2008 Философия. Социология. Политология №3(4)
УДК 18.37.01
В.М. Видгоф
ОНТОЛОГИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА И ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП ЭСТЕТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПЕДАГОГИКИ
Выражается авторская позиция по поводу инновационного направления в гуманизации вузовского образования на основе онтологических возможностей междисциплинарного подхода.
Ключевые слова: педагогика, междисциплинарный подход, гуманизация образования.
Эстетическая педагогика не является сложившимся знанием. Речь идет лишь о становлении нового направления в системе продуктивного обучения, которое стремится определить сущностные признаки предметности, осознать свой метод и специфику понятийного аппарата. Хотелось бы выразить свою позицию по этому поводу.
1. Термин «образование» достаточно многозначен и даже универсален. В философском плане в нем обнаруживается два основополагающих признака «образования». Во-первых, образование - это живой, развивающийся процесс. Во-вторых, этот процесс конституирован в определенную систему, имеющую свои границы и качественную определенность, то есть меру.
2. Нас интересует понятие «образование» в педагогическом аспекте, специфику и структуру которого возможно вычленить при соотношении двух функциональных понятий: «человек» и «культура». Термин «педагогическое» ориентирует на формирование и развитие человеческих качеств, которые не образуются сами по себе, но выращиваются в культуре. Культура понимается как объективированный человек, а человек - как субъективированная культура. Взаимодополнительность этих понятий рассматривается в деятельностно-аксиологическом ключе. А понятия «культура» и «человек» выступают смыслом и методологическим принципом педагогической деятель -ности.
3. Поскольку культуру создает человек по своему образу и подобию, то можно говорить об адекватности выражающей их методологии. В качестве исходного выступает философский метод, предметом которого являются категориально выраженные общие закономерности мироздания как гармонически развивающейся целостной системы мирочеловеческих отношений. Предмет философии многогранен. Философские науки специализируются по разным граням этого предмета. Деятельностно понимая философию как «науку о последних целях человеческого разума» или как «науку о высшей максиме употребления нашего разума», Кант в структуре философского знания выделяет четыре вопроса: Что я могу знать? Что мне надлежит делать? На что я смею надеяться? Что такое человек?
На первый вопрос отвечает метафизика, на второй - мораль, на третий -религия, на четвертый - антропология. Фактически Кант обозначает такие
человеческие универсальные способности, как познавательные (ориентация на Истину), морально-нравственные (ориентация на Добро) и религиозные (ориентация на Веру в трансцендентное). Впоследствии в «Критике способности суждения» Кант выходит на обоснование эстетической способности суждения вкуса как синтеза Веры, Истины и Добра. Можно утверждать, что эстетический синтез обозначенных Кантом способностей человеческого духа и составляет культурологическое ядро философской антропологии. Кант является родоначальником конструирования эстетической методологии как принципа целостности, учитывающего гармонию мер разных подходов к человеку.
4. Философско-эстетическая методология призвана исследовать мир человека как мир диалогический, где принципом отношений выступают меж-субъектные связи, организованные человеком по законам развивающей гармонии. В этом диалоге тексты культуры и психические механизмы сознания, постигающего (творящего) их смыслы, стараются понять и принять друг друга в своем сотворчестве. Результатом общения сознаний являются произведения духа, определяемые как мир человеческого в культуре и в самом человеке.
5. На основании вышеизложенного сформулируем основной вопрос педагогической деятельности: «Как сделать человека культурным?». Структура этой деятельности соотносима с философскими вопросами Канта. На первый тезис педагогическая деятельность отвечает интеллектуальной подготовкой учащегося (принцип «научения»); на второй - практикой обретения навыков и умений (принцип «обучения»); на третий - использованием технологий, развивающих культуру (принцип «воспитания»); на четвёртый - формированием целостности как гармонии мер природного, социального и душевно-духовного в индивидуальном проявлении сущностно-человеческих качеств.
Эти рассуждения следует принимать как преамбулу к исследованию эстетико-продуктивной педагогики как методологии целостности образования.
Философская педагогика начинается там и тогда, где и когда осознаются фундаментальные основания и специфика педагогической деятельности. Ортодоксальный философ, проясняя высший смысл человеческой жизнедеятельности, обосновывая идеал человека и стратегию его реализации, может посчитать некорректным погружение в сферу конкретных педагогических эмпирий. Подобного рода суждения - отголосок ведомственного мышления, сегодня еще достаточно распространенного. Молодая наука философская педагогика пытается снять отчужденность между дисциплинами, рефлексирующими на разных уровнях по одному и тому же предмету, коим является человек. Возникает тенденция встречного движения педагогики и философии. Эта тенденция согласуется с принципом «со-бытия», требующим единичное (педагогику) рассматривать в контексте общего (философия), а общее - в контексте единичного. В интересах гуманистических стремлений педагогики необходима её интеграция и с социологией, психологией, медициной, культурологией, антропологией и т.п., то есть со всем набором дисциплин, составляющих комплексное человековедение.
Система комплексного человековедения имеет на «входе» определенное эстетико-философско-культурологическое обоснование, а на «выходе» - пе-
Онтология междисциплинарного подхода и гуманистический принцип педагогики
------------------------------------------------------------------------------ 63
дагогику как «технологию» формирования человека. Наш подход к обоснованию особенностей педагогической деятельности назван философско-культурологическим, поскольку способен дать специфику педагогической деятельности как эстетической. Ключевой идеей и ценностью такого междисциплинарного дискурса являются ценность и идея красоты.
Поскольку всякая философская проблематика развивается в рамках категориальной клеточки субъектно-объектно-субъектных отношений (Б-О-Б), постольку классификация универсальных типов деятельности и их идеалов (ключевых ценностей) осуществляется нами на основе триединой направленности воли субъекта деятельности: в сторону объекта, субъекта и объектно-субъектного единства. На этом основании перечислим уже известные нам следующие блоки отношений.
В качестве первого блока можно назвать очеловечивание объекта как систему отношений субъекта к объекту, которая предполагает преобразовательную деятельность с её ключевой ценностью - «благо»; потребительскую деятельность и её ключевую ценность - «пользу»; профессиональную деятельность с ключевой ценностью - «совершенства, искусности, мастерства». Сюда также относится познавательная деятельность, ключевой ценностью которой является «истина, правда», религиозная деятельность с её высшей мерой - «Бог», «святость»; природоохранительная деятельность, обеспечивающая нормальные условия существования человека и окружающей его природной среды: ключевая ценность - «здоровье».
Второй блок - очеловечивание субъекта. Это - система межсубъектных связей, предполагающая выстраивание групповых, национальных, политических и т.п. отношений на основе ценности «равенства» и «справедливости». Сюда же относятся отношения общения с их ценностью - «сопричастности»; нравственные отношения с ключевой ценностью «добра» и «любви»; эмоционально-психологические отношения и их ключевая ценность - «человеческое наслаждение, радость».
Третий блок - очеловечивание субъект-объектного, природносоциального единства. Сюда входят: синкретно-мифологическая деятельность: ключевая ценность - «чудо» (А.Ф. Лосев); нормативно-творческая деятельность: ключевая ценность - «обновление стереотипов»; игровая деятельность: ключевая ценность - «ощущение свободы как таковой»; эстетическая деятельность, гармонизирующая противоречия: ключевая ценность -«красота».
Для обозначенных типов деятельности и их идеалов (ключевых ценностей) характерным является их взаимодополнительность. На уровне конкретного акта предметной деятельности все они наличествуют, но могут быть различимы в разных отношениях. Это происходит потому, что в объектно-субъектном плане человек един. Его субъектность, объектность или субъект-объектность обнаруживаются лишь доминантно. Если мы хотим, скажем, в деятельности педагога содержательно вычленить те или иные универсалии, то должны в качестве основания брать целостный субъект-объектный пласт ее бытования. В общегуманистическом плане это имеет принципиальное значение, ибо на операциональном уровне истинный педагог всегда целостен, поскольку претендует на формирование целостности
своих подопечных. Вся палитра содержательности учебно-воспитательного процесса в школе аккумулирована универсалиями культуры. Другое дело -уровень развитости этой культуры или отдельных ее универсалий у конкретного субъекта педагогической деятельности (педагога, ученика, класса, коллектива школы). Принцип «события» требует от субъекта педагогической деятельности сознательного пересмотра своего отношения к уровню и приоритетам культуры, носителем которой он является. Важнейшим условием здесь выступает то обстоятельство, что технология развития этих универсалий культуры должна идти в режиме «одно через другое» и «одно для другого», что отражает их реальное бытование в идеале. Это значит, что движение к истине, например, должно идти через весь набор указанных ключевых ценностей, то есть через пользу, мастерство, добро, творчество, любовь, игру, красоту и т.п., и от нее - к ним. Важно в педагогической практике обращать внимание на синтетический характер третьего блока, поскольку он ответствен за утверждение целостности в частичных проявлениях человека. Это значит, что синкретно-мифологоческая деятельность, игра, творчество и красота должны стать основными доминантами в педагогической деятельности, то есть выступать либо ее средством, либо целью. При этом важно обратить внимание на особую роль эстетической (ориентация и утверждение идеала красоты в качестве смысло- и системообразующего ядра универсалий культуры как целостности) деятельности, способной разрешать любые проблемы и противоречия, с которыми сталкивается в своей жизни человек.