ОН ВОСПИТЫВАЛ ПРАВОМ... ЛЕБЕДИНЕЦ Ольга Николаевна
И воспитание, и образование нераздельны.
Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно.
Л.Н. Толстой
Аннотация. В статье описывается неоценимый вклад профессора В.А. Рыбакова в воспитании своих учеников сквозь призму воспитательной функции гражданского права. Автором отмечается роль воспитательной функции гражданского права, которая состоит в наличии достаточно мощного механизма стимулирования гражданско-правовой активности, обеспечивающего формирование и удовлетворение жизненно важных потребностей граждан.
Annotation. The article describes the invaluable contribution of Professor V.A. Rybakov in the education of their students through the prism of the educational function of civil law. The author notes the role of the educational function of civil law, which is a sufficiently powerful mechanism to stimulate civil activity, ensuring the formation and satisfaction of vital needs of citizens.
Ключевые слова: В.А. Рыбаков, гражданское право, наука, ученый, функции права, воспитательная функция права.
Keywords: V.A. Rybakov, civil law, science, scientist, functions of law, the educational function of law.
Российская наука за свою многовековую историю внесла огромный вклад в развитие всего мирового сообщества. Своим положением великой мировой державы Россия во многом обязана достижениям отечественных ученых. Бесспорно, прогресс науки определяется трудами ее ученых... Наука - это прежде всего люди - умные, мятущиеся, сомневающиеся, ищущие; именно они «делают науку».
Мы знаем о высокой роли личности в истории, но не менее значима роль личности в науке. Высокое звание Ученый дано носить не каждому человеку научной сферы, для этого надо встать на путь абсолютной любви и преданности науке. А быть Ученым-Учителем еще сложнее. Только «горя», можно «зажечь» учеников и увидеть их творческие дарования, наставить на сложный, но благородный путь научных изысканий, ведь, как известно, учитель -не тот, кто учит, а тот, у кого учатся...
Именно таким был (а в наших сердцах -есть и останется навсегда) великий Ученый, замечательный Человек, живущий и работающий по принципу «Служа закону, служу народу», - Вячеслав Александрович Рыбаков. Повезло тому, кто учился у него думать и продолжает его «жизнь» уже в своих научных трудах.
Вячеслав Александрович обладал потрясающим талантом вовлечения в творческую ор-
биту любого ученика. Смелая, творческая личность, он всегда говорил, что надо успевать делать добро. и всегда жил по этому принципу.
Преподавая право, Вячеслав Александрович всегда воспитывал, как никто зная и понимая «воспитательную функцию права», ее значение и эффективность.
Нормы гражданского права оказывают вполне конкретное воспитательное воздействие на сознание и поведение граждан в возникающих гражданско-правовых отношениях в рамках осуществления воспитательной функции гражданско-правового регулирования. Причем одновременно необходима воспитательная деятельность по повышению правосознания и формированию гражданско-правовой активности.
Не умаляя воспитательных возможностей других отраслей права, надо отметить основное преимущество гражданского права в более эффективном воспитательном воздействии на субъектов. Оно состоит в наличии достаточно мощного механизма стимулирования гражданско-правовой активности, обеспечивающего формирование и удовлетворение жизненно важных потребностей граждан.
Этот механизм позволяет связать поведение людей с их материальными потребностями и интересами, создавая «режим наибольшего благоприятствования» для воспитательного воздейст-
Гражданское право; предпринимательское право... (памяти профессора В. А. Рыбакова)
вия на сознание и волю субъектов, для формирования высокой степени правосознания и гражданско-правовой активности1.
Изменение экономических ориентиров, рыночных сигналов с неизбежностью влечет изменения во всех сферах жизнедеятельности. Ограниченность ресурсов диктует новые правила -в условиях минимальных расходов получить максимально возможный эффект от образования, так называемая «максимилизация полезности», в данном случае в виде социальной выгоды -формирования высококвалифицированного человеческого капитала, образованных, компетентных профессионалов, способных выстраивать коммуникационные связи, способных действовать в представленных реалиях, мобильно применять полученные знания на практике.
Однако не только экономическими показателями определяется «социальная выгода», в большей степени она состоит в формировании воспитанно-образованного слоя общества, члены которого гармоничны друг с другом, государством, окружающим миром.
В связи с этим всякое социальное государство ставит своей задачей правовое воспитание населения, что сейчас наблюдается во всех звеньях образования. Правовое воспитание -длительный и целенаправленный процесс формирования правосознания, уважительного отношения к государству, обществу, закону, привития чувства ответственности как в прогрессивном, так и в ретроспективном аспекте.
Правовая обученность представляется не только привитием основ права и правоприменения, но и правомерного поведения, способности применения полученных знаний на практике, защиты прав своих интересов и третьих лиц.
Идеологический аспект права реализуется в том числе посредством воспитательной функции права, которой, к сожалению, уделяется недостаточно внимания и которую относят к числу факультативных. Именно через воспитательную функцию права передаются ценности права, накопленный социально-правовой опыт, элементы правовой культуры и правосознания, формируется правовая психология.
Функциональный аппарат права очень богат, а его элементы взаимосвязаны и превалирование регулятивной функции над остальными может привести к негативным последствиям.
1 Рыбаков В.А. О воспитательной функции гражданского права // Аграрное и земельное право. 2011. № 1 (73). С. 18.
Выполнение функций права зависит и от качества и количества права, и от эффективности работы правоохранительных органов, и от знания и уважения к праву. Отсюда следует необходимость тесного взаимодействия научного, образовательного и воспитательного процесса. В противном случае и наука, и образование как процесс могут привести не к новым знаниям, а к заблуждениям («незнаниям»), а соответственно к снижению престижа науки и образования. Воспитательные методы известны в педагогической и психологической науках, однако и само право выполняет воспитательную функцию в неменьшем объеме. В современных социально-экономических условиях роль и значение воспитательной функции все больше возрастает.
Гражданское право играет одну из главных ролей в формировании правового сознания граждан и воспитании их ответственности. Естественно, что воспитательная роль права не может не обеспечиваться целенаправленной, комплексной воспитательной работой в целом. Однако, с точки зрения права, именно механизм превращения гражданско-правовых норм способствует социально-активному поведению граждан, а не просто остерегает их от правонарушений посредством устрашений и запретов.
Механизм реализации воспитательной функции, обеспечивающей рост правового сознания и выполнение социальной функции права, представляет собой довольно сложный процесс, что в первую очередь связано с интересами и потребностями людей. Граждане, обучающиеся и действующие в своих законных интересах, являющихся целью субъективного права, приобретают убеждения в высокой ценности закона. Это делает их самостоятельными и активным личностями, наделенными правами, а не только бюрократическими «запрограммированными» исполнителями. Диспозитивность как метод представляет собой альтернативу выбора модели поведения в пределах законных средств без ущемления свободы и интересов других. Это не означает снижения роли норм-запретов. Что касается такого структурного элемента механизма реализации воспитательной функции, как образование, то им является правовое сознание.
Методы получения знаний и воспитания правового сознания специфичны в различных отраслях предметной деятельности. Современные социально-экономические условия, основанные на рыночных отношениях, требуют от специалистов различных отраслей народного
хозяйства знания механизма правового регулирования в их сферах деятельности. Кроме того, изучение права повышает их правовую и общую культуру и соответственно цивилизованное поведение в обществе, т. е. речь идет не о том, что право как практика и особенно как наука доступно всем, а о том, что изучение права становится все более необходимым условием цивилизации общества, опутанного частными интересами. Не только правовое, но и в целом гумани-
тарное образование закладывает мировоззрение любого специалиста, который должен подходить к нравственному осмыслению понятия своего дела, долга, благосостояния, ответственности, как это делал Вячеслав Александрович.
За наше воспитание образованием и правом мы, его ученики, говорим огромное спасибо нашему Учителю Вячеславу Александровичу Рыбакову, чья жизнь будет продолжаться в наших трудах и нашей работе - служении науке и Родине.
Библиографический список
1. Рыбаков, В. А. О воспитательной функции гражданского права // Аграрное и земельное право. - 2011. - № 1 (73).