Научная статья на тему 'Правовая инициатива и гражданско-правовая активность: понятие, сущность, особенности, воспитательная функция'

Правовая инициатива и гражданско-правовая активность: понятие, сущность, особенности, воспитательная функция Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
705
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ИНИЦИАТИВА / ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ АКТИВНОСТЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ПРАВА / LEGAL INITIATIVE / CIVIL ACTIVITY / AND EDUCATIONAL FUNCTION OF LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рыбаков Вячеслав Александрович, Рыбаков Валентин Вячеславович, Лошакова Светлана Анатольевна

В статье раскрываются понятия «правовая инициатива» и «гражданско-правовая активность» в рамках реализации воспитательной функции гражданского права. Авторы анализируют сущность рассматриваемых категорий, а также выявляют и обосновывают тесную взаимосвязь между ними.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article is revealed the concept of “legal initiative” and the “civil activity” in the framework of realization of the educational function of civil law. The authors analyze the nature of these categories, and also identify and justify a close relationship between them.

Текст научной работы на тему «Правовая инициатива и гражданско-правовая активность: понятие, сущность, особенности, воспитательная функция»

ПРАВОВАЯ ИНИЦИАТИВА И ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ АКТИВНОСТЬ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ, ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ

РЫБАКОВ Вячеслав Александрович, РЫБАКОВ Валентин Вячеславович, ЛОШАКОВА Светлана Анатольевна

Аннотация. В статье раскрываются понятия «правовая инициатива» и «гражданско-правовая активность» в рамках реализации воспитательной функции гражданского права. Авторы анализируют сущность рассматриваемых категорий, а также выявляют и обосновывают тесную взаимосвязь между ними.

Annotation. In the article is revealed the concept of "legal initiative " and the "civil activity" in the framework of realization of the educational function of civil law. The authors analyze the nature of these categories, and also identify and justify a close relationship between them.

Ключевые слова: правовая инициатива, гражданско-правовая активность, воспитательная функция права.

Keywords: legal initiative, civil activity, and educational function of law.

Правовая инициатива и гражданско-правовая активность - два разных, но взаимообусловленных понятия, выработанных наукой гражданского права. Однако остается до конца не выясненным ряд вопросов относительно понятия, сущности и особенностей этих научных феноменов.

Прежде всего, следует сказать о понятии «правовая инициатива», которая, наряду с пра-вонаделением, диспозитивностью и юридическим равенством субъектов, является одной из основных черт гражданско-правового метода, имеющего дозволительный характер1. Как известно, действие гражданско-правового механизма основано на использовании актов, исходящих от самих субъектов гражданского права. Последние наделены способностью своими целенаправленными действиями вызывать к жизни права и обязанности, изменять их и прекращать. Такова природа и особенности отношений, регулируемых гражданским правом. В них субъекты, обладающие имущественно-распорядительной самостоятельностью, наделены правовой инициативой, необходимой для удовлетворения их имущественных потребностей и интересов2.

1 См.: Яковлев В.Ф. Избранные труды. М. : Статут, 2012. Т. 2 : Гражданское право. История и современность. Кн. 1. С. 76.

2 Там же. С. 95.

Правовая инициатива довольно часто проявляется в дееспособности субъектов в процессе приобретения ими субъективных гражданских прав путем совершения тех или иных сделок. В большинстве своем такие сделки двусторонние и взаимные, носят согласованный характер. Речь идет о договорах, которые служат средством координации инициативных правовых действий участников гражданских правоотношений. В широком использовании договора в гражданском праве находят свое выражение как правовая инициатива субъектов, так и дозволительность, поскольку договор служит не только юридическим фактом, но и средством индивидуальной регламентации отношений посредством соглашения сторон3.

Для выяснения сущности правовой инициативы необходимо определить ее место и роль в гражданско-правовом регулировании общественных отношений. В цивилистической литературе пока нет однозначного ответа на вопрос о том, является ли правовая инициатива принципом или методом. Одни авторы относят правовую инициативу к принципу гражданского права4, другие - к методу. Второй подход,

3 Яковлев В.Ф. Избранные труды. С. 97-98.

4 См., напр.: Гражданское право : учеб. : в 4 т. Т. 1 : Общая

часть / отв. ред. Е.А. Суханов. М. : Волтерс Клувер, 2004. С. 50 ; Лебедев К.К. Инициатива субъектов как принцип советского

на наш взгляд, является более предпочтительным и обоснованным. Авторитетными представителями этой позиции являются В.А. Тар-хов и В.Ф. Яковлев. В своих работах они убедительно доказали, что особенности отношений, регулируемых гражданским правом, предполагают правовую инициативу субъектов и использование их целенаправленных действий в качестве основной двигательной силы при удовлетворении своих имущественных потребностей5.

Безусловно, правовая инициатива является важной и неотъемлемой чертой гражданско-правового метода. Действительно, механизм действия гражданского права основан на использовании актов, исходящих от самих субъектов, что обусловлено наделением участников гражданского правоотношения правовой инициативой. Последняя, как было отмечено, характеризуется способностью субъектов своими целенаправленными действиями самостоятельно приобретать права и обязанности, изменять их и прекращать.

Все сказанное вытекает из дозволительной сущности гражданско-правового метода как особого способа воздействия на общественные отношения путем правонаделения, признания за субъектами субъективного права на определенное поведение. Правовая инициатива субъектов гражданского права органично связана с дозволительным характером метода, раскрывает его сущность и особенности. В то же время дозволительность метода в полной мере может быть раскрыта только через способность граждан и юридических лиц обладать правовой инициативой.

Итак, правовая инициатива субъектов представляет собой одну из сторон дозволения и развивает главную черту гражданско-правового метода. Если ставить вопрос конкретно, то правовая инициатива состоит в том, что субъекты гражданского права приобретают и осуществляют свои права своими собственными действиями по своей инициативе, по своей воле (в соответствии с п. 2 ст. 1 ГК РФ). В связи с этим правооб-ладание субъектов гражданского права выступает как результат не правонаделения сверху по чьей-либо воле, например по воле государства, а правоприобретения, т. е. как результат собст-

гражданского права // Правоведение. 1970. № 4. С. 32-40 ; Иоффе О.С. Советское гражданское право. Л., 1987. С. 28-29.

5 См.: Тархов В.А. Избранные труды. М. : Юрист, 2008. С. 247-365 ; Яковлев В.Ф. Избранные труды. С. 95.

венных действий самих субъектов гражданского права в рамках правовой инициативы .

Наконец, следует отметить, что правовая инициатива субъектов гражданского права обеспечивается гражданским законодательством, закрепляющим: 1) свободу совершения любых сделок и заключения многочисленных договоров; 2) запрет на ограничение правоспособности и дееспособности; 3) осуществление и защиту гражданских прав исключительно по усмотрению самих субъектов7.

В целом правовую инициативу как черту гражданско-правового метода, закрепленную в соответствующих нормах гражданского права, целесообразно отнести к праву как объективному явлению. В этой связи важно напомнить, что наделение субъектов правовой инициативой находит свое выражение в нормах объективного права.

Совершенно другое дело - гражданско-правовая активность, неотделимая от индивидуального сознания субъекта и предполагающая целенаправленную правовоспитательную работу в рамках реализации воспитательной функции гражданско-правового регулирования. Здесь право выступает как субъективное явление, неотделимое от правосознания как формы общественного сознания.

Гражданско-правовая активность - это формируемая комплексом социально-правовых средств, ответственная, социально-полезная деятельность лица в гражданско-правовых отношениях, представляющая высший уровень реализации имущественных и личных неимущественных прав и обязанностей в рамках закона или договора, а также поведение, не предусмотренное гражданским законодательством, однако не запрещенное им8.

Гражданско-правовая активность предполагает довольно развитое юридическое мышление, которое формируется постепенно по мере создания гражданского общества. В масштабе общества юридическое мышление в значительной степени складывается под влиянием правового воспитания. Однако этого недостаточно. Необходим массовый повседневный

6 См.: Яковлев В.Ф. Экономика. Право. Суд. М. : Наука: Интерпериодика, 2003. С. 49.

7 См. подробно: Яковлев В.Ф. Избранные труды. С. 95104.

8 См.: Рыбаков В.А. Проблемы формирования граждан-

ско-правовой активности (вопросы теории и практики) : моногр. Уфа, 1993 ; Он же. Избранные труды по гражданскому праву. Коломна : Инлайт : МГОСГИ, 2013. С. 239.

интерес к осмыслению товарно-денежных имущественных отношений «через конкретные права и обязанности их участников, основания возникновения этих права и обязанностей, в связи с процессуальными гарантиями правоотношений и ответственностью за нарушения прав и невыполнение обязанностей»9.

Только постоянный интерес и потребность гражданина в совершении разнообразных гражданско-правовых сделок, активное участие в заключении договоров и исполнении обязательств способствуют формированию юридического мышления и развитию гражданско-правовой активности. Здесь важное значение имеет уяснение механизма формирования гражданско-правовой активности. Этот механизм получает двигательную силу из воспитательной функции гражданско-правового регулирования. Ее надлежащее осуществление связано с правовым воспитанием граждан, выступающим в качестве субъективного фактора формирования гражданско-правовой активности.

Несмотря на то, что вопросам правового воспитания в юридической науке традиционно уделялось большое внимание, их актуальность не только не снизилась, но, наоборот, в условиях активной реформации социального строя приобрела первостепенное значение. Анализ проводившихся исследований проблем правового воспитания свидетельствует об отсутствии единства в понимании авторами целого ряда узловых вопросов. Полагаем, что правовое воспитание - это обусловленное характером общественных отношений организационно-идеологическое воздействие на сознание и психологию людей с целью формирования и повышения их правосознания для обеспечения правомерного, ответственного, социально-активного поведения, гражданско-правовой активности.

Для правового воспитания характерны две основные стадии, через которые четко прослеживается путь формирования правового сознания: от правовых знаний к внутреннему убеждению, а от него - к правомерному и ответственному поведению, к гражданско-правовой активности, т. е. к конечной цели правового воспитания.

Итак, формирование правосознания граждан для обеспечения гражданско-правовой ак-

тивности является главной целью правового воспитания. В ее рамках целесообразно различать ближайшую цель - формирование системы правовых знаний, промежуточную цель -формирование правовой убежденности, конечную цель - формирование мотивов и привычек правомерного поведения, гражданско-правовой активности. Соответственно этим целям в правосознании граждан следует различать такие структурные элементы, как знание права, отношение к праву и готовность к правомерному поведению. Они-то и характеризуют содержательную сторону правовоспитательного процесса. В этой связи можно говорить об информационном (знание права), оценочном (отношение к праву) и регулятивном (установка на правомерное поведение) аспектах формирования гражданско-правовой активности10.

Информационное обеспечение формирования гражданско-правовой активности предполагает усвоение личностью правовых знаний в объеме, определяющем его правовое положение. Последнее в свою очередь предопределяется общими (конституционными) правами и обязанностями. В правовоспитательной деятельности акцент должен быть сделан на разъяснении обязанностей и порядке их исполнения, ибо сознательное и добровольное выполнение гражданами своих обязанностей - одна из целей права.

Оценочный аспект формирования гражданско-правовой активности включает воспитание правовой убежденности, осознание гражданами социальной ценности гражданско-правовых норм и выработку уважительного отношения к ним. Здесь важно показать и обосновать необходимую связь между насущными потребностями субъектов и законом как средством их удовлетворения, научить самостоятельно и компетентно разбираться в конкретных правовых ситуациях.

Наконец, о формировании регулятивного компонента гражданско-правовой активности. Правосознание граждан немыслимо вне поведения, вне гражданско-правовой активности. В этом состоит активная сущность правосознания. Вот почему содержательная сторона правового воспитания в регулятивном аспекте включает практический момент, т. е. формирование мотивов и привычек гражданско-правовой ак-

9 Лейст О.Э. Три концепции права // Советское государство и право. 1991. № 12. С. 11.

10 См.: Рыбаков В.А. Избранные труды по гражданскому праву. С. 253.

тивности, воспитание установок на определенное, практически значимое поведение. Вся эта деятельность должна быть направлена на то, чтобы граждане сообразовывали свои действия с полученными правовыми знаниями и умели повседневно применять их на практике.

В правовом воспитании надо добиваться, чтобы нормы права, законы вызывали и стимулировали мотивы, обеспечивающие должное поведение и реализацию общественных и частных интересов в их единстве. Эта задача вполне решаема сейчас, когда возрастает стимулирующая роль права. Правовые стимулы, заложенные в нормах права, все активнее воздействуют на внутренние побуждения граждан, влияют на их интересы и формируют потребности. Так, нормы гражданского права, закрепляющие частную собственность, стимулируют развитие хозяйственной инициативы и предприимчивости граждан на основе свободы распоряжения имуществом и выбора сфер деятельности. Кроме того, стимулирующий характер имеют поощрительные нормы, а также нормы, расширяющие права, самостоятельность субъектов, устанавливающие меры ответственности участников соответствующего права11.

В заключение вкратце напомним ее начало, посвященное методу гражданско-правового регулирования. В правовосстановительной работе необходимо всесторонне раскрывать дозволительный (правонаделительный) характер гражданско-правового метода, акцентируя внимание на его особом способе воздействия на сознание и формирование гражданско-правовой ак-

тивности субъектов. Здесь наглядным примером является наделение граждан правом собственности, служащим основой других имущественных прав (право наследовать и завещать имущество, заниматься предпринимательской деятельностью, совершать любые законные сделки и т. д.). Так, осуществление права собственности лежит в основе различных обязательств. Право собственности является основным юридическим средством, позволяющим субъектам гражданского права удовлетворять свои жизненно важные имущественные интересы и потребности12. В соответствии с п. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Данное обстоятельство оказывает непосредственное влияние на сознание и волю граждан, заинтересованных в наиболее полном осуществлении своих субъективных прав. Последние стимулируют субъектов к правомерному поведению в отношении своего имущества в рамках владения, пользования и распоряжения. Если же речь идет об обязательственных отношениях, то субъективное право заинтересовывает кредитора требовать активного поведения от должника.

Воспитательные аспекты гражданско-правового метода и его тесная связь с воспитательной функцией гражданско-правового регулирования ярко выражены в такой его основной черте, как правовая инициатива.

Библиографический список

1. Ведяхин, В.М. Правовые стимулы: понятие, виды // Правоведение. - 1992. - № 1.

2. Гражданское право : учеб. : в 4 т. - Т. 1 : Общая часть / отв. ред. Е.А. Суханов. - М. : Волтерс Клувер, 2004.

3. Иоффе, О.С. Советское гражданское право. - Л., 1987.

4. Лебедев, К.К. Инициатива субъектов как принцип советского гражданского права // Правоведение . - 1970. - № 4.

5. Лейст, О.Э. Три концепции права // Советское государство и право. - 1991. - № 12.

6. Рыбаков, В.А. Избранные труды по гражданскому праву. - Коломна : Инлайт : МГОСГИ, 2013.

7. Рыбаков, В.А. Проблемы формирования гражданско-правовой активности (вопросы теории и практики) : моногр. - Уфа, 1993. - 171 с.

--12 См. подробно: Тархов В.А., Рыбаков В.А. Собствен-

11 См.: Ведяхин В.М. Правовые стимулы: понятие, виды // ность и право собственности. 3-е изд., доп. М. : Юрист, 2007. Правоведение. 1992. № 1. С. 50-51. С. 116-150.

8. Тархов, В.А. Избранные труды. - М. : Юрист, 2008.

9. Тархов, В.А. Собственность и право собственности. - 3-е изд., доп. / В.А. Тархов, В.А. Рыбаков. - М. : Юрист, 2007.

10. Яковлев, В.Ф. Избранные труды. - М. : Статут, 2012. - Т. 2 : Гражданское право. История и современность. - Кн. 1.

11. Яковлев, В.Ф. Экономика. Право. Суд. - М. : Наука: Интерпериодика, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.