Научная статья на тему 'О повышении эффективности региональной экономики'

О повышении эффективности региональной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
75
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ / СФЕРА УСЛУГ / ЦЕЛИ / АЛГОРИТМ / СТРАТЕГИЧЕ-СКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ОКАЗАНИЕ УСЛУГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сахабиев В.А.

В статье рассмотрены принципы стратегического позиционирования организаций сферы услуг в современных условиях. Определены цели позиционирования. Представлен алгоритм стратегического позиционирования. Раскрыта стратегическая эффективность организаций по оказанию услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On increasing efficiency of regional economics

In the article the principles of strategic positioning of enterprises of the sphere of services in modern conditions are reviewed. The goals of positioning are defined. Algorithm of strategic positioning is presented. Strategic effectiveness of enterprises is shown.

Текст научной работы на тему «О повышении эффективности региональной экономики»

О повышении эффективности региональной экономики // Вестник Самарского государственного 84 университета. Серия «Экономика и управление». 2015. № 9/2 (131). С. 84—89

УДК 332.14

В.А. Сахабиев*

О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Эволюция экономики на современном этапе диктует предпочтительные структуры и формы организации бизнес-систем — кластерные модели, которые являются одной из наиболее эффективных форм территориальной организации производства, успешно функционирующих в странах с передовой экономикой.

Ключевые слова: глобализация, кластерная политика, эффективность, бизнес.

Известные мировые модели кластерного развития строились в 50—70-х годах прошлого столетия. Часто американские кластеры возникали в результате включения в цепочку поставщиков лидирующему в регионе отраслевому предприятию [1]. Опыт кластерных инициатив и кластерной политики можно проследить на примере производственных структур США, стран Европы (Англии, Германии, Испании, Чехии и др.). В большинстве из этих стран кластеры создаются при финансовой поддержке государства, которое осуществляет координацию их деятельности с целью формирования и реализации стратегического планирования развития экономики страны.

Глобализация экономики и изменившиеся условия функционирования кластерных структур, связанные с аккумуляцией ресурсов, наличием развитых производств в географически удаленных районах и ростом средств и скорости коммуникации, приводят к появлению мегакластеров, повышающих конкурентоспособность страны и темпы ее экономического развития [3]. Участие государственных органов позволяет создавать не только межрегиональные, но и межгосударственные мегакластеры. Примером служит опыт создания ассоциации СЕ4 в середине 90-х гг. XX в. Участники ассоциации — Чехия, Венгрия, Польша, Словакия. За период с 1995 по 2009 г. объем экспорта из этих стран совокупно вырос на 40 %.

Кластер — это сложная система, которая непрерывно меняется как по содержанию, так и по форме организации и коммуникаций.

Кластерная политика — динамически развивающаяся в настоящее время система управления производственными структурами, эволюция которой происходит под воздействием внешних процессов и состояния экономического развития государства. Очевидно, что кластеризация создает условия для интенсивного, менее затратного развития современной экономики и является преимущественным направлением построения крупнейших промышленных производств. Стимулом для создания кластера, способствующего формированию конкурентной экономики регионального и глобального уровня, является государственная стратегия развития экономики [2; 6; 7].

В нашей стране кластер — это интегрированная экономическая система однородных производств, институтов, инфраструктуры, объединенных территориально

* © Сахабиев В.А., 2015

Сахабиев Виталий Ансарович (sakhabiev@rambler.ru), кафедра математики и бизнес-информатики, Самарский государственный университет, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

и взаимодополняющих друг друга. Особенностью кластерной политики является комплексный подход, обеспечивающий взаимодействие многофункциональных структур, объединенных единой целью, а также стимулирующий их конкурентную борьбу за развитие и выживание внутри кластера. Государство, к сожалению, не является координатором деятельности кластеров в РФ, хотя и оказывает им финансовую поддержку.

На эффективность функционирования ядра кластера (основного производства) оказывают прямое воздействие две взаимодополняющие структуры — управленческая и производственная.

Управленческая структура направлена на организацию и координирование деятельности ядра в соответствии с современными мировыми тенденциями развития рынка.

К производственной сфере относятся предприятия, обеспечивающие непосредственное производство продукции с минимальным привлечением сторонних поставщиков.

Выбор направления развития кластера определяет обоснование организации производственной системы, структуры управления и содержания управленческой деятельности. Схема организации регионального кластера представлена на рисунке.

Рассматривая ситуацию с организацией и развитием кластеров и «кластерных инициатив» в Самарском регионе, как и в целом по стране, можно уверенно заявить о полной неэффективности существующей концепции создания кластеров.

В настоящее время «ядром» кластеров Самарской области являются бюджет региона и инвестиционные фонды. Паралич инициатив стал следствием отсутствия рабочей бизнес-модели с внятными и достижимыми целями и средствами оценки (КР1) при полном отсутствии специалистов, способных воссоздать процессный ландшафт, провести работы по инсталляции кластеров, по эффективному управлению ими и корректно лоббирующих их интересы во всех уровнях властных структур.

Рис. Организация регионального кластера

Формирование кластерных инициатив, основанных на трех базах: профессиональное сообщество предпринимателей региона, институты развития страны и региона, исполнительные и законодательные органы власти, — оказалось неспособным сыграть консолидирующую роль в бизнес-сообществе и превратилось в «черную дыру», безвозвратно проглатывающую любую субсидиарную поддержку, и инкубатор «бизнес-идей», направленных на освоение государственных средств.

Считается, что существуют три основные географические причины концентрации бизнеса в кластерах.

Первая причина состоит в возможности получать выигрыш от распределения затрат на поддержку и развитие общих для нескольких компаний ресурсов. К сожалению, бизнес-элита, взращенная в 1990—2000-х годах на принципах, далеких от понятия «честная конкуренция», ни при каких обстоятельствах не откроет достоверную информацию в рамках «shared services». За фасадами всевозможных сер-тификаций, ультрасовременных офисов и внешнего лоска скрывается организационное развитие с «нулевым» уровнем зрелости и авторитарным руководством.

Вторая причина связана с географической близостью производств, которая должна обеспечивать дешевизну и быстрые сроки поставки необходимых для бизнеса товаров и услуг. Тем не менее, находясь на незначительном в мировом масштабе удалении от необходимых ресурсов, предприниматели региона вынуждены покупать их по завышенным в разы ценам. Мировая практика доказала, что только консолидация объемов позволяет добиться максимальной скидки. Однако на уровне региона отсутствует подобная практика, следовательно, априори выпускаемые товары будут дороже, чем подобные от корпоративных поставщиков.

Третья причина связана с концентрацией фирм в одной местности и, как следствие, с распространением неявного знания, то есть опыта, который может быть легко формализован и внедрен. В истории современной России существует огромное количество примеров, когда попытки распространения неявных знаний приводили к весьма печальным последствиям для их распространителей. Бизнес-элита ревностно хранит свои тайны, опасаясь саму себя, ибо она не представляет ни малейшего интереса для мирового бизнес-сообщества.

Кроме того, необходимо отметить, что часто за термином «кластер» скрывается не истинный смысл этого понятия. Не всегда и не при любых условиях территориальное объединение однородных производств, институтов, инфраструктуры действительно образует интегрированную общими экономическими интересами структуру, обеспечивающую конкурентные преимущества по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, т. е. кластер. Виды и принципы построения кластеров также не являются универсальными: они адаптируются к условиям конкретной страны, региона, конъюнктуре рынка, уровню экономического развития и т. д.

Самарская область считается одним из центров формирования кластерной политики России. Проблемы функционирования кластеров в регионе полностью адекватны всероссийским. Они требуют нестандартных решений и принципиального изменения европейских подходов к формам территориальной организации производства в нашей стране.

Современные условия диктуют необходимость обновления стратегии развития региона с акцентом на усиление экономического эффекта от функционирующих и появляющихся кластерных структур.

В развивающейся экономике, какую представляет собой экономика современной России, при отсутствии контроля со стороны государства, при неподготовленности или некомпетентности управляющих кадров кластеры оказываются неспособными на радикальное повышение инновационной активности, технологиче-

скую модернизацию промышленности в рамках собственных инициатив и разработок, стимулирование опережающего развития производства. Часто они зависят от иностранных компаний, поставляющих компоненты и технологии. В таких условиях их успешное функционирование весьма неустойчиво.

Учитывая изложенное выше, можно сделать вывод: в региональных «кластерных» структурах отсутствуют компетентный, информированный и заинтересованный в интенсивном развитии экономики управленческий персонал и производственные отношения, которые должны составлять «локомотив» экономики региона на пути к достижению мировых стандартов. В действительности сложившаяся ситуация является непреодолимой преградой на пути регионального развития.

Анализируя принципы организации экономических структур в целом, следует подчеркнуть, что развитие «дикого» капиталистического общества, его «идеалы» глубоко чужды российскому человеку. Общественные и бизнес-скрепы России исходят из гуманистической концепции и связаны с философией соучастия и солидарности.

В связи с этим считаем, что изменение положения в экономике нашей страны возможно лишь при условии корпорации независимых частных производителей, основанной на примате интересов народа и суверенитете труда, ведущих к созданию сплоченных компаний, базирующихся на солидарности с сильным социальным аспектом и не пренебрегающих качеством. Добавив к этому общность миссии, корпоративных ценностей и политики, основанных на принципах открытого доступа, демократической организации, суверенитета труда, инструментальном и подчиненном характере капитала, участия в управлении, солидарности в оплате, многостороннем сотрудничестве, универсальности и образовании, мы получим высокоорганизованные формы производства, отвечающие требованиям современности. Это новый вид общественно-экономической формации рабочих-собственников и власти, основывающийся на принципе «один человек — один голос» [4; 5; 8].

Предлагаемый процесс создания региональной корпорации вовлечет все субъекты деятельности региона, такие как образование, наука, производство, транспорт, инфраструктура, здравоохранение, страхование, культура и т. д., и даст мощный импульс развитию экономики с уходом от практики государственного финансирования абстрактных программ.

Запуск такого проекта потребует на начальном этапе максимального взаимодействия с региональными органами власти. Наделение властными полномочиями руководителя корпорации позволит ему укрепить авторитет организации при обсуждении вопросов, связанных с лоббированием интересов предпринимателей региона, проведении изменений в региональное законодательство, распределении ответственностей по направлениям экономического развития.

Отличительной особенностью предлагаемой структуры является объединение большинства отраслей народного хозяйства в рамках одной организации, целью которой будет, с одной стороны, предоставление сервисов, направленных на увеличение конкурентоспособности предприятий области, а с другой — поддержка реализации произведенной продукции. Организация должна существовать в рамках бюджета, сформированного за счет членских взносов участников, деятельность вестись по направлениям: финансы, промышленность, сельское хозяйство, розничная торговля и знания.

Региональная корпорация не должна оказывать существенного влияния на деятельность компаний-участников, но умеренность и минимизация затрат, оптимальный штат сотрудников с разделением по продуктовому принципу должны лечь в основу ее деятельности.

Возможно, данный аспект не устроит региональных «успешных менеджеров», привыкших эксплуатировать подобные структуры как собственные вотчины, но

примеры существующих европейских структур, близких по сути к предлагаемой, говорят об эффективности подобного подхода к организации производства в регионе. Кроме того, при подобном подходе найдут свое место в экономике и производственные фирмы-банкроты, материально-техническая база которых часто становится бесхозной или распродается по частям.

Библиографический список

1. Porter M.E. Clusters and Economic Policy: Aligning Public Policy with the New Economics of Competition. Harvard Business School, 2007. 10 с.

2. Васяйчева В.А. Онтологические аспекты формирования стратегии управления конкурентоспособностью предприятий // Вестник Самарского государственного университета. 2013. № 4 (105). С. 121-125.

3. Васяйчева В.А., Сахабиева Г.А., Сахабиев В.А. К вопросу о повышении конкурентоспособности промышленных предприятий // Вестник Самарского государственного университета. 2013. № 10 (111). С. 13-18.

4. Васяйчева В.А., Сахабиев В.А., Сахабиева Г.А. О подходах к управлению конкурентоспособностью промышленных предприятий // Вестник Самарского государственного университета. 2014. №4 (115). С. 16-21.

5. Васяйчева В.А., Сахабиев В.А., Сахабиева Г.А. О повышении конкурентоспособности предприятий Самарской области на основе федерации рабочих кооперативов региона // Вестник Самарского государственного университета. 2014. № 4 (115). С. 120-125.

6. Васяйчева В. А. Предпосылки возникновения и развития стратегии управления конкурентоспособностью предприятий топливной промышленности // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2013. № 16. С. 021-028.

7. Васяйчева В.А., Сахабиев В.А. О кластерном подходе к территориальной организации производства региона // Управленческий учет. 2015. № 3. С. 3-10.

8. Васяйчева В.А. Об использовании методов математического моделирования для повышения конкурентоспособности предприятия // Математика, экономика и управление. 2015. Т. 1. С. 45-49.

References

1. Porter M.E. Clusters and Economic Policy: Aligning Public Policy with the New Economics of Competition. Harvard Business School, 2007, 10 p. [in English].

2. Vasyaycheva V.A. Ontological aspects of formation of the strategy of management by competitiveness of enterprises. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Samara State University], 2013, no. 4 (105), pp. 121-125 [in Russian].

3. Vasyaycheva V.A., Sakhabieva G.A., Sakhabiev V.A. On the question of increasing of competitiveness of industrial enterprises. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Samara State University], 2013, no. 10 (111), pp. 13-18 [in Russian].

4. Vasyaycheva V.A., Sakhabiev V.A., Sakhabiev G.A. On approaches to the management by competitiveness of industrial enterprises. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Samara State University], 2014, no. 4 (115), pp. 16-21 [in Russian].

5. Vasyaycheva V.A., Sakhabiev V.A., Sakhabieva G.A. On increasing competitiveness of enterprises of the Samara Region on the basis of federation of working man cooperatives of the region. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Samara State University], 2014, no. 4 (115), pp. 120-125 [in Russian].

6. Vasyaycheva V.A. Preconditions of appearance and development of the strategy of management of competitiveness of enterprises of fuel industry. Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyi universitet upravleniia) [Vestnik of University (State university of management)], 2013, no. 16, pp. 021-028 [in Russian].

7. Vasyaycheva V.A., Sakhabiev V.A. On cluster approach to the territorial organization of production of the region. Upravlencheskii uchet [Management accounting], 2015, no. 3, pp. 3—10 [in Russian].

8. Vasyaycheva V.A. On using methods of mathematical modeling for the increasing of competitiveness of an enterprise. Matematika, ekonomika i upravlenie [Mathematics, Economics and Management], 2015, Vol. 1, no. 1, pp. 45—49 [in Russian].

V.A. Sakhabiev*

ON INCREASING EFFICIENCY OF REGIONAL ECONOMICS

Evolution of economics on the modern stage dictates the most preferable structures and forms of organization business systems — cluster models that are one of the most effective forms of territorial organization of production, effectively functioning in the countries with the advanced economy.

Key words: globalization, cluster policy, efficiency, business.

Статья поступила в редакцию 21/IX/2015. The article received 21/IX/2015.

* Sakhabiev Vitaly Ansarovich (sakhabiev@rambler.ru), Department of Mathematics and Business Informatics, Samara State University, 1, Acad. Pavlov Street, Samara, 443011, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.