© 2011
Н. А. Максимчук
КОМПЛЕКСНЫЙ УЧЕБНЫЙ СЛОВАРЬ СОБСТВЕННЫХ ИМЁН КАК ФОРМА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФРАГМЕНТА НОРМАТИВНО-НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА
В статье рассматривается проблема создания учебных словарей, ориентированных на описание языковых единиц — носителей общеобязательного научного знания. Возможный подход к построению словаря такого рода описывается на примере комплексного учебного ономастического словаря, единицами описания в котором служат имена собственные, выявленные на основе анализа текстов школьных учебников и программ.
Ключевые слова: лексикография, комплексный учебный словарь, общеобязательное научное знание, нормативно-научная картина мира, имя собственное.
Одной из актуальных проблем современного информационного общества является разработка способов организации, структурирования и представления знаний с учётом условий, целей, форм их функционирования и использования. Важнейшей задачей в рамках названной проблемы можно считать поиск оптимального соотношения формы и содержания знания, функционирующего в образовательной сфере. Поскольку основным средством накопления, хранения и передачи знаний являются единицы естественного языка, то очевидно, что одна из центральных позиций в решении этой задачи принадлежит словарям (этим, не в последнюю очередь, объясняется и наблюдаемый уже не одно десятилетие лексикографический бум). Интенсификация когнитивной функции учебного словаря требует новых лексикографических решений.
В процессе формирования современной языковой личности важнейшее место занимает общеобязательное научное знание, т. е. сведения, отобранные и одобренные обществом для сообщения их человеку в процессе его обучения в общеобразовательной школе. В роли опорных единиц — основных носителей общеобязательного научного знания выступают термин и имя собственное, совокупность которых отражает содержание общего образования, формирующее нормативно-научную картину мира (ННКМ) [Максимчук 2002].
Продуктивным способом концентрированного представления содержания образования может служить комплексное лексикографическое описание массива опорных единиц ННКМ, что обеспечит возможность получения информации о совокупном общеобязательном научном знании, представленном в структурированном и потому обозримом виде.
Разработку концепции словарей, ориентированных на содержание нормативно-научной картины мира русской языковой личности, следует отнести сегодня к числу актуальных задач учебной лексикографии. Рассмотрим возможный подход к созданию учебных словарей, отражающих фрагменты ННКМ, на примере «Комплексного учебного словаря собственных имён».
Максимчук Нина Алексеевна — доктор филологических наук, профессор кафедры современного русского языка и методики его преподавания Смоленского государственного университета. Е-шаП: [email protected]
Современная лексикография, ощущающая общие интеграционные тенденции в развитии науки, характеризуется появлением всё большего числа словарей комплексного типа: в их числе — толково-сочетаемостные, грамматико-слово-образовательные, грамматико-орфографические и др. [Торшина 1981; Панов, Те-кучёв 1991; Тихонов 2002; Гаршин, Морковкин 2009]. При этом комплексность как жанрообразующий признак словаря проявляется прежде всего в многоплановом характере информации, сопровождающей заголовочную единицу (см. [Денисов 1978; Лексическая основа 1984; Репкин 1995; Имена, имена, имена... 2000; Тихонов 2009; Борисова 2006] и др.). Формируется тип комплексных лингво-эн-циклопедических словарей.
Основная цель «Комплексного учебного словаря собственных имён» состоит в разностороннем описании ядра ономастической составляющей ННКМ с учётом потребностей и возможностей адресата и в форме, ориентированной на максимальное раскрытие учебно-познавательного потенциала имени собственного как опорной единицы ННКМ.
Новизна предлагаемого словаря заключается прежде всего в новизне самого объекта описания, поскольку общеобязательное научное знание (его составляющие) как целостная система, складывающаяся в нормативно-научную картину мира русской языковой личности, не подвергалось последовательному лексикографическому описанию.
Комплексный характер Словаря обусловлен как разнообразием включённых в него типов собственных имён (антропонимы, астронимы, космонимы, рели-гионимы, мифонимы, хрематонимы, политонимы, хрононимы, документонимы, литературные имена и некот. др.), так и разноплановостью информации, сопровождающей заголовочную единицу и формирующей её ассоциативно-культурный фон.
Двойственная природа имён собственных, с одной стороны, и свойства ННКМ — с другой, определяют потребность совмещения понятийно-системной и системно-языковой интерпретации заголовочных единиц Словаря, что формирует его лингво-энциклопедический характер.
В качестве заголовочных единиц Словаря выступают имена собственные, являющиеся носителями общеобязательной научной информации в структуре ННКМ.
Исходный лексический массив, из которого извлекались заголовочные единицы, представляет собой совокупный нормативно-научный текст школьных учебников и программ по всем предметам общего среднего образования конца ХХ — начала XXI в. Ономастические единицы были выделены из указанного лексического массива методом сплошной выборки. На основе полученной выборки была сформирована база данных, отражающая языковые, предметные и учебно-методические характеристики онимов — единиц ННКМ.
В основу выделения единиц Словаря положены две группы принципов.
Первую группу составляют объективные показатели значимости имени. Одним из них является сама включённость имени собственного в тексты программ и/или стабильных учебников. Этот принцип определяет общий состав ономастических единиц Словаря.
Следующий критерий — частотность (употребительность) — используется при установлении ядра и периферии ономастического наполнения Словаря. Показатель употребительности может быть абсолютным и относительным. Абсолютная употребительность характеризует имя в рамках макротекста, охватывающего всё содержание нормативно-научных текстов, представленных в общеобразовательных программах и учебниках и в дополнительных учебных и справочных материалах. Сравнивая абсолютные коэффициенты распределения частотных показателей в массивах словоупотреблений собственных имён в нормативно-научных текстах по разным предметам, отмечаем практически полное их совпадение (ср., напр, распределение словоупотреблений ИС в ННТ географии и истории: география: >100 — 0,6 %; >50 — 0,9 %; >10 — 8 %; >4 — 10 %; >1 — 28 %; 1 — 51 %; история: >100 — 0,4 %; >50 — 0,8 %; >10 — 7 %; >4 — 10 %; >1 — 28 %; 1 — 53 %).
Выводы, сделанные на материале этих предметов, справедливы и для других учебных областей, в которых имя собственное представлено достаточно широко.
Относительная употребительность имени — это показатель встречаемости имени в пределах текстов отдельной области знаний (учебника, программы и т. п.).
Показатель распространённости имени собственного указывает на количество предметных областей, учебников и программ, в нормативно-научных текстах которых встречается данный оним.
Ядро и периферия ономастического наполнения Словаря различаются показателем абсолютной употребительности в сочетании с показателем распространённости.
Во вторую группу принципов отбора собственных имён для Словаря входят экспертная оценка и ассоциативно-тематическое выравнивание. Перед экспертами ставятся задачи установления достаточности / недостаточности списка исходных ономастических единиц разной предметной принадлежности и уточнения границ ядра и периферии как в рамках каждой ономастической структуры, так и в пределах всего ономастического наполнения Словаря. Такая процедура, с одной стороны, способствует более чёткому разграничению ядра и периферии в структуре общеобязательного знания, а с другой — даёт возможность включать в Словник содержательно значимые онимы, по каким-то причинам имеющие низкий индекс частотности / распространённости в исследованных источниках.
Тип словарной статьи определяется характером заголовочной единицы, т. е. степенью её информативности и местом в структуре той культурно-исторической или научной сферы, к которой она принадлежит. С определённой (и неизбежной) долей субъективности все рассматриваемые онимы могут быть отнесены к одному из трёх разрядов, которым соответствуют три типа базовых словарных статей, различающихся степенью полноты предлагаемой характеристики заголовочных единиц.
Особенностью структуры словарной статьи является выделение в ней двух словарных зон: зоны языковых сведений (ЯС) и зоны предметных сведений (ПС). Элементами зоны ЯС являются: 1) акцентологическая характеристика заголовочной единицы (для отдельных типов имён собственных — топонимов, антропонимов — возможно приведение написания заголовочной единицы на языке
оригинала); 2) грамматическая характеристика; 3) словообразовательное гнездо; 4) сопутствующие сведения (о переходе имени собственного в разряд нарицательных, о приобретении им символического значения и т. п.); 5) сведения о фразеологической (в широком смысле) ценности заголовочной единицы; 6) этимологическая характеристика.
Предметная зона словарной статьи строится в соответствии с типом и статусом заголовочной единицы.
Приведём в качестве иллюстрации два примера.
АВЕЛЬ
ПС. В Ветхом Завете второй сын Адама и Евы, "пастырь овец". Был убит своим старшим братом Каином из зависти, когда Бог принял жертву А. (первородными ягнятами его стада) и отверг жертву Каина ("от плодов земли").
ЯС. Род. Авел|я, м.
Перен. Авель — невинная жертва жестокости и вероломства.
|| прил. авелев.
" Где брат твой Авель? — вопрос, к-рый задали Каину, вернувшемуся после убийства брата.
Этим. ^ 'греч. Avel < евр. Хевел — букв. "дуновение, пар".
АДДЙС-АБЕБ|А (Addis-Ababa)
ПС. Город, столица (с 1889) Эфиопии, на Эфиопском нагорье (на выс. св. 2,4 т. м). Нас. — более 2,431 млн. ч. Основан в 1887.
ЯС. Род. Аддис-Абеб|ы,
|| прил. аддИс-абебск|ий.
Этим. ^ 'ахмар. addis — "новый", abeba — "цветок".
Такая организация статей позволяет использовать Словарь как справочное пособие для выяснения правильного написания, произношения и употребления имени собственного и его производных (в том числе — в составе фразеологических единиц), а также для получения общих сведений о носителе данного имени. Словарь может быть средством повторения и обобщения предметных знаний по различным школьным дисциплинам (дополнительные возможности для этого предоставляют сопровождающие Словарь именной и тематический указатели ономастических единиц, отражающие предметные связи единиц Словаря).
Словарь адресован, в первую очередь, учащимся старших классов общеобразовательных школ, однако он может быть полезен также учителям, студентам, в том числе — изучающим русский язык как иностранный, а также всем интересующимся именем.
Существенную помощь Словарь может оказать при анализе содержания школьного образования и его изменений, при создании разного рода учебной литературы, в которой имя собственное выполняет роль носителя общеобязательного знания.
ЛИТЕРАТУРА
Борисова И. Комплексный словарь русского языка. — М.: Литур, 2006. — 656 с.
Гаршин А. П., Морковкин В. В. Словарь химических терминов. — М.: Дрофа, 2009. — 448 с.