Научная статья на тему 'ОНЛАЙН ПРОГРАММЫ И ПЛАТФОРМЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ'

ОНЛАЙН ПРОГРАММЫ И ПЛАТФОРМЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
256
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПОКОЛЕНИЕ Z / ОНЛАЙН ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валеева Э.Э., Гилязова Д.Р.

Бурное развитие современных информационных и компьютерных технологий привело к появлению нового поколения молодых людей (поколение Z), воспитанных на цифровых гаджетах. Для развития эффективной образовательной среды университеты внедряют интерактивные методы, включающие в себя компьютерные программы и платформы. В статье дается краткий обзор опыта кафедры «Иностранных языков в профессиональной коммуникации» Казанского национального исследовательского технологического университета по использованию различных онлайн платформ для обучения студентов иностранному языку. Включение в образовательный процесс таких программ позволяет более эффективно мотивировать студентов и облегчить работу преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ONLINE PROGRAMS AND PLATFORMS FOR TEACHING ENGLISH

The rapid development of modern information and computer technologies has led to the emergence of a new generation of young people (generation Z) brought up on digital gadgets. To develop an effective educational environment, universities are introducing interactive methods, including computer programs and platforms. The article gives a brief overview of the experience of the Department of "Foreign Languages in Professional Communication" of the Kazan National Research Technological University on the use of various online platforms for teaching students a foreign language. The inclusion of such programs in the educational process makes it possible to motivate students more effectively and facilitate the work of teachers.

Текст научной работы на тему «ОНЛАЙН ПРОГРАММЫ И ПЛАТФОРМЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»

ОНЛАЙН ПРОГРАММЫ И ПЛАТФОРМЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ

ЯЗЫКУ

Э.Э. Валеева, канд. тех. наук, доцент Д.Р. Гилязова, канд. пед. наук

Казанский национальный исследовательский технологический университет (Россия, г. Казань)

001:10.24412/2500-1000-2022-10-1-140-143

Аннотация. Бурное развитие современных информационных и компьютерных технологий привело к появлению нового поколения молодых людей (поколение 2), воспитанных на цифровых гаджетах. Для развития эффективной образовательной среды университеты внедряют интерактивные методы, включающие в себя компьютерные программы и платформы. В статье дается краткий обзор опыта кафедры «Иностранных языков в профессиональной коммуникации» Казанского национального исследовательского технологического университета по использованию различных онлайн платформ для обучения студентов иностранному языку. Включение в образовательный процесс таких программ позволяет более эффективно мотивировать студентов и облегчить работу преподавателей.

Ключевые слова: высшее образование, иностранный язык, компьютерные технологии, поколение 2, онлайн обучение.

За последнее десятилетие высшее образование претерпело целый ряд кардинальных изменений, повлиявших на структуру, методы и содержание обучения. Появилась трехуровневая система образования, повлекшая за собой перераспределение образовательных дисциплин [1]. Развитие информационных и цифровых технологий привело к широкому использованию новых интерактивных методов обучения. Пандемия вызвала бурное развитие дистанционного образования.

Кроме всего перечисленного, в университеты пришло новое поколение молодых людей, которое по теории Нила Хаува и Уильяма Штрауса называется поколением Ъ [2]. Новое поколение, воспитанное на цифровых гаджетах и компьютерных программах, приучено работать с небольшим количеством информации за короткие промежутки времени [3]. Оно предпочитает заниматься любимым делом и не гонится за прибылью. При этом новое поколение обучающихся готово участвовать в соревнованиях и стремится к признанию себя со стороны окружающих.

Существует целая пропасть непонимания между преподавателями университета и студентами поколения Ъ. Она заключа-

ется в консервативности старшего поколения преподавателей и их нежелании переходить на компьютерные технологии в обучении. С другой стороны, существует проблема нежелания молодого поколения заучивать большие объемы информации и анализировать изучаемые объекты самостоятельно без помощи Интернета.

В данных условиях необходимо переформатировать образовательные технологии так, чтобы заинтересовать студентов и передать им все необходимые знания для дальнейшей профессиональной деятельности.

Одним из основных и широко применяемых методов обучения иностранному языку является интерактивный метод, который первоначально характеризовался как взаимодействие между людьми в процессе обучения. Традиционно это взаимодействие прослеживается между учителем и учеником, а также между самими учениками. Данный подход наиболее удачно подходит к обучению иностранному языку, так как позволяет развивать навыки устной иноязычной речи [4].

В настоящее время интерактивный метод включает в себя также взаимодействие между учеником и компьютерной про-

граммой. Внедрение компьютерных технологий позволяет заинтересовать студентов, так как они привыкли пользоваться цифровыми гаджетами, и сделать процесс обучения более интересным [5].

Какие же компьютерные программы и платформы можно использовать для обучения студентов английскому языку?

На кафедре «Иностранных языков в профессиональной коммуникации» Казанского национального исследовательского технологического университета (КНИТУ) накоплен большой опыт использования компьютерных программ для преподавания дисциплины «Иностранный язык». Кроме этого, на кафедре используются цифровые устройства, такие как шлем виртуальный реальности. В статье приводятся различные компьютерные программы и платформы, а также даются примеры их использования для обучения студентов иностранному языку.

Заучивание иноязычной лексики

Для заучивания новых слов на английском языке используется бесплатная онлайн система Quizlet. Данная система основана на использовании учебных карточек. Преподаватель или студент может внести в систему необходимый лексический материал, который будет обработан и представлен в виде карточек на русском и английском языках. Одним их преимуществ данной системы является возможность прослушивания произношения слова или словосочетания на английском языке, что исключает неправильное их заучивание. Кроме этого, система позволяет контролировать знание изученной лексики, предлагая целый ряд тестов. Данная система позволяет также сэкономить время на уроке, отводимое на контроль изученной лексики. С помощью преподаватель может использовать игровые функции для контроля знаний студентов. Следовательно, длительный и некомфортный для многих студентов опрос домашнего задания можно превратить в игру. Система предлагает выбор между индивидуальной игрой каждого студента и групповой игрой. Необходимо отметить, что использование данной системы на уроке проходит с помощью персональных телефонов сту-

дентов, что позволяет вовлечь в работу каждого из них.

Контроль изученного материала

Для контроля изученного материала можно использовать обучающие платформы Kahoot и Quizizz. Данные платформы позволяют создавать тесты и обучающие игры, которые используются непосредственно на занятиях и позволяют студентам повторить изученный материал, а преподавателю проверить усвоение материала. Преподаватель может сам создавать тесты и викторины исходя из содержания пройденного обучающего материала, что делает данные тесты и викторины более индивидуальными. Кроме этого, существует выбор использования уже разработанных тестов, которые включены в систему по различным дисциплинам и темам. Тесты могут состоять из следующих тестовых вопросов:

1. Выбор из предложенных нескольких вариантов.

2. Определение правильной последовательности.

3. Заполнение пропусков.

4. Открытый ответ.

Кроме этого, платформы предлагают возможность давать ответы в виде рисунков.

Оформление данных платформ очень нравится студентам, так как они напоминают компьютерные игры. В их функции входит получение дополнительных баллов и призов, а также возможность ставить лайки и отображать себя под различными мультипликационными образами.

Платформами можно пользоваться как с компьютера, так и с мобильных телефонов, что облегчает к ним доступ и делает работу студентов более индивидуальной.

На протяжении урока можно несколько раз использовать платформы для контроля домашнего задания в начале урока и для контроля понимания изучаемого материала в конце урока.

Подача изучаемого материала

В современном мире происходит замена книг и тетрадей на цифровые устройства, которые позволяют хранить большой объем информации и передавать эту информацию в любую часть света большому ко-

личеству людей за короткий промежуток времени. На смену обычным доскам и мелу пришли интерактивные экраны и проекторы, которые позволяют показывать любую информацию в виде текстов, видео- и аудиоматериалов на занятиях.

Для оформления учебного курса можно использовать виртуальную доску РаШй. Доска РаШй может функционировать как обычная доска, на которой можно рисовать, чертить и прикреплять рисунки, видео и т.д. Данной доской могут пользоваться одновременно несколько студентов, что очень удобно для организации групповой работы. Программа очень удобна для размещения учебных курсов. Преподаватель может разместить на доске целый курс, который будет состоять из отдельных уроков. Каждый урок может иметь шаблон в виде ленты, колонок, или карты. Для обучения английскому языку доску можно использовать для обсуждения проблемы или написания эссе.

Виртуальная среда обучения МооШе

Для организации дистанционного обучения во время пандемии в КНИТУ стала более широко использоваться виртуальная среда обучения Мооё1е. На кафедре иностранных языков разработаны учебные курсы по дисциплине «Иностранный язык» для бакалавров и дисциплине «Профессионально-ориентированный иностранный язык» для магистрантов. Платформа используется для активизации самостоятельной работы студентов, которые могут выполнять домашние задания и тесты непосредственно в системе.

В университете организуются специ-

ной платформе, что позволяет преподавателям использовать все возможности и новшества системы. Преподаватели могут создавать виртуальные лекции, задания, тесты, прикрепить аудио- и видеоматериалы. Кроме этого, система дает возможности оценки и анализа успеваемости студентов. Платформа имеет опции видео чатов.

Для обучения английскому языку очень часто используется функция платформы «Глоссарий», в которую можно включить англоязычные термины. Эти термины будут высвечиваться во всем курсе, что позволит студентам быстро ориентироваться в подаваемой информации на иностранном языке.

Заключение

Новое поколение студентов требует внедрения новых технологий в образовательный процесс. Это не значит, что традиционные методы обучения ушли в прошлое. Но для успешной коммуникации с молодым поколением и эффективной передачей им знаний существует острая необходимость перехода на их уровень общения через компьютерные платформы и технологии.

Использование компьютерных программ позволяет заинтересовать студентов и вовлечь их в образовательный процесс. Кроме этого, новые технологии облегчают работу преподавателей, которые могут использовать функции программ для контроля и мониторинга успеваемости студентов, а также позволяют создавать учебные курсы на качественно новом визуальном уровне.

альные курсы для обучения работе в дан-

Библиографический список

1. Валеева Э.Э. Структура и содержание дисциплин по иностранным языкам в рамках компетентностного подхода // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 6 (119). -С. 129-132.

2. Strauss W., Howe N. Generations: The History of America's Future 1584-2069. Morrow, New York, 1991. - 538 р.

3. Мирошкина М.Р. X, Y, Z. Теория поколений. Новая система координат // Вопросы воспитания. - 2014. - №2. - С. 50-57.

4. Гилязова Д.Р. О развитии проектных умений у будущих инженеров за рубежом // Глобальный научный потенциал. - 2021. - № 5 (122). - С. 114-116.

5. Закиров Т.Р., Валеева Э.Э. Использование интерактивных методов обучения при подготовке спортивных менеджеров // Современные проблемы науки и образования. -2020. - №6. - С. 103.

ONLINE PROGRAMS AND PLATFORMS FOR TEACHING ENGLISH

E.E. Valeeva, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor D.R. Gilyazova, Candidate of Pedagogical Sciences Kazan National Research Technological University (Russia, Kazan)

Abstract. The rapid development of modern information and computer technologies has led to the emergence of a new generation of young people (generation Z) brought up on digital gadgets. To develop an effective educational environment, universities are introducing interactive methods, including computer programs and platforms. The article gives a brief overview of the experience of the Department of "Foreign Languages in Professional Communication" of the Kazan National Research Technological University on the use of various online platforms for teaching students a foreign language. The inclusion of such programs in the educational process makes it possible to motivate students more effectively and facilitate the work of teachers.

Keywords: higher education, foreign language, computer technology, generation Z, online learning.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.