Научная статья на тему 'Онлайн - образование: новые возможности'

Онлайн - образование: новые возможности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
821
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ / ОНЛАЙН-ТЕХНОЛОГИИ / ОТКРЫТЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТФОРМЫ / ОНЛАЙН-КУРСЫ / СЛУШАТЕЛЬ ОНЛАЙН-КУРСА / ЭЛЕКТРОННЫЙ СЕРТИФИКАТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батайкина И.А.

Поколение студентов, привыкшие усердно записывать за преподавателем, хорошо помнят, каких усилий перед экзаменом или зачетом стоило собрать воедино весь материал, разобрать свой почерк или почерк своего друга. Сегодня жизнь студента стала намного легче. Большим подспорьем для будущего специалиста является цифровая образовательная среда, которая содержит огромный пласт электронного контента. О её возможностях и преимуществах пойдёт речь в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Онлайн - образование: новые возможности»

УДК 400.378

И.А. Батайкина

канд. физ.-мат. наук, доцент ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.Н. Огарёва»,

г. Саранск, РФ battia@mail.ru

ОНЛАЙН - ОБРАЗОВАНИЕ: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Аннотация

Поколение студентов, привыкшие усердно записывать за преподавателем, хорошо помнят, каких усилий перед экзаменом или зачетом стоило собрать воедино весь материал, разобрать свой почерк или почерк своего друга. Сегодня жизнь студента стала намного легче. Большим подспорьем для будущего специалиста является цифровая образовательная среда, которая содержит огромный пласт электронного контента. О её возможностях и преимуществах пойдёт речь в данной статье.

Ключевые слова

Онлайн-образование, онлайн-технологии, открытые образовательные платформы, онлайн-курсы, слушатель онлайн-курса, электронный сертификат.

Сегодня онлайн-образованию в нашей стране уделяется самое пристальное внимание. В вузах обучается новое, цифровое поколение. Да и сами студенты заинтересованы в том, чтобы наряду с традиционными формами обучения активно внедрялись онлайн-технологии, позволяющие осваивать учебный материал самостоятельно и в удобное время.

В интернет-пространстве существует немало открытых образовательных платформ, например Coursera, Лекториум, Универсариум, Stepik и другие. Они предоставляют своим слушателям онлайн-курсы по различным тематикам. Наиболее значимой платформой подобного образования является платформа «Открытое образование» (https://opendu.ru/), созданная Ассоциацией «Национальная платформа открытого образования». Она учреждена ведущими университетами: МГУ, СПбПУ, СПбГУ, НИТУ «МИСиС», НИУ «ВШЭ», МФТИ, УрФУ и ИТМО. В настоящий момент на данной платформе в открытом доступе размещено более 350 курсов.

Онлайн-курсы, представленные на данной платформе, разработаны таким образом, что легко встраиваются в учебный процесс высшей школы. Как и в полноценной учебной программе, в них указаны компетенции, количество часов и зачётных единиц. Благодаря этому вузы могут внедрять онлайн-курсы в образовательные программы. Это позволит освоить отдельные модули, разделы или дисциплины в целом. Студент может составлять индивидуальную программу обучения и выбрать курс с количеством тех зачётных единиц, которые есть в учебном плане его направления подготовки.

Например, хочется студенту прослушать курс лекций по интересующей его дисциплине, разработанный преподавателями ведущих вузов страны. Пожалуйста! Сегодня для этого нет никаких преград. Главное - согласовать это с заведующим кафедрой, так как зачёт студенту будет ставить преподаватель данной кафедры. Основанием для зачёта будет сертификат, выданный студенту по итогам онлайн-курса.

Возможно, кому-то такая система может показаться сложной. Однако это не так! Ведь организацией, на первый взгляд, непростого процесса занимается не сам студент, а кафедра и учебно-методическое управление вуза. От студента требуется лишь инициатива и желание. Кстати, изучить курсы можно не только взамен каких-либо разделов, но и в качестве дополнительной информации. Список курсов, которые студенты нашего вуза могут изучать уже сегодня, представлен на сайте Центра развития дистанционного образования (http://do.mrsu.ru/) в разделе «Образование».

Обучение на подобных курсах проводится исключительно дистанционно, без контакта с преподавателем - разработчиком курса. Все задания, которые представлены в онлайн-курсе, имеют

автоматизированную проверку. Только от записавшегося на онлайн-курс слушателя, от его самоорганизации и ответственности зависит, дойдёт он до конца обучения или нет. Изучать весь материал курса можно абсолютно бесплатно, оплатить необходимо только процедуру прокторинга (идентификации личности) перед сдачей итогового экзамена. При положительной сдаче экзамена слушатель получает электронный сертификат, который является подтверждением результатов обучения. Сертификат позволяет сдать контрольную точку по той или иной дисциплине, если таковая закреплена преподавателем.

На первый взгляд может показаться, что система электронного и онлайн-обучения способна заменить преподавателя. Однако это далеко не так. Онлайн-обучение - это всего лишь современные образовательные технологии, которые ни в коем случае не являются альтернативой традиционному образованию. Это инструмент для передачи знаний. Благодаря чему студент получает больше возможностей для доступа к учебным материалам. А преподаватель, используя онлайн-курсы, включающую теоретическую часть дисциплины, освобождает время для того, чтобы направить свои силы на развитие у студентов практических навыков. А может быть больше времени посвятить своей научной деятельности. Дистанционное обучение не заменяет преподавателя, а предоставляет ему больше возможностей для самореализации. Уже сегодня преподаватели, которые активно используют электронные или онлайн-курсы, отмечают удобство и преимущество подобных образовательных технологий. Для того чтобы сформировать такую удобную образовательную среду (как для студентов, так и для преподавателей), коллектив ЦРДО нашего университета проводит огромную работу. И впереди ещё много задач и планов.

© Батайкина И.А., 2019

УДК 004.02

К.А. Муханов

аспирант РТУ МИРЭА г. Москва, РФ E-mail: muha-tcokotuha@yandex.ru

СТРУКТУРНО-ПАРАМЕТРИЧЕСКАЯ НАСТРОЙКА АДАПТИВНЫХ СЛЕДЯЩИХ УСТРОЙСТВ

Аннотация

В данной статье рассматривается задача структурно-параметрической идентификации нелинейных динамических систем на примере адаптивных следящих устройств (адаптивных наблюдателей). Кратко рассмотрена постановка задачи идентификации данных систем и описана основная суть алгоритмов настройки. Особое внимание уделено примеру применения данного подхода и моделированию результатов.

Ключевые слова

Адаптивный наблюдатель, идентификация, структурная идентификация, параметрическая идентификация, структура, настройка.

Адаптивные следящие устройства («адаптивные наблюдатели») широко применяются при решении различных задач. Их проектирование является одной из наиболее быстро развивающихся областей в теории управления. В настоящее время разработано множество подходов к решению данной задачи. Первое направление [1-5] основано на сведение системы к специальному идентификационному представлению с использованием вспомогательных переменных в пространстве «вход-выход» (неканоническая форма идентификации). Результаты, полученные в [1-5], есть основа для развития и обобщения теории на новом классе систем. Первые результаты обобщения полученный результатов на нелинейные системы рассмотрено в [6]. В указанной работе предложена каноническая форма следящего устройства для нелинейных переменных во времени систем. Второе направление в построении АН основано на теории фильтра Калмана и структуре Ленбергера. Эти подходы широко применяются при проектировании АН для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.