26. Dodonova L.P., Dodonov A.P. Intensivnyj put', principy, faktory i vnutrennie usloviya razvitiya cheloveka. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 4 (65): 137 - 147.
27. Abdeev R.F. Filosofiya informacionnoj civilizacii. Moskva: VLADOS, 1994.
28. Dodonova L.P. Trud kak metod i glavnyj faktor razvitiya i vospitaniya cheloveka. Teoriya ipraktika fizicheskojkul'tury. 2014; 3: 100 - 104.
29. Zagvyazinskij V.I. Sovremennaya situaciya v Rossijskom obrazovanii i strategiya ego dal'nejshego razvitiya. Materialy IY Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 11 - 14 noyabrya, Ekaterinburg: Izdatel'stvo: Rossijskij gosudarstvennyj professional'no-pedagogicheskij universitet, 2013; T. 1: 7 - 12.
30. Novikov A.M. Osnovaniya pedagogiki. Posobie dlya avtorov uchebnikov i prepodavatelej. Moskva: 'Egves, 2010.
31. Soroko 'E.M. Zolotye secheniya, processy samoorganizacii i 'evolyucii sistem: Vvedenie v obschuyu teoriyu garmonii sistem. Moskva: KomKniga, 2006.
32. Frejdzher R., Fejdimen D. Bol'shaya kniga psihologii. Lichnost'. Teorii, uprazhneniya, 'eksperimenty. Perevod s anglijskogo. Sankt-Peterburg: Prajm-EVROZNAK, 2008.
33. Pedagogicheskij 'enciklopedicheskijslovar'. Glavnyj redaktor B.M. Bim-Bad; redkollegiya: M.M. Bezrukih, V.A. Bolotov, L.S. Glebova, drugie. Moskva: Bol'shaya Rossijskaya 'enciklopediya, 2008.
34. Suharev A.G. Zdorov'e i fizicheskoe vospitanie detejipodrostkov. Moskva: Medicina, 1991.
35. Zagvyazinskij V.I. O sistemnom podhode k reformirovaniyu otechestvennogo obrazovaniya. Pedagogika. 2016; 1: 12 - 18.
36. Kuzin V.V., Nikityuk B.A. Ocherki teorii i istoriiintegrativnoj antropologii. Moskva: FON, 1995.
Статья поступила в редакцию 06.10.17
УДК 159.924.24
Ezhov V.S., Doctor of Sciences (Philosophy), Professor, Siberian State University of Telecommunications and Informatics (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
Matveeva E.Yu, Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Siberian State University of Telecommunications and Informatics (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
EDUCATIONAL PROCESS AS CREATIVITY. In the article the authors examine the basics of creativity, the foundations of the creative of a personality, the conditions for its formation in the educational process. Integration of knowledge requires a holistic aesthetic approach, an aesthetic factor in the educational process, its expressive forms. Applying the philosophical and aesthetic approach, it is possible to reveal the natural specific foundations of creative thinking (technical or humanitarian) and the conditions for the formation of creative abilities, using various materials of modern science. The individual relates the phenomena of reality to his aspirations, needs and interests, distinguishes between good and evil, truth and aesthetic value. The emotional nature of the aesthetic reflection of reality helps to organically incorporate the fullness of the human factor into the human-machine system.
Key words: education, creativity, personality, ability, reflection, aesthetic principle, upbringing, expressive form.
В.С. Ежов, д-р филос. наук, проф., Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
Е.Ю. Матвеева, канд. филос. наук, доц., Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС КАК ТВОРЧЕСТВО
В статье авторы рассматривают сущность творчества, природные задатки творческой личности, условия её формирования в образовательном процессе. Интеграция знаний требует целостного эстетического подхода, эстетического фактора в образовательном процессе, его выразительных форм. Применяя философско-эстетический подход, можно выявить природные специфические основы креативного мышления (технического или гуманитарного) обучаемого и условия формирования творческих способностей, используя различный материал современных наук. Явления действительности познающий информированный индивид непосредственно соотносит со своими устремлениями, потребностями и интересами, проводит различие между добром и злом, истиной и эстетической ценностью. Именно целостно-эмоциональный характер эстетического отражения действительности помогает органично включить всю полноту человеческого фактора в систему человек-машина.
Ключевые слова: образование, творчество, личность, способности, рефлексия, эстетическое начало, воспитание, выразительная форма.
Наступивший XXI век актуализировал вопросы о будущем науки и техники. Время разительных общественных перемен связано с проблемой обогащения опыта духовного общения людей; с потребностью гармонизировать в мировоззрении своего внутреннего и внешнего мира на уровне космического начала. В этой связи актуальной проблемой становится подготовка специалиста технических вузов, его творческого продуктивного начала, отвечающему духу времени. Интеграция гуманитарных и естественнонаучных (и технических) знаний лежит в основе подготовки современных специалистов. Проблема методологической интеграции знаний требует целостного эстетического подхода, эстетического фактора в образовательном процессе, его выразительных форм. Важно воспитать целостную творческую личность в образовательном процессе, эмоционально и интеллектуально развитую. При этом необходимо постигать природу высших эмоций индивида, устройство умственных программ поведения, потребностей, желаний и умений обретать способность к реализации и управлению ими.
Эстетика общения (красота) должна быть включена в изучение нейрофизиологических механизмов подготовки специалиста. Применяя в концептуальном плане философско-эстетический подход, выявляем природные специфические задатки креативного мышления (технического или гуманитарного) обучаемого и условия формирования творческих способностей, используя
различный материал современных наук. Не имея научной философии жизни, человек не может обеспечить полноценную познавательную оценку действительности, вызванную этим, когда он не в состоянии справиться с отрицательными эмоциями, ложными потребностями, дурными привычками и социальными стереотипами. Тем самым человек не может научиться саноген-ному (оздоравливающему) мышлению, которое делает жизнь его гармоничной и благополучной [1]. Иначе говоря, согласно теории селектогенеза, субъект реализует позитивно свои врождённые способности в практической и познавательной деятельности. Научное выявление логического стержня данной проблемы указывает на единство сознания и деятельности, психических процессов и движения, когда происходит интериоризация отражаемого во внутреннюю деятельность человека. Концептуальное обоснование актуальности данного методологического положения выявляется при интегративном подходе к решению проблемы. «Попытки обосновать представления о красоте вне связи с функциями мозга бесперспективны, и в наши дни такая философия эстетики неуместна» [2, с. 26]. Согласно концепции К. Юнга человек не есть абсолютная tabula rasa, его структура мозга рождается со сложными задатками духовной предрасположенности в развитии памяти содержательной основы целостности эстетического сознания. Возрастающий уровень познания чувственно развивающего человека способствует развитию когнитивных
предпосылок, способствующих образованию рациональных механизмов аналогии, анализа, индукции, принципа соответствия. Именно базовые архетипы при подкорковом перцептивном восприятии и логике реализации автоматических действий (гапти-ческих кодов) является воплощением человеческих фундаментальных потребностей, соответствующих определенному типу информации и мотивации мировоззрения субъекта. Разумеется, велико значение сформированных гаптических структур памяти в эволюционном развитии человека (ощущения формы, ритма, цвета, координации, соразмерности, ориентировочного рефлекса). «Функциональное значение связи структур памяти и процессов оценки совершенно ясно: мотив полной и возможно более точной реализации действия сохраняется в памяти вместе с соответствующими моторными программами; относительно независимо от них при активизации процессов поиска в памяти могут быть найдены соответствующие состояния актуально действующих потребностей, цели для принятия оптимальных поведенческих решений» [3, с. 122]. При этом становление эстетического начала у человека проявляется в целостном чувственном подходе, при котором познание включает в себя творческую интуицию и бессознательный охват бесчисленного множества фактов в их генезисе. «Новые качества открываются сознанию, когда вещь заключается в новые связи, в которых эти качества становятся существенными и сильными [4, с. 278]. Эстетическое отношение (сознание), его творческое активно-созидательное начало, регулятивная роль развивается в той мере, в которой оно было вызвано историей, практической необходимостью. Оно постепенно приобретает универсальность не только в эстетическом содержании и формах, но и способах выражения. Иначе говоря, процессы обработки информации могут быть не только контролируемыми сознанием человека, но и автоматическими, значит и не только когнитивными, а биологическими, безусловно-рефлекторными способностями. Эмоция - это слитное единство аффективно-когнитивных процессов [5, р. 379; 6, р. 352 - 367]. Сложная система функциональной структуры мозга имеет историческое формирование в своей целостности. «Интеллект есть сумма так называемых первичных умственных способностей -пространственной, перцептивной, вербальной, мнемической, способности к беглой речи и логическому рассуждению... генетические основы интеллекта (когнитивных способностей) - будь это человек или экспериментальное животное - базируются на широкой биологической основе, изучение которой может дать человеку более глубокие знания о своей природе. Современная генетика поведения и нейрогенетика, вооруженные молекуляр-но-биологическими методами, позволяют реально выявлять участие определенных генетических элементов в ассоциативном обучении и когнитивных процессах » [7, с. 290, 292 - 293]. В процессе познания человек отражает мир не только рационально, но и эмоционально, переживая полученную информацию. При этом формирование картины мира может быть научной и ненаучной. Иначе говоря, познающий информированный индивид явления действительности непосредственно соотносит со своими устремлениями, потребностями и интересами, проводить различие между добром и злом, истиной и эстетической ценностью. Именно познавая красоту, люди познают тайну жизни. Субъективно-отражательной основой регулятивного поведения человека являются эмоции, генетически первичные по отношению к его интеллекту и воле.
В плане решения поставленной проблемы целесообразно характеризовать свойства становления эстетических отношений как способность особым образом (интуитивно-эмоционально и рационально-рефлексивно, переживаемо) ориентировать действия студентов, когда познавательные акции учитывают социально-психологические и предметные предписания, включая интеллектуальные, волевые и эмоциональные компоненты, а главное творческое освоение учебной деятельности. Между тем противопоставление рационально-научного и духовно-нравственного (правового, эстетического) противоестественно при формировании целостных отношений в учебном процессе. Два мышления - один мозг. Хочешь понять - вступай в диалог! Понимание способствует формированию самосознания в стихии языка, в эстетизации жизни. С эмоциональным восприятием ассоциируется, прежде всего, непосредственность. Схваченная в её целостности и неразложимости действительность воспринимается как нечто понятное и само по себе обязательное вне зависимости от способности человека вербально выразить её смысл. Обычно эмоции понимаются как источник активности, а разум -как контролирующая инстанция. Отсюда разум как бы сдержива-
ет «чрезмерность» чувств. А сама умеренность приближает действие к правильному и хорошему эталону (красоте). Чувственная деятельность как непосредственное и практическое соединение объекта и субъекта способствует появлению эстетической рефлексии, обращение деятельности субъекта не только для других, но и для самого себя, на логический смысл своей деятельности. Уровень же философской рефлексии обогащает неповторимый индивидуальный познавательный опыт человека. Процесс понимания рефлексии мы фиксируем как явление, когда наблюдаем за содержанием или характером высказывания или действия человека. Понимать - это значит со-переживать, со-участвовать, со-существовать: «Во всяком понимании мира сопонимается экзистенция, и наоборот» [8, с. 5]. При этом интенциональный акт характеризуется как «озабоченность», «понимание». В другом случае наблюдаем у человека рефлексию по отношению к осуществляемой деятельности: «Ясно выразить это понимание вовсе не значит найти абстрактные понятия, сочетание которых могло бы включить его в концептуальное знание, - это значит самому воспроизвести диалектическое движение, восходящее от претерпеваемых данных к значащей деятельности. Это понимание, которое не отличается от практики, есть одновременно непосредственное существование (поскольку оно проявляет себя как движение действия) и основа косвенного знания существования (поскольку оно постигает существование другого)» [9, с. 209]. В противоречивом развитии эстетической рефлексии порождается неисчерпаемый поток созерцательно переживаемых разнообразных символических значений в их смысловом ядре, в основе культурных образцов проявляется человеческая креативность, исходя из врождённых предпосылок. Человек экзистенциально творит (превосходит) наличную ситуацию. Превосхождение - это акт «озарения» сознания в человеческой деятельности. Выбирая и проектируя свою деятельность, творческая личность трансцендирует, превосходит свою ситуацию и самое себя. Она творит двойное бытие (по Н.А. Бердяеву). Образование есть открытый диалог взаимного учебного проекта субъективно мотивированной деятельности педагога и студента.
Как показывает практика обучения студентов в техническом вузе, уровень усвоения ими системы человек-машина не способствует развитию всех возможностей интеллекта, субстанциональных возможностей мозга. Рациональная однобокость его развития притупляет основную эмоционально-эстетическую сторону восприятия окружающего мира и межличностное общение. Здесь традиционно сильно эмоционально-эстетическое, мировоззренческое влияние личности педагога. В этом плане существенным будет то, что возникает необходимость создания определенных конкретно-эмоциональных условий освоения системы человек-машина. В конструктивной творческой деятельности обучаемого выступает личностный мотив эстетически значимой стороны созидания объекта, экстериоризации процесса эстетической рефлексии. Именно на этом уровне развивается и реализуется духовно-творческий, разумный потенциал личности. Поэтому важно в методологическом плане в развитии и освоении культуры интеллектуальных систем выделить содержательные аспекты, которые являются основополагающими. Именно целостно-эмоциональный характер эстетического отражения действительности помогает органично включить всю полноту человеческого фактора в систему человек-машина. Разумеется, надо учитывать конкретно-исторические, национальные предпосылки развития данной системы. «Эстетический потенциал культуры -это результат высокой информативности, избыточного содержания эстетических идей и художественных образов, их прогностической и креативной направленности, поисковой значимости и разнообразия совершенных и целостных» [10, с. 16]. Сознание студента должно вооружатся самоанализом, научится переходу от материальных интересов к духовному состоянию, обогатится нравственно-эстетическим совершенствованием. Нравственно-эстетическая культура представляет собой взаимосвязь 3-х основных компонентов: гностического, состоящего в нарастании знаний, обогащении когнитивных способностей; эмоционального, проявляющегося в эстетической способности к эмпатии, сочувствию; бихевиорального, поведенческого, интегрирующего в себе два первых компонента и проявляющегося в реальном поведении личности.
Становление нравственно-эстетической культуры личности связано с развитием Я-концепции, которая может быть определена как совокупность ценностных представлений индивида о самом себе и эффективно-эмоциональное отношение к этим
представлениям. Согласно концепции Э. Эриксона, рассматривающего процесс становления творческого индивида как ряд последовательных содержательных стадий, каждая из которых характеризуется кризисом отношений личности с окружающими, дальнейшее интенсивное личностное развитие, в том числе и развитие нравственно-эстетических качеств личности, возможно только после кризиса, как поворотной точки становления.
Известно, что преподаватели сталкиваются с проблемой студенческой пассивности и незаинтересованности. Как этому «вирусу» благородно противостоять? Разумеется, что современная педагогика имеет спектр образовательных креативных технологий, например, «Мозговой штурм» (А. Осборна), метод аналогий (У. Дж. Гордона), рефрейминг (Х. Алдера), «Шесть шляп» (Э. де Боно). Всем названным технологиям свойственна связь с эстетическим началом. Процесс любого творчества имманентно связан с эстетическим, с продуцированием оригинально новых творческих идей [11]. Именно включение эстетического элемента в образовательный процесс явился новацией в педагогическом сообществе.
Выразительность - важная сопутствующая характеристика творческого продуктивного обучения. Фактор увлечённости создаёт условия для концентрированного внимания к глубинному пониманию сущности вещей. Интенциональная структура предмета предполагает эстетическое совершенство человеческого познания /сознания/, а именно самотождественность при-родно-биологического /бессознательного/ и мыслительного / рационального/. В этом плане фундаментальной предпосылкой познания вещей будет выступать формирование идеализированных объектов абстрактного знания, их генезис, создающих необходимые условия понимания. Образовательный процесс насыщается эмоциональным эстетическим признаком. В этом образовательном процессе используется игровой момент, где присутствует бинарность: серьёзность - радость, необходимость - свобода, предметность - образность, реальность - вымысел, мысль - чувственная фантазия (Э. Гросс). Эстетический эффект повышает эмоциональный фон субъекта, усиливает духовное наслаждение, способствует интеллектуальному развитию. Метафизика игры предполагает упорядоченность (красоту формы) и импровизацию через энергию творчески-ролевого действия обучаемого.
Эдьютейнмент - привлечение в образовательный процесс развлекательных методик с привлечением информационных технологий. В узком смысле понимания он формат мультимедийного программного обеспечения образовательного свойства. В нём может акцентироваться развлечение (образовательное развлечение) и образование (развлекательное образование). Он весьма эффективен в различных областях человеческой жизнедеятельности, особенно, в бизнесе. Бизнес чувствителен к инновациям, что делает его более успешным, повышает его репутацию. Поэтому иногда важно не столько «чему учить», а «как учить», т.е. нельзя недооценивать значение эстетических форм, средств и приёмов обучения [12; 13, с. 107 - 108; 14].
Универсальным средством в образовании является искусство для преодоления привычных стереотипов, в утверждении выразительных форм, для создания условий активного творческого поиска оригинальных идей. Сфера искусства, эстетика художественной деятельности развивают у субъекта ассоциативность, метафоричность, парадоксальность, образность мышления, воображение и фантазию, а в научной деятельности развивает логику, высокий уровень абстрактного мышления. Эстетическая сторона мыслеобразующей деятельности в творчестве способствует поиску новых отношений через значение социально-исторического интерсубъективного опыта. Радость общения в мире творческих людей дает духовное наслаждение, гармонизирует человеческие отношения. В свою очередь подобная наличная эстетическая ситуация рождает углубленный уровень познания в разрешении назревших проблем, развивает и обогащает профессиональное мышление будущего специалиста. В этом плане возможно использование в учебном процессе открытой в науке межполушарной церебральной асимметрии и, связанной с функциональной активностью левого и правого полушарий мозга, а именно, когнитивных типов мышления: знаково-символического (логико-вербального) и пространственно-образного (чувственно-целостного). Это позволяет через методические приёмы в учебном процессе конкретизиро-
вать механизм становления когнитивного потенциала студента, связав их со сменой доминирующих способов восприятия и обработки когнитивной информации, например, через направленную организацию самостоятельной работы студентов [15]. Следует учитывать, что различие между «правым» и «левым» полушариями мозга - это различие не столько в способах кодирования (или раскодирования) презентируемой из вне информации (имеется ввиду художественно-избирательной или условно-знакового кода), а прежде всего различие в эстетическом содержании художественных образов, доступной мозгу информации: либо контурно-непосредственной (чувственно-целостной), либо линейно-дискретной (дискурсивной) в своей непрерывности и прерывности. Дальнейшее развитие любой интеллектуальной системы выводит субъекта на новый уровень познания (понимания). Надо полагать, что это в свою очередь выводит рефлексию субъекта на более высокий уровень, усложняя её структуру. Креативность есть способность к творческим действиям и порождению новых идей. Углубленное познание объекта или явления действительности возвышает и уточняет эмоциональную сторону человеческой деятельности, а значит и заостряет интеллект человека. У познающего субъекта эмоциональное проникновение способствует выявлению сходства объектов мира, его элементов, развитию остроты чувств и различий мира, познанию его сущностных сторон. В этом целостном процессе познания субъект выступает в своем эмоциональном и интеллектуальном богатстве. Эстетическая потребность - это предметная положительная направленность деятельного субъекта, стимулируемая чувством гармонии (красоты). Развитие эстетического сознания человека обогащает его духовную жизнь, совершенствует познавательный и регулятивный аспект деятельности. Поиски и создание содержательной формы представляют собой специфический творческий акт, в котором эстетическая информация отличается от семантической, прежде всего тем, что она является результатом чувственной преобразованной деятельности, на первых порах ещё неосознаваемой. Оптимальная готовность творческого субъекта характеризуется способностью знать, хотеть и уметь. Эстетическая информация чувствительна как к врожденным основам человека, так и к её передающим знакам и способам организации.
С гносеологической точки зрения материализация эстетического замысла представляет собой дальнейшее развитие познавательного процесса (понимание), движение от общего к частному с последующей конкретизацией образов сознания через претворение их в системе эстетических знаков. Субъект творчества, объективируя в конкретно-чувственных изображениях эстетические переживания, превращает своё внутреннее состояние в объективную реальность не только для других, но также и для самого себя, собственное духовное наслаждение, культурное развитие. Появление рефлексивного мышления вызывается необходимостью интеллектуальных действий в условиях затруднений и неопределённости, которая порождается отсутствием информации, наличием противоречий, проявлением случайностей. Логолизация рефлексии, выявление присущих ей операций ведёт к формированию специфических рефлексивных форм мышления (ассоциаций, воображения, фантазии, интуиции и интенции) на уровне горизонта образных и вербальных моделей, формирующих категории-образа и категории- понятия. Разумеется, что аналитическое сопоставление разнящихся по материалу тезаурусов в творческом мышлении отражает в реальности взаимосвязь и воспринимаемого и создаваемого. Ориентировочные компоненты целостной эстетической деятельности выполняют функции «уподобление» и «моделирование» материальных и идеальных предметов, с которыми человек действует, и приводят к созданию в мышлении адекватных представлений или понятий об этих отражаемых предметах. Возникновение оценочного эстетического суждения есть не сумма перцепций или чистая интуиция. Оно подразумевает познание сущности и содержания целостного объекта и его оценку на основе диалектического соотношения рационального и эмоционального, вкуса и идеала, непосредственного видения и обладания когнитивным потенциалом, искусства мысли и чувства эстетического, искусства воспринимать.
Таким образом, духовное эстетическое миросозерцание носит творческий целостный гуманистический, познавательный жизнеутверждающий характер.
Библиографический список
1. Орлов Ю. М. Исцеление философией. Основные умственные операции. Москва: Слайдинг, 2006.
2. Пауль Г. Философские теории прекрасного и научное исследование мозга. Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики. Москва: Мир, 1995: 15 - 28.
3. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. Москва: Прогресс, 1983.
4. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Москва: 1967.
5. Izard C.E. Four systems for emotion activation: cognitive and noncognitive proceses Izard C.E. Psychol. Rev. 1993; V.100; 1: 68 - 90.
6. Lazarus R. W. Cognition and motivation in emotion. Lazarus R.W. Amer. Psychol, 1991; V. 46: 352 - 367.
7. Зорина З. А., Полетаева И. И. Элементарное мышление животных. Москва: Аспект Пресс, 2003.
8. Хайдеггер М. Бытие и время. Работы и размышления разных лет. Москва: 1993.
9. Сартр Ж.-П. Проблемы метода. Москва: 1994.
10. Крылова Н. Эстетический потенциал культуры. Москва: 1980.
11. Гладуэлл М. Гении и аутсайдеры: почему одним всё, а другим ничего. Москва: Альпина Бизнес Букс, 2013.
12. Хангельдиева И.Г. Креативные технологии в образовании, или как стать креатором. (Опыт переосмысления). Ч. 1. Москва: Издательский дом Международного университета в Москве, 2015.
13. Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Эстетический фактор в образовательном процессе. Felix aestheticus: Гуманитарная миссия эстетики. Воспоминания и научные доклады: Материалы VI1 Овсянниковской международной эстетической конференция (ОМЭК VI1). Москва (МГУ), 19 - 20 ноября 2015: 105 -113.
14. Ежов В.С. Истоки НОМО АЕSТHETICUS / East European Scientific Journal Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe. Warszawa, Polska, 2015: 102 - 108.
15. Журавлёва Н.Н. Технология организации самостоятельной работы студентов в вузе. Казначеевские чтения. Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные аспекты теории и практики: сборник научных трудов участников 5 Международной научно-практической конференции. Новосибирск: МСА (ЗСО), 2017; 1: 400 - 404.
References
1. Orlov Yu. M. Iscelenie filosofiej. Osnovnye umstvennye operacii. Moskva: Slajding, 2006.
2. Paul' G. Filosofskie teorii prekrasnogo i nauchnoe issledovanie mozga. Krasota imozg. Biologicheskie aspekty 'estetiki. Moskva: Mir, 1995: 15 - 28.
3. Kliks F. Probuzhdayuscheesya myshlenie. U istokov chelovecheskogo intellekta. Moskva: Progress, 1983.
4. Rubinshtejn S.L. Bytie i soznanie. Moskva: 1967.
5. Izard C.E. Four systems for emotion activation: cognitive and noncognitive proceses Izard C.E. Psychol. Rev. 1993; V.100; 1: 68 - 90.
6. Lazarus R. W. Cognition and motivation in emotion. Lazarus R.W. Amer. Psychol, 1991; V. 46: 352 - 367.
7. Zorina Z. A., Poletaeva I. I. 'Elementarnoe myshlenie zhivotnyh. Moskva: Aspekt Press, 2003.
8. Hajdegger M. Bytie i vremya. Raboty irazmyshleniya raznyh let. Moskva: 1993.
9. Sartr Zh.-P. Problemy metoda. Moskva: 1994.
10. Krylova N. 'Esteticheskijpotencialkul'tury. Moskva: 1980.
11. Gladu'ell M. Genii i autsajdery: pochemu odnim vse, a drugim nichego. Moskva: Al'pina Biznes Buks, 2013.
12. Hangel'dieva I.G. Kreativnye tehnologii v obrazovanii, ili kak stat' kreatorom. (Opyt pereosmysleniya). Ch. 1. Moskva: Izdatel'skij dom Mezhdunarodnogo universiteta v Moskve, 2015.
13. Oganov A.A., Hangel'dieva I.G. 'Esteticheskij faktor v obrazovatel'nom processe. Felix aestheticus: Gumanitarnaya missiya 'estetiki. Vospominaniya i nauchnye doklady: Materialy VI1 Ovsyannikovskoj mezhdunarodnoj 'esteticheskoj konferenciya (OM'EK VI1). Moskva (MGU), 19 - 20 noyabrya 2015: 105 -113.
14. Ezhov V.S. Istoki NOMO AESTHETICUS / East European Scientific Journal Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe. Warszawa, Polska, 2015: 102 - 108.
15. Zhuravleva N.N. Tehnologiya organizacii samostoyatel'noj raboty studentov v vuze. Kaznacheevskie chteniya. Vospitanie i obuchenie v sovremennom obschestve: aktual'nye aspekty teorii i praktiki: sbornik nauchnyh trudov uchastnikov 5 Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Novosibirsk: MSA (ZSO), 2017; 1: 400 - 404.
Статья поступила в редакцию 11.10.17
УДК 378.634:351.74.
Grichanov A.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia
(Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Maletín S.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia
(Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Zuyev V.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai Academy of Economics and Law (Barnaul, Russia),
E-mail: [email protected]
THE MAIN DIRECTIONS OF TRAINING CADETS AND TRAINEES AT EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE RUSSIAN MINISTRY OF INTERIOR AFFAIRS FOR FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITIES. The article deals with the problem of training cadets and trainees of educational organizations of the Russian Interior Ministry system for future professional activity. The research is based on the identified problem factors for the formation of professionally important qualities of future police officers, a quantitative and qualitative analysis of the changes in the process of improving knowledge, skills and abilities contributing to high-quality performance of service tasks, psychological stability in stressful situations, physical and firearm training, taking into account the conditions and requirements of the competence approach. In the work the specifics of professional training, management of professional capital, formation of professional responsibility, management of professional responsibility are revealed.
Key words: future police officers, vocational training, professional activity, professional education, educational organization of Ministry of Internal Affairs of Russia.
С.В. Малетин, канд. пед. наук, ст. преп. каф. физической подготовки Барнаульского юридического института МВД
России, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
A.С. Гричанов, канд. пед. наук, доц. каф. тактико-специальной подготовки Барнаульского юридического института
МВД России, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
B.М. Зуев, канд. пед. наук, доц. каф. физической подготовки Алтайской Академии Экономики и Права, г. Барнаул,
E-mail: [email protected]