ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ АКТИВНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИИ В.А. РЫБАКОВА
ДЕМИЕВА Айнур Габдульбаровна
Аннотация. Опираясь на научные идеи профессора В.А. Рыбакова о гражданско-правовой активности, автор раскрывает особенности гражданско-правовой активности субъекта, осуществляющего предпринимательскую деятельность. В статье обосновывается способность предпринимателей регулировать отношения с их участием. На примере Доклада Группы Всемирного банка «Ведение бизнеса» ("Doingbusiness") делается вывод о влиянии на законодательную инициативу правоприменительной практики, выраженной в форме осуществления предпринимательской деятельности.
Annotation. Based on the scientific ideas of Professor V. A. Rybakov on the civil activity, the author reveals the features of civil activity of the subject carrying out entrepreneurial activity. The article substantiates the entrepreneur's ability to regulate relations with their participation. For example, the world Bank Group Report Doing business concluded the influence on the legislative initiative of the legal practice, expressed in the form of entrepreneurial activity.
Ключевые слова: гражданско-правовая активность, активный субъект, предприниматель, регулятор, предпринимательские правоотношения.
Keywords: civil activity, the active subject, the entrepreneur, the regulator, the business relationship.
В современном мире процессы развития становятся напрямую зависимыми от созидательной активности каждой отдельной личности. При этом надо обратить внимание на то, что государство лишь создает необходимые условия для раскрытия творческого потенциала, но никак не заменяет собой разнообразно действующих субъектов социальной жизни, не может действовать вместо творческой личности1.
Впервые в науке гражданского права понятие «гражданско-правовая активность» обосновал В. А. Рыбаков. По мнению профессора, гражданско-правовая активность - это формируемая комплексом социально-правовых средств, ответственная, социально-полезная деятельность лица в гражданско-правовых отношениях, представляющая высший уровень реализации имущественных и личных неимущественных прав и обязанностей в рамках закона или договора, а также поведение, не предусмотренное гражданским законодательством, однако не запрещенное им2. Гражданско-правовая активность неотделима от индивидуального сознания субъекта и предполагает целенаправленную правовоспитательную
1 Петров А.В., Кокорева Ю.В. Правовая активность как необходимый фактор развития гражданского общества // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2010. № 4 (1). С. 249.
2 См.: Рыбаков В.А. Проблемы формирования гражданско-правовой активности (вопросы теории и практики) : моногр. Уфа, 1993 ; Его же. Избранные труды по гражданскому праву. Коломна : Инлайт : МГОСГИ, 2013. С. 239.
работу в рамках реализации воспитательной функции гражданско-правового регулирования. Здесь право выступает как субъективное явление, неотделимое от правосознания как формы общественного сознания3.
Как справедливо отмечают Т.А. Мечетина и В.А. Рыбаков, социально-правовая активность характеризуется активным участием граждан в правотворческой деятельности (в обсуждении проектов законов и решений местных органов власти, внесении предложений в законодательные и государственные органы, в редакции газет, радио, телевидения); в использовании правовых материалов в своей предпринимательской или иной деятельности и т. д.4
Основываясь на абсолютно справедливых выводах В.А. Рыбакова о гражданско-правовой активности, исследователь понимает потребность в раскрытии понятия гражданско-правовой активности предпринимателей в современных условиях, поскольку в настоящее время эффективное правовое регулирование предпринимательских правоотношений невозможно без активного участия самих субъектов предпринимательской деятельности.
3 Рыбаков В.А., Рыбаков В.В., Лошакова С.А. Правовая инициатива и гражданско-правовая активность: понятие, сущность, особенности, воспитательная функция // Юридическая наука. 2016. № 5. С. 94.
4 Мечетина Т.А., Рыбаков В.А. О понятии и содержании социально-правовой и гражданско-правовой активности // ТЫа§тепе<128теп1. 2015. XVI. 1. С. 93.
Гражданское право; предпринимательское право... (памяти профессора В. А. Рыбакова)
Несомненно, в качестве активных субъектов - регуляторов отношений с участием предпринимателей - выступают органы законодательной власти, наделенные правом осуществления нормотворческой деятельности. Однако рассматриваемая категория субъектов характеризуется как «условно активная». Данный подход может быть аргументирован тем, что активный статус в процессе нормотворчества является переменным показателем, ввиду того, что он напрямую зависит от конкретных отношений, в которые вступает рассматриваемая группа субъектов.
В частности, в процессе разработки норм права, призванных регламентировать отношения в различных сферах, уполномоченные органы осуществляют активные действия, направленные на реализацию законодательной инициативы. Вместе с тем, воплощая в рамках законодательных актов ту или иную норму, законодатель не может игнорировать интересы лиц, на поведение которых она будет оказывать свое воздействие, а также интересы государства и общества. Следовательно, статус законодателя из активного переходит в пассивный в силу того, что его воля, облекаемая в источники права, формируется под влиянием извне, т. е. под воздействием воли предпринимателей. Проиллюстрируем то, как преображается законодательная инициатива под действием правоприменительной практики, выраженной в форме осуществления предпринимательской деятельности, на примере доклада Группы Всемирного банка «Ведение бизнеса» ("Doing business").
Проект «Ведение бизнеса», реализация которого началась еще в 2002 г., посвящен деятельности малых и средних предприятий, создаваемых на территории 189 стран, а также в отдельных городах на региональном и субнациональном уровнях. В рамках доклада осуществляется оценка нормативных актов, регулирующих деятельность предприятий, соответствующих отмеченному уровню на протяжении всего их жизненного цикла. Целью такой оценки является определение степени легкости ведения бизнеса в том или ином государстве и на основе полученных данных -выработка рекомендаций о реформах, которые могут быть проведены для повышения оценки по каждой из тематических категорий5. По
5 Официальный сайт Doing business. URL : http://russian. doingbusiness.org/about-us (дата обращения: 15.03.2016).
итогам исследования странам, подвергаемым оценке, присваивается рейтинг, позволяющий определить место каждой из них в общем числе государств по критерию привлекательности для ведения бизнеса.
Составление доклада является двухэтап-ным процессом: первый этап представляет собой анализ нормативных правовых актов; второй - опрос предпринимателей. В силу того, что для авторов доклада при его формировании первостепенным является правоприменение, а не нормы законодательства, в документ включаются процедуры (показатели), отмеченные субъектами предпринимательства. Указанный подход в процессе составления доклада приводит к тому, что на его страницы в первую очередь попадают данные, предоставленные предпринимателями, отображающие фактически существующие предпосылки для ведения бизнеса, а также имеющие место барьеры, препятствующие его осуществлению.
Задача модернизации экономики и инновационного развития является одной из приоритетных для России. В целях повышения позиции Российской Федерации в рейтинге 7 мая 2012 г. был подписан Указ Президента РФ № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике». Подпункт д) п. 1 названного Указа определяет в качестве одного из показателей, для достижения которых Правительству РФ необходимо принять соответствующие меры, «повышение позиции Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса со 120-й в 2011 году до 50-й - в 2015 году и до 20-й - в 2018 году». Содержание приведенной нормы свидетельствует о том, что на формирование воли государства о внесении соответствующих изменений и дополнений в действующее законодательство о предпринимательской деятельности оказывается воздействие со стороны предпринимателей.
В рамках реализации отмеченного Указа Президента РФ были упрощены требования, предъявляемые к субъектам предпринимательства в процессе осуществления ими своей деятельности. В сфере гражданского права, например, было внесено изменение в п. 1 ст. 90 ГК РФ, ст. 16 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» в части отмены требования об оплате уставного капитала пе-
ред регистрацией общества с ограниченной
6
ответственностью .
Рейтинг "Doing business" был предусмотрен в качестве контрольного показателя успешной реализации мероприятий по совершенствованию российского законодательства. В частности, данное положение было закреплено в распоряжениях Правительства РФ от 7 марта 2013 г. № 317-р «Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"»7, от 19 июня 2013 г. № 1012-р «Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Создание международного финансового центра и улучшение инвестиционного климата в Российской Федерации"»8, от 25 июня2016 г. № 1315-р «Об утверждении плана мероприятий "Совершенст-
\9
вование корпоративного управления"») .
В целях исполнения отмеченного выше Указа Президента РФ «О долгосрочной государственной экономической политике» рассматриваемый рейтинг был применен как ис-
точник информации при проведении оценки эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности10.
Указанные обстоятельства красноречиво свидетельствуют о влиянии того, как порядок осуществления предпринимательской деятельности видится лицам, непосредственно ее осуществляющим, на нормотворческий процесс. В этом случае предприниматели, приобретая активный статус, воплощают в нормах права «руками» законодательной ветви власти свои потребности, ключевой из которых является извлечение прибыли.
Таким образом, проблематика активной реализации гражданами своих имущественных и личных неимущественных прав и обязанностей всегда остается актуальной; глубокое ее осмысление было бы невозможным без исследования научных трудов профессора В.А. Рыбакова.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 129-ФЗ «О внесении изменений в статью 90 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 16 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью"» // Рос. газ. - 2014. - № 101. - 7 мая.
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 2550-р «Об утверждении методики определения целевых значений показателей для оценки эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности и методики определения целевых значений показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности и проведения сравнительной рейтинговой оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
6 Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 129-ФЗ «О внесении изменений в статью 90 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 16 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью"» // Рос. газ. 2014. № 101. 7 мая.
7 Распоряжение Правительства РФ от 7 марта 2013 г. № 317-р «Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"» // СПС «КонсультантПлюс».
8 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 июня 2013 г. № 1012-р «Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Создание международного финансового центра и улучшение инвестиционного климата в Российской Федерации"» // СПС «КонсультантПлюс».
9 Распоряжение Правительства Российской Федерации от
25 июня 2016 г. № 1315-р «Об утверждении плана мероприятий "Совершенствование корпоративного управления"») // СПС «КонсультантПлюс».
10 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 2550-р «Об утверждении методики определения целевых значений показателей для оценки эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности и методики определения целевых значений показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности и проведения сравнительной рейтинговой оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
Гражданское право; предпринимательское право... (памяти профессора В. А. Рыбакова)_
3. Распоряжение Правительства РФ от 7 марта 2013 г. № 317-р «Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"» // СПС «КонсультантПлюс».
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 июня 2013 г. № 1012-р «Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Создание международного финансового центра и улучшение инвестиционного климата в Российской Федерации"» // СПС «КонсультантПлюс».
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 г. № 1315-р «Об утверждении плана мероприятий "Совершенствование корпоративного управления"») // СПС «Кон-сультантПлюс».
6. Мечетина, Т.А. О понятии и содержании социально-правовой и гражданско-правовой активности / Т. А. Мечетина, В. А. Рыбаков // Tudasmenedzsment. - 2015. - XVI. 1.
7. Официальный сайт Doing business [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:// russian.doingbusiness.org/about-us (дата обращения: 15.03.2016).
8. Петров, А.В. Правовая активность как необходимый фактор развития гражданского общества / А.В. Петров, Ю.В. Кокорева // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2010. - № 4 (1).
9. Рыбаков, В.А. Избранные труды по гражданскому праву. - Коломна : Инлайт : МГОСГИ, 2013.
10. Рыбаков, В.А. Правовая инициатива и гражданско-правовая активность: понятие, сущность, особенности, воспитательная функция / В.А. Рыбаков, В.В. Рыбаков, С.А. Лошакова // Юридическая наука. - 2016. - № 5.
11. Рыбаков, В.А. Проблемы формирования гражданско-правовой активности (вопросы теории и практики) : моногр. - Уфа, 1993.