Научная статья на тему 'Омт объединенных наций. Как ВОЗ оценивает место омт в глобальном и национальном здравоохранении?'

Омт объединенных наций. Как ВОЗ оценивает место омт в глобальном и национальном здравоохранении? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
60
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА МЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ / МЕНЕДЖМЕНТ МЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / HEALTH TECHNOLOGY ASSESSMENT / MEDICAL TECHNOLOGY MANAGEMENT / HEALTHCARE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лищук Олег

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рассматривает оценку медицинских технологий (ОМТ) как важный инструмент для поддержания базовых функций глобальной системы здравоохранения и обеспечения ее эффективности. В силу этого она считает своим долгом поддерживать национальные и региональные инициативы по развитию ОМТ и расширению ее географии (это актуально и для России, где специального органа по ОМТ не существует и разговоры о необходимости его создания зазвучали лишь недавно).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лищук Олег

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Омт объединенных наций. Как ВОЗ оценивает место омт в глобальном и национальном здравоохранении?»

52 MMfPUUM

Олег ЛИЩУК, «Ремедиум»

ОМТ Объединенных Наций

КАК ВОЗ ОЦЕНИВАЕТ МЕСТО ОМТ В ГЛОБАЛЬНОМ И НАЦИОНАЛЬНОМ ЗДРАВООХРАНЕНИИ?

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рассматривает оценку медицинских технологий (ОМТ) как важный инструмент для поддержания базовых функций глобальной системы здравоохранения и обеспечения ее эффективности. В силу этого она считает своим долгом поддерживать национальные и региональные инициативы по развитию ОМТ и расширению ее географии (это актуально и для России, где специального органа по ОМТ не существует и разговоры о необходимости его создания зазвучали лишь недавно).

Ключевые слова: оценка медицинских технологий, менеджмент медицинских технологий, здравоохранение

• ВЗАИМОСВЯЗЬ ОЦЕНКИ, РЕГУЛИРОВАНИЯ И МЕНЕДЖМЕНТА МЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

По мнению экспертов ВОЗ, ОМТ является одной из трех сопряженных функций, обеспечивающих должное внедрение и применение медицинских технологий. Двумя другими являются регулирование (РМТ) и менеджмент (ММТ).

РМТ представляет собой набор законодательных и юридических действий, необходимых для лицензированного применения любой медтех-нологии, в то время как ОМТ в целом решает более сложные задачи. Основные отличия ОМТ и РМТ представлены в таблице 1. ММТ определяет, каким образом конкретная технология используется в определенном медицинском учреждении, какие результаты это приносит и как это использование меняется со временем. Ранее специалисты по ОМТ и ММТ практически не взаимодействовали друг с другом. Однако резолюция Всемирной ассамблеи здравоохранения по медицинским технологиям от 2007 г. призывает страны-участницы «разработать при необходимости национальные стратегии и планы по созданию систем оценки, планирования, закупок и уп-

Keywords: health technology assessment, medical technology management, healthcare

The World Health Organization (WHO) sees health technology assessment as an essential tool for maintaining basic functions of the global healthcare system and ensuring its effectiveness. Therefore, WHO is committed to support national and regional initiatives to develop and expand the geography of HTA (this is also true for Russia where there is no a special HTA body, and conversations on the subject started only recently).

Oleg LISCHUK, Remedium. HTA IN THE UNITED NATIONS. HOW DOES WHO ESTIMATE HTA ROLE IN THE GLOBAL AND NATIONAL HEALTHCARE?

равления в отношении технологий здравоохранения, и в частности устройств медицинского назначения, в сотрудничестве с персоналом, занимающимся вопросами оценки технологий здравоохранения и биомедицинской техники». Согласно позиции ВОЗ, поддержка тесного взаимодействия между ОМТ и ММТ является одним из ключевых факторов успешного развития национальных законодательств и правил в области медицинских технологий. Сравнение масштабов охвата ОМТ и ММТ, а также их вклада в разработку соответствующей юридической базы приведено в таблице 2. РМТ, ОМТ и ММТ представляют собой систему четких действий, направленных на обеспечение наилучшего использования технологии и, как следствие, на достижение наивысшего уровня медицинской помощи и общественного здоровья. Они должны быть взаимосвязаны, но при этом — разграничены, поскольку масштабы охвата и конкретные цели, определяющие временные затраты, комплекс работ и необходимые ресурсы у них абсолютно различны.

таблица Г1 Сравнение РМТ и ОМТ

Характеристика РМТ ОМТ

Охватываемые вопросы Эффективность и безопасность Эффективность, действенность и целесообразность

Условия Обязательно Дает рекомендации по сложным технологиям

Роль Предотвратить вред Максимизировать клиническую и экономическую эффективность

КАК ВОЗ ОЦЕНИВАЕТ МЕСТО ОМТ В ГЛОБАЛЬНОМ И НАЦИОНАЛЬНОМ ЗДРАВООХРАНЕНИИ?

РШШЦЦМ 53

Так, если на государственном уровне ОМТ и РМТ связаны слишком тесно, ОМТ будет использоваться очень поверхностно, что станет препятствием для принятия официальных решений, основанных на должном уровне доказательности. Кроме того, чрезмерно жесткое РМТ может оградить инновационные технологии от поддержки ОМТ.

• ОМТ В НАЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Поскольку ОМТ нацелена на процессы принятия политических решений, она требует максимальной интеграции с руководством систем здравоохранения. Разработкой стратегий укрепления этих систем в составе глобального сообщества здравоохранения занимается Канадское общество международного здоровья ^Ш). Созданная им модель укрепления систем здравоохранения (рис. 1) подчеркивает важность принятия решений на доказательной основе как на уровне политики и планирования, так и на уровне отдельных управлений и учреждений здравоохранения. Наиболее значимые результаты внедрения ОМТ:

ф ОМТ переносит глобальную медицинскую информацию в контекст различных элементов конкретной системы здравоохранения, таких как набор ресурсов и условия функционирования;

4 ОМТ поддерживает прозрачность процесса принятия решений, что подразумевает участие в нем всех заинтересованных сторон, в т. ч. населения;

+ ОМТ, основанная на равенстве и реальных потребностях, обеспечивает принятие решений, отвечающих принципам равного доступа к медицинским услугам и подотчетности в целом.

Принятие политических решений зависит от типа конкретной системы здравоохранения. К примеру, если она устроена по региональному принципу, как в России, то результаты ОМТ могут и должны быть использованы не только на национальном, но и на

таблица Сравнение ММТ и ОМТ

Аспект ММТ ОМТ

Масштаб охвата Медицинское учреждение Общество в целом

Ориентация Локальные сообщества Общественное здравоохранение

Методы Управление технологией, ее эксплуатация Систематические обзоры, метаанализы

Критерии Анализ потребностей, характеристики, возможные альтернативы Клиническая и экономическая эффективность, целесообразность

Результат Локальное решение Общее решение, законодательный акт, влияние на медицинскую практику

рисунок Г1 Модель укрепления систем здравоохранения CSIH

Концепция:равенство и подотчетность

Непосредственно медицинское обслуживание

Пропаганда здоровья и локальные профилактические программы

Человеческие ресурсы в здравоохранении

Финансирование и распределение средств в здравоохранении

Ответственное руководство и лидерство

Ресурсы для развития (планирование и разработка политики на доказательной основе)

Данные информационных систем здравоохранения для принятия политических решений

Принятие решений на доказательной основе на уровне клиник и отдельных сообществ

Сильное и жизнеспособное гражданское общество

Прозрачный и ответственный общественный и частный сектор

54 MMfPUUM

ОЦЕНКА МЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

местном уровне. Поэтому для максимизации положительного влияния ОМТ на общественное здоровье при ее проведении необходимо учитывать специфику национальной системы здравоохранения.

• ОМТ КАК ИНСТИТУТ

Организации, занимающиеся ОМТ, появились и появляются в ответ на потребность в формальной организации структурирования и анализа данных по различным аспектам медицинских технологий. Как правило, они создаются на национальном уровне с четкой целью, для реализации которой их обеспечивают финансированием и другими ресурсами. Основные работы по ОМТ в экономически развитых странах так или иначе связаны с организациями, большинство из которых являются членами некоммерческой Международной сети агентств по ОМТ (INAHTA). Все ее члены также являются некоммерческими структурами и связаны с местными правительствами. Тем не менее существуют и коммерческие организации по ОМТ. В последние годы появились новые модели институтов ОМТ. Они создаются на базе локальных организаций — отдельных учреждений и управлений здравоохранения, а также медицинских вузов. Как правило, результаты работы таких организаций отвечают локальным потребностям и применяются на соответствующем уровне. Кроме того, они используются более масштабными агентствами по ОМТ. В условиях постоянного развития и повышения значимости ОМТ работы в этой области все чаще ведут и промышленные компании.

• ОМТ И ИННОВАЦИИ

Процессы ОМТ и внедрения инноваций тесно взаимосвязаны. ОМТ зародилась в ответ на технологический прорыв в виде разработки компьютерной томографии в ранние 1970-е гг. и с тех пор все сильнее влияет на жизненный цикл медицинских технологий в здравоохранении (рис. 2).

Цель ОМТ — способствовать внедрению в здравоохранение новых экономически эффективных технологий, предотвращая принятие сомнительных и замедляя внедрение многообещающих, но неоднозначных. Ряд заинтересованных сторон, в первую очередь производители, часто воспринимают ОМТ как препятствие для внедрения медицинских инноваций. ОМТ иногда называют «четвертой преградой» (после оценок безопасности, эффективности и качества), поскольку она выдвигает дополнительное требование — доказательство экономической эффективности в отношении страхового покрытия. Чаще всего подобная точка зрения распространяется на оценку лекарств, при которой недостаточно показать оптимальное соотношение цена/действенность, а необходимо оценить влияние на бюджет здравоохранения в целом. Однако все чаще становится очевидным, что ОМТ является ценным инструментом по продвижению технологии из лаборатории в клинику.

Недовольство производителей часто связано с тем, что они считают инновационным процессом лишь разработку технологии и получение лицензии на ее применение. В то же время разработка становится инновацией лишь тогда, когда она заняла свою нишу на рынке и интегрировалась в реальные условия производства, сбыта и применения. В этом плане ОМТ играет в судьбе инновационной разработки важную роль, выявляя условия для ее успешного внедрения в систему здравоохранения. В целом применение результатов ОМТ на государственном уровне приводит к более прозрачному распределению страховых и иных бюджетных затрат, что не только оптимизирует здравоохранение, но и обеспечивает равный доступ жителей к медицинской помощи. При этом ОМТ должна способствовать принятию решений, касающихся не только признания технологии, но и способа ее внедрения.

кроме того...

Норматив затрат на лекарственное обеспечение льготников увеличили на 43 рубля

Госдума РФ приняла сразу в трех чтениях правительственный закон, который устанавливает норматив финансовых затрат на приобретение лекарств для одного льготника в 2014 г. Согласно этому документу, выделяемая сумма увеличится на 43 руб. В текущем году на лекарственное обеспечение одного льготника выделялось 638 руб. В следующем эти затраты составят 671 руб. В пояснительной записке к законопроекту говорится, что норматив финансовых затрат в размере 671 руб. рассчитан с учетом уровня инфляции в соответствии с основными направлениями бюджетной политики на 2014 г. и плановый период 2015 и 2016 гг. Льготными категориями граждан считаются те, кто получает от государства социальную помощь в виде обеспечения лекарствами и изделиями медицинского назначения по рецептам врача, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

В Кемеровской области построят новый фармацевтический завод

В 2014 г. в Кемеровской области начнется строительство нового фармпредприятия. Его создадут в рамках комплексного плана развития моногорода Юрга. Завод будет построен ООО «Фарм Групп», которой в Кемеровской области принадлежит аптечная сеть. По расчетам компании, в проект потребуется вложить около 12 млн евро. Из этой суммы 5,4 млн евро пойдут на закупку современного производственного оборудования. Предприятие будет выпускать изотонический инфузионный раствор хлорида натрия, т. н. физраствор, в полимерных пакетах. Проектная мощность завода до 15 млн пакетов в год. За счет его постройки будет создано 150 рабочих мест. Также Юрге планируется выделить 1,1 млрд руб. на строительство новой инфраструктуры. Будет построена новая котельная и коллектор, с помощью которого будет отапливаться как завод, так и другие объекты, расположенные в зоне экономического благоприятствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.