Научная статья на тему 'ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМЫ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДОЙ'

ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМЫ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДОЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
онлайн-платформы / воспитательная среда / взаимоотношения поколений X и Z / online platforms / educational environment / relationships between generations X and Z

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т.Н. Субботина, О.А. Окунева

В статье обозначена актуальность проблемы взаимоотношений поколений X и Z. Отражены результаты педагогического эксперимента по изучению влияния используемых онлайн-платформ на изменение поведения и успеваемости обучаемых. Авторами доказана целесообразность использования онлайн-платформы как инструмента управления воспитательной средой в образовательном процессе. Результаты эксперимента свидетельствуют о снижении разрыва между представителями поколений X и Z, мотивационном и воспитательном влиянии на обучающихся, более полном раскрытии их потенциал, высокой вовлечённости родителей в образовательный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ONLINE PLATFORMS AS A TOOL FOR EDUCATIONAL ENVIRONMENT MANAGEMENT

The article outlines the relevance of the problem of relationships between generations X and Z. The results of a pedagogical experiment to study the influence of the online platforms used on changing the behavior and performance of students are reflected. The authors have proven the feasibility of using an online platform as a tool for managing the educational environment in the educational process. The results of the experiment indicate a decrease in the gap between representatives of generations X and Z, a motivational and educational influence on students, a more complete disclosure of their potential, and high involvement of parents in the educational process.

Текст научной работы на тему «ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМЫ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДОЙ»

ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМЫ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДОЙ

Т.Н. Субботина, канд. пед. наук, доцент О.А. Окунева, магистрант

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-5-4-222-225

Аннотация. В статье обозначена актуальность проблемы взаимоотношений поколений Xu Z. Отражены результаты педагогического эксперимента по изучению влияния используемых онлайн-платформ на изменение поведения и успеваемости обучаемых. Авторами доказана целесообразность использования онлайн-платформы как инструмента управления воспитательной средой в образовательном процессе. Результаты эксперимента свидетельствуют о снижении разрыва между представителями поколений X и Z, мотивационном и воспитательном влиянии на обучающихся, более полном раскрытии их потенциал, высокой вовлечённости родителей в образовательный процесс.

Ключевые слова: онлайн-платформы, воспитательная среда, взаимоотношения поколений X и Z.

Современное поколение стало свидетелем различных социальных явлений и преобразований, что повлияло на их отношение к будущему и собственной жизни в целом и отражается в их уровне обучения, участии в дополнительных мероприятиях и проявлении низкого уровня гражданской позиции. В связи с данной ситуацией возникает ряд недопонимай между детьми, их родителями и учителями, разрыв между поколениями X и Z, представляющих собой родителей и детей, соответственно увеличивается.

В современной России существует конфликт поколений, который остается актуальным с 1980 г. [1]. Разрыв между поколениями связан в том числе с усиленным внедрением ИКТ в процесс образования и жизни граждан России, при данной социальной ситуации нет возможности применения жизненного опыта старшего поколения в жизни современного ученика, в связи с этим увеличивается недопонимание между родителями, учениками и учителями, и этим трём субъектам воспитательного процесса не хватает связующего элемента, который позволяет снизить разрыв между поколениями [2].

Важность поиска решения сложившегося социального явления обусловлена тем, что 2024 г. объявлен годом семьи и

наивысшее взаимопонимание между родственниками является ключевым моментом в реализации целей, поставленных Президентом РФ. В ежегодном обращении к Федеральному Собранию В.В. Путин акцентировал внимание на большой роли наставников в воспитании молодежи.

В данной статье представлены результаты педагогического эксперимента, проведённого в период с сентября 2023 г. по май 2024 г. в репетиторском центре «Без-зубрЁЖкин» г. Калуга. Целью педагогического экспериментам было изучение возможности изменения поведения учащихся путём применения онлайн-платформ вне школьных занятий со стороны куратора. В эксперименте приняло участие 10 детей и их родители. При первичном тестировании и интервьюировании было выявлено, что этих детей объединяет низкий уровень мотивации к личностному росту и учёбе, низкий уровень социальной и гражданской активности, средний балл успеваемости по всем предметам 2,8, данные ученики находятся в неблагоприятных компаниях сверстников и имеют вредные привычки.

С этими детьми велись дополнительные уроки по математике и развитию личностных компетенций, по новой методике, разработанной летом 2023 г. с использованием онлайн-платформ и назначенных к их

группе куратора. Методика заключается в специфической работе куратора, который поэтапно работал через общий чат в социальной сети Telegram.

Первый этап программы включает в себя работу над управлением временем и приоритетами. Подростки изучают методы планирования своего времени, определяют наиболее важные задачи, которые необходимо выполнить в первую очередь, и учатся эффективно распределять свои ресурсы. С помощью инструментов, таких как тайм-менеджмент, SMART, диаграмма Ганта и техники приоритизации, учащиеся улучшают свою продуктивность и достигают поставленных целей более эффективно. Куратор обучает приложению «Google^-лендарь» для визуализации распределения времени и поддержании контрольных точек.

Ученики в чате обмениваются достижениями и неудачами. Роль куратора - поддержание эмоциональной стабильности в событиях участников и распознание причин удач и неудач, донесение этой информации до каждого ребенка в формате дружеского диалога, это направлено на развитие личностной ответственности учеников. В рамках этого этапа они изучают принципы самодисциплины, учатся принимать ответственность за свои поступки и решения, а также развивают навыки саморегуляции и самоконтроля. Ученики принимают участие в различных практических заданиях, которые помогают им осознать важность принятия ответственности за свою жизнь и свои результаты, в этом помогает онлайн-сервис 365done, который формирует чек-лист для каждого из учеников для формирования полезных привычек.

Кураторы и родители участвуют в процессе поддержки учеников, поощряют их достижения, помогают преодолевать препятствия и поддерживают мотивацию к постоянному саморазвитию. Взаимодействие с куратором и обмен опытом с другими участниками группы помогают ученикам не терять мотивацию и продолжать двигаться вперед к своим целям и мечтам.

После успешного прохождения первого этапа, ведется работа с установками,

принципами, желаниями и потребностями подростка, который осознает свои ценности и имеет ясное представление о своем мировоззрении. На этом этапе подросткам предоставляется пройти квест-игру, созданную в онлайн-формате через сервис «Joyteka» и тестирование с быстрой проверкой через сервис «CloudText»; благодаря результатам квеста и опросов, куратор понимает нынешнее положение ученика, связанное с его мировоззрением, и предлагает ребятам пройти «Обновление себя» и на примерах жизни других ребят, мульти-ков, фильмов, индивидуально подобранных для учеников, помогает им сделать выводы для своей дальнейшей жизни.

Куратор поддерживает высокий уровень мотивации ученика, помогая ему контролировать процесс исполнения установленных принципов через приложение Аут. На данном этапе ученик обучается принятию ответственности за свои действия, развивает навыки самоуправления и самоорганизации. Куратор обеспечивает постоянную поддержку и помощь в решении возникающих проблем, поддерживая ученика на пути к самосовершенствованию.

Кроме того, важной частью второго этапа является развитие навыков социального взаимодействия и умения решать конфликты конструктивно. Ученик учится уважать мнения других, работать в команде и добиваться целей совместно с окружающими.

В итоге, завершение данного этапа означает успешное прохождение -достижение учеником нового уровня самопонимания, самоконтроля и уверенности в собственных силах. Куратор продолжает поддерживать ученика в его личностном росте, помогая ему становиться все более самостоятельным и успешным в различных сферах жизни.

На третьем этапе работы с кругом общения ребенка, куратор помогает детям осознать, что выбор друзей и круга общения играет огромную роль в их жизни. Через кейс-ситуации и видеоролики подростки видят, как отрицательные влияния могут влиять на их поведение и решения. К тому же, в этот период подростки учатся

знакомиться с новыми людьми, преодолевать свои страхи и узнавать, когда нужно отказаться от общения с негативными элементами.

На четвёртом этапе формирования и поиска хобби подростки начинают исследовать различные сферы деятельности через онлайн-платформы (движение первых, политические молодёжные организации, Агентство развития бизнеса, группы по интересам, кейс-турниры, Фрии, Преак-тум, конкурсы научных работ и т.д.), которые афишируют мероприятия и различные курсы для подростков. Под руководством куратора ученики начинают пробовать себя в различных сферах, применяя различные социальные роли и рефлексируя после данных мероприятий, чтобы понять истинное отношение к тому или иному виду деятельности. Данная процедура определяет сферу, которая симпатизирует подростку и способствует профессиональному определению, а также раскрытию внутреннего потенциала ученика.

Общение с родителями и создание здоровой атмосферы в семье на пятом этапе играет важную роль в развитии подростка. Дети учатся честно и открыто общаться с родственниками, а родители узнают, как лучше реагировать на различные ситуации и новости, чтобы поддержать своего ребенка. Всё это способствует укреплению семейных отношений и повышению уровня понимания между членами семьи.

На следующем этапе, организуется обучение подростков безопасному нахождению в интернете, происходит очистка их социальных сетей от провокационного и негативного контента. Куратор помогает с подбором качественных подписок и настройкой на полезный контент, чтобы создать уникальное и интересное пространство для подростков в их социальных сетях.

Далее начинается обучение по формированию навыков распознавания и отвержения мошенников и негативных личностей, чтобы подростки могли защитить себя в сети от всевозможного интернет-давления.

На завершающем этапе процесса подведения итогов, подростки видят, каких

успехов они достигли после прохождения всех этапов обучения. Они улучшили свои отношения с родными, учителями и сверстниками, нашли увлечения и хобби, научились эффективно общаться и управлять своими временем. В результате, они смогли изменить свою жизнь к лучшему и стали более уверенными и спокойными. Они снова проходят квест и опросы, которые позволят оценить и сравнить уровень достижений учеников.

Итоговый контроль достижений показал, что учащиеся значительно улучшили свои результаты по всем предметам, успеваемость повысилась до среднего балла 4,8 по всем предметам. Они начали активно менять свой образ жизни, общаться с другими людьми и находить интересы и хобби, которые приносят им радость и удовлетворение. Цели и планирование действий помогли им не только добиваться успеха в учебе, но и строить долгосрочные планы для будущего.

Результаты эксперимента позволили сделать вывод об улучшении общего качества жизни подростков, понимании важности ими целеполагания и выстраивания эффективных коммуникаций. Также в числе положительных результатов необходимо отметить вовлечённость родителей, что в итоге, по их мнению, повлияло на желание участвовать в школьной жизни своих детей, а также в дальнейшем управлять их образовательными возможностями.

Также эксперимент показал, что в образовательном процессе возможно использование хорошо зарекомендовавших себя в бизнес-среде маркетинговых подходов по построению коммуникаций с потребителями в мессенджерах [4] и инновационных цифровых технологий [5].

Таким образом, цель педагогического эксперимента была достигнута, результаты успеваемости позволяют сделать вывод о его эффективности. Использование он-лайн-платформ при коммуникационном взаимодействии между учащимися и куратором позволило снизить разрыв между представителями поколений X и Z, оказало мотивационное и воспитательное влияние на обучающихся, позволило более полно раскрыть их потенциал.

Результаты проведённого эксперимента матов, что свидетельствует о целесообраз-показали возможность проектирования ности использования данных технологий в эффективного педагогического взаимодей- профессиональной деятельности педагога. ствия в сочетании онлайн и оффлайн фор-

Библиографический список

1. Гущина Л.В. Конфликт поколений в современном обществе: основные причины, характеристики и вызовы / Л.В. Гущина, Е.А. Агапова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2023. - № 1 (127).

2. Бережная В.А., Никулина Т.И. Основные причины возникновения конфликтов поколений // Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://scienceforum.ru/2015/article/2015016334?ysclid=lwmfc9pxoq9994898.

3. Верещагина Л.С. Организация педагогического эксперимента / Л.С. Верещагина, С.С. Орехова, О.А. Шумакова // Экономика и социум. - 2018. - № 8 (51). - С. 235-237.

4. Субботина Т.Н. Построение коммуникаций с потребителями в мессенджерах // Вектор экономики. - 2021. - № 1 (55). - С. 4.

5. Субботина Т.Н. Реализация инновационных технологий в образовательной организации // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2023. - № 2. - С. 15-19.

ONLINE PLATFORMS AS A TOOL FOR EDUCATIONAL ENVIRONMENT MANAGEMENT

T.N. Subbotina, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

O.A. Okuneva, Graduate Student

Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky

(Russia, Kaluga)

Abstract. The article outlines the relevance of the problem of relationships between generations X and Z. The results of a pedagogical experiment to study the influence of the online platforms used on changing the behavior and performance of students are reflected. The authors have proven the feasibility of using an online platform as a tool for managing the educational environment in the educational process. The results of the experiment indicate a decrease in the gap between representatives of generations X and Z, a motivational and educational influence on students, a more complete disclosure of their potential, and high involvement ofparents in the educational process.

Keywords: online platforms, educational environment, relationships between generations X and Z.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.