Библиографический список
1. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале XX века: лекции по педагогической антропологии и философии образования. Москва: УРАО, 1998.
2. Богуславский М.В. XX век российского образования. Москва: ПЕРСЭ, 2002.
3. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Москва: Академия, 2003.
4. Священник Евгений Шестун. Православная педагогика. Исторические психолого-педагогические очерки. Самара: Самарский информационный концерн, 1998.
5. Протасова Е.В. Система образования на Урале до 1917 года. Система образования на Урале и уровень образованности населения региона до 1917 года: монография. Логунова Н.В., Мазитова Л.Л., Протасова Е.В. Соликамск: СГПИ, 2013; Глава 1: 7-105.
6. Куртенок Е.П. К вопросу о влиянии искусства на духовно-нравственное воспитание жителей Чердыни на рубеже XIX-XX вв. Формирование духовно-нравственных ценностей посредством искусства. Сборник докладов и сообщений. 19 сентября. Чердынь, 2015: 1-4.
7. «Фильм! Фильм! Фильм!». Выставка в МБУ «Чердынский краеведческий музей имени А.С. Пушкина». Л.А. Негматова, Е.Г. Шишиги-на. 2016.
8. Муниципальное бюджетное учреждение «Чердынский краеведческий музей имени А.С. Пушкина». Available at: http: // museum-cherd.ucoz.com/index/0-2
9. Протасова Е.В. Чердынская женская гимназия: педагогический опыт и традиции (1872-1918 гг.). Педагогическое образование в России. 2014; 8: 49-53.
10. Конюхов Николай Петрович. ДРЕВО. Открытая православная энциклопедия Available at: http: // drevo-info.ru/articles/21184/html
11. Чагин Г.Н. Музей истории веры. Материалы научной конференции. Чердынь, 2001: 4-7.
12. Воспоминания М.И. Ветчаковой. Записаны Е.В. Протасовой. Чердынь Пермского края, 2016.
13. Воспоминания Е.Г. Шишигиной. Записаны Е.В. Протасовой. Чердынь Пермского края, 2016.
14. Воспоминания Е.П. Куртенок. Записаны Е.В. Протасовой. Чердынь Пермского края, 2016.
15. Воспоминания Е.Ф. Скворцовой. Записаны А.В. Гилевой. Чердынь Пермского края, 2016.
16. Воспоминания Н.В. Федюковой. Записаны А.В. Гилевой. Чердынь Пермского края, июль 2016 г.
17. Воспоминания Н.Г. Мироненко. Записаны А.В. Гилевой. Чердынь Пермского края, 2016.
18. Копытова И.Н. Детская православная конференция Северного благочиния «Духовное наследие преподобного Сергия Радонежского в моей жизни», посвящённая празднованию 700-летия со дня его рождения: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 19-20 ноября. Соликамск: СГПИ, 2015: 131-133.
References
1. Bim-Bad B.M. Pedagogicheskie techeniya v nachale XX veka: lekcii po pedagogicheskoj antropologii i filosofii obrazovaniya. Moskva: URAO, 1998.
2. Boguslavskij M.V. XX vekrossijskogo obrazovaniya. Moskva: PERS'E, 2002.
3. Slastenin V.A., Chizhakova G.I. Vvedenie v pedagogicheskuyu aksiologiyu: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva: Akademiya, 2003.
4. Svyaschennik Evgenij Shestun. Pravoslavnaya pedagogika. Istoricheskie psihologo-pedagogicheskie ocherki. Samara: Samarskij informacionnyj koncern, 1998.
5. Protasova E.V. Sistema obrazovaniya na Urale do 1917 goda. Sistema obrazovaniya na Urale i uroven' obrazovannosti naseleniya regiona do 1917 goda: monografiya. Logunova N.V., Mazitova L.L., Protasova E.V. Solikamsk: SGPI, 2013; Glava 1: 7-105.
6. Kurtenok E.P. K voprosu o vliyanii iskusstva na duhovno-nravstvennoe vospitanie zhitelej Cherdyni na rubezhe XIX-XX vv. Formirovanie duhovno-nravstvennyh cennostejposredstvom iskusstva. Sbornik dokladov i soobschenij. 19 sentyabrya. Cherdyn', 2015: 1-4.
7. «Fil'm! Fil'm! Fil'm!». Vystavka v MBU «Cherdynskij kraevedcheskijmuzejimeni A.S. Pushkina». L.A. Negmatova, E.G. Shishigina. 2016.
8. Municipal'noe byudzhetnoe uchrezhdenie «Cherdynskij kraevedcheskij muzej imeni A.S. Pushkina». Available at: http: // museum-cherd. ucoz.com/index/0-2
9. Protasova E.V. Cherdynskaya zhenskaya gimnaziya: pedagogicheskij opyt i tradicii (1872-1918 gg.). Pedagogicheskoe obrazovanie vRossii. 2014; 8: 49-53.
10. Konyuhov Nikolaj Petrovich. DREVO. Otkrytaya pravoslavnaya 'enciklopediya Available at: http: // drevo-info.ru/articles/21184/html
11. Chagin G.N. Muzej istorii very. Materialynauchnojkonferencii. Cherdyn', 2001: 4-7.
12. Vospominaniya M.I. Vetchakovoj. Zapisany E.V. Protasovoj. Cherdyn' Permskogo kraya, 2016.
13. Vospominaniya E.G. Shishiginoj. Zapisany E.V. Protasovoj. Cherdyn' Permskogo kraya, 2016.
14. Vospominaniya E.P. Kurtenok._Zapisany E.V. Protasovoj. Cherdyn' Permskogo kraya, 2016.
15. Vospominaniya E.F. Skvorcovoj. Zapisany A.V. Gilevoj. Cherdyn' Permskogo kraya, 2016.
16. Vospominaniya N.V. Fedyukovoj. Zapisany A.V. Gilevoj. Cherdyn' Permskogo kraya, iyul' 2016 g.
17. Vospominaniya N.G. Mironenko. Zapisany A.V. Gilevoj. Cherdyn' Permskogo kraya, 2016.
18. Kopytova I.N. Detskaya pravoslavnaya konferenciya Severnogo blagochiniya «Duhovnoe nasledieprepodobnogo Sergiya Radonezhskogo v moejzhizni», posvyaschennaya prazdnovaniyu 700-letiya so dnya ego rozhdeniya: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. 19-20 noyabrya. Solikamsk: SGPI, 2015: 131-133.
Статья поступила в редакцию 06.10.16
УДК 111.85
Ezhov V.S., Doctor of Sciences (Philosophy), Professor, Siberian State University of Telecommunications and Informatics (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
Nosova I.V., Cand. of Sciences (Sociology), senior lecturer, Siberian State University of Telecommunications and Informatics (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
I. KANT'S AESTHETICS IN FORMATION OF IDEAS OF PHILOSOPHY OF CULTURE. In the article updated ideas of thinkers about philosophy of culture of the past through the dominant concepts of I. Kant's aesthetics have been studied. The authors state a case study problem of formation of philosophical ideas in the history of culture and make an attempt of its actualization through a philosophical and aesthetic model. Appealing to the aesthetic aspect allows a new consideration of the relationship of the logical and ethical objectivity. The authors' conceptual approach determines the formation of the scientific search for the origins of aesthetic consciousness that promotes understanding and the deepening of the knowledge of the specifics of the aesthetic, conceptual definition. The analysis of ideas of formation of the philosophy of culture among philosophers is intended to reveal profound significance and prospects of realization of these ideas in the modern philosophy of culture.
Key words: culture, aesthetics, Kant, integrity, intelligence, freedom, nature, historical progress.
В.С. Ежов, д-р филос. наук, проф., Сибирский государственный университет телекоммуникации и информатики, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
И.В. Носова, канд. социол. наук, доц., Сибирский государственный университет телекоммуникации и информатики, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
ЭСТЕТИКА И. КАНТА В СТАНОВЛЕНИИ ИДЕЙ ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ
В данной статье актуализируются идеи философии культуры мыслителей прошлого через доминанту концепции эстетики И. Канта. В постановке авторами предметного исследования проблемы становления философских идей в истории культуры сделана попытка её актуализации в концептуальном плане через философско-эстетическую модель. Обращение к эстетическому аспекту позволяет по новому рассмотреть взаимосвязь логической и этической предметности. Авторский концептуальный подход предопределяет научный поиск истоков становления эстетического сознания, что способствует осмыслению и углублению познания специфики эстетического, в концептуальном определении. Анализ становления идей философии культуры у мыслителей прошлого призван выявить глубинную значимость и перспективность реализации этих идей и в современной философии культуры.
Ключевые слова: культура, эстетика, идеи, Кант, целостность, разум, свобода, искусственное, природа, исторический прогресс.
Сложность развития общественных процессов и преобразований в условиях реформирования современной российской действительности, необходимость утверждения новых форм социального творчества, процесса воспитания человека, возобновили активный поиск идей развития культуры. Современное развитие культуры ориентировано на новое качественное состояние, синкретичное осмысление традиционалистских и инновационных тенденций социального развития при формировании нового типа цивилизации. В условиях ускоренного развития техники, информационного общества проблемы культуры приобретают сегодня первостепенное значение, ибо, «пронизывая» все аспекты человеческой жизнедеятельности, культура выступает активизирующим фактором социального развития, проявляясь в знаковых и символических системах. В этой связи поиск новой парадигмы развития культуры, обоснованной на богатстве мыслей философов прошлого, обусловлен «не только духовным кризисом человечества и потребностью в осмыслении источников и причин кризиса и преодолении этих негативных явлений в жизни людей, но также логикой развития культуры и необходимостью прогнозировать перспективы человеческого существования» [1, с. 4].
В постановке авторами предметного исследования проблемы становления философских идей в истории культуры сделана попытка её актуализации в концептуальном плане через фило-софско-эстетическую модель. Признание онтологического статуса генезиса эстетического сознания как феномена означает выявление родовой сущности человека и выявление объекта эстетической деятельности. Осознание единства культуры является систематическим интересом философии. Осмысление её целостности есть прерогатива эстетического сознания. Исследование культуры объединяет три основных направления в системности - логику, этику и эстетику. Обращение к эстетическому аспекту позволяет по новому рассмотреть взаимосвязь логической и этической предметности. Этот «...принцип сознания и его единства, в строгом, трансцендентально-метафизическом значении этого термина как чистого сознания, как универсального выражения принципа самой возможности чего бы то ни было в сознании..» должен быть «.отправным пунктом и подлинным принципиальным основанием для единственно правильной постановки и решения всех вопросов, объединённых и связанных между собой всей полнотой смысла и содержания единой в себе эстетической проблемы.» [2, с. 249 - 250]. Авторский концептуальный подход предопределяет научный поиск истоков становления эстетического сознания, что способствует осмыслению и углублению познания специфики эстетического, в концептуальном определении. Эстетика являясь философским знанием, утверждает свой ёмкий статус науки в изучении целостности современной культуры, искусства и человека как субъекта эстетической деятельности. Выявление истоков эстетических способностей человека (ассоциаций, воображения, фантазии, рефлексии, вдохновения, переживаний, эмпатии, интуиции, интенции) позволяет в социальной практике выявить и структуру формирования эстетического сознания современного человека, богатство его родовой сущности, проясняет взгляд на его дальнейшее развитие, что способствует более глубокому пониманию процессов эстетического освоения действительности, становления культуры. Следует указать на преемственность прошлых результатов, ориентацию на будущее, ибо без преемственности прошлые достижения потеряли бы свое подлинное историческое значение. «Наше сознание, по-видимому, изначально всегда двумерно хотя бы потому, что есть одна - дневная составляющая. Заданная парадигмой культуры, другая - ночная, несущая черты архаического прошлого. В ночном состоянии сознание мы ближе к потребностям своего тела и к окружающему нас чисто физи-
ческому Миру. То состояние сознания, сохраняя примитивность первобытного, ярче и острее воспринимаем угрозы организму и потому обладает прогностичностью, которую не всегда может с нею сочетать дневное сознание. Оба состояния сознания находятся в ортогональной расщеплённости; надо думать, что именно поэтому и вырабатывалась система их поочерёдного функционирования. Однако возможны и такие острые жизненные ситуации, когда две составляющие личности начинают вести явный и осознанный диалог» [3, с. 189].
Как в имплицитный (эпоха античности, средневековья, Возрождения), так и эксплицитный (Новое время, Просвещение) периоды исследователи утверждали различные идеи в становлении философии культуры, основополагающие в развитии культурологической мысли. Процесс становления современных философских идей культуры возможно осознать при наличии культурных объектов в их развитой целостной форме. На этом пути реконструирования и модернизации идей мыслителей прошлого выявляется их содержательность и актуальность.
Обращение к плодотворному и оригинальному творчеству гениального И. Канта, в частности, к эстетическим взглядам на становление идей философии культуры кажется нам своевременным и актуальным. Убедительно звучит суждение Э.Я. Го-лосовера о том, что откуда и куда бы ни шёл мыслитель по философской дороге, он должен пройти через мост, название которому - Кант. Согласно эстетике И. Канта, природа - первоначальна, культура - вторична, но культура имеет относительную самостоятельность. Природа и культура имеют различный характер обусловленности: природная обусловленность причинна, а культура обусловлена целесообразностью, что по Канту означает созерцание красоты без цели. Связующим необходимым «мостом» между природным «сущим» и должным миром свободы, он считал эстетическое сознание и культуру. «Приобретение...разумным существом способности ставить любые цели вообще (значит, в его свободе) - это культура. Следовательно, только культура может быть последней целью, которую мы имеем основание приписать природе в отношении человеческого рода. Но не каждая культура достаточна для этой последней цели природы. Культура умения, конечно, есть главное субъективное условие для того, чтобы быть способным содействовать (достижению) целей вообще, но её всё же недостаточно для того, чтобы содействовать воле в определении и выборе её целей.» [4, с. 310]. Только культура может преодолеть природность и утвердить духовность, проникнуть в тайну трансцендентного. В философии И. Канта трансцендентальность характеризует всё то, что относится к априорным условиям возможного опыта, формальным предпосылкам познания, которые организуют научный опыт. Не порывая с естественным онтологическим принципом единства мира, Кант находит, с одной стороны, совершенно новый глубинный способ связи человека и природы, где природа формируется человеком, с другой же стороны - ещё более сущностно значимый способ, связывающий человека и природу с «вещью в себе» как единой среды их бытия. Человечество существует как бы в двух плоскостях: в ближайшей и непосредственной по отношению к нему природной среде (хаотичной или гармоничной), но организованной самим человечеством и более отдалённой, по большей части, опосредованной среде мира «вещей в себе». Этот мир «вещей в себе» некоторым образом схож с трансценденцией, но имеет по сравнению с нею и существенное отличие: он органически связан с природой и не столько противоположен, сколько тождественен с нею. Этот мир вещей в себе есть Нечто, а не Ничто, т. е. имеет позитивный смысл только как предмет космологических идей чистого разума, которые Кантом называются «трансцендентными понятиями природы». «Трансцендентные понятия природы» существенно отличаются от
трансценденции как таковой. Ей соответствуют пустые понятия, т. е. понятия без какого-либо объекта. Бог как абсолютная запри-родная сущность, не имеющая с природой ничего общего, есть пустое понятие. Нам думается, что преодоление дуальности природной среды и мира «вещей в себе» возможно через единение, становление целостности в развитии современной культуры: «... культура творится не сознанием, не рассудком и произволом, а целостным длительным и вдохновенным напряжением всего человеческого существа, отыскивающего прекрасную форму для глубокого содержания, значит - и бессознательными, ночными силами души и прежде всего инстинктом. А инстинкт способен держать и творить форму, вынашивать глубокие замыслы, вдохновляться, любить и беречь культуру лишь постольку, поскольку он приобщён к духовности в порядке любви и веры. Вера есть духовный язык инстинкта.. Культура начинается там, где духовное содержание ищет себе верную и совершенную форму» [5, с. 320]. В эпоху Просвещения, век Разума, время утверждения рационального типа управления общественным развитием, в содержании общественной жизни происходило смещение ценностей. Однако сторонники разума и прогресса не могли не видеть противоречия. Гений Канта предупреждал об опасности упования на безграничную мощь разума. Он считал, что рациональное познание мира само по себе в его глубинных сущностных основаниях невозможно. Утешением было то, что «благорасположенные» силы людей, прежде всего, моральный (практический) разум стоит выше теоретического рассудка. В его возможности направить человека на путь Добра и Красоты. Кант утверждал, что противоречие между духовными способностями человека -познавательным и ценностным отношением к миру - породит социальное напряжение. Культурное состояние противоречиво, например, в современном российском обществе при заниженном интеллектуальном уровне и отсутствии развитых эстетических вкусов утверждается массовая культура, являющаяся антиподом элитарной культуры.
Критическое отношение Канта к рационализму нашло отражение в использовании гносеологического подхода при рассмотрении становления культуры. Уже на докритическом этапе своего творчества философ преодолевал дуализм познавательного и ценностного отношения к миру, отыскивая связь между чувственностью и интеллектом, красотой и рассудком. Он писал: «Рассудочность...есть способность субъекта, при помощи которой он в состоянии представлять себе то, что по своей природе недоступно чувствам» [6, с. 83], т. е. познание начинается с чувств, переходит к рассудку и заканчивается в разуме. Культурное пространство интеллекта - это смысловой диалог с природой, обществом, с любым Другим. Отыскание смысла приводит к познанию, оценке и действию. Этот процесс обуславливает творческую направленность интеллекта. Во всех сферах деятельности человеческого сознания присутствует творчество. В творческом процессе опережающее отражение, отвлечение от объекта его существенных сторон (глубинное познание его сущности) требует фантазии и воображения, ибо «эти факторы позволяют связать наличную ситуацию с отсутствующей» [7, с. 175]. Кант отмечал эту особенность человеческого постижения мира: «Что воображение есть необходимая часть восприятия, об этом, конечно, не думал ни один психолог. Это происходит часто вследствие того, что эту способность ограничивают только деятельностью воспроизведения, а отчасти вследствие того, что предполагают, будто чувства не только впечатления, но даже и соединения их и производят образы предметов. Между тем, как для этого без сомнения, кроме восприимчивости к впечатлениям, требуется ещё нечто - именно функция синтеза впечатлений» [8, с. 223]. Вывод мыслителя указывает, что творческая возможность эстетического сознания существует уже на дологическом уровне его становления, определяя специфику основания интеллектуальной культуры в целом.
Уже на ранних этапах формирования человека, развития его эстетического сознания обнаруживается качество продуктивного воображения, полётной фантазии, позволяющих создавать новые образы и новые предметы. «Там, где появляется специфическое восприятие окружающего мира, на той грани, где оно начинает отличаться от способа чувственного восприятия, характерного для животного, - там появляется способность воображения, одна из элементарных форм фантазии.. Деятельность развитого воображения рождает новый продукт, новый образ, поэтому сила воображения с самого начала становится продуктивной, т. е. творчески производящей, а не воспроизводящей» [9, с. 52 - 62]. Взаимосвязь этих процессов в человеческом мозгу
создавала новое качественное условие, новые возможности для выхода за пределы чисто психических процессов восприятия и представления. Воображение и фантазия способствовали реализации более сложных отношений человека с миром - развитию абстрактного мышления, появлению новых форм познания мира, становлению культуры в целом. Важным источником становления идей культуры будущего являлась память о внутриутробной гармонии существования, рефлексии к красоте, проявляемая как «базовая перинатальная матрица 1» [10, с. 103-113]. Исследование современной культуры помогает выяснить её истоки, тенденции развития с точки зрения эволюции эстетического сознания. Надо понимать, что творчество это не только создание нового, но и поиск неизведанного. Поиск, который присущ мыслительным процессам, но и имманентно присущ человеческому началу в человеке. Творческое начало является условием выживания людей, но « лишь находясь в состоянии невыразимой мысли, мы оказываемся в состоянии страсти доказательства своего существования» [11, с. 37], т. е. созидании культуры (в утверждении в человеке человеческого).
Ещё до Канта философское осмысление культуры в эпоху Просвещения мыслителями (Декарт, Бэкон, Гоббс, Гельвеций, Юм, Руссо, Вико, Гердер) породило исследовательский сдвиг в проблематике. Наряду с концепцией совершенствования разума формируется концепция решающей роли воспитания и образования при влиянии окружающей среды в её историческом развитии. В концепции культурно-исторического прогресса подчёркивался историзм культуры, которая подразделялась на историю «естественную» (о фактах природы) и « гражданскую» (о жизни людей). Значимыми идеями философии культуры утвердились:
1) идея обоснования и конкретизации на историческом материале внутренней противоречивости исторического процесса;
2) идея о принципиальной необратимости исторического процесса;
3) идея закономерности развития культуры, исходя из соответствия условий данного места и времени;
4) идея, что именно культура отличает человека от животного при восхождении от низшего к высшему при целостном развитии природы;
5) идея, что культура изначально есть порождение творческой деятельности человека;
6) идея, что культура есть единство разума и умения;
7) идея, что культура формирует в человеке человеческое.
Противоречивый культурно-исторический прогресс в эпоху
Просвещения мифологизировал рационализм (но не разум) с его близоруким прагматическим отношением к природе, негативные последствия чего мы в настоящее время испытываем в экологической проблеме. Утверждение же разумности, в отличии от рационализма, помимо всего прочего связано с иррациональным, с эстетической интуицией, а через это с культурой, которая в своей целостности утверждает Красоту. О сущности красоты писал Николай Заболоцкий:
.Что есть красота, И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?
Существо эстетического начала проявляется в мере и гармонизации разнообразного. Эстетическое как отношение субъекта к объекту указывает на степень совершенства человека, его активную творческую роль. Эстетическая культура есть гармонизирующая основа метакультуры. Важна роль эстетического сознания в культуре, так как оно:
1) возвышает каждую форму деятельности до уровня одухотворённости;
2) определяет отношение человека к природе;
3) регулирует отношение человека к человеку, выдвигая эстетические критерии гармонии взаимоотношений;
4) формирует требования человека к окружающему миру, к вещам и предметам среды;
5) совершенствует познавательную активность человека;
6) участвует в художественной жизни, определяя отношение людей к художественным ценностям. [12, с. 18 - 20].
Эстетика И. Канта, исходящая из его философских взглядов, утверждала своеобразное видение развития культурно-исторического прогресса. В отличие от взглядов мыслителей эпохи Просвещения, утверждавших историзм культуры на основе эмпирических фактов, Кант осмыслял историю и культуру эстетическим образом. Он полагал, что надо исходить при гармонизации (целостности) культуры из рациональных априорных принципов, по-
этому теоретическая философия истории в форме науки по его мнению в принципе невозможна. Нам думается, что это спорное положение. Кант полагал, что теория исторического процесса есть субъективный способ философского осмысления развития культуры. Теологическая философия истории Канта конструирует её с позиции долженствования в соответствии с субъективными смыслами (что мыслю, так поступаю) в целостном культурно-историческом процессе. Философ обосновывал целостность, исходя из предпосылки «трансцендирующей» основы восприятия мира, ибо целостность сознания «предшествует всей информации, получаемой от органов чувств». При этом можно проследить в теологии культуры переход эстетики в «этикотеологию», что утверждало моральное совершенствование человечества по отношению к природе. Формирование эстетического вкуса - это принцип рефлексии. Акты рефлексии составляют сущность трансцендентного. Формообразующая сущность человека и красота есть неотъемлемые стороны единого человеческого существования: вне эстетического отношения человека к миру просто не может быть человека.
В качестве важнейшей идеи философии культуры, начиная с эпохи Нового времени, сформировалось представление о взаимосвязи природы и свободы в исследовательских аспектах - онтологическом, гносеологическом, моральном, социально-философском. Проблема свободы является вечной для философии, решение которой необходимо на каждом новом этапе развития философской мысли, исходя из накопленного опыта освоения мира и новых методологических подходов. Фундаментальная потребность в свободе необходима для всего живого. Природа детерминирована, как свобода духа. Если в материальной (прагматичной) сфере свобода ограничена, то в сфере духа проявляет оптимальную полноту. Культура и природа противоречиво взаимосвязаны как противоположности и как часть и продолжение. Дух, то погружён в природу, то господствует над ней. Тело человека является частью природы, а его сознание и разум стремится возвыситься над ней, создавая в воображении мир ценностей и новую модель мира, исходя из своих потребностей. Грань связи природного и человеческого тонка « Человеческое в человеке не имеет механизма естественного рождения... Нет поэтому и причины для проявления в нём человеческого, так как никого нельзя вынудить быть человеком» [11, с. 46]. Противоречивое развитие проблемы природы и свободы приобрело оригинальное звучание через эстетику у ос-
Библиографический список
новоположника немецкой классической философии. Человек, в критической философии Канта, существо двойственное; одновременно он принадлежит как «вещь в себе» миру природы (ноумен) и царству свободы как « вещь для нас» (феномен). Он представлен в физическом, психологическом, моральном и эстетическом состояниях. Согласно Канту, природа - это всё, что существует, а свобода то, что должно быть. Красота созидается на основе свободы. Человек реализует свои природные задатки, творя красоту. Природа имеет своей «целью» становление культуры в историческом развитии. Культурологическое рассмотрение эстетической концепции определило оппозиции «природа - свобода», «реальность - идеал» «сущее - должное». Новаторский подход Канта оказался теоретическим перспективным. Ф. Шиллер в решении проблемы природа и культура утверждал реальную свободу человека через создание эстетической среды. Он не был согласен с идеей Канта о моральном ограничении в творческом созидании красоты в культуре. Он писал: «Одна из важнейших задач культуры состоит в том, чтобы подчинить человека форме уже в чисто физической жизни и сделать его эстетическим» [13, с. 329]. Таким образом, анализ становления идей философии культуры мыслителей прошлого выявил глубинную значимость и перспективность реализации этих идей и в современной философии культуры. Актуальными направлениями изучения современной культуры должно явиться создание программ:
а) совершенствование разума познающего субъекта;
б) детальное изучение процесса создания искусственного коллективного продукта;
в) содержания матрицы развития культуры как целостности исторического процесса;
г) утверждение в культурологической мысли единой целостной теоретической конструкции.
На наш взгляд, на современном этапе развития культуры особую значимость приобретает применение аксиологического подхода к её формированию, а именно, утверждение духовных ценностей ноосферной цивилизации. Так как важнейшим фактором развития культуры является техника, актуальным направлением её исследования нужно считать культурологическую проблематику техники, её гуманистические и ценностные аспекты. Осмысление содержания данных направлений создаёт фундаментальные предпосылки для глубинной метафизической системы становления современной культуры.
1. Пивоев В.М. Философия культуры. Москва: Академический Проект, 2009.
2. Фохт В.А. О постановке основной проблемы эстетики у Канта и Когена в связи с критикой основных понятий и принципов, применённых Кантом к её решению. Б.А. Фохт. Избранное (из философского наследия). Москва, 2003: 195 - 262.
3. Налимов В.В. Спонтанность сознания. Москва: Прометей, 1989.
4. Кант И. Критика способности суждения. Кант И. Основы метафизики нравственности. Москва: Мысль, 1999: 1007 - 1374.
5. Ильин И.А. Одинокий художник. Москва: Искусство, 1993.
6. Кант И. Метафизические начала естествознания. Кант И. Собрание сочинений: в 6 т. Москва: Мысль, 1966; Т. 6: 53 - 175
7. Быстрова А.Н. Культурное пространство: сущность и структура. Новосибирск: ЗАО ИПП «ОФСЕТ», 2014.
8. Кант И. Критика чистого разума. Собрание сочинений: в 6 т. Москва: Мысль, 1964; Т.3.
9. Ильенков Э.В. Об эстетической природе фантазии. Вопросы эстетики. 1964; 6: 46 - 92
10. Гроф С. Области человеческого бессознательного: опыт исследования с помощью ЛСД. Москва: ИНИОН, 1994.
11. Мамардашвили М. Эстетика мышления. Москва: Московская школа политических исследований, 2000.
12. Каган М.С. Эстетическое сознание как феномен культуры. Культура и эстетическое сознание: межвузовский сборник. Петрозаводск: ПетрГУ, 1989: 16 - 27.
13. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека. Собрание сочинений: в 7 т. Москва, 1957; Т. 6: 251 - 359. References
1. Pivoev V.M. Filosofiya kul'tury. Moskva: Akademicheskij Proekt, 2009.
2. Foht V.A. O postanovke osnovnoj problemy 'estetiki u Kanta i Kogena v svyazi s kritikoj osnovnyh ponyatij i principov, primenennyh Kantom k ee resheniyu. B.A. Foht. Izbrannoe (iz filosofskogo naslediya). Moskva, 2003: 195 - 262.
3. Nalimov V.V. Spontannost'soznaniya. Moskva: Prometej, 1989.
4. Kant I. Kritika sposobnosti suzhdeniya. Kant I. Osnovy metafiziki nravstvennosti. Moskva: Mysl', 1999: 1007 - 1374.
5. Il'in I.A. Odinokijhudozhnik. Moskva: Iskusstvo, 1993.
6. Kant I. Metafizicheskie nachala estestvoznaniya. Kant I. Sobranie sochinenij: v 6 t. Moskva: Mysl', 1966; T. 6: 53 - 175
7. Bystrova A.N. Kul'turnoe prostranstvo: suschnost'i struktura. Novosibirsk: ZAO IPP «OFSET», 2014.
8. Kant I. Kritika chistogo razuma. Sobranie sochinenij: v 6 t. Moskva: Mysl', 1964; T.3.
9. Il'enkov 'E.V. Ob 'esteticheskoj prirode fantazii. Voprosy 'estetiki. 1964; 6: 46 - 92
10. Grof S. Oblasti chelovecheskogo bessoznatel'nogo: opyt issledovaniya s pomosch'yu LSD. Moskva: INION, 1994.
11. Mamardashvili M. 'Estetika myshleniya. Moskva: Moskovskaya shkola politicheskih issledovanij, 2000.
12. Kagan M.S. 'Esteticheskoe soznanie kak fenomen kul'tury. Kul'tura i 'esteticheskoe soznanie: mezhvuzovskij sbornik. Petrozavodsk: PetrGU, 1989: 16 - 27.
13. Shiller F. Pis'ma ob 'esteticheskom vospitanii cheloveka. Sobranie sochinenij: v 7 t. Moskva, 1957; T. 6: 251 - 359.
Статья поступила в редакцию 26.09.16