9. Kak pravil'no uhazhivat' za vintazhnoj odezh-doj i ukrasheniyami [Elektronnyj resurs]. URL: https:// www.elle.ru/krasota/beauty_blog/kak-pravilno-ukha zhivat-za-vintazhnoi-odezhdoi-i-ukrasheniyami/ (data obrashcheniya: 20.08.2021).
10. Karasik V.I. Yazykovoj krug: lichnost', kon-cepty, diskurs. Volgograd, 2002.
11. Lipoveckij Zh. Imperiya efemernogo. Moda i ee sud'ba v sovremennom obshchestve. M., 2012.
12. Lotman Yu.M. Kul'tura i vzryv. M., 1992.
13. Makarov M.L. Osnovy teorii diskursa. M., 2003.
14. Nosi korichnevyj vmesto chernogo: chto nuzh-no znat' o samom modnom cvete oseni [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.cosmo.ru/fashion/trends/ nosi-korichnevyy-vmesto-chernogo-chto-nuzhno-znat-o-samom-modnom-cvete-oseni/?from=main_middle (data obrashcheniya: 01.10.2021).
15. Svendsen L. Filosofiya mody. M., 2007.
16. Slyshkin G.G. Lingvokul'turnye koncepty i metakoncepty: avtoref. dis. ... d-ra filol. nauk. Volgograd, 2004.
17. Tard G. Zakony podrazhaniya. M., 2011.
18. Tolkovyj slovar' T.F. Efremovoj [Elektron-nyj resurs]. URL: https://dic.academic.ru/contents.nsf/ efremova/ (data obrashcheniya: 11.08.2021).
19. Filosofskij slovar'. M., 2012 [Elektronnyj resurs]. URL: https://philosophy_sponville.academic.ru (data obrashcheniya: 20.08.2021).
20. Hollander E. Pol i kostyum. Evolyuciya sovre-mennoj odezhdy. M., 2018.
21. Enciklopedicheskij slovar'. M., 2004 [Elektronnyj resurs]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ enc_philosophy. (data obrashcheniya: 29.08.2021).
Conceptual aspect of fashion discourse
The article deals with the conceptual aspect of fashion discourse. There is given the analysis of the conceptual branch of the concept allowing to conclude about the social and cultural nature of the studied concept. The core of the concept "fashion" is formed by such concepts as "tendency", "modification" and "originality". The key characteristics of the concept "fashion" are dualism, synchronicity, conventionality, normalization and hierarchy.
Key words: discourse, social and cultural concept, conceptual branch, feature structure.
(Статья поступила в редакцию 07.10.2021)
Н.Е. григорьЕВА (Псков)
ономастическое медиаполе псковщины
Представлена семантическая и структурно-грамматическая характеристика гемерони-мов - периферийного класса онимов, функционирующих на территории Псковской земли. Анализ принципов номинации гемеронимов с учетом их мотивированности и назначения позволил рассмотреть гемеронимы Псковщины как ономастическое медиаполе, представляющее собой историко-культурное и социально-политическое пространство, которое отражает региональные особенности жизнедеятельности населения.
Ключевые слова: ономастическое пространство, медиаполе, гемероним, Псков, принципы номинации.
Изучение имен собственных вызывает особый интерес не только у лингвистов, онома-тологов, но и людей разных сфер деятельности, которые активно используют выбор имени (нейминг) для рекламных вывесок, штенде-ров, заголовков как в городской языковой среде (маркетологи, риелторы, девелоперы, архитекторы-дизайнеры и др.), так и в медийном коммуникативном пространстве (журналисты, социологи, экономисты, пиар-менеджеры, имиджмейкеры и др.). Современная языковая среда систематически пополняется и обновляется за счет периферийных языковых единиц, к которым относятся порейонимы (названия любого вида транспорта), эргонимы (названия деловых объединений людей), праг-матонимы (названия сорта, марки, товарного знака), геортонимы (названия торжественных мероприятий) и др.
По мнению О.И. Федосовой, названия средств массовой информации являются малоизученной частью имен собственных, т. к. их количество характеризуется постоянным ростом [10, с. 76-77]. Так, собственно названия информационных источников (газет, журналов, альманахов и т. д.) представляют собой своеобразный идентификационный код, который должен соответствовать тематике публикаций, материалов и рубрик издания. Как правило, такие названия должны отличаться лаконичностью, благозвучностью, компактностью, иметь смысловую насыщенность, не вызывать
О Григорьева Н.Е., 2021
язы1кознание
негативных ассоциативных связей, легко запоминаться.
Известный лингвист, автор «Словаря русской ономастической терминологии» Н.В. Подольская для названий средств массовой информации ввела специальный термин гемеро-нимы (от греч. ^цар / ^цера / hëmar / тега + бvoда / 6voца / опота, что означает «день, сутки» и «имя») - «собственное имя органов периодической печати, в том числе газет, журналов, информационных бюллетеней» [8, с. 46]. В дальнейшем это понятие было расширено и дополнено И.В. Крюковой, которая считает, что гемеронимы - это собственные имена средств массовой информации: газет, журналов, радио-, теле-, видео-, кинохроникальных программ [4, с. 10]. Как видим, И.В. Крюкова трактует термин гемероним в широком смысле, соответствующем стремительному развитию массмедийного и информационного пространства.
Средства массовой информации как в общероссийском медийном пространстве, так и в региональном контексте привлекают внимание ученых-лингвистов, о чем свидетельствует ряд исследовательских работ [10, с. 76-80; 3, с.165-171; 13, с. 42-45; 1, с. 170-175; 11, с. 162-170]. В настоящее время на выбор современного наименования издания влияют языковые (номинативные) и внеязыковые факторы, которые выполняют репрезентативную или визуализирующую функцию (использование специальных графических и типографических символов и шрифтов).
Так, Т.В. Шмелева отмечает, что «онимы, с помощью которых обозначаются институции медиаполя, создают особый ономастикон, или специфическое ономастическое пространство, изучение которого важно для понимания не только его самого, но и в целом регионального ономастического ландшафта» [13, с. 42]. Следовательно, имена собственные, сосуществующие в определенном ономастическом пространстве, модерируют между собой, репрезентируя историко-культурную взаимосвязь в пространственно-временном континууме, образуя единое медиаполе, где, по словам Т.В. Шмелевой, обнаруживаются «горизонтальные (в составе регионального ономастикона) и вертикальные (в составе медиаономастикона) связи, обуславливающие множество подходов к исследованию и описанию» [Там же].
Ретроспективный анализ истории псковских гемеронимов отражает общегосударственный подход к номинации периодических печатных изданий («Псковские губернские ведомости», «Псковские епархиальные ведомости»,
«Вестник Псковского губернского земства», «Коммунист», «Псковский набат» и др.). Как правило, речь идет об использовании сочетания губернские ведомости с прибавлением ономастического адъектива, образованного от топонима (ср. «Смоленские губернские ведомости», «Оренбургские губернские ведомости» и др.).
Гемеронимы выступают маркерами ономастических реалий, свидетельствующих о самобытной культуре народа, исторических периодах. Как правило, этот лексический пласт мало изучен в общеязыковом смысле и практически не исследован на региональном уровне, за исключением отдельных работ, в которых рассмотрены гемеронимы Новгородской, Псковской областей, Республики Марий Эл и Чувашии, Витебской области Республики Беларусь [13, с. 42-45; 12, с. 218-220; 5, с. 132136; 2, с. 24-29].
Следует отметить, что становление, развитие и типология псковских гемеронимов связаны в большинстве случаев с историко-культурным наследием региона, политико-социальными процессами, которые происходили на территории Псковской земли (возделывание скудных сельскохозяйственный земель, создание колхозов и совхозов, развитие приграничных связей и т. д.). Таким образом, в мотива-ционном содержании гемеронимов скрывается не только информационная наполненность, но эмоциональная окрашенность и экспрессивность, социокультурная насыщенность.
Рассмотрим основные принципы номинации гемеронимов на примере псковского медийного материала. В Псковской области насчитывается более 80 гемеронимов, которые функционируют в медийном ономастическом пространстве. Как правило, практически в каждом районе Псковской области имеется одна газета, остальное количество гемерони-мов присутствует в областном центре.
Так, самой распространенной группой печатных гемеронимов Псковщины являются названия, которые мотивированы топонимами. Такие номинации выполняют идентифицирующую функцию, которая указывает на место, где данное средство массовой информации издается, а также может определять те-магическую специфику издания. В большинстве случаев для гемеронимов используются базовые словообразовательные конструкции, представляющие собой атрибутивные словосочетания с согласованием, в состав которых входит оттопонимическое прилагательное («Великолукская правда», «Великолукское обозрение» (Великие Луки), «Гдовская заря» (Гдов), «Земля Новоржевская» (Новоржев),
«Невельский вестник» (Невель), «Новосокольнический край» (Новосокольники), «Островские вести» (Остров), «Печорская правда» (Печоры), «Плюсский край» (Плюсса), «Пор-ховский вестник» (Порхов), «Псковская губерния», «Псковская провинция», «Псковские новости», «Псковская правда», «Псковский калейдоскоп», «ВремяПсковское» (Псков), «Пушкинский край» (Пушкинские Горы); атрибутивное словосочетание с управлением, в состав которого входит топоним («Новости Пскова»).
Рассмотренные названия региональных средств массовой информации Псковской области, как правило, создавались централизованно, в них отразились общественно-политические и исторические предпосылки времени, номинативные модели содержат единый родовой тезаурус, который является практически терминологичным: вести - 'известие, сообщение', вестник - 'название некоторых периодических изданий', новости - 'информация о текущих событиях', правда - 'то, что существует в действительности, соответствует реальному положению вещей', обозрение -'сжатое сообщение о том, что объединено общей темой' и т. д. [6, с. 76, 420, 428, 576]. Многие районные печатные СМИ осознают «несовременность» своих брендовых названий и параллельно реализуют свою информационно-коммуникативную деятельность в интернет-пространстве с востребованной цифрографи-кой, которая идентифицирует территориальный субъект (ср. smi60.ru, smireg60.ru - районная пресса Псковской области).
Ономастическое медиаполе Псковщины существует в координатном и цифровом пространстве: названия телевидения (филиал ВГТРК ГТРК «Псков»); названия телеканалов («Первый Псковский», «Великолукская телерадиокомпания»); номинации интернет-СМИ («Псковская лента новостей», «Псковское агентство информации», «Центр деловой информации Псковской области»); «Псковская правда» - электронная версия издания; сетевое издание («МК в Пскове», <^иК1-NEWS/ЛУКИ-НЬЮС»); электронно-периодическое издание «ВЛуки.ру/\1иЫ.ги»; информационно-деловой портал iluki.ru; названия радио («Евро плюс Псков», «Эхо Москвы в Пскове», «Луки БМ»). Рассмотренные эрго-нимы представляют собой, как правило, развернутое словосочетание информационного характера, однако наряду с перечисленными номинациями в ономастическом медиапо-ле Псковщины присутствуют общеупотребительные аббревиатуры: «ПЛН» («Псковская
лента новостей»), «ПАИ» («Псковское агентство информации»), «ЦДИ ПО» («Центр деловой информации Псковской области»).
В составе псковских печатных гемеро-нимов имеются символические однословные наименования, которые выражены именем существительным и образованы зачастую лекси-ко-семантическим способом («Восход» (Лок-нянский район), «Вперед» (Пустошкинский район), «Заря» (Красногородский район), «Коммуна» (Дедовичский район), «Пламя» (Куньинский район), «Призыв» (Себежский район). Такие символические номинации относятся к периоду определенной исторической эпохи, связанной с советским наследием, наполненным духом оптимизма и высоких передовых достижений. В основе гемеро-нима «Псковская правда - Вече» заложен мотивировочный признак исторического времени - периода древней и средневековой Руси, когда единство народной демократии было залогом принятия верных решений (Псковская вечевая республика). При этом в составе однословных псковских печатных гемерони-мов присутствует явление трансонимизации -'переход онима одного разряда в другой' [7, с. 152] (ср. астионимы Струги Красные, Псков ^ гемеронимы «Струги» - название газеты; «Псков» - название научно-практического историко-краеведческого журнала). Таким образом, обнаруженные гемеронимы обладают сильной мотивационной базой, позволяющей раскрывать историко-культурные факты действительности определенного временного периода.
В псковском ономастическом медиапро-странстве встречаются символические геме-ронимы, в которых позиционируется перспектива, передовой опыт, достижения в области сельскохозяйственной деятельности («Новая жизнь», «Сельская новь», «Новое радио», «Новый день Плюс», «Красный маяк»). Так, в рассматриваемых названиях присутствуют лексемы с корнем нов-: существительное новь - в значении 'не паханная еще земля, целина; прилагательное новый - 'впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый' [6, с. 420].
В структуре псковских гемеронимов отражены субъектно-объектные отношения, семантика которых открыта и понятна для целевой аудитории («Наша жизнь», «Наш путь», «Наше радио», «Наша ТВ-неделя», «Наша фишка», «Наша любимая», «Твой город Псков»). В данных примерах присутствует конструктивная схема «притяжательное ме-
языкознание
стоимение и имя существительное», которая достаточно часто встречается в общероссийских и иностранных массмедийных названиях (ср. телепередача «Наша Russia (Раша)», «Наши иностранцы»; телеканалы «Наше кино», «Наш HD», «Наш Кинопоказ», «Наше ТВ», «Наши города», украинский информационный телеканал «Наш» и др.).
Встречаются в Псковской области гемеро-нимы, которые имеют прагматическую и информационную направленность, связанную с ориентацией на определенную целевую читательскую аудиторию в сфере строительства, финансов, экономики, бизнеса, недвижимости и др. («Бизнес - налоги», «ДП Бизнес Пресс», «Бухгалтерские вести», «Псковская ярмарка», «Реклайф», «Рапид», «Из рук в руки. Регион 60», «Из рук в руки. Псков», «Найди мастера», «Телесемь», «Роспечать», «Курьеръ. Псков - Великие Луки», «Стройка», «Сделка», «Стерх-Луки», «Бизнес Курс Псков регион», «Электротехнический рынок»).
Особое место в ономастическом медиапо-ле Псковщины занимают гемеронимы вузовских изданий. Так, издаваемые научные журналы в пределах учебного заведения мотивированы известным топонимом («Вестник Псковского государственного университета», «Псковскийрегионологический журнал»), также имеется в названиях журналов узкая адресная тематика («Россия и Америка в XXI веке», «Метаморфозы истории»). В некоторых ге-меронимах студенческих печатных изданий проявляются черты искусственной или ассоциативной номинации (газета факультета менеджмента ПсковГУ «На волнах ФМ», газета факультета филологии и иностранных языков «МУХА» - 'Молодые Умы Хотят Активности', газета исторического факультета «СКИФ», газета факультета вычислительной техники и электроэнергетики «tf На факультете ВТЭ»).
В большинстве случаев псковские гемеро-нимы с точки зрения графического представления передаются кириллицей, однако в латинской графике гемеронимы тоже имеются (ср. название радио «Луки FM», молодежный журнал Псковской области «FORUM»). особого внимания требует вопрос правописания и оформления периодических изданий средств массовой информации. Правила орфографии предписывают употребление прописной буквы для однословного наименования или первого слова неоднословного названия периодического издания и выделение его кавычками, встречаются также аббревиации [9, с. 28]. Но в современном медийном пространстве и журналистской среде это правило вы-
зывает затруднения, употребление прописных букв и отсутствие кавычек встречается гораздо чаще (ср.: Псковская Лента Новостей, Печорская Правда, Новая Жизнь, Найди Мастера и т. д. - примеры приведены из текстов современных журналистов).
таким образом, на территории Псковской области преобладают идентифицирующие ге-меронимы, передающие определенный информационный посыл о современной медийном содержании средств массовой информации, направленные на разную целевую аудиторию. Как правило, в номинации псковских ге-меронимов преобладает идентифицирующий признак, позволяющий совершенно свободно дифференцировать средства массовой информации. Принцип локальности, выраженный в присутствии топонимической лексики, является яркой выразительной чертой псковских гемеронимов, т. к. топонимический компонент позволяет быть гемерониму узнаваемым, запоминающимся. Символические названия в ономастической медийном поле Псковщины составляют меньшинство.
список литературы
1. Врублевская О.В. Номинативная динамика в названиях российских газет и журналов // Вестн. Иркут. гос. техн. ун-та. 2014. № 7(90). С. 170-175.
2. Генкин В.М. Тенденции в номинации региональных СМИ Витебщины: диахрония и синхрония // Коммуникативная культура: история и современность: материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. 2019. С. 24-29.
3. Голомидова М.В., Пыркова Т.А. Специфика способов деривации гемеронимов (на примере названий российских периодических изданий) // Linguistica Juvenis. 2012. № 9. С. 165-171.
4. Крюкова И.В. Рекламное имя: от изобретения до прецедентности: автореф. дис. ... д-ра фи-лол. наук. Волгоград, 2004.
5. Лекарева Л.А. Псковские гемеронимы // Вестн. Псков. гос. ун-та. Сер.: Социально-гуманитарные науки. 2019. № 9. С. 132-136.
6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999.
7. Подольская Н.В. Словарь русской ономастической терминологии. М., 1978.
8. Подольская Н.В. Словарь русской ономастической терминологии. М., 1988.
9. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 2006.
10. Федосова О.И. Лингвистический статус ге-меронима (на материале российских и британских названий СМИ) // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2010. № 5(49). С. 76-80.
11. Федотова Т.В. Универсальность гемерони-мов в аспекте мотивации и принципов номинации //
известия вгпу. филологические науки
Русский язык в поликультурном мире. II Международный симпозиум (8-12 июня 2018 г.): сб. науч. ст.: в 2 т. / отв. ред. Е.Я. Титаренко. Симферополь,
2018. Т. 1. С. 162-170.
12. Филиппова К.В. Особенности гемерони-мов Марийл Эл и Чувашии // Национальные языки и литературы в поликультурных условиях: сб. науч. тр. Чебоксары, 2017. С. 218-220.
13. Шмелева Т.В. Ономастикон новгородского медиаполя // Вестн. Новгор. гос. ун-та. 2013. Т. 1. № 73. С. 42-45.
* * *
1. Vrublevskaya O.V. Nominativnaya dinamika v nazvaniyah rossijskih gazet i zhurnalov // Vestn. Irkut. gos. tekhn. un-ta. 2014. № 7(90). S. 170-175.
2. Genkin V.M. Tendencii v nominacii regional'-nyh SMI Vitebshchiny: diahroniya i sinhroniya // Kommunikativnaya kul'tura: istoriya i sovremennost': materialy IX Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. 2019. S. 24-29.
3. Golomidova M.V., Pyrkova T.A. Specifika sposobov derivacii gemeronimov (na primere nazvanij rossijskih periodicheskih izdanij) // Linguistica Juve-nis. 2012. № 9. S. 165-171.
4. Kryukova I.V. Reklamnoe imya: ot izobreteniya do precedentnosti: avtoref. dis. ... d-ra filol. nauk. Volgograd, 2004.
5. Lekareva L.A. Pskovskie gemeronimy // Vestn. Pskov. gos. un-ta. Ser.: Social'no-gumanitarnye nauki.
2019. № 9. S. 132-136.
6. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka. M., 1999.
7. Podol'skaya N.V. Slovar' russkoj onomastiche-skoj terminologii. M., 1978.
8. Podol'skaya N.V. Slovar' russkoj onomasti-cheskoj terminologii. M., 1988.
9. Rozental' D.E. Spravochnik po pravopisaniyu i literaturnoj pravke. M., 2006.
10. Fedosova O.I. Lingvisticheskij status geme-ronima (na materiale rossijskih i britanskih nazvanij SMI) // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2010. № 5(49). S. 76-80.
11. Fedotova T.V. Universal'nost' gemeronimov v aspekte motivacii i principov nominacii // Russkij yazyk v polikul'turnom mire. II Mezhdunarodnyj simpozium (8-12 iyunya 2018 g.): sb. nauch. st.: v 2 t. / otv. red. E.Ya. Titarenko. Simferopol', 2018. T. 1. S. 162-170.
12. Filippova K.V. Osobennosti gemeronimov Marijl El i Chuvashii // Nacional'nye yazyki i literatu-ry v polikul'turnyh usloviyah: sb. nauch. tr. Cheboksary, 2017. S. 218-220.
13. Shmeleva T.V. Onomastikon novgorodsko-go mediapolya // Vestn. Novgor. gos. un-ta. 2013. T. 1. № 73. S. 42-45.
Onomastic media field of the Pskov region
The article deals with the semantic and structural-grammatical characteristics of gemeronyms - the peripheral class of onyms functioning at the territory of the Pskov region. The analysis of the principles of the nomination of geteronyms taking into consideration their motivation and function allowed to consider the gemeronyms of the Pskov region as an onomastic media field presenting a historical-cultural and social-political space that reflects the regional peculiarities of life activities ofpopulation.
Key words: onomastic space, mediafield, gemeronym, Pskov, principles of nomination.
(Статья поступила в редакцию 08.10.2021)
о.В. николенко, л.д. бабакова,
Б.Н. морЕНКо (ростов-на-дону)
семантическое преломление художественной фразы
Проведен структурно-семантический анализ сложноподчиненных предложений с однородным соподчинением придаточных частей. Обосновывается и доказывается положение о том, что сложноподчиненные предложения обладают большим зарядом экспрессии, возможностью передавать скрытые смыслы и строить личностно отмеченные конструкции, которые служат средством установления социальных связей и суггестивного воздействия на конкретного индивида.
Ключевые слова: СПП с однородным соподчинением придаточных, речевое воздействие, семантическое преломление, синтаксическая синонимия, экспрессивность высказывания.
Рельефность в соотношении языка и действительности в изучении языковой картины мира дала толчок к переориентации исследовательского интереса от функционального аспекта к перцептивно-когнитивному. В последние десятилетия в понятие научной парадигмы контрапунктом входят психолингвистика, суггестивная лингвистика, языко-
© Николенко О.В., Бабакова Л.Д., Моренко Б.Н., 2021