Научная статья на тему 'Онтогенез диалогической речи'

Онтогенез диалогической речи Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
4541
625
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОВЕРБАЛЬНЫЙ ПЕРИОД / РЕЧЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ДИАЛОГИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / МИКРОДИАЛОГ / РЕПЛИКИ / СРЕДСТВА ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ / РЕЧЕВЫЕ ШТАМПЫ / КУКЛА-СОБЕСЕДНИК / SPEECH CLICHéS / PRE-VERBAL PERIOD / SPEECH INTERCOURSE / DIALOGICAL SKILLS / MICRO-DIALOGUE / REPLY / MEANS OF INTONATION EXPRESSIVENESS / PUPPET-INTERLOCUTOR

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ступак Лариса Валерьевна

Рассматривается онтогенез диалогической речи начиная с довербального периода. Представлен анализ речевого взаимодействия ребенка и взрослого, сверстников в процессе свободного общения и игровой деятельности. Особое внимание уделяется развитию диалога в игре ребенка с куклой, которая выступает в роли партнера и собеседника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ONTOGENESIS OF DIALOGICAL SPEECH

Ontogenesis of dialogical speech is discussed in the article starting with pre-verbal period. Analysis of speech intercourse of a child and a grown-up, people of the same age in the process of communication and games is presented. Special attention is paid to development of dialogue when a child plays with a puppet which is in the role of a partner and interlocutor.

Текст научной работы на тему «Онтогенез диалогической речи»

УДК 376.37 ББК Ч457.09-1

ГСНТИ 14.29.01; 16.31.51 Л. В. Ступак L. V. Stupak

Новокузнецк, Россия Novokuznetsk, Russia

Код ВАК 13.00.01

ОНТОГЕНЕЗ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

Аннотация. Рассматривается

онтогенез диалогической речи начиная с довербального периода. Представлен анализ речевого взаимодействия ребенка и взрослого, сверстников в процессе свободного общения и игровой деятельности. Особое внимание уделяется развитию диалога в игре ребенка с куклой, которая выступает в роли партнера и собеседника.

Ключевые слова: Довербаль-ный период, речевое взаимодействие, диалогические навыки, микродиалог, реплики, средства интонационной выразительности, речевые штампы, кукла-собеседник.

Сведения об авторе: Ступак Лариса Валерьевна, аспирант кафедры логопедии и клиники дизонтогенеза Уральского государственного педагогического университета; старший преподаватель кафедры специальной педагогики, психологии и теоретических основ обучения.

Место работы: Кузбасская государственная педагогическая академия (Новокузнецк).

Контактная информация: 654027

E-mail: [email protected]

ONTOGENESIS

OF DIALOGICAL SPEECH

Abstract. Ontogenesis of dialogical speech is discussed in the article starting with pre-verbal period. Analysis of speech intercourse of a child and a grown-up, people of the same age in the process of communication and games is presented. Special attention is paid to development of dialogue when a child plays with a puppet which is in the role of a partner and interlocutor.

Key words: pre-verbal period, speech intercourse, dialogical skills, micro-dialogue, reply, means of intonation expressiveness, speech cliches, puppet-interlocutor.

About the author: Stupak Larisa Valerievna, Post-graduate Student of the Chair of Speech Therapy and Clinic of Ontogenesis, Ural State Pedagogical University, Senior Lecturer of the Chair of Special Pedagogy, Psychology and Theoretical Bases of Education.

Place of employment: Kuzbass State Pedagogical Academy (Novokuznetsk).

, г. Новокузнецк, Мичурина, 29.

Появление речевых средств у детей в конце 1-го, в начале 2-го года жизни возникает на базе довербального периода, когда экспрессивно-мимические и предметно-действенные средства достигли высокого развития и значительной сложности. Это обеспечивается

наличием благоприятных биологических предпосылок, нормальным созреванием и функционированием центральной нервной системы. Однако решающим фактором появления речи в процессе общения (А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, М. И. Лисина, Л. Н. Галигузова)

является стимулирующая среда человеческого окружения [3]. Речевые средства общения появляются в онтогенезе позднее всего, после того как экспрессивно-мимические и предметно-действенные средства

общения уже достигли высокого развития и значительной сложности. Тем не менее использование речи для целей коммуникации имеет принципиальное значение. Л. С. Выготский указывал на тот факт, что общение, не опосредованное речью или другой знаковой системой, возможно только с самого примитивного типа и в самых ограниченных размерах [1]. Период однословных предложений, аморфных слов-корней простирается от года и трех месяцев до года и восьми месяцев. Двухсловные предложения появляются к двум годам [2]. Переход ситуативно-личностного общения к внеситуативным, более развернутым формам диалога характеризуется речевым этапом взаимодействия со взрослым. Диалог — это особый вид речевой деятельности, функции которого реализуются в процессе непосредственного общения между собеседниками в результате последовательного чередования стимулирующих и реагирующих реплик [6]. Л. П. Якубин-ский рассматривает диалог как «разновидность человеческого поведения», указывая на «перемежающуюся» и «непосредственную» форму, в которой речь организуется определенным образом. Это определяет собственно языковые особенности диалога: краткость, реп-лицирование, быстроту действия,

постоянную смену ролей, возможность недосказывания, обусловленную, внеязыковым контекстом

и т. д. [6]. Первые умения реплици-рования формируются, когда ребенок словом-предложением выражает повеление к действию, сообщает информацию о предмете или запрашивает ее о скрытых свойствах этого предмета или явления, субъекте и обращается к взрослому, призывая к общению. Таким образом, к двум годам формируется совместная речевая деятельность ребенка и взрослого. Период усвоения грамматической структуры предложения с года и десяти месяцев до трех лет характеризуется усвоением грамматических категорий, продуктивных типов словообразования и словоизменения, быстрым ростом разных типов простого и сложного предложений, в которых члены предложения получают выражение в синтаксических средствах языка. Основной содержательной потребностью детей в общении в этом возрасте является их потребность в одобрении и уважительном отношении со стороны взрослого. Ведущее положение

среди мотивов общения занимают познавательные, которые ребенок черпает в эрудиции и осведомленности взрослого человека. Средством общения здесь служит речь, которая позволяет преодолеть границы частной ситуации и выйти за пределы данного времени и места. Именно в этот период у детей расширяются возможности построения вопросительных предложений, формируются умения запрашивать ин-

формацию о предметах и явлениях действительности, развиваются умения и навыки реплицирования. К трем годам дети овладевают флек-сийной системой русского языка для выражения синтаксических связей слов в предложении (падежные окончания существительных, личные окончания глаголов) [2]. Дети усваивают служебные слова (вводные слова, предлоги, союзы, частицы). Бессоюзные предложения заменяют союзными. Овладение грамматическим строем речи в этом возрасте дает перспективы для дальнейшего развития диалогических и монологических устных высказываний.

Усвоение морфологической системы русского языка в период от трех до семи лет характеризуется пониманием и практическим применением типов склонения и спряжения, системой окончаний, чередований в основах [2]. К пяти годам фонетико-фонематическая система достигает своего высокого уровня развития и в дальнейшем она только совершенствуется. В этот период ребенок овладевает всей сложной системой грамматики, включая самые тонкие действующие закономерности синтаксического и морфологического порядка. Усваиваемый язык для ребенка становится родным и совершенным орудием общения и мышления. В процессе игровой деятельности дети учатся задавать друг другу вопросы, решать конфликтные ситуации, используя приобретенные речевые средства. В младшем дошкольном и среднем возрасте происходит

формирование отдельных диалогических навыков, которые затем определяют уровень развития диалогической речи ребенка в старшем дошкольном возрасте. Дети в возрасте трех-четырех лет не владеют распространенными речевыми клише, но способны вычленять из речи взрослых необходимые речевые штампы и поддерживать беседу в пределах одного микродиалога, затем переключаясь на другую тему. К четырем-пяти годам дети также испытывают трудности в поддержании беседы. В этом возрасте дети способны переносить речевые штампы в типичные ситуации, задавать серию вопросов, не соблюдая логической последовательности в построении предложений. Реплики-реакции становятся расширенными, побуждающими к продолжению беседы. Микродиалоги состоят из нескольких диалогических единств, объединенных одной темой. От предметно-практической деятельности в возрасте от трех до пяти лет ребенок переходит к игровой деятельности, где главным партнером становится сверстник, а его заменителем — игрушка или кукла. Кукла для человека в детстве не обязательно «дочка» или «сынок», она — друг в общении и в игре.

Известно, что куклы имеют разные функциональные значения: кукла-малыш, кукла, имитирующая определенную профессию; кукла-воин, охотник, родитель, герой произведения, супермен и пр. Образ младенца вызывает естественное чувство заботы, желание ухаживать за ней, то есть повторить

реальную жизненную ситуацию. Кукла-собеседник «провоцирует» формирование диалога [4]. Роль куклы в диалоге, в котором происходит «замена» реального контакта с человеком, опосредованным через куклу, а иногда сама кукла выступает в роли персонифицированного персонажа или субъекта. Такой подход помогает установить эмоциональный контакт для детей и развивает эмоционально-волевую сферу личности ребенка. Общение, в ходе которого развивается диалог, протекает на фоне игры со сверстником или игрушкой. К пяти-шести годам у детей появляется свобода общения. Дети сами проявляют инициативу в диалоге с взрослым и сверстниками. А в процессе игры с куклой сами предлагают о себе что-либо рассказать кукле-«собесед-нику»: и об увиденном, услышанном, используя в диалоге речевые клише (приветствия, прощания, поздравления), переносят и заменяют аналогичными в соответствующих ситуациях. Задают серию целенаправленных вопросов в четкой логической последовательности. Вопросы по своему содержанию могут быть направлены к воображаемому субъекту, к кукле. В таких игровых ситуациях ребенок продумывает ответ за свою куклу и проговаривает от ее лица, меняя интонацию, модуляцию голоса. Дети учатся составлять диалоги сложной структуры, состоящие из нескольких микротем. Реплики-реакции имеют широкий

смысловой спектр согласия, несогласия, совета, просьбы и т. д.

К семи годам наступает период совершенствования умений и навыков диалогической речи. Вопросительные предложения носят специальный характер, требующий развернутого ответа с новой информацией. Побуждение к более сложным контактам, желание сотрудничества приводит к внеситуативноделовому общению со сверстником или его заменителем куклой, «сказочным» персонажем. На смену сюжетно-ролевой игре приходит игра с правилами. Одной из ведущих во взаимодействии со сверстниками является морфологически и синтаксически освоенная диалогическая речь. Дети свободно используют штампы «речевого этикета», реплики в диалоге носят побуждающий характер, способные продолжить беседу на заданную тему. В этом возрасте дети способны договориться, придумать правила игры, решать конфликтные ситуации и т. д. Совершенствуется выразительность оформления диалогической речи. Полнота передачи и актуализация коммуникативной значимости информации повышается с помощью использования в диалогической речи всего комплекса средств интонационной выразительности (мелодики, интенсивности, темпа, ритма, логического и словесного ударения, паузирова-ния, тембра). В диалогической речи в этот возрастной период оптимально используются невербальные средства выражения эмоций, сопровождаемые репликами.

Итак, мы рассмотрели онтогенез диалогической речи, начиная с

довербального периода, переходя далее к этапу речевого взаимодействия ребенка и взрослого и заканчивая единой системой развития диалога у детей дошкольного возраста, реализуемой в ходе свободного общения со сверстниками и взрослыми и в игровой деятельности. Развитие диалогической речи в онтогенезе — это сложный многоступенчатый процесс. Последовательное и правильное формирование этого процесса обеспечивается в ходе общения и коммуникативной деятельности на основе биологических и социальных предпосылок. Нарушения или искажения основных этапов этого процесса могут привести к недоразвитию диалогической речи у детей дошкольного возраста.

Литература

1. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский ; сост., авт. вступ. ст. и библиогр. Т. М. Лифа-нова ; авт. коммент. М. А. Степанова. — М. : Просвещение, 1995.

2. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Г воздев — СПб. : Детство-Пресс, 2007.

3. Лисина, М. И. Проблема онтогенеза общения / М. И. Лисина — М. : Педагогика, 1986.

4. Морозова, Е. Ю. Нравственное развитие дошкольников в процессе игры с куклой : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.0 / Морозова Екатерина Юрьевна ; Моск. гос. пед. ун-т. — М., 2009.

5. Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи : учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений / С. Н. Цейтлин. — М. : Владос, 2000.

6. Якубинский, Л. П. О диалогической речи : избр. работы. Язык и его функционирование / Л. П. Якубин-ский. — М. : Наука, 1986.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.