Научная статья на тему 'Воспитательная функция семейного права и воспитательная функция семьи: сравнительная характеристика'

Воспитательная функция семейного права и воспитательная функция семьи: сравнительная характеристика Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3063
321
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ / СЕМЬЯ / СЕМЕЙНОЕ ПРАВО / EDUCATIONAL FUNCTION / FAMILY / FAMILY LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Куксин Иван Николаевич, Матвеев Павел Александрович

Статья посвящена сравнительной характеристике воспитательной функции семьи и воспитательной функции семейного права; раскрыты особенности реализации воспитательной функции семейного права в кровнородственной семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article is devoted on comparative characterization educational function of the family and the educational function of family law ; cleared up the implementation of the educational function of the family law in the consanguine family.

Текст научной работы на тему «Воспитательная функция семейного права и воспитательная функция семьи: сравнительная характеристика»

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ СЕМЕЙНОГО ПРАВА И ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ СЕМЬИ: СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

КУКСИН Иван Николаевич МАТВЕЕВ Павел Александрович

Аннотация: статья посвящена сравнительной характеристике воспитательной функции семьи и воспитательной функции семейного права; раскрыты особенности реализации воспитательной функции семейного права в кровнородственной семье.

Annotation: article is devoted on comparative characterization educational function of the family and the educational function of family law; cleared up the implementation of the educational function of the family law in the consanguine family.

Ключевые слова: воспитательная функция, семья, семейное право. Key words: educational function, family, family law.

Сравнивая воспитательную функцию семейного права и воспитательную функцию семьи, следует отметить, что последняя тесно связана с историческими особенностями развития семьи.

В литературе отмечается, что семья является самой устойчивой формой организации совместной жизнедеятельности людей, обеспечивающей в течении тысячелетий воспроизводство человеческого рода1. При этом воспитание в семье выступает в качестве одного из проявлений трансформационных процессов, что необходимо учитывать при анализе объекта исследования.

Подчеркнем, что в правовом аспекте воспитательная функция семьи длительное время основывалась на традициях обычного права2.

Так, система воспитания подрастающих поколений у северокавказских народов уходит своими корнями в далекое прошлое и представляет собой сложный конгломерат обычаев, традиций и общественных институтов. Обычное право северокавказских народов воспитывало у подрастающего поколения уважение прав и достоинств всех народов, свободолюбие, храбрость, почтительное отношение к старшим и к женщине, сдержанность и т.п. Принципы добрососедства, терпимости, взаимной заинтересованности проявлялись у большинства гор-

1 Мустаева Ф.А. Самоопределение семьи в условиях трансформации российского общества. Екатеринбург, 2012 ; см. также: Попова В.В. Проблемы семейных ценностей в этикофилософской перспективе. Тула, 2012.

2 См., например: Гусейнов Ю.М. Адат и шариат в семейном и общественном быту кумыков в XIX - начале XX в. Нальчик, 2012 и др.

ских народов. При решении спорных вопросов широко применялась публичная демократия, мудрость и опыт стариков. К примеру, такие проблемы, как дипломатические переговоры, заключение мира, переселение населенных пунктов, земельные тяжбы выносились на рассмотрение таких представительных институтов, как «Хасэ», «Ныхас», «Мекхеме», «Советы выборных стариков». Они осуществляли свою деятельность на основе народных обычаев - адатов. Общественное мнение и установившиеся традиции являлись высшим законом. Причем считалось, что уже в подростковом возрасте дети должны были знать все адаты, обычаи своего и соседних народов, знать законы гостеприимства и его этикет, знаки внимания, оказываемые друг другу мужчиной и женщиной, обряды вежливости и приличия. Таким образом, в нравственно-психологической подготовке детей к труду, семейной и общественной жизни основную роль играла семья.

На рубеже ХХ-ХХ1 веков в России в условиях социально-экономических изменений воспитательная функция семьи оказалась лишена политико-идеологической основы, что актуализировало значение правовых средств регулирования воспитательной функции.

Одновременно с этим современная государственная семейная политика, как было отмечено в рекомендациях участников парламентских слушаний на тему «Состояние российского законодательства, регулирующего положение российских семей в свете требований современной государственной семейной политики», в основном ориентирована на семьи,

нуждающиеся в социальной защите, находящиеся в тяжелой жизненной ситуации и в зоне социального риска. Семья, выполняющая функции воспроизводства и социализации, оказалась вне поля зрения государства и органов местного самоуправления3.

Отметим, что правовое содержание воспитательной функции практически не рассматривается в юридической литературе4. Крайне незначительно число монографических работ, посвященных этой социально значимой функции и в других областях5.

Как справедливо отмечал А.А. Швыркин, «воспитательная функция права является проявлением во вне части сущности права. Ее самостоятельность основана на дифференциации таких элементов ее содержания, как объект -индивидуальное, групповое и общественное правосознание и социально небезразличные формы поведения; средства воздействия - собственно правовые и средства правовой пропаганды; цели - качественное изменение различных элементов правовой культуры, ее уров-ней»6. Причем «одним из наиболее актуальных направлений в реализации воспитательной функции права является формирование в общественном сознании идеологического компонента, повышение правовой осведомленности населения, поскольку знание права способно существенным образом, через изменение в мотивации, повлиять на направленность поведе-

7

ния» .

Аналогично и воспитательная функция семейного права имеет идеологически направленный характер: в семейно-правовых нормах содержится модель поведения, одобряемая государством и обществом, а также неблагоприятные правовые последствия совершения дей-

3 См.: Рекомендации на тему «Состояние российского законодательства, регулирующего положение российских семей в свете требований современной государственной семейной политики» // Комитет по вопросам семьи, женщин и детей : сайт. ИЯЬ: http://www.familycommittee.ru (дата обращения: 01.03.2012).

4 Барканов А.А. Культурно-воспитательная функция современного российского государства : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01. М., 2007 ; Швыркин А.А. Воспитательная функция права и роль органов внутренних дел в ее реализации : автореф. дис. ... канд. юрид. Наук : 12.00.01. Волгоград, 2002 и др.

5 Осикова Л.Н. Реализация воспитывающей функции обучения студентов в образовательном процессе современного вуза. М., 2010 ; Емельянова И.Н. Воспитательная функция в процессе развития системы классического университетского образования. Тюмень, 2008 ; Борисова А.А. Реализация воспитательной функции в деятельности местных негосударственных радиовещательных каналов. Ростов н/Д, 2007 и др.

6 Швыркин А.А. Воспитательная функция права и роль органов внутренних дел в ее реализации.

7 Там же.

ствия и поступков, нарушающих права, свободы и законные интересы других граждан8.

Воспитательная функция права реализуется через такие формы, как правовое воспитание, правовое формирование личности, воспитательное воздействие. В отношении семейного права мы полагаем, что основной формой является именно правовое воспитание, которое складывается под непосредственным влиянием модели поведения, содержащейся в семейноправовых нормах, в органической связи с содержанием регулятивных и охранительной функций.

Таким образом, воспитательную функцию семейного права можно определить как обусловленное социальным назначением направление правового воздействия на семейные отношения, выражающееся в правовом воспитании посредством формирования правосознания и правовой культуры в духе уважения семейно-правовых норм, нетерпимости к их нарушениям.

Воспитательная функция семейного права в настоящее время в первую очередь обнаруживает себя в развитии института правового обеспечения принципа приоритета семейного воспитания в законодательстве России с учетом вызовов нового времени: утрата воспитательной функции в детских садах, школах и высших учебных заведениях.

Государствами-участниками Международного пакта «Об экономических, социальных и культурных правах»9 признана необходимость предоставления семье по возможности самой широкой охраны и помощи, «в особенности при ее образовании и пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании» (п. 1 ст. 10); и, более того, закреплено «право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни» (п. 1 ст. 11).

В преамбуле Конвенции ООН «О правах ребенка»10 провозглашается, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания.

8 Муратова С.А., Тарсамаева Н.Ю. Семейное право : учеб. пособие. М. : Новый Юрист, 1999. С. 19.

9 Международный пакт от 16 декабря 1966 г. «Об экономических, социальных и культурных правах» // Бюл. Верховного Суда РФ. 1994. № 12.

10 Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. // Ведомости СССР. 1990. № 45. Ст. 955.

Семейное воспитание обеспечивает здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие детей, поэтому одним из принципов семейного законодательства РФ является приоритет семейного воспитания детей.

Семья имеет оптимальные возможности для постоянного и интенсивного общения детей со взрослыми; является носителем невоспроизводимого в каких-либо иных обстоятельствах эмоционально-психологического микроклимата, основанного на неповторимой близости воспитателей и воспитанника; направляет развитие общения детей во все расширяющейся сфере родственных, соседских, учебных, трудовых, досуговых контактов и отношений; дает детям уроки взаимоотношений полов и будущей семейной жизни; формирует отношение к учебной и трудовой деятельности, воспитывает ответственность перед обществом, чувство коллективизма и взаимопомощи; определяет отношение к мировоззренческим, идеологическим, нравственным, правовым ценностям общества; формирует характер, социальное содержание, уровень самооценки и самокритичности; осуществляет «тренаж» и руководство в выполнении общегражданских, учебных и трудовых обязанностей; моделирует структуру и содержание досуга; обеспечивает контроль за детьми и подростками как членами общества, находящимися в стадии интенсивного развития и не овладевшими еще в полной мере навыками самостоятельных решений.

В то же время качественные изменения в жизни российского государства, начавшиеся с перестройки, внедрение рыночных отношений, как и всякие другие социальные «встряски» (войны, революции, различные реформы), спровоцировали патологические процессы, охватившие значительную часть общества. Между тем, одним из важнейших личных прав ребенка, закрепленных непосредственно в семейном законодательстве РФ является право жить и воспитываться в семье своих родителей (п. 2 ст. 54 Семейного кодекса РФ (далее - СК РФ)11). На случай, когда ребенок лишен родительского попечения, он подлежит передаче на воспитание (ст. 123 СК РФ). Органы опеки и попечительства должны отдавать предпочте-

11 Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (ред. от 30 ноября 2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 1 сентября 2012 г.) // СЗ РФ. 01.01.1996. № 1. Ст. 16.

ние семейным формам устройства детей: усыновлению (удочерению), опеке (попечительству), приемной семье либо (в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации) - патронатной семье, и лишь при отсутствии такой возможности - передавать детей на воспитание организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (155.1 СК РФ). Также СК РФ содержит такую форму помощи ребенку (без оформления его постоянного проживания в семье), как наставничество (ст. 155.2 СК РФ) (гостевой режим, семья выходного дня).

В целом устройство ребенка в семью рассматривается как единственная и исчерпывающая мера государственной политики, позволяющая достичь конечного результата -предотвратить рост социального сиротства детей.

Таким образом, наличие в СК РФ в числе принципов семейного права приоритета семейного воспитания детей имеет под собой не только правовое, но и психологическое, материальное и социальное обоснование.

Обращаясь к вопросу о правовых гарантиях реализации воспитательной функции семьи, в первую очередь следует отметить, что гарантии реализации обязанности родителей по воспитанию детей - это система политических, социально-экономических, юридических мер, предпосылок, условий, способствующих соблюдению и исполнению родителями данной обязанности. Целью системы указанных гарантий является создание условий, стимулов и санкций для реализации обязанности родителей по воспитанию детей, которая означает личное воздействие родителей (родителя) на формирование нравственности, мировоззрения, общего культурного уровня личности, правовой культуры ребенка с целью его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и государстве, в том числе к соблюдению норм права, а также прав и свобод других людей;

Такими гарантиями, по нашему мнению, являются:

1) проведение государственной политики в сфере заботы о семье, родителях, детях;

2) социально-экономические условия жизни родителей;

3) стимулирование (поощрение, льготы, компенсации, стимулирующие выплаты);

4) создание и функционирование системы государственных органов, осуществляющих проведение профилактической работы с семьями, родителями, детьми с целью предупреж-

дения их социального неблагополучия, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

5) правовое просвещение родителей;

6) юридическая ответственность родителей за неисполнение обязанности родителей воспитывать детей.

Вышеуказанное свидетельствует о значительной роли государства в реализации воспитательной функции семьи. В целом мы полагаем, что государственная политика в сфере заботы о семье, родителях, детях должна осуществляться по следующим направлениям:

1) социальное обеспечение родителей (прямая материальная помощь родителям);

2) охрана здоровья детей и родителей;

3) охрана труда работающих родителей;

4) создание условий для приобретения жилья (в том числе прямая материальная помощь родителям).

Данная политика предполагает, что государство методом убеждения оказывает моральное воздействие на родителей, воспитывает их, формирует у них убежденность в необходимости исполнения своей обязанности заботиться о детях и, в частности, их воспитывать.

Рассматривая меры стимулирующего характера в отношении родителей, отметим, что потенциальные родители должны быть уверены в более существенной социальной помощи и поощрении со стороны государства, чем обычные выплаты. Такая политика должна быть долговременной и стабильной.

Исследуя проблему о правовых знаниях родителей как гарантии реализации ими своей обязанности по воспитанию, целесообразно разъяснять положения законодательства в беседах, лекциях, проводимых в дошкольных и школьных образовательных учреждениях.

При этом государственная политика в сфере заботы о семье, родителях, детях должна быть разнонаправленной и многоуровневой, то есть предусматривать различные направления обеспечения семей, родителей, детей и территориальные уровни ответственности (федеральный и субъектов Федерации).

Одной из составляющих такой политики, по нашему мнению, может быть принятие Федерального закона «О государственной поддержке родителей», в котором необходимо систематизировать и закрепить все формы материальной и иной поддержки родителей (родителя), их зависимость от уровня существующего заработка родителей, количества де-

тей, места проживания. В качестве варианта закрепления долгосрочных целей, задач, ожидаемых результатов в сфере заботы о семье, родителях, детях целесообразны разработка и реализация в дополнение к четырем существующим приоритетного национального проекта «Семья, родители, дети», в котором следует объединить, существенно переработав и дополнив, принятые в разное время программные документы в сфере государственной политики в отношении семьи и детей, в том числе соответствующие разделы посланий Президента РФ Федеральному Собранию РФ.

Кроме того, в системе гарантий реализации родителями обязанности по воспитанию детей значительная роль отводится деятельности государственных органов, осуществляющих профилактическую работу с родителями и детьми с целью предупреждения их социального неблагополучия, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Очевидно, что и для родителей, и для детей лучше упредить совершение правонарушений, чем затем исправлять их последствия и привлекать родителей к ответственности. В системе государственных органов, занимающихся профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, особое место занимают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. В настоящее время на федеральном уровне нет системообразующего акта о таких комиссиях, поэтому наблюдаются различия в правовом регулировании их деятельности в разных субъектах РФ, включая подчиненность и круг полномочий. В связи с этим представляется необходимым разработка и принятие федерального закона, закрепляющего общие принципы организации и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

В целом мы полагаем, что воспитательная функция семейного права реализуется в нормативно-правовых положениях и деятельности государственных органов, гарантирующих реализацию и правовую охрану воспитательной функции семьи.

В соответствии со ст. 63 СК РФ родители обладают преимущественным правом на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

Иными словами, можно говорить, что

воспитательная функция семейного права в кровнородственной семье реализуется посредством преимущественных прав.

Кратко уточним понятие преимущественных прав в теории права, а также понятие и сущность преимущественных прав в семейных правоотношениях, учитывая особенности преимущественных прав как элемента правового статуса субъекта семейных правоотношений.

В литературе преимущественные права рассматриваются как общетеоретическая категория и как категория, обладающая отраслевой спецификой12.

Особенности преимущественных прав как в части их правовой природы, содержания, так и в части механизмов возникновения, осуществления и защиты не дают возможности отнести данные права к другим известным группам гражданских прав. Затрагивая проблематику возникновения преимущественных прав, отметим, что этот вопрос должен решаться исходя из следующих основных посылок: преимущественное право возникает на основе закона и при наступлении обстоятельств, указанных в законе.

Говоря о преимущественном праве как семейно-правовой категории, подчеркнем, что семейные правоотношения достаточно уникальны по своей социальной и правовой природе, что, в свою очередь, дает основания предположить наличие у некоторых членов семьи и фактических, и юридических преимуществ.

Преимущественные права в семейных правоотношениях выступают в качестве самостоятельной правовой категории и обладают отраслевой спецификой.

Мы полагаем, что преимущественные права как семейно-правовая категория - это субъективное право, предоставляющее его правообладателю возможность осуществления исключительных семейных прав в приоритетном порядке перед третьими лицами.

Для семейных правоотношений, так же, как и для гражданских, характерно юридическое равенство сторон. В то же время кровное родство, предполагающее наличие линий и степеней родства, фактически проявляется в некой зависимости одних членов семьи от других.

12 Санкина С.С. Преимущественные права и особенности их осуществления в процессе формирования договорных отношений : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.03. М., 2011 ; Волкова Е.В. Гражданско-правовое регулирование отношений, связанных с осуществлением преимущественных прав : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.03. Краснодар, 2010 и др.

Также уточним, что, по нашему мнению, преимущественные права в семейном праве можно разделить на две группы: прямо предусмотренные законом и презюмируемые, то есть те, которые явно предполагаются из содержания правовых норм. В частности, преимущественное право родителей на воспитание своих детей прямо предусмотрено законом, а преимущественное право ребенка на учет его мнения презюмируется в тех случаях, когда в соответствии с законом необходимо получение согласия ребенка старше десяти лет.

Отметим, что отдельные преимущественные права сформированы правоприменительной практикой. В частности, преимущественное право матери на оставление с ней малолетнего ребенка при определении места жительства последнего.

Кроме того, специфика некоторых преимущественных прав, которыми обладают субъекты семейных отношений, как раз и состоит не только в очередности осуществления прав, но и в самом их предоставлении. Например, беременная жена, реализуя предоставленное преимущественное право в принятии решения о расторжении брака, может не давать своего согласия до достижения общим ребенком возраста одного года (ст. 17 СК РФ). И акцент в этом случае следует делать вовсе не на первоочередности осуществления «аналогичных возможностей», а на принадлежности ей субъективного права, содержание которого определяет ее преимущества в данной сфере семейных правоотношений.

Подчеркнем, что для семейных правоотношений, в отличие от гражданских, характерна специфика, обусловленная личностью субъектов и семейно-правовыми связями между ними, семейно-правовым статусом каждого из них. Принадлежность большинства преимущественных прав как раз и определяется состоянием в браке, беременностью супруги, несовершеннолетием ребенка и т.д. Более того, семейное законодательство предусматривает и дополнительные признаки, идентифицирующие субъекта и являющиеся предпосылкой приобретения преимущественных прав.

Причем есть все основания утверждать, что одним из признаков, свидетельствующих о самостоятельности отрасли семейного права, является наделение субъектов соответствующих отношений преимущественными правами.

Содержание п. 3 ст. 1 СК РФ дает основания указать, как минимум, на три категории субъектов семейных правоотношений, обла-

дающих преимущественными правами. Законодатель провозглашает, что регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами равенства прав супругов в семье, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних нетрудоспособных членов семьи, приоритета семейного воспитания детей. Соответственно первую группу субъектов, обладающих преимущественными правами, составляют супруги; вторую и третью - несовершеннолетние и нетрудоспособные члены семьи соответственно.

Для темы данной статьи актуальна группа, представленная супругами в семье и их правом на приоритет семейного воспитания.

Подчеркнем, что принцип равенства прав супругов в семье является конкретизацией конституционного принципа о равенстве прав мужчины и женщины. Отметим, что женщина может выступать в семейных правоотношениях, как правило, в «двух лицах», будучи женой и (или) матерью. В некоторых случаях законодатель учитывает ее статус только как матери, однако, в большинстве случаев женщина приобретает преимущественные права, состоя в браке и будучи матерью. Нельзя оставлять без внимания и тот факт, что мать ребенка, расторгнув брак с его отцом, также имеет преимущественные права.

Причем необходимо признать, что гендерное равноправие нарушается посредством предоставления супруге (бывшей супруге) преимущественного права в сфере материального обеспечения. Женщина, будучи субъектом семейных правоотношений, может иметь различные преимущественные права в зависимости от того, какую социально-правовую роль в семье она выполняет.

Содержание преимущественных прав родителей в контексте соотношения с родительскими обязанностями по воспитанию детей обращает нас к проблеме соотношения прав и обязанностей в структуре родительского права.

Необходимо отметить, что некоторые субъективные права в семейных правоотношениях являются одновременно и обязанностями. Так, согласно п. 1. ст. 63 СК РФ родители не только имеют право воспитывать детей, но и обязаны это делать. Данная правовая норма развивает конституционное положение об обязанности родителей заботиться о детях (ч. 2 ст. 38 Конституции РФ). Причем аналогично и эта норма обладает двойственным ха-

рактером, выступая правом и обязанностью, поскольку в ее реализации заинтересованы, с одной стороны, родители, а с другой - общество и государство.

Подчеркнем, что проблемы, связанные с конкретизацией конституционной обязанности родителей заботиться о детях, полностью не раскрыты в федеральном и региональном семейном законодательстве.

Прописывая обязанность родителей заботиться о детях, Конституция России не закрепляет исчерпывающим образом ее содержания и не устанавливает конкретный порядок ее реализации. В силу ст. 71 (п. «в») и ст. 72 (п. «б», «к» ч. 1) Конституции РФ федеральный законодатель должен осуществить дальнейшее правовое регулирование конституционной обязанности родителей заботиться о детях, то есть установить в отраслевом законодательстве определенные правила, вытекающие из конституционных предписаний и соответствующие конституционным целям и принципам. Следовательно, в отраслевых нормах в процессе их конституционализации должны конкретизироваться конституционные положения с уточнением их смысла, что касается и обязанности родителей заботиться о детях.

Итак, обязанность родителей заботиться о детях в Российской Федерации - это закрепленная Основным Законом России в интересах детей, общества, государства мера должного поведения родителей, заключающаяся в их деятельности по воспитанию, содержанию, обучению, обеспечению здоровья и безопасности собственных детей.

При этом можно выделить специфические признаки такой обязанности родителей заботиться о детях и, в частности, выполнять воспитательную функцию:

1) она имеет естественный, традиционный характер и охватывает сферу частной, личной жизни человека;

2) адресована определенным, конкретным, специальным субъектам - родителям;

3) возникает у родителей с момента рождения ребенка, поскольку дети с первого мгновения жизни нуждаются в помощи и заботе, и носит длящийся, долговременный характер (до совершеннолетия ребенка);

4) тесно связана с корреспондирующим ей правом родителей заботиться о детях, развивает и дополняет его;

5) является одним из способов обеспечения реализации прав ребенка и непременным условием такой реализации;

6) может быть реализована без конкретизации федеральным законом или законами, то есть для нее характерно непосредственное действие;

7) указывает на активную заинтересованность общества и государства в определенном поведении родителей, поскольку, заботясь о детях, родители делают свой вклад в развитие общества и государства, в будущее государства;

8) является ориентиром для деятельности законодательных, исполнительных и судебных органов, а также юридической базой для издания нормативных правовых актов, посвященных статусу родителей, их отношениям с детьми;

9) выступает основой для формирования правосознания родителей, поскольку нацелена на воспитание в родителях ответственного и соответствующего законодательству отношения к детям;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10) неисполнение этой обязанности влечет за собой определенные меры ответственности (административной, семейно-правовой, уголовной);

11) реализация данной обязанности во многих случаях зависит от государства, от его прямой и опосредованной помощи, в том числе и финансовой (материальной).

Подчеркнем, что в системе обязанностей родителей их обязанность воспитывать детей выступает одной из основополагающих обязанностей в силу ряда факторов:

1) добросовестное исполнение семейноправовых обязанностей, понимание их значения, необходимости и важности для общества, государства, в том числе соблюдение Конституции России и законов (ч. 1 ст. 15), уважение прав и свобод других лиц (ч. 3 ст. 17) - результат не только самообразования или воспитания, получаемого в общеобразовательном учреждении, но, по большей части, итог реализации обязанности родителей заботиться о детях, заботы в широком смысле этого слова. Более того, представляется, что реализация родителями семейно-правовой обязанности заботиться о детях - это своеобразная подготовка ребенка к выполнению им во взрослом состоянии иных семейно-правовых обязанностей;

2) субъект данной семейно-правовой обязанности - родитель (родители), объект - ребенок;

3) добросовестное выполнение родителями обязанности воспитывать детей позволяет получить конкретный результат - человека, способного жить в обществе и быть его полноправным членом; уважающего установленные

государством правила как необходимые, порядок, основанный на праве; осознанно пользующегося своими правами и свободами;

4) выполнение данной обязанности способствует передаче ценностей, доминирующих в обществе, от одного поколения к другому. Эту роль не способна выполнять никакая другая семейно-правовая обязанность.

Отметим, что содержание семейно-правовой обязанности родителей воспитывать детей коррелирует с иными частными обязанностями родителей, что образует определенную систему:

1) обязанность по воспитанию детей;

2) содержанию детей и созданию условий для их достойной жизни, в том числе в бытовом плане;

3) обязанность обеспечить получение детьми образования;

4) заботиться о физическом и психическом здоровье детей;

5) охранять и защищать жизнь, достоинство, свободу, личную неприкосновенность детей, обеспечивать их безопасность;

6) обеспечить физическое развитие ребенка или содействовать такому развитию;

7) защищать права и интересы детей, в том числе имущественные;

8) нести гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный ребенком.

Итак, с учетом вышеизложенного, мы полагаем, что интересы детей будут обеспечены в более полном объеме и надлежащим образом, если родители будут не только иметь преимущественное право на воспитание ребенка, но и обязанности по воспитанию исполнять преимущественно перед всеми третьими лицами.

Еще один вопрос, требующий рассмотрения в связи с проблемой реализации воспитательной функции семейного права в кровнородственной семье - это применение ограничений родительских прав на воспитание.

Как известно, ограничение родительских прав являет собой утрату определенных прав родителей. К таким правам, в частности, относятся: право на воспитание и образование ребенка (ст. 63 СК).

Законодатель устанавливает основания, при наличии которых родители (один из них) могут быть ограничены в родительских правах. Ограничение рассматривается как одна из мер семейно-правовой ответственности, применяемых к родителям при ненадлежащем осуществлении ими родительских прав. При этом перечень оснований для принятия судом соот-

ветствующего решения, изложенный в п. 2 ст. 73, является исчерпывающим.

Между тем, в других статьях СК РФ и иных федеральных законах содержатся нормы, последствия применения которых состоят тоже в ограничении родительских прав родителей (одного из них). Однако эти ограничения не подпадают под режим семейно-правовой ответственности с позиции ст. 73 СК РФ, в связи с чем нуждаются в осмыслении и правильной квалификации как институт семейного права.

Одним из способов регулирования семейных отношений является договор, в том числе соглашение родителей, об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка. В подобной ситуации есть все основания утверждать о фактическом ограничении родительских прав одного из родителей вследствие взаимного волеизъявления родителей.

В связи с этим возникает необходимость исследования соответствующих правоотношений с точки зрения выявления и обоснования таких ограничений, их форм и пределов, последствий нарушения.

Как уже не раз отмечалось, ограничение родительских прав предусмотрено СК РФ в качестве одной из мер семейно-правовой ответственности, поэтому именно в таком ключе в научных трудах и представлена характеристика оснований, процедуры и последствий ограничения родителей (одного из них) в родительских правах.

Так, исследование ограничения родительских прав было проведено С.И. Смирновской13. Однако данная диссертация посвящена изучению ограничения родительских прав только

с точки зрения ответственности родителей. Кроме того, с момента написания работы было внесено множество изменений и дополнений в законодательство об опеке и попечительстве, что создало основу для новых исследований в сфере ограничения родительских прав при передаче ребенка на воспитание третьим лицам.

Частично вопросы ограничения родительских прав, но опять в узком понимании как меры семейно-правовой ответственности, проанализированы Г.И. Вавильченковой14. Сравнительная характеристика ограничения и лишения родительских прав по некоторым критериям представлена в диссертации П.Н. Мардахаевой15. На ограничение родительских прав в контексте соотношения мер гражданско-правовой и семейноправовой ответственности указывается в диссертации С.А. Сидоровой16. С точки зрения обеспечения права ребенка на семейное воспитание вопросы ограничения и лишения родительских прав изучены в работе А.Н. Лысовой17.

Процессуальные особенности ограничения родительских прав как разрешения спора, связанного с воспитанием детей, представлены в работах О.С. Батовой и Е.А. Фоминой18.

Таким образом, в указанных и иных научных трудах по семейному праву, посвященных вопросам осуществления родительских прав, представлено узкое понимание ограничения родительских прав - лишь как меры семейноправовой ответственности или в соотношении с иными институтами семейного права. В то же время есть все предпосылки для восприятия ограничения родительских прав как комплексного института семейного права, имеющего существенное значение в реализации воспитательной функции семейного права.

13 Смирновская С.И. Ограничение родительских прав по семейному законодательству Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007.

14 Вавильченкова Г.И. Семейно-правовые санкции, применяемые к родителям за ненадлежащее осуществление прав и исполнение обязанностей по воспитанию детей в Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008.

15 Мардахаева П.Н. Лишение родительских прав как мера семейно-правовой ответственности : автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2005

16 Сидорова С.А. Вопросы применения мер гражданско-правовой и семейно-правовой ответственности : автореф. дис. . канд. юрид. наук. Волгоград, 2007.

17 Лысова А.Н. Обеспечение права ребенка на воспитание средствами гражданского процессуального права при рассмотрении дел о лишении родительских прав : автореф. дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 2003.

18 Батова О.С. Процессуальные особенности рассмотрения споров, связанных с воспитанием детей : автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2007 ; Фомина Е.А. Споры о праве на воспитание детей (материально-правовые и процессуально-правовые проблемы) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.