известия вгпу. филологические науки
культурная специфика // Изв. Волгогр. гос. пед. унта. 2019. № 5. С. 180-185.
3. Дьяков И.А. Словарь англицизмов русского языка [Электронный ресурс]. URL: http://anglici smdictionary.ru/Slovar (дата обращения: 03.09.2021).
4. Мартинович В.А. Письма счастья как элемент оккультной среды общества // Минские Епархиальные Ведомости. 2007. № 1. С. 72-76.
5. Панченко А.А. Ускользающий текст: пророчество и магическое письмо // Христовщина и скопчество: фольклор и традиционная культура русских мистических сект. М., 2002. С. 341-353.
6. Banerji R. 9 Chain Messages You Should Send to Everyone Who Sends You Chain Messages [Electronic resource]. URL: https://www.indiatimes. com/culture/who-we-are/9-chain-messages-you-should-send-to-everyone-who-sends-you-chain-messages-245 547.html (дата обращения: 14.08.2021).
7. Chaîne de lettre // Bienvenue chez Jeane [Electronic resource]. URL: http://jmolline.free.fr/index. php?page=chaine (дата обращения: 15.08.2021).
8. How did the Ice Bucket Challenge start? [Electronic resource]. URL: https://www.mndnsw.asn.au/ get-involved/fundraise/132-ice-bucket-challenge/801-how-did-the-ice-bucket-challenge-start.html#:~:text= The%20Ice%20Bucket%20Challenge%20for,(MND)0/o 20in%20the%20US (дата обращения: 05.08.2021).
9. Voolaid P. Click 'Like' and Post It on Your Wall! Chain Posts on Facebook - Identity Construction and Values [Electronic resource] // Electronic Journal of Folklore. 2013. P. 73-98. URL: https:// www.researchgate.net/publication/272952004_Click_ 'Like'_and_Post_It_on_Your_Wall_Chain_Posts_on_ Facebook_-_Identity_Construction_and_Values (дата
обращения: 15.08.2021).
* * *
1. Veselovskij A.N. Opyty po istorii razvitiya hristianskoj legendy. Epistoliya o nedele // Zhurnal Mi-nisterstva Narodnogo Prosveshcheniya. 1876. № 184. S. 50-116.
2. Dmitrieva O.A., Gulinov D.Yu. «Pis'ma scha-st'ya»: gipotezy vozniknoveniya zhanra i etnokul'-turnaya specifika // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2019. № 5. S. 180-185.
3. D'yakov I.A. Slovar' anglicizmov russkogo yazyka [Elektronnyj resurs]. URL: http://anglicism dictionary.ru/Slovar (data obrashcheniya: 03.09.2021).
4. Martinovich V.A. Pis'ma schast'ya kak element okkul'tnoj sredy obshchestva // Minskie Eparhial'nye Vedomosti. 2007. № 1. S. 72-76.
5. Panchenko A.A. Uskol'zayushchij tekst: proro-chestvo i magicheskoe pis'mo // Hristovshchina i skopchestvo: fol'klor i tradicionnaya kul'tura russkih misticheskih sekt. M., 2002. S. 341-353.
Typology of "chain letters"
The article deals with the criteria of the organization of the typology of "chain letters". There are described the specific features of the language filling of the letters presenting a special type of the text in respect of structure and content. There are revealed the tactics used in the letters. The authors suggest the classification of "chain letters" by the thematic principle.
Key words: "chain letters", typology, content, structure, genre.
(Статья поступила в редакцию 30.09.2021)
В.В. КУЗНЕЦОВА (Волгоград)
концептуальный аспект дискурса моды
Представлен концептуальный аспект дискурса моды. Приведен анализ понятийной стороны концепта, позволяющий сделать вывод о социокультурной природе изучаемого концепта. Ядро концепта «мода» образовано такими понятиями, как «тенденция», «изменение», «новизна». Ключевые характеристики концепта «мода» - дуализм, синхронность, институциональность, конвенциональность, нормативность и иерархичность.
Ключевые слова: дискурс, социокультурный концепт, мода, понятийная сторона, признаковая структура.
Объектом нашего исследования выступает дискурс моды - вербализованная речемыс-лительная деятельность, тематически обусловленная концептом «мода», представляющая совокупность общения как процесс и текстов как результат этого процесса. В качестве предмета исследования мы рассматриваем концептуальный аспект дискурса моды, предполагающий анализ ключевого концепта «мода».
В исследовании были использованы такие исследовательские методы, как метод де-финиционного анализа, дескриптивно-анали-
О Кузнецова В.В., 2021
тический и сопоставительный. Материалом исследования являются лексикографические источники, исследования философов, а также тексты журналов мод на французском и русском языках.
В нашем анализе мы придерживаемся лингвокультурного подхода к изучению концептов, предложенного В.И. Карасиком. Ученый рассматривает концепт как многомерное смысловое образование, в котором можно выделить ценностную, образную и понятийную стороны [10].
Понятийная сторона концепта образована его обозначением, описанием и признаковой структурой.
Согласно словарному определению, в первом значении мода представляет собой совокупность вкусов и взглядов: 1) мода (франц. mode - «мода») - манера, образ действий, господствующих в обществе в определенное время и проявляющихся в увлечениях чем-либо, формах быта, одежде и т. п. Во втором значении реализуется множественное число данной лексемы - моды: 2) образцы предметов одежды, отвечающие господствующим вкусам данного момента. Моды сезона. Журнал мод. Дом мод [3].
В определении французского словаря Larousse представлены следующие значения лексемы мода:
1) образ жизни, поведения, свойственный для эпохи, страны: la mode c'est la manière de vivre, de se comporter, propre à une époque, à un pays. Se conformer à la mode de chez nous (вести себя как это принято у нас, согласно нашим обычаям);
2) скоротечная (проходящая, мимолетная) манера вести себя, думать, соответствующая хорошему тону в данный момент: мода проводить каникулы на ферме, мода на короткие волосы, следовать моде (manière passagère de se conduire, de penser, considérée comme de bon ton dans un milieu, à un moment donné. La mode des vacances à la ferme. La mode des cheveux courts. Suivre la mode);
3) характерный аспект одежды, соответствующий конкретному периоду: весенняя мода, журнал мод.
Кроме перечисленных значений французский словарь Larousse выделяет коммерческий аспект моды: парфюмерно-косметическая промышленность, работать в модной промышленности (industrie de la toilette, travailler dans la mode) [22]. Входом в концепт «мода» являются синонимы данной лексемы:
популярность, поветрие, манера, обычай, обыкновение, привычка, повальное увлечение.
Следует отметить, что названные синонимы не являются достаточными для полноценной замены лексемы мода, их применение возможно при выделении такого качества моды, как синхронность. Роллан Барт говорит о синхронном срезе, фиксируемой самой модой, - это мода одного года [2, с. 44]. На протяжении синхронного среза в моде наблюдаются постоянные тенденции: манеры, привычки, повальные увлечения.
Г.Г. Слышкин, анализируя типы лингво-культурных концептов, рассматривает понятие «ядро концепта», формируемое ассоциациями, закрепленными в виде словарных значений [16]. Анализ понятийной стороны концепта «мода» позволяет выделить его ядро, которое, по нашему мнению, представлено понятием «тенденция».
Тенденция - слово, образованное от немецкого Tendenz (от лат. tendere -«стремиться, направляться»), обозначает направление, в котором совершается развитие чего-либо (общества, экономики, культуры и т. п.) [3]. Мода как тенденция представляет собой господство определенного вкуса в какой-либо сфере жизни или культуре. Синонимом слова тенденция выступает слово тренд, первоначально соотносимое со с сферой политики и экономики.
Понятийная сторона концепта является объектом исследования известных отечественных и зарубежных исследователей: Ю.М. Лот-мана [12], А.Б. Гофмана [6], Г. Зиммеля [7], Р. Барта [2], Ж. Липовецкого [11], Л. Свендсе-на [15], Э. Холландер [20].
Заслуживает интереса тот факт, что уже в XIX в. немецкий философ и культуролог Георг Зиммель рассматривает моду как постоянное явление в истории человеческого рода. Согласно философу, мода удовлетворяет потребности человека в социальной опоре, приводит отдельного человека на колею, по которой следуют все [7].
В свой монографии «Пол и костюм. Эволюция современной одежды» Энн холландер рассматривает современное понятие моды, отмечая, что на рубеже XX-XXI вв. мода все еще представляет собой текущие вариации женской одежды, изобретаемые и тут же осознаваемые как нечто новое, сопоставимые и сравниваемые с вариациями шоу-бизнеса [20, с. 12]. В то же время, оглядываясь назад, вглубь веков, можно обнаружить факт возникновения модных тенденций, независимый от усилий
портных или модисток и не связанный с их именами. Исторические анекдоты свидетельствуют о сиюминутных эффектах, спонтанно подхваченных фавориткой или политическим деятелем, задававшими тем самым кратковременную моду [20, с. 12].
Идея восприятия модных тенденций как самостоятельного явления и моды как некой силы созвучна афоризму Коко Шанель: La mode n'est pas quelque chose qui existe uniquement dans les vêtements. La mode est dans l'air, portée par le vent. On la devine (Мода не существует исключительно в одежде. Мода парит в воздухе, подхваченная ветром. Ее угадывают).
Анализ исследований, посвященных концепту «мода», позволяет нам выделить такие понятия, как «изменение» и «новизна», которые, наряду с лексемой тенденция, формируют ядро концепта. Мода как изменение представляет собой периодическую смену образцов культуры и массового поведения.
Изменение - это превращение одного явления в нечто другое. Изменение характеризуется направлением, интенсивностью, скоростью и длительностью. Изменение может быть вновь открытым, созданным или примененным [21].
Мода иррациональна, отмечает Л. Свенд-сен, она нуждается в самих изменениях, ради самих изменений, не для улучшения функциональности [15]. Регулярная смена моды, отмеченная Ю.М. Лотманом, является признаком динамической социальной структуры. Более того, именно мода, сопровождаемая эпитетами «капризная», «изменчивая», «странная», выделяющими ее немотивированность, становится показателем культурного развития [12, с. 126].
Изменение маркирует перелом и влечет за собой новое, только что вошедшее в обиход, новшество, нововведение [18]. Л. Свенд-сен подчеркивает важность «нового» для феномена моды. Новые объекты вытесняют устаревшие, переставшими быть модными, именно новизна делает моду привлекательной [13, с. 33-34].
Как отмечает Н.Д. Арутюнова, анализируя понятия «новый», «первый» и «последний», человека привлекает все новое: авангард и постмодерн, новый роман и новое искусство, art nouveau. Сфера нового охватывает моду и технологии, идеи и теории, веру и концепции, методы и искусства [1, с. 693]. Отметим, что на этом эффекте новизны основано название не-
давно возникшей политической партии «Новые люди».
Понятия «новое» и «первое» заключают в себе ценностный потенциал и входят в телеологическое поле человека: «новое» и «первое» представляют собой важные характеристики деятельности человека, пробуждая в нем стремление к творчеству. «Сделать первым что-то новое или первое, доселе не бывшее -нет более привлекательной цели для творца [1, с. 693]. Новое, отмечает Н.Д. Арутюнова, смотрит в будущее с оглядкой на прошлое, оно не бывает абсолютно первым [Там же, с. 699]. Новое стремится занять место последнего: быть одетым по последней моде, dernier cri de la mode (последний крик моды).
Примечательно, что во французском словаре Larousse лексемы, отражающие изменение и новизну, совпадают с русскими аналогами в большинстве представленных значений. Например, changement (изменение):
1) action, fait de changer, de modifier quelque chose, passage d'un état à un autre: changement d'un propriétaire, de ministère (действие, факт изменения, модификации, переход от одного состояния в другое, смена собственника, министерства);
2) Modification profonde, rupture de rythme; tout ce qui rompt les habitudes, bouleverse l'ordre établi: aimer le changement (глубокое изменение, нарушение (прерывание) ритма, все то, что нарушает привычный порядок).
Среди контекстного употребления лексемы новизна, синонимами которой являются новинка и новшество, есть новинки высокой моды, а также магазин модной одежды (nouveautés de la haute couture. Magasin de nouveautés) [22].
Выделенные нами ядерные лексемы изменение, новизна, тенденция отражены в высказывании Жиля Липовецкого. Согласно этому высказыванию, нарастающий бум изменений внутри моды не только свидетельствует об ускорении тенденций к изменениям, реализация которых обусловлена состоянием культуры, но представляет собой важный факт социальной жизни.
Мода не имитирует свойства человеческой природы, среди которых можно назвать вкус к нововведениям, к украшениям, желание отличаться от других, соперничество различных групп и т. д. Мода является своеобразным зеркалом, отражающим помимо своей воли прерывность исторического развития, непреодолимый разрыв с прежней формой практи-
ческой социализации, включающей логику обычая и традиции [11, с. 31].
Рассмотрев понятийную сторону концепту «мода», обратимся к его признаковой структуре. Многомерность, качество присущее концептам в целом, особенно выразительно проявляется в моде. Так, французский философ, семиотик Р. Барт выделяет три стороны одежды или, опираясь на терминологию Барта, «три одежды»: собственно одежду, одежду-образ (фотографию), одежду-описание. Отметим, что последние два типа одежды - одежда-образ и одежда-описание - представлены на страницах глянцевых журналов. Роллан Барт вводит понятие вестиментарного знака, служащего либо для выделения функции одежды, либо для утверждения того, что эта одежда является модной [2, с. 61].
Мода обладает дуалистическим характером и является одной из многих форм жизни, посредством которой возможно сосуществование следующих антиномий.
1. тенденция к социальному выравниванию служит оппозицией тенденции к индивидуальному различию и изменению в единой деятельности [7, с. 238]. С одной стороны, социальное нивелирование объясняет следование индивида общему примеру, с другой -мода удовлетворяет потребность человека в различии и его тенденцию к дифференциации.
2. Модные показы представляют как высокую моду, la haute couture, являющую собой искусство, так и prêt à porter (коллекцию готовой одежды), раскрывающие тенденции следующего сезона.
3. В моде проявляются дискретность, выделяющая имена модных домов, кутюрье, ин-флиенсеров, и недискретность, представленная массовым потребителем, клиентом. Эта антиномия подчеркивает асимметрию отношений агентов и клиентов модного дискурса, индивидуальность и знаковость агентов моды, противопоставляемую безымянности и массовости клиентов.
Важной характеристикой моды является ее социальный характер, что обусловливает наличие таких качеств, как институцио-нальность, конвенциональность, нормативность и иерархичность. Отметим, что анализ названных нами признаков раскрывает социокультурный характер моды, приближая исследователя к ценностной и образной сторонам концепта «мода».
Мода как социальное явление представляет собой институт, обладающий статусом за-
конности и прочным обоснованием как в мире вещей, так и в мире идей. Вслед за М.Л. Макаровым, под социальным институтом мы понимаем культурно-специфическую, нормативно-организованную конвенциональную систему форм деятельности, обусловленную общественным разделением труда, а также предназначенную для удовлетворения особенных потребностей общества [13, с. 206]. Каждый институт имеет свою структуру, характеризующуюся упорядоченностью, устойчивостью, специфичностью [Там же].
Функцией института моды является решение определенной социально значимой задачи, которая, будучи практико-ориентированной, заключается в удовлетворении специфической потребности общества в одежде, т. к. в традиционном понимании мода соотносится непосредственно с этим понятием. Кроме названной практико-ориентированной функции, мы считаем важным выделить такие функции моды, как информативная, регулятивная, эстетическая.
Информативная функция, реализуемая в массмедийном дискурсе, а также исследованиях теоретиков моды, охватывает три временных плана: а) ретроспективу - взгляд в прошлое, историю моды; б) синхронный срез - информацию о текущем состоянии моды; в) перспективу - информацию о готовящихся событиях в пространстве моды.
Заслуживает интереса факт того, что мода в своей эволюции и стремлении к обновлению бережно хранит накопленный опыт. Замирая на год и готовясь к прыжку и завоеванию нового сезона, мода не забывает о сокровищах прошлых лет и минувших тенденций. Это наблюдение подтверждается мирным сосуществованием винтажа, дизайнерской одежды 20-70-х гг. XX в. и новых тенденций.
В качестве иллюстрации приведем лид статьи журнала Elle:
Высказывание Антуана Сент-Экзюпери «Вы в ответе за тех, кого приручили» отлично подходит винтажной одежде. Если вы решились вложить средства в вещи великих кутюрье из коллекций 1960-х или даже 1990-х, то не дайте этим сокровищам пропасть или потерять в цене, а она будет только расти! О том, какой уход нужен одежде и аксессуарам с историей, рассказывает один из главных экспертов по винтажу в нашей стране, основательница Vintage Dream Ольга Лефферс [9].
Регулятивная функция моды может проявляется в указании, совете следовать тем или иным тенденциям. Анализ статей в модных
журналах, выделяет императивную тональность текстов, которые реализуют регулятивную функцию:
Смотри на героинь стритстайла, какие оттенки наиболее популярны этой осенью, и отмечай, какой ближе всего тебе.
Чтобы тотал-лук не казался скучным, попробуй поиграть с формой и тканями, сочетая облегающие и объемные вещи, мягкие шерстяные и гладкие кожаные материалы [14].
Регулятивная функция моды раскрывает ценностную сторону концепта «мода», которая репрезентируется в различных афоризмах, цитатах, принадлежащих агентам моды: Quand vous doutez, portez du rouge (цитата, произнесенная модельером Биллом Блассом: «Когда вы сомневаетесь, носите красное»).
Эстетическая функция моды обусловлена чувственным восприятием одежды-образа, визуальным воздействием фотографий, а также модных событий, например показов коллекций. При этом происходит интересное смещение от объекта к субъекту, модели, манекенщице, представляющей ту или иную коллекцию. Эстетическая функция моды позволяет визуализировать такие типажи, как «кутюрье», «стилист», «модница», «модник», «ин-флюенсер».
Эта функция раскрывается также в описаниях, сопровождающих фотографии или показы коллекций, позволяя клиентам дискурса моды увидеть, ощутить, прочувствовать предлагаемые кутюрье модели одежды.
Базовый вариант - трикотажное платье миди кофейного оттенка с запахом и V-образным вырезом, который визуально удлинит шею и подчеркнет ключицы. В составе - 90% шерсть, 10% кашемир. То, что нужно на осень и зиму! Платье легко стилизуется под разные случаи при помощи обуви и аксессуаров. Его можно надеть с высокими сапогами-гармошками и пиджаком мужского покроя, грубыми ботинками и уютным меховым пальто, изящными ботильонами на каблуке и дубленкой-авиатором. При желании можно добавить тонкий кожаный ремешок, чтобы обозначить талию и сделать силуэт более выразительным [5].
Описание, согласно классификации Рол-лана Барта, представляет собой одежду-описание. Рассматривая фотографию в журнале, читатель обладает свободой восприятия фактуры, сочетания платья с другой одеждой или аксессуарами. Одежда-описание является «иммобилизацией перцептивных уровней», отменяя свободу одежды-образа, фиксируя уро-
вень ее дешифровки, позволяющий читателю узнать состав ткани (90% шерсть, 10% кашемир), преимущества (визуально подчеркивает шею), определить варианты сочетания с другой одеждой (сапоги-гармошки, пиджак мужского покроя, грубые ботинки и т. д.). Одежда-образ таит в себе множество возможностей, одежда-описание фиксирует одну единственную определенность [2, с. 46-47]. Эстетическая функция отражает образную сторону концепта «мода».
Следующим качеством, характеризующим моду, является конвенциональность, устанавливающая негласные стандарты моды, приоритет тех или иных фасонов, цветов, а также идей. По определению А.Б. Гофмана, модные стандарты или стандарты моды являются разновидностью культурных образцов, неких способов, правил поведения или действий, зафиксированных в культуре особыми средствами, отличными от самого поведения [6, с. 14]. Как материальные, так и нематериальные, модные стандарты могут быть реализованы посредством духовных, знаковых и символических объектов. Модные объекты могут представлять собой вещи, идеи, слова, художественные произведения [Там же, c. 4].
отметим, что объектом модных стандартов зачастую является сам человек:
Сегодня мы едва успеваем следить за сменяющими друг друга бьюти-тенденциями и узнавать о новых стандартах красоты. На повестке дня - типаж noble face: внешность, которая обещает надолго остаться на пике популярности. Многие гуру бью-ти-сферы не стесняясь называют ее идеалом красоты нынешнего столетия [8].
Конвенциональность моды тесно связана с понятием нормативности. Как отмечено в философском словаре Андре Конт-Спонвиля, всякая мода нормативна, она выражает происходящее в действительности, но воспринимается теми, кто следует за ней, как указание на то, каким это происходящее должно быть. Речь идет о мимолетной нормативности или нормативной мимолетности [19]. Нормативность - качество, проявляющееся в синхронный срез моды. То, что было нормой для моды еще вчера, сегодня вытесняется новой тенденцией, которая забудется завтра. Как и в инсти-туциональности, в нормативности и конвенци-ональности моды проявляется действие регулятивной функции, устанавливающей эксплицитные и имплицитные конвенции в вопросах преобладания тех или иных стандартов и норм моды.
Иерархичность моды отмечается Г. Зим-мелем, по мнению которого мода выступает социальным маркером, отделяя одно сословие от другого: «общественные формы, одежда, эстетические суждения, весь стиль человека находятся в постоянном изменении под действием моды, но мода, т. е. новая мода, находит себе применение лишь в высших сословиях. Как только ее начинают перенимать низшие сословия, тем самым переходя поставленную высшими сословиями границу, высшие сословия сразу же отказываются от данной моды и принимают новую, которая позволяет им вновь дифференцироваться от широких масс, и игра начинается вновь» [7, с. 241].
В качестве заключения отметим следующее. Концепт «мода» является социокультурным концептом, к базовым характеристикам которого мы отнесем дуалистический характер, синхронность, институциональность, конвенциальность, нормативность, иерархичность. Ядро концепта «мода» образована такими понятиями, как «тенденция», «изменение», «новизна». Перспективу нашего исследования мы видим в дальнейшем изучении дискурса моды и анализе ценностной и образной сторон концепта «мода».
список литературы
1. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М., 1999.
2. Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. М., 2003.
3. Большойтолковыйсловарь/подред.С.А.Куз-нецова. СПб., 2000.
4. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. URL: https://dic.academic.ru/dic. nsf/enc3p/290538 (дата обращения: 20.08.2021).
5. В них будет тепло! Самые модные трикотажные платья на холодный сезон [Электронный ресурс]. URL: https://www.cosmo.ru/fashion/shopping/ v-nih-budet-teplo-samye-modnye-trikotazhnye-platya-na-holodnyy-sezon/?from=main_big, (дата обращения: 30.09.21).
6. Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. СПб., 2004.
7. Зиммель Г. Избранное. Созерцание жизни. М., СПб., 2014.
8. Как выглядит идеал красоты XXI века: типаж noble face [Электронный ресурс]. URL: https:// www.marieclaire.ru/krasota/kak-vyglyadit-ideal-kra soty-xxi-veka-tipazh-noble-face/ (дата обращения: 11.08.2021).
9. Как правильно ухаживать за винтажной одеждой и украшениями [Электронный ресурс]. URL: https://www.elle.ru/krasota/beauty_blog/kak-pra vilno-ukhazhivat-za-vintazhnoi-odezhdoi-i-ukrasheni yami/ (дата обращения: 20.08.2021).
10. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград, 2002.
11. Липовецкий Ж. Империя эфемерного. Мода и ее судьба в современном обществе. М., 2012.
12. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.
13. Макаров М.Л. Основы теории дискурса. М., 2003.
14. Носи коричневый вместо черного: что нужно знать о самом модном цвете осени [Электронный ресурс]. URL: https://www.cosmo.ru/fashion/trends/ nosi-korichnevyy-vmesto-chernogo-chto-nuzhno-znat-o-samom-modnom-cvete-oseni/?from=main_middle (дата обращения: 01.10.2021).
15. Свендсен Л. Философия моды. М., 2007.
16. Слышкин Г.Г. Лингвокультурные концепты и метаконцепты: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Волгоград, 2004.
17. Тард Г. Законы подражания. М., 2011.
18. Толковый словарь Т.Ф. Ефремовой [Электронный ресурс]. URL: https://dic.academic.ru/con tents.nsf/efremova/ (дата обращения: 11.08.2021).
19. Философский словарь. М., 2012 [Электронный ресурс]. URL: https://philosophy_sponville. academic.ru (дата обращения: 20.08.2021).
20. Холландер Э. Пол и костюм. Эволюция современной одежды. М., 2018.
21. Энциклопедический словарь. М., 2004 [Электронный ресурс]. URL: https://dic.academic.ru/ dic.nsf/enc_philosophy. (дата обращения: 29.08.2021).
22. Dictionnaire de français Larousse [Electronic resource]. URL: https://www.larousse.fr/dictionnaires/
francais/ (дата обращения: 20.08.2021).
* * *
1. Arutyunova N.D. Yazyk i mir cheloveka. M., 1999.
2. Bart R. Sistema mody. Stat'i po semiotike kul'tury. M., 2003.
3. Bol'shoj tolkovyj slovar' / pod red. S.A. Kuzne-cova. SPb., 2000.
4. Bol'shoj enciklopedicheskij slovar' [Elektron-nyj resurs]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc 3p/290538 (data obrashcheniya: 20.08.2021).
5. V nih budet teplo! Samye modnye trikotazhnye plat'ya na holodnyj sezon [Elektronnyj resurs]. URL: https://www. co smo .ru/fashion/ shopping/v-nih-budet-teplo-samye-modnye-trikotazhnye-platya-na-holodnyy-sezon/?from=main_big, (data obrashcheniya: 30.09.21).
6. Gofman A.B. Moda i lyudi. Novaya teoriya mody i modnogo povedeniya. SPb., 2004.
7. Zimmel' G. Izbrannoe. Sozercanie zhizni. M., SPb., 2014.
8. Kak vyglyadit ideal krasoty XXI veka: tipazh noble face [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.ma rieclaire.ru/krasota/kak-vyglyadit-ideal-krasoty-xxi-ve ka-tipazh-noble-face/ (data obrashcheniya: 11.08.2021).
9. Kak pravil'no uhazhivat' za vintazhnoj odezh-doj i ukrasheniyami [Elektronnyj resurs]. URL: https:// www.elle.ru/krasota/beauty_blog/kak-pravilno-ukha zhivat-za-vintazhnoi-odezhdoi-i-ukrasheniyami/ (data obrashcheniya: 20.08.2021).
10. Karasik V.I. Yazykovoj krug: lichnost', kon-cepty, diskurs. Volgograd, 2002.
11. Lipoveckij Zh. Imperiya efemernogo. Moda i ee sud'ba v sovremennom obshchestve. M., 2012.
12. Lotman Yu.M. Kul'tura i vzryv. M., 1992.
13. Makarov M.L. Osnovy teorii diskursa. M., 2003.
14. Nosi korichnevyj vmesto chernogo: chto nuzh-no znat' o samom modnom cvete oseni [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.cosmo.ru/fashion/trends/ nosi-korichnevyy-vmesto-chernogo-chto-nuzhno-znat-o-samom-modnom-cvete-oseni/?from=main_middle (data obrashcheniya: 01.10.2021).
15. Svendsen L. Filosofiya mody. M., 2007.
16. Slyshkin G.G. Lingvokul'turnye koncepty i metakoncepty: avtoref. dis. ... d-ra filol. nauk. Volgograd, 2004.
17. Tard G. Zakony podrazhaniya. M., 2011.
18. Tolkovyj slovar' T.F. Efremovoj [Elektron-nyj resurs]. URL: https://dic.academic.ru/contents.nsf/ efremova/ (data obrashcheniya: 11.08.2021).
19. Filosofskij slovar'. M., 2012 [Elektronnyj resurs]. URL: https://philosophy_sponville.academic.ru (data obrashcheniya: 20.08.2021).
20. Hollander E. Pol i kostyum. Evolyuciya sovre-mennoj odezhdy. M., 2018.
21. Enciklopedicheskij slovar'. M., 2004 [Elektronnyj resurs]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ enc_philosophy. (data obrashcheniya: 29.08.2021).
Conceptual aspect of fashion discourse
The article deals with the conceptual aspect of fashion discourse. There is given the analysis of the conceptual branch of the concept allowing to conclude about the social and cultural nature of the studied concept. The core of the concept "fashion" is formed by such concepts as "tendency", "modification" and "originality". The key characteristics of the concept "fashion" are dualism, synchronicity, conventionality, normalization and hierarchy.
Key words: discourse, social and cultural concept, conceptual branch, feature structure.
(Статья поступила в редакцию 07.10.2021)
Н.Е. григорьЕВА (Псков)
ОНОМАСТИЧЕСКОЕ МЕДИАПОЛЕ ПСКОВЩИНЫ
Представлена семантическая и структурно-грамматическая характеристика гемерони-мов - периферийного класса онимов, функционирующих на территории Псковской земли. Анализ принципов номинации гемеронимов с учетом их мотивированности и назначения позволил рассмотреть гемеронимы Псковщины как ономастическое медиаполе, представляющее собой историко-культурное и социально-политическое пространство, которое отражает региональные особенности жизнедеятельности населения.
Ключевые слова: ономастическое пространство, медиаполе, гемероним, Псков, принципы номинации.
Изучение имен собственных вызывает особый интерес не только у лингвистов, онома-тологов, но и людей разных сфер деятельности, которые активно используют выбор имени (нейминг) для рекламных вывесок, штенде-ров, заголовков как в городской языковой среде (маркетологи, риелторы, девелоперы, архитекторы-дизайнеры и др.), так и в медийном коммуникативном пространстве (журналисты, социологи, экономисты, пиар-менеджеры, имиджмейкеры и др.). Современная языковая среда систематически пополняется и обновляется за счет периферийных языковых единиц, к которым относятся порейонимы (названия любого вида транспорта), эргонимы (названия деловых объединений людей), праг-матонимы (названия сорта, марки, товарного знака), геортонимы (названия торжественных мероприятий) и др.
По мнению О.И. Федосовой, названия средств массовой информации являются малоизученной частью имен собственных, т. к. их количество характеризуется постоянным ростом [10, с. 76-77]. Так, собственно названия информационных источников (газет, журналов, альманахов и т. д.) представляют собой своеобразный идентификационный код, который должен соответствовать тематике публикаций, материалов и рубрик издания. Как правило, такие названия должны отличаться лаконичностью, благозвучностью, компактностью, иметь смысловую насыщенность, не вызывать
О Григорьева Н.Е., 2021