Научная статья на тему 'Онтогенез научных музеологических школ в российских вузах культуры'

Онтогенез научных музеологических школ в российских вузах культуры Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
15
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научная школа / научное направление / музеология / критерии идентификации / scientific school / scientific direction / museology / identification criteria

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Родионова Дарья Дмитриевна

Статья посвящена анализу критериев идентификации научной музеологической школы. Автором предпринята попытка переложить разработанную теоретическую основу отождествления научной школы, в которой выделяется ряд определенных критериев идентификации основных признаков, на деятельность «музейных» кафедр вузов культуры. В ходе исследования были выявлены кафедры, осуществляющие подготовку музеологов на базе образовательных организаций, подведомственных Министерству культуры РФ, изучены открытые информационные ресурсы, которые позволили идентифицировать деятельность кафедр и их состав, публикационную активность и др. Автором были установлены сформированные научные направления работы музейных кафедр в аспекте теоретических и практических вопросов музеологии. В результате сделан вывод о неоднородном развитии кафедр, выпускающих бакалавров и магистров-музеологов, что на данном этапе обосновывается сроками открытия кафедр: с конца 1980-х гг. и заканчивая 2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ontogenesis of scientific museological schools in Russian universities of culture

The article is devoted to the analysis of the criteria for identifying a scientific museological school. During the study, open information resources were studied, which made it possible to identify the activities of departments that train museologists, the composition of graduating departments, publication activity, etc. The analysis made it possible to identify the formed scientific directions of work of museum departments. During the study, departments that trained museologists were identified on the basis of educational organizations subordinate to the Ministry of Culture RF, open information resources were studied, which made it possible to identify the activities of the departments and their composition, publication activity, etc. During the study, formed scientific directions were established works of museum departments aimed at theoretical and practical issues of the science of museology. All this together allowed us to conclude that the development of departments producing bachelors and masters of museologists is heterogeneous, which at this stage is justified by the polarly different timing of the opening of departments, starting from the late 1980s and ending 2021.

Текст научной работы на тему «Онтогенез научных музеологических школ в российских вузах культуры»

УДК 069.01:378.095(470)

Д. Д. Родионова

Онтогенез научных музеологических школ в российских вузах культуры

Статья посвящена анализу критериев идентификации научной музеологической школы. Автором предпринята попытка переложить разработанную теоретическую основу отождествления научной школы, в которой выделяется ряд определенных критериев идентификации основных признаков, на деятельность «музейных» кафедр вузов культуры. В ходе исследования были выявлены кафедры, осуществляющие подготовку музеологов на базе образовательных организаций, подведомственных Министерству культуры РФ, изучены открытые информационные ресурсы, которые позволили идентифицировать деятельность кафедр и их состав, публикационную активность и др. Автором были установлены сформированные научные направления работы музейных кафедр в аспекте теоретических и практических вопросов музеологии. В результате сделан вывод о неоднородном развитии кафедр, выпускающих бакалавров и магистров-музеологов, что на данном этапе обосновывается сроками открытия кафедр: с конца 1980-х гг. и заканчивая 2021 г.

Ключевые слова: научная школа, научное направление, музеология, критерии идентификации

Darya D. Rodionova

Ontogenesis of scientific museological schools in Russian universities of culture

The article is devoted to the analysis of the criteria for identifying a scientific museological school. During the study, open information resources were studied, which made it possible to identify the activities of departments that train museologists, the composition of graduating departments, publication activity, etc. The analysis made it possible to identify the formed scientific directions of work of museum departments. During the study, departments that trained museologists were identified on the basis of educational organizations subordinate to the Ministry of Culture RF, open information resources were studied, which made it possible to identify the activities of the departments and their composition, publication activity, etc. During the study, formed scientific directions were established works of museum departments aimed at theoretical and practical issues of the science of museology. All this together allowed us to conclude that the development of departments producing bachelors and masters of museologists is heterogeneous, which at this stage is justified by the polarly different timing of the opening of departments, starting from the late 1980s and ending 2021.

Keywords: scientific school, scientific direction, museology, identification criteria DOI 10.30725/2619-0303-2024-1-57-61

На 2023 г. в подчинении ведомству Министерства культуры РФ находятся 47 образовательных организаций высшего образования, функции и задачи которых детерминированы целым спектром потребностей как личности в частности, так и общества в целом с учетом современных требований к накоплению, сохранению и приумножению нравственных и культурных ценностей жителей России [1]. В данный список, помимо образовательных организаций, осуществляющих подготовку в области балета, музыки, живописи, входят и 13 вузов культуры. На основе анализа официальных сайтов институтов культуры было выявлено, что все образовательные организации из данного перечня осуществляют

подготовку музеологов: из них 9 - на уровне бакалавриата и магистратуры (Москва, Санкт-Петербург, Барнаул, Кемерово, Улан-Удэ, Тюмень, Краснодар, Пермь, Самара), 4 - на уровне бакалавриата (Казань, Орел, Хабаровск, Челябинск). Особый интерес вызывает Самарский государственный институт культуры, где бакалавров-музеологов обучают в рамках направления подготовки «Культурология», а магистров - по направлению «Социально-культурная деятельность». Данные профили были открыты в декабре 2021 г. Таким образом, потребность в специализированных кадрах в регионах, а также в становлении новой научной музеологической школы достаточно высока.

Т. Н. Кандаурова одной из первых отметила особенности и содержание понятия «научная школа» [2]. В рамках этого определения все кафедры, обеспечивающие подготовку музейных специалистов на базе вузов культуры, так или иначе объединены в научные коллективы, направления исследований которых связаны с теоретическими и практическими вопросами музеологии. Так, например, в Кемеровском государственном институте культуры активно развивается направление актуализации и сохранения историко-культурного наследия и научно-фондовая деятельность музея, открыт консультационный центр по проблемам формирования, учета и хранения фондов музеев. За консультациями обращаются сотрудники музеев из многих субъектов Российской Федерации.

В Алтайском государственном институте культуры (Барнаул) особое внимание уделяется научному направлению «Музей как образовательная форма культуры». Теоретические проблемы в изучении и презентации историко-культурного наследия Байкальского региона являются основным в Восточно-Сибирском государственном институте культуры (Улан-Удэ); в свою очередь, Краснодарский институт культуры исследует культурно-историческое наследие Юга России, а культурное пространство Азиатско-Тихоокеанского региона - Хабаровский институт культуры. Московский государственный институт культуры характеризуется высоким уровнем научных исследований, посвященных вопросам и проблемам сохранения материального наследия; в свою очередь, вопросы проблемного поля «детство», «исторические ценности» успешно решаются в Челябинском государственном институте культуры и т. д.1 Таким образом, сфера научных интересов неотъемлемо связана с основными направлениями музейной деятельность и региональной спецификой в рамках подготовки музейных специалистов. Анализируя детальность кафедр, обеспечивающих подготовку музеологов на базе вузов культуры, можно с уверенностью сказать, что идет процесс формирования современных научных школ, направленных на теоретические и практические вопросы музеологии.

В этой связи особый интерес вызывает научное исследование Т. В. Захарчук, разработавшей теоретическую основу идентификации научной школы на примере библиографии, в

'Информация о научных направлениях кафедр, обеспечивающих подготовку по направлению «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», представлена на официальных сайтах вузов культуры в разделе, посвященном истории кафедр.

которой она выделяет следующие критерии идентификации основных признаков:

Признание научной школы со стороны научного сообщества на основе ряда признаков, в который входят, например, индекс цитирования научных публикаций или изучение библиографического дискурса.

Наличие основателя и лидера (лидеров) научной школы. Здесь значим анализ публикаций ученых об основателях, лидерах или выдающихся представителях научной школы; социологический опрос профессионального сообщества об основателе или лидере; анализ публикаций.

Самоидентификация членов научной школы.

Наличие не менее двух поколений учеников - через анализ диссертационных исследований.

Наличие традиций - через анализ посвящений и благодарностей в научных изданиях; анализ публикаций, в которых содержатся высказывания о школе; анализ биографий, автобиографий основателей и лидеров школы; анализ библиографических указателей коллектива.

Наличие исследовательской программы через анализ публикаций представителей профессионального сообщества, самого лидера или основателя научной школы, ее представителей; анализ взаимного цитирования; анализ соавторства [3].

Нами была предпринята попытка идентификации научных музеологических школ на основе методики Т. В. Захарчук и деятельности кафедр образовательных организаций (институтов культуры), подведомственных Министерству культуры РФ и обеспечивающих подготовку музейных специалистов. Были проанализированы страницы музейных кафедр как на официальных сайтах образовательных организаций, так и в доступных социальных сетях. Это позволило определить штатный состав кафедр, выявить сведения о работодателях, направлениях работы. Особо отметим, что кафедры, обеспечивающие подготовку музейных специалистов, открывались на базе кафедр, которые обеспечивали ранее чтение дисциплин исторического, культурологического и других направлений. В большинстве своем данная тенденция осталась без изменений, и поэтому пришлось вычленять из общего списка профессорско-преподавательского состава кафедры специалистов, непосредственно обеспечивающих подготовку в рамках основной образовательной программы по музеологии уровня бакалавриата и магистратуры. Для по-

лучения данной информации был проанализирован раздел официального сайта каждого вуза культуры «Информация о составе педагогических (научно-педагогических) работников»; в среднем количество преподавателей по данному направлению -5-8 человек.

Для получения сведений о научной деятельности был осуществлен поиск публикаций (монографии, статьи и др.): изучались списки публикаций ученых на официальной странице кафедры; на таких ресурсах, как «Ки-берленинка», «ЕПЬгагу», каталог Российской государственной библиотеки; публикации, которые непосредственно посвящены становлению и развитию музеологической школы [4]; публикации, связанные с ретроспективным анализом научной и учебной деятельности отдельных музейных кафедр [5-7].С четом современных требований к преподавателю высшей школы, педагоги-ученые, осуществляющие подготовку музеологов, ведут активную научную деятельность и фиксируют ее в различного вида источниках. Содержание публикаций не всегда связано с основными направлениями музейной деятельности; встречаются работы, посвященные подготовке музейных кадров, педагогике высшей школы, истории, культурологии, философии и т. д.

Кроме того, после идентификации профессорско-преподавательского состава на официальных сайтах вузов культуры были проанализированы списки публикаций через научную электронную библиотеку и по каждому определены такие параметры, как количество публикаций, цитирование, И-Мех. Это позволило путем математических вычислений среднего показателя выявить количественный индикатор публикационной активности каждой кафедры, осуществляющий подготовку музеологов.

Таким образом, количественный индикатор позволил обосновать следующие выводы:

Самый высокий индекс Ыг^ех- средний показатель на единицу профессорско-преподавательского состава по кафедре, обеспечивающей подготовку музеологов, у Самарского (13), Кемеровского (9) и Краснодарского (9) институтов культуры.

Самый высокий индекс цитирования -средний показатель на единицу профессорско-преподавательского состава по кафедре, обеспечивающей подготовку музеологов, у Самарского (11,8), Кемеровского (6,8) и Краснодарского (6,3) институтов культуры.

Однако очень важно, на наш взгляд, при анализе публикационной активности профильных кафедр отслеживать индикатор, который может быть обозначен как «содержа-

тельный», что позволяет учитывать тематику научно-исследовательских работ ученых, так как научные труды профессорско-преподавательского состава кафедр могут по содержанию выходить за границы проблемного поля музеологии и представлять собой исключительно исторические, культурологические и другие исследования.

Для определения такого индикатора была применена следующая методика: на основе анализа официальных сайтов вузов культуры, страничек кафедр, обеспечивающих подготовку музеологов, были выявлены списки преподавателей, участвующих в реализации основной профессиональной образовательной программе по направлению «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия». Полученные данные поименно были отработаны через электронную научную библиотеку, что позволило получить количественные списки научных публикаций каждого педагога (ученого), выявить из них работы, опубликованные в журналах, индексируемых в ВАК, отобрать наиболее цитируемые публикации, проанализировать публикации, относящиеся к проблемному полю музеологии на основе паспорта научной специальности [8].

Так, при анализе публикационной активности заведующих кафедрами, обеспечивающих подготовку музеологов, установлено, что из 12 заведующих2 только у 8 публикации напрямую связаны с предметным полем музеологии, основными направлениями музейной деятельности в соответствии с научным паспортом специальности, а также с особенностями подготовки кадров для музея, здесь отметим Е. Н. Мастеницу (Санкт-Петербургский государственный институт культуры) с цитированием 1185 и Ы^ех 153.

Важно, что активно развиваются кафедры, где заведующие являются признанными учеными в области культурологии, истории, философии, однако их исследования не входят в проблемное поле музеологии: например, О. Л. Лейбович (Пермский государственный институт культуры) с цитированием 1477, и И-Мех 10.

Это еще раз подтверждает тезис, что открытие музеологического направления подготовки происходит на кафедрах, профильно близких музеологии. Здесь стоит отметить, что музееведение - формирующаяся наука, многие исследователи пришли из других на-

2 На момент проведения исследования информация о заведующем кафедрой в Казанском институте культуры на официальном сайте отсутствовала.

3 На момент проведения исследования.

учных отраслей: истории, этнографии, археологии, культурологии, естественных и технических наук.

Значимо, что период формирования и становления музейных кафедр как самостоятельных научных школ во всех вузах проходит по-разному, что влияет на процесс формирования направлений исследования. Был проведен анализ каталога авторефератов диссертаций, защищенных за последние 10 лет по специальности 24.00.03 «Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов» [9]. На момент проведения исследования (сентябрь 2023 г.) было выявлено 91научное исследование по данной специальности, самое большое количество защищенных диссертационных исследований, связанных с предметным полем музееведения, выполнено на кафедре музеологии и культурного наследия Санкт-Петербургского государственного института культуры - 38; на кафедре музейного дела Кемеровского государственного института культуры - 12; на кафедре музеологии и туризма Алтайского государственного института культуры - 3; на кафедре музееведения Московского государственного института культуры - 2, на кафедре музеологии и наследия Восточно-Сибирского института культуры - 1. С открытием диссертационных советов по специальности «5.10.2. Музееведение,консервация и реставрация историко-культурных объектов» на базе Краснодарского государственного института культуры, Российского НИИ культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева, Крымского университета культуры, искусства и туризма, Российского государственного гуманитарного университета активизируется работа по защите кандидатских и докторских диссертаций, выполненных на профильных музеологических кафедрах.

Таким образом, исходя их критериев идентификации основных признаков, мы видим, что не все они полностью реализованы. Проведенный анализ доступных информационных ресурсов и опрос заведующих профильными музейными кафедрами позволил выявить следующее: на сегодняшний день нет сформировавшихся научных школ на базе кафедр, обеспечивающих подготовку музео-логов в вузах культуры, подведомственных Министерству культуры РФ. Однако на данных кафедрах в большинстве своем сформировались научные направления в рамках предметного поля музеологии, что подтверждается высокой публикационной активностью, самоидентификацией членов научной школы

в рамках научных конференций и т. д., признанием научных школ и их лидеров со стороны научного сообщества.

Проведенная работа позволяет сделать вывод, что мы стоим на пороге завершающей стадии формирования научной музеологиче-ской школы на базе кафедры музеологии и культурного наследия Санкт-Петербургского государственного института культуры, ставшей первой среди открытых кафедр на базе вуза культуры, научное направление которой связано с теоретическими и прикладными проблемами музеологии. Вслед за ней идут музейные кафедры Кемерова, Барнаула и Улан-Удэ, где активно развиваются научные направления, связанные с сохранением и актуализацией историко-культурного наследия регионов Сибири.

Подводя итоги, необходимо акцентировать внимание на том, что развитие научных школ невозможно без участия студентов в научной деятельности. Сегодня очень важна поддержка и стимулирование со стороны государства студентов, например, профильная стипендия им. И. Антоновой, которая направлена на поощрение студентов-музео-логов. И в то же время остро встают вопросы усложнения требований приемной кампании и распределения КЦП, отсутствие бюджетных мест в аспирантуре. Вопросов много, однако основа для развития и функционирования научных музеологических школ на базе вузов культуры заложена.

Список литературы

1. Образовательные организации высшего образования // Министерство культуры Российской Федерации: офиц. сайт. URL: https://culture.gov.ru/ about/subordinates/obrazovatelnye_organizatsii_ ууББЬ^о_оЬга2смагнуа/ (дата обращения: 08.02.2024)

2. Кандаурова Т. Н. Музееведческое образование XXI века: на пути формирования музеологических школа // Музей. Экскурсия. Туризм: сб материалов конф. Санкт-Петербург: СПбГИК, 2006. С. 7-8.

3. Захарчук Т. В. Научная школа в библиографо-ведении: теорет.-метод. аспект: дис. ... д-ра пед. наук. Санкт-Петербург, 2013. 563 с. С. 251-256.

4. Шляхтина Л. М., Мастеница Е. Н. Становление научной школы кафедры музеологии и культурного наследия СПБГИК // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 3 (28). С. 116-125.

5. Родионова Д. Д. История становления и развития высшего образования музеологов в Кемеровской области // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2018. № 4 (32). С. 232-238.

6. Полякова Е. А. Проблемы и перспективы международной интеграции научно-образовательной деятельности высших учебных заведений // Теория, история и практика образования в сфере культуры. материалы XIX Междунар. науч.-метод. конф. Барнаул, 2019. С. 104-107.

7. Мишакова О. Э. Музейное дело и музейное образование в Бурятии: парадигмы развития // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 50. С. 37-43.

8. Паспорт научной специальности «Музееведение КИРИКО» // Кемеровский государственный институт культуры: офиц. сайт. URL: https://kemgik. ru/upload/iblock/536/_5.10.2._.pdf (дата обращения: 08.02.2024)

9. Электронный каталог Российской государственной библиотеки. URL: https://search.rsl.ru/#colf= 15.08.2023&col=autoref (дата обращения: 08.02.2024).

References

1. Educational organizations of higher education. Ministry of Culture of the Russian Federation: offic. website. URL: https://culture.gov.ru/about/ subordinates/obrazovatelnye_organizatsii_vysshego_ obrazovaniya/(accessed: Febr.08.2024) (in Russ.).

2. Kandaurova T. N. Museological education of the XXI century: on the way to forming a museological school. Museum. Excursion. Tourism: coll. of conf. materials. Saint-Petersburg: SPbGIK, 2006. 7-8 (in Russ.).

3. Zakharchuk T. V. Scientific school in bibliography: theoretical and methodological aspect: dis. on competition of sci. degree PhD in pedagogy. Saint-Petersburg, 2013. 563 (in Russ.).

4. Shlyakhtina L. M., Mastenitsa E. N. Formation of a scientific school of the department of museology and cultural heritage of St. Petersburg State Institute of Culture // Bulletin of the Saint-t. Petersburg State University of Culture and Arts. 2016. No. 3 (28), 116-125 (in Russ.).

5. Rodionova D. D. History of the formation and development of higher education of museologists in the Kemerovo region. Professional education in Russia and abroad. 2018. 4 (32), 232-238 (in Russ.).

6. Polyakova E. A. Problems and prospects for international integration of scientific and educational activities of higher educational institutions. Theory, history and practice of education in the sphere of culture: materials XIX Intern. sci. methodical conf. Barnaul, 2019. 104-107 (in Russ.).

7. Mishakova O. E. Museum business and museum education in Buryatia: para-digms of development. Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts. 2020. 50, 37-43 (in Russ.).

8. Passport of the scientific specialty "Museum studies KIRIKO". Kemerovo State Institute of Culture: offic. website. URL: https://kemgik.ru/upload/iblock/536/_5.10.2._.pdf (accessed: Febr.02.2024) (in Russ.).

9. Electronic catalog of the Russian State Library. URL: https://search.rsl.ru/#colf=08/15/2023&col=autoref (accessed: Febr.08.2024) (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.