Научная статья на тему 'HOMO MUSEICUS: К ЮБИЛЕЮ ЛЮДМИЛЫ МИХАЙЛОВНЫ ШЛЯХТИНОЙ'

HOMO MUSEICUS: К ЮБИЛЕЮ ЛЮДМИЛЫ МИХАЙЛОВНЫ ШЛЯХТИНОЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Л. М. ШЛЯХТИНА / МУЗЕОЛОГИЯ / МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / КАФЕДРА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ / L. M. SHLYAKHTINА / MUSEOLOGY / MUSEUM PEDAGOGY / DEPARTMENT / EDUCATIONAL PROGRAMS / TUTORIALS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мастеница Елена Николаевна, Куклинова Ирина Анатольевна

Статья посвящена научной и педагогической деятельности кандидата педагогических наук, доцента кафедры музеологии и культурного наследия СПбГИК, заслуженного работника высшей школы РФ Л. М. Шляхтиной. Работая на кафедре со дня ее основания в 1988 г., она активно участвует в формировании и реализации образовательных и научных стратегий данного подразделения вуза. Являясь автором учебных курсов «Теоретические проблемы музеологии» и «Музейная педагогика», а также разработчиком новаторских дисциплин образовательных программ по направлению «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» для бакалавриата и магистратуры, Л. М. Шляхтина во многом способствовала профессионализации музейного дела в России. Анализируя созданные ею и активно используемые в учебном процессе пособия, и научные труды, ставшие опорными исследованиями в области теоретической музеологии, музейной педагогики, музеологического образования, авторы констатируют большой личный вклад Л. М. Шляхтиной в становление научной школы музеологии в СПбГИК и в научно-методическое обеспечение процесса подготовки кадров для музейной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOMO MUSEICUS: TO THE ANNIVERSARY OF LYUDMILA MIKHAILOVNA SHLYAKHTINA

The article is devoted to the scientific and pedagogical activities of the candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Department of Museology and Cultural Heritage of St. Petersburg State Institute of Culture, Honored Worker of the Higher School of the Russian Federation L. M. Shlyakhtina. Working at the department since its foundation in 1988, she actively participates in the formation and implementation of educational and scientific strategies of this department of the university. As the author of the training courses «Theoretical problems of museology» and «Museum pedagogy», as well as the developer of innovative disciplines of educational programs in the direction of «Museology and protection of cultural and natural heritage» for bachelor’s and master’s degrees, L. M. Shlyakhtina greatly contributed to the professionalization of museum work in Russia. Analyzing the manuals and scientific works created by her and actively used in the educational process, which have become pivotal studies in the field of theoretical museology, museum pedagogy, museological education, the authors state the great personal contribution of L. M. Shlyakhtina in the formation of the scientific school of museology at SPbGIK and in the scientific and methodological support of the training process for the museum industry.

Текст научной работы на тему «HOMO MUSEICUS: К ЮБИЛЕЮ ЛЮДМИЛЫ МИХАЙЛОВНЫ ШЛЯХТИНОЙ»

УДК 069.01:378-057.4(470.23-25)

Е. Н. Мастеница, И. А. Куклинова HOMO MUSEICUS: к юбилею Людмилы Михайловны Шляхтиной

Статья посвящена научной и педагогической деятельности кандидата педагогических наук, доцента кафедры музеологии и культурного наследия СПбГИК, заслуженного работника высшей школы РФ Л. М. Шляхтиной. Работая на кафедре со дня ее основания в 1988 г., она активно участвует в формировании и реализации образовательных и научных стратегий данного подразделения вуза. Являясь автором учебных курсов «Теоретические проблемы музеологии» и «Музейная педагогика», а также разработчиком новаторских дисциплин образовательных программ по направлению «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» для бакалавриата и магистратуры, Л. М. Шляхтина во многом способствовала профессионализации музейного дела в России. Анализируя созданные ею и активно используемые в учебном процессе пособия, и научные труды, ставшие опорными исследованиями в области теоретической музеологии, музейной педагогики, музеологического образования, авторы констатируют большой личный вклад Л. М. Шляхтиной в становление научной школы музеологии в СПбГИК и в научно-методическое обеспечение процесса подготовки кадров для музейной отрасли.

Ключевые слова: Л. М. Шляхтина, музеология, музейная педагогика, кафедра, образовательные программы, учебные пособия

Elena N. Mastenitsa, Irina A. Kuklinova HOMO MUSEICUS: to the anniversary of Lyudmila Mikhailovna Shlyakhtina

The article is devoted to the scientific and pedagogical activities of the candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Department of Museology and Cultural Heritage of St. Petersburg State Institute of Culture, Honored Worker of the Higher School of the Russian Federation L. M. Shlyakhtina. Working at the department since its foundation in 1988, she actively participates in the formation and implementation of educational and scientific strategies of this department of the university. As the author of the training courses «Theoretical problems of museology» and «Museum pedagogy», as well as the developer of innovative disciplines of educational programs in the direction of «Museology and protection of cultural and natural heritage» for bachelor's and master's degrees, L. M. Shlyakhtina greatly contributed to the professionalization of museum work in Russia. Analyzing the manuals and scientific works created by her and actively used in the educational process, which have become pivotal studies in the field of theoretical museology, museum pedagogy, museological education, the authors state the great personal contribution of L. M. Shlyakhtina in the formation of the scientific school of museology at SPbGIK and in the scientific and methodological support of the training process for the museum industry.

Keywords: L. M. Sh^a^t^, museology, museum pedagogy, department, educational programs, tutorials DOI 10.30725/2619-0303-2021-1-93-99

При слове «музей» у каждого человека возникают собственные, порой глубоко личные ассоциации. Одним вспоминаются шедевры искусства, другим - облик уникальных памятников архитектуры, некоторых привлекают археологические находки древнейших эпох или исторические реликвии, а иных - обладающие особой аурой мемории. В памяти редко остаются экскурсоводы или сотрудники, помогающие постижению удивительного мира музея. И совсем мало кто задумывается о том, как приходят в музейную профессию и почему остаются в ней навсегда. Большинство даже не догадывается о том, кто такой музеолог и что существует такая наука - музеология. Однако данная ситуация медленно, но неуклонно изменяется. Несомнен-

ная заслуга в становлении российской музеологии как научной и учебной дисциплины принадлежит кандидату педагогических наук, доценту кафедры музеологии и культурного наследия СПбГИК, заслуженному деятелю высшей школы Российской Федерации Людмиле Михайловне Шляхтиной.

Путь к науке и связанной с ней преподавательской деятельности лежал через окончание средней школы с золотой медалью, через поступление на исторический факультет Ленинградского государственного университета, где был самый высокий конкурс на специальность «искусствоведение», через приобщение к музейному делу на должности директора картинной галереи, педагогическую работу в Петроза-

водском государственном университете и, наконец, поступление в аспирантуру Ленинградского государственного института культуры им. Н. К. Крупской. Окончание аспирантуры и успешная защита кандидатской диссертации на тему «Пути повышения эффективности культурно-просветительной деятельности музея» [1] предопределили выбор, который стал судьбой. На протяжении без малого 40 лет профессиональная жизнь Людмилы Михайловны Шляхти-ной неразрывно связана с Домом на Дворцовой набережной. Сначала она работала на кафедре культурно-просветительной работы, а вскоре перешла на вновь организованную в 1988 г. кафедру музееведения, впоследствии переименованную в кафедру музеологии и культурного наследия, на которой трудится и поныне.

Под руководством профессора, кандидата исторических наук, заслуженного деятеля науки РФ Н. И. Сергеевой (1920-2011) вместе с профессором, доктором культурологии В. П. Гриц-кевичем (1933-2013) Людмила Михайловна, не жалея времени и сил, приступила к сложной, но от этого не менее увлекательной работе. По сути, она стояла у истоков формирования нового направления подготовки кадров для музеев в высшей школе, возрождая опыт и продолжая традицию, заложенную в нашем институте в первые годы его существования. Со свойственными ей воодушевлением и кипучей энергией Людмила Михайловна принимала активное участие в формировании учебного плана, организации и проведении практик для студентов, в подготовке программ государственной аттестации и выборе актуальной тематики для дипломных работ. Она помогала кафедре наладить воспитательную работу, организуя студенческие капустники в ежегодный Международный день музея, подготавливая праздники с участием преподавателей, студентов и выпускников к юбилейным датам кафедры. Но главной ее задачей как преподавателя была разработка учебных музееведческих дисциплин, которым не было аналогов в образовательном пространстве страны и которые ранее не преподавались в российских вузах, а, следовательно, не могли быть обеспечены учебными пособиями и методическими материалами. Иными словами, приходилось начинать практически с нуля. Это обстоятельство, с одной стороны, давало большой творческий простор для научного поиска в содержательном наполнении и структурной организации читаемых дисциплин, а, с другой -накладывало огромную ответственность за качество и методику образования. Людмилой Михайловной был разработан курс «Теоретические проблемы музееведения», который чи-

тается на кафедре с момента ее организации. Особо следует отметить ее заслуги в создании научно-методической базы преподавания теоретической музеологии, разработке тематики курсовых и дипломных работ. Предложенные ею подходы, опирающиеся на концепции зарубежных и отечественных исследователей, получили отражение в учебном пособии «Основы музейного дела. Теория и практика» [2], выпущенном издательством «Высшая школа» для студентов педагогических и гуманитарных учебных заведений. Ставшее широко известным, это учебное пособие выдержало испытание как временем, так и конкуренцией со стороны других учебников. На нем выросло несколько поколений му-зеологов, оно и сегодня активно используется в образовательном процессе российских вузов. Третье, исправленное и дополненное, переиздание вышло в 2016 г.

Содержательная значимость и методическая ценность данного пособия определяются не только отсутствием аналогов в момент его выхода в свет. Они заключаются в методологическом подходе к освещению основ музейной деятельности, который базируется на авторской концепции музеологии как научной основы разнообразных музейных практик. Концепция Л. М. Шляхтиной стала своеобразной квинтэссенцией отечественных и зарубежных научных разработок в области музеологии, а также результатом осмысления богатого практического опыта ведущих музеев мира. При всем многообразии видов, типов и профилей музеев, при существующих отличиях в развитии музеев в России и за рубежом автору удалось выявить и раскрыть сущностные, имманентно присущие музею характеристики, а также определить функции музея как социокультурного института. Теоретический базис музеологии, которые составляют теория документирования, теория тезаврирования и теория коммуникации, помогает постижению «смысла и предназначения» музея как феномена культуры и изучению направлений его деятельности. Именно такой подход, согласно убеждению Л. М. Шляхтиной, помогает сформировать целостное представление о миссии и функциях музея в сознании тех, кто решил посвятить себя музейной деятельности. Основные положения теоретического курса излагаются четким и доступным языком, вводящим учащихся в сферу ранее неизвестных понятий и сложных терминов. Автору удалось найти «золотую середину» в манере изложения: строгие формулировки и рассуждения не страдают научным академизмом и в то же время в них отсутствует упрощенность, порой приводящая к примитивизму. Отказ от дидактизма и

рецептурности, от раз и навсегда устоявшихся истин, со временем превращающихся в догмы, позволил показать музей как многогранный объект изучения с различных точек зрения, а музейную деятельность как разноплановую сферу, требующую от музейного профессионала одновременно аналитических и творческих качеств.

С одной стороны, такая авторская позиция способствовала изменению, к сожалению, еще бытующих, представлений о музее как об учреждении консервативном, сугубо традиционном, не подверженном воздействию инноваций. С другой стороны, очевидно стремление автора максимально разбудить самостоятельное мышление читателей, подготовить их к альтернативному выбору, к формированию собственных суждений. В этом плане важно отметить наличие четко сформулированных выводов по каждой главе, а также помещенных после текста удачно продуманных вопросов для размышлений над прочитанным. С методической точки зрения очень полезным оказался глоссарий. Краткий словарь основных понятий и терминов является не только непременным атрибутом современного учебного пособия, но и существенно облегчает понимание и усвоение изложенного в нем материала. Пособие содержит тщательно продуманный, содержащий значимые и доступные публикации список рекомендуемой литературы. Ее отбор осуществлен с учетом как уже известных имен и устоявшихся точек зрения, так и новейших достижений, отражающих интенсивный процесс развития музеологии как междисциплинарной области знания.

Учебник Л. М. Шляхтиной предназначен, прежде всего, музеологам, а также студентам, обучающимся по другим гуманитарным направлениям и профилям. Однако он стал полезной настольной книгой для всех, кто создает школьные, ведомственные, общественные музеи или начинает в них работать. В этом убеждает та часть пособия, которая освещает непосредственно аспекты фондовой,экспозиционно-выставочной и музейно-педагогической работы. Необходимые инструктивные материалы в сочетании с многочисленными конкретными примерами помогают составить ясную картину основных направлений практической музейной работы, методов и форм ее осуществления. Поэтому книга до сих пор служит подспорьем для начинающих сотрудников музеев. И еще одна отличительная деталь: подобные труды, как правило, не содержат эпиграфов, однако Людмила Михайловна со свойственной ей ответственностью и широтой эрудиции подошла к их выбору и предварила ими каждую главу учебного пособия, таким образом выделив литературной

цитатой или афористическим изречением главную мысль разделов, привлекая к ней внимание читателя.

На протяжении всей своей педагогической деятельности Людмила Михайловна не прекращает интенсивной исследовательской работы, будучи твердо убежденной в том, что профессиональные знания должны базироваться на новейших достижениях научной мысли. Становление музеологии как молодой формирующейся дисциплины сопряжено с изучением идей и концепций предшественников, требующих ретроспективного анализа. По инициативе Людмилы Михайловны возник замысел изучения истории музейно-педагогической мысли в России. В 2006 г. вышла в свет написанная в соавторстве с Е. Н. Мастеницей монография «Му-зейно-педагогическая мысль в России. Исторические очерки» [3], ставшая одним из первых и на сегодняшний день единственным историко-теоретическим исследованием в области музейной педагогики.

Музейно-педагогическая мысль - малоизученная, противоречивая и сложная для научной рефлексии область. Как научная дисциплина музейная педагогика еще формируется, развиваясь в пограничных областях с другими науками - музееведением, педагогикой, психологией, культурологией, этикой и др. Выявленные и рассмотренные музейно-педагогические идеи, выдвигавшиеся на протяжении периода с середины XIX до начала XXI в., не всегда четко артикулированы, порой недостаточно теоретически обоснованы, иногда размыты и не дифференцированы или носят описательный характер. Вследствие этого возникали трудности в их выделении и собственно научном определении, исходя из критериев научности, принятых в современном познании. При этом нельзя не отметить, что происходившее интенсивное накопление наблюдений и опыта взаимодействия музея с аудиторией, богатого и разностороннего материала, способствовало постепенной кристаллизации принципов научного подхода. В ходе исторического развития закладывались основы тех традиций, осмысление которых сегодня составляет методологический каркас музейной педагогики.

Помимо монографии, Л. М. Шляхтиной было создано учебно-методическое пособие «Музейная педагогика» [4], отразившее авторское понимание музейной педагогики как методологии и методики реализации музеем присущей ему образовательно-воспитательной функции. Ею были выделены и обоснованы магистральные направления образовательной деятельности музея, которые тесно связаны с границами и

содержанием музейной педагогики: информирование, обучение, развитие творчества, общение, рекреация. В пособии показано, что эти направления исторически обусловлены музейной политикой и изменениями ее стратегии на различных этапах развития общества, а в современных условиях они ориентированы на личность потенциального и реального музейного посетителя. Совокупность различных форм взаимодействия музея и публики, объединенных общей темой и подчиненных единой педагогической цели, является, по мнению Л. М. Шляхтиной, основой разнообразных музейно-педагогических программ и проектов, создаваемых с учетом психологических, социально-демографических и других характеристик музейной аудитории.

Постоянно отслеживая новейшие течения в развитии музеологии и анализируя актуальные тенденции музейной практики, Л. М. Шляхтина использовала свой богатый научный потенциал и педагогический опыт в реализации образовательной программы по направлению «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» второго уровня - магистратуры. Ею были подготовлены курсы «Экспертиза музейных проектов и программ», «Теория и практика музейного проектирования», «Культурно-образовательная деятельность в контексте прикладной музеологии», а их преподавание обеспечено разделами в коллективном учебном пособии «Культурное наследие и музей в XXI веке» [5, с. 181-223].

Значительное место в трудах Л. М. Шляхти-ной занимает метамузеология - структурный элемент теории, осмысляющий место музеологии в системе других наук, разрабатывающий основные дефиниции, в том числе понятия музей и музейный предмет. В своих трудах Людмила Михайловна изучает истоки становления музеологии как науки с последней трети XIX в., когда приходит понимание музейной сферы как особой профессиональной области, и в равной степени рассматривает особенности развития музеологии в современных условиях, характеризующихся в первую очередь тенденциями к глобализации и информатизации [6]. При этом следует констатировать, что в фокусе особого внимания ученого находится феномен современного музея. Этот интерес объясним для специалиста, долгие годы уделявшего значительное внимание взаимодействию музея со своей аудиторией. Собственно современные очертания этот процесс начал обретать на границе 19601970-х гг. в период серьезных социально-политических изменений, по-разному проявившихся в различных регионах мира, но имевших поистине планетарный характер. Именно тогда главный

акцент в деятельности музея был перенесен с сосредоточенности на своих коллекциях к обществу, в котором существует музей. Этот интерес проявлялся многообразно. Это и вопрос дифференциации публики и выделения многочисленных целевых аудиторий, открытость темам, волнующим многих людей, которые ранее признавались далекими от научных задач музея. Также музей начал контактировать с местным сообществом при интерпретации своих коллекций и привлекать его членов к формированию предметного ряда для выставок по актуальным темам. Таким образом, осознание музеем своей социальной миссии во второй половине XX в. приводит его к роли активного социального агента в наше время [7, с. 304]. Людмила Михайловна в своих работах обращает внимание на специфику развития культуры участия в музейной сфере, характеризует особенности становления волонтерского движения в российских музеях. Отмечается, что современный музейный мир реагирует на вызовы времени, уходя содержательно от методологической заданно-сти профильной науки, создавая подлинно междисциплинарные проекты, совершенно новые и по форме выражения: «Вектор взаимодействия с музейной аудиторией меняется от образовательной направленности в сторону удовлетворения потребности в "событии"» [8, с. 18].

Л. М. Шляхтина - ученый и преподаватель многое сделала для становления музейной педагогики как исследовательского поля и учебной дисциплины. Именно она разработала новаторский для нашей страны учебный курс данной тематики уже в 1988-1989 гг., при ее кураторстве с 2000 по 2015 г. на кафедре музеологии и культурного наследия осуществлялась и подготовка по специализации «музейная педагогика: проектирование рекреационно-образовательных программ». Анализируя специфику музейной педагогики как области научно-практической деятельности, успешное развитие которой некоторыми исследователями начинает ставиться под сомнение, Шляхтина неуклонно подчеркивает ее междисциплинарный характер, закрепленный уже в самом названии и тенденцию к постоянному саморазвитию в современных условиях динамично меняющегося мира [9, с. 110]. По сей день данная проблематика актуальна как практическая сфера деятельности, в связи с чем она востребована на курсах повышения квалификации в Санкт-Петербургском государственном институте культуры и является одной из сквозных тем в научных и научно-методических работах Людмилы Михайловны разных лет.

В своих трудах Л. М. Шляхтина выступает не только как исследователь, но и как педагог,

работающий на кафедре музеологии и культурного наследия с момента ее основания. Поэтому в целом ряде публикаций оценивается путь, пройденный кафедрой как в организационном, так и в научном, профессиональном, плане. Прежде всего, рассматривается концепция подготовки специалистов музееведов/музеологов и изменение векторов этого процесса, связанное с «развитием научных идей, социальными потребностями и стремительными изменениями как феномена музея, так и музейной сферы» [10, с. 87]. Изначальной методологической базой для формирования концепции подготовки специалистов для музеев были приняты идеи видного чешского музеолога З. Странского (1926-2016), трактовавшего музееведение/музе-ологию как науку о познании специфического, ценностно-познавательного (музейного) отношения человека к действительности [11, с. 335]. Неоднократно подчеркивалось, что за время существования кафедры - а это более 30 лет -существенно трансформировались представления о самой науке, усилилось ее влияние на основные направления практической музейной работы, появились новые музейные профессии, максимально расширилось представлении о наследии, «достойном» музея, и, соответственно, сформировалось новое представление о музее как культурной институции [12]. По-новому стоит и вопрос о доступности коллекций. В связи с этим с течением времени уточнялись и порой изменялись специализации (профили) подготовки будущих специалистов, предлагались новые спецкурсы и курсы по выбору, вводились новые темы курсовых и выпускных квалификационных работ. Анализ этого процесса находим в работах Л. М. Шляхтиной последних лет [11, с. 337]. В ее статьях глубоко осмысляется тот факт, что «музеологические идеи, как отражение социо-культурных реалий, определяют когнитивную наполненность и технологическую целесообразность образовательных программ подготовки специалистов в области музейного дела» [13, с. 76-77].

Очевидно, что понимание достаточно молодой науки, каковой является музеология, находит отражение и в тех диссертациях, которые подготовлены под руководством преподавателей кафедры. Анализу основных направлений исследований, защищенных на протяжении последних десятилетий, также уделяется большое внимание в трудах Л. М. Шляхтиной. В одной из статей констатируется «формирование круга исследовательских проблем, связанных с именами ученых кафедры» и справедливо отмечается, что данное явление является убедительным доказательством процесса становления самостоятель-

ной научной школы [14, с. 117]. Под руководством самой Людмилы Михайловны защищены диссертации, посвященные новаторским темам и разрабатывающие теоретические основы музеологии, осмысляющие феномен современного музея с точки зрения его презентации обществу и взаимодействия с ним (С. В. Пшеничная, 2000; И. В. Мишина, 2002; О. С. Сапанжа, 2005; Л. А. Климов, 2012; А. В. Чугунова, 2012; И. Н. До-нина, 2014; Е. В. Морозова, 2018). В настоящее время продолжается работа над несколькими исследованиями, научным руководителем которых является Л. М. Шляхтина.

Людмила Михайловна Шляхтина всегда щедро делится своими гипотезами и замыслами с коллегами, студентами и аспирантами, стремясь расширить и укрепить круг адептов музеологии и музейной педагогики. Она умеет «зажечь» своими идеями и одновременно чутко прислушиваться к мнению других, деликатно направляя дискуссию в сторону взаимопонимания значимых вопросов в процессе исследования. Одним из ярких показателей развития научной школы является совместное научное творчество. Особенно плодотворным в этом отношении является сотрудничество Л. М. Шляхтиной и Е. Н. Мастеницы. В соавторстве ими написаны не только упомянутые выше монография и учебно-методические пособия, но и значительный корпус научных статей, общим количеством 26.

В рамках данной публикации невозможно осветить широкий круг научных интересов Л. М. Шляхтиной и проанализировать более 160 ее научных публикаций разного масштаба. Однако многоаспектная проблематика взаимодействия музея с публикой, презентации музейной информации, управления процессом ее восприятия и изучения эффективности ее воздействия на аудиторию, соотношение содержания, форм и методов культурно-образовательной деятельности музея продолжает оставаться устойчивой сферой ее исследовательских интересов. Научные достижения Л. М. Шляхтиной, апробированные на многочисленных форумах, конгрессах, конференциях, семинарах, признаны международным профессиональным сообществом. Она является членом Международного комитета по музеологии (ICOFOM) Международного совета музеев (ICOM) ЮНЕСКО, ИКОМ России, редколлегии международного научного журнала «Вопросы музеологии».

Благодаря Людмиле Михайловне прочные связи установлены кафедрой с музеями Санкт-Петербурга и других регионов России, где она неоднократно выступала с лекциями, проводила занятия, консультации и мастер-классы для сотрудников, для вузовских преподавателей му-

зееведения и музейной педагогики, работников школьных музеев. В частности, в 2006-2008 гг. она была разработчиком и руководителем программ повышения квалификации для директоров музеев Ленинградской области. В 2007 г. проводила мастер-классы для сотрудников музеев Сибири (Тюмень), в 2008 г. выступала руководителем семинара по детским музеям (Ноябрьск), в 2009 г. вела занятия на курсах повышения квалификации сотрудников музеев Ямало-Ненецкого округа. В 2010 г. являлась научным консультантом и преподавателем на курсах повышения квалификации для директоров школьных музеев республики Карелия и сотрудников Государственного музея-заповедника «Кижи». На протяжении нескольких лет была координатором работы студентов-волонтеров в ежегодном фестивале «Детские Дни в музеях Санкт-Петербурга», в ежегодной акции «Ночь музеев». В 2013 г. Людмила Михайловна участвовала в работе экспертного совета Программы творческой реабилитации и социальной адаптации слабовидящих детей «Светлый мир», ставшей победителем Международного фестиваля музеев «Интермузей-2013». Все перечисленное - лишь малая толика проектов и программ, направленных на укрепление статуса отечественных музеев и их кадрового потенциала, в которых принимала активное и деятельное участие Л. М. Шляхтина. Ее мнение и сегодня является авторитетным, а профессиональные рекомендации - актуальными и востребованными.

Обладая почетными званиями и наградами, Людмила Михайловна Шляхтина продолжает трудиться на кафедре, вдохновляя своих коллег и учеников яркими идеями, педагогической самоотдачей, неизменной интеллигентностью, проявляя строгую требовательность и чуткую доброжелательность. На наш взгляд, она по праву заслуживает присвоения ей уникального звания HOMO MUSEICUS: за преданную любовь к музеям и музейному делу, за вклад в формирование научной школы музеологии в СПбГИК и за заслуги в развитии музеологического образования в России.

Список литературы

1. Шляхтина Л. М. Пути повышения эффективности культурно-просветительной деятельности музея: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05 / ЛГИК им. Н. К. Крупской. Ленинград, 1982. 15 с.

2. Шляхтина Л. М. Основы музейного дела: теория и практика: учеб. пособие для студентов пед. и гуманит. вузов. М.: Высш. шк., 2005. 183 с. (Образование через искусство).

3. Шляхтина Л. М., Мастеница Е. Н. Музейно-педа-гогическая мысль в России: ист. очерки. СПб.: СПбГУКИ, 2006. 271 с.

4. Шляхтина Л. М., Мастеница Е. Н., Герасименко Е. Е. Музейная педагогика: учеб. пособие. СПб.: СПбГУКИ, 2000. 67 с.

5. Культурное наследие и музей в XXI веке: учеб. пособие: направление 51.04.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия / М-во культуры РФ, С.-Петерб. гос. ин-т культуры; ред. Е. Н. Мастеница; ред., сост. А. Н. Балаш. СПб.: СПбГИК, 2018. 247 с.

6. Шляхтина Л. М. Современная музеология: горизонты теоретизирования // Вопросы музеологии. 2013. № 1 (7). С. 12-18.

7. Шляхтина Л. М. Социальная миссия современного музея // Книга. Культура. Образование. Инновации: материалы 3 Междунар. проф. форума «Крым-2017». М.: Изд-во Гос. публ. науч.-техн. б-ки России, 2017. С. 301-305.

8. Шляхтина Л. М. Современный музей: идеи и реалии // Вопросы музеологии. 2011. № 2 (4). С. 14-19.

9. Шляхтина Л. М. Музейная педагогика в современных реалиях культуры // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2019. № 3 (40). С. 109-112.

10. Мастеница Е. Н., Шляхтина Л. М. Научные идеи и реалии практики как основа подготовки музейного специалиста в Санкт-Петербургском государственном институте культуры // Музейные тренды и музейная практика в России: сб. ст. междунар. науч. конф. Москва, 2019. С. 86-98.

11. Шляхтина Л. М. Стратегии музееведческого образования в контексте развития музеологических идей // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2013. Т. 200: Педагогика высшей школы: интерактивные технологии в образовании и культуре. С. 332-338.

12. Мересс Ф. Международное определение понятия «музей»: итоги дискуссии // Музейные тренды и музейная практика в России: сб. ст. междунар. науч. конф. Москва, 2019. С. 31-41.

13. Шляхтина Л. М. Социально-культурная детерминированность музееведческого образования // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2015. Т. 212: Музей в мире культуры. Мир культуры в музее. С. 71-77.

14. Мастеница Е. Н., Шляхтина Л. М. Становление научной школы кафедры музеологии и культурного наследия Санкт-Петербургского государственного института культуры // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 3 (28). С. 116-120.

References

1. Shlyakhtina L. M. Ways to improve the efficiency of the cultural and educational activities of the museum: abstr. dis. on competition of sci. degree PhD in pedagogy: 13.00.05. Leningrad, 1982. 15 (in Russ.).

2. Shlyakhtina L. M. Fundamentals of museum business: theory and practice: a textbook for students of ped. and humanitarian univ. M.: Higher school, 2005. 183. (Education through art) (in Russ.).

3. Shlyakhtina L. M., Mastenitsa E. N. Museum-pedagogical thought in Russia: history's essays. SPb.: Saint-Petersburg State Univ. of Culture and Arts, 2006. 271 (in Russ.).

4. Shlyakhtina L. M., Mastenitsa E. N., Gerasimenko E. E. Museum pedagogy: textbook. SPb.: Saint-Petersburg State Univ. of Culture and Arts, 2000. 67 (in Russ.).

5. Mastenitsa E. N. (ed.); Balash A. N. (ed., comp.). Cultural heritage and museum in the XXI century: textbook: direction 51.04.04 Museology and protection of objects of cultural and natural heritage. Saint-Petersburg State Univ. of Culture, 2018. 247 (in Russ.).

6. Shlyakhtina L. M. Contemporary museology: horizons of theorizing. Questions of museology. 2013. 1 (7), 12-18 (in Russ.).

7. Shlyakhtina L. M. Social mission of the modern museum. Book. Culture. Education. Innovation: materials of the 3rd Intern. prof. forum «Crimea-2017». M.: Publ. house of the State. publ. sci. and techn. libr. of Russia, 2017. 301 -305 (in Russ.).

8. Shlyakhtina L. M. Contemporary Museum: Ideas and Realities. Questions of Museology. 2011 2 (4), 14-19 (in Russ.).

9. Shlyakhtina L. M. Museum pedagogy in the modern realities of culture. Bulletin of the Saint-Petersburg State University of Culture. 2019. 3 (40), 109-112 (in Russ.).

10. Mastenitsa E. N., Shlyakhtina L. M. Scientific ideas and realities of practice as the basis for training a museum specialist at the Saint-Petersburg State Institute of Culture. Museum trends and museum practice in Russia: coll. of art. intern. sci. conf. Moscow, 2019. 86-98 (in Russ.).

11. Shlyakhtina L. M. Strategies for museological education in the context of the development of museological ideas. Proceedings of the Saint-Petersburg State University of Culture and Arts. 2013. 200: Higher education pedagogy: interactive technologies in education and culture, 332-338 (in Russ.).

12. Meresse Fr. International definition of the concept of «museum»: the results of the discussion Museum trends and museum practice in Russia: coll. of art. intern. sci. conf. Moscow, 2019. 31-41 (in Russ.).

13. Shlyakhtina L. M. Socio-cultural determinism of museum education. Proceedings of the Saint-Petersburg State University of Culture. 2015. 212: Museum in the world of culture. The world of culture in the museum, 71-77 (in Russ.).

14. Mastenitsa E. N., Shlyakhtina L. M. Formation of the scientific school of the Department of Museology and Cultural Heritage of the St. Petersburg State Institute of Culture. Bulletin of the Saint-Petersburg State University of Culture and Arts. 2016. 3 (28), 116-120 (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.