Научная статья на тему 'Омско-Тюменская епархия под временным управлением архиепископа Варфоломея (Городцова) 1943-1947 годы'

Омско-Тюменская епархия под временным управлением архиепископа Варфоломея (Городцова) 1943-1947 годы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
226
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОМСК / СИБИРЬ / РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ / АРХИЕПИСКОП ВАРФОЛОМЕЙ (ГОРОДЦОВ) / ОТКРЫТИЕ ХРАМОВ / ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО / УПОЛНОМОЧЕННЫЕ ПО ДЕЛАМ РЕЛИГИЙ / ДУХОВЕНСТВО / ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ / ИСТОРИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гуляев Виталий Владимирович

Архиепископ Варфоломей (Городцов) 26 июля 1943 года был назначен на Новосибирскую и Барнаульскую кафедру с правом управления всеми Сибирскими епархиями[331], на которых не было епископов. Владыка Варфоломей со свойственной ему энергией взялся за возрождение церковной жизни в Сибири, которая после гонений конца 30-х годов ХХ века находилась в упадке. На огромной территории от Тюмени до Владивостока действовало лишь 6 православных приходов. За время управления кафедрой, архиепископ Варфоломей совершил несколько священнических и диаконских хиротоний, способствовал открытию храмов и молитвенных домов, что позволило восстановить литургическую жизнь, практически полностью уничтоженную.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Гуляев Виталий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Омско-Тюменская епархия под временным управлением архиепископа Варфоломея (Городцова) 1943-1947 годы»

^^источниковедение, церковное краеведение

Иерей Виталий Владимирович Гуляев «Омско-Тюменская епархия под временным управлением архиепископа Варфоломея (Городцова) 1943-1947 годы»

удК 281.93 ,

ОМСКО-ТЮМЕНСКАЯ ЕПАРХИЯ ПОД ВРЕМЕННЫМ УПРАВЛЕНИЕМ АРХИЕПИСКОПА ВАРФОЛОМЕЯ (ГОРОДЦОВА) В 1943-1947 ГОДЫ

Иерей Виталий Владимирович Гуляев -магистр богословия,

преподаватель Новосибирской православной духовной семинарии,

аспирант кафедры церковной истории Московской духовной академии (Сергиев Посад).

Аннотация. Архиепископ Варфоломей (Городцов) 26 июля 1943 года был назначен на Новосибирскую и Барнаульскую кафедру с правом управления всеми Сибирскими епархиями1, на которых не было епископов. Владыка Варфоломей со свойственной ему энергией взялся за возрождение церковной жизни в Сибири, которая после гонений конца 30-х годов Хх века находилась в упадке. На огромной территории от Тюмени до Владивостока действовало лишь 6 православных приходов. За время управления кафедрой архиепископ Варфоломей совершил несколько священнических и диаконских хиротоний, способствовал открытию храмов и молитвенных домов, что позволило восстановить литургическую жизнь, практически полностью уничтоженную.

Ключевые слова: Омск, Сибирь, Русская Церковь, архиепископ Варфоломей (Городцов), открытие храмов, Церковь и государство, уполномоченные по делам религий, духовенство, церковная жизнь, история Русской Православной Церкви.

OMSKO-TYUMEN DIOCESE UNDER THE TEMPORARY MANAGEMENT OF ARCHBISHOP VARFOLOMEY (GORODTSOV) IN 1943-1947

Priest Vitaly Vladimirovich Gulyaev-Master of Theology,

teacher of the Novosibirsk Orthodox Theological Seminary, graduate student of the Department of Church History of the Moscow Theological Academy (Sergiev Posad).

Abstract. On July 26, 1943 Archbishop Bartholomew (Gorodtsov) was appointed to the Novosibirsk and Barnaul diocese with the right to manage all the Siberian dioceses, which had no bishops. Vladyka Bartholomew, with his characteristic energy, undertook the revival of church life in Siberia, which, after the persecutions of the late 1930s, was in decline. On the vast territory from Tyumen to Vladivostok there were only 6 orthodox parishes. During the management of the department, Archbishop Bartholomew committed several priestly and deacon ordinations, facilitated the opening of temples and prayer houses, which allowed to restore the liturgical life, almost destroyed.

Key words: Omsk, Siberia, the Russian Church, Archbishop Bartholomew (Gorodtsov), the opening of churches, the Church and the state, commissioners for religious affairs, clergy, church life, the history of the Russian Orthodox Church.

1В указе речь шла об управлении приходами Алтайского края. // Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. 1418. Оп. 2. Д. 4. Материалы о регистрации служителей культа (указы, анкеты, справки и др.) за 1944 год. Л. 6.

€/ft 160 MVJJUMJ^&JJUIWJ^VJJU

-gU^üVrü С

№ 2, 2018 (5)

«Омское благочиние»

мскую епархию, порученную его попечению, архиепископ Варфоломей впервые посетил в феврале 1944 года. На вокзале в Омске 4 февраля владыку и его диакона встречали настоятель единственной в Омске Крестовоздвиженской церкви протоиерей Феофан Токарев и председатель церковного совета Иван Иванов.

Омский горисполком на основании постановления СНК СССР от 28 ноября 1943 года «О порядке открытия Церквей» своим решением от 7 марта 1943 года зарегистрировал общину верующих и 2 августа того же года передал общине Крестовоз-движенскую церковь. Одновременно была возвращена часть изъятого ранее церковного имущества, в сентябре 1943 года в храме начали совершаться богослужения. Настоятелем общины стал протоиерей Феофан Евгеньевич Токарев.

По рассказам настоятеля, храм передали в плачевном состоянии, но усилиями общины его удалось привести в приличный вид и начать совершать богослужения к престольному празднику 14 сентября. Поэтому к приезду архиепископа Варфоломея церковь имела вполне благопристойный вид: был устроен временный иконостас, выточены деревянные подсвечники, проведено электрическое освещение. Приход во главе с настоятелем произвел на архиерея самое благоприятное впечатление2.

За 12 дней, проведенных в Омске, владыка совершил 7 служб и за каждой литургией и всенощным бдением говорил проповедь. Народу было настолько много, что все не помещались в обширной церкви, людям приходилось стоять у дверей и даже на улице. На момент посещения архиереем Омска в Крестовоздвиженском храме было три зарегистрированных священника и один диакон. Владыка назначил четвертым штатным священником иеромонаха Венедикта (Пляскина)3.

Также во время поездки владыка познакомился с уполномоченным Совета по делам Русской Православной Церкви по Омской области Иваном Евсеевичем Тихомировым. Архиепископ Варфоломей говорит о нем в своем дневнике, что это «человек, благорасположенный к церковному делу, и дает по заявлениям верующих отзывы благоприятные»4. При отъезде из Омска 17 февраля архиерею было оказана особая честь, ему отвели отдельную комнату для ожидания поезда, а до вагона (мягкие места) проводил начальник станции. На следующий день архиепископ Варфоломей вернулся в Новосибирск5.

Сведения о духовенстве по Омской области на 17.02.1944 года6.

Наименование Служители культа, зарегистрированные при действующих церквах Примечание

организации Епископы Священники Дьяконы Псаломщик

Русская

Православная 1 4 1 1 Псаломщик -

(патриаршая) священник

Церковь

2Из духовного наследия митрополита Новосибирского и Барнаульского Варфоломея. С. 108. 3В последствии епископ Владивостокский и Хабаровский.

4Из духовного наследия митрополита Новосибирского и Барнаульского Варфоломея. С. 109. 5Там же.

6Из духовного наследия митрополита Новосибирского и Барнаульского Варфоломея. С. 108.

О

^^источниковедение, церковное краеведение

Иерей Виталий Владимирович Гуляев «Омско-Тюменская епархия под временным управлением архиепископа Варфоломея (Городцова) 1943-1947 годы»

Вторично архиепископ Варфоломей посетил Омск в мае-июне 1945 года, был в Крестовоздвиженской и Никольской церквях, произнес три проповеди, в которых призывал верующих крестить своих детей и учить их Закону Божию, а также призывал духовенство к работе с молодежью, ориентировал священников на большее открытие церквей7.

В Омской области 147 церковных зданий. С 1943 года поступило 36 ходатайств уполномоченному, из них 33 - рассмотрено, 6 - удовлетворено, 3 - снято. Действующие церкви на 1946 год:

1. Крестовоздвиженская, г. Омск.

2. Никольская, г. Омск.

3. Березовский молитвенный дом.

4. Воскресенская, с. Воскресенка.

5. Храм в с. Куртайлы, Саргатского района.

6. Храм в с. Н-Станица, Ульяновского района8.

В сентябре 1946 года владыка Варфоломей в третий раз посетил Омск. За три дня, с 25 по 28 сентября, архиепископ два раза был у уполномоченного по Омской области, где пытался добиться разрешения на открытие третьей церкви в Омске, так как город велик9. В период пребывания в Омске владыка рукоположил в диаконы Георгия Красноцветова 1911 г.р., ранее работавшего слесарем, сына священника, никогда не служившего в церкви; в сан священника - Парышева, до этого работавшего счетоводом. В Омске архиерей говорил две проповеди, призывая верующих не поддаваться «дьявольским соблазнам», имея ввиду театры, кино, особенно предостерегал от этого молодежь и детей.

Это был последний визит архиепископа Варфоломея в Омск, так как в связи с образованием Омской епархии 29 декабря 1946 года в Омск прибыл архиепископ Алексей (Пантелеев). В день приезда он посетил уполномоченного, подробно рассказал свою биографию, просил содействовать в прописке. При посещении чиновника 1 января 1947 года архиепископ Алексей говорил об открытии третьей церкви в Омске и о присоединении к епархии Тюменской области, так же сказал, что поставит этот вопрос перед патриархом10.

Сведения о духовенстве по Омской области на 1.10.1946 года11.

Священников Дьяконов Из них с церковным стажем Из них с образованием

До 1 года От 1 до 5 лет От 5 до 10 лет От 10 до 20 лет От 20 до 30 лет От 30 до 40 лет Свыше 40 лет Низшее Среднее Высшее Ср. Богосл. Выс. Богосл.

Омская епархия 6 3 1д 2д 2д - 1

7Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 6991. Оп. 1. Д. 38. Информационные отчеты уполномоченных по РСФСР за II квартал 1945 г. т. II. Л. 27.

8ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 90. Информационные отчеты уполномоченных по РСФСР за II квартал 1946 г. Т. IV. Л. 125. 9ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 94. Информационные отчеты уполномоченных по РСФСР за III квартал 1946 г. Т. IV. Л. 64. 10ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 98. Информационные отчеты уполномоченных по РСФСР за IV квартал 1946 г. Т. IV. Л. 76. 11 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 94. Информационные отчеты уполномоченных по РСФСР за III квартал 1946 г. Т. IV. Л. 70.

№ 2, 2018 (5)

За два с половиной года управления Омской епархией архиепископом Варфоломеем с июля 1943 по декабрь 1946 года число священников увеличилось с 3 до 6, количество храмов - с 2 до 6. Владыка Варфоломей совершил в Омскую область три архипастырских визита.

«Тюменское благочиние»

Положение церковных дел в Тюменской области в 1944 году было весьма сложным. В связи с образованием Тюменской области (14 августа 1944 года) настоятель Тюменской церкви - протоиерей Александр Сычугов - сделал заявление уполномоченному, что никаких указаний от архиепископа Варфоломея не получает. Настоятель Тобольской церкви - протоиерей Сергий Симановский - заявил, что подчиняется непосредственно патриарху, причем сообщал настоятелю Тюменской церкви, что рассчитывает на назначение его епископом Тюменской епархии12. Богослужебную утварь церковные советы приобретали за счет местных рынков и «гастролирующих» спекулянтов. Красное вино приобреталось в вагонах-ресторанах проходящих поездов либо заменялось свекольным соком. Недоставало муки для просфор13. Большинство священников, не имея возможности приобретать соответствующий материал на изготовление ряс и подрясников, носило обычную гражданскую одежду, часто поношенную14.

Сведения о духовенстве по Тюменской области на 1.01.1945 года15.

Служители культа, зарегистрированные

и и

Наименование к и к и

.о н ы Примечание

организации О к ф ^ I о к s о

ис я я л а

ш Св с

Русская Церковь - 5 - -

С открытием в декабре 1945 года Знаменской церкви в Тюмени на чердаке частного дома был обнаружен и поставлен в храме деревянный (кедровый) крест («Голгофа») с древней церковной живописью и изображением распятого Христа. В конце февраля 1946 года при участии уполномоченного И.Е. Тихомирова у основания креста была случайно обнаружена едва заметная надпись, причем начало надписи и ее отдельные места от времени совершенно истерлись или отпали. Но при участии приглашенного научного сотрудника местного краеведческого музея надпись удалось «расшифровать», она имеет следующее историческое содержание:

«...сей пречистый крест, поставлен... и животворящий крест Христов при благоверном и христолюбивом, государе Великом князе Михаиле Федоровиче всея Руси и при благоверной государыне царице и Великой княгине Евдокии...с луи.а инокине и при сыне Благоверном царевиче Великом князе Алексее Михайловиче и в первосвятительстве Архиепископа Великого Господина преосвященного Гераси-

12ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 51. Информационные отчеты уполномоченных по РСФСР за IV квартал 1945 г. Т. IV. Л. 81. 13ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 50. Информационные отчеты уполномоченных по РСФСР за IV квартал 1945 г. Т. III. Л. 237. 14ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 86. Информационные отчеты уполномоченных по РСФСР за 1 квартал 1946 г. Т. III. Л. 81. 15ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 51. Информационные отчеты уполномоченных по РСФСР за IV квартал 1945 г. Т. IV. Л. 87.

^^источниковедение, церковное краеведение

Иерей Виталий Владимирович Гуляев «Омско-Тюменская епархия под временным управлением

архиепископа Варфоломея (Городцова) 1943-1947 годы»

ма архиепископа Сибирского и Тобольского и при государе и правителе града сего князе Иоанне Петровиче Барятинском. И сему святому и животворящему кресту Христову имея желание построити бысть таможе..., голов ... града... он же и дан от тобольского града, граду сему на всегда, а на оно он собрал деньги у торговых людей, препослав оный христианом Богоспасаемого града же Тюмень, поставлен же в Тюмени в 1644 году».

По сообщениям старожилов Тюмени, этот крест находился в древнем Благовещенском соборе, построенном в 1701-1710 годах (первая каменная церковь в Тюмени). Этот собор был взорван в 1932 году с целью использования кирпича на городские хозяйственные нужды. Краеведческий музей настаивал на изъятии креста из церкви, но, так как верующие считали его тюменской святыней, уполномоченный не «благословил» изъятие креста из храма, поскольку это могло вызвать ропот среди населения16.

В конце июня - первой половине июля 1946 года владыка Варфоломей совершал поездку в Тюмень и Тобольск. По его дневниковым воспоминаниям, «поездка в Тобольск была довольно трудной; от Тюмени до Тобольска мы ехали на пароходе, переполненном до отказа. В Тобольске мы пробыли больше недели»17. В Тобольске службы совершались в недавно открытом Софийском соборе и в кладбищенском храме, владыка по обычаю говорил проповеди за каждым богослужением.

Рядом с Софийским собором находился Краеведческий музей, в котором был организован антирелигиозный отдел. В этом отделе находились святые мощи митрополита Иоанна Тобольского, которым при посещении музея поклонился архиепископ Варфоломей. Антирелигиозный отдел представлял собой грубую форму антирелигиозной агитации, которая произвела на владыку удручающее впечатление. В беседе с уполномоченным он заявил, что обратится к патриарху Алексею за советом по поводу возбуждения ходатайства об изъятии из музея мощей и перенесении их в собор18.

Святейший патриарх сочувственно отнесся к этому ходатайству, и дело было передано в Совет по делам Русской Православной Церкви. На владыку Варфоломея поклонение мощам святителя Иоанна произвело глубокое впечатление и он, помолившись Богу, составил службу митрополиту Иоанну Тобольскому, которую патриарх благословил совершать во всех сибирских епархиях. В дневнике архиепископ Варфоломей выражал надежду на то, что Господь благословит его совершить службу святителю 23 июня 1947 года в Тобольске19.

В мае 1947 года владыка Варфоломей, собираясь посетить Тобольск на день памяти митрополита Иоанна, послал Карпову телеграмму следующего содержания: «В июне собираюсь поехать в Тобольск. Обитатели этого города давно ожидают перенесения останков Митрополита Иоанна из музея в Тобольский собор. Усердно прошу Вас исполнить это благочестивое желание жителей Тобольска и просить у Правительства разрешения совершить это перенесение. Святейший патриарх, как Вам известно, глубоко сочувствует этому святому делу. С великой радостью я бы в эту поездку в Тобольск совершил это великое и радостное для дальнего севера торжество. Архиепископ Варфоломей». На данную телеграмму 9 июня был получен ответ

16ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 86. Информационные отчеты уполномоченных по РСФСР за 1 квартал 1946 г. Т. III. Л. 83.

17Из духовного наследия митрополита Новосибирского и Барнаульского Варфоломея. С. 119.

18ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 90. Информационные отчеты уполномоченных по РСФСР за II квартал 1946 г. Т. IV. ЛЛ. 244-245.

19Из духовного наследия митрополита Новосибирского и Барнаульского Варфоломея. С. 120.

№ 2, 2018 (5)

председателя Совета по делам Русской Православной Церкви Георгия Григорьевича Карпова: «Ваша просьба по Тобольскому Совету удовлетворена, о чем дано указание уполномоченному Тюмени Тихомирову. Карпов»20.

Передача мощей святителя Иоанна состоялась 14 июня 1947 года; мощи были переданы настоятелю Тобольского собора митрофорному протоиерею Сергию Си-мановскому в музее без особых торжеств и богослужений. Поскольку здание музея и собора между собой соприкасаются (Тобольский кремль) и разделены лишь воротами, «то уличного религиозного шествия по пути перенесения не было»21. В тот же день уполномоченный Иван Евсеевич Тихомиров получил от архимандрита Никан-дра - секретаря Новосибирского епархиального управления - извещение о том, что 11 июня 1947 года приходы Тюменской области присоединены к Омской епархии, а также о том, что архиепископ Варфоломей получил из Совета по делам Русской Православной Церкви телеграмму о разрешении на перенесение мощей и отменил свою поездку в Тюмень, намеченную на 20 июня 1947 года.

От архиепископа Омского Алексия (Пантелеева) официальное извещение о присоединении поступило только 1 июля 1947 года. Он прибыл в Тюмень 1 августа и в два часа дня был принят уполномоченным. «От старосты Знаменского собора Малютина уполномоченному Тихомирову стало известно, что архиепископ Алексей из Тюмени поедет в Тобольск и там задержится продолжительное время, так как ожидается приезд архиепископа Варфоломея и Челябинского Ювеналия. По непроверенным данным патриарх поручил архиепископу Варфоломею как инициатору ходатайства и автору богослужения Иоанну Тобольскому возглавить в Тобольске торжественное богослужение по случаю перенесения мощей»22. Но на торжества по случаю перенесения мощей митрополита Иоанна Тобольского из музея в собор, прошедшие в Тобольске в середине августа 1947 года, архиепископ Варфоломей не приехал, так как лишь 10 июля вернулся из многодневной поездки по приходам Красноярского края23.

Сведения о духовенстве по Тюменской области на 1.04.1947 года24.

Священники Из них с церковным стажем Из них с образованием Примечания

До 1918 С 1918 по 1930 С 1930 по 1941 С 1941 по 1945 Низшее Среднее Высшее Ср. Богосл. Выс. Богосл.

Тюменская

17 1 14 1 1 - 1 8 - - - 10 - псаломщиков

епархия

20Там же. С. 126.

21ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 210. Квартальные информационные отчеты уполномоченного по Тюменской области и переписка с ним за 1947 г. Л. 66.

22ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 210. Квартальные информационные отчеты уполномоченного по Тюменской области и переписка с ним за 1947 г. Л. 70.

23ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 166. Квартальные информационные отчеты уполномоченного по Красноярскому краю и переписка с ним за 1947 г. Л. 24.

24ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 210. Квартальные информационные отчеты уполномоченного по Тюменской области и переписка с ним за 1947 г. Л. 29.

^^источниковедение, церковное краеведение

Иерей Виталий Владимирович Гуляев «Омско-Тюменская епархия под временным управлением архиепископа Варфоломея (Городцова) 1943-1947 годы»

уполномоченный тихомиров

Во время одной из поездок в Омск владыка Варфоломей познакомился с уполномоченным по делам Православной Церкви по Омской и Тюменской областям Иваном Евсеевичем Тихомировым. Архиепископ Варфоломей говорит о нем в своем дневнике так: «Человек, благорасположенный к церковному делу, и дает по заявлениям верующих отзывы благоприятные»25. Подобная характеристика отчасти соответствует действительности, так как за время пребывания владыки Варфоломея управляющим Омской кафедрой с 1943 по 1946 год уполномоченным было направлено в Совет по делам Русской Православной Церкви представление на открытие 20 храмов. К концу 1946 года в Омской области действовало 5 приходов26, а в Тюменской 14 приходов27.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Но его отчеты в Совет говорят и о том, что И.Е. Тихомиров отнюдь не отличался благожелательным отношением к церкви. В частности, в отчете по Омской области за период с 1 декабря 1943 по 20 апреля 1944 года уполномоченный сетует на то, что «верующие и служители культов стремятся привлекать к соблюдению религиозных обрядностей детско-юношеские возраста, что в школах, очевидно, вовсе не ведется антирелигиозной работы»28.

Еще более откровенно о своем отношении к церкви И.Е. Тихомиров высказывается, информируя председателя Омского облисполкома и секретаря Омского обкома партии о состоявшемся в Новосибирске 20-21 сентября 1944 года совещании уполномоченных Совета по делам Русской Православной Церкви Западно-Сибирского региона: «Отношение к религии остается неизменным (борьба остается, а формы меняются), а отношение к церкви изменялось, изменяется и в дальнейшем может изменяться в зависимости от отношения церкви к социалистическому государству и его властям. По этому поводу уместно провести аналогию: наше отношение к империализму остается неизменным, а отношение к империалистическому государству изменяется»29.

Иван Тихомиров вел среди духовенства Омской и Тюменской епархии подрывную работу, что видно из того, что он поддерживал благочинного, который охотно «сотрудничает с уполномоченным... обращал внимание на членов церковных советов, случайно попавших в руководство церкви и действующих в целях личного обогащения»30. В то время как архиепископу Варфоломею пришлось этого же благочинного освободить от должности в связи с тяжкими обвинениями со стороны одной из прихожанок в нарушении канонов, чем владыка Варфоломей был крайне возмущен31.

С другой стороны, И.Е. Тихомиров не оставляет без внимания и вопрос о том,

25Из духовного наследия митрополита Новосибирского и Барнаульского Варфоломея. С. 109.

26ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д . 90. Информационные отчеты уполномоченных по РСФСР за II квартал 1946 г. Т. IV. Л. 125.

27Там же. Л. 258.

28Протоиерей А. Сидоренко. Борьба органов советской власти Омской и Тюменской областей с православными в 40-80-е гг. (Очерки). // Сайт: Сибирская Православная газета // http://www.ihtus.ru/414.shtml (29.06.2015 г.)

29Там же.

30ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 90. Информационные отчеты уполномоченных по РСФСР за II квартал 1946 г. Т. IV. Л. 129.

31ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 94. Информационные отчеты уполномоченных по РСФСР за III квартал 1946 г. Т. IV. Л. 64.

166 Л^Т^МЗ^&Т^МЗ^^!^

-дЛ^оЧгО С

№ 2, 2018 (5)

что руководители некоторых районов области, не желая открытия церквей, грубо обращаются с инициаторами ходатайств об открытии церквей, а также пренебрежительно относятся к поручениям и просьбам уполномоченного32. В другом отчете описывается, что уполномоченный получил сообщение о том, что в одной из школ притесняют ученика, который помогает в алтаре одного из действующих храмов. Уполномоченный принял соответствующие меры, и ребенка более не преследова-

ли33.

Особенно ярко в Тюменской области прослеживалось отношение к уполномоченному со стороны верующих как к человеку, действующему в интересах церкви, о чем И.Е. Тихомиров неоднократно писал в своих отчетах и чем пользовался в интересах своей службы. Верующие часто обращались к нему с жалобами на священников и просили заменить их другими, люди полагали, что если священники приходят со справкой о регистрации от уполномоченного, то и назначения зависят от него34.

Уполномоченного Совета миряне зачастую считали не только верующим, но и причисляли к духовным лицам и иногда в письмах называли его «отцом духовным», а в беседах «батюшкой». Это давало И.Е. Тихомирову возможность вести откровенные беседы на церковные темы с верующими. Из-за таких откровенных бесед у уполномоченного «складывается впечатление, что масса верующих - это что-то вроде «полуверующих», которые свою религиозность ставят в зависимость от того, какой поп, хорошо ли он служит, как поет хор, сколько взимают за совершение треб и т.д., и если что-то такое верующего не устраивает, то он говорит: «Я верующий, но я в церковь не стал ходить потому-то и потому-то»35.

Во время Пасхальной службы 1946 года и Рождественской 1947 года Иван Евсе-евич Тихомиров в «порядке любопытства» побывал на богослужении в Тюменском соборе и насчитал около 700-900 молящихся. И в связи с этим делает, как ему кажется, остроумное замечание, что «общественные бани и кинотеатры в эти дни были переполнены выходцами из рабочей среды». Из этого уполномоченный делает вывод, что религиозность в массе интеллигенции незначительна, т.к. в Тюмени из интеллигенции церковь посещают лишь зубной врач, три бухгалтера и два офицера36.

После всего вышесказанного становится очевидным, что И.Е. Тихомиров отнюдь не проявлял сочувственного отношения к Русской Православной Церкви и духовенству. В информационном докладе от 25 сентября 1944 года председателю Исполкома Омского областного совета депутатов трудящихся Токареву Д.М. и секретарю Областного комитета партии Румянцеву С.С. он писал: «Переписка, телефонные разговоры, беседы с духовенством и верующими уполномоченных на местах должны носить особо осторожный характер, так как в переписке и беседах отражается советская политика в отношении церкви, не подлежащая оглашению»37.

32ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 51. Информационные отчеты уполномоченных по РСФСР за IV квартал 1945 г. Т. IV. Л. 85.

33ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 34. Информационные отчеты уполномоченных по РСФСР за 1 квартал 1945 г. Т 1. Л. 6.

34ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 90. Информационные отчеты уполномоченных по РСФСР за II квартал 1946 г. Т. IV. Л. 254 а.

35ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 210. Квартальные информационные отчеты уполномоченного по Тюменской области и переписка с ним за 1947 г. Л. 14.

36Там же. Л. 21.

37Протоиерей А. Сидоренко. Борьба органов советской власти Омской и Тюменской областей с православными в 40-80-е гг. (Очерки). // Сайт: Сибирская Православная газета // http://www.ihtus.ru/414.shtml (29.06.2015 г.)

^^источниковедение, церковное краеведение

Иерей Виталий Владимирович Гуляев «Омско-Тюменская епархия под временным управлением архиепископа Варфоломея (Городцова) 1943-1947 годы»

Скорее всего, И.Е. Тихомиров был хорошим советским чиновником, который прежде всего видел цель своей работы в том, чтобы не дать Русской Православной Церкви распространить свое влияние в регионе, для этого он использовал все имеющиеся у него средства, в том числе проводил грамотную оперативную работу с духовенством и верующими.

заключение

В первый период пребывания на Новосибирской кафедре архиепископ Варфоломей проявил себя как мудрый управленец. Под его омофором находилась огромная территория от Тобольска до Тихого океана. После двух десятилетий жестоких гонений на Русскую Православную Церковь к 1943 году на этой территории оставалось лишь шесть действующих храмов и менее десятка легально действующих священников.

К 1948 году от Новосибирской и Барнаульской епархии отделились и стали самостоятельными Омская и Тюменская, Иркутская, а также Хабаровская и Владивостокская епархии. За время управления архиепископом Варфоломеем на территории этих епархий было открыто 26 храмов и молитвенных домов, вернулось к служению и вновь было посвящено в священный сан более 35 человек.

Всего по Новосибирской и Барнаульской епархии количество храмов и молитвенных домов увеличилось до 76, а число зарегистрированных священнослужителей на 1 января 1948 года составило 148 человек, из них непосредственно архиепископом Варфоломеем (Городцовым) посвящено в священный сан не менее 16 человек.

За все 13 лет пребывания на Новосибирской кафедре владыка позволил себе лишь однажды пойти в отпуск и то по настоянию патриарха Алексия I и два месяца 1951 года он провел в Свято-Троице-Сергиевой Лавре. Он не щадил своих сил до самых последних дней жизни: последнюю поездку по епархии он совершил в марте 1956 года, а 13 апреля упал и сломал правую ногу, что повлекло за собой тяжелые осложнения здоровья, но архипастырь продолжал заниматься епархиальными делами и принимать посетителей. Однако болезнь прогрессировала, и 28 мая митрополит Варфоломей впал в забытье. Архипастырь Новосибирский скончался 1 июня 1956 года, в пятницу.

В субботу гроб с телом почившего был перенесен в Вознесенский собор, где началось чтение Евангелия по усопшему. В воскресенье и понедельник, 3 и 4 июня, службы совершал епископ Венедикт (Пляскин), управляющий Омской епархией, в сослужении местного и приехавшего из других епархий духовенства.

Во вторник, 5 июня, состоялось отпевание почившего, которое совершали архиепископ Иркутский Палладий (Шерстенников) и епископ Омский Венедикт (Пляскин), в сослужении тридцати священников и десяти протодиаконов и диаконов. Собор смог вместить лишь малую часть верующих, пришедших на отпевание своего архипастыря, большая часть находилась во дворе храма и на прилегающих улицах. После запричастного стиха прощальные слова произнесли архиепископ Палладий, епископ Венедикт, благочинный Иркутской области митрофорный протоиерей Николай Пономарев и соборный протоиерей Василий Озеров.

При прощании с митрополитом гроб с его телом был обнесен вокруг собора под пение ирмосов пасхального канона, затем в пределе преподобного Серафима Саровского после краткой литии оцинкованный гроб святителя под пение «Святый

№ 2, 2018 (5)

Боже» и «Христос воскресе» опустили в специально сооруженный склеп38. Митрополит Варфоломей покоится в Серафимовском приделе Вознесенского кафедрального собора города Новосибирска и до сего дня.

Библиографический список:

1. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Фонд Р6991. Совет по делам религий при Совете Министров СССР. 1943 - 1991 гг. (Ф. 6991). Опись 1. Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР. 1943-1965 гг. (Оп. 1.) Д. 34. Информационные отчеты уполномоченных по РСФСР за 1 квартал 1945 г. т.1. 189 л.

2. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 38. Информационные отчеты уполномоченных по РСФСР за II квартал 1945 г. т. II. 141 л.

3. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 50. Информационные отчеты уполномоченных по РСФСР за IV квартал 1945 г. т. III. 302 л.

4. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 51. Информационные отчеты уполномоченных по РСФСР за IV квартал 1945 г. т. IV. 119 л.

5. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 86. Информационные отчеты уполномоченных по РСФСР за 1 квартал 1946 г. т. III. 327 л.

6. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 90. Информационные отчеты уполномоченных по РСФСР за II квартал 1946 г. т. IV. 343 л.

7. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 94. Информационные отчеты уполномоченных по РСФСР за III квартал 1946 г. т. IV. 262 л.

8. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 98. Информационные отчеты уполномоченных по РСФСР за IV квартал 1946 г. т. IV. 359 л.

9. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 166. Квартальные информационные отчеты уполномоченного по Красноярскому краю и переписка с ним за 1947 г.

10. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 210. Квартальные информационные отчеты уполномоченного по Тюменской области и переписка с ним за 1947 г.

11. Из духовного наследия митрополита Новосибирского и Барнаульского Варфоломея. Сост. протоиерей Б. Пивоваров. Новосибирск, 1996. 300 с.

12. Протоиерей А. Сидоренко. Борьба органов советской власти Омской и Тюменской областей с православными в 40-80-е гг. (Очерки). // Сайт: Сибирская Православная газета // http://www.ihtus.ru/414.shtml (27.06.2018 г.)

13. Священник В. Пашутов. Митрополит Новосибирский и Барнаульский Варфоломей (некролог) // Журнал Московской Патриархии, 1956. № 7. С. 22.

38Священник В. Пашутов. Митрополит Новосибирский и Барнаульский Варфоломей (некролог) // Журнал Московской Патриархии, 1956. - № 7. - С. 22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.