Научная статья на тему 'Проблемы реализации воспитательной функции современной семьи'

Проблемы реализации воспитательной функции современной семьи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2182
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ / ДЕТИ / ЛИЧНОСТЬ / ПРОБЛЕМЫ / РЕАЛИЗАЦИЯ / СЕМЬЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Карасёва Алёна Сергеевна, Соловьева Татьяна Владимировна

Раскрывается значение воспитательной функции современной семьи, представленное в отечественной науке. Рассматриваются особенности влияния воспитательной функции семьи на формирование личности ребенка. На основе авторского исследования выявлены проблемы реализации воспитательной функции семьи в зависимости от детности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the importance of educational function of the modern family in accordance with the up-to-date Russian research works. The impact of educational function of the family on the formation of child's personality is studied. A survey conducted by the author has identified the problems of implementation of educational function in modern families depending on their parenthood status.

Текст научной работы на тему «Проблемы реализации воспитательной функции современной семьи»

СОЛОВЬЕВА Т. В., КАРАСЁВА А. С.

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

Аннотация. Раскрывается значение воспитательной функции современной семьи, представленное в отечественной науке. Рассматриваются особенности влияния воспитательной функции семьи на формирование личности ребенка. На основе авторского исследования выявлены проблемы реализации воспитательной функции семьи в зависимости от детности.

Ключевые слова: воспитательная функция, семья, дети, личность, реализация, проблемы.

SOLOVEVA T. V., KARASEVA A. S.

IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL FUNCTION OF MODERN FAMILY: SOME CURRENT ISSUES

Abstract. The article considers the importance of educational function of the modern family in accordance with the up-to-date Russian research works. The impact of educational function of the family on the formation of child's personality is studied. A survey conducted by the author has identified the problems of implementation of educational function in modern families depending on their parenthood status.

Keywords: educational function, family, children, identity, implementation, problems.

Несмотря на общеупотребительность понятия «семья», существует достаточно много его интерпретаций. Кроме того, в различных обществах и культурах определение понятия «семья» может существенно различаться, нередко оно зависит от той области, относительно которой дается. Так, например, Е. И. Холостова рассматривает семью как воспитательный институт и выделяет в нем следующие элементы:

1) воспитание и потребность в эмоциональном контакте - потребность «ориентиров» в эмоциональном настрое других. У человека как существа общественного имеется своеобразная форма ориентировки - направленность на психический облик другого человека. Ребенок становится центром потребности, единственным объектом ее удовлетворения;

2) воспитание и потребность в смысле жизни заключается в том, что каждый стремится найти смысл своей жизни; без удовлетворения этой потребности человек не может нормально функционировать, мобилизовать все свои способности в максимальной степени. Большие проблемы возникают в общении с ребенком, если воспитание стало для родителей

единственной деятельностью, реализующей потребность смысла жизни, а каждое проявление самостоятельности ребенка преследуется с поразительным упорством. Вред такого самопожертвования для ребенка очевиден;

3) воспитание и потребность достижения результатов состоит в следующем: добиться того, что не удавалось родителям из-за отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были достаточно способными и настойчивыми;

4) воспитание как реализация определенной системы встречается в семьях, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребенка и направляются не столько на него самого, сколько на реализацию признаваемой родителями системы воспитания;

5) воспитание как формирование определенных качеств, желательных для родителей. Родитель строит свое воспитание так, чтобы ребенок был обязательно наделен «особо ценным» качеством [1, с. 235-237].

Как отмечает М. А. Мазалова, воспитательная функция семьи - это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников [2, с. 58]. Семейное воспитание определяется как осознанные усилия по взращиванию ребенка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть ребенок, подросток, юноша. Семейное воспитание основано на любви и уважении детей, предполагающей их психолого-педагогическую поддержку, защиту и формирование личности с учетом возможностей детей в соответствии с ценностями семьи и общества.

Воспитательная функция семьи обусловлена необходимостью социализации молодого поколения для поддержания культурной непрерывности общественной жизни. Семья воздействует на социализацию детей не просто самим фактом своего существования, а благоприятным морально-психологическим климатом, здоровыми отношениями между всеми своими членами.

Необходимо актуализировать роль домашнего воспитания, которое, по мнению А. А. Толмачевой, способствует развитию детей в условиях семьи, с точки зрения системного подхода, понимается в качестве процесса овладения социокультурными ценностями, посредством развития познавательной активности, организации социальной коммуникации и формирования на их основе нравственных качеств личности [3]. Воспитание личности обеспечивается углублением интересов, пониманием красоты окружающего мира и человеческих отношений, приобретением умений в общении и различных видах деятельности. Семья является отправной точкой формирования личности, осуществляемого в процессе воспитания, обучения и совместной с родителями трудовой

деятельности. При этом успешное развитие происходит не столько путем поучений со стороны взрослых, сколько путем интуитивного подражания их поведению. Дети перенимают от родителей необходимые навыки поведения и общения, а в дальнейшем они лишь корректируются воспитателями.

Конструктивное семейное воспитание служит условием формирования социально благополучной личности ребенка: обеспечивает оптимальные возможности его личностного и умственного развития, удовлетворяет потребности в уходе и социальном контакте, способствует развитию социальной компетентности, овладению социокультурными ценностями, приобретению опыта социального взаимодействия, жизненного опыта, нравственно-эмоционального опыта, усвоение норм поведения.

При изучении воспитательной функции семьи нами было проведено социологическое исследование на тему: «Проблемы реализации воспитательной функции современной семьи в Республике Мордовия (на примере Петровского сельского поселения Дубенского района)». Основная цель исследования - изучить проблемы реализации воспитательной функции современной семьи и выработать практические рекомендации для специалистов социальной сферы по их разрешению.

Численность испытуемых составляла 40 человек, была разделена по возрасту и количеству детей и составила 4 группы по 10 семей в каждой: 1 группа - семьи, в которых возраст супругов от 20 до 30 лет, имеющих одного ребенка; 2 группа - семьи, в которых возраст супругов от 30 до 40 лет, имеющих одного ребенка; 3 группа - семьи, в которых возраст супругов от 20 до 30 лет, имеющих двух и более детей; 4 группа - семьи, в которых возраст супругов от 30 до 40 лет, имеющих двух и более детей.

В ходе исследования были выявлены следующие закономерности. Семья выполняет множество функций и с учетом множества факторов их содержание видоизменяется. На вопрос: «Как вы думаете, какие функции выполняет современная семья?», респонденты ответили следующим образом: для семей в возрасте 20-30 лет, имеющих одного ребенка, важными являются репродуктивная (74,7 %), воспитательная (82,8 %) и статусная (41,4 %) функции. Аналогичной оказалась ситуация и для родителей в более старшем возрасте, также имеющих одного ребенка. Для этих групп характерна ориентация на рождение последующих детей, их воспитание и обучение. Для семей в возрасте 20-30 лет, имеющих двух и более детей, на первое место выходит воспитательная (65,3 %), защитная (42,4 %) и экономическая (25,8 %) функции. Аналогичная ситуация и для семей, имеющих двух и более детей в возрасте 30-40 лет. В данном случае происходит переориентация на обеспечение безопасности семьи на экономическом, эмоциональном, физическом, психологическом уровнях (см. рис. 1).

Рис. 1. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как Вы думаете, какие функции выполняет современная семья?»; обозначения в области рисунка: 1 - воспроизводство населения (репродуктивная), 2 - воспитательная, 3 - экономическая, 4 - защитная, 5 - статусная, 6 - эмоционального удовлетворения.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что представление о функциях современной семьи отличаются в зависимости не столько от возраста родителей, сколько от количества детей. В семьях, в которых возраст супругов находится в диапазоне от 20 до 30 лет и от 30 до 40 лет, имеющих одного ребенка, наибольшую популярность имеет воспитательная и репродуктивные функции. Так, по мнению исследователя В. В. Рябовой, это определенный потенциал, который, характеризуется достаточно низким возрастным порогом деторождения и формирования опыта в воспитании детей [4, с.110]. Рассматривая семьи, имеющие двух и более детей (согласно мнению Боровикова Л. В.), отмечаются следующие закономерности: экономические функции семьи в наибольшей степени детерминированы ее составом [5].

Представление о воспитательной функции семьи также различно в группах испытуемых. На вопрос «В чем заключается воспитательная функция семьи?» респонденты ответили следующим образом:

- в семьях с одним ребенком (1 и 2 группы) преобладают представления о семейном воспитании как о возможности дать детям родительскую любовь и поддержку (30,3 % и 45,3 % соответственно), передать жизненный опыт от старших индивидов к младшим (59,4 % и

55.2 % соответственно), обеспечить культурную непрерывность общества (52,1 % и 76,3 % соответственно), передать новому поколению общественные нормы и ценности (28,5 % и

11.3 % соответственно);

- в семьях с двумя и более детьми (3 и 4 группы) преимущественно отмечаются представления; о возможности дать детям родительскую любовь, поддержку (68,4 % и 55,3 % соответственно); об удовлетворении потребностей в материнстве (отцовстве) (51,4 %

и 68,4 % соответственно); о самореализации в детях (67,5 % и 57,9 % соответственно); передаче жизненного опыта от старших индивидов к младшим (47,2 % и 31,7 % соответственно).

В зависимости от возрастных характеристик различий не выявлено. Однако в семьях отмечена следующая тенденция: переориентация семейного воспитания с одним ребенком с общественной значимости на индивидуальную значимость ребенка.

Исходя из вопроса: «Кто в Вашей семье, как правило, принимает наибольшее участие в воспитании ребенка (детей)?», было установлено, что во многих семьях, принявших участие в исследовании, воспитание детей осуществляется на основе «женской роли». По результатам исследования, воспитание лежит на матери (1 группа - 55,6 %; 2 группа -69,6 %; 3 группа - 91,3 %; 4 группа - 82,9 %, соответственно), на отце (13,2 % из 1 группы), на обоих супругах (1 группа - 42,6 %; 41,8 %; 18,5 %; 22,5 %, соответственно по группам). Таким образом, в семьях с одним ребенком заботы о воспитании ребенка (детей) возлагаются на жену, но также отводиться значимая роль мужчине. Другая ситуация в семьях с двумя и более детьми: как правило, заботы о воспитании ребенка (детей) возлагаются на жену, мужчина в данном вопросе привлекается меньше. По нашему мнению, в данном случае мужчине больше отводится роль «добытчика» в силу сложной материальной обстановки в таких семьях.

В подтверждение данного мнения следует привести данные исследования, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 2015 году, которое представляет данные о том, кто занимается воспитанием детей в российских семьях и что самое главное в воспитании. Так, каждый второй россиянин (53 %) полагает, что отец и мать повлияли на его воспитание в равной мере. Каждый третий (34 %) отмечает ведущую роль матери, и только каждый десятый (9 %) указывает на роль отца. В воспитании 3 % опрошенных главными были не родители. В Москве и Санкт-Петербурге влияние матери на воспитание детей особенно велико (40 % указывают на значительную роль матери в их воспитании и только 2 % - на роль отца). В современных семьях, в которых есть несовершеннолетние дети, роль отца в воспитании уменьшилась. В большинстве таких семей воспитанием детей занимаются отец и мать в равной степени (41 %) или же вся семья, включая бабушек и дедушек (21 %). В каждой третьей семье с детьми до 18 лет (33 %) процессом воспитания ведает в основном мать и лишь в 2 % случаев - отец. Воспитателя или няню нанимают менее 1 % опрошенных [6].

Изучение вопросов реализации воспитательной функций современной семьи невозможно без исследования методов семейного воспитания, т. е. способов взаимодействия родителей с детьми, которые помогают последним развивать свое сознание, чувства и волю,

активно стимулируют формирование опыта поведения, самостоятельную детскую жизнедеятельность, полноценное моральное и духовное развитие. Анализ ответов респондентов на вопрос: «Какой метод семейного воспитания по отношению к своему ребенку (детям) Вы используете?» показывает, что в семьях более молодого возраста, имеющих одного ребенка (1 группа) наблюдается применение методов убеждения (64,3 %), требования (56,1 %), поощрения (42,6 %), наказания (25,1 %). В семьях более старшего возраста, также имеющих одного ребенка (2 группа), используются следующие методы воспитания: убеждение (71,5 %), принуждение (76,3 %), наказание (26,4 %). В семьях более молодого возраста, имеющих двух и более детей (3 группа) наблюдается применение методов убеждения (86,1 %), требования (37,4 %), поощрения (33,6 %). В семьях более старшего возраста, имеющих двух и более детей (4 группа) используются следующие методы воспитания: убеждение (84,1 %) и поощрение (76,3 %). Следовательно, по нашему мнению, выбор методов семейного воспитания, в первую очередь, зависит от общей культуры родителей, их жизненного опыта, от возраста супругов и количества детей в семье.

Ответы респондентов на вопрос «Какие проблемы воспитания (ребенка) детей являются для Вас наиболее важными?» оказались достаточно разнообразными во всех группах. Рассмотрим их:

- в 1 группе (возраст супругов от 20 до 30 лет, в семье один ребенок): незнание психологических и возрастных особенностей детей - 76,1 %; здоровье - 44,2 %; дисциплина - 46,2 %; нравственное воспитание - 35,3 %; воспитание трудолюбия - 28,1 %; несогласованность супругов в выборе методов воспитания - 15,3 %.

- во 2 группе (возраст супругов от 30 до 40 лет, в семье один ребенок): незнание психологических и возрастных особенностей детей - 56,3 %; дисциплина - 42,8 %; нравственное воспитание - 35,2 %; воспитание трудолюбия - 31,8 %; здоровье - 14,2 %; общение со сверстниками - 19,3 %.

- в 3 группе (возраст супругов от 20 до 30 лет, в семье двое и более детей): несогласованность супругов в выборе методов воспитания - 60,0 %; здоровье - 55,3 %; дисциплина - 48,1 %; незнание психологических и возрастных особенностей детей - 46,2 %.

- в 4 группе (возраст супругов от 30 до 40 лет, в семье двое и более детей): несогласованность супругов в выборе методов воспитания - 76,3 %; дисциплина - 65,2 %; здоровье - 51,9 %; организация досуга - 15,8 %; общение со сверстниками - 13,1 %; успеваемость - 17,3 %.

Таким образом, анализ полученных ответов респондентов, позволил сделать следующие выводы: в более молодом возрасте в семьях с одним ребенком среди проблем, возникающих в воспитании, важное место занимают вопросы незнания психологических и

возрастных особенностей детей, их здоровья и обеспечения дисциплины; с увеличением возраста супругов вопросы обеспечения дисциплины превалируют над вопросами здоровья и заменяются аспектами нравственного воспитания детей; для семей, имеющих двух и более детей, независимо от возраста супругов, значимыми становятся вопросы рассогласования между супругами в выборе методов воспитания, здоровья и обеспечения дисциплины.

Проведенное социологическое исследование семей, проживающих на территории Петровского сельского поселения Дубенского района Республики Мордовия, позволило выявить следующие тенденции в реализации ими воспитательной функции: с увеличением возраста и количества детей в семье изменяется позиция родителей в отношении понимания семьи; с увеличением количества детей в семье изменяется представление о функциях современной семьи; происходит переориентация с общественной значимости воспитания на индивидуальное; идеальные семейные ценности воспитательной функции семьи совпадают с реальными; расширяются знания о мерах поощрения и наказания; различается количество факторов, влияющих на качество воспитательного потенциала семьи; с увеличением возраста супругов: просматривается тенденция к увеличению доверия к методам и средствам воспитания окружающих людей; изменяются и проблемы, возникающие в воспитании ребенка, начиная от незнания психологических и возрастных особенностей детей, их здоровья и обеспечения дисциплины до аспектов их нравственного воспитания. Все молодые родители испытывают недостаток объективной информации о методах воспитания детей, играх и других моментах родительской жизни. В семьях более старшего возраста, имеющих двух и более детей, наблюдается опора на собственный жизненный опыт; во всех группах респондентов основное воспитательное воздействие на своих детей оказывает мать. Все опрошенные руководствуются своей точкой зрения при воспитании своих детей, отмечается наличие традиционных подходов в воспитании детей, передающихся из поколения в поколение.

Современная ситуация в сфере воспитания требует создания новой, более эффективной системы социального сопровождения семьи. Организация такого процесса требует глубокого осмысления сущности изменений, происходящих в обществе, согласования позиций, выработки концепции и модели, принимаемой родительским сообществом. А для этого необходима соответствующая система условий, стимулирующая родителей к собственному педагогическому образованию, повышению педагогической культуры, связанной с запросами и потребностями развивающейся личности ребенка; со спецификой процесса его личностного становления и профессионального самоопределения; с опорой на предшествующий опыт родителей и процесс их педагогического просвещения. В деятельности специалистов социальной сферы необходима более эффективная реализация

технологий, среди которых можно указать следующие: усиление контроля за качеством образования родителей в области воспитания детей в различных его аспектах; организация в целом здорового досуга, в том числе по месту жительства. В деятельности, к примеру, социальных работников необходимо активное использование консультирования, в частности основных его видов: консультирование по телефону доверия, индивидуальное и групповое консультирование по возникающим вопросам воспитания детей. Грамотные знания во многом являются средством профилактики неблагоприятных последствий, которые сопровождаются недостатком в образовании родителей в области воспитания детей. На основе территориальных участков необходимо создавать клубы, специализирующиеся на вопросах семьи, воспитания детей, в которых специально обученные в данной области специалисты в форме лекционных занятий смогли бы передать полученные ими знания. В данном случае к деятельности специалистов социальной сферы будет относиться информирование о работе таких клубов, об их целях и задачах, видах деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Холостова Е. И., Прохорова О. Г., Черняк Е. М. Семьеведение: учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2012. - 403 с.

2. Мазалова М. А. Об уточнении содержания понятия «семейное воспитание» в историко-педагогических исследованиях // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2014. - № 2. - С. 58-62.

3. Толмачева А. А. Социализация детей дошкольного возраста в условиях домашнего воспитания: методические рекомендации. - Челябинск: ЧГАКИ, 2006. - 67 с.

4. Рябова В. В. Трансформация функций семьи в современном российском обществе // Проблемы социально-экономического развития Сибири. - 2014. - № 3. - С. 106-112.

5. Боровикова Л. В. Проблемы современной семьи и детства // Социальное обслуживание семей и детей. - 2014. - № 2. - С. 14-28.

6. ВЦИОМ. Материалы социологического исследования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=10210.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.