Таким образом, поддержка музеев на муниципальном ства и развитие новых направлений и образовательных техноуровне, укрепление и расширение профессиональных контак- логий могут стать гарантом успешной модернизации школь-тов музейных работников, консолидация музейного сообще- ных музеев в современных условиях.
Библиографический список
1. Музей образовательного учреждения: проблемы, опыт, перспективы: сборник нормативно-правовых и методических материалов / под ред. В.А. Орловой. - Новосибирск: Музей истории развития образования, 2010.
2. Наша эпоха и образовательные проблемы людей // Нам нужна иная школа: Аналитический сборник по вопросам педагогики. - Москва: Академия управления, 2008.
3. Платонова, О.В. Арттерапия в художкственном музее: учебное пособие для студентов гуманитарно-художественных вузов /
О.В. Платонова, Н.Ю. Жвитиашвили. - СПб.: Спецлит, 2000.
4. Круглый стол № 4. Роль школьных музеев в переходе общеобразовательных учреждений на федеральные государственные стандарты // Инновационные процессы и технологии в образовании - стратегии, риски, перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Новосибирск: НИПКиПРО, 2011.
5. Когай, Е.А. Экология культуры: предметное поле исследования // Социально-гуманитарные знания. - 2002. - Вып. 5-6.
6. Нагорский, И. В. Музей как открытая педагогическая система // Педагогика. - 2005. - № 4.
Bibliography
1. Muzeyj obrazovateljnogo uchrezhdeniya: problemih, opiht, perspektivih: sbornik normativno-pravovihkh i metodicheskikh ma-terialov / pod red. V.A. Orlovoyj. - Novosibirsk: Muzeyj istorii razvitiya obrazovaniya, 2010.
2. Nasha ehpokha i obrazovateljnihe problemih lyudeyj // Nam nuzhna inaya shkola: Analiticheskiyj sbornik po voprosam pedago-giki. - Moskva: Akademiya upravleniya, 2008.
3. Platonova, O.V. Artterapiya v khudozhkstvennom muzee: uchebnoe posobie dlya studentov gumanitarno-khudozhestvennihkh vuzov / O.V. Platonova, N.Yu. Zhvitiashvili. - SPb.: Speclit, 2000.
4. Kruglihyj stol № 4. Rolj shkoljnihkh muzeev v perekhode obtheobrazovateljnihkh uchrezhdeniyj na federaljnihe gosudarstvennihe standartih // Innovacionnihe processih i tekhnologii v obrazovanii - strategii, riski, perspektivih: materialih Vserossiyjskoyj nauchno-prakticheskoyj konferencii. -Novosibirsk: NIPKiPRO, 2011.
5. Kogayj, E.A. Ehkologiya kuljturih: predmetnoe pole issledovaniya // Socialjno-gumanitarnihe znaniya. - 2002. - Vihp. 5-6.
6. Nagorskiyj, I. V. Muzeyj kak otkrihtaya pedagogicheskaya sistema // Pedagogika. - 2005. - № 4.
Статья поступила в редакцию 23.05.11
УДК 130:398.3+37.01: 930.26
Ezhov B.C. THE ORIGIN OF RELICT HUMAN AESTHETIC (PHILOSOPHY OF HISTORY RECONSTRUCTION). The article examines the issue of cultural human in its optimum integrity. Focus not only on the aesthetic aspects of life of ancient human in the process of Paleolithic culture, but also to study the characteristics of aesthetic consciousness exactly - historical person, him creative abilities.
Key words: aesthetic consciousness, archeology, ancient tools, improving, epoch, harmony, human development, mythology, spirituality, beauty.
В.С. Ежов, канд. философ. наук, доцент СибГУТИ, г. Новосибирск, Email: [email protected]
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЭСТЕТИКИ ДРЕВНЕГО ЧЕЛОВЕКА (ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ)
В статье анализируется проблема возникновения культурного человека в его оптимальной целостности. Акцент делается не только на эстетические стороны жизнедеятельности древнего человека в процессе формирования палеолитической культуры, но и на исследование характеристики эстетического сознания конкретно - исторического человека, его творческих возможностей.
Ключевые слова: эстетическое сознание, археология, древние орудия, совершенствование, эпоха, гармония,
развитие человека, мифология, духовность, красота.
Раскрытие духовного потенциала человека палеолитиче- хода к рассмотрению в методологическом плане различных
ской культуры является не только археологической пробле- содержательных аспектов (задач) культуры общества и кон-
мой. Новейшие исследования по затрагиваемой проблеме в кретного человека в их историческом развитии.
научной литературе (философии, эстетике, культурологии, В решении данной проблемы вырисовываются противо-
истории, педагогики) указывают на интерес к проблеме вре- положные точки зрения зарубежных и отечественных иссле-
мени становления общественного культурного человека, со- дователей, в частности, в археологической литературе [2, 7, 8,
держанию его жизнедеятельности, сапиентности, творческих 10]. Время появления человека культурного - это ашель,
возможностей субъекта внебиологической деятельности [1]. время которого около 1-0,2 млн. лет тому назад - эпохи фор-
Формирование эстетического отношения, эстетической дея- мирующейся всеобщей и частных эстетических форм соци-
тельности у палеочеловека связано с развитием его сознания и альной жизнедеятельности охотников и собирателей (согласно
эстетических чувств. Исследование истоков сознания в фи- нашей концепции). Становление социокультурного основа-
логенезе актуально проясняет взгляд на его дальнейшее раз- ния древнего человека представляет собой начало нового,
витие и в современных сложных процессах эстетического высшего этапа развития психического отражения действи-
освоения действительности и на уровне онтогенеза (эстетиче- тельности, - переход к сознательной деятельности. Воз-
ского воспитания в раннем детстве). Проникновение в сущ- никновение и развитие эстетической культуры палеочеловека
ность эстетического способствует углублению научного под- (сапиентности) есть тысячелетний процесс развития в челове-
ке человеческого (концептуальный подход) как проявление родовой сущности конкретно - исторического человека. Неоднозначное решение данной проблемы посредством известного антропологического критерия (гоминоидной триады) выявляет наличие прямохождения, развитие руки, увеличения мозга; при социологическом критерии - систематическое изготовление орудий, коллективную деятельность, наличие речи; при эстетическом критерии - способность субъекта идеально целостно отражать универсальные (формальные) признаки эстетического - гармонию, симметрию, пропорцию, ритм, соразмерность, форму и цвет при восприятии «меры каждого вида» в конкретной - исторической преобразовательной деятельности древнего человека «по законам красоты» - закона соответствия формы материалу, закона конструктивной целостности формы (художественной), закона модификации эстетического, закона нейтральности эстетического по отношению к конкретным свойствам своего носителя, закона моноканальности эстетической информации, закона эстетической условности, закона эстетического уподобления, закона эстетического сопереживания, закона взаимопроникновения содержания и формы.
Исследователи основываются на очерченных (наглядных) объектах первобытной культуры - артефактах предыдущих эпох, как проявление мыслепорождающих актов (интенции) деятельности древнего человека каменного века (палеочеловека), начиная с эпохи нижнего палеолита, эпохи возникновения, становления и развития (генезиса) культурного человека. Методологически обоснованным является в современной науке философско - эстетический подход к анализу материальной и духовной культуры наших далёких предков. Нам думается, что новое направление (как вклад в научное исследование) в решении проблемы можно назвать «палеоэстетикой» в исторической науке, прежде всего в археологии, которая накопила информацию не только о материальной культуре древнего человека. Её решение подробно рассматривается в авторской работе [6]. «Поэтому теперь и становится особо актуальной задача обратиться к познанию интеллектуальных достижений палеолитического человека, изучение его духовного мира» [8, с. 44].
В данной статье положено выявление эстетического потенциала развития первобытности в Сибири, в частности социокультурного варианта, - эстетики археологической культуры поселений Мальты и Бурети. Нами рассматривается первобытность как универсальное основание сохранения и воспроизводства наличных социальных форм жизнедеятельности (выживания) древнего человека, знаково оформленных под влиянием прежде всего природных условий. При философско
- эстетическом методологическом подходе автор концептуально рассматривает эстетическое как целесообразную целостность формообразующей жизнедеятельности древних людей, связанной с познанием, творческой свободой и духовным наслаждением.
Формирование эстетического отношения, эстетической деятельности у палеочеловека связано с развитием его сознания и эстетических чувств. Проникновение в сущность эстетического, содержательный анализ культуры древнего человека способствует углублению научного подхода к рассмотрению в методологическом плане и различных аспектов (задач) культуры в ее историческом развитии. Исследование истоков сознания в филогенезе актуально проясняет взгляд на его дальнейшее развитие и в современных сложных процессах эстетического освоения действительности и на уровне онтогенеза (эстетического воспитания в раннем детстве). Рассмотрение ранних фаз (стадий) эволюции становления человека разумного (морфогенез и культурогенез) есть процесс эстетики формообразования древних «безполезных» орудий, который недостаточно изучен в археологии при морфологическом, трасологическом, технологическом и планиграфическом анализе [2].
Мы считаем, что важнейшим основанием появления эстетических способностей в родовой сущности человека послу-
жил унаследованный от наших далёких предков высокий уровень оптимального психофизиологического отражения действительности, т.е. исторически пластично изменчивого. В становлении человека разумного, его эстетических отношений, природное предшествовало духу, биологическое социальному, инстинктивное сознательному, бесцельное целеполаганию, рефлекторное осмысленному. В результате гармонизирующей эволюции возникли генетически врожденные и закрепленные в социуме человеческие черты (механизмы) биологии антропоидов, имманентные силы (гаптические коды, чувственный конкрет, эмоциональные константы и пр.), их психофизиологические особенности при восприятии универсальных свойств природы, формальных основ эстетического - формы, цвета, ритма, симметрии, пропорции. Потенциальная способность человека стала обязательным (бессознательным) изначальным условием осуществления трудовой деятельности (формообразования орудийности), возникновения эстетического сознания (сознания вообще). Человек воспринимал информацию о целостности высокого уровня, творчески преобразовывал в практической деятельности.
Исследования жизнедеятельности древних людей на ранних этапах становления общества, анализ орудийной деятельности помогает высказать идею о том, что генезис эстетического сознания есть диалектический процесс доминирования определенных содержательных состояний субъекта деятельности, познания и переживания (теория положительных эмоций П.В. Симонова). Он проходит ряд взаимосвязанных стадий диалектически необратимых процессов развития по закону отрицания с доминированием сущностных характеристик. Согласно выдвигаемой автором концепции генезиса эстетического сознания древнего человека выделяются три стадии развития:
- стадию праксических эмоций эпохи галечных орудий, характерным признаком которой является врожденная рефлекторная - интуитивная двигательная деятельность (наличие гаптических кодов), которая отражала способность воспринимать формальные признаки эстетического (форму, цвет) и формировала психофизиологическое удовольствие от выбранного природного орудия (позднее целенаправленно сделанного), восприятия его утилитарной целесообразности; ему свойственна практическая пригодность, эффективность, необходимая целесообразность:
Рис.1 Олдувайский чоппер
- стадию эстетической рефлексии эпохи ашеля, характерной особенностью которой является зарождение познания (развитие абстракции) свойств качества камня как основного орудийного материала и ассоциативное восприятия (переживания) его формы, а также приобретение навыков, умение и сноровка формообразования орудий, ассоциативное созидания их образцов по аналогии, по смежности, по контрастности; развитие когнитивных способностей; развитие воображения и фантазии; зарождение исторически мифологического целостного восприятия мира как начальной духовной сферы деятельности древнего человека:
Рис.2 Ашсльскне рубила
- стадию эстетического чувства эпохи конца ашеля - мустье, с которой можно связать наличие формирующегося абстрактного мышления, развитие рациональной интуиции, а также осознание эстетических поисков новых форм первобытных орудий, появление ценностей в многообразной эвристической направленности, развитие креативных способностей при господстве эсте-тико - мифологическом восприятии действительности:
Рис. 5
На всех стадиях развития эстетического сознания мы имеем дело с конкретной чувственностью и целостностью отражения.
В целесообразной ориентации «коллективный разум» древних людей был «проясняющим» сознанием, возвышающимся над рефлекторно - бессознательным и пограничными подсознательными психическими процессами, подымающимся из тёмных глубин психического к сверхсознательному (по К. Юнгу). При этом процесс образования древних орудий органично (гармонично) связан с регуляцией их содержатель-
Листовидные острия ной и функциональной целесообразности и целенаправленности на эмоционально - интуитивном или рационально - рефлексивном архетипических бинарных уровнях. Происходило сбрасывание старой (бессознательной) целесообразной формы существования, происходила целенаправленная (осознанная) перестройка общественных отношений в их историческом содержании, формирование всеобщей и частных форм эстетической жизнедеятельности охотников и собирателей. Целепо-лагание есть сознательное отражение целесообразной структуры социальной деятельности. Оно возникает в конкретно -
чувственном отражении, а конкретно, первоначально в орудийной деятельности древнего человека. Труд явился основной формой деятельности человека в становлении его родовой сущности в соорганизованности (гармонизации) позднее с различными социальными практически - духовными формами (магия, обряды, культы) и духовно - практическими (мифология, искусство) в первобытной культуре. «В конечном счете мы не так уж отличаемся от этих людей, и многим из того истинного и полезного, что так бережно охраняем, мы обязаны нашим грубым предкам, накопившим и передавшим нам по наследству фундаментальные представления, которые мы склонны рассматривать как нечто самобытное и интуитивно данное» [12, с. 251].
Орудийность становится основой жизнедеятельности древнего человека. Индустрия первоначальной олдувайской (галечной) культуры явилась результатом активной деятельности далёкого предка умелого, в которой «характерно доминирование простых форм изделий из целых галек...» [5, с. 159]. Иначе говоря, начинается архаичная эстетика простых форм! Этот этап и признается за начало собственно человеческой культуры палеолита, а предсубъект этого труда - первым человеческим существом. Процесс формообразования орудий развивает эстетическую культуру древнего человека, его творческие возможности, утверждает свободу волеизъявления его эстетического начала, нарастающую силу его способностей - воображения, фантазии, рефлексии, интуиции, интенции, ассоциативной образности по аналогии, по смежности, по контрасту. Эстетическое начало: а) направлено не на воспроизводство объекта, а на воспроизводство субъекта, хотя первоначально взято и через объект его деятельности;
б) оно снимает и преодолевает конкретно - односторонний частичный вид деятельности (стихийное созидание орудия), формирует у субъекта мотивы, выходящие за рамки частичного вида деятельности, развивает в нем универсальный (целостный) подход к миру, собственной орудийной практики.
Орудия совершенной целостной структуры, выраженной в целесообразной и целенаправленной форме, обладает устойчивыми пропорциями, симметрией, что свидетельствует об утверждающейся культурной развивающей мифологической традиции, осознанием древним человеком бесконечности и неисчерпаемости бытия, сакральной тайны его гармоничной красоты, связи камня с небом. Красота - это бесконечность тайны, выраженная в законченной форме. Она есть упорядоченное и организованное формообразование. Ее постепенное появление в тысячелетней жизнедеятельности древнего человека явилось необходимым условием развития его самосознания. Человек, основанный на унаследованных природных признаках (гаптические коды, эмоциональные константы, чувственный конкрет) в закрытости предсказания будущего, рождал мысль и красоту в настоящем, акте сознательного созидания которых целиком содержался в конкретноисторическом мгновении, в неделимом настоящем.
Мы считаем, что причиной (основанием) раздвоение в познании реальности стало появление ценностного отношения у древнего человека, зарождение духовности, рефлексивных смыслов. Ценность выступала способом избирательного отношения к определенным фактам, исходя из тех или иных установок (ментальности) исторического человека. К примеру, по мере исторического созидания древним человеком первых орудий, артефактов первобытной культуры формировались утилитарные и эстетические ценности. Формирование и развитие эстетической рефлексии рождало размышление и переживание как историческую «экзистенциальную клеточку» эстетического сознания, обогащение внутреннего мира древнего человека. Оптимальная (целостная) форма орудий выражала созревшую идею совершенства и, наоборот, историческое совершенствование технологических функций орудийных инструментов, эстетических вкусов мастера ведет к соз-
данию полноты меры сущности и содержания объекта, т.е. к выявлению ее законосообразности. Объективным критерием различения стадий становления структуры эстетического сознания и эстетической деятельности в формирующихся эстетических отношениях палеолитического человека является развитие технических навыков обработки камня. При этом процесс образования орудий органично (гармонично) связан с их содержательной и функциональной целесообразностью и целенаправленностью. Уже человек ашельской культуры, создавший их, обладал абстрактным мышлением, идеей творения орудия, значит определенными знаниями, реализуя свои зарождающиеся эстетические чувства. С этим процессом возможен был отлет мыслей от реальности (образование магии, мифов, религии). Солидарны с археологами специалисты экспериментально-технологических исследований в том, что в эпоху развития ашельской культуры появляются необычные бифасы - изделия, «от которых трудно оторвать глаза. Одни поражают своей совершенной формой, целесообразной и красивой обработкой, размерами или тонкостью сечения, другие интересны тщательной ретушью, изящно охватывающей всю поверхность изделия. Наверное, нет более красивого и, я бы сказал, волнующего орудия каменного века, чем бифас или, как его еще называют, ручное рубило» [11, с. 47].
Первое местонахождения орудий а палеолитической культуры Сибири были обнаружены в пади Малый Кот, в долине р.Куди, в Усть-Канской пещере на Алтае, около г. Горно-Алтайска (Ойрот-Тура), на р. Улалинка, у села Фили-мошки в долине р. Зеи, а также в бассейне Амура. Например, орудиям древнего человека Сибири (стоянка в Денисовой пещере) была ещё свойственна архаичная эстетика нижнего палеолита. По форме рабочего края она напоминает собой обычно для палеолита Сибири большие овальные скрёбла. Однако отличается от них своей подчеркнутой примитивностью выраженной в первобытной технике формообразования. Эстетика архаики выразилась в использовании гальки в исходном, почти необработанном виде. Творческую свободу и волю являл древний мастер в получении оббитого лезвия, выпуклость очертания которого в основе соответствует естественной форме гальки. Всё это указывает на имеющиеся закономерности производства древних орудий и напоминает по форме и способу обработки галечные орудия чопперы из Пенджаба и Африки, предшествующие рубилам эпохи палеолита.
Рассмотрение археологического материала древних поселений Мальта и Бурети выявляет не только общие закономерности становления материальной и духовной культуры, но и своеобразие локальных вариантов сибирского палеолита. Каменные орудия данных поселений по сути совпадают по облику при формообразовании по времени с классическими позднеориньякскими и перегордьенскими памятниками в Западной Европе, а также каменными изделиями раннемадлен-ского времени Мезенской палеолитической стоянки (по Г ера-симову М.М.). Сделанный им анализ выявил сходство в изготовлении мелких орудий, изготовленных преимущественно на пластинах - проколки, резцы, острия, которые «варьируются по форме и по функциональному назначению» [4, с. 45]. Имеются скребки высокой формы сходные с классическими стоянками ориньяка на Западе. Отличие в скребках с прямым рабочим лезвием. Таковы и специализированные эстетические формы орудия, а именно, острия - проколки в двух вариантах: а) с одним клювовидно - изогнутым остриём; б) с двумя остриями на одном и том же конце пластинчатого отщепа. Вместе с тем выделенные в орудиях ориньякские признаки в технике и в форме, а именно, высокие нуклевидные скребки, пластины с боковыми выемками, нередко с эстетикой тщательной обработки. Надо полагать, что эстетическая сопряженность палеолитической культуры Мальты и Бурети была связана с палеолитом Европы не только исходя из общих исторических условий, географической среды и наследствен-
ности, закономерностей формообразования орудий, но и миграционными процессами при взаимовлиянии культур,.
Однако эстетический потенциал культуры палеолита племён на берегах Ангары обнаруживает своеобразный социокультурный локальный вариант в связи с местными условиями. Например, основным азиатским элементом в эстетике всеобщей формы жизнедеятельности охотников и собирателей является наличие крупных, массивных и тяжёлых орудий, изготовленных из речных галек, расколотых пополам. Это чопперы - сечки, подобные эстетике ручным рубилам шель-ского типа, сохранивших галечную корку на конце противоположному лезвию. Архаичная эстетика подобных орудий появилась на очень ранних этапах истории палеолитического человека на юге Азии, сохраняющаяся позднее долгие годы.
Западноевропейский уровень палеолитической культуры Мальты и Бурети прослеживается и в других сферах существующей всеобщей охотничье формообразующей жизнедеятельности, эстетически значимой для её обитателей. Сходство объясняется закономерным влиянием одинаковой природной среды как фактора культурогенеза конца ледниковой эпохи и выросшего в условиях одинакового образа жизни и хозяйства. Например, эстетика строительства формы жилищ из костей мамонта [4, с. 73]. Так и краманьонец владел сложными техническими приёмами обработки кости, особенно бивней мамонта, более того применял её и для музыкальных целей [1, с. 79].
К высокоразвитому искусству данных стоянок можно отнести наличие типичной эстетики женских статуэток. Например, не случайно так много общего у эскимосов 17-18вв. с историческими палеолитическими племенами Европы и Сибири в созидании «палеолитических Венер» по их характерной эстетико - художественной трактовке и позе. Сходство можно видеть в однообразии техники, отвлечённости изображений. Подобное можно обнаружить и в резьбе по кости. Реалистическое искусство имело своё основание в условиях жизни, а именно, в эстетической ситуации осёдлости людей того времени. «На высших ступенях культуры человек стремится к покою, т.е. минимуму труда. Добытое таким путем свободное время и самый первобытный народ умел использовать для высших целей, используя оставшееся время в искусстве, играх в спорте. Эта закономерность ... физического и духовного совершенствования» [3, с. 17-18 ]. Так же, как осёдлые чукчи и коряки, недавнего прошлого эскимосы, древние обитатели Мальты и Бурети, жившие в условиях Арктики, имели достаточно пищи и досуга для художественной резьбы из бивней мамонта, костей животных и мягкого камня. Известная находка костяного предмета названного «жезл начальника» культуры данного периода.
Характерной тенденцией для эстетики художественного творения статуэток восточного цикла при изображении женщин стало формирование локально - стилевой манеры сидящих фигур из бивней мамонта. Тенденция к реалистичному изображению лица долее всего выражало индивидуальность человека - тщательное изображение причёски, их разнообразие, женские особенности как худоба, полнота, стеатопигия, наличие татуировки [4, с. 67]. Например, известные женские статуэтки из Мальты и Бурети с монголоидными чертами лица. Надо полагать, что обитатели этих поселений в подобных статуэтках выражали (согласно нашей концепции) в зарождающихся мифах - основах идею о женщине - прародительнице, а также хранительнице души умершего (производный миф). Древний человек в свободном развитии смог осознать рождение мифов и стал осваивать и творить собственную
Библиографический список
историчность эстетических форм жизнедеятельности, развитие которых привело закономерно к возникновению первобытного искусства.
Сходство с западноевропейским искусством проявилось и в изображении зверей и птиц, рыб, змей и мамонтов. Следует подчеркнуть, что художественных образах зверей и птиц мифологическое мышление древних людей выражало космогонические идеи о трёх взаимосвязанных мирах, эстетически значимых, о небесном (возвышенном), земном (прекрасном), преисподней (безобразной). Так на обнаруженной пластине (возможно амулет - оберег) из бивня мамонта изображение мохнатого слона из погребения с мальчиком могло выражать тотемного родоначальника. Это известно по многим мифам и легендам аборигенов Сибири. Подобное можно увидеть в изображениях птиц, воплощающих души умерших. Его наглядная исповедь явилась миру бесценным сокровищем, как «рождение нового человека в теле человека ветхого». Поисковая эстетическая активность человека создает новые условия для реализации возможностей, творческих действий. Эстетически развитый разумный человек не только может изменить ситуацию наличную (ситуативное мышление), но и изменить отношение, систему (надситуативное мышление); может создать «Я - концепцию», самоутвердить себя, организовать Новое (Иное) на уровне познания законов красоты природы, общества и самого себя.
Современное исследование в археологии обнаруживают у обитателей Мальты и Буреть высокий уровень астрономических знаний, наличие солнечного и лунного календарей. В работах рассматривается синкретичное мифологическое виртуальное видение древним человеком мироздания в числах, образах и мифах, гармония фундаментальных закономерностей природы и форм социума. Её рассмотрение прослеживается в аналитическом, геометрическом и содержательном планах. Обитатели этих поселений познавали единения законов формообразования и мироустройства в их универсально-ом значении, позновали гармонию, структурный порядок, эстетическое совершенство. Обладая «преднаучным чутьём и художественным вкусом» они предчувствовали фундаментальные основы мироздания, закономерности природы, воплощая их в «синкретично сложной идее форме». Наличие подобного археологического материала указывало на дифференциацию изделий древних мастеров на утилитарно - предметного назначения и знаково-символические, т.е. на духовно эстетические в своей выразительности и изобразительности в просветленном сознании древнего человека. «Конечно, как на ранних, так и на поздних стадиях развития знакового поведения определенное место в нем занимали и занимают бессознательные или подсознательные психические действия» [13, с. 89]. Постепенно у людей развивалось чувство эстетической дистанции от утилитарной полезности, выделение эстетической деятельности в самостоятельную сферу, танцы охотников (искусство). Таким образом, палеолитическая культура конкретных стоянок Мальты и Бурети обнаруживают богатый эстетический потенциал всего образа жизни древних обитателей.
Осмысленное освоение окружающей действительности и «укрупнение» внутреннего мира человека закономерно являло процесс формирования эстетических отношений, эстетической деятельности, эстетического сознания и подчинения их основной цели социальной первобытности - саморазвитию, духовному обогащению и утверждению родовой сущности культурного человека!
1. Бибиков, С.Н. Древний музыкальный комплекс из костей мамонта: Очерк материальной и духовной культуры палеолитического человека. - Киев, 1981.
2. Волков, П.В. Эксперимент в археологии. - Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2010.
3. Вейлэ, К. Механическая технология первобытных народов. К истории орудий труда. - М.; - Л., 1924.
4. Герасимов, М.М. Памятники дородового общества Прибайкалья. - Иркутск: Оттиск, 2007.
5. Деревянко, А.П. Палеолитоведение / А.П. Деревянко, С.В. Маркин, С.А. Васильев. - Новосибирск: Наука,1994.
6. Ежов, В.С. Истоки эстетического сознания: (опыт философско-эстетической реконструкции). - Новосибирск: Наука, 2009.
7. Куценков, П.А. Начало. Очерки истории первобытного и традиционного искусства. - М.: Алетейя, 2001.
8. Ларичев, В.Е. Мальтийская пластина из бивня мамонта. Счетная календарно-астрономическая таблица древнекаменного века Сибири. -Новосибирск, 1986.
9. Маркарян, Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. - Ереван, 1973.
10. Моэн, Ж.-П. Предисловие к первому тому. Доисторический период в действии. Современное состояние исследований (1988-2000). История человечества: в 8 т. - М.: МАГИСТР-ПРЕСС, 2003. - Т. 1
11. Ранов, В.А. Древнейшие страницы истории человечества. - М.: Просвещение, 1988.
12. Фрезер, Дж. Золотая ветвь. - М., 1983.
13. Шер, Я.Н. Происхождение знакового поведения. - М.: Научный мир. - 2004.
Bibliography
1. Bibikov, S.N. Drevniyj muzihkaljnihyj kompleks iz kosteyj mamonta: Ocherk materialjnoyj i dukhovnoyj kuljturih paleoliti-cheskogo cheloveka. - Kiev, 1981.
2. Volkov, P.V. Ehksperiment v arkheologii. - Novosibirsk: Izd-vo IAEhT SO RAN, 2010.
3. Veyjleh, K. Mekhanicheskaya tekhnologiya pervobihtnihkh narodov. K istorii orudiyj truda. - M.; - L., 1924.
4. Gerasimov, M.M. Pamyatniki dorodovogo obthestva Pribayjkaljya. - Irkutsk: Ottisk, 2007.
5. Derevyanko, A.P. Paleolitovedenie / A.P. Derevyanko, S.V. Markin, S.A. Vasiljev. - Novosibirsk: Nauka,1994.
6. Ezhov, V.S. Istoki ehsteticheskogo soznaniya: (opiht filosofsko-ehsteticheskoyj rekonstrukcii). - Novosibirsk: Nauka, 2009.
7. Kucenkov, P.A. Nachalo. Ocherki istorii pervobihtnogo i tradicionnogo iskusstva. - M.: Aleteyjya, 2001.
8. Larichev, V.E. Maljtiyjskaya plastina iz bivnya mamonta. Schetnaya kalendarno-astronomicheskaya tablica drevnekamennogo veka Sibiri. - Novosibirsk, 1986.
9. Markaryan, Eh.S. O genezise chelovecheskoyj deyateljnosti i kuljturih. - Erevan, 1973.
10. Moehn, Zh.-P. Predislovie k pervomu tomu. Doistoricheskiyj period v deyjstvii. Sovremennoe sostoyanie issledovaniyj (1988-2000). Istoriya chelovechestva: v 8 t. - M.: MAGISTR-PRESS, 2003. - T. 1
11. Ranov, V.A. Drevneyjshie stranicih istorii chelovechestva. - M.: Prosvethenie, 1988.
12. Frezer, Dzh. Zolotaya vetvj. - M., 1983.
13. Sher, Ya.N. Proiskhozhdenie znakovogo povedeniya. - M.: Nauchnihyj mir. - 2004.
Статья поступила в редакцию 31.05.11
УДК 130+371.65
Shorina D.E. MUSEUMS OF ESTABLISHMENTS OF INITIAL VOCATIONAL TRAINING IN THE MUSEUM NETWORK OF ALTAI REGION. Here is analyzed the museum network as system of actualization of a regional heritage. It is considered the place of museums of establishments of initial vocational training (IVT) in a museum network of Altai territory. The typology and classification of museums of establishments of IVT is presented in the article.
Key words: museums of establishments of initial vocational training, typology and classification, a museum network of Altai territory.
Д.Е. Шорина, асп. АлтГАКИ, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
МУЗЕИ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МУЗЕЙНОЙ СЕТИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Анализируется музейная сеть как система актуализации регионального наследия. Рассматривается место музеев учреждений начального профессионального образования (НПО) в музейной сети Алтайского края. Представлена типология и классификация музеев учреждений НПО.
Ключевые слова: музеи учреждений начального профессионального образования, типология и классификация, музейная сеть Алтайского края.
Формирование и изменения структуры музейного мира обусловлено экономическими условиями в стране и потребностями социума. Теоретическое осмысление проблем музеоло-гии нашло отражение в опубликованных статьях и других научных работах [1; 2; 3; 4]. Особое внимание исследователями уделяется рассмотрению структуры музейной сети как системы, позволяющей сохранять и актуализировать региональное наследие. Изучение ее структуры имеет важное значение для последующей работы отдельного музея, осознания его социокультурной функции и общественного предназначения [4, с. 22]. Поэтому определение места и значения музеев отдельных профилей, типов не представляется возможным без структурного описания и анализа существующей музейной сети региона.
В Алтайском крае существует сложившаяся музейная сеть, включающая в себя различные музеи. Музеи учреждений начального профессионального образования (НПО) края, яв-
ляясь социокультурными учреждениями, в своей деятельности, также как и другие музеи, зависят от масштаба своих коллекций, типа, вида и профиля. Для того, чтобы нагляднее представить место музеев учреждений НПО в музейном пространстве региона, следует рассмотреть и сравнить различные классификационные подходы, существующие в настоящее время в ученом мире.
Следует отметить, что в нашей стране классификация музеев традиционно осуществляется по нескольким направлениям, различающимся по организационным, правовым и содержательным признакам, существенным для создания и «развития музейной сети и для всей музейной деятельности» [5, с. 21].
В соответствии с этими направлениями, музеи подразделяются по принадлежности, профильным группам, масштабу деятельности, статусу и типам. В конце 1980-х гг. Д.А. Ра-викович введено в научный оборот новое основание для клас-