Научная статья на тему 'Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов России в системе контроля после выпуска товаров в условиях таможенного союза'

Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов России в системе контроля после выпуска товаров в условиях таможенного союза Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
198
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / КОНТРОЛЬ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ВНЕПЛАНОВАЯ ТАМОЖЕННАЯ ПРОВЕРКА / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНТРАБАНДА / УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ / CUSTOMS UNION / POST-AUDIT / CUSTOMS AUTHORITY / UNPLANNED CUSTOMS CHECK / OPERATIVE CRIME DETECTION ACTIVITIES / CONTRABAND / CUSTOMS PAYMENT EVASION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Козловский Александр Юрьевич

В статье обоснована эффективность комплексного применения таможенными органами России инструментов внеплановой таможенной проверки и оперативно-розыскной деятельности в процессе контроля после выпуска товаров в целях противодействия преступной деятельности, связанной с контрабандой и уклонением от уплаты таможенных платежей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Козловский Александр Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Operative crime detection activities of Russian customs in the system of post-audit control in terms of the Customs union functioning

The author substantiates effectiveness of the complex unplanned check and operative crime detection activities carried out by the customs authority of Russia in the process of customs control to combat smuggling and customs payments evasion.

Текст научной работы на тему «Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов России в системе контроля после выпуска товаров в условиях таможенного союза»

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

а. Ю. Козловский

ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ В СИСТЕМЕ КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ В УСЛОВИЯХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

В статье обоснована эффективность комплексного применения таможенными органами России инструментов внеплановой таможенной проверки и оперативно-розыскной деятельности в процессе контроля после выпуска товаров в целях противодействия преступной деятельности, связанной с контрабандой и уклонением от уплаты таможенных платежей.

Ключевые слова: Таможенный союз; контроль после выпуска товаров; таможенные органы; внеплановая таможенная проверка; оперативно-розыскная деятельность; контрабанда; уклонение от уплаты таможенных платежей.

В условиях осуществления таможенного регулирования на единой территории Таможенного союза (далее - ТС) России, Республики Беларусь и Республики Казахстан нельзя обойти вниманием проблемы, относящиеся к компетенции таможенных органов1, связанные с преступлениями в сфере таможенного дела, которые наносят существенный ущерб не только экономике России, но и других членов ТС2.

В настоящее время таможенные органы РФ проводят свою деятельность в качественно новых условиях оперативной обстановки. Это, прежде всего:

- осуществление таможенного регулирования на единой территории ТС3, что существенно влияет как на применение таможенными органами РФ различных форм таможенного контроля, так и на организацию правоохранительной, в том числе оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД);

- планируемое вступление России во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО) и поэтапное упрощение таможенных формальностей при пересечении товарами таможенной границы ТС и Государственной границы РФ;

1 Таможенные органы осуществляют неотложные следственные действия по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 2-4 ст. 188, ст. 189, 190, 193 УК РФ (п. 3 ч. 2 ст. 157 УПК РФ), и дознание по ч. 1 ст. 188 и ст. 194 УК РФ (п. 5 ч. 3 ст. 151 УПК РФ).

2 Вследствие преступлений, совершаемых в таможенной сфере, федеральный бюджет ежегодно недополучает около 6 млрд. долл. США (выступление заместителя Генерального прокурора РФ В. И. Колесникова на коллегии ФТС России 16.02.2006).

3 Фактически произошло разделение «таможенной» и «государственной» границы. Так, в Таможенном кодексе Таможенного союза (далее - ТК ТС) фигурирует термин «таможенная граница таможенного союза», однако государственная граница у каждого из государств - членов ТС своя.

- передислокация подразделений таможенных органов РФ из центральных регионов страны к границе, осуществляемая в рамках Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к Государственной границе РФ;

- незавершенность правовой регламентации ряда аспектов деятельности в условиях ТС и требующая совершенствования на международном и федеральном уровнях нормативная правовая база таможенных органов России;

- переход пограничных органов ФСБ России преимущественно на оперативный способ охраны границы и сокращение в приграничной полосе их войсковых подразделений.

Перечисленные элементы оперативной обстановки в своей совокупности создают реальные предпосылки к активизации попыток контрабандной и иной противоправной деятельности в таможенной сфере. Этому способствуют:

1. Незавершенность оборудования границ России и ТС, а также передислокация подразделений таможенных органов, осуществляемая в рамках Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к Государственной границе РФ (далее - Концепция).

Так, внутренние таможни, осуществлявшие контроль за иностранными товарами на потребительском рынке в местах их массового потребления, согласно замыслу Концепции, должны стать пограничными и проводить таможенный контроль и оформление товаров в местах пересечения ими таможенной границы, что привело бы к высвобождению затрачиваемых сил и средств на контроль доставки товаров к местам оформления и облегчило бы участникам внешнеторговой деятельности дальнейшее обращение с ввозимыми товарами. Однако в случае передислокации внутренних таможен на границы России и Беларуси и России и Казахстана в рамках ТС1 эти таможни так и останутся внутренними, а контроль за иностранными товарами на потребительском рынке в местах их массового потребления будет существенно ослаблен.

2. Незавершенность правовой регламентации ряда аспектов деятельности в условиях ТС и требующая совершенствования на международном и федеральном уровнях нормативная правовая база таможенных органов России в совокупности с тенденцией упрощения таможенных формальностей в связи с принятием решения о вступлении в ВТО и снижением плотности войсковой охраны Государственной границы РФ на фоне требующихся существенных временных и финансовых затрат на оборудование границы создают предпосылки к перемещению товаров и транспортных средств, минуя таможенное оформление.

В сложившихся условиях существенно возрастает роль ОРД таможенных органов России, так как при отсутствии войсковых сил и средств в приграничной полосе проведение оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ) становится основным способом получения информации о признаках и фактах совершения преступлений, относящихся к их компетенции [1, ст. 13; 2, п. 5 ч. 1 ст. 19]. Опыт таможенных органов в 2005-2009 гг. показывает, что более 60% уголовных

1 Граница России с Беларусью и Казахстаном составляет 35,8% от всей протяженности сухопутной границы РФ (Федеральный портал PROTOWN.RU).

дел было возбуждено ими по материалам оперативно-розыскных подразделений (2005 г. - 65%, 2006 г. - 64%, 2007 г. - 65%, 2008 г. - 65%, 2009 г. - 75%)1

В условиях ТС ОРД осуществляется таможенными органами государств -членов ТС в соответствии с законодательством государств - членов ТС об ОРД [3, абз. 2 ч. 2 ст. 7], что фактически для российских таможенных органов ограничивает ее проведение территорией России [4]. Учитывая, что таможенный контроль и таможенное оформление товаров, прибывающих на территорию ТС [3, ст. 2], осуществляется, как правило, таможней того государства, где товар пересекает таможенную границу ТС, возможности своевременного получения и реализации таможенными органами России оперативно-розыскной информации о преступных деяниях в момент пересечения таможенной границы существенно снижены.

Решением обозначенных проблем, на наш взгляд, может стать комплексное применение таможенными органами России прав и полномочий, предоставленных им ТК ТС и российским оперативно-розыскным законодательством.

Законодательством ТС предусмотрено, что товары при ввозе на таможенную территорию ТС находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы [3, ст. 96], а таможенным органам предоставлено право проведения таможенного контроля после выпуска товаров в течение трех лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем [3, ст. 99]2. С этой целью лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, должны хранить документы, необходимые для таможенного контроля, в течение пяти лет после года, в течение которого проводились таможенные операции [3, ст. 98].

Таможенные органы вправе останавливать транспортные средства, а также принудительно возвращать покинувшие таможенную территорию ТС без разрешения таможенного органа водные и воздушные суда, а также сроком на 2 ч останавливать автомобильные транспортные средства вне зон таможенного контроля в целях осуществления таможенного контроля товаров и документов на них. Об осуществлении такого контроля составляется акт по форме, определяемой решением Комиссии ТС, один экземпляр которого подлежит вручению перевозчику [3, ч. 7 ст. 96].

Учитывая изложенное, законодательство ТС предоставляет таможенным органам полномочия, необходимые для осуществления таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых по территории ТС, однако в связи с этим на таможенные органы возлагается и повышенная ответственность за соблюдение законности при осуществлении этой деятельности.

В целях таможенного регулирования на таможенной территории ТС таможенные органы вправе использовать любую из форм таможенного контроля, указанную в ст. 110 ТК ТС, или любое их сочетание.

Одной из форм таможенного контроля, позволяющей осуществлять на территории России проверку достоверности сведений [3, ч. 3 ст. 122], заявленных при пересечении таможенной границы ТС, является выездная таможенная проверка, которая проводится таможенными органами с выездом в место нахождения и (или) фактического осуществления деятельности юридического лица

1 По материалам коллегий ФТС России и отчетов правоохранительных подразделений таможенных органов за 2005-2009 гг.

2 Указанный срок законодательством государств - членов ТС может быть увеличен, но не должен превышать пяти лет.

(индивидуального предпринимателя) и может быть плановой и внеплановой [3, п. 12 ст. 110, ст. 132].

Таможенный кодекс ТС предусматривает, что основаниями для назначения внеплановых выездных таможенных проверок являются:

1) данные, полученные в результате анализа информации, содержащейся в базах данных таможенных органов и органов государственного контроля (надзора) государств - членов ТС, свидетельствующие о возможном нарушении таможенного законодательства ТС и иного законодательства государств - членов ТС;

2) данные, свидетельствующие о возможном нарушении требований таможенного законодательства ТС и законодательства государств - членов ТС;

3) заявление лица, в том числе осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, на получение статуса уполномоченного экономического оператора;

4) необходимость проведения встречной выездной таможенной проверки у лиц, связанных с проверяемым лицом по сделкам (операциям) с товарами, с целью подтверждения достоверности сведений, предоставленных проверяемым лицом;

5) обращение (запрос) компетентного органа иностранного государства о проведении проверки лица, совершавшего внешнеэкономические сделки с иностранной организацией;

6) иные основания, предусмотренные законодательством государств - членов ТС [3, ч. 4 ст. 132].

Анализ положений, изложенных в ч. 4 ст. 132 ТК ТС, позволяет сделать вывод, что результаты ОРД также могут служить основанием для назначения внеплановых выездных таможенных проверок, а исследование опыта комплексного использования таможенными органами России имеющихся сил и средств показывает, что проведение таможенной ревизии по информации оперативно-розыскных подразделений наиболее эффективно [5].

В соответствии со ст. 133 ТК ТС возможности таможенных органов по легализации в процессе таможенной проверки оперативно-розыскной информации существенно расширены. Так, проверяемое лицо обязано обеспечить доступ должностных лиц таможенных органов для проведения выездной таможенной проверки на проверяемые в установленном порядке объекты (за исключением жилых помещений)1. В случае необоснованного отказа проверяемого лица обеспечить их доступ на эти объекты должностные лица таможенных органов вправе входить туда с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений в присутствии двух понятых2, о чем в течение 24 ч уведомляется прокурор.

Анализ действующего законодательства ТС и России показывает, что в целях осуществления контроля таможенными органами России после выпуска товаров в свободное обращение наряду с таможенной проверкой может использоваться и ОРД, хотя процесс выявления преступлений, связанных с контрабандой и уклонением от уплаты таможенных платежей, достаточно трудоемкий и сложный. Это связано, в первую очередь, с тем, что нынешнее уголовное законодательство фактически декриминализировало названные уголовные составы преступлений,

1 При отказе составляется акт (протокол) в соответствии с законодательством государства - члена ТС.

2 За исключением случаев, если законодательством государств - членов ТС установлен иной порядок доступа должностных лиц государственных органов на отдельные объекты.

существенно увеличив крупный размер применительно к контрабанде и уклонению от уплаты таможенных платежей [6].

Однако именно ОРД позволяет выявлять товары, ввезенные на российскую территорию контрабандным путем, с использованием иных элементов сокрытия при прохождении таможенного контроля, каналы доставки в Россию и транзита этих товаров через таможенную территорию РФ, способы сокрытия этих товаров при транспортировке, а также места складирования для дальнейшего распространения. Кроме того, благодаря наличию у таможенных органов России инструмента ОРД обеспечиваются полнота и непрерывность по месту и времени процесса выявления, предупреждения и пресечения проникновения контрабандных товаров на российский рынок.

Полученная оперативно-розыскная информация о признаках противоправного деяния оценивается с точки зрения относимости, важности, объективности, полноты и достоверности, а при отсутствии компетенции таможенных органов -письменно направляется в территориальные подразделения органов внутренних дел по борьбе с экономическими преступлениями.

В случае когда полученная информация относится к компетенции таможенных органов РФ, ими с целью проверки поступившей информации проводятся ОРМ, предусмотренные п. 1-14 ст. 6 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Основным способом выявления в местах торговли товаров, доставленных на российский рынок контрабандным способом, является проверочная закупка, хотя с этой целью могут проводиться и такие ОРМ, как опрос, наблюдение, наведение справок, оперативный эксперимент. Путем проведения перечисленных ОРМ могут быть выявлены источники производства и каналы доставки из-за рубежа контрабандной продукции, места ее хранения и складирования, точки распространения, а также осуществлено документирование противоправной деятельности лиц, занимающихся производством, транспортировкой и реализацией таких товаров. В этом случае при осуществлении проверочной закупки и других ОРМ для документирования признаков противоправной деятельности со стороны конкретных лиц целесообразно использовать разрешенные законом средства 1

документирования .

Приобретенный в ходе проверочной закупки2 товар в присутствии представителей общественности упаковывается и опечатывается, а затем направляет-

3

ся на исследование , в процессе которого определяются его подлинность и стоимость. Если в результате исследования выяснится, что товар является иностранным, а в ходе проверочных мероприятий будут получены сведения о ввозе его на российскую территорию контрабандным путем, то появляется необходимость

1 Диктофоны, видеокамеры, радиомикрофоны и др., выдачу и возврат которых целесообразно осуществлять в присутствии представителей общественности.

2 Количество приобретаемого в результате проверочной закупки товара определяется исходя из оперативной необходимости. Например, один экземпляр - для проведения дальнейших ОРМ и три - для экспертов или специалистов (для исследования, контрольный и арбитражный).

3 Исследование может проводиться как в экспертно-криминалистических подразделениях таможенных органов, так и органов внутренних дел. При необходимости в качестве специалистов могут использоваться сотрудники коммерческих структур, указанных в реестре объектов интеллектуальной собственности ФТС России.

осуществить комплекс ОРМ, направленных на документирование противоправной деятельности конкретных физических лиц.

Опыт таможенных органов России свидетельствует, что после проведения проверочной закупки в местах реализации товара и последующего комплекса ОРМ, проводимого в целях получения оперативно-значимой информации о признаках уклонения от уплаты таможенных платежей, выявляются склад временного хранения, где оформлялся товар, и место пересечения товаром таможенной границы. Одновременно должны проводиться ОРМ в целях установления лиц, причастных к совершению конкретного преступления, и документирования их противоправной деятельности. При наличии в действиях подозреваемых признаков составов преступлений, относящихся к компетенции органов внутренних дел, мероприятия по задержанию преступников с поличным целесообразно проводить во взаимодействии с подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями.

Если в процессе осуществления ОРД будут собраны материалы, содержащие достоверные данные о незаконном перемещении через таможенную границу товаров (помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием); о месте (таможенная граница) и времени совершения преступления; о перемещаемом предмете (товары и транспортные средства) преступления, его стоимости (крупный размер), то в порядке, определенном Инструкцией о порядке представления результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд1, выносится постановление, на основании которого материалы направляются в подразделение дознания таможенного органа для решения вопроса о возбуждении уголовного дела [7].

Таким образом, по результатам проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

- законодательство ТС предоставляет таможенным органам государств - членов ТС необходимые полномочия для осуществления контроля после выпуска товаров путем проведения как плановых, так и внеплановых выездных таможенных проверок;

- комплексное применение таможенными органами России прав и полномочий, предоставленных ТК ТС и российским оперативно-розыскным законодательством, позволяет значительно повысить эффективность применения ими системы мер по борьбе с контрабандой и уклонением от уплаты таможенных платежей;

- реализация целей и задач ОРД позволяет таможенным органам достоверно установить факты появления на российском рынке зарубежных товаров, ввезенных контрабандным способом или с уклонением от уплаты таможенных платежей, выявить каналы их доставки, места складирования и реализации, а также лиц, причастных к противоправному деянию, организовать его пресечение и собрать необходимые материалы с целью формирования уголовно-процессуальных доказательств.

1 Утверждена приказом МВД России / ФСБ России / ФСО России / ФТС России / СВР России / ФСИН России / ФСКН России / Минобороны России от 17.04.2007 № 368 / 185 / 164 / 481 / 32 / 184 / 97 / 147.

Использованные источники

1. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (с изм. и доп.).

2. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

3. Таможенный кодекс Таможенного союза (с изм. и доп.).

4. Козловский А. Ю. О проблемах осуществления оперативно-розыскной деятельности таможенными органами Российской Федерации на единой территории таможенного союза // Теоретические и практические аспекты таможенного регулирования на единой территории таможенного союза: сборник материалов международной научно-практической конференции Секретариата Комиссии таможенного союза и Российской таможенной академии. Люберцы: Изд-во Российской таможенной академии, 2009. С. 143-148.

5. Козловский А. Ю. Некоторые аспекты защиты интеллектуальной собственности оперативно-розыскными подразделениями таможенных органов // Совершенствование практики защиты таможенными органами России прав интеллектуальной собственности: материалы докладов научно-практической конференции. М.: РИО РТА, 2008. С. 40-49.

6. Федеральный закон от 07.04.2010 № 60-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

7. Козловский А. Ю. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в расследовании преступлений в сфере таможенного дела: монография. М.: РИО РТА, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.