Научная статья на тему 'Философия образования и культурологические проблемы педагогической антропологии'

Философия образования и культурологические проблемы педагогической антропологии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
71
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Philosophy of education and culturological problems of pedagogical anthropology.

In connection with the subject under study, method and tasks of philosophy of education, the paper treats the stages of development of a new branch of humanities «pedagogic anthropology» definition of the subject and special qualities within the frames of complex human study, the author pays special attention to cultural philosophical aspect of pedagogical anthropology. In particular an ideal model of a personality of a school-graduate is recon structed, which may serve as a mirror of a teacher's model, as well as of the whole of educational process; the principrel characteristic of a key principle in pedagogic anthropology and culturoaethetic principle is presented.

Текст научной работы на тему «Философия образования и культурологические проблемы педагогической антропологии»

В.М. В ид,'оф. Философия образования и культурологические проблемы педагогической антропологии

В.М. Видгоф

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ

Томский государственный университет

Как системно-специализированная сфера философского знания, философия образования считает своим предметом рефлексацию многомерности бытия, образующего человека. Предмет этот двуедин. С одной стороны, это отражение самоценного пространства в социуме, с другой - многосложность, многофакторность и полифункциональность его бытования предопределила две тенденции в постижении его сущности и стратегии развития - моза-ичность отдельных подходов и поиск комплексных форм измерения, вплоть до создания единой цело-стно-синтезирующей методологии. Сегодня философия образования ставит перед собой масштабную задачу: попытаться на основе принципа системности, целостно-субстанционального и дея-тельностно-аксиологического подходов выйти на метафизическую реконструкцию такой инвариантной модели образования, которая бы обладала способностью отражать, выражать, продуцировать и репродуцировать становление творческой, гармонически целостной, культурно развитой личности. В научном отношении эта задача актуальна потому, что не разработана социально-философская теория целостности образования и соответствующая ей методология. В практическом - потому актуальна, что общество, переживающее кризис в своем духовном развитии, мечется в поисках педагогических и культурологических технологий, которые бы адекватно выражали гуманистические смыслы ключевых ценностей культуры на ближайшую и далекую перспективу. Нужно лишь иметь в виду, что на пути к реконструкции такой модели важно предостеречь от двух крайностей, в которые часто впадают теоретики образования. Во-первых, построение модели образования не должно редуцироваться к теоретическим схемам, лишенным исторической аргументации. Без исторических и конкретно-практических обобщений осмысление образовательного процесса как целостного, самодостаточного, вечно обновляющегося и саморазвивающегося феномена, способного к духовному воспроизводству социума в культуре, - занятие бесперспективное и пустое. Во-вторых, в переживаемом сегодня «новационном буме» развития образовательных институтов часто справедливо указывается на ограниченность абсолютизации традиционно-нормативных форм, сложившихся в истории образования, на необходимость обращения к творчеству как

к средству решения возникающих проблем. Однако толкование категории творчества часто не получает достаточно глубокой проработки. Важно понять, что креативный путь развития образовательных систем и типов образованности личности, выступающий определяющим для современного развития образования, в истории становления образовательных технологий всегда имел место. Если бы этого не было, образование не имело бы своей истории, а культура была бы лишена механизма преемственности ценностей. Очевидно, креативный путь, который сегодня выступает в качестве доминанты, без диалектической увязки с нормативным принципом обречен на пустоцвет новаций, которые ничем не лучше догм и штампов традиционных подходов, ибо такая креативность создает лишь видимость развития. Как соблюсти гармонию мер нормативного и творческого в педагогических и культурологических технологиях образования? Вопрос этот архиактуален и требует к себе внимательного исследовательского отношения.

Характерным для развития современного познания является возникновение нового знания на стыке наук. Это относится и к так называемой педагогической антропологии, где происходит интеграция педагогики и антропологии. Заметим, что всякая научная интеграция предполагает не механическое единение разного, не набор надуманных связей, порождающих кентавров и всякого рода виртуальные сущности, но органическое прорастание разного друг в друга, превращение разнородного в однородное, т.е. в такое новообразование, которое обладает своей самодостаточностью. В этом отношении современная педагогическая антропология не может удовлетвориться признанием того, что она есть какое-то совокупное или комплексное знание, ощущающее свой предмет как сумму разных дисциплин. Сегодня педантропология, претендуя на статус науки, стремится четко обозначить границы своей предметности, определить сущностные признаки, меру, отрефлектировать свой метод и специфику понятийного аппарата. Поскольку идет научное становление педагогической антропологии как науки, то хотелось бы кратко выразить свою позицию по этому вопросу в методологическом аспекте.

1. Прежде всего, важно развести два сходных, часто отождествляемых понятия: «антропология» и

«человековедение». Антропология - это наука о природе и сущности человека. В конечных своих устремлениях антропология пытается ответить на вопрос: Что такое человек? «Человековедение» -это не наука, это отрасль комплексного знания, как научного, так и ненаучного, о человеке. Термин, «человековедение» применяется не столько для обоснования сущностных признаков самого человека, сколько для обозначения спектра (реестра) дисциплин, занимающихся в той или иной мере изучением человека. В данном случае вполне корректно употребление термина «человековедческие науки», по типу «философские науки», «медицинские науки», «искусствоведческие науки» и т.д. Вместе с тем понятие «человековедческая наука» несет в себе некоторые признаки, которые предполагают в ней момент метазнания, i.e. знания, предметом которого выступает анализ общих закономерностей для всех человековедческих дисциплин. Если на этом заострить специальное внимание, то термин «человековедение» должен быть заменен другим, у которого свой особый предмет. I-.го можно назвать - «общее человековедение» (кстати, дисциплина совсем еще не разработанная). Но «общее человековедение» (как и однотипные дисциплины: общая психология, общая педагогика), все равно будут входить в состав комплексного «человековедения». На основании сказанного можно заключить, что «человековедение» не есть «антропология», хотя антропология есть человековедческая наука.

2. Отличительная черта антропологии состоит в том, что ее интересуют не какое-то конкретное качество человека и не их совокупность, а Человек как Целое, как имеющий меру своей целостности. Вместе с тем это не исключает возможности говорить о разных антропологиях, скажем, о философской, культурологической, психологической, педагогической и т.п. Наличие разных антропологии предполагает лишь две вещи: либо характеристику разных состояний антропологического целого, либо способность тех или иных граней (частей) целого, представлять это целое или светиться им. Предметом для антропологии выступает Человеческое в Человеке и Мире, в котором он органично укоренен. Каким же образом антропология пытается измерить Человеческое? С пи\ ищью какой методологии ?

3. В основание для вьюора тысой методологии современная антропология берет аксиому о том, что главным субъектом, который вообще что-либо объясняет и хочет понять, является сам человек. Человек, как показывает развитие общественной мысли, познавал и объяснял себя в Мире и Мир в себе по-разному, опираясь либо на магические или мифологические представления; либо на антропо-космологические и стихийные натурфилософские

учения; либо на различные воззрения, разработанные отцами церкви средневековья, либо на пантеистический гуманизм эпохи Возрождения; либо на просвещенческий рационализм и романтизм XIX в.; либо, наконец, на объективизм и субъективизм XX в.. выраженный воззрениями постпозитивизма, постнеоклассицизма и постмодернизма, сводящих представления о человечности в калейдоскоп парадигм, соединенных в некую псевдоцелостность. На пороге XXI в. современная антропология имеет целостно-гуманистическую ориентацию, утверждающую в качестве основных принципов ключевые ценности культуры, такие как Здоровье, Истина, Добро, и Красота. Ядром в этих приоритетах выступает Красота как главное условие, обеспечивающее преодоление кризисных ситуаций в социокультурном развитии личности. Не случайно афоризм из творчества Ф.М. Достоевского - «красота спасет мир» - считается сегодня чрезвычайно актуальным. Учитывая вышесказанное, становится понятным, что современная антропология опирается в осознании содержания своей предметности на культурфилософскую методологию. Итак, если антропология призвана ответить на вопрос: Что такое Человек как целостность?, культурфилософская антропология пытается определить содержательность Человеческого в Человеке и Мире, то педагогическая антропология ориентирована на решение проблем формирования и развития человеческих качеств Человека.

4. Педагогическая антропология осознает, что сами по себе человеческие качества в людях не образовываются, они выращиваются в культуре и посредством культуры и деятельности. Эта деятельность людей «по сути своей» не есть активность по жестким схемам физико-биологических законов. Она развертывается по социокультурным программам надбиологического характера. Эти программы разрабатываются и создаются людьми и для людей. Они - опыт, аккумулированный в ценностях культуры, представленных как достижения цивилизации, науки, идеологии, искусства, морали, религии, правовых принципов и эстетических оценок. Основная задача субъектов педагогической деятельности состоит в том, чтобы сделать эти программы достоянием и состоянием духовного мира каждого индивидуума. Тем самым в каждом ребенке сформировать культурную, целостную, гармонически развитую индивидуальность. Однако было бы наивным предполагать, что формирование такой индивидуальности есть результат жесткой регуляции адаптивного поведения как учителя, так и ребенка. В процессе образования и воспитания много спонтанного и непредсказуемого, ибо сам этот процесс протекает в Настоящем времени («здесь», «сейчас», «теперь»), а не в Прошлом и не в Будущем. Настоящее - всегда проблематично, ибо известные и

В.М. Видгоф. Философия образования и культурологические проблемы педагогической антропологии

взятые из прошлого формы (опыт, знания, нормы, традиции и т.п.), а также наши представления о Будущем как о должном, с опорой на Веру, применяются нами в целях адаптации в Настоящем, которое всегда изменчиво и в силу этого ново и неведомо. Но жизнь протекает только в Настоящем. И мы вступаем в него всегда с надеждой, что нам достанет опыта и уверенности в четкости своих ориентиров, учтя изменившиеся условия Настоящего, разрешить его проблемы, гармонизировать ситуацию и тем самым обрести ощущение Радости. Любви и Красоты. Именно эти категории всегда выступали и выступают для человека ключевыми в формировании деятельностного оптимизма и смысла жизни. Казалось бы, целевые задачи современной педагогики понятны, но неясным остается самый главный вопрос: Как это сделать? Этот-то вопрос должна решить, а точнее дать ответ на него, профессиональная педагогика. Педагогика - это наука преимущественно технологическая, ответственная за разработку и внедрение в практику конкретных методов, методик, средств и техник, с помощью которых происходит формирование и развитие Человеческого в Человеке. При этом выбор и конструирование методик и технологий должно обусловливаться не только пониманием целей и смыслов самой деятельности, но знанием условий, возможностей и особенностей (, \н I э «человеческого материала» (имеется в виду - физиологии и психологии человека).

В целом можно заключить, что качество и успех всех гуманистических устремлений современной педагогики будет зависеть от того, насколько глубоко она интегрирована с такими аспектами общей антропологии, как философский, культурологический, социологический, психологический, медицинский и т.п., т.е. со всем набором дисциплин, составляющих комплексное человековедение.

5. Но прежде чем разрабатывать педтехнологии, важно определиться с моделью выпускника школы, которая всегда выступает своеобразным зеркалом модели учителя, да и самого учебно-воспитательного процесса. Обоснование исходящих принципов для построения подобных моделей мною даны в философско-культурологической концепции развития «Школа как событие» [1, 2]. Сейчас же я прибегну к контурному обозначению основных культурологических качеств модели выпускника школы, используя буквенную структуру слова «личность». Этот игровой прием я применяю, преследуя две цели: во-первых, упростить декларацию необходимых и достаточных культурных качеств, которые дадут наглядную картину целостности личности выпускника как конечной цели школы; при этом, во-вторых, буду опираться на мысль выдающегося психолога и философа Семена Рубинштейна, который писал: «...ума и мышления нет, а

есть личность, проявляющая ум и мышление. Поэтому надо обучать не мышлению, а создавать условия для формирования личности, проявляющей мышление» [3. с. 82]. Пафос суждения С. Рубинштейна состоит в использовании им целостного подхода. Мышление, как и всю психику, нужно понимать как свойство, как орган личности, сформированный в ответ на особый тип ее адаптации с миром. Здесь работает принцип эволюции живых существ. Суть его в том, что объект вызывает у живой системы функцию, а функция формирует у нее соответствующий орган. Психика в данном случае не только органичменна, но и личностна в социокультурном аспекте. Однако это не значит, что личность как вид человеческой целостности редуцируема к феноменам психики.

6. Итак, предлагается следующая схема культурных качеств личности выпускника школы:

- культура Личной гигиены и здоровья, охраны окружающей среды и природы;

- культура Игры и культура интеллекта (игра ума, нестандартного мышления и логических доказательств);

- культура Чувств и эмоций, умения их проявлять и ими управлять;

- культура Нормативно-правовых и предметных форм поведения (использование социальных норм, опыта, знаний, умений, традиций и т.п.);

- культура Общения и коммуникативных отношений (культура языкового общения и других форм информационных связей людей);

- культура Синкретно-мифологического мышления; культура самостоятельности, самореализации, самоконтроля;

- культура Труда, профессионализма и творчества;

- качества культуры, обозначенные

Ь - представлены ключевыми словами, оканчивающимися на мягкий знак и демонстрирующие: человечность, .интеллигентность, мудрость, зрелость, любовь, совесть, душевную мягкость, отзывчивость и т.п.

Сквозным, по вертикали, выступает эстетическое как мера, образующая гармонически целостную личность.

7. Остановлюсь кратко на характеристике ключевого в педагогической антропологии и культуре - принципа эстетического. «Цельный человек, -замечает М.М. Бахтин, - есть продукт эстетической точки зрения, только ее одной, ибо познание индифферентно к ценности и не дает нам конкретного единственного человека, и этический субъект принципиально не един (собственно этическое долженствование переживается в категории «я»)...» [4, с. 74]. Т.е. в духовной сфере человека ключевая ценность эстетического - «красота» - преодолевает

объектную ограниченность познания (истины) и субъектную ограниченность нравственности (добра), но, выступая их системным свойством, существует как точка их пересечения. Поэтому Красота всегда символ Истины, Добра и других ключевых ценностей культуры, она определяет собой их гармоническую целостность. В силу этого Красота выступает системообразующим и смыслообразую-щим началом всей системы человеческих ценностей.

8. Когда мы говорим об эстетической доминанте в педагогическом процессе, то это не значит, что эстетическое здесь отождествляется с художественным. Художественное (искусство) - это специфическая (профессиональная) деятельность по поводу воспроизводства эстетического. В искусстве в концентрированной форме моделируются эстетические ценности. Но модель - это не оригинал.

Да, искусство является мощным фактором эстетического освоения ценностей культуры и развития человеческих качеств человека. Да, используя его как средство и цель образования и воспитания детей, следует развивать их образное мышление, эмоциональную культуру, формировать вкусы, творческие способности, познавательный интерес, нравственные критерии, опыт жизни, любовь к людям и т.д. В своей статье «Чему учатся люди?» проф. Ю.М. Лотман замечает следующее: «Люди учатся Знанию, люди учатся Памяти, люди учатся Совести. Эти три предмета, которые необходимы в

1.

2.

3.

4.

5.

Актуализация христианской педагогики, обращение к опыту отечественного и зарубежного духовного образования и воспитания определяются специфическими проблемами переживаемого нашей страной периода, обостренным интересом к русской философии и православной ветви христианства, с чем всегда связывались основные характеристики национальной самобытности России. Есть надежда на то, что вызывание исторического опыта сегодня необходимо с целью его возможного

любой Школе, и которые вобрало в себя искусство. А искусство - это по сути своей Книга Памяти и Совести. Нам надо только научится читать эту Книгу» [5, с. 462]. Да, для педагогического процесса искусство является, пожалуй, единственным «волшебным» средством, позволяющим детям через эстетические переживания, возникающие при постижении его содержания, погружаться в разные эпохи и миры, проживать вместе с героями сложные события их жизни, принимать или отторгать их идеалы и мировоззренческие установки, аккумулироваться истинными ценностями, которые выстрадало человечество, становиться духовно богаче и мудрее. Очеловечивая ребенка, искусство дает самый главный ориентир - как разрешать противоречия жизни, как их гармонизировать. В заключение подчеркнем, что искусство - это идеальная модель жизни, построенная воображением художника. Эстетическое - это не воображаемый мир, а состояние самой реальной жизни - сложной и противоречивой. Жизнь развивается не по законам искусства, а по эстетическим законам, по законам гармонии. Гармонизировать жизнь - не просто. В.А. Сухо-млинский обозначил этот путь формулой из трех понятий: Надо (внешние требования), Трудно (освоение их) и Прекрасно (осознание высоты обретенной гармонии). По этому маршруту идет вся система человеческой жизнедеятельности, включая и педагогический процесс.

воплощения и что в этом процессе первейшую роль может сыграть система образования как институт становления человека, его социализации и личностного формирования.

Основные черты духовной ситуации нашего времени определяются культурно-цивилизаци-онным кризисом, свидетелями которого мы сегодня являемся. Кризис обнаруживает себя прежде всего в утрате имманентных жизненных ценностей: они перестали быть очевидными, притягательными,

Литература

Видгоф В.М. Школа как со-бытие. Философско-культурологическая концепция развития, Томск, 1995.36 с. Видгоф В.М. Новые ценности образования: десять концепций и эссе № 3, М: ИПИ, 1995,154 с. Цит. по кн.: Смирнов С.А. Опыты по философской антропологии. Новосибирск, 1996.183 с. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества М„ 1979.422 с.

Лотман Ю.М. Чему учатся люди? II Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М., 1994.547 с.

Т.А. Костюкова

МЕСТО И РОЛЬ ХРИСТИАНСКОЙ ПЕДАГОГИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ДУХОВНОЙ И КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ

Томский государственный педагогический университет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.