Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) возникла как деятельность по защи-

те правоотношений, охраняемых государством, от преступных посягательств, как часть социальной практики. В ней нашли отражение профессиональное мастерство сотрудников специальных служб, умение использовать организационные и тактические возможности, силы, средства и методы для борьбы с преступностью.

Теория ОРД возникла значительно позже на основе научного обобщения

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 4/2019

27

опыта работы оперативных служб. Это позволило выявить в сфере ОРД определенные закономерности, взаимосвязи, правила и общие положения.

Истоки оперативно-розыскной деятельности восходят к появлению первых систематизированных знаний о борьбе с преступностью. К таковым по праву относятся знания в области криминалистики, являющейся для оперативно-розыскной деятельности базовой наукой. Как отмечал Р. С. Белкин, «...начиная с XVII века в работах по уголовному судопроизводству встречаются рекомендации по использованию при расследовании и судебном разбирательстве уголовных дел сведущих в сличении почерков, в распознании ядов и обладающих медицинскими познаниями лиц, объединявшихся порой в своеобразные корпорации „мастеров-письмоведов" и тому подобные. За рубежом - во Франции и Италии - выходят в свет первые работы Ф. Демеля, К. Бальди, Е. Равено, посвященные исследованиям почерка. Мальпигием (1687), Альбинусом (1764) и Пуркинье (1823) проводятся научные исследования в области изучения папиллярных узоров» [1].

В XVIII веке появились подлинные профессионалы уголовного сыска - переметнувшиеся на «эту сторону баррикад» бывшие преступники (Эжен Франсуа Видок во Франции, Ванька Каин в России, Джонатан Уайльд в Англии и другие).

В России оперативно-розыскная деятельность имеет глубокие исторические корни, создающие предпосылки для ее поступательного развития на современном этапе. Несмотря на то что первое сыскное подразделение было создано в Санкт-Петербурге в 1866 году, начиная с XVII века (времени принятия Соборно-

го уложения царя Алексея Михайловича, 1649) нормы уголовного и уголовно-исполнительного права закрепляли полномочия чиновников разных уровней на розыск и наказание преступников [2].

Отечественная сыскная наука уже на заре своего развития начала проявлять интерес к аналитическим исследованиям в области криминалистики, судебной медицины и других наук, связанных с раскрытием преступлений.

Для анализа преступности широко применялись статистические методы. Впервые государственный учет преступности в целом по России был поручен отделению «экспедиции спокойствия и благочиния» Министерства внутренних дел Российской империи, образованному в 1802 году. Затем эти функции были переданы статистическому отделению вновь образованного Министерства полиции.

Позднее, к середине XIX века, статистические сведения о происшествиях, преступлениях, обвиняемых лицах и так далее фиксировались становыми приставами в отчетах и направлялись уездному исправнику. На основании этих данных уездный исправник направлял отчет губернатору и в губернский статистический комитет [3].

Знаменитый сыщик того времени А. Ф. Кошко, состоявший в должности начальника уголовного сыска Москвы (затем - всей Российской империи), в своих воспоминаниях, относящихся уже к началу XX века, отмечает, что ему регулярно докладывались сведения, характеризующие оперативную обстановку в различных частях города, которые предварительно были разнесены по количеству и видам совершенных преступлений. На основе представляемых ведомостей специальный чиновник-чертежник вы-

28 vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

черчивал кривые по видам преступлений и местам их совершения и составлял общую картограмму. Таким образом, у начальника Московского уголовного сыска появлялась возможность постоянно следить за оперативной обстановкой в городе и принимать соответствующие превентивные меры. Это свидетельствует об эффективном использовании в тот период криминологических методов в оперативно-розыскной деятельности.

С началом научной революции (конец XIX - начало ХХ века) непосредственно связано и становление уголовного сыска России как особой деятельности (ныне именуемой оперативно-розыскной деятельностью), зарождение профессионального языка, накопление эмпирического материала и выработка на его основе научно-методических рекомендаций.

В XIX веке в полицейских учреждениях разных стран возникает и развивается специальная сыскная часть, получившая название сыскной, или уголовной, полиции. В Российской империи сыскная полиция была впервые создана в Санкт-Петербурге в 1866 году вскоре после судебной реформы 1864 года, затем в 1881 году - в Москве, позднее - в Варшаве и Риге.

В 1908 году был принят закон «Об организации сыскной части», в соответствии с которым в 89 губернских и самых значительных уездных городах были созданы сыскные отделения.

Прослеживая связь между той работой, которую проводили органы политического и уголовного сыска Российской империи, и современными специальными методами оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой оперативными подразделениями уголовно-исполнительной системы Российской Фе-

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 4/2019

дерации, нельзя оставить без внимания то полезное и нужное, что может предоставить опыт работы оперативных подразделений дореволюционной России. В первую очередь это те ведомственные нормативные правовые документы, которые регламентировали конкретные тактические вопросы (работу с конфидентами, организацию скрытого наблюдения и другие). По нашему мнению, некоторые их положения (после соответствующей переработки) могут быть использованы в современной методической и нормативной правовой базе.

Февральская революция 1917 года разрушила сложившуюся структуру правоохранительных органов, причем сначала была уничтожена система политического сыска. 11 марта 1917 года Временное правительство упразднило Департамент полиции, вывело за штат всех его сотрудников и образовало Особую комиссию по ликвидации дел политического характера. 19 марта 1917 года был ликвидирован Отдельный корпус жандармов. Его имущество было передано военному ведомству, архивы - Главному штабу, а дела губернских управлений - комиссиям из представителей суда и местных комиссаров Временного правительства. Управляющий делами Временного правительства В. Д. Набоков вспоминал, что «Министерство внутренних дел... все управление, вся полиция - осталось совершенно неорганизованным. В первое время была какая-то странная вера, что все как-то само собою образуется и пойдет правильным, организованным путем» [4].

Вместо разгромленного департамента полиции было создано новое подразделение - Временное управление по делам общественной полиции и обеспечению личной и имущественной безопасности

29

граждан, в дальнейшем преобразованное в Главное управление по делам милиции. Это подразделение являлось преемником правоохранительных органов Российской империи, причем активно использовало опытные кадры: к 1 мая 1917 года из 80 служащих Временного управления по делам общественной полиции 52 являлись бывшими чинами Департамента полиции, а к 1 июля из 200 сотрудников ранее служили в полиции 74 человека [5].

Существенную проблему составляло отсутствие нормативной правовой базы функционирования УИС. Главное управление местами заключения, созданное 26 апреля 1917 года вместо царского Главного тюремного управления, ограничилось тем, что в циркулярном письме от 27 апреля 1917 года № 34 рекомендовало впредь до подготовки нового правового документа руководствоваться утвержденной 28 декабря 1916 года министром юстиции Общей тюремной инструкцией, одновременно признавая, что она не может считаться «подлежащей безусловному применению». Однако в существовавшей тогда атмосфере революционного обновления и слабой государственной власти заключенные не желали подчиняться царским тюремным порядкам, вследствие чего резко увеличилось количество побегов и иных преступлений, совершаемых спецконтингентом.

Октябрьская революция 1917 года существенным образом изменила характер и формы осуществления оперативно-розыскной деятельности. Прослежи-

вая связь между той работой, которую проводили органы политического и уголовного сыска Российской империи, и современными специальными методами оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой оперативными подразделениями уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, нельзя оставить без внимания то полезное и нужное, что может предоставить опыт работы оперативных подразделений дореволюционной России. В первую очередь это те ведомственные нормативные правовые документы, которые регламентировали конкретные тактические вопросы (работу с конфидентами, организацию скрытого наблюдения и другие). По нашему мнению, некоторые их положения (после соответствующей переработки) могут быть использованы в современной методической и нормативной правовой базе. Ф

1. Белкин Р. С. История отечественной криминалистики. М., 1999. С. 15.

2. Агарков А. В. Генезис оперативно-розыскной деятельности в пенитенциарной системе России в дореволюционный период // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2005. № 1. С. 35.

3. Мясоедов Н. Н., Миллер Л. Ю., Миронов А. И. История развития полицейских учетов в Российской империи (1715-1917 гг.). М., 2003. С. 12, 14, 17, 18.

4. Архив русской революции. Т. 1. М., 1991. С. 49.

5. Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1968. С. 316.

30

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.