Научная статья на тему 'Ономастический компонент современного нормативно-научного макротекста «Русский язык» в синхронии'

Ономастический компонент современного нормативно-научного макротекста «Русский язык» в синхронии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
83
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМАТИВНО-НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ / НОРМАТИВНО-НАУЧНЫЙ МАКРОТЕКСТ УЧЕБНИКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА / ИМЯ СОБСТВЕННОЕ (ОНИМ) / ОНОМАСТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ / ЯДРО ОНОМАСТИЧЕСКОГО ПОЛЯ / ОНОМАСТИЧЕСКИЙ ФОН / NORMATIVE SCIENTIFIC WORLDVIEW OF THE RUSSIAN LINGUISTIC PERSONALITY / NORMATIVE SCIENTIFIC MACRO-TEXT OF THE RUSSIAN TEXTBOOKS / PROPER NAME (ONYM) / ONOMASTIC FIELD / NUCLEUS OF ONOMASTIC FIELD / ONOMASTIC BACKGROUND

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Голубничая Алина Владимировна

В статье рассматривается опорная единица нормативно-научной картины мира (ННКМ) русской языковой личности имя собственное (ИС). Основные проблемы статьи раскрываются в рамках анализа ономастического наполнения нормативно-научного макротекста (ННМТ) современных учебников русского языка, которое характеризуется как ономастическое поле, состоящее из ядра, средней части и периферии. Ядро ономастического поля антропоцентрично. Получены выводы о роли и месте имён собственных указанного фрагмента ННКМ как средства формирования русской языковой личности и характеристики её ментальных особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ONOMASTIC COMPONENT OF THE MODERN NORMATIVE SCIENTIFIC MACRO-TEXT “THE RUSSIAN LANGUAGE” IN SYNCHRONY

The article examines a basic unit of the Russian linguistic personality’s normative scientific worldview a proper name. The author focuses on analysing an onomastic component of the normative scientific macro-text of the modern Russian language textbooks, which is considered as an onomastic field containing a nucleus, medium and periphery. The nucleus of an onomastic field is anthropocentric by nature. The paper identifies the role and place of proper names in the mentioned normative scientific worldview fragment as a means of forming the Russian linguistic personality and characterizing its mental peculiarities.

Текст научной работы на тему «Ономастический компонент современного нормативно-научного макротекста «Русский язык» в синхронии»

https://doi.orq/10.30853/filnauki.2019.10.31

Голубничая Алина Владимировна

ОНОМАСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ СОВРЕМЕННОГО НОРМАТИВНО-НАУЧНОГО МАКРОТЕКСТА "РУССКИЙ ЯЗЫК" В СИНХРОНИИ

В статье рассматривается опорная единица нормативно-научной картины мира (ННКМ) русской языковой личности - имя собственное (ИС). Основные проблемы статьи раскрываются в рамках анализа ономастического наполнения нормативно-научного макротекста (ННМТ) современных учебников русского языка, которое характеризуется как ономастическое поле, состоящее из ядра, средней части и периферии. Ядро ономастического поля антропоцентрично. Получены выводы о роли и месте имён собственных указанного фрагмента ННКМ как средства формирования русской языковой личности и характеристики её ментальных особенностей. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/2/2019/10/31 .html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 10. C. 145-149. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/2/2019/10/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

УДК 811.161.1'373.2 Дата поступления рукописи: 29.07.2019

https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.10.31

В статье рассматривается опорная единица нормативно-научной картины мира (ННКМ) русской языковой личности - имя собственное (ИС). Основные проблемы статьи раскрываются в рамках анализа ономастического наполнения нормативно-научного макротекста (ННМТ) современных учебников русского языка, которое характеризуется как ономастическое поле, состоящее из ядра, средней части и периферии. Ядро ономастического поля антропоцентрично. Получены выводы о роли и месте имён собственных указанного фрагмента ННКМ как средства формирования русской языковой личности и характеристики её ментальных особенностей.

Ключевые слова и фразы: нормативно-научная картина мира русской языковой личности; нормативно-научный макротекст учебников русского языка; имя собственное (оним); ономастическое поле; ядро ономастического поля; ономастический фон.

Голубничая Алина Владимировна

Военная академия войсковой противовоздушной обороны Вооружённых Сил Российской Федерации имени Маршала Советского Союза А. М. Василевского, г. Смоленск golubn-alina@yandex. т

ОНОМАСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ СОВРЕМЕННОГО НОРМАТИВНО-НАУЧНОГО МАКРОТЕКСТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

В СИНХРОНИИ

Описывая структуру личности в психологии, исследователи выделяют несколько её составляющих (сфер), среди которых основополагающей является когнитивная, представляющая собой «всё то, что выполняет у человека функцию рационального познания: память, внимание, восприятие, понимание, мышление, принятие решений, действия и воздействия - в той мере или в той части, в какой они заняты познавательными процессами...», иными словами, «это компетентность и знания, умения и навыки, разум в самом широком его понимании» [12]. Именно поэтому когнитивную составляющую личности человека исследуют различные науки, в том числе и филологическая, предмет которой - язык. Без него невозможна передача знаний. Если в начале жизни человека освоение родного языка происходит в основном стихийно, то систематическое и целенаправленное обучение, как известно, начинается в школьный период. Этому процессу отводится значительная часть всего учебного времени, прежде всего, потому, что дисциплина «Русский язык» служит базой, своего рода фундаментом для всех других дисциплин, изучаемых школьниками в течение всего периода обучения.

Цель статьи состоит в том, чтобы выявить и проанализировать важную часть содержания общеобязательного научного знания, сопряжённого с именами собственными (ИС), функционирующими в текстах современных учебников русского языка Тексты учебников в данном случае можно рассматривать как единую систему - нормативно-научный макротекст (ННМТ).

Наше исследование направлено на рассмотрение места и роли имени собственного в нормативно-научной картине мира (ННКМ) и в структуре русской языковой личности, формируемой нормативно-научными текстами (ННТ) учебников русского языка Х1Х-ХХ1 вв. В круг решаемых нами задач входит выделение и определение ИС, составляющих ядро и периферию анализируемого фрагмента ННКМ в его историческом развитии. В данной статье обратимся к характеристике ИС, выделенных в текстах современных учебников русского языка.

Вся совокупность знаний, получаемых в процессе школьного образования, в научных исследованиях получила название нормативно-научной картины мира русской языковой личности. «Способом представления и организации общеобязательного научного знания как необходимой составляющей социализации русской языковой личности будем считать нормативно-научную картину мира, под которой понимается система представления и организации общеобязательного научного знания, а) соответствующая современной научной парадигме; б) содержащая целостное представление о мире и человеке в мире в многообразии их свойств, связей и отношений; в) обеспечивающая потребности языковой личности как члена определённого социума» [16, с. 24].

Необходимость в детальном изучении содержания общеобязательного научного знания современной русской языковой личности в его языковом выражении, связанном с ИС, обусловливает выбор темы и её актуальность. Как известно, «все языковые единицы обладают двумя планами - формой и содержанием.» [9, с. 42]. Вокруг каждого слова «складывается целый ореол всевозможных сведений» [Там же, с. 45]. Прежде всего, это сведения, которые дают представление о национальных, культурных, исторических и других особенностях того или иного народа, страны. Такую информацию заключают в себе имена собственные, так как «национально-культурный компонент свойствен именам собственным даже в большей степени, чем апелля-тивам» [Там же, с. 57]. Каждый оним обладает ассоциативно-культурным фоном, являющимся «сопутствующей имени собственному информацией, не входящей в его непосредственное содержание» [16, с. 166]. Именно поэтому ИС представляют несомненный исследовательский интерес, так как анализ названных выше особенностей онимов даёт многоаспектное представление об эпохе, к которой они относятся.

Научная новизна проводимого исследования состоит в том, что впервые комплексному анализу подвергается ономастическое наполнение текстов учебников русского языка, в данной статье - современных учебников, отражающих фрагмент ННКМ русской языковой личности.

Опорными единицами - выразителями содержания ННКМ - являются термины и имена собственные. Рассмотрению названных единиц в структуре ННКМ посвящены научные исследования, в частности комплексный анализ терминов и имён собственных в ННКМ русской языковой личности (см. Н. А. Максимчук [16]), лингвистических терминов в нормативно-научных текстах (ННТ) учебников русского языка (см. А. М. Ильина [11]), немецких имён собственных в историческом фрагменте ННКМ (см. Е. В. Кургузова [13]). ННКМ строится по концентрическому принципу: названные выше опорные единицы (ИС и термины) являются составляющими элементами её ядра и периферии.

В данной статье рассмотрим ономастическое наполнение современных учебных комплексов (УК) по русскому языку. При исследовании ИС были проанализированы тексты трёх учебных комплексов по русскому языку: Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова / С. Г. Бархударова, С. Е. Крючкова и др. (далее - УК 1) [6-8; 14; 15]; М. М. Разумовской, С. И. Львовой и др. (далее - УК 2) [18-22]; В. В. Бабайцевой и др. (далее - УК 3) [1-5] -в совокупности 15 учебников трёх названных комплексов. Проводилась сплошная выборка всех ИС в текстах современных УК. Онимы характеризовались с точки зрения принадлежности к имени или названию, к определённому разряду, источнику (учебник, класс). С помощью созданных сводных таблиц были выявлены самые частотные ИС с целью проведения сравнительного анализа онимов в названных учебных комплексах. Количество употреблений онимов в учебниках всех комплексов увеличивается от 5 класса к 11 классу (учебники для 10-11 классов есть в УК 3). В учебниках для 7-11 классов в основном используются примеры из художественной, научной литературы, а также из публицистики, тогда как в учебниках для 5-6 классов встречаются примеры, содержащие ИС, составленные авторами учебных пособий.

Можно утверждать, что все выявленные онимы в каждом учебном комплексе (УК) образуют ономастическое поле. При определении данного понятия опираемся на положение, сформулированное в работе В. И. Супруна, что «все ономастические единицы образуют в художественном тексте замкнутое пространство» [23, с. 12]. Это определение в полной мере относится и к текстам учебников русского языка, так как их можно рассматривать как единый нормативно-научный макротекст (ННМТ), состоящий, в свою очередь, из совокупности нормативно-научных текстов (ННТ), например «текст - теоретический параграф, текст упражнения и др.» [10, с. 220]. Под нормативно-научными текстами мы понимаем «специально созданные и одобренные обществом русские научные тексты, выступающие в качестве источника сведений, принудительно сообщаемых человеку в период его обучения в российской общеобразовательной школе... Содержание предложенных носителям языка и усвоенных ими облигаторных научных текстов бытийствует в их сознании в свёрнутом виде, то есть в виде информационно нагруженных опорных лексических единиц, каждая из которых допускает развёртывание в исходный текст» [16, с. 10]. В дальнейшем будем анализировать структуру ономастического поля ННМТ учебников русского языка.

В результате проведённого анализа ономастического поля ННМТ учебников русского языка были выявлены параметры его структуры с учётом деления всех ИС на три группы: ядро, среднюю часть и периферию. В ядро ономастического поля входят ИС, имеющие наибольшую употребительность во всех УК. Граница ядра ономастического поля очерчивается значительным отрывом от следующей за ней средней части. В количественном отношении это выражается в значении показателя употребительности больше (равно) 35. В единичных случаях мы посчитали допустимым отнести к ядру онимы, если показатель употребительности хотя бы в одном из УК превышает 50, а совокупная употребительность достигает 100. Средняя часть ономастического поля включает в себя имена, индекс употребительности которых располагается в пределах 34 - 2, а совокупная употребительность составляет менее 99. Периферию ономастического поля составляют единичные ИС. Необходимо подчеркнуть, что данная часть является наиболее многочисленной в УК 1 и УК 2.

Перейдём к описанию ономастического наполнения названных выше УК. В ядро ономастического поля каждого из комплексов входит 10-11 ИС. Ниже в Таблице 1 приведены данные об их составе, количестве, а также процентном соотношении.

Таблица 1

№ п/п Имя Количество употреблений Количество процентов

УК 1 УК 2 УК 3 УК 1 УК 2 УК 3

1. А. С. Пушкин 224 277 548 4,8 5,2 6,6

2. А. П. Чехов 146 83 213 3,1 1,6 2,6

3. К. Г. Паустовский 131 106 257 2,8 2 3,1

4. И. С. Тургенев 123 105 181 2,6 2 2,2

5. М. Горький 113 84 159 2,4 1,6 2

6. М. Ю. Лермонтов 94 118 143 2 2,2 1,7

7. Л. Н. Толстой 78 77 170 1,7 1,5 2

8. И. А. Бунин 46 70 100 1 1,3 1,2

9. Н. В. Гоголь 54 39 85 1,2 0,7 1

10. С. А. Есенин 19 50 92 0,4 1 1,1

11. В. К. Арсеньев 63 19 17 1,3 0,4 0,2

12. Н. А. Некрасов 39 36 81 0,8 0,7 1

13. И. А. Крылов 35 60 73 0,7 1,1 0,9

14. *Москва 41 62 59 0,9 1,2 0,7

Примечание: *Москва - единственный топоним, который входит в ядро ИС в УК 2.

Как следует из приведённой выше таблицы, ядро ономастического поля УК состоит из антропонимов -имён русских поэтов и писателей, т.е. антропоцентрично. «Такая организация поля имён собственных соответствует антропонимическому принципу существования языковой системы» [17, с. 27]. Имена, которые входят в ядро, ярко отражают русскую культуру, национальный менталитет.

Охарактеризуем повторяющиеся ИС, которые входят в среднюю часть поля. В УК 1 среди них встречаются ИС всех разрядов: антропонимов, большинство из которых также имена поэтов и писателей (Н. А. Некрасов, И. А. Крылов, И. Гончаров, В. Короленко, А. Твардовский и др.); топонимов, среди которых названия городов, рек, озёр, территорий нашей страны (Москва, Волга, Россия, Сибирь, Байкал, Дон и др.); названий литературных произведений и имён литературных персонажей - литературных антропонимов («Слово о полку Игореве», «Герой нашего времени», «Ревизор» и др.; Чичиков, Кирила Петрович, Дубровский, Манилов и др.). В связи с большим разнообразием ИС внутри всех разрядов (антропонимов, топонимов, названий литературных произведений и др.) целесообразно выделять группы онимов, например, в антропонимах, кроме имён писателей и поэтов, встречаются имена учёных, художников, композиторов, философов и др. В рамках статьи не представляется возможным охарактеризовать ИС, входящие в среднюю часть ономастического поля, с точки зрения принадлежности онимов выделенных разрядов к различным группам. Более подробно такая характеристика представлена в нашей работе, посвященной исследованию фрагмента нормативно-научной картины мира русской языковой личности (на основе ННМТ учебников русского языка Х1Х-ХХ1 вв.).

Среди разрядов онимов, входящих в среднюю часть ономастического поля в учебниках М. М. Разумовской (УК 2), большую часть также составляют имена поэтов и писателей: А. И. Куприн, Н. В. Гоголь, Н. А. Некрасов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет и др. Здесь же встречаются примеры топонимов (Россия /Российская Федерация, Красная площадь, Санкт-Петербург, Сибирь), названий литературных произведений («Руслан и Людмила», «Ревизор» и др.).

В данной части ономастического поля выделяются примеры онимов, относящихся к другим разрядам: имена литературных персонажей - литературные антропонимы (Татьяна, князь Андрей, Пьер, Дубровский и др.); названия литературных произведений («Мёртвые души», «Герой нашего времени», «Метель», «Демон», «Война и мир» и др.); космонимы/астронимы (Земля, Луна, Венера, Солнце, Юпитер и др.); зоонимы (Бар-сик, Шарик, Пират, Пушок и др.); политонимы (ООН); религионимы (Бог, Христос, Рождество Христово, Крещение); хрематонимы (Кремль, Третьяковская галерея, Московский университет и др.); хрононимы (Великая Отечественная война).

В учебниках М. М. Бабайцевой (УК 3) остальные повторяющиеся ИС, которых насчитывается 825, составляют среднюю часть ономастического поля. Среди них встречаются ИС всех разрядов: антропонимы (И. А. Крылов, С. Я. Маршак, А. И. Куприн); топонимы (Москва, Россия, Урал, Ялта); названия литературных произведений («Евгений Онегин», «Анна Каренина», «Слово о полку Игореве»); астронимы/космонимы (Земля, Солнце, Луна, Солнечная система, Уран, Юпитер, Марс); имена литературных персонажей - литературные антропонимы (Егорушка, Каштанка, Онегин, Татьяна, Левин); мифонимы (Баба Яга, Кощей, Прометей, Гамаюн); политонимы (ООН, ЮНЕСКО); религионимы (Бог, Иисус, Ева, Адам); хрематонимы (Кремль, МХАТ, «Артек»); хрононимы (Великая Отечественная война).

Кроме того, представляется необходимым дать общую характеристику единичным именам собственным, составляющим большинство всех выявленных онимов ННМТ учебников русского языка (УК 1, УК 3) и находящимся на периферии ономастического поля. Именно единичные онимы представляют всё многообразие типов и видов ИС, выявленных в ННМТ учебников русского языка.

Следует отметить, что и единичные онимы, которые относятся к периферийной части всего массива ИС, могут заключать в себе интереснейшие сведения об эпохе, к которой относятся. Именно поэтому без описания единичных ИС, выделенных в ННМТ учебников русского языка, невозможно было бы получить полное представление об ономастическом поле учебников русского языка. Из статистического анализа повторяющихся онимов известно, что самыми многочисленными разрядами являются антропонимы, топонимы, а также два связанных между собой разряда - названия литературных произведений и имена литературных персонажей. Среди единичных онимов также преобладают названные выше разряды.

Подводя итог вышесказанному, можем сделать следующие выводы.

Тексты учебников русского языка в целом являются единым нормативно-научным макротекстом, который, в свою очередь, представляет собой одну из составных частей нормативно-научной картины мира (ННКМ) русской языковой личности.

Весь массив ИС, выделенных в ННМТ современных учебниках русского языка - повторяющихся и единичных - (см. УК 1, УК 2, УК 3), можно охарактеризовать как ономастическое поле.

Группа ИС, занимающих центральное место, обозначенных как ядро ономастического поля, в основном включает в себя антропонимы (кроме УК 2, в ядро ономастического поля входит топоним Москва), в частности имена поэтов и писателей, цитаты из произведений которых представлены в ННМТ учебников русского языка. Если ИС, относящиеся к антропонимам и входящие в ядро ономастического поля, можно отнести к одной группе - имена поэтов и писателей, то в средней части, как уже отмечалось выше, все разряды состоят из различных групп онимов. Состав ядра ономастического поля соответствует антропонимическому принципу организации языковой системы в целом.

Средняя часть поля макротекста учебников русского языка включает в себя ИС, количество которых может составлять от двух до несколько сотен употреблений онимов. Самые частотные из таких ИС близко расположены

к ядру. Кроме антропонимов, среди самых частотных отмечены также ИС, относящиеся к таким разрядам, как топонимы, названия литературных произведений, имена литературных персонажей (литературные антропонимы). Названные разряды являются наиболее многочисленными после антропонимов.

Важнейшей составляющей ННМТ современных учебников русского языка являются единичные ИС, так как они представляют большую часть всего массива онимов. Единичные ИС создают так называемый ономастический фон исследуемого ННМТ современных учебников русского языка. В эту часть ономастического поля, как уже отмечалось выше, входят ИС всех выявленных в нашем исследовании разрядов, в частности, здесь встречаются онимы, относящиеся к хрононимам, хрематонимам, зоонимам и др. Кроме того, внутри разрядов отмечается большое разнообразие групп ИС.

ИС - одна из важнейших, наряду с терминами, опорных единиц ННКМ русской языковой личности. Проводимое исследование ономастического поля ННМТ учебников русского языка позволяет получить интересные результаты. Онимы имеют особые коннотации, представляют собой один из способов накопления, хранения и передачи от поколения к поколению традиций национальной культуры, служат характеристикой ментальных особенностей русской языковой личности. Перспектива исследования предполагает сопоставление ономастического материала - ИС в структуре рассматриваемого фрагмента ННКМ - с содержанием сопутствующего им ассоциативно-культурного фона, что позволяет выявить содержание важного фрагмента общезначимого ономастического знания в его статике и динамике, участвующего в формировании русской языковой личности.

Список источников

1. Бабайцева В. В. Русский язык. 10-11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений филол. профиля. Изд-е 5-е, стереотип. М.: Дрофа, 2008. 447 с.

2. Бабайцева В. В. Русский язык. Теория. 5-11 классы: учебник для учеб. заведений с углубл. изуч. рус. яз. Изд-е 2-е. М.: Дрофа, 1998. 432 с.

3. Бабайцева В. В., Беднарская Л. Д. Русский язык: сборник заданий. 6-7 классы: пособие для школ и классов с углубл. изучением русского языка к учебнику В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-11 классы». Изд-е 3-е, стереотип. М.: Дрофа, 2001. 320 с.

4. Бабайцева В. В., Беднарская Л. Д. Русский язык: сборник заданий. 8-9 классы: пособие для школ и классов с углубл. изучением русского языка к учебнику В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-11 классы». Изд-е 2-е, стереотип. М.: Дрофа, 2000. 272 с.

5. Бабайцева В. В., Глазков А. В., Дубровина М. В. и др. Русский язык: сборник заданий. 5 класс: пособие для школ и классов с углубл. изучением русского языка к учебнику В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-11 классы». Изд-е 4-е, стереотип. М.: Дрофа, 2002. 320 с.

6. Баранов М. Т., Григорян Л. Т., Ладыженская Т. А. и др. Русский язык: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учеб. заведений. Изд-е 17-е, перераб. М.: Просвещение, 1995. 191 с.

7. Бархударов С. Г., Крючков С. Е., Максимов Л. Ю., Чешко Л. А. и др. Русский язык: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учеб. заведений. Изд-е 17-е, перераб. М.: Просвещение, 1993. 191 с.

8. Бархударов С. Г., Крючков С. Е., Максимов Л. Ю., Чешко Л. А. и др. Русский язык: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений. Изд-е 17-е, перераб. М.: Просвещение, 1994. 144 с.

9. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. М.: Русский язык, 1990. 246 с.

10. Голубничая А. В. О типах нормативно-научных текстов учебников русского языка и их ономастическом наполнении // Вестник Брянского государственного университета. 2015. № 3 (26). С. 219-221.

11. Ильина А. М. Лингвистический компонент нормативно-научной картины мира школьника: содержательный и методический аспекты: дисс. ... к. пед. н. Смоленск, 2008. 418 с.

12. Козлов Н. И. Структура личности [Электронный ресурс]. URL: https://www.psychologos.ru/articles/view/struktura-lichnosti (дата обращения: 15.03.2019).

13. Кургузова Е. В. Имена собственные немецкой культуры в историческом фрагменте нормативно-научной картины мира: дисс. ... к. филол. н. Смоленск, 2009. 234 с.

14. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Григорян Л. Т. и др. Русский язык: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учеб. заведений. Изд-е 20-е, перераб. М.: Просвещение, 1992. 319 с.

15. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Григорян Л. Т. и др. Русский язык: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учеб. заведений. Изд-е 21-е, перераб. М.: Просвещение, 1999. 223 с.

16. Максимчук Н. А. Нормативно-научная картина русской языковой личности в комплексном лингвистическом рассмотрении: монография: в 2-х ч. Смоленск: Издательство СГПУ, 2002. Ч. 1. 184 с.

17. Нахимова Е. А. Прецедентные имена в массовой коммуникации. Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т, 2007. 207 с.

18. Разумовская М. М., Львова С. И., Капинос В. И. и др. Русский язык: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учеб. заведений / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. Изд-е 9-е, стереотип. М.: Дрофа, 2003. 304 с.

19. Разумовская М. М., Львова С. И., Капинос В. И. и др. Русский язык: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учеб. заведений / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. Изд-е 6-е, стереотип. М.: Дрофа, 2002. 368 с.

20. Разумовская М. М., Львова С. И., Капинос В. И. и др. Русский язык: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учеб. заведений / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. Изд-е 7-е, стереотип. М.: Дрофа, 2003. 320 с.

21. Разумовская М. М., Львова С. И., Капинос В. И. и др. Русский язык: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учеб. заведений / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. Изд-е 6-е, стереотип. М.: Дрофа, 2003. 272 с.

22. Разумовская М. М., Львова С. И., Капинос В. И. и др. Русский язык: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. Изд-е 6-е, стереотип. М.: Дрофа, 2004. 272 с.

23. Супрун В. И. Ономастическое поле русского языка и его художественно-эстетический потенциал: автореф. дисс. ... д. филол. н. Волгоград, 2000. 76 с.

ONOMASTIC COMPONENT OF THE MODERN NORMATIVE SCIENTIFIC MACRO-TEXT "THE RUSSIAN LANGUAGE"

IN SYNCHRONY

Golubnichaya Alina Vladimirovna

The Military Air Defence Academy of the Russian Federation Armed Forces named after the Soviet Union marshal A. Vasilevsky, Smolensk golubn-alina@yandex. ru

The article examines a basic unit of the Russian linguistic personality's normative scientific worldview - a proper name. The author focuses on analysing an onomastic component of the normative scientific macro-text of the modern Russian language textbooks, which is considered as an onomastic field containing a nucleus, medium and periphery. The nucleus of an onomastic field is an-thropocentric by nature. The paper identifies the role and place of proper names in the mentioned normative scientific worldview fragment as a means of forming the Russian linguistic personality and characterizing its mental peculiarities.

Key words and phrases: normative scientific worldview of the Russian linguistic personality; normative scientific macro-text of the Russian textbooks; proper name (onym); onomastic field; nucleus of onomastic field; onomastic background.

УДК 81'373.45; 81'374 Дата поступления рукописи: 21.08.2019

https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.10.32

Статья посвящена исследованию одного из заметных пластов заимствований русского языка - тюркизмов. В качестве источников привлечены учебные этимологические словари, изданные в начале XXI века. Анализ особенностей историко-этимологического описания тюркских заимствований в данном типе справочников, в частности сведений о хронологии заимствований, демонстрирует наличие расхождений в трактовке временной характеристики одного и того же слова. Примечательно, что большинство лексем не содержат указания на возможность существования иных точек зрения относительно времени заимствования или оговорки о приблизительности представленных хронологических сведений о слове.

Ключевые слова и фразы: заимствование; русский язык; тюркизм; словарь; этимология.

Каримуллина Гузель Нурутдиновна, к. филол. н.

Казанский (Приволжский) федеральный университет guzel_karimuШna@list. гы

Губайдуллина Анна Евгеньевна

г. Казань

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ато2__^огк@таИ гы

ТЮРКСКИЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ: ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ

Естественным и вполне закономерным процессом, иллюстрирующим взаимодействие разных народов, их культур и языков, является заимствование. Весьма обширный пласт лексического состава русского языка составляют тюркские заимствования. Тюркизмы в русском языке представляют собой особую ветвь. Известно, что контакты между восточнославянскими и тюркскими народами были разносторонними и многоплановыми, носили военно-политический, торгово-экономический, культурно-бытовой характер, влияя на различные сферы жизни.

На определенном этапе своего развития лексический состав языка находит свое отражение в лексикографических источниках. Словарь - один из важнейших способов описания лексической системы языка. Благодаря синтезирующему характеру лингвистических исследований, воплощаемых в языковых справочниках, лексикографические произведения вполне заслуженно занимают ведущие позиции в различных науках. Как отмечают исследователи, «в последнее время широко развивается учебная лексикография, содержанием которой являются теоретические и практические аспекты описания лексики в учебных целях» [4, с. 335].

В отечественной лексикографии в настоящее время широко представлены разнообразные жанры учебных словарей, предназначенных для школьников, изучающих русский язык как родной: лексико-фразео-логические, толковые, словообразовательные, морфемные, этимологические, грамматические и др.

Несмотря на то, что изучение тюркизмов в русском языке относится к традиционной проблематике отечественного языкознания и имеется значительное число научных работ, посвященных тюркским заимствованиям в составе русского языка, многие исследователи отмечают, что по-прежнему ощущается недостаток в работах по современному периоду.

Целью нашего исследования является анализ хронологических сведений о тюркских заимствованиях, зафиксированных в учебных этимологических словарях русского языка XXI века. Задачи исследования: выявление тюркизмов в рассматриваемых источниках; изучение особенностей их лексикографирования в учебных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.