Научная статья на тему 'Характерные особенности осуществления противодействия экстремистской деятельности и терроризму оперативными сотрудниками правоохранительных органов'

Характерные особенности осуществления противодействия экстремистской деятельности и терроризму оперативными сотрудниками правоохранительных органов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
381
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТЕРРОРИЗМУ / ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОПЕРАТИВНЫХ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ / МЕСТО ПРОИСШЕСТВИЯ / ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РФ / ФСБ РФ / COUNTERACTING EXTREMIST ACTIVITY AND TERRORISM / FEATURES OF INTERACTION OF LAW ENFORCEMENT PRACTITIONERS / PLACE OF INCIDENT / SEARCH ACTIVITIES / INVESTIGATIONS / PROSECUTOR GENERAL'S OFFICE OF THE RUSSIAN FEDERATION / FEDERAL SECURITY SERVICE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фирсов Виталий Викторович

В статье рассматриваются особенности противодействия экстремистской деятельности и терроризму. Данная деятельность требует значительного внимания со стороны всего мирового сообщества и является одним из важных направлений политики каждого государства, уважающего права и свободы граждан и защищающего эти права правовыми средствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The peculiarities of counteracting extremist activity and terrorism by law enforcement practitioners

The article examines the peculiarities of counteracting extremist activity and terrorism. This activity requires considerable attention from the entire world community, and it is one of the most important policy directions of each state that respects rights and freedoms of citizens and protects these rights by legal facilities.

Текст научной работы на тему «Характерные особенности осуществления противодействия экстремистской деятельности и терроризму оперативными сотрудниками правоохранительных органов»

УДК 343.326:351.749

https ://doi.org/10.24158/tipor.2017.6.27

Фирсов Виталий Викторович

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Санкт-Петербургского юридического института (филиала) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТЕРРОРИЗМУ ОПЕРАТИВНЫМИ СОТРУДНИКАМИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Firsov Vilaly Viktorovich

PhD in Law, Assistant Professor, State Legal Subjects Department, Saint Petersburg Law Institute (branch) of the Academy of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation

THE PECULIARITIES OF COUNTERACTING EXTREMIST ACTIVITY AND TERRORISM BY LAW ENFORCEMENT PRACTITIONERS

Аннотация:

В статье рассматриваются особенности противодействия экстремистской деятельности и терроризму. Данная деятельность требует значительного внимания со стороны всего мирового сообщества и является одним из важных направлений политики каждого государства, уважающего права и свободы граждан и защищающего эти права правовыми средствами.

Ключевые слова:

противодействие экстремистской деятельности и терроризму, особенности взаимодействия оперативных сотрудников правоохранительных органов, место происшествия, оперативно-разыскные мероприятия, следственные действия, Генеральная прокуратура РФ, ФСБ РФ.

Summary:

The article examines the peculiarities of counteracting extremist activity and terrorism. This activity requires considerable attention from the entire world community, and it is one of the most important policy directions of each state that respects rights and freedoms of citizens and protects these rights by legal facilities.

Keywords:

counteracting extremist activity and terrorism, features of interaction of law enforcement practitioners, place of incident, search activities, investigations, Prosecutor General's Office of the Russian Federation, Federal Security Service of the Russian Federation.

Президент В.В. Путин 26 февраля 2016 г. поблагодарил сотрудников ФСБ РФ за грамотное обеспечение безопасности россиян и стабильные действия для развития России. Глава государства выступил в ходе коллегии ФСБ РФ со словами благодарности, а также с требованиями к руководителям службы. Он выразил признательность всем сотрудникам, которые занимаются обеспечением безопасности граждан, в том числе в области противодействия экстремистской деятельности и терроризму [1]. Следовательно, в решении задач искоренения преступности противодействие экстремизму занимает особое место, при этом из всех особо опасных преступлений наибольшую озабоченность вызывает именно терроризм. Общественная опасность данных противоправных деяний определяется рядом причин, присущих только экстремистской деятельности и терроризму, и признаков, содержание которых свидетельствует об исключительной опасности наступивших последствий и лиц, совершивших акты экстремистской деятельности и терроризма.

23 марта 2016 г. при проведении заседания коллегии Генеральной прокуратуры РФ В.В. Путин потребовал обеспечить целевое использование госсредств, которые выделяются на безопасность и оборону страны. Он подчеркнул, что это направление остается важным аспектом деятельности сотрудников как прокуратуры РФ, так и всех российских правоохранительных органов [2].

Террористическая деятельность и финансирование терроризма затрагивают национальную и международную экономику [3]. Террористы получают огромные доходы разнообразными, преимущественно криминальными, путями: в результате похищения людей, вымогательства, крупномасштабной контрабанды товаров, торговли наркотиками, грабежей и воровства. Для распределения и использования средств им также необходима финансовая инфраструктура.

Закон охраняет конституционные права и свободы человека и гражданина вне зависимости от того, какое положение он занимает и какую пользу приносит. Жизнь престарелого человека и молодого, талантливого ученого и рядового служащего высоко ценится и в равной степени охраняется законом. Экстремистская деятельность и терроризм обусловлены положением, что виновный лишил человека возможности сделать для общества все ему доступное в соответствии с его способностями. Это обстоятельство является одним из показателей особо опасного характера экстремизма.

При противодействии экстремистской деятельности и терроризму, выдвижении версий произошедшего оперативным сотрудникам, как правило, необходимо выяснять, с какой целью совершено преступление экстремистской направленности, что побудило экстремиста и террориста посягнуть на жизнь людей [4]. Чтобы помешать правоохранительным органам установить свою личность, количество членов группировки, а также другие обстоятельства экстремистского акта, преступники прибегают ко всякого рода ухищрениям. В этих целях они нередко меняют внешность, пользуются угнанным автотранспортом, вводят обычных граждан в заблуждение демонстрацией «служебных» удостоверений, стараясь походить действиями на сотрудников спецслужб, маскируют огнестрельное оружие и боеприпасы к нему под строительные материалы (например, «ремонт» школы города Беслана) и т. д. Практика насчитывает немало случаев, когда преступники длительный период тщательно обдумывали способы сокрытия следов совершенного преступления, пряча оружие и боеприпасы в кучах мусора, ямах, рвах, бросая их в неиспользуемые колодцы, ямы наружных уборных, глубокие водоемы и т. д. Часто делаются попытки замаскировать экстремистскую деятельность и терроризм под несчастный случай: «авария» на железнодорожном транспорте, «износ» старого оборудования, «взрыв бытового газа».

Противодействие экстремистской деятельности и терроризму - сложная и ответственная задача, стоящая перед работниками правоохранительных органов. Немаловажную роль в ее решении играет знание оперативными сотрудниками всех ухищрений, применяемых преступниками, и других обстоятельств, характеризующих терроризм [5].

Противодействовать экстремистской деятельности и терроризму - значит установить сам факт преступления, выявить лиц, совершивших его, собрать доказательства, изобличающие их в участии в преступной деятельности, и привлечь их к уголовной ответственности. При проведении оперативно-разыскных мероприятий (ОРМ) по противодействию экстремизму необходимо учитывать следующие специфические особенности данного вида преступлений:

1) близкое внешнее сходство некоторых актов с несчастными случаями со смертельным исходом, повлекшими большое количество жертв среди населения;

2) многообразие способов насильственного лишения жизни человека и приемов сокрытия экстремистской деятельности и терроризма;

3) тесная связь некоторых видов данных преступлений с другими особо тяжкими преступлениями - групповым нарушением общественного порядка, массовыми беспорядками, участием в незаконных вооруженных формированиях и т. д.

Порой факты экстремистской деятельности и терроризма обнаруживаются спустя определенное время после совершения противоправных действий, вследствие чего оперативные сотрудники правоохранительных органов не всегда могут в целях розыска преступников использовать преследование по горячим следам. Знание данных особенностей позволяет более эффективно строить работу по противодействию подобным преступлениям. Раскрытие экстремистской деятельности и терроризма как элемент противодействия начинается с определения и осуществления первоначальных оперативно-разыскных мероприятий и неотложных следственных действий. После получения сообщения об акте экстремистской или террористической направленности на место происшествия направляется следственно-оперативная группа, в которую входят следователь, оперуполномоченные, судебно-медицинский эксперт, эксперт-криминалист, инспектор-кинолог и другие сотрудники правоохранительных органов [6].

Одновременно принимаются меры по охране места происшествия и подходов к телам погибших. Для создания рабочей обстановки на месте преступления следует распределить обязанности между участниками следственно-оперативной группы, привлекаются и другие сотрудники. Одна часть оперативных работников, прибывших на место происшествия, выявив и опросив очевидцев и установив через них приметы преступников, их количество, направления, в которых они скрылись, организуют, если это позволяет обстановка, преследование экстремистов по горячим следам. На этом этапе задействуется также разыскная собака.

Другая часть оперативников проводит разведывательную работу среди граждан, собравшихся на месте происшествия. Как правило, осмотр места и трупов производят следователь, эксперт-криминалист, судебно-медицинский эксперт. Данные, полученные в результате осмотра места преступления, являются отправными для составления версий об обстоятельствах теракта, причастных к нему лицах и осуществления первоначальных ОРМ. Детальный осмотр места происшествия позволяет определить способ, время и место совершения акта экстремистской деятельности и терроризма, личность потерпевших, а в ряде случаев и другие вопросы, возникающие в связи с раскрытием преступления.

Данный вид противоправной деятельности совершается разными способами. В каждом случае в зависимости от применяемого орудия на телах погибших остаются характерные следы.

По ним можно приблизительно определить, с какого расстояния и из какого оружия мог быть произведен выстрел. Обнаруженные пули или стреляные гильзы позволяют точно установить и марку оружия. Поэтому на месте преступления с применением огнестрельного оружия следует отыскать стреляные гильзы, пули, для чего используются металлоискатели, разыскные собаки, специально натренированные для этого [7].

Акты экстремистской деятельности и терроризма нередко совершаются с помощью взрывчатых веществ и взрывных устройств. В результате на телах погибших остаются соответствующие повреждения. При обнаружении орудий преступления иногда удается установить их изготовителей. Для этого их следует предъявлять на опознание лицам, которым может быть известен изготовитель.

Когда на месте происшествия возникает необходимость установить личность убитого, особое внимание надо уделять осмотру одежды трупа. В карманах могут быть обнаружены документы, удостоверяющие личность погибшего. Там же могут быть найдены и предметы личного пользования (сотовый телефон, планшет, ноутбук, мундштук, портсигар, носовой платок, бумажник, пластиковые банковские карты и т. д.). Наряду с осмотром одежды следует выявить особые приметы, имеющиеся на трупе, например шрамы, родимые пятна, физические недостатки, татуировки и др.

Когда труп обнаружен не сразу и успел разложиться (например, под развалинами взорванного дома), особое значение для определения личности имеют такие предметы или факты, как имплантированные зубы, коронки, пломбы, отсутствие некоторых зубов, ампутация конечностей. Для опознания оперативные сотрудники правоохранительных органов предъявляют людям, проживающим поблизости от места происшествия, фотографии жертв. В случае неопознания фото дается в сводке-ориентировке по субъекту РФ. Когда личность убитого не установлена, снятые с него отпечатки пальцев обязательно проверяются по дактилоскопическому учету информационных центров МВД РФ [8, с. 94]. При осуществлении противодействия экстремистской деятельности и терроризму, ввиду применения данной категорией преступников огнестрельного оружия, особое внимание должно быть сосредоточено на телах погибших, так как часто можно обнаружить обилие крови.

Во всех случаях возникает вопрос о времени совершения данных преступлений. Ответ на него позволяет определить целесообразность организации преследования по горячим следам, а позднее, в ходе отработки версий по делу, - проверить, где мог находиться подозреваемый в момент совершения теракта. Если личность погибшего известна, то через родственников и знакомых можно выяснить, когда они в последний раз видели его. При сопоставлении этих показаний и времени обнаружения трупа устанавливается примерное время совершения преступления [9, с. 15].

Судебно-медицинский эксперт может определить примерное время наступления насильственного лишения жизни человека по посмертным изменениям. Обстановка на месте происшествия также может способствовать установлению времени осуществления преступления террористической или экстремистской направленности.

Для быстрого выявления и розыска преступников, а следовательно, и раскрытия актов экстремистской деятельности и терроризма необходимо установить цель, которую преследовали правонарушители. В практике раскрытия нередко встречаются случаи, когда преступники умышленно создают такую обстановку, которая скрыла бы их истинные намерения.

Используя данные, полученные при осмотре места происшествия, оперативные сотрудники правоохранительных органов осуществляют следующие мероприятия:

1) организуют, если это представляется возможным, преследование преступников по горячим следам и оперативное перекрытие мест их возможного появления;

2) обследуют местность в районе совершения преступлений в целях обнаружения следов и доказательств, изобличающих преступников в совершении актов экстремистской деятельности и терроризма;

3) выявляют и опрашивают очевидцев и другие лица, осведомленные о совершении преступления, проводят разведывательные мероприятия среди граждан, находящихся на месте происшествия.

Важным первоначальным действием оперативных сотрудников как национальных, так и международных правоохранительных органов является обследование района, где совершен теракт. Исследование осуществляется при помощи как незадействованных сотрудников иных правоохранительных органов, так и других лиц из числа местного населения, стремящихся оказывать помощь. Изучение местности позволяет составить представление о том, как происходило преступление, обнаружить следы и вещественные доказательства, провести целенаправленную работу по установлению свидетелей и иных осведомленных лиц [10, с. 83].

При обследовании района происшествия оперативные сотрудники правоохранительных органов организовывают проверку чердаков, сараев, подвалов, нежилых строений и других мест, где могут быть обнаружены следы пребывания преступников. При изучении места преступления

и последующих мероприятиях работники принимают меры к установлению очевидцев и иных лиц, осведомленных об акте экстремизма или терроризма, и опрашивают их. Методика поиска подобных людей определяется характером места происшествия и окружающей его местности. Так, если правонарушение произошло на территории учреждения или предприятия, для выявления обстоятельств должны быть опрошены руководители и сотрудники организаций.

Если подобные преступления осуществлены в общественном месте, то свидетели, наиболее вероятно, могут быть найдены среди жителей ближайших домов. Наблюдать происшествие могли также прохожие, которые в это время шли на службу или учебу либо возвращались обратно. Очень важно установить работников транспорта, находившихся в данном районе: водителей, кондукторов, проводников, а также проезжавших в это время пассажиров. Эта деятельность облегчается, если на месте совершения противоправного акта найдены проездные билеты, указывающие на транспорт, которым могли пользоваться пострадавшие. Для выявления свидетелей данных преступлений следует широко задействовать помощь населения, представителей общественности, а также возможности телевидения, местного радиовещания и печати.

Практика показывает, что обычно к месту происшествия стекаются любопытные, обсуждаются события экстремистской деятельности и терроризма. Среди них могут находиться знакомые и родственники убитых, а также очевидцы преступления или иные осведомленные лица. Нередко на месте преступления присутствуют люди, причастные к совершенным терактам, а иногда и сами экстремисты и террористы. Боясь разоблачения, они идут на место происшествия с тем, чтобы, замаскировавшись под прохожего, следить за действиями сотрудников правоохранительных органов [11, с. 225].

Хорошо продуманный план, правильно выдвинутые версии и мероприятия, намеченные для их проверки, являются одними из важнейших условий успешного противодействия экстремистской деятельности и терроризму. При составлении версий особое внимание нужно обратить на следующие обстоятельства:

1. Признаки обстановки и следов противоправной деятельности на месте совершения данных преступлений.

2. Приметы экстремистов и террористов.

3. Специфические орудия экстремистской деятельности и терроризма, случайно оброненные подозреваемыми предметы.

4. Факты, указывающие на лиц, возможно, причастных к подобным правонарушениям по иным признакам, например нахождение в непосредственной близости с потерпевшими в период, предшествующий совершению данных преступлений, подозрительное поведение в районе совершения актов экстремистской деятельности и терроризма.

Наряду с построением версий планирование комплекса ОРМ должно предусматривать следующие действия:

1. Информирование соседних территориальных и транспортных правоохранительных органов, общественных формирований, а в необходимых случаях и населения о характере, обстоятельствах, способах совершения актов экстремистской или террористической направленности, приметах подозреваемого, орудиях преступления.

2. Активизация оперативной проверки лиц, состоящих на учете.

3. Взаимодействие с оперативными аппаратами мест лишения свободы.

4. Проверка пальцевых отпечатков, стреляных пуль и гильз по соответствующим учетам ГИЦ МВД РФ [12, с. 85].

Национальные усилия государства предполагают оптимизацию международного сотрудничества в сфере противодействия терроризму. Например, совместные мероприятия в данной области должны основываться в первую очередь на международном розыске лиц, склонных к совершению подобных преступлений и состоящих на учете в Интерполе. При проверке необходимо установить, где они находились во время совершения противоправных актов. С людей, в отношении которых установлено, что они не могли принимать участие в экстремистской деятельности и терроризме, будут сняты подозрения, а остальные будут всесторонне проверены с помощью конфиденциальных сотрудников и т. д. Обычно в таком случае речь идет о том, что подобные акты совершаются в совокупности с другими тяжкими преступлениями, организованными своеобразным способом [13].

В зависимости от обстоятельств тактические приемы задержания лиц, подозреваемых в совершении экстремистской деятельности и терроризме, могут быть различны. Чаще всего задержание экстремистов и террористов производится по месту их жительства, при этом сразу же осуществляются обыски, в ходе которых могут быть изъяты доказательства. Вместе с тем преступник может быть задержан в общественном месте, чтобы остальные соучастники определенное время не догадывались о проведенных мероприятиях.

Проводя итоги, необходимо сказать, что решающими условиями, обеспечивающими успешное противодействие экстремистской деятельности и терроризму, являются следующие:

1. Оптимизация осуществления ОРМ и неотложных следственных действий оперативными сотрудниками правоохранительных органов.

2. Высокое качество осмотра места происшествия экспертами.

3. Активное участие конфиденциальных сотрудников в получении и перепроверке оперативно значимой информации, а также взаимодействие оперативных сотрудников правоохранительных органов в процессе розыска экстремистов и террористов.

4. Комплексное осуществление ОРМ [14], дающее возможность выявлять преступников, документировать их преступную деятельность и принимать меры к их задержанию и полному разоблачению.

Ссылки:

1. Заседание коллегии Федеральной службы безопасности [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/presi-dent/news/51397 (дата обращения: 06.06.2017).

2. Расширенное заседание коллегии Генпрокуратуры [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/presi-dent/news/51553 (дата обращения: 06.06.2017).

3. Johnston R.B., Nedelescu O.M. The Impact of Terrorism on Financial Markets // Journal of Financial Crime. 2006. Vol. 13.

4. Интерпол против терроризма : сб. междунар. док. / сост. В.С. Овчинский. М., 2012. 810 с.

5. Красинский В.В. Участие общественного сектора в борьбе органов безопасности с терроризмом и экстремизмом // Российский журнал правовых исследований. 2015. № 1. С. 171-174.

6. Базаркина Д.Ю. Борьба с терроризмом и ее коммуникационный аспект: опыт ЕС // Информационные войны. 2015. № 2. С. 42-47.

7. Асеев И.А., Султанов А.Х. Борьба с терроризмом: прошлое и настоящее: историко-правовой аспект // Государственно-правовые основы противодействия экстремизу: сб. науч. тр. с междунар. участием. Хабаровск, 2015. С. 4654.

8. Мусаев С.А. Борьба с терроризмом // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 3. С. 93-95.

9. Нечаева Е.Л. Основные аспекты развития международного сотрудничества в борьбе с терроризмом // Молодой ученый. 2015. № 6. С. 13-16.

10. Пономаренко Д.В. К вопросу о борьбе с международным терроризмом // Правовое и методическое обеспечение расследования преступлений : сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. Волгоград, 2015. С. 81-83.

11. Токманцев Д.В. Уголовно-правовой компромисс в борьбе с терроризмом // Современные системы безопасности -антитеррор : материалы конгрессной части XI специализированного форума / отв. ред. А.В. Букарин. Красноярск, 2015. С. 220-226.

12. Туманов Р.Д., Даренская В.А. Борьба с терроризмом в современной России // Новые парадигмы общественного развития: экономические, социальные, философские, политические, правовые, общенаучные тенденции и закономерности : материалы междунар. науч.-практ. конф. : в 4 ч. / отв. ред. Н.Н. Понарина, С.С. Чернов. Энгельс, 2016. Т. 3. С. 85-86.

13. Безкади Ф. Международные усилия по борьбе с терроризмом // Международный научный журнал. 2015. № 3. С. 51-53.

14. Об оперативно-разыскной деятельности [Электронный ресурс] : федер. закон от 12 авг. 1995 г. № 144-ФЗ : в ред. от 6 июля 2016 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.