Научная статья на тему 'Онтологические аспекты формирования стратегии управления конкурентоспособностью предприятий'

Онтологические аспекты формирования стратегии управления конкурентоспособностью предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
180
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васяйчева В. А.

В статье рассматривается вопрос эволюции взглядов на стратегию управления конкурентоспособностью предприятий. Освещаются концепции конкурентоспособности и факторы, способствующие ее повышению, сформулированные учеными различных экономических школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ONTOLOGICAL ASPECTS OF FORMATION OF THE STRATEGY OF COMPETITIVENESS OF ENTERPRISES

The article discusses the evolution of views on the management strategy of competitiveness of enterprises. The concept of competitiveness and factors contributing to its improvement made by the scientists of different economic schools are highlighted.

Текст научной работы на тему «Онтологические аспекты формирования стратегии управления конкурентоспособностью предприятий»

УДК 338.45

В.А. Васяйчева*

ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ

В статье рассматривается вопрос эволюции взглядов на стратегию управления конкурентоспособностью предприятий. Освещаются концепции конкурентоспособности и факторы, способствующие ее повышению, сформулированные учеными различных экономических школ.

Ключевые слова: конкурентоспособность предприятий, конкурентные преимущества, инновации.

Вопрос повышения конкурентоспособности предприятий является актуальным не только для РФ. Руководители большинства ведущих стран мира считает его одним из основных в проводимой ими экономической политике.

Исследованием процесса управления конкурентоспособностью предприятий интересовались многие ученые. Впервые попытка сформулировать концепцию конкурентоспособности была зафиксирована в научной экономической школе меркантилистов в ХУ—ХУШ вв.: Э. Мисселден, Т. Ман, Дж. Ло, Н. Барбон, Д. Дефо, Д. Стюарт, У. Стаффорд, Г. Скаруффи, А. Монкретьен, А. Серра и пр. Основная идея их трудов сводилась к безоговорочной роли государства в хозяйственной жизни страны [1, с. 33]. Работы исследователей того времени носили, главным образом, поверхностный характер. Однако они нашли свое отражение в последующих учениях политической экономии.

Вопросу конкурентоспособности промышленных предприятий практически не уделялось никакого внимания. Основным «двигателем» в развитии экономики страны была торговля. Поэтому большинство теоретических разработок были сведены именно к проблемам движения и накопления капитала, товарообороту, установлению торгового баланса [2, с. 156]. Были выделены факторы, влияющие на уровень конкурентоспособности: внутренний совокупный спрос, денежно-кредитная политика, а также государственный механизм учета интересов нации. Меркантилисты пытались установить взаимосвязь между торговлей и трудовой активностью населения. В связи с тем, что сам процесс торговли не мог рассматриваться изолированно от производства, то были осуществлены попытки установления связи между трудолюбием и производительностью труда. В трудах многих авторов были зафиксированы первые попытки соотнести уровень конкурентоспособности с человеческой деятельностью, которая в свою очередь рассматривалась довольно в узком смысле: как сфера получения денег.

Дальнейшее исследование в области конкурентоспособности было отражено в ХУ111—ХХ вв. в трудах авторов политической экономии: А. Смит, Д. Рикардо,

* © Васяйчева В.А., 2013

Васяйчева Вера Ансаровна (yeraAyasyaycheva@yandex.ru), кафедра общего и стратегического менеджмента Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

Э. Хекшер, У. Петти, К. Маркс, Б. Олин, Дж. Робинсон, Й. Шумпетер и пр. Они подвергли ожесточенной критике учение меркантилистов. Предлагался абсолютно новый подход к изучению конкурентоспособности, который в основном сводился к необходимости развития производственной сферы за счет постоянного внедрения нововведений и обновления основных фондов предприятий. Считалось, что именно от уровня развития производства в государстве зависит степень благополучия его нации.

Конкурентоспособность рассматривалась как способность предприятий бороться на рынке за наилучшие результаты сделки (редкие экономические блага) и определялась как основной инструмент, регулирующий рыночный механизм. Факторы, способствующие росту конкурентоспособности, выделялись различные: снижение производственных издержек, использование редких ресурсов, активная государственная поддержка промышленности, эффективность использования и оплата труда работников.

По мнению А. Смита, именно уровень оплаты труда оказывает непосредственное влияние на рост национального богатства. Он увязывает уровень жизни и удовлетворенности трудом со степенью развития экономики страны. Основная идея его работ: повышение эффективности использования труда работников и переход к более совершенному производству. Повышение конкурентоспособности предприятия он связывает с ростом производительности труда, которая достигается через его эффективное разделение.

Д. Рикардо считал, что каждое государство обладает некоторым набором преимуществ, на которое оно и должно делать основной упор при производстве каких-либо товаров. К основным факторам повышения конкурентоспособности он относил географическое местоположение, природные и трудовые ресурсы страны. С этой точки зрения Д. Рикардо пытался установить закономерность формирования цены на готовую продукцию от вышеуказанных факторов.

Продолжение его исследований нашло отражение в трудах многих авторов, которые рост конкурентоспособности видели в производстве и экспорте таких товаров, на производство которых затрачивается большое количество редких ресурсов. Например, из США в середине XX в. экспортировалась продукция, в производстве которой в значительной степени было задействовано большое количество трудовых ресурсов. Именно это повлияло на расширение факторов, обеспечивающих конкурентные преимущества, посредством добавления следующих категорий: квалифицированный труд, управленческий персонал и технологии управления персоналом.

Исследования в области повышения конкурентоспособности предприятий за счет эффективного управления персоналом продолжили отечественные ученые: М. П.Афанасьев, Б.М. Генкин, А.Ю. Егоров, А.П. Егоршин, В.С. Кабаков, А.К. Казанцев, Е.М. Карлик, А.Я. Кибанов, Г.А. Краюхин, И.Д. Ладанов, А.А. Лобанов, Д.С. Львов, Э.Е. Старобинский, О.А. Страхова, А.Н. Цветков, а также зарубежные экономисты: И. Ансофф, А. Дайян, П.Р. Диксон, Ж. Ламбен, П. Линдерт, К. Ме-нар, М.Х. Мескон, Д. Робинсон, А. Файоль, Г. Эмерсон и др.

К. Маркс факторы повышения конкурентоспособности связывал с техническим прогрессом. По его мнению, именно технический прогресс оказывал прямое воздействие на совершенствование техники и технологий, используемых в производственном процессе, что в свою очередь вело к извлечению дополнительных доходов. К факторам роста конкурентоспособности он относил обновление основного капитала, снижение производственных издержек и цены на товар.

Одним из первых авторов, относящих предпринимательство к движущей силе развития государства, является Й. Шумпетер. В своих трудах он делает акцент на нововведения, которые, по его мнению, способствуют сокращению производствен-

Онтологические аспекты формирования стратегии управления конкурентоспособностью предприятий

ных издержек, повышают товарооборот, а также влияют на освоение новых рынков сбыта и изменение отраслевой структуры производства. Следует отметить, что этот ученый, в отличие от своих предшественников, проводил исследования на базе конкретных организаций и соответственно все выводы, сделанные им, были направлены на повышение конкурентоспособности отдельных предприятий, а не экономики страны в целом.

Первые предложения и методики по повышению конкурентоспособности хозяйствующих субъектов появились и в работах В.Е. Деминга, Р.Т. Каплена, Э. Кирк-патрика, Дж. М. Кейнс, Ф. Никсона, Д. Ситтига, Дж.Х. Харангтона, Д. Эттингера и др. — во второй половине прошлого столетия. Большинство авторов придерживалось мнения, что повышение конкурентоспособности промышленных предприятий невозможно без эффективной государственной политики. Например, Дж. М. Кейнс выделил следующие методы государственного регулирования экономики: прямое воздействие на денежно-кредитную политику, стимулирование внутреннего спроса на производимую продукцию, оказание финансовой поддержки предпринимателям и пр. Были разработаны первые подходы к изучению взаимосвязи конкурентоспособности с качеством изготавливаемой продукции и труда.

Вопросы управления конкурентоспособностью также изучались В.Е. Броком, Ф. Вестоном, Г.С. Дау, П.Р. Диксоном, Ф. Котлером, Д.В. Краверсом, К.В. Лам-бом, Р.М. Морганом, П. Нигелем, М. Портером, Л.М. Риверсоном, Г. Стальком, Р. Уотерманом, Б. Хендриксоном, Т.М. Хоутом, Ф.М. Шерером и др. Среди отечественных авторов можно выделить Г.Г. Абрамишвили, Г.Л.Азоева, Г.Л. Багиева, В.А. Винокурова, Е.П. Голубкова, Е.А. Горбашко, М.Г. Долинскую, И.Д. Иванова, Г.Д. Крылову, И.В. Липсица, Т.Д. Маслову, А.М Немчина, Л.Н. Никитину, Р.А. Фат-хутдинова, Г.Н. Чубакова, А.Г. Шмелева, А.Ю. Юданова и др.

Большой вклад в формирование теории о конкурентоспособности внес М. Портер. Он считал, что высокий уровень развития государства не может быть достигнут только из-за наличия в нем редких природных ресурсов, имеющейся рабочей силы, установившейся денежно-кредитной политики и пр. Повышение конкурентных преимуществ, по его мнению, напрямую зависит от условий функционирования предприятий, степени поддержки друг друга родственными отраслями и государством, эффективной стратегии управления предприятиями, а также состояния спроса на продукцию на рынке. Особо необходимо отметить теорию конкурентных преимуществ М. Портера. Он разработал так называемый «четырехугольник преимуществ», который является основой повышения конкурентоспособности промышленных кластеров. Под кластерами М. Портер понимает группу взаимосвязанных предприятий, функционирующих в одной сфере деятельности, находящихся в соседствующих географических областях, а также дополняющих и усиливающих конкурентные преимущества друг друга. В его понимании подобная «близость» между организациями позволяет их руководителям сформировать более эффективную информационную базу, способствующую повышению инновационного потенциала предприятий, а также стимулированию темпов создания новых [3, с. 162].

Таким образом, следуя последним результатам исследований, можно считать, что одним из основных инструментов, способствующих эффективному управлению конкурентоспособностью предприятий, являются инновации (см. рисунок).

Все вышеперечисленные теории повышения конкурентоспособности предприятий становятся все более совершенными с течением времени. И в зависимости от стадии развития экономики они приобретают более эффективный характер. С позиции современности можно выделить следующие критерии, формирующие концепцию управления конкурентоспособностью предприятий [4, с. 27—31]: собственные

мотивы и стимулы к эффективной экономической деятельности на рынке; необходимый объем ресурсов для положительной реализации экономической деятельности; способность оказывать влияние на конкурентов и противостоять их действиям.

Повышение качества менеджмента на предприятии

• характерна для предприятий с низким уровнем развития;

• основной фактор конкурентоспособности -получение

максимальной прибыли от реализации производственной деятельности;

• потенциал развития персонала, как правило, низкий: на предприятии используется низкоквалифицированный труд

характерна для предприятий со средним уровнем развития;

• основной фактор конкурентоспособности -привлечение инвестиционного капитала с целью освоения мировых технологий в собственной производственной деятельности;

• потенциал развития персонала высокий и уровень его

профессионализма играет главную роль в управлении предприятием

характерна для предприятий с высоким уровнем развития;

• основной фактор конкурентоспособности -разработка и внедрение инноваций с целью привлечения государства в процесс управления предприятиями и их интеграции в мировое экономическое пространство;

• потенциал развития персонала высокий,

и особенно важен уровень инновационной активности каждого сотрудника в команде

Рис. Стадии развития конкурентоспособности предприятий

Следовательно, под конкурентоспособностью предприятия следует понимать такое его состояние, при котором оно может эффективно функционировать в условиях возможного противостояния конкурентам. Однако к данному определению необходимо добавить и тот факт, что конкурентоспособность предприятия оказывает непосредственное влияние на уровень заработка работников предприятия, а значит, и на степень благосостояния населения страны в целом.

Направленные наблюдения, экспертные оценки показывают, что, например, выход предприятия из заданного ритма чаще и во многом зависит от человеческого фактора. Обеспеченность предприятия необходимым кадровым ресурсом, а также его развитие и инновационная активность зависят от степени заинтересованности руководства во внедрении современных организационных моделей управления предприятием и состояния его организационно-управленческих структур; качества менеджмента; качественных характеристик персонала; условий мотивации и стимулирования талантливой молодежи; оценки степени участия персонала в инновационной деятельности как на инициативных началах, так и в процессе выполнения ежедневной работы.

Онтологические аспекты формирования стратегии управления конкурентоспособностью предприятий

Подводя итоги рассмотрению онтологических аспектов проблемы, следует отметить, что эволюция взглядов на конкурентоспособность формировалась под воздействием времени и соответствующего уровня развития мировой экономики. В результате длительного процесса исследования были сформулированы основные критерии, формирующие концепцию конкурентоспособности. Однако существующая в настоящее время методология обеспечения конкурентоспособности не отвечает многим аспектам глобальных экономических тенденций.

Современные условия развития экономики России диктуют принципиально новые требования к формированию стратегии управления конкурентоспособностью предприятий, зависящей как от особенностей протекания рыночных процессов и уровня формирования климата конкурентоспособности внутри предприятия, так и от качества поддержки предприятий со стороны государства. От уровня компетентности руководителей всех уровней (включая госуправление), качества изучения лучшей мировой практики и внедрения новейших ноу-хау в деятельность российских предприятий зависят их успешность и рейтинг в мировой экономической системе.

Основной задачей современных руководителей является инновационно-аналитический подход к формированию стратегии, основанный на идентификации и формировании факторов, обеспечивающих выявление взаимосвязи внутренних закономерностей с тенденциями изменения внешней среды.

Библиографический список

1. История экономических учений / под ред. В.М. Автономова. М.: ИНФРА-М, 2003. С. 33.

2. Меркантилизм / под ред. И. С. Плотникова. Л.: ОГИЗ-Соцэкгиз, 1935. С. 156.

3. Портер М. Конкуренция. СПБ: Вильямс, 2003. С. 162.

4. Васяйчева В.А., Сахабиева Г.А., Сахабиев В.А. К вопросу о повышении конкурентоспособности предприятий топливной промышленности. // Стратегические ориентиры развития экономических систем в современных условиях: межвузов. сб. ст. / под общ. ред. Н.А. Дубровиной. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2013. Вып. 1. С. 43-49.

V.A. Vasyaycheva*

ONTOLOGICAL ASPECTS OF FORMATION OF THE STRATEGY OF COMPETITIVENESS OF ENTERPRISES

The article discusses the evolution of views on the management strategy of competitiveness of enterprises. The concept of competitiveness and factors contributing to its improvement made by the scientists of different economic schools are highlighted.

Key words: competitiveness of enterprises, competitive advantage, innovation.

* Vasyaycheva Vera Ansarovna (VeraAVasyaycheva@yandex.ru), the Dept. of General and Strategic Management, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.