Научная статья на тему 'Оперативно-разыскное выявление лиц, склонных к совершению преступлений террористического характера, как один из элементов оперативно-разыскного им противодействия'

Оперативно-разыскное выявление лиц, склонных к совершению преступлений террористического характера, как один из элементов оперативно-разыскного им противодействия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
939
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ЗАКОН ОБ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / МЕТОДЫ / СИЛЫ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ВЫЯВЛЕНИЕ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА / CRIMINAL PROCEDURE CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION / THE LAW ON OPERATIONAL SEARCH ACTIVITY / OPERATIONAL SEARCH ACTIVITIES / METHODS / FORCES AND MEANS OF OPERATIONAL SEARCH ACTIVITY / RESULTS OF HORDES / DETECTION / PREVENTION / CRIMES OF A TERRORIST NATURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коварин Дмитрий Андреевич

Основной задачей оперативно-разыскных и разведывательных подразделений в интересах борьбы с терроризмом является: выявление лиц, от которых можно ожидать совершения террористических акций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Коварин Дмитрий Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTIGATIVE REVEALING OF THE PERSONS INCLINED TO COMMIT CRIMES OF A TERRORIST NATURE, AS PART OF OPERATIVELY-SEARCH THEM TO COUNTER

The main task of the operational and intelligence measures, and intelligence units to combat terrorism is to identify individuals, from which we can expect terrorist attacks

Текст научной работы на тему «Оперативно-разыскное выявление лиц, склонных к совершению преступлений террористического характера, как один из элементов оперативно-разыскного им противодействия»

УДК 343.1

ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЕ ВЫЯВЛЕНИЕ ЛИЦ, СКЛОННЫХ К СОВЕРШЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА, КАК ОДИН ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОГО ИМ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

Коварин Дмитрий Андреевич

доцент кафедры организации и безопасности судебной и правоохранительной деятельности Восточно-Сибирского филиала

ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия», г. Иркутск, e-mail: kovarin65@mail. ru

INVESTIGATIVE REVEALING OF THE PERSONS INCLINED

TO COMMIT CRIMES OF A TERRORIST NATURE, AS PART OF OPERATIVELY-SEARCH THEM TO COUNTER

Kovarin Dmitry

Associate Professor of Department of Organization of Judicial and Security and Law Enforcement the East-Siberian branch

of the FSBEIHE «The Russian State University of Justice», Irkutsk

АННОТАЦИЯ

Основной задачей оперативно-разыскных и разведывательных подразделений в интересах борьбы с терроризмом является: выявление лиц, от которых можно ожидать совершения террористических акций.

ABSTRACT

The main task of the operational and intelligence measures, and intelligence units to combat terrorism is to identify individuals, from which we can expect terrorist attacks

Ключевые слова: Уголовный кодекс Российской Федерации, Закон об оперативно-розыскной деятельности, оперативно-разыскные мероприятия, методы, силы оперативно-разыскной деятельности, выявление, предупреждение, преступления террористического характера.

Keywords: Criminal procedure code of the Russian Federation, the law on operational search activity, operational search activities, methods, forces and means of operational search activity, the results of HORDES, detection, prevention, crimes of a terrorist nature.

Терроризм представляет одно из самых опасных явлений современности. Методы террора представляют собой сегодня реальную угрозу национальной безопасности страны. Терроризм — составная часть экстремистской деятельности, крайне выраженная и опасная для действующей власти [7, с. 10].

Анализ научной литературы показал, что терроризм рассматривается в достаточно широком аспекте: от деяний, составляющих совокупность уголовных действий, до терроризма, как политического и социального явления [4, с. 25].

Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» (принят и вступил в действие 25 июля 1998 г.) позволил более четко определить права и обязанности субъектов антитеррора, включая и порядок координации их совместной деятельности [13]. К силам, обеспечива-

ющим национальную безопасность, согласно Указу Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», относятся правоохранительные органы [16].

В российское законодательство было введено понятие преступлений террористического характера, к числу которых Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» относит как преступления подследственности органов ФСБ (ст. 205, 277 УК РФ), так и преступления, отнесенные к компетенции органов внутренних дел, предусмотренные ст. 206, 207, 208 УК РФ, а также другие предусмотренные УК РФ преступления, если они совершены в террористических целях [15].

Согласно статистическим данным с 2010 по 2016 г. наблюдалась тенденция роста по

преступлениям террористического характера: в

2010 г. зарегистрировано 581 преступление, в

2011 - 622, в 2012 - 637, в 2013 - 661, в 2014 -2127, 2015 - 1538, однако в последнее время произошло снижение данного вида преступности: 2016 - 2227, в 2017 - 1871 [5].

В настоящее время угроза терроризма возрастает в связи с доступностью мощных средств разрушения, таких как взрывчатка и материалы для ее производства. Особую опасность представляет применение террористами химического, биологического оружия. Бактерии и вирусы возможно распространять путем почтовых и иных отправлений, с использованием систем магистральных водопроводов, через пункты общественного питания, через предприятия пищевой промышленности [19]. Важно иметь в виду, что на стадии подготовки к совершению преступления в состав группы террористов могут входить лица, обладающие специальными познаниями в области химии, биологии, медицины и других наук [3, с. 101].

Предпринимались попытки совершения экологически опасных терактов в России чеченскими террористами. Среди таких планировавшийся Д. Дудаевым захват атомной подводной лодки в 1992 г., угроза отравления городских водоисточников г. Владимира цианистым калием в 1994 г., размещение террористами контейнера с радиоактивным цезием-137 в Измайловском парке г. Москвы в 1995 г., угроза захвата АЭС в г. Балаково в 1996 г. [10, с. 5].

Получил распространение так называемый электронный джихад, или кибертерроризм. В этой связи важно проведение постоянных мероприятий по защите информационного пространства (мониторинга сети Интернет с целью выявления пропагандистских сайтов, создаваемых террористами, и принятия соответствующих мер), контрпропагандистской работы против террористических организаций с привлечением средств массовой информации, путем разработки и распространения специальных изданий, проведения лекций в школах, различных учебных заведениях и др. [1, с. 50].

Необходимо целенаправленно вести поиск лиц, от которых можно ожидать совершения терактов, для осуществления в отношении них мер индивидуального предупреждения. Задача состоит в том, чтобы вычленить из всех этнических групп те, о которых можно с высокой степенью вероятности судить, как о причастных к террористическим акциям.

Поскольку терроризм в России связан прежде всего с деятельностью внутренних и международных сепаратистов, ударной силой которых выступают религиозные фанатики из числа лиц, придерживающихся идеологии крайне экстремистского течения ислама - ваххабизма, не имеющего, по существу, ничего общего с подлинным исламом, то в процессе анализа оперативной обстановки основное внимание должно быть уделено установлению наличия и степени распространенности на территории обслуживания этнических групп экстремистского толка, их качественного и количественного состава, возможных объектов преступных посягательств.

На первоначальном этапе работы необходимо выяснить наличие этнических групп на обслуживаемой территории, места компактного проживания их членов и места их сбора для отправления религиозных обрядов, совершения молитв. Источники информации о таких группах многообразны. К ним, в частности, относятся: оперативно-разыскные, оперативно-справочные, криминалистические, регистрационные учеты органов внутренних дел, материалы уголовных дел и административного производства, заявления и сообщения граждан, должностных лиц предприятий, учреждений и организаций. Весьма важным источником информации являются и сами члены этнических групп, с которыми установлен контакт. Представляется целесообразным взять под контроль все гостиницы, расположенные на обслуживаемой территории, и наладить отработку всех проживающих там лиц, прибывших из кавказских и азиатских регионов страны. На особый учет следует взять лиц, сдавших жилые и нежилые помещения в аренду юридическим или физическим лицам, не зарегистрированным в данном регионе.

Основной упор должен быть сделан на перекрытие источников финансирования преступной деятельности этнических организованных преступных групп с привлечением налоговых и таможенных органов.

Сотрудникам органов внутренних дел следует использовать наряду с ведомственными учетами и учеты других правоохранительных органов, в частности ФСБ. На основании Указа Президента РФ № 338 от 7 марта 1996 г. «О мерах по усилению борьбы с терроризмом» на базе Департамента по борьбе с терроризмом ФСБ России сформирована межведомственная

федеральная автоматизированная информационная система по учету актов терроризма и лиц, принимавших в них участие (ФАИС АТЛ) [17].

На МВД РФ закон возлагает задачу борьбы с терроризмом, посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера, преследующих корыстные цели [6, с. 30].

Оперативно-разыскные мероприятия по борьбе с преступлениями террористического характера, как правило, начинаются с выявления лиц, от которых можно ожидать совершение террористических действий. Практика борьбы с терроризмом показывает, что деятельность оперативных подразделений по выявлению замышляемых и подготавливаемых терактов включает в себя: установление (поиск) всеми предусмотренными оперативно-разыскным законодательством методами лиц, вынашивающих планы совершения террористических актов; выявление и опрос лиц, осведомленных о преступной направленности кого-либо из своего окружения; анализ оперативных и иных материалов об оперативной обстановке в местах наиболее вероятного проведения теракта, планах и противоправной деятельности преступных групп потенциально террористической направленности; взаимодействие с органами ФСБ, оперативными аппаратами других субъектов ОРД; использование в этих целях возможностей других служб и подразделений ОВД, частных детективов и сотрудников охранных предприятий [18].

Одним из проявлений терроризма является организация взрывов. Их использование отличается скрытым характером, а лица их, подготавливающие, соблюдением конспирации. Свидетельская база, как правило, отсутствует. В связи с этим имеется проблема организации борьбы с преступлениями террористического характера. Их уголовно-правовая специфика требует, кроме всего прочего, установления террористических целей, способов и мотивов их совершения. Поскольку террористические акции на территории России совершаются преимущественно с применением оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств, органы внутренних дел должны уделять большое внимание выявлению лиц, связанных с незаконным оборотом оружия. Согласно данным криминалистов, можно утверждать, что значительная часть проникно-

вений на объект с целью завладения хранящимся на нем оружием осуществляется ненасильственным путем, что свидетельствует о тщательной подготовке к осуществлению преступного замысла [9, с. 218].

Как показывают исследования, в зоне пристального внимания (наблюдения и контроля) должны быть следующие категории лиц: ранее судимые за преступления, связанные с незаконным оборотом взрывчатых веществ и взрывных устройств; лица, в отношении которых поступала информация; лица, чья производственная или служебная деятельность была связана с изготовлением, хранением, перевозкой и использованием оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ; лидеры и боевики организованных групп, преступных сообществ (преступных организаций); лица, прошедшие подготовку в качестве подрывников и работавших на предприятиях горнодобывающей промышленности; лица, работающие или работавшие в области химических технологий, связанных с производством взрывчатых веществ, порохов и других взрывоопасных материалов; пиротехники кино- и видеостудий; бывшие военнослужащие, имеющие опыт обращения с взрывными веществами и взрывными устройствами, замеченные в связях с криминальными структурами; лица, имеющие опыт боевых действий; психически больные (включая больных пироманией), высказывающие агрессивные намерения; участники конфликтующих, хулиганских группировок подростков и молодежи; лица, входящие в неформальные объединения экстремистского толка, систематически нарушающие общественный порядок; лица, склонные к незаконной охоте и браконьерству.

В ходе мероприятий по выявлению террористов в местах возможного проведения террористических акций, необходимо знать признаки террориста-смертника. Основным демаскирующим признаком террориста-смертника является наличие при нем взрывного устройства (ВУ). Такое устройство крепится, как правило, на теле боевика (подозрительные выпуклости в районе пояса), но может использоваться и в качестве носимого объекта, замаскированного под бытовой предмет, сумку, рюкзак, коляску и тому подобное. В случае заглатывания контейнеров с взрывчатым веществом (ВВ) у террористов проявляются те же демаскирующие признаки, что и у наркокурьеров.

Смертник имеет, в зависимости от стадии совершения преступления, отстраненный или, напротив, сосредоточенный взгляд, держится обособленно от других. Чтобы не привлекать к себе внимания, террористы-смертники стараются соответствовать окружению с точки зрения внешности и поведения. Для этого применяются различные способы маскировки: подбор одежды, как правило, неброской (в зоне проведения контртеррористической операции может использоваться также военная форма одежды), окрашивание волос и т. п. Смертники — это, как правило, мужчины и женщины 20—35 лет. Характерной особенностью поведения террористов-смертников является заметное немотивированное возбуждение, сопровождаемое обильным выделением пота, а иногда и слюны, повышенным вниманием к окружающей обстановке и людям. Некоторые из них произносят молитвы с переходом на шепот при приближении посторонних лиц. Отличительным признаком может быть и несоответствие погоде верхней одежды, покрой которой позволяет скрыть на теле взрывное устройство. Мужчины, как правило, чисто выбриты (подготовка к обряду погребения), в безукоризненно чистой обуви. Если же ВУ находится в пакете (сумке, рюкзаке и т. д.), то подрывник осторожно относится к переносимым вещам, обычно прижимает их к себе и периодически непроизвольно ощупывает. Приводом детонатора взрывного устройства может служить шнур или провод, зажатый в руке или виднеющийся из-под складок одежды (рукава). Взрыватели монтируются на груди или находятся в руках смертников. Чаще всего ВУ к месту совершения террористического акта доставляют сообщники за несколько минут до совершения акции.

Типовыми признаками подготовки теракта на конкретном объекте являются: появление лиц, в поведении которых усматривается изучение обстановки в близлежащем окружении объекта возможной террористической атаки, повышенный или неадекватно мотивированный интерес к определенным аспектам в его деятельности; неоднократное появление подозрительных лиц у выбранных объектов и проведение ими фото- и видеосъемки, составление планов, схем и т. п.; необоснованное вступление в контакт с сотрудниками объектов и его охраны, выведывание у них режима работы, порядка доступа, обеспечения безопасно-

сти и т. д.; проникновение в подвалы и на чердаки многоэтажных зданий лиц, которые не имеют отношения к их техническому обслуживанию; приобретений грима и других необходимых аксессуаров для изменения внешности (накладных усов, париков, повязок и т. д.), а также частая, немотивированная смена верхней одежды; появление в среде северокавказских, арабских и исламских студенческих землячеств и ваххабитских общин новых лиц, сообщение в органы власти, правопорядка ложной информации, проведение акций, отвлекающих силы и средства правоохранительных органов от планируемой террористической акции на объекте; установление членами северокавказских, арабских и исламских землячеств, ваххабитских структур и бывшими боевиками контактов с русофобскими националистическими элементами и членами организованных преступных сообществ и выполнение последними их просьб и поручений; изменение в поведении лиц, прошедших подготовку в лагерях боевиков, либо воевавших против федеральных сил и возвратившихся после обучения в зарубежных лагерях подготовки террористов; внезапное исчезновение лиц с вышеуказанными признаками из постоянных или временных мест проживания (регистрации); хвастовство в окружении ваххабитской общины и единоверцев о состоявшемся или предстоящем появлении крупных денежных средств; поиск лиц, способных за солидное вознаграждение выполнить малозначимую работу (передача пакета, свертка, посылки) в целях перемещения ВУ к пункту проведения террористической акции.

Признаки подготовки и изготовления взрывного устройства в настоящее время имеются на многих сайтах сети Интернет. Как показывает практика, наибольшей популярностью среди террористов пользуются ВВ, изготовленные из смеси минеральных удобрений, используемых в любом сельхозпредприятии, алюминиевой пудры и синтетических красителей. Эти ВВ дешевы, изготавливаются в кустарных условиях, а объемы их применения ограничиваются лишь грузоподъемностью транспортных средств. Носимые ВУ, как правило, изготавливаются с применением промыш-ленно произведенного ВВ типа «пластида», похищаемого или покупаемого в воинских частях.

Для подтверждения имеющейся информации о производстве ВУ, а также сбора до-

полнительных сведений террористами могут использоваться: внешне немотивированные контакты либо вербовочные подходы к лицам, имеющим соответствующие военно-учетные специальности или проходившим службу в частях специального назначения, со стороны членов северокавказских, арабских и исламских студенческих землячеств и лиц из ваххабитских общин; поиск возможности приобретения, закупка взрывчатых веществ, средств инициирования взрыва (детонаторы, чаще электрические) или компонентов, которые могут использоваться при изготовлении ВУ, в т. ч. алюминиевой пудры, аммиачной селитры, а также штатных боеприпасов, включая артиллерийские, и стрелкового оружия; приобретение партий электронных часов различных систем и их доработка по усилению сигнала будильника; приобретение, изготовление таймеров, усилителей постоянного тока для исполнительной цепи взрывного устройства; приобретение приемников (пейджеров) и передатчиков кодированных радиосигналов; сбор, закупка различных металлических предметов, которые можно использовать в качестве поражающих элементов (гаек, болтов, частей подшипников и т. п.).

Признаками подготовки транспортных средств для совершения террористического акта являются: лица, обеспечивающие подготовку террористических актов, которые приобретают, как правило, автомобили распространенных моделей, в т. ч. отечественного производства, или грузопассажирских автомобилей, в первую очередь подержанных, без нотариального оформления на право использования. Для них типичны: уклонение от переоформления приобретенных автомобилей в установленном порядке через подразделения ГИБДД; дооборудование приобретенных автомобилей различного рода тайниками, техническая доработка бензобаков и других технологических емкостей; установка на приобретенных автомобилях дублирующих, вспомогательных и временных систем, вызывающих сомнение в их необходимости (топливных, электрооборудования и др.); появление в местах массового сосредоточения людей (вблизи массивов жилых домов, школ, детских садов, спортивных и зрелищных объектов и т. д.) групп или одиночных припаркованных старых, подержанных автомобилей; необъяснимое замешательство, растерянность или испуг

при внезапном появлении посторонних во время загрузки транспортного средства.

Для выявления лиц, от которых можно ожидать совершения террористических акций с применением взрывных устройств, изучаются: уголовные дела по фактам преступлений, совершенных с применением взрывных устройств, в которых имеются сведения о лицах, участвующих в незаконном обороте взрывчатых веществ, изготавливающих взрывные устройства либо замышляющих совершение преступлений с их применением; дела, заведенные на объекты изготовления, хранения, использования взрывчатых веществ и взрывных устройств; заключения взрывотех-нических экспертиз об использованных во взрывных устройствах взрывчатых веществах и других материалов, а также особенностях и специальных навыках лиц, их изготовивших; данные о проживающих на обслуживаемой территории лицах, ранее судимых за противоправные действия, связанные с незаконным оборотом взрывчатых веществ, и преступления, совершенные с применением взрывных устройств; сообщения, полученные от негласных источников; другая информация, имеющая отношение к незаконному обороту взрывчатых веществ и взрывных устройств, о лицах, замышляющих, подготавливающих или совершивших преступления с их использованием.

При раскрытии преступлений сотрудниками оперативных служб и следственных органов должны быть использованы все формы и методы (создание совместного оперативного штаба, работа с населением, информационными центрами, негласным аппаратом и эффективная разработка подозреваемых в целях документирования преступной деятельности и установление всех участников преступной группы, проведение совместных оперативно-следственных мероприятий с ФСБ и др. оперативными подразделениями правоохранительных органов). Они осуществляются как раздельно, так и комбинированно. Выбор последовательности их осуществления диктуется задачами отдельных этапов предупредительной деятельности и конкретно сложившейся ситуацией [2].

В практике оперативных аппаратов чаще используются, согласно ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», следующие оперативно-разыскные мероприятия: опрос граждан; оперативное внедрение; наблюдение. В ходе

наблюдения активно используются такие методы получения информации, как беседа с персоналом жилищно-эксплуатационных

учреждений, представителями администрации учебных заведений, гостиниц, рынков, торговых и иных предприятий, а также опрос граждан по месту жительства лиц, представляющих оперативный интерес. Особое внимание следует уделять имеющимся у них документам, так как потенциальные преступники в большинстве случаев пользуются поддельными или фальшивыми паспортами, удостоверениями личности, справками и иными документами.

Признаками передвижения террористов и их пособников в пассажиропотоке будут являться попытки избежать досмотра и задержания. Применение различного рода ухищрений в аэропортах, на авто- и железнодорожных вокзалах, в речных и морских портах с целью уклонения от досмотра или снижения внимания досмотровых групп; необоснованные контакты и склонение работников гражданской авиации, железной дороги, речных и морских портов к оказанию помощи в проникновении на объекты или иному содействию в осуществлении актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспорта; похищение либо приобретение поддельных документов, дающих право посадки на самолет, речное, морское и железнодорожное средство, а также доступа к процессу их подготовки к эксплуатации; наличие не положенной по служебному положению форменной одежды сотрудников объектов транспорта; нервозность без видимых причин в период регистрации билетов, досмотра ручной клади и багажа; внезапное появление на пункте отправления транспортного средства и стремление скорее выехать в любом направлении; преднамеренное оставление вещей в местах сосредоточения пассажиров, в т. ч. и в самом транспортном средстве; сдача в камеру хранения вещей одним лицом, а получение другим; настороженность, нервозность и суетливость во время различного рода проверок сотрудниками полиции, подразделений безопасности и контроля; неприбытие на посадку после сдачи вещей в багаж, незапланированная высадка на станции, не являющейся пунктом назначения согласно проездному документу; нанесение во время движения транспортного средства различных пометок, условных обозначений на топографические карты, схемы и чертежи;

проведение хронометража движения транспортного средства; уклонение от контактов с другими пассажирами либо немотивированная контактная активность.

Использование террористических методов становится повседневным способом решения территориальных споров, раздела сфер влияния, достижения иных противоправных целей. Основными задачами оперативно-разыскных и разведывательных подразделений в интересах борьбы с терроризмом будут являться: установление преступных сообществ, мафиозных групп и кланов, могущих использовать для достижения своих целей террористические группы (передела сфер влияния, вымогательства денег, валюты, ценностей и т. п., нагнетания страха на определенные круги граждан, обеспечения работы каналов переброски валюты, наркотиков, оружия, боеприпасов, боевого и иного снаряжения); выявление учреждений, организаций, могущих прибегнуть к террористическим методам для: устрашения конкурентов, получения долгов, освобождения задержанных членов (сотрудников), захвата оружия, боеприпасов; выявление террористических групп, установление их состава, главарей, сообщников, мест хранения оружия, наличия транспортных средств и т. п. [14].

Одним из важных источников информации являются созданные в системе МВД федеральные и региональные банки криминальной информации ГИЦ МВД России и информационных центров МВД, УВД. Необходимо учесть, что в настоящее время в аппаратах уголовного розыска органов внутренних дел сформированы специализированные банки данных о преступлениях, связанных со взрывами. В выявлении лиц, склонных к совершению преступлений террористического характера, могут иметь значение сведения, поступающие из различных негосударственных структур, использующих оружие в процессе обучения.

Большую роль в выявлении лиц, склонных к совершению преступлений террористического характера, играют оперативные подразделения. В процессе проведения разведывательно-поисковых мероприятий нередко получают сведения о лицах, интересовавшихся режимными вопросами на объектах транспорта, направлениями маршрутов передвижения руководителей органов власти, учреждений, организаций, банковских и крупных коммерческих структур, работой охранной сигнализа-

ции, расстановкой патрульно-постовых нарядов, а также о фактах поиска оружия, взрывчатых веществ и других предметов для совершения терактов.

Важным методом сбора необходимой информации являются целевые рейды и операции, проводимые на обслуживаемой территории под определенным кодовым наименованием. К выполнению оперативно-разыскных и разведывательных задач могут привлекаться оперативные подразделения ОВД, а также разведывательные подразделения войск национальной гвардии с учетом их возможностей. Кроме того, должно быть организовано непрерывное взаимодействие с соответствующими подразделениями ФСБ, ФТС и другими ведомствами.

Кроме названных мероприятий, большие возможности в фиксации противоправных подготовительных действий террористов дает предоставленное субъектам ОРД законом право прослушивания телефонных переговоров и снятия информации с технических каналов связи, контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, получения информации с компьютеров [11].

Привлечение к выполнению различных по возможностям сил требует тщательно продуманного планирования оперативно-разыскных мероприятий и координации действий привлекаемых органов, служб, подразделений, создания единого банка полученной информации и организации постоянной аналитической работы. Планирование оперативно-разыскных мероприятий производится на основании оценки оперативной обстановки. В этом случае можно ограничиться сбором признаков, свидетельствующих о реальной угрозе совершения террористических актов. К таким признакам относятся: участившееся проявление коррупции; эксцессы и конфликтные ситуации, возникающие на почве национальных, этнических и религиозных разногласий; рост националистических, экстремистских и корыстных проявлений; передел сфер влияния с применением оружия и взрывных устройств, рост случаев похищения оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, нападений на сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих с целью завладения оружием и другие.

Организация и тактика поисковой деятельности должна включать в себя ряд важных моментов: обеспечение комплексного подхода

к использованию всех сил и средств не только правоохранительных органов, но и иных учреждений; определение основных направлений поисковой деятельности; получение необходимых сведений, с использованием всех законных мер; документальное оформление, проверка и принятие решений; организация взаимодействия служб и подразделений ОВД и др. субъектов ОРД; планирование комплексных мероприятий [20].

Практический опыт свидетельствует о том, что успехи борьбы с терроризмом должны достигаться не только сосредоточением внимания на сложившемся опыте работы с преступностью и направлениях научных исследований в данной области [8, с. 170]. Решающую роль должны играть управленческие решения, касающиеся организации всех сил правоохранительных органов в борьбе с терроризмом.

Основным принципом противодействия терроризму является приоритет мер предупреждения терроризма [12]. При этом в деятельности оперативных аппаратов ОВД по предупреждению терроризма следует выделить: постоянное ориентирование негласного аппарата на выявление лиц, замышляющих или потенциально способных совершить акт терроризма; анализ и тщательное изучение оперативной и иной информации о незаконном приобретении (изготовлении) оружия, боеприпасов, ВВ, ВУ, их продаже и хранении, хищении оружия, боеприпасов, ВВ отдельными лицами; выявление лиц и фактов, имеющих отношение к подготовке терактов.

В итоге можно сделать вывод, что основу системы оперативно-разыскного противодействия, для выявления лиц на ранней стадии подготовки к совершению преступлений террористического характера, должны составлять оперативные подразделения правоохранительных органов, с помощью подсобного аппарата, реализующие разведывательно-поисковую функцию, путем проведения оперативно-разыскных мероприятий.

Список литературы

1. Гаджиев В. Э. Вопросы информационной безопасности в сфере противодействия терроризму, использующему идеи псевдорелигиозного характера: исторический аспект / В. Э. Гаджиев, Г. В. Гурулева // ГлаголЪ Правосудия. - 2017. - № 1. - С. 29-54.

2. Оперативно-розыскная деятельность в борьбе с терроризмом : учеб. пособие / сост. Т. В. Зеленская. - Иркутск : Вост.-Сиб. ин-т МВД, 2009. - 55 с.

3. Особенности расследования отдельных категорий уголовных дел и уголовных дел в отношении отдельных категорий лиц : монография / под ред. И. Г. Смирновой. — М. : Юрлитинформ, 2016. — 336 с.

4. Попова Е. Э. Уголовно-правовое противодействие организованной преступности, терроризму и экстремизму : учеб. пособие / Е. Э. Попова. — М.: РГУП, 2017. - 84 с.

5. Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации [Электронный ресурс]. — URL: http://crimestat.ru/offenses_map.

6. Терроризм. Правовые аспекты борьбы. Нормативные и международные правовые акты с комментариями, научные статьи / под ред. И. Л. Трунова. — М. : Эксмо, 2005. — 512 с.

7. Стратегия борьбы с насильственным антигосударственным экстремизмом и преступностью в условиях современной России / под ред. А. В. Пав-линова. — М. : Юрлитинформ, 2010. — 10 с.

8. Терроризм и организованная преступность: монография / С. А. Солодовников. — М. : ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2007. — 170 с.

9. Методика расследования преступлений: курс лекций / под ред. В. М. Мешкова. — М. : Юрлитин-форм, 2013. — 218 с.

10. Тисленко Д. И. Экологический терроризм: монография / Д. И. Тисленко. — М. : Юрлитинформ, 2013. — 208 с.

11. Об оперативно-розыскной деятельности : федер. закон от 12 авг. 1995 г. № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

12. О противодействии терроризму: федер. закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ (ред. от 06.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 1 янв. 2017 г.) // Собр. законодательства РФ. — 2006. — № 11. — Ст. 1146.

13. О борьбе с терроризмом : фед. закон от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ (с изм. от 7 авг. 2000 г., 21 нояб. 2002 г., 30 июня 2003 г., 22 авг. 2004 г., 7 марта 2005 г., 6 марта 2006 г.) // Собр. законодательства РФ. - 2002. - № 47. - Ст. 4634.

14. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации : от 18 дек. 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 05.12.2017) // Собр. законодательства РФ от 24 дек. 2001. - № 52 (ч. 1). - Ст. 4921.

15. Уголовный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 22.11.2016) // Собр. законодательства РФ. - 1996. -№ 25. - Ст. 2954.

16. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года : указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

17. О мерах по противодействию терроризму : указ Президента РФ от 15 февр. 2006 г. № 116 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

18. О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации : закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

19. О проведении учебных занятий по вопросам противодействия химическому и биологическому терроризму : письмо М-ва образования РФ от 15 окт. 2001 г. № 42-15/42-11 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

20. Выявление и раскрытие преступлений, предусмотренных ст. 210 УК РФ : учеб.-практ. пособие / сост. Е. В. Кузнецов. - Иркутск : ФГОУ ВПО ВСИ МВД России, 2008. - 56 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.