Научная статья на тему 'Онтология стадиального становления творческого человека'

Онтология стадиального становления творческого человека Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
97
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИКА / AESTHETICS / КУЛЬТУРА / CULTURE / ТВОРЧЕСТВО / CREATIVITY / РЕФЛЕКСИЯ / REFLECTION / МОЗГ / BRAIN / МЕТАФОРА / METAPHOR / ИНТЕЛЛЕКТ / INTELLIGENCE / СТАНОВЛЕНИЕ / FORMATION / СТАДИИ / STAGE / ДАРОВАНИЕ / TALENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ежов В. С., Решетникова Е. В.

В статье исследуется становление дарования творческого человека через осмысление оснований когнитивных и креативных возможностей субъекта эстетической деятельности. Выявляются технологии прояснённого сознания, восприятия гармонично прекрасного, зависящего от духа времени. Определяются наличные материальные и природно-биологические предпосылки эстетического сознания у человека в его преобразующей практической деятельности через познание стадиального развития его творческих способностей, последовательное формирование праксических эмоций, эстетической рефлексии и эстетического чувства. Когнитивная составляющая стадиальности становления творческого человека реализуется через опосредованность, агональность и креативность. Эстетическая рефлексия становления дарования творческого человека в своем генезисе есть универсальное, целостное и историческое состояние общества и конкретного человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ONTOLOGY OF GRADUAL FORMATION OF A CREATIVE PERSON

The article explores the emergence of talents in a creative person through understanding of grounds of cognitive and creative possibilities of the subject of aesthetic activities. The work identifies technology to clarify consciousness, studies perception of harmonious beauty that depends on the spirit of the time, define cash material and natural-biological preconditions of the aesthetic consciousness in man in his pre-forming practical activities through knowledge development has the stage his creative abilities, sequential formation of universe emotion, aesthetic reflection and aesthetic sense. Cognitive component of the stage becoming a creative person is realized through mediated, competition and creativity. The researchers tell about aesthetic reflection of becoming creative talent in its genesis as a universal, integral and historical standing with the society and the individual.

Текст научной работы на тему «Онтология стадиального становления творческого человека»

УДК111.1:159.922.1:159.956

Ezhov V.S., Doctor of Sciences (Philosophy), Professor, Siberian State University of Telecommunications and Informatics (Novosibirsk, Russia), Е-mail: [email protected]

Reshetnikova E.V., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Siberian State University of Telecommunications and Informatics (Novosibirsk, Russia), Е-mail: [email protected]

THE ONTOLOGY OF GRADUAL FORMATION OF A CREATIVE PERSON. The article explores the emergence of talents in a creative person through understanding of grounds of cognitive and creative possibilities of the subject of aesthetic activities. The work identifies technology to clarify consciousness, studies perception of harmonious beauty that depends on the spirit of the time, define cash material and natural-biological preconditions of the aesthetic consciousness in man in his pre-forming practical activities through knowledge development has the stage his creative abilities, sequential formation of universe emotion, aesthetic reflection and aesthetic sense. Cognitive component of the stage becoming a creative person is realized through mediated, competition and creativity. The researchers tell about aesthetic reflection of becoming creative talent in its genesis as a universal, integral and historical standing with the society and the individual.

Key words: aesthetics, culture, creativity, reflection, brain, metaphor, intelligence, formation, stage, talent.

В.С. Ежов, д-р филос. наук, проф., Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, г. Новосибирск, Е-mail: [email protected]

Е.В. Решетникова, канд. филос. наук, доц., Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, г. Новосибирск, Е-mail: [email protected]

ОНТОЛОГИЯ СТАДИАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА

В статье исследуется становление дарования творческого человека через осмысление оснований когнитивных и креативных возможностей субъекта эстетической деятельности. Выявляются технологии прояснённого сознания, восприятия гармонично прекрасного, зависящего от духа времени. Определяются наличные материальные и природно-биологические предпосылки эстетического сознания у человека в его преобразующей практической деятельности через познание стадиального развития его творческих способностей, последовательное формирование праксических эмоций, эстетической рефлексии и эстетического чувства. Когнитивная составляющая стадиальности становления творческого человека реализуется через опосредованность, агональность и креативность. Эстетическая рефлексия становления дарования творческого человека в своем генезисе есть универсальное, целостное и историческое состояние общества и конкретного человека.

Ключевые слова: эстетика, культура, творчество, рефлексия, мозг, метафора, интеллект, становление, стадии, дарование.

В современном российском обществе радикальные преобразования актуализировали проблему активизации личности, её творческого потенциала. Именно в историческом контексте важно развитие и духовное обогащение культуры человека, его сознания, вызывающего формирование эстетических позиций как проявление его созидающих возможностей. Исследовательское поле в современной эстетической науке в методологическом плане выражается в углублённом познании оснований когнитивных и креативных возможностей субъекта эстетической деятельности, в выявлении технологии прояснённого сознания. Согласно позиции авторов восприятие гармонично прекрасного зависит от духа времени. Соорганизованная «дискурсивная целостность» воспринимаемого объекта в социокультурной традиции означает понятийную и логическую деятельность в противовес бытию непосредственно чувственному, интуитивно-созерцательному, что концептуально обосновано в современной эстетической науке. Выявление способностей субъекта деятельности в реальном историческом процессе помогает определить наличные материальные и природно-биологические предпосылки эстетического сознания у человека в его преобразующей практической деятельности. «История жизни есть процесс становления сознания, скрытого морфологией» (Т. де Шарден).

Нейропсихологический подход к данной проблеме в эстетике начался с возрождения когнитивной психологии, пришедшей к динамичному представлению о функциях головного мозга. В этой связи интерпретация эстетического переживания зависит от философской точки зрения на душу и тело человека. Разумеется, что эстетическое взаимодействие исторически изменчиво. Согласно авторской концепции, творческие возможности эстетического сознания исторически формируются через взаимосвязанные стадии: праксических эмоций, эстетической рефлексии, эстетического чувства. Неопределенность взаимосвязи между биологическими факторами и эстетическими предпочтениями вытекает из представления о трех уровнях эстетической оценки. Эстетические реакции уже проявляются на уровне а): родовых базисных механизмов восприятия (нейрофизиологических основаниях - ощущение формы, цвета, ритма, величины), общих для человека и других высших позвоночных; б): затем вступают в действие видоспецифические процессы - кодирование сенсорных сигналов (принцип хамелеона - изменение окраски; человеческий тип организма - «художника» или «мыслителя»); в): за-

тем модель регулирования поведенческих актов, принятых в той или иной культуре (социокультурные ценности - добро, истина, красота, творчество, любовь). Именно в истоках становления и формирования эстетического сознания проявляются различные ассоциации бессознательного как «пятно неопределенной формы» (Ж. Адемар), «глупой воблы воображения» (В. Маяковский), «подвижных образов» (Т. Майер-Лейбниц) или неких «атомов» (А. Пуанкаре). Вообще творчество как истинно эстетический процесс связано во многом с бессознательными ассоциациями, и только гармоничное упорядоченное становится эстетически чувством. Творчество - это порождение в красоте! Иными словами, любой творческий акт по своей природе эстетичен, чтобы сформировать интерес, способность к творчеству, надо воспитывать свой эстетический идеал в социальной практике, доводя его конкретную рефлексивную природу до предела всеобщности.

Изменение практической деятельности происходит с возникновением и развитием структуры сознания. Целенаправленная сознательная деятельность человека завершается в эстетической формообразованности, которая является знаком цели и средств, способностей человека, его родовых сущностных качеств. Эти качества человека развиваются, изменяются, расширяются, усложняются и совершенствуются! Усложняющаяся жизнедеятельность человека утверждает «различные сферы отношений: жизнь в природе - доречевую форму общения; жизнь с людьми - речевую форму; жизнь с духовными сущностями -безмолвную тайну существующего [1, с. 8], в красоте как тайне жизни. Именно человеку присуща структурная биологическая основа субстанциональной и функциональной активности как реальная или идеальная целесообразность. Первой соответствуют материальным потребностям, а вторая указывает на стремление живого организма к тому или иному виду активности как таковой. Живой организм находится в состоянии постоянной активности. «Поскольку животные действуют на основе инстинктов или безусловных рефлексов, то их субстанциональные и функциональные потребности в процессе их "серьезной" жизнедеятельности удовлетворяются, так сказать, "гармонично". То есть в процессах "утилитарной" деятельности, как правило, расходуется и вся их функциональная энергия, предназначенная с различными допусками и отклонениями для успешной охоты или растительного питания» [2, с. 19]. У человека функциональные потребности проявляются в более сложной структуре его организма и раз-

умных формах деятельности. Здесь проявляется в дальнейшем связь с самосознанием как элемента целостного сознании, когда с его появлением люди начинают понимать свои инстинкты, развивая рефлексию, т. е. осмысление процесса «рефлексии» самосознанием. Гносеологический уровень рефлексии перерастает в онтологический, уходя в бессознательное, иначе говоря, сознание не бывает непустотным в своём высшем проявлении. Но это возможно в социуме, общении, которые реализуют первый принцип и критерий истинности (красоты) и всеобщности. Истинно то, что согласуется с сущностью рода! Этот мир и несет человеку истинно человеческое. Суть процесса творческого становления человека заключается в превращении системы социальных отношений из совокупности внешних объективных условий во внутреннюю субъективную предпосылку (интериоза-цию), определяемую социальной организацией его предметного бытия. В конкретно материальных объективных условиях человек формирует свою сущность через развитие способностей, через действие, «посредством которого осуществляется включение идеализированного опыта общественной практики в процесс непосредственного чувственного познания человеком мира, что, собственно и порождает сознательный образ его» [3, с. 22], порождение новой формы жизнедеятельности. Они в свою очередь, являются исходной социально-универсальной программой основы для возникновения и развития духовно-практической (искусства) и теоретико-познавательных способностей, а также целенаправленных действий человека по изменению предметного мира и преобразованию и развитию системы знаний.

Развитие творческих способностей человека способствует углублённому стадиальному познанию: опосредованному, аго-нальному, креативному. Опосредствование как становящаяся мера диалектического единства структурности и разнообразия когнитивного инструментария, ценностей, норм и правил, формирующих разворачивание процесса познания в его целостности, что создает среду для развития творческих способностей. Агональность применительно к стадиальному познанию акцентирует, во-первых, наличие вариативности на всех его уровнях: политеоретичность как множество способов объяснения одних и тех же фактов действительности, методологический плюрализм, как множество когнитивных практик, организующих познавательный процесс, широкий диапазон средств представления знания; во-вторых, состязательность как процесс, обусловленный необходимостью определения приоритетной позиции из имеющегося многообразия в конкретной познавательной ситуации. Креативность всегда направлена на порождение новых идей, в соответствии с которыми происходит самоорганизация и самодостраивание интеллектуальных способностей человека в соответствии со сложностью и нетривиальностью решаемой им задачи [5, с. 32, 47, 62].

Эстетическая рефлексия развивает воображение, фантазию, душевное вдохновение, выделяет метафору как форму представления знания в её модификациях [4]. В этом существенную роль играет формирующееся эстетическое сознание, эстетическая деятельность. «Рефлексию, то есть преломление силы, действующей извне, внутри организма, можно принять за первоначальный источник движения в организме, и самое движение - за средство уравновешивать и делать безвредными потрясения, полученные телом...» [6, с. 72]. Формирование эстетической рефлексии способствует развитию процесса познания окружающего мира. Она еще не дает полного познания объекта, однако выводит субъекта от конкретной ситуативной обстановки на более высокий уровень отражения - надситуативный (философский). Эстетическая рефлексия, затрагивая внутренний мир человека, дает эмоционально-целостное представление о мире, переживаемое самим субъектом. Творческая личность в мятежном поиске выражает способность трансцендированного видения мира, когда погружается путём «выхода из себя, скачком из себя» (С. Эйзенштейн). Творец трансцендирует во - вне и во - внутрь своего реального духа. Например, исследовательская мысль творчества Ф.М. Достоевского, его мятежных героев указывает, что «эмоционально-психологическое состояние Карамазова представляется как бинарный архетип человека - дьявола, возникающий в результате трансцендирования Ивана во - вне и во - внутрь, в основе чего находится не патологическое, а острое отклонение в его сознании, эксплицированное Достоевским для наиболее полного выявления его поливариантного образа в осознании своего «я» в связи с мировым смыслом и его ценностными религиозно-этическими устоями» [7, с. 84 -85]. Философская рефлексия обогащает познавательный опыт

человека в процессе неповторимого индивидуального опыта. Выделяя предельные значения, она возвышает целенаправленную деятельность человека, иначе говоря, в двух формах - экс-травертной рефлексии и интровертной рефлексии. Это способствует развитию самосознания, самоопределению и выработке «Я - концепции». Переживаемая человеком информация логически осмысливается в процессе практической деятельности, приобретая личностный смысл. Тем самым освоение человеком окружающего мира вырабатывает у него определенную убежденную ответственную позицию. Иначе говоря, переживание субъектом процессов в себе и вне себя формирует в гармонии направленный интенциональный акт творческих преобразований!

Итак, если в высших психических процессах человека различать, с одной стороны, их форму, т. е. зависящие от их морфологической «фактуры» чисто динамические особенности, а с другой стороны, - их идеальное содержание, т. е. осуществляемую ими функцию и их структуру, то первое определение несет биологический смысл, второе - социальный. Содержание является решающим в этом развитии. На уровне развитого эстетического сознания форма несёт социально значимый исторический смысл, выражая социокультурные потребности, развитые чувства и вкусы людей. В нейрофизиологическом аппарате человеческого мозга эволюционное прошлое оказывается представленным в виде филогенетических и этногенетических программ. Бессознательное - не просто реактивное отражение, а относительно самостоятельная продуктивная деятельность. Оно на нас воздействует, как и внешний мир, тем самым мы в рефлексии приобретаем опыт, воздействуя на них. По К. Юнгу творец, сообразуясь с областью «вневременных глубин» коллективно-бессознательного переходит на сознательно-психологический уровень созидания, исходя из социальных потребностей. В реальном взаимодействии происходит постоянное взаимовлияние, взаимопереходы субъекта в объект, природного в социальное, и наоборот. Однако всегда наблюдается наличие исторической определенности - результата познания субъекта. Человечество существует как бы в двух средах: в ближайшей и непосредственной по отношению к нему природной среде, но (хаотичной или гармоничной) организованной самим человечеством и более отдалённой по большей части опосредованной среде мира «вещей в себе». Этот мир «вещей в себе» как-то схож с трансценденци-ей, но имеет по сравнению с нею и существенное отличие: он органически связан с природой и не столько противоположен, сколько тождественен с нею. Этот мир «вещей в себе» есть Нечто, а не Ничто, т. е. имеет позитивный смысл только как предмет космологических идей чистого разума, которые Кантом называются « трансцендентными понятиями природы». Другое условие состоит в том, чтобы отношения отдельного индивида, по аналогии к миру человеческих объектов, были опосредованы его отношениями к людям, их накопленному духовному богатству, чтобы они были включены в процесс общения. Оно формируется в процессе предметной деятельности, связано с творческим мышлением, испытывает его воздействие, т. е. является осмысленным. Эстетическая культура есть гармонизирующая основа метакультуры. Важная роль эстетического сознания в культуре, ибо оно: 1) возвышает каждую форму деятельности до уровня одухотворённости; 2) определяет отношение человека к природе; 3) регулирует отношение человека к человеку, выдвигая эстетические критерии гармонии взаимоотношений; 4) формирует требования человека к окружающему миру, к вещам и предметам среды; 5) совершенствует познавательную активность человека; 6) участвует в художественной жизни, определяя отношение людей к художественным ценностям» [8, с.18 - 20]. Познавательный процесс творческой личности есть процесс постепенного превращения ситуации с элементами незавершённости, неполноты, противоречивости и неопределённости в завершённую и логически согласованную ситуацию. Помимо исходной познавательной ситуации и элементов когнитивно-технологического процесса может быть включён исследовательский интерес, стремление к новой идее, гипотезе: поиску, построению, реконструированию, конструированию, преобразованию, переносу когнитивной информации.

Рассмотрение проблемы противоречивого развития природы и свободы в творчестве имело оригинальное звучание через эстетику у основоположника немецкой классической философии. Человек, в критической философии Канта, существо двойственное; одновременно он принадлежит как «вещь в себе» миру природы (ноумен) и царству свободы как «вещь для нас» (феномен). Он включён в физические, психологические, мораль-

ные и эстетические состояния. По И. Канту, природа - это всё, что существует, а свобода то, что должно быть. Красота созидается на основе свободы. Человек реализует свои природные задатки, творя красоту. Природа имеет своей «целью» становление культуры в историческом развитии. Кант признавал за каждым художником право воплощать своё понимание красоты, особенно в условиях переходного периода, когда имеет место кризис эстетических норм и правил. Признавая историческую подвижность норм и правил, он отдавал предпочтение творческой стихии гения, способного её преодолеть, которая выше установленных правил и норм и сама в себе содержит правила. По Канту «гений - это талант (природное дарование), который даёт искусству правило. Поскольку талант, как прирождённая продуктивная способность художника, сам принадлежит к природе, то можно было бы сказать и так: гений - это прирождённые задатки души (Платон), через которые природа даёт искусству правила...спо-собности души, соединение которых (определённом отношении) составляет гений, - это воображение и рассудок.гений есть образцовая оригинальность природного дарования субъекта в свободном применении своих познавательных способностей» [9, с. 322-323, 333, 335; 10].

С гносеологической точки зрения материализация замысла представляет собой дальнейшее развитие познавательного процесса (понимание), движение от общего к частному с последующей конкретизацией образов сознания через претворение их в системе эстетических знаков. У гения развито обострённое чувство тайны (красоты, истины, добра) в творческой деятельности. Гений творчества, объективируя в конкретно-чувственных изображениях эстетические переживания, превращает свое внутреннее состояние в объективную реальность не только для других, но также и для самого себя, собственное духовное наслаждение, культурное развитие. Переходя от чувственных образов, лежащих в основе познавательной деятельности, к логическим обобщенным определениям предметов и явлений, человек как бы отходит от многообразия внешних определённостей предметов, чтобы проникнуть в их сущность. Этот диалектический переход от чувственной мифической формы знаний к логической лежит у человека через практику и язык. Поэтому, по утверждению Тайлора, нельзя считать архаический базис цивилизации полностью как бессознательный этап развития человечества. В противоречивом развитии эстетической рефлексии порождается неисчерпаемый поток созерцательно переживаемых разнообразных символических значений в их смысловом ядре, в основе культурных образцов проявляется человеческая креативность. «Итак, множество клеток, множество связей. Однако, когда образуется базис стереотипов, огромное множество этого богатства становится открытым для мышления или избыточным. Но если избыточным, то зачем у всех без исключения людей нашей планеты работают механизмы самосохранения мозга? Затем, наверное, что никто не знает, когда ностальгия по мыслительной деятельности вернется к человеку. А мыслительная деятельность, как известно, обеспечивается описанным выше аппаратом переменных, гибких звеньев, при условии использования очень многих, если не всех, физиологических и морфологических возможностей мозга! Калейдоскопическая, хотя на самом деле детерминированная игра гибких звеньев теснейшим образом связана с тем, о чем говорилось вначале, - с реорганизацией системы. Они не возможны друг без друга. А потому гибкие звенья, этот механизм богатства и надежности мозга, извне смотрящееся как основа возможности мыслить в самых разных условиях, изнутри мозга полноправно могут рассматриваться и как механизм его самосохранения. Кроме того что клеток и связей много, одни и те же клетки и клеточные скопления могут принимать участие в самых разных видах деятельности, они реально или потенциально полифункциональны<...> Клеточные скопления, популяции более менее богаты в зависимости от того, в каких внешних и внутренних условиях работает мозг. Нейрофизиологически это выражается <...> уровнем сверхмедленных процессов <...> Надежность мозга, также как и многое другое в мозге, может быть рассмотрена еще с одной стороны. В поддержании деятельности нестереотипной, но по существу близкой к ней, осуществляемой по заранее намеченному плану, большую роль должен играть аппарат сличение деятельности с планом и сигнализации об отступлении от него. Эту роль в некоторых видах почти стереотипной, во всяком случае, плановой, деятельности играют зоны мозга, реагирующие на такое рассогласование. А так как это не одна зона, а ряд зон, предположение о системе не может быть отвергнуто. Система детекции ошибок либо корригирует дея-

тельность на бессознательном уровне, либо создает у человека состояние, выражающееся смутным чувством чего-то невыполненного или выполненного неверно. Человек «задумывается» - и часто правильно решает задачу <...> Творчество можно описывать по-разному. В том числе и как мыслительную деятельность, развивающуюся на базе известного, но как бы "воспаряющую" над ним» [11, с. 91, 92, 93].

Углубленное познание объекта или явления действительности возвышает и уточняет эмоциональную сторону деятельности творческой натуры, а значит и заостряет интеллект её. У познающего субъекта эмоциональное проникновение способствует выявлению сходства объектов мира, его элементов, развитию остроты чувств и различий мира, его сущностных сторон. В этом процессе познания субъект выступает в своем эмоциональном и интеллектуальном богатстве. В зависимости от сферы деятельности человека возникает возможность развития различных сторон познавательных способностей. Например, начальная художественная деятельность, сфера искусства развивают у субъекта ассоциативность, парадоксальность, образность мышления, метафоричность, а в научной деятельности развивает логику, высокий уровень абстрактного мышления. Дальнейшее развитие любой интеллектуальной системы выводит субъекта на новый уровень познания (понимания). Информация связана с пониманием, а не только с объяснением. Объяснение выявляет «суть дела», а понимание смысл человеческой деятельности, её смыслообразование. Понимание не сводится к познанию и интуиции. Они органично сплавлены в эстетической рефлексии при отражении целого. Эстетическая ценность выступает как способ избирательности к определенным фактам, исходя из тех или иных установок (ментальности) художника. Понимание связано с предпониманием, с интуитивным восприятием целого, дореф-лексивным содержанием целого. Предпонимание обусловлено традицией духовного опыта общества (или её искажением), личностными особенностями художника (С. Дали). Понимание способствует формированию самосознания в стихии языка, в эстетизации жизни. Надо полагать, что это в свою очередь выводит рефлексию субъекта на более высокий уровень, усложняя её структуру. Дальнейшее развитие рефлексии связано с изменением эстетического состояния, возникновения понятий, абстрактным мышлением. Абстрагирование же дает глубину частности. Процесс выделения конкретности - это многосторонний обхват объекта как некоторого целого. Абстрагирование способствует развитию вариативности отношений творческого человека. Появление идеи есть результат идеального отражения объекта и целенаправленной деятельности по его реализации. Появление же идеи означало рождение мысли, достигшей высшей степени объективности, оптимальной полноты и конкретности. Идея - это конец знания и начало вещи, её созидание.

Специфика эстетических отношений сокрыта не просто в чувственных отражениях действительности через физиологию пяти органов, а через духовный мир эмоций, сформированных общественными интересами. В этом плане интерес есть проявление субъективного оценочного отношения к отражаемому. Специфика эстетических интересов проявляется в том, что в их сфере наши взаимосвязи с действительностью непосредственно соотнесены с конкретными переживаниями и осмысленным действием, которое реализуется через идеалы совершенного, гармонии, пропорциональности, соразмерности, ритма, принципа красоты, т.е. упорядоченную формообразующую деятельность человека. Современные исследователи Ф. Тернер и Э. Пёппель выявили общеизвестные особенности, которые вместе взятые составляют сложную и непривычную картину деятельности человеческого сознания (мозга), его творческих возможностей [12, с. 73 - 79]. Наш мозг отвечает только на его собственные вопросы: «из чего состоит свет - из волн или из частиц?». Существуют и более глубинные основы передачи информации - радиальные струны электрона [13, с.60]. Важно выяснить все внутренние связи системы мозга, например, память - самое таинственное у человека [14].

Переработка информации в нашем мозгу организована иерархически. В нейронных «колонках» сенсорной коры правдоподобный образ действительного мира (образы правого полушария мозга) воссоздается данной системой нервных клеток. Этот процесс состоит в своем усложнении из более простых нейронных сервомеханизмов. «Итак, именно гаптические аппараты обеспечили родовому человеку тренинг способности к линейно -дискретным построениям. В гаптических кодах навык линейно - дискретного конструирования доводился до автоматизма:

отпечатывался в матрицах долгосрочной памяти, становился культурно наследуемым достоянием. Нервной организации человека присуще сильнее фиксировать то, что повторяется чаще. Именно в силу миллионнократного повторения гаптические коды эволюционировали в утилитарную орудийную деятельность. Опирающаяся на гаптические коды конструктивная деятельность, разворачивающаяся в трехмерном пространстве, экзем-плифицировала ("оединичивала") когнитивные образы, делая их проверяемыми "здесь и теперь". Многократные проверки когнитивных образований, представленных в телесном виде, делали их коммуницируемыми, передаваемыми от человека к человеку, а приобретающие коммуникативную функцию гаптиче-ские коды превращались в наследуемую форму культуры » [15, с. 77]. Неотъемлемое свойство мозга - рефлексирование. В пределах своей целостной организации он сам себя настраивает и сам себя организует, то есть сознание человека находиться в противоречии между мозгом как наблюдателем самого себя и мозгом как предметом наблюдения. «Интеллектуальные интенции можно определить как целесообразные действия сознания, способные привести к искомому результату. Ценность и устойчивость действий заключена в их эффективности. Очевидно, что в это понятие входит как "интуитивное озарение", прыжок через ряды смыслов, так и способность к анализу и синтезу в целях

Библиографический список

получения искомого результата. Способность к интеллектуальным интенциям свойственна всем людям. Различна лишь их интенсивность» [16, с. 258]. По мере созидания социокультурного окружения развиваются новые способы использования мозга, когда изменяется и само человеческое общество. Разумеется, что творческое мышление субъекта эстетической деятельности выражает различный материал тезауруса при отражении природных и социальных реалий. «Лежащие в основе правил выводы - императивы, по-видимому, носят врожденный характер и закреплены в нашем генетическом наследии» [17, с.133-134].

Итак, современной нейрофизиологией установлено, что субстанциональная основа мозга чувствительна к рассогласованию программ поведения, с его результатами. Целостное понимание проблемы должно рассматривать фундаментальное единство процессов, лежащих в основе всех функций человеческого организма. Оно формирует новый образ мышления. Выявление логического стержня данной проблемы указывает на единство сознания и деятельности, психических процессов и движения, когда происходит интериоризация во внутреннюю деятельность человека. Эстетическое отношение в своем генезисе выражало некоторое универсальное, целостное историческое состояние общества и конкретного творческого человека, развитие гармонии материальной и духовной практики.

1. Бубер М. Я и Ты. Москва: Высшая школа, 1993.

2. Aвтономова Н.С. Миф: хаос и логос. Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания. Москва: Политиздат, 1990: 30 - 57.

3. Леонтьев A.K О путях исследования восприятия. Восприятие и деятельность. Москва: МГУ, 1976: 3 - 27.

4. Решетникова Е.В., Ежов В.С. Научный потенциал образной целостности метафоры. /Философия образования. Новосибирск, 2007; № 3 (20): 52 - 58.

5. Решетникова Е.В. Метафора в постклассическом познании. Новосибирск: Н^СУ, 2013.

6. Потебня A.A. Мысль и язык. Москва: Лабиринт, 2007.

7. Консон Г.Р. Феномен интеллектуала - убийцы в литературе 19 - 20 веков как проявление катастрофизма в сознании личности. Москва: Нобель-пресс, 2014.

8. Каган М. С. Эстетическое сознание как феномен культуры. Культура и эстетическое сознание. Тезисы докладов межвузовской конференции. Петрозаводск: ПетрГУ, 1989: 16 - 27.

9. Кант И. Собрание сочинений: в 6т. Москва: Мысль, 1966. Т. 5: 322 - 323.

10. Кант И. Критика способности суждения. Основы метафизики нравственности. Москва: Мысль, 1999.

11. Бехтерева Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни. Москва: ACT; Санкт-Петербург: Сова, 2007.

12. Тернер Ф., Пёппель Э. Поэзия, мозг и время. Красота и мозг: Три вечных наслаждения. Москва: Мир, 1995: 73 - 155.

13. Оковешников В.И., Ромм В.В. Инженерия шаманизма. Москва: «Перспектива», 2014.

14. Пригожин И. Очеловечивание человека, креативность природы и креативность человека. Вызов познанию: стратегия развития науки в современном мире. Москва: Наука, 2004.

15. Режабек Е.Я. Мифомышление (когнитивный анализ). Москва: Едиториал, УРСС, 2003.

16. Суворов Н.Н. Интеллектуальные интенции как архаические стратегии. Тезисы докладов межвузовской конференции, 17- 18 ноября. Санкт-Петербург: Издательство СПб, 2006: 258 - 270.

17. Меркулов И.П. Когнитивная эволюция. Москва: РОСПЭН, 1999.

References

1. Buber M. Ya i Ty. Moskva: Vysshaya shkola, 1993.

2. Avtonomova N.S. Mif: haos i logos. Zabluzhdayuschijsya razum?: Mnogoobrazie vnenauchnogo znaniya. Moskva: Politizdat, 1990: 30 - 57.

3. Leont'ev A.N. O putyah issledovaniya vospriyatiya. Vospriyatie i deyatel'nost'. Moskva: MGU, 1976: 3 - 27.

4. Reshetnikova E.V., Ezhov V.S. Nauchnyj potencial obraznoj celostnosti metafory. /Filosofiya obrazovaniya. Novosibirsk, 2007; № 3 (20): 52 - 58.

5. Reshetnikova E.V. Metafora vpostklassicheskom poznanii. Novosibirsk: NGASU, 2013.

6. Potebnya A.A. Mysl'iyazyk. Moskva: Labirint, 2007.

7. Konson G.R. Fenomen intellektuala - ubijcy v literature 19 - 20 vekov kak proyavlenie katastrofizma v soznanii lichnosti. Moskva: Nobel'-press, 2014.

8. Kagan M. S. 'Esteticheskoe soznanie kak fenomen kul'tury. Kul'tura i 'esteticheskoe soznanie. Tezisy dokladovmezhvuzovskoj konferencii. Petrozavodsk: PetrGU, 1989: 16 - 27.

9. Kant I. Sobranie sochinenij: v 6t. Moskva: Mysl', 1966. T. 5: 322 - 323.

10. Kant I. Kritika sposobnosti suzhdeniya. Osnovy metafizikinravstvennosti. Moskva: Mysl', 1999.

11. Behtereva N.P. Magiya mozga ilabirinty zhizni. Moskva: AST; Sankt-Peterburg: Sova, 2007.

12. Terner F., Peppel' 'E. Po'eziya, mozg i vremya. Krasota i mozg: Tri vechnyh naslazhdeniya. Moskva: Mir, 1995: 73 - 155.

13. Okoveshnikov V.I., Romm V.V. Inzheneriya shamanizma. Moskva: «Perspektiva», 2014.

14. Prigozhin I. Ochelovechivanie cheloveka, kreativnost' prirody i kreativnost' cheloveka. Vyzov poznaniyu: strategiya razvitiya nauki v sovre-mennom mire. Moskva: Nauka, 2004.

15. Rezhabek E.Ya. Mifomyshlenie (kognitivnyj analiz). Moskva: Editorial, URSS, 2003.

16. Suvorov N.N. Intellektual'nye intencii kak arhaicheskie strategii. Tezisy dokladov mezhvuzovskoj konferencii, 17- 18 noyabrya. Sankt-Peter-burg: Izdatel'stvo SPb, 2006: 258 - 270.

17. Merkulov I.P. Kognitivnaya 'evolyuciya. Moskva: ROSP'EN, 1999.

Статья поступила в редакцию 02.06.17

УДК 159.96

Loginova S.V., junior researcher, Institute of Physiology and Basic Medicine (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]

REVIEW OF THE RESEARCH ON CHILD WELL-BEING. The article provides information and analytical review of theoretical approaches and empirical research on child well-being. The author provides comprehensive analysis of accumulated at the present time knowledge on the main indicators and factors of the child's psychological well-being. Three main current trends are identified:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.