Научная статья на тему 'ОНЛАЙН И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ОНЛАЙН И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / учебный процесс / техническое оснащение / онлайн обучение / дистанционное образование / качество образования / образовательная услуга / education / educational process / technical equipment / online learning / remote education / the quality of education / educational service

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Эльвира Саматова, Насипахан Кожомбердиева, Назбийке Буланова, Сайкал Мустапаева, Айпери Даут Кызы

В статье исследовано, что современное общество не может представить свою жизнедеятельность без получения образования. Определено, что актуальность данной темы весьма высока, так как поставленная тема исследования остается актуальной во все времена. В работе отмечено, что сегодня вопрос стоит не просто о получении образования, общество в настоящее время уже ставит вопрос о получении качественного образования, без которого мы не сможем достичь поставленных целей устойчивого развития. В статье представлено, что подготовка будущих кадров в высших учебных заведениях, историческое исследование и мониторинг образования, техническое оснащение учебного процесса, качества предоставления образовательных услуг в вузе, описание перспектив и подходов к решению проблемы качества образования в вузе в настоящее время играет важную роль, и требует всестороннего изучения. Предложены рекомендации по вопросу внедрения онлайн и дистанционного образования в систему высшего образования в системе образования Кыргызской Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Эльвира Саматова, Насипахан Кожомбердиева, Назбийке Буланова, Сайкал Мустапаева, Айпери Даут Кызы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ONLINE AND DISTANCE EDUCATION IS A COMPONENT PART OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN MODERN CONDITIONS

The article explores that modern society cannot imagine its life without education. It is determined that the relevance of this topic is very high, since the research topic set remains relevant at all times. The paper notes that today the issue is not just about getting an education, society is currently raising the issue of getting a quality education, without which we will not be able to achieve the goals of sustainable development. The article presents that the training of future personnel in higher educational institutions, the historical research and monitoring of education, the technical equipment of the educational process, the quality of the provision of educational services at the university, a description of the prospects and approaches to solving the problem of the quality of education at the university currently plays an important role, and requires a comprehensive study. Recommendations are proposed on the issue of introducing online and distance education into the system of higher education in the education system of the Kyrgyz Republic.

Текст научной работы на тему «ОНЛАЙН И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

УДК: 378.018.43

ОНЛАЙН И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННЫХ

УСЛОВИЯХ

Саматова Эльвира Эскендеровна, к.э.н., доцент

вЫга_кпи@,таИ ги Ошский государственный университет КожомбердиеваНасипахан Ташполотовна, к.э.н., доцент,

nasiba. ктИотЬегсНеуаатаИ. ги Ошский технологический университет им. им. М. Адышева,

Буланова Назбийке Нурлановна, Магистрант Ошского государственного университета

Мустапаева Сайкал Женышовна, Магистрант Ошского государственного университета

Даут кызы Айпери, Магистрант Ошского государственного университета

Ош, Кыргызстан

Аннотация: В статье исследовано, что современное общество не может представить свою жизнедеятельность без получения образования. Определено, что актуальность данной темы весьма высока, так как поставленная тема исследования остается актуальной во все времена. В работе отмечено, что сегодня вопрос стоит не просто о получении образования, общество в настоящее время уже ставит вопрос о получении качественного образования, без которого мы не сможем достичь поставленных целей устойчивого развития. В статье представлено, что подготовка будущих кадров в высших учебных заведениях, историческое исследование и мониторинг образования, техническое оснащение учебного процесса, качества предоставления образовательных услуг в вузе, описание перспектив и подходов к решению проблемы качества образования в вузе в настоящее время играет важную роль, и требует всестороннего изучения. Предложены рекомендации по вопросу внедрения онлайн и дистанционного образования в систему высшего образования в системе образования Кыргызской Республики.

Ключевые слова: образование, учебный процесс, техническое оснащение, онлайн обучение; дистанционное образование; ВУЗ; качество образования; образовательная услуга.

ОНЛАЙН ЖАНА ДИСТАНДЫК БИЛИМ БЕРУУ АЗЫРКЫ ШАРТТА ОКУУ ПРОЦЕССИНИН БЭЛУГУ

Саматова Эльвира Эскендеровна, э.и.к., доцент

elvira_knu@mail.ru Ош мамлекеттик университети

КожомбердиеваНасипахан Ташполотовна, э.и.к., доцент,

nasiba. kozhomberdievaamail. ru М. Адышева ат. Ош технологиялык университети Буланова Назбийке Нурлановна, ОшМУнун магистранты, Мустапаева Сайкал Жецишовна, ОшМУнун магистранты, Даут кызы Айпери, ОшМУнун магистранты,

Ош, Кыргызстан

Аннотация: Макалада заманбап коом вз жашоосун билимсиз элестете албастыгын изилдейт. Бул теманын актуалдуулугу втв жогору экендиги аныкталды, анткени изилдвв темасынын топтому ар дайым актуалдуу бойдон калууда. Гезит бYгYнкY кундв маселе жвн эле билим алууда эмес, учурда коом сапаттуу билим алуу маселесин квтвруп жатканын, ансыз биз туруктуу внYгYY максаттарына жете албайбыз деп белгилейт. Макалада ЖОЖдо болочок кадрларды даярдоо, билим берYYHYн тарыхый изилдввCY жана мониторинги, окуу процессинин техникалык жактан жабдылышы, университетте билим берYY кызматын кврсвтYYHYн сапаты, келечектеги перспективалар жана ыкмалар баяндалган. Учурда университетте билим берYYHYн сапаты проблемасын чечYY маанилYY роль ойнойт жана ар тараптуу изилдввнY талап кылат. Кыргыз Республикасынын билим берYY системасында жогорку билим берYY системасына онлайн жана дистанттык билим берYYHY киргизYYмаселеси боюнча сунуштар сунушталууда.

Ачкыч свздвр: билим берYY; билим берYY процесси; техникалык жабдуулар; онлайн окутуу; дистанттык билим берYY; университет; билим сапаты; билим берYY кызматы.

ONLINE AND DISTANCE EDUCATION IS A COMPONENT PART OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN MODERN CONDITIONS

Samatova Elvira Eskenderovna, Candidate of Economics, Associate Professor

elvira_knu@mail.ru Osh State University Kozhomberdieva Nasipahan Tashpolotovna, Candidate of Economics, Associate Professor, nasiba.kozhomberdievaamail.ru Osh Technological University named after M. Adyshev, Bulanova Nazbiyke Nurlanovna, Master student of Osh State University Mustapaeva Saikal Zhenyshovna, Master student of Osh State University Daut kyzy Aiperi, Master student of Osh State University

Osh, Kyrgyzstan

Abstract: The article explores that modern society cannot imagine its life without education. It is determined that the relevance of this topic is very high, since the research topic set remains relevant at all times. The paper notes that today the issue is not just about getting an education, society is currently raising the issue of getting a quality education, without which we will not be able to achieve the goals of sustainable development. The article presents that the training of future personnel in higher educational institutions, the historical research and monitoring of education, the technical equipment of the educational process, the quality of the

35

provision of educational services at the university, a description of the prospects and approaches to solving the problem of the quality of education at the university currently plays an important role, and requires a comprehensive study. Recommendations are proposed on the issue of introducing online and distance education into the system of higher education in the education system of the Kyrgyz Republic.

Keywords: education; educational process; technical equipment; online learning; remote education; university; the quality of education; educational service.

Введение. Проблема образования испокон веков стояла и стоит на первом месте во всем мире. Нехватка кадров, их подготовка и повышение квалификации нацелены на развитие не только общества в целом, но и развитие конкретного предприятия, отрасли и национальной экономики в целом.

Актуальность темы исследования заключается в том, что чтобы подготовить кадры для национальной экономики Кыргызской Республики необходимо рассмотреть вопрос законодательных норм, требований, а также внедрение информационных технологий в образовательный процесс и многое другое. Значит, подготовка будущих кадров в высших учебных заведениях, историческое исследование и мониторинг образования, техническое оснащение учебного процесса, качества предоставления образовательных услуг в вузе, описание перспектив и подходов к решению проблемы качества образования в вузе в настоящее время играет важную роль, и требует всестороннего изучения.

Цель исследования - изучить и рассмотреть образование в Кыргызской Республики, исследование провести в историческом разрезе, провести анализ предоставления образовательных услуг, сделать выводы по полученным результатам и дать рекомендации вузу по повышению качества предоставления образовательных услуг.

Одним из последствий информатизации общества и постоянного удешевления использования глобального Интернета стало значительное внедрение информационных технологий в образовательный процесс. В результате появилась новая форма учебного процесса. Он очень перспективный и ориентирован на индивидуальное дистанционное обучение.

По словам Хассона Уотермана, электронное обучение на одного студента примерно в три раза дешевле, чем традиционное образование в стране. С одной стороны, это может снизить нагрузку на государственный бюджет, а с другой - упростить обучение уязвимых социальных групп и людей с ограниченными возможностями. В условиях мирового финансового

кризиса снижение затрат и повышение эффективности образования становится одной из важнейших задач образовательных учреждений. Поэтому вопрос внедрения дистанционного образования в систему высшего образования в настоящее время приобретает особую актуальность.

Материалы и методы исследования. Понятие «образование» определено в толковом словаре В. Даля. Так в словаре В. Даля, читаем «образовывать - придавать чему-то образ, давать вид, составлять нечто целое, создавать, сводя в одно целое» [1,С.613].

В словаре русского языка С. Ожегова отмечается, что «образование есть обучение, просвещение. Совокупность знаний, полученных специальным обучением» [2,С.423].

Закон Кыргызской Республики «Об образовании» (далее - Закон) направлен на создание условий для реализации права на образование и обеспечение государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования, определяет основные принципы государственной политики в сфере образования, устанавливает правовые, социально-экономические и организационные основы образовательной деятельности в Кыргызской Республике.

Среди основных принципов государственной политики в области образования Закон определяет:

• содействие устойчивому развитию общества путем подготовки конкурентоспособного человеческого капитала и создания условий для обучения на протяжении всей жизни;

• доступность высшего образования;

• международная интеграция образования.

Основные положения дистанционного обучения в Кыргызской Республике изложены в Порядке, разработанном в соответствии с Законом Кыргызской Республики «Об образовании», который также описывает основные формы технологий дистанционного обучения, такие как:

• Технология кейсов, основанная на предоставлении обучающимся информационных и образовательных ресурсов в виде специализированных наборов учебно-методических наборов, предназначенных для самостоятельного изучения (кейсов) с использованием различных типов медиа.

• Интернет-технологии, основанные на использовании глобальных и локальных компьютерных сетей, для предоставления учащимся доступа к образовательным информационным ресурсам и создания пула методических ресурсов, организационных, технических и программных средств реализации

37

и управления учебным процессом, независимо от местонахождения участников;

• Телекоммуникационные технологии, основанные, главным образом, на космических и спутниковых средствах передачи данных и телевизионного вещания, а также на глобальных и локальных сетях, обеспечивающих взаимодействие учащихся между собой и между собой, а также доступ учащихся к образовательным информационным ресурсам в виде цифровых библиотек, видео и другие средства обучения.

Реализация вышеперечисленных приоритетов требует существенной модернизации национальной системы образования. Политика модернизации систем образования развитых стран все больше ориентируется на развитие дистанционного образования.

В последнее десятилетие система образования уделяет большое внимание необходимости интеграции информационных и коммуникационных технологий во все образовательные процессы:

• объявлены соответствующие стратегии;

• учебные заведения компьютеризируются, преподаватели и студенты знакомятся с новым оборудованием и цифровыми технологиями;

• внедряются новые методы дистанционного обучения и др.

Проблема дистанционного обучения получила значительное внимание

в научной литературе. Дистанционное обучение сейчас находится в центре внимания научного сообщества,

Проблема дистанционного обучения получила значительное внимание в научной литературе. В настоящее время дистанционное обучение находится в центре внимания научного сообщества, и текущие тенденции показывают, что исследования в этой области становятся все более интенсивными.

Результаты и обсуждения. Многие исследователи вкладывают средства в продвижение преимуществ дистанционного обучения как такого способа получения образования, поскольку оно:

• доступен;

• дает возможность учиться по индивидуальной программе;

• гибкое расписание;

• удобен;

• экономит много денег.

Несмотря на положительные стороны, присущие дистанционному обучению, данная форма обучения имеет ряд недостатков, таких как:

• изоляция;

• ограниченное социальное взаимодействие;

• высокие шансы отвлечься от учебы и отстать от учебной программы;

• отсутствие чувства общности;

• нет мгновенной обратной связи;

• подтверждение личности пользователя при проверке знаний [3,С.423];

• потребность в надежном доступе в Интернет.

Также во время дистанционного обучения остро встал вопрос о самодисциплине и мотивации студентов. В обычных классах роль педагога велика: он помогает детям планировать работу и организовываться. При дистанционном (онлайн) обучении контроль педагога снижается, и обучающийся может пропустить урок из-за плохого общения или отключения видео во время онлайн-конференции, делая свое дело. Также сложно контролировать и проверять пройденный материал. Невозможно отследить, какие задания дети выполняют самостоятельно, а какие с помощью родителей [3,С.423].

Следует отметить, что педагоги не готовы переходить на работу на дому. Например, в Кыргызстане учителя со средним возрастом 50-60 лет [4] не могли полноценно использовать онлайн и дистанционное обучение из-за отсутствия информационных технологий.

Второй серьезной проблемой, для малообеспеченных семей в Кыргызстане это отсутствие соответствующего оборудования для каждого обучающегося. Например, в расписании телевизионных уроков не учитывалось одновременное обучение нескольких детей из одной семьи, и подавляющему большинству семей приходилось использовать один смартфон для всех детей. Таким образом, наличие разного рода гаджетов в настоящее время имеет огромное значение (нет гаджета, нет выхода в интернет, нет денег на сотовом телефоне и т.д., тогда вообще, что можно говорить об онлайн обучении).

Отсутствие позитивной социализации и образования также можно отнести к недостаткам дистанционного образования. Система обучения в классе, предложенная чешским учителем Яном Амосом Коменским еще в 17 веке, выполняет не только образовательные функции. Самая важная задача -привить подрастающему поколению социальные и культурные нормы и развить коммуникативные навыки. Психологи и педагоги давно наблюдают парадокс виртуального общения: подрастающее поколение научилось прекрасно общаться в виртуальной среде, но не может применять эти навыки в реальном общении. Дистанционное обучение чрезвычайно затрудняет

приобретение навыков личного общения, публичных выступлений и командной работы [3,С.423].

В любом случае студенты и преподаватели могут извлечь выгоду из дистанционного обучения. Однако нужно понимать, что дистанционное обучение подходит не каждому ученику. Понимание его преимуществ и недостатков может помочь образовательным учреждениям улучшить процесс дистанционного обучения, поскольку другого способа получить образование во время карантина нет.

Для оценки эффективности процесса дистанционного обучения руководство вуза может использовать следующие критерии:

• степень усвоения знаний;

• умение применять накопленные знания на практике;

• время, затраченное на освоение индивидуального учебного процесса;

• доступность (студенты, проживающие в большом городе, поселке или селе, имеют возможность обучаться дистанционно);

• общение преподавателя и студента;

• применение передовых образовательных технологий и др.

В недавно опубликованном Глобальном информационном бюллетене ЮНИСЕФ об образовании во время СОУГО-19 Кыргызстан является одной из стран, добившихся значительного «прогресса в доступе к дистанционному обучению» [5].

Очень важно получить обратную связь от студентов, чтобы понять, что в настоящее время происходит в образовании, узнать о проблемах, возникающих при дистанционном обучении. В современных условиях при дистанционном обучении возникают большое количество проблем. Возникающие проблемы носят объективный и субъективный характер. Таким образом, для анализа возникающих проблем мы попытаемся определить и выделить выявленные преимущества и недостатки удаленного обучения. В связи с чем, необходимо оценить преимущества и недостатки удаленного обучения. Рассмотрим некоторые из них.

Преимущества удаленного обучения:

1. выполняются санитарные нормы и требования.

2. студенты и преподаватели защищены от риска заболевания.

Недостатки удаленного обучения:

1. студенты не понимают о чем идёт речь.

2. внимание обучающегося может быть на чем угодно только не на занятиях.

3. преподавателям тяжело проводить занятия не видя студентов.

40

4. уровень дистанционного обучения не на должном уровне, элементарно все пользуются одной программой zoom, а ведь существуют и другие платформы и программы. Думаем для дистанционного обучения одного зума мало.

5. из-за нестабильности связи с интернетом (так как в районах или загородом он может быть и слабым по качеству и скорости) время будет проходить в пустую.

6. отсутствие качественной обратной связи, отсутствие опроса и контроль освоение темы.

Обозначенная тема не является новой, однако на сегодня она весьма актуальна не только в Кыргызстане, но и во всем мире. Подготовка будущего специалиста в режиме удаленной работы стала актуальной в последнее время. Таким образом, пандемия Коронавируса ускорила не только поднятие данного вопроса и перевода его в категорию актуального, но и ускорила темп его внедрения. Все учебные заведения, действующие на территории республики сегодня напрямую зависят от сотовых операторов, так как учебные занятия, весь учебный процесс, независимо от того это школа, среднее профессиональное учебное заведение или высшая школа, напрямую зависит от бесперебойной подачи интернета во все уголки страны. Однако ВУЗы в настоящее время напрямую зависят от качества интернета и его наличия во всех уголках Кыргызстана.

Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что образование - это сфера, наиболее сложная для цифровизации, в первую очередь из-за важности личного взаимодействия педагога и обучаемого.

Преподаватели являются основными драйверами и участниками дистанционной педагогической деятельности при онлайн обучении:

• они преподают онлайн, консультируют родителей, учащихся и повышают свои профессиональные навыки;

• данные мероприятия должны быть основаны на четких инструкциях государственных органов образования и образовательных учреждений и поддерживаться заинтересованными сторонами;

• интеграция общих целей, ценностей, задач и создание возможностей для студентов и преподавателей являются основными целями международного образования сегодня.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Один из способов решения проблемы построения эффективной системы цифрового обучения - изучение и адаптация опыта других стран с углублением интеграционных процессов. Для стран становится актуальной реализация единой образовательной политики, а также адаптация

41

национальных систем образования к радикально меняющимся условиям мирового рынка, которые существуют в наиболее динамичных сегментах структуры профессиональной квалификации рабочей силы.

Благодаря стремительному развитию цифровых технологий и современным технологическим трендам системный подход к трансформации системы образования предусматривает комплексное взаимодействие всех участников образовательного процесса и разработку политики цифрового образования [6].

Выводы. В рамках исследования можно выделить некоторые подходы к решению проблем внедрения дистанционного образования в высших учебных заведениях, такие как:

• разработка концепции дистанционного обучения;

• развитие и адаптация корпоративной сети вуза, увеличение пропускной способности телекоммуникационного канала (доступ в Интернет);

• создание электронных учебников и учебных материалов, адаптированных для дистанционного обучения;

• приобретение и внедрение доступных сетевых инструментов;

• консолидация усилий организаторов и разработчиков;

• поиск, закупка и внедрение существующих электронных учебников и учебных материалов;

• организация подготовки и переподготовки преподавателей и сотрудников по методике и информационным технологиям дистанционного образования;

• создание электронной библиотеки в образовательных учреждениях, ее интеграция в корпоративную сеть библиотек региона;

• вступление в Международную ассоциацию открытых электронных библиотек и других соответствующих организаций;

• создание центров дистанционного обучения при университетах;

• создание «Единой межвузовской системы управления дистанционным обучением», которая должна разработать единые нормы и стандарты, оказывать методическую поддержку, направленную на совершенствование образовательного процесса, а также осуществлять выборочный контроль образовательных учреждений.

Полученные результаты могут обогатить и расширить академический опыт, повысить осведомленность преподавателей и сотрудников как в украинских, так и в зарубежных учебных заведениях и способствовать их пониманию текущего процесса дистанционного обучения. На решение

42

выявленных проблем большее влияние оказывают кадры. Кадры 21 века должны обладать новыми знаниями, компетенциями [7,С.36-39].

Список литературы:

1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1979. Т.2. с. 613

2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1970. с. 423.

3. Касымова Е., Обоснована ли выбранная модель дистанционного обучения в Кыргызстане?, Центральноазиатское бюро аналитической отчетности, (19.08.2020) https://cabar.asia/en/is-the-chosen-model-of - обучение-заочное-оправданное-в-кыргызстане

4. Касымова Е., Реформы школьного образования в Кыргызстане: через традиции или инновации?, Центральноазиатское бюро аналитической отчетности, (11.10.2016), https://cabar.asia/ru/ekaterina-kasymova-reformirovanie- школьного-образования-в-кыргызстан-по-пути-традиций-или-инноваций / # _ edn24

5. Глобальный информационный бюллетень ЮНИСЕФ, Неравный доступ к дистанционному обучению в среде COVID-19 угрожает усугубить глобальный кризис обучения, июнь 2020 г. wwwunicef.org

6. Кендюхов, О. (2019). Концепция национального освитного проекта. Полученос ttps: //dt.ua/EDUCATION/cifrova-shkola-314536_.html

7. Саматова Э.Э. и др., Современные кадры решают все, Журнал Economics, 2017, № 11 (32). С. 36-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.