СОЛОВЬЕВА Т. В., КАРАСЁВА А. С.
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ
Аннотация. Раскрывается значение воспитательной функции современной семьи, представленное в отечественной науке. Рассматриваются особенности влияния воспитательной функции семьи на формирование личности ребенка. На основе авторского исследования выявлены проблемы реализации воспитательной функции семьи в зависимости от детности.
Ключевые слова: воспитательная функция, семья, дети, личность, реализация, проблемы.
SOLOVEVA T. V., KARASEVA A. S.
IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL FUNCTION OF MODERN FAMILY: SOME CURRENT ISSUES
Abstract. The article considers the importance of educational function of the modern family in accordance with the up-to-date Russian research works. The impact of educational function of the family on the formation of child's personality is studied. A survey conducted by the author has identified the problems of implementation of educational function in modern families depending on their parenthood status.
Keywords: educational function, family, children, identity, implementation, problems.
Несмотря на общеупотребительность понятия «семья», существует достаточно много его интерпретаций. Кроме того, в различных обществах и культурах определение понятия «семья» может существенно различаться, нередко оно зависит от той области, относительно которой дается. Так, например, Е. И. Холостова рассматривает семью как воспитательный институт и выделяет в нем следующие элементы:
1) воспитание и потребность в эмоциональном контакте - потребность «ориентиров» в эмоциональном настрое других. У человека как существа общественного имеется своеобразная форма ориентировки - направленность на психический облик другого человека. Ребенок становится центром потребности, единственным объектом ее удовлетворения;
2) воспитание и потребность в смысле жизни заключается в том, что каждый стремится найти смысл своей жизни; без удовлетворения этой потребности человек не может нормально функционировать, мобилизовать все свои способности в максимальной степени. Большие проблемы возникают в общении с ребенком, если воспитание стало для родителей
единственной деятельностью, реализующей потребность смысла жизни, а каждое проявление самостоятельности ребенка преследуется с поразительным упорством. Вред такого самопожертвования для ребенка очевиден;
3) воспитание и потребность достижения результатов состоит в следующем: добиться того, что не удавалось родителям из-за отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были достаточно способными и настойчивыми;
4) воспитание как реализация определенной системы встречается в семьях, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребенка и направляются не столько на него самого, сколько на реализацию признаваемой родителями системы воспитания;
5) воспитание как формирование определенных качеств, желательных для родителей. Родитель строит свое воспитание так, чтобы ребенок был обязательно наделен «особо ценным» качеством [1, с. 235-237].
Как отмечает М. А. Мазалова, воспитательная функция семьи - это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников [2, с. 58]. Семейное воспитание определяется как осознанные усилия по взращиванию ребенка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть ребенок, подросток, юноша. Семейное воспитание основано на любви и уважении детей, предполагающей их психолого-педагогическую поддержку, защиту и формирование личности с учетом возможностей детей в соответствии с ценностями семьи и общества.
Воспитательная функция семьи обусловлена необходимостью социализации молодого поколения для поддержания культурной непрерывности общественной жизни. Семья воздействует на социализацию детей не просто самим фактом своего существования, а благоприятным морально-психологическим климатом, здоровыми отношениями между всеми своими членами.
Необходимо актуализировать роль домашнего воспитания, которое, по мнению А. А. Толмачевой, способствует развитию детей в условиях семьи, с точки зрения системного подхода, понимается в качестве процесса овладения социокультурными ценностями, посредством развития познавательной активности, организации социальной коммуникации и формирования на их основе нравственных качеств личности [3]. Воспитание личности обеспечивается углублением интересов, пониманием красоты окружающего мира и человеческих отношений, приобретением умений в общении и различных видах деятельности. Семья является отправной точкой формирования личности, осуществляемого в процессе воспитания, обучения и совместной с родителями трудовой
деятельности. При этом успешное развитие происходит не столько путем поучений со стороны взрослых, сколько путем интуитивного подражания их поведению. Дети перенимают от родителей необходимые навыки поведения и общения, а в дальнейшем они лишь корректируются воспитателями.
Конструктивное семейное воспитание служит условием формирования социально благополучной личности ребенка: обеспечивает оптимальные возможности его личностного и умственного развития, удовлетворяет потребности в уходе и социальном контакте, способствует развитию социальной компетентности, овладению социокультурными ценностями, приобретению опыта социального взаимодействия, жизненного опыта, нравственно-эмоционального опыта, усвоение норм поведения.
При изучении воспитательной функции семьи нами было проведено социологическое исследование на тему: «Проблемы реализации воспитательной функции современной семьи в Республике Мордовия (на примере Петровского сельского поселения Дубенского района)». Основная цель исследования - изучить проблемы реализации воспитательной функции современной семьи и выработать практические рекомендации для специалистов социальной сферы по их разрешению.
Численность испытуемых составляла 40 человек, была разделена по возрасту и количеству детей и составила 4 группы по 10 семей в каждой: 1 группа - семьи, в которых возраст супругов от 20 до 30 лет, имеющих одного ребенка; 2 группа - семьи, в которых возраст супругов от 30 до 40 лет, имеющих одного ребенка; 3 группа - семьи, в которых возраст супругов от 20 до 30 лет, имеющих двух и более детей; 4 группа - семьи, в которых возраст супругов от 30 до 40 лет, имеющих двух и более детей.
В ходе исследования были выявлены следующие закономерности. Семья выполняет множество функций и с учетом множества факторов их содержание видоизменяется. На вопрос: «Как вы думаете, какие функции выполняет современная семья?», респонденты ответили следующим образом: для семей в возрасте 20-30 лет, имеющих одного ребенка, важными являются репродуктивная (74,7 %), воспитательная (82,8 %) и статусная (41,4 %) функции. Аналогичной оказалась ситуация и для родителей в более старшем возрасте, также имеющих одного ребенка. Для этих групп характерна ориентация на рождение последующих детей, их воспитание и обучение. Для семей в возрасте 20-30 лет, имеющих двух и более детей, на первое место выходит воспитательная (65,3 %), защитная (42,4 %) и экономическая (25,8 %) функции. Аналогичная ситуация и для семей, имеющих двух и более детей в возрасте 30-40 лет. В данном случае происходит переориентация на обеспечение безопасности семьи на экономическом, эмоциональном, физическом, психологическом уровнях (см. рис. 1).
Рис. 1. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как Вы думаете, какие функции выполняет современная семья?»; обозначения в области рисунка: 1 - воспроизводство населения (репродуктивная), 2 - воспитательная, 3 - экономическая, 4 - защитная, 5 - статусная, 6 - эмоционального удовлетворения.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что представление о функциях современной семьи отличаются в зависимости не столько от возраста родителей, сколько от количества детей. В семьях, в которых возраст супругов находится в диапазоне от 20 до 30 лет и от 30 до 40 лет, имеющих одного ребенка, наибольшую популярность имеет воспитательная и репродуктивные функции. Так, по мнению исследователя В. В. Рябовой, это определенный потенциал, который, характеризуется достаточно низким возрастным порогом деторождения и формирования опыта в воспитании детей [4, с.110]. Рассматривая семьи, имеющие двух и более детей (согласно мнению Боровикова Л. В.), отмечаются следующие закономерности: экономические функции семьи в наибольшей степени детерминированы ее составом [5].
Представление о воспитательной функции семьи также различно в группах испытуемых. На вопрос «В чем заключается воспитательная функция семьи?» респонденты ответили следующим образом:
- в семьях с одним ребенком (1 и 2 группы) преобладают представления о семейном воспитании как о возможности дать детям родительскую любовь и поддержку (30,3 % и 45,3 % соответственно), передать жизненный опыт от старших индивидов к младшим (59,4 % и
55.2 % соответственно), обеспечить культурную непрерывность общества (52,1 % и 76,3 % соответственно), передать новому поколению общественные нормы и ценности (28,5 % и
11.3 % соответственно);
- в семьях с двумя и более детьми (3 и 4 группы) преимущественно отмечаются представления; о возможности дать детям родительскую любовь, поддержку (68,4 % и 55,3 % соответственно); об удовлетворении потребностей в материнстве (отцовстве) (51,4 %
и 68,4 % соответственно); о самореализации в детях (67,5 % и 57,9 % соответственно); передаче жизненного опыта от старших индивидов к младшим (47,2 % и 31,7 % соответственно).
В зависимости от возрастных характеристик различий не выявлено. Однако в семьях отмечена следующая тенденция: переориентация семейного воспитания с одним ребенком с общественной значимости на индивидуальную значимость ребенка.
Исходя из вопроса: «Кто в Вашей семье, как правило, принимает наибольшее участие в воспитании ребенка (детей)?», было установлено, что во многих семьях, принявших участие в исследовании, воспитание детей осуществляется на основе «женской роли». По результатам исследования, воспитание лежит на матери (1 группа - 55,6 %; 2 группа -69,6 %; 3 группа - 91,3 %; 4 группа - 82,9 %, соответственно), на отце (13,2 % из 1 группы), на обоих супругах (1 группа - 42,6 %; 41,8 %; 18,5 %; 22,5 %, соответственно по группам). Таким образом, в семьях с одним ребенком заботы о воспитании ребенка (детей) возлагаются на жену, но также отводиться значимая роль мужчине. Другая ситуация в семьях с двумя и более детьми: как правило, заботы о воспитании ребенка (детей) возлагаются на жену, мужчина в данном вопросе привлекается меньше. По нашему мнению, в данном случае мужчине больше отводится роль «добытчика» в силу сложной материальной обстановки в таких семьях.
В подтверждение данного мнения следует привести данные исследования, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 2015 году, которое представляет данные о том, кто занимается воспитанием детей в российских семьях и что самое главное в воспитании. Так, каждый второй россиянин (53 %) полагает, что отец и мать повлияли на его воспитание в равной мере. Каждый третий (34 %) отмечает ведущую роль матери, и только каждый десятый (9 %) указывает на роль отца. В воспитании 3 % опрошенных главными были не родители. В Москве и Санкт-Петербурге влияние матери на воспитание детей особенно велико (40 % указывают на значительную роль матери в их воспитании и только 2 % - на роль отца). В современных семьях, в которых есть несовершеннолетние дети, роль отца в воспитании уменьшилась. В большинстве таких семей воспитанием детей занимаются отец и мать в равной степени (41 %) или же вся семья, включая бабушек и дедушек (21 %). В каждой третьей семье с детьми до 18 лет (33 %) процессом воспитания ведает в основном мать и лишь в 2 % случаев - отец. Воспитателя или няню нанимают менее 1 % опрошенных [6].
Изучение вопросов реализации воспитательной функций современной семьи невозможно без исследования методов семейного воспитания, т. е. способов взаимодействия родителей с детьми, которые помогают последним развивать свое сознание, чувства и волю,
активно стимулируют формирование опыта поведения, самостоятельную детскую жизнедеятельность, полноценное моральное и духовное развитие. Анализ ответов респондентов на вопрос: «Какой метод семейного воспитания по отношению к своему ребенку (детям) Вы используете?» показывает, что в семьях более молодого возраста, имеющих одного ребенка (1 группа) наблюдается применение методов убеждения (64,3 %), требования (56,1 %), поощрения (42,6 %), наказания (25,1 %). В семьях более старшего возраста, также имеющих одного ребенка (2 группа), используются следующие методы воспитания: убеждение (71,5 %), принуждение (76,3 %), наказание (26,4 %). В семьях более молодого возраста, имеющих двух и более детей (3 группа) наблюдается применение методов убеждения (86,1 %), требования (37,4 %), поощрения (33,6 %). В семьях более старшего возраста, имеющих двух и более детей (4 группа) используются следующие методы воспитания: убеждение (84,1 %) и поощрение (76,3 %). Следовательно, по нашему мнению, выбор методов семейного воспитания, в первую очередь, зависит от общей культуры родителей, их жизненного опыта, от возраста супругов и количества детей в семье.
Ответы респондентов на вопрос «Какие проблемы воспитания (ребенка) детей являются для Вас наиболее важными?» оказались достаточно разнообразными во всех группах. Рассмотрим их:
- в 1 группе (возраст супругов от 20 до 30 лет, в семье один ребенок): незнание психологических и возрастных особенностей детей - 76,1 %; здоровье - 44,2 %; дисциплина - 46,2 %; нравственное воспитание - 35,3 %; воспитание трудолюбия - 28,1 %; несогласованность супругов в выборе методов воспитания - 15,3 %.
- во 2 группе (возраст супругов от 30 до 40 лет, в семье один ребенок): незнание психологических и возрастных особенностей детей - 56,3 %; дисциплина - 42,8 %; нравственное воспитание - 35,2 %; воспитание трудолюбия - 31,8 %; здоровье - 14,2 %; общение со сверстниками - 19,3 %.
- в 3 группе (возраст супругов от 20 до 30 лет, в семье двое и более детей): несогласованность супругов в выборе методов воспитания - 60,0 %; здоровье - 55,3 %; дисциплина - 48,1 %; незнание психологических и возрастных особенностей детей - 46,2 %.
- в 4 группе (возраст супругов от 30 до 40 лет, в семье двое и более детей): несогласованность супругов в выборе методов воспитания - 76,3 %; дисциплина - 65,2 %; здоровье - 51,9 %; организация досуга - 15,8 %; общение со сверстниками - 13,1 %; успеваемость - 17,3 %.
Таким образом, анализ полученных ответов респондентов, позволил сделать следующие выводы: в более молодом возрасте в семьях с одним ребенком среди проблем, возникающих в воспитании, важное место занимают вопросы незнания психологических и
возрастных особенностей детей, их здоровья и обеспечения дисциплины; с увеличением возраста супругов вопросы обеспечения дисциплины превалируют над вопросами здоровья и заменяются аспектами нравственного воспитания детей; для семей, имеющих двух и более детей, независимо от возраста супругов, значимыми становятся вопросы рассогласования между супругами в выборе методов воспитания, здоровья и обеспечения дисциплины.
Проведенное социологическое исследование семей, проживающих на территории Петровского сельского поселения Дубенского района Республики Мордовия, позволило выявить следующие тенденции в реализации ими воспитательной функции: с увеличением возраста и количества детей в семье изменяется позиция родителей в отношении понимания семьи; с увеличением количества детей в семье изменяется представление о функциях современной семьи; происходит переориентация с общественной значимости воспитания на индивидуальное; идеальные семейные ценности воспитательной функции семьи совпадают с реальными; расширяются знания о мерах поощрения и наказания; различается количество факторов, влияющих на качество воспитательного потенциала семьи; с увеличением возраста супругов: просматривается тенденция к увеличению доверия к методам и средствам воспитания окружающих людей; изменяются и проблемы, возникающие в воспитании ребенка, начиная от незнания психологических и возрастных особенностей детей, их здоровья и обеспечения дисциплины до аспектов их нравственного воспитания. Все молодые родители испытывают недостаток объективной информации о методах воспитания детей, играх и других моментах родительской жизни. В семьях более старшего возраста, имеющих двух и более детей, наблюдается опора на собственный жизненный опыт; во всех группах респондентов основное воспитательное воздействие на своих детей оказывает мать. Все опрошенные руководствуются своей точкой зрения при воспитании своих детей, отмечается наличие традиционных подходов в воспитании детей, передающихся из поколения в поколение.
Современная ситуация в сфере воспитания требует создания новой, более эффективной системы социального сопровождения семьи. Организация такого процесса требует глубокого осмысления сущности изменений, происходящих в обществе, согласования позиций, выработки концепции и модели, принимаемой родительским сообществом. А для этого необходима соответствующая система условий, стимулирующая родителей к собственному педагогическому образованию, повышению педагогической культуры, связанной с запросами и потребностями развивающейся личности ребенка; со спецификой процесса его личностного становления и профессионального самоопределения; с опорой на предшествующий опыт родителей и процесс их педагогического просвещения. В деятельности специалистов социальной сферы необходима более эффективная реализация
технологий, среди которых можно указать следующие: усиление контроля за качеством образования родителей в области воспитания детей в различных его аспектах; организация в целом здорового досуга, в том числе по месту жительства. В деятельности, к примеру, социальных работников необходимо активное использование консультирования, в частности основных его видов: консультирование по телефону доверия, индивидуальное и групповое консультирование по возникающим вопросам воспитания детей. Грамотные знания во многом являются средством профилактики неблагоприятных последствий, которые сопровождаются недостатком в образовании родителей в области воспитания детей. На основе территориальных участков необходимо создавать клубы, специализирующиеся на вопросах семьи, воспитания детей, в которых специально обученные в данной области специалисты в форме лекционных занятий смогли бы передать полученные ими знания. В данном случае к деятельности специалистов социальной сферы будет относиться информирование о работе таких клубов, об их целях и задачах, видах деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Холостова Е. И., Прохорова О. Г., Черняк Е. М. Семьеведение: учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2012. - 403 с.
2. Мазалова М. А. Об уточнении содержания понятия «семейное воспитание» в историко-педагогических исследованиях // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2014. - № 2. - С. 58-62.
3. Толмачева А. А. Социализация детей дошкольного возраста в условиях домашнего воспитания: методические рекомендации. - Челябинск: ЧГАКИ, 2006. - 67 с.
4. Рябова В. В. Трансформация функций семьи в современном российском обществе // Проблемы социально-экономического развития Сибири. - 2014. - № 3. - С. 106-112.
5. Боровикова Л. В. Проблемы современной семьи и детства // Социальное обслуживание семей и детей. - 2014. - № 2. - С. 14-28.
6. ВЦИОМ. Материалы социологического исследования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=10210.