Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ ОШСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА В СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ ОШСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА В СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЫРГЫЗСТАН / ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ОШГУ / СОВРЕМЕННОЕ / ОБУЧЕНИЕ / СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Атамбаева Упол

В статье рассматривается проблема подготовки современных специалистов во взаимосвязи с современной образовательной системой Ошского государственного университета в период независимости Кыргызстана. После советской эпохи деятельность высших учебных заведений претерпела значительные изменения. Это изменение в контексте глобализации было тесно связано с новыми вызовами. Общественно-политические изменения в республике за годы независимости привели к трансформации образования при обучении и подготовке специалистов в истории Ошского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF OSH STATE UNIVERSITY INTO MODERN EDUCATION

The article deals with the problem of training modern specialists in conjunction with the modern educational system of the Osh State University during the independence of Kyrgyzstan. After the Soviet era, the activities of higher educational institutions have undergone significant changes. This change in the context of globalization was closely linked to new challenges. Socio-political changes in the republic over the years of independence have led to the transformation of education in teaching and training specialists in the history of Osh State University.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ ОШСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА В СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

ТРАНСФОРМАЦИЯ ОШСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА В

СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Атамбаева Упол, аспирант

Ошский государственный университет

(Кыргызстан, г. Ош)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-4-1-80-82

Аннотация. В статье рассматривается проблема подготовки современных специалистов во взаимосвязи с современной образовательной системой Ошского государственного университета в период независимости Кыргызстана. После советской эпохи деятельность высших учебных заведений претерпела значительные изменения. Это изменение в контексте глобализации было тесно связано с новыми вызовами. Общественно-политические изменения в республике за годы независимости привели к трансформации образования при обучении и подготовке специалистов в истории Ошского государственного университета.

Ключевые слова: Кыргызстан, образование, высшее учебное заведение, ОшГУ, современное, обучение, специальность.

Ошский государственный университет является флагманом Кыргызстана в сфере специального среднего, высшего образования и науки, отличается от других вузов своей богатой историей, своим местом в общественно-политической, социально-экономической и культурной жизни страны и весомым вкладом в развития страны. Особенно в период независимости внесла значительный вклад в развитие Кыргызской Республики в области образования, науки, соперничая с всемирно известными учебными заведениями и исследовательскими центрами.

Ошский государственный педагогический институт был преобразован в Ошский государственный университет Указом Президента Кыргызской Республики №УП-202 от 17 июня 1992 года. В приказе отмечено «Учитывая необходимость принятия дополнительных мер по социально-экономическому и культурному развитию юга Республики Кыргызстан, возрастающую потребность этого региона в подготовке высококвалифицированных специалистов и научных кадров» [1], это связано с социально-экономическим и культурным развитием регионов в начале истории независимости Кыргызстана. С распадом СССР, как и в других постсоветских странах, все уровни системы образования Кыргызстана переживали кризис. Трансфор-

мация учебного заведения обусловлена также новой идеологической политикой государства, тесно связанной с ростом национального самосознания и усилением внутренних и внешних миграционных процессов, обусловленных социально-экономическим кризисом.

Новый университетский статус института, готовящего высокообразованных педагогов в области образования, имеющего значительно более высокую техническую и учебную базу, чем другие учебные заведения южной части страны, поставил перед вузом новые современные требования. Теперь учебному заведению нужно не только обучать учителей, но и трансформировать новое поколение профессионалов международного уровня, отвечающих потребностям новой рыночной экономики.

Если сделать обзор истории учебного заведения в период реорганизации, в 19511952 учебном году на базе ОшГПИ студенты обучались на 5 факультетах (язык и литература, физико-математический, биологический, иностранных языков, физической культуры и спорта) по 8 специальностям, а в 1991-1992 учебном году, когда университет был преобразован в Ошский государственный, было создано 10 факультетов [6, с. 72].

Резко отличается и качество преподавательского состава учебного заведения.

Например, в 1991-92 учебном году общая численность профессорско-преподавательского состава составляла 629 человек, в том числе 16 докторов наук и 154 кандидата наук [5, с. 27; 8, с. 27-37]. В 2001-2002 учебном году, спустя 10 лет в университете трудились 1 академик, 3 член-корреспондента Национальной академии наук Кыргызской Республики, 43 доктора и профессора, 231 кандидата наук и доцентов, 237 старших преподавателей, 816 преподавателей, всего численность профессорско-преподавательского состав составила 1327 преподавателей [3].

В настоящее время (2021-2022 учебный год) ОшГУ имеет 16 факультетов, 1 высшую школу международных образовательных программ, 2 института, 2 научно-исследовательских института, 1 академию, 1 учебный центр, 6 колледжей, 4 школы-гимназии, 1 лицей, 1 центр начального образования, 1 медицинская клиника, 22 международных центра, 57 научных лабораторий. С 2011-2012 учебного года университет переходит на современную двухуровневую систему образования, которая готовит бакалавров и магистров.

Учебное заведение вместе с подготовкой современных специалистов ведет работу в области развития науки. Одним из приоритетов Университета является развитие научной деятельности, внедрение научных предложений и технологий в производство и интеграция в международное научное пространство.

На протяжении многих лет авторитетные ученые Университета активно участвуют в конкурсах, объявляемых Министерством образования и науки Кыргызской Республики по приоритетным направлениям науки, выигрывая ряд грантов на исследования в соответствующих

зования и науки КР реализует научно-исследовательские проекты на сумму 3 932 899 сом по 8 приоритетным направлениям науки. В целом за 2010-2021 годы реализовано 100 научных проекта, и профинансировано Министерством на сумму 49573012 сом [9]. «Овладение взаимосвязанными наукой и знаниями и пониманием окружающего мира позволяет человеку устойчиво развиваться, решая насущные экономические, социальные и экологические проблемы и заботясь об окружающей среде. Как отмечено в выступлении Президента Кыргызской Республики на международном форуме «Современная наука и глобализация, современные вызовы в эпоху цифровой трансформации» в Бишкеке 22-23 апреля, «Международное сотрудничество в области науки имеет важное значение не только для расширения науки и образования, но и для достижения взаимопонимания и мира между народами мира» [2], так и велика роль высших учебных заведений в развитии науки.

Университет является одним из ведущих вузов по развитию системы высшего образования в стране, расширяя географию международных связей и обмениваясь опытом академической мобильности в сотрудничестве с ведущими зарубежными вузами. Идет трансформация Ошского государственного университета из классического университета в научно-инновационный университет мирового уровня. Коллектив университета активно работает над тем, чтобы университет стал одним из ведущих вузов Центральной Азии.

Основная стратегическая цель Ошского государственного университета - войти в мировое образовательное пространство, достигнув стандартов системы высшего образования.

областях. В 2021 году Министерство обра-

Библиографический список

1. Указ Президента Республики Кыргызстан о преобразовании Ошского государственного педагогического института в Ошский государственный университет. Город Бишкек, Дом правительства, 17-июня 1992 года, № УП-202.

2. Обращение Президента Кыргызской Республики к участникам Международного форума «Глобальная наука и глобализация, современные вызовы в эпоху цифровой трансформации». -Бишкек, 22 апреля 2022. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.prezident.kg/

3. Архив Ошского государственного университета. №1 заседание Ученого совета ОшГУ 30 сентября 2002-2003 учебного года. - С. 8.

4. Архив Ошского государственного университета. - Ф. 228. - Оп. 1.

5. Ошский областной государственный архив. - Ф. 228. - Оп. 1. - Д. 1831. - 27 с.

6. Абытов Б.К., Атамбаева У.Ж. Ошский государственный университет - флагман образования и науки. - Ош, 2020. - 167 с.

7. ОшГУ - гарантия качества, пространство знаний // Кут билим. 22 мая 2019 г.

8. Ошский государственный университет на пути развития. - Ош, 2012. - 75 с.

9. Ошский государственный университет. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.oshsu.kg/ru/page/44

TRANSFORMATION OF OSH STATE UNIVERSITY INTO MODERN EDUCATION

Atambaeva Upol, Postgraduate Student Osh State University (Kyrgyzstan, Osh)

Abstract. The article deals with the problem of training modern specialists in conjunction with the modern educational system of the Osh State University during the independence of Kyrgyzstan. After the Soviet era, the activities of higher educational institutions have undergone significant changes. This change in the context of globalization was closely linked to new challenges. Socio-political changes in the republic over the years of independence have led to the transformation of education in teaching and training specialists in the history of Osh State University.

Keywords: Kyrgyzstan, education, higher educational institution, Osh State University, modern, training, specialty.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.