Научная статья на тему 'ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ 1920–1936 ГОДОВ ОТ АНТВЕРПЕНА ДО БЕРЛИНА (ЭВОЛЮЦИЯ ПЯТИ ОЛИМПИАД)'

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ 1920–1936 ГОДОВ ОТ АНТВЕРПЕНА ДО БЕРЛИНА (ЭВОЛЮЦИЯ ПЯТИ ОЛИМПИАД) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
791
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Олимпийские игры / эволюция / виды спорта / участники / медали. / Olympic Games / evolution / sports / participants / medals

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Круглик Иван Иванович

Проанализированы эволюционные характеристики Олимпийских игр 1920–1936 гг. по количеству участвующих стран, олимпийских видов спорта, количеству участников, разыгранных комплектов медалей. Установлены тенденциозные измене-ния между олимпиадами и выявлены причинно-следственные взаимосвязи для наиболее эффективного управления международным олимпийским движением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OLYMPIC GAMES 1920–1936 FROM ANTWERPEN TO BERLIN (THE EVOLUTION OF THE FIVE OLYMPICS)

The evolutionary characteristics of the Olympic Games 1920-1936 are analyzed. by the number of participating countries, Olympic sports, the number of participants, medal sets played on the basis of statistical analysis, which makes it possible to establish tendentious changes between the Olympics and identify causal relationships for the most effective management of the International Olympic Movement.

Текст научной работы на тему «ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ 1920–1936 ГОДОВ ОТ АНТВЕРПЕНА ДО БЕРЛИНА (ЭВОЛЮЦИЯ ПЯТИ ОЛИМПИАД)»

УДК 796.032 DOI: 10.24411/2305-8404-2020-11017

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ 1920-1936 ГОДОВ ОТ АНТВЕРПЕНА ДО БЕРЛИНА (ЭВОЛЮЦИЯ ПЯТИ ОЛИМПИАД)

И. И. Круглик

Проанализированы эволюционные характеристики Олимпийских игр 19201936 гг. по количеству участвующих стран, олимпийских видов спорта, количеству участников, разыгранных комплектов медалей. Установлены тенденциозные изменения между олимпиадами и выявлены причинно-следственные взаимосвязи для наиболее эффективного управления международным олимпийским движением.

Ключевые слова: Олимпийские игры, эволюция, виды спорта, участники,

медали.

OLYMPIC GAMES 1920-1936 Круглик Иван Иванович, канд. пед. наук,

FROM ANTWERPEN TO BERLIN доц., kruglik. ivan@ mail.ru, Республика Беларусь, Минск,

(THE EVOLUTION OF THE FIVE Российский государственный социальный университет

OL YMPICS) (филиал в г. Минске)

Kruglik I.I., candidate of pedagogical sci- „

ences, associate professor, kruglik.ivan@ Олимпийские игры ЯМЯЮТСЯ са-

mail.ru, Republic of Belarus, Minsk, Russian мыми крупнейшими международными

Stote Sodai University фгашь in МшЮ соревнованиями в мире. Олимпийские

The evolutionary characteristics of the игры привлекают огромное внимание

0lympic Games 1920-1936 are arntyz^. by международной общественности. Олим-the number of participating countries,

Olympic sports, the number of participants, пийское движение в к°ТОрое вовлечены

medal sets played on the basis of statistical спортсмены, судьи, зрители, со всех час-

analysis, whkh makes it possible to «ллил тей Земли, является самым массовым со-

tendentious changes between the Olympics '

and identify causal relationships for the most циокультурным феноменом современно-

effective management of the International сти. В период проведения Олимпийских

Olympic Movement.

игр тысячи людей со всех уголков нашей

Key words: Olympic Games, evolution, планеты съезжаются в города, где они sports, participants, medals. проводят, миллионы человек, следят за

олимпийскими соревнованиями посредством различных средств массовой информации. Олимпийские игры повышают престиж странам, представители которых завоевывают Олимпийские награды. В любой экономически развитой и независимой стране, спорт является сильнейшим инструментом ее популяризации на международной арене. Во многих странах выстроена четкая система национальной олимпийской подготовки. Изучение различных статистических показателей Олимпийских игр позволяет в дальнейшем при управлении системой олимпийской подготовки опираться на исторический опыт [1-5, 10, 14, 20].

Результаты многочисленных исследований (Украина - С.Н. Бубка, В.Н. Платонов, М.М. Булатова, Молдова - В.Г. Манолаки, Н.Н. Визитей, Россия - В.С. Родиченко, В.И. Столяров, В.В. Столбов, Л.И Лубышева,

Н.Ю. Мельникова, Беларусь - М.Е. Кобринский, Е.К. Кулинкович, И.И. Гуслистова, И.И. Круглик и др., подтверждают интерес к изучению вопросов, связанных с олимпийской проблематикой [1-20].

На основе анализа многочисленных работ по олимпийской проблематике можно констатировать, что недостаточно хорошо освещены эволюционно-исторические особенности эволюции идей олимпизма в системе международного олимпийского движения. Работы вышеназванных авторов, кроме представителей Украинской научной школы, преимущественно связаны с изучением олимпийского образования и внедрением различных его технологий в педагогический процесс, от детских садов до вузов и спортивных школ. В зарубежной литературе наиболее часто исследования посвящены анализу Кубертеновской концепции олимпизма (И. Андонов, П. Грехем, Дж. Мануэлун, М. Мзали, Х. Юберхорст), нравственных идеалов и ценностей олимпийского движения, вопросов олимпийского образования (В.Н. Платонов, С.Н. Бубка, М.М. Булатова, Ж. Атана-сова, Х.М. Кахигала, К. Хенилы, И.И. Круглик и др.) [1-20]. Однако следует отметить отсутствие научных работ обобщающего и систематизирующего характера, изучающих эволюцию олимпийской системы на основе Олимпиад, недостаточно освещаются отдельные этапы эволюционирования Олимпийских игр.

Цель исследования: проанализировать эволюционные особенности Олимпийских игр 1920-1936 годов.

Методы исследования: библиографический поиск, анализ и систематизация данных литературных источников, метод историзма, метод сравнения и аналогии.

Научная новизна: выявлены эволюционные особенности VII-XI Олимпиад 1920-1936 годов на основе статистического анализа. Установлена тенденциозная динамика на основе статистических показателей, отмечены причинно-следственные взаимосвязи при изменении статистических показателей при оценивании динамизма между Олимпиадами и на Олимпийских играх.

Результаты исследования и их обсуждения. Изучая Олимпийские игры 1920-1936 годов (от Антверпена до Берлина), можно отметить, что количество стран-участниц игр Олимпиад изменяется, имея положительную динамику по годам: 1920 г. - 29, 1924 г. - 44, 1928 г. - 46. В 1932 году количество стран уменьшается до 37, а на Играх 1936 года фиксируется наивысший показатель среди стран участниц Игр VII-XI Олимпиад и составляет 49 стран-участниц (рис. 1). Повышение количества участвующих стран на VII-IX Олимпийских играх можно охарактеризовать активной деятельностью Пьера де Кубертена, особенно, когда Игры проводились в Париже. При проведении Игр в Лос-Анджелесе возникали географические трудности, на Играх IX Олимпиады -1928 г. в Амстердаме впервые были

допущены спортсмены из Германии после 16-летнего перерыва. Игры XI Олимпиады -1936 г. известны активной пропагандой при подготовке данных соревнований. Изначально, было трудно уговорить Германию (Берлин) в важности проведения данного мероприятия. Однако помощник Адольфа Гитлера по пропаганде Пауль Йозеф Геббельс, внушил ему идею о важности использования Игр для «рекламы» действующего политического режима.

60

49

50 46

44 46

40 37

30 20 10 0

29

1920 г. 1924 г. 1928 г. 1932 г. 1936 г.

Рис. 1. Количество стран участников на У11-Х1 Олимпийских играх: 1920 г. — Игры VII Олимпиады, Антверпен, Бельгия; 1924 г. — Игры VIII Олимпиады, Париж, Франция;

1928 г. — Игры IX Олимпиады, Амстердам, Голландия; 1932 г. — Игры X Олимпиады, Лос-Анджелес, США;

1936 г. — Игры XI Олимпиады, Берлин, Германия

Количество видов спорта Игр Олимпиад изменяется - снижается с 24 (1920 г.) до 19 (1924 г.), имея стабильный показатель 16 видов спорта (1928-1932 г.), и повышается до 21 (1936 г.) (рис. 2). В программу Игр VII Олимпиады - 1920 г. были включены и зимние виды спорта (фигурное катание, хоккей). Игры были очень растянутыми и можно предположить, что это послужило основанием для включения 24 видов спорта в олимпийскую программу в Париже (1924 г.). На этой олимпиаде программа соревнований у женщин была дополнена фехтованием, в Нидерландах (1928 г.) - соревнованиями по легкой атлетике и гимнастике. В Нидерландах, допущенные после 16-летнего перерыва, спортсмены Германии получили зачетные очки в 16 видах олимпийской программы.

24

1 19 21

16 16 16 I

1

1

1

30 25 20 15 10 5 0

1920 г. 1924 г. 1928 г. 1932 г. 1936 г.

Рис. 2. Количество видов спорта на VII-XI Олимпийских играх: 1920 г. — Игры VII Олимпиады, Антверпен, Бельгия; 1924 г. — Игры VIII Олимпиады, Париж, Франция;

1928 г. — Игры IX Олимпиады, Амстердам, Голландия; 1932 г. — Игры X Олимпиады, Лос-Анджелес, США;

1936 г. — Игры XI Олимпиады, Берлин, Германия

Количество участвующих спортсменов на Олимпиадах изменяется

- повышается с 2675 чел. на Играх VII Олимпиады (1920 г.) до 3066 чел. на Играх VIII Олимпиады (1924 г.), затем уменьшается до 2868 чел. на Играх IX Олимпиады (1928 г.), на последующих Олимпиадах резко снижается до 1329 чел. (1932 г.) и резко повышается до 3955 чел. (1936 г.) (рис. 3).

Значительного отличия по количеству участников на Играх VII-IX Олимпиад (1920-1928 г.) не выявлено, только в Антверпене (1920 г.) наблюдалось меньшее количество участников. Предположительно это было связано с неучастием советских спортсменов в соревнованиях из-за отсутствия приглашения со стороны организаторов Игр по политическим и экономическим причинам. Как видно, на Играх X Олимпиады -1932 г. количество участников значительно меньше по сравнению с предыдущими играми. Это связано с тем, что Игры состоялись в разгар депрессии, многие страны и спортсмены оказались не в состоянии заплатить за поездку в Лос-Анджелес, также одним из факторов стал мировой экономический кризис. Резкий скачек количества участников перед Играми XI Олимпиады

- 1936 г. связан с включением активной «Пропагандийской машины» с подключением административного ресурса Министерства пропаганды и Министерства иностранных дел Германии.

4500 4000 3500 3000 2500 2000 1500 1000 500 0

3955

066 066 2868 1

26/5 1

1329 1

1 1

1

1920 г.

1924 г.

1928 г.

1932 г.

1936 г.

Рис. 3. Количество участников на У11-Х1 Олимпийских играх: 1920 г. — Игры VII Олимпиады, Антверпен, Бельгия; 1924 г. — Игры VIII Олимпиады, Париж, Франция;

1928 г. — Игры IX Олимпиады, Амстердам, Голландия; 1932 г. — Игры X Олимпиады, Лос-Анджелес, США;

1936 г. — Игры XI Олимпиады, Берлин, Германия

Количество разыгранных комплектов медалей изменяется от Игр к Играм: на Играх VII Олимпиады (1920 г.) было разыграно 156 комплектов медалей, затем этот показатель ступенчато снижается до 126 и 109 (1924 и 1928 гг. соответственно.), а потом повышается до 117 и 129 (1932 и 1936 г. соответственно) (рис. 4). Данный показатель в основном зависит от количества дисциплин и видов упражнений входящих в виды спорта.

180 160 140 120 100 80 60 40 20 0

156

I 129

126 126 11/

1

1920 г.

1924 г.

1928 г.

1932 г.

1936 г.

Рис. 4. Количество комплектов медалей, разыгранных на VII-XI Олимпийских играх: 1920 г. — Игры VII Олимпиады, Антверпен, Бельгия; 1924 г. — Игры VIII Олимпиады, Париж, Франция; 1928 г. — Игры IX Олимпиады, Амстердам, Голландия; 1932 г. — Игры X Олимпиады, Лос-Анджелес, США; 1936 г. — Игры XI Олимпиады, Берлин, Германия

Заключение. Анализ эволюционных характеристик Олимпийских игр по количеству участвующих стран, олимпийских видов спорта, участников (спортсменов), разыгранных комплектов медалей позволяет установить тенденциозные изменения между Олимпиадами, позволяет установить причинно-следственные взаимосвязи для оптимизации управления Международным олимпийским движением. Результаты данного исследования имеют теоретическое значение и могут быть использованы в педагогической деятельности и в деятельности Национального олимпийского комитета Республики Беларусь.

Список литературы

1. Агеевец В.У., Ходоров А.М. Пять колец: идеи и мораль. Умножать и развивать олимпийские традиции. Ленинград: Лениздат., 1985. 160 с.

2. Аксенов Г.М. Педагогические идеи Кубертена и их современное значение: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2003. 23 с.

3. Бондарь Н.Н. Социальная политика Республики Беларусь: учеб. пособие. Минск: Изд-во БГЭУ, 2005. 146 с.

4. Бубка С.Н. Олимпийский спорт в обществе: история развития и современное состояние. Киев: Олимп. лит., 2012. 260 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Бубка С.Н. Олимпийский спорт: древнегреческое наследие и современное состояние: дис. ... д-ра наук по физ. воспит. и спорту. Киев, 2013. 498 с.

6. Бубка С.Н. Социально-экономические аспекты развития олимпийского спорта в ХХ1 веке // Sportul Olimpic si sportul pentru toti: materialele congresului st. intern. Chi§inäu: USEFS, 2011. P. 37-42.

7. Булатова М.М. Енциклопедiя олiмпiйського спорту у запитаннях i вщповщях. Киев: Олiмпiйська лггература, 2009. 400 с.

8. Зайдие М. Основные тенденции коммерциализации современного олимпийского спорта: дис. ... канд. наук по физ. восп. и спорту. Киев, 1999. 188 с.

9. Захаров М.А. Фейр Плей в системе олимпийского образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Смоленск, 2002. 20 с.

10. Исинбаева Е.Г. Анализ основных количественных характеристик игр Олимпиад и Зимних Олимпийских игр // Здоровье для всех: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. Пинск: Изд-во ПГУ, 2010. С. 42-45.

11. Исинбаева Е.Г. Концептуальная модель эволюции современных Олимпийских игр: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2010. 23 с.

12. Круглик И.И., Круглик И.П., Курамшин Ю.Ф. Основные «вызовы» олимпийскому движению и актуализация термина «олимпийская политика» // Спорт, Человек, Здоровье: материалы VIII Междунар. конгресса. СПб.: Изд-во СПбПУ, 2017. C. 33-35.

13. Круглик И.И., Курамшин Ю.Ф. Республика Беларусь на Олимпийских зимних играх исторического периода 1994-2018 годов // Modern Humanities Success. Успехи гуманитарных наук. 2019. № 9. С. 94-97.

14. Кубертен П. де. Олимпийские мемуары. Киев: Олимп. лит., 1997. 180 с.

15. Культурология: фундаментальные основания прикладных исследований: монография / отв. ред. И.М. Быховская. М.: Изд-во «Смысл»,

2010. 640 с.

16. Курамшин Ю.Ф. Спортивная рекордология: теория, методология, практика. М.: Советский спорт, 2005. 408 с.

17. Мельникова Н.Ю. История игр Олимпиад (1896-2012 гг.): монография. М.: Смоленск. гор. тип., 2014. 152 с.

18. Олимпийская Хартия (в действии со 2 августа 2015 года). Швейцария: МОК, 2015. 51 с.

19. Платонов В.Н., Павленко Ю.А., Томашевский В.В. Подготовка национальных команд к Олимпийским играм. Киев: Олимп. лит., 2012. 310 с.

20. Эволюция основных идей олимпизма от античности к современности / В.У. Агеевец [и др.] // Олимпийский спорт и спорт для всех: материалы XX междунар. конгресса. СПб.: Изд-во СПбПУ, 2016. С. 233-237.

References

1. Ageevec V.U., Hodorov A.M. Pyat' kolec: idei i moral'. Umnozhat' i razvivat' olimpijskie tradicii [Five Rings: Ideas and Morals. To multiply and develop Olympic traditions]. Leningrad: Lenizdat., 1985. 160 p.

2. Aksenov G.M. Pedagogicheskie idei Kubertena i ih sovremennoe znachenie [Coubertin's pedagogical ideas and their modern meaning]: abstract dis. ... cand. ped. sciences. M., 2003. 23 p.

3. Bondar' N.N. Social'naya politika Respubliki Belarus' [Social policy of the Republic of Belarus]: textbook. allowance. Minsk: BSEU Publishing House, 2005. 146 p.

4. Bubka S.N. Olimpijskij sport v obshchestve: istoriya razvitiya i sovremennoe sostoyanie [Olympic sports in society: history of development and current state]. Kiev: Olympus. lit., 2012. 260 p.

5. Bubka S.N. Olimpijskij sport: drevnegrecheskoe nasledie i sovremennoe sostoyanie [Olympic sport: ancient Greek heritage and current state]: dis. ... doctor of science in phys. educated and sports. Kiev, 2013. 498 p.

6. Bubka S.N. Social'no-ekonomicheskie aspekty razvitiya olimpijskogo sporta v HHI veke [Socio-economic aspects of the development of Olympic sports in the XXI century] // Sportul Olimpic si sportul pentru toti: materialele congresului st. intern. Chi§inau: USEFS,

2011. P. 37-42.

7. Bulatova M.M. Enciklopediya olimpijs'kogo sportu u zapitannyah i vidpovidyah [Encyclopedia of Olympic sports at energized and in kind]. Kiev: Olimpiyska Literatura, 2009. 400 p.

8. Zajdie M. Osnovnye tendencii kommercializacii sovremennogo olimpijskogo sporta [The main trends in the commercialization of modern Olympic sports]: dis. ... cand. sciences on physical. rec. and sports. Kiev, 1999. 188 p.

9. Zaharov M.A. Fejr Plej v sisteme olimpijskogo obrazovaniya [Fair Play in the system of Olympic education]: author. dis. ... cand. ped. sciences. Smolensk, 2002. 20 p.

10. Isinbaeva E.G. Analiz osnovnyh kolichestvennyh harakteristik igr Olimpiad i Zimnih Olimpijskih igr [Analysis of the main quantitative characteristics of the Olympics and Winter Olympic Games] // Health for all: materials of the II Intern. scientific-practical conf. Pinsk: PSU Publishing House, 2010. P. 42-45.

11. Isinbaeva E.G. Konceptual'naya model' evolyucii sovremennyh Olimpijskih igr [Conceptual model of the evolution of the modern Olympic Games]: author. dis. ... cand. ped. sciences. Volgograd, 2010. 23 p.

12. Kruglik I.I., Kruglik I.P., Kuramshin Yu.F. Osnovnye «vyzovy» olimpijskomu dvizheniyu i aktualizaciya termina «olimpijskaya politika» [The main "challenges" to the Olympic movement and the actualization of the term "Olympic policy"] // Sport, Human, Health: materials of the VIII Intern. Congress. SPb.: SPbPU, 2017. P. 33-35.

13. Kruglik I.I., Kuramshin Yu.F. Respublika Belarus' na Olimpijskih zimnih igrah istoricheskogo perioda 1994-2018 godov [The Republic of Belarus at the Olympic Winter Games of the 1994-2018 Historical Period] // Modern Humanities Success. Uspekhi gumanitarnyh nauk [Modern Humanities Success. Advances in the Humanities]. 2019. No. 9. P. 94-97.

14. Kuberten P. de. Olimpijskie memuary [Olympic memoirs]. Kiev: Olympus. lit., 1997. 180 p.

15. Kul'turologiya: fundamental'nye osnovaniya prikladnyh issledovanij [Culturology: fundamental foundations of applied research]: monograph / otv. ed. I.M. Bykhovskaya. Moscow: Smysl Publishing House, 2010.640 p.

16. Kuramshin Yu.F. Sportivnaya rekordologiya: teoriya, metodologiya, praktika [Sports recordology: theory, methodology, practice]. M.: Soviet sport, 2005. 408 p.

17. Mel'nikova N.Yu. Istoriya igr Olimpiad (1896-2012 gg.) [History of the Games of the Olympiads (1896-2012)]: monograph. M.: Smolensk. mountains. type., 2014. 152 p.

18. Olimpijskaya Hartiya (v dejstvii so 2 avgusta 2015 goda) [Olympic Charter (in force on August 2, 2015)]. Switzerland: IOC, 2015. 51 p.

19. Platonov V.N., Pavlenko Yu.A., Tomashevskij V.V. Podgotovka nacional'nyh komand k Olimpijskim igram [Preparation of national teams for the Olympic Games]. Kiev: Olymp. lit., 2012. 310 p.

20. Evolyuciya osnovnyh idej olimpizma ot antichnosti k sovremennosti [Evolution of the main ideas of Olympism from antiquity to the present] / V.U. Ageevec [et al.] // Olympic sport and sport for all: materials of the XX international. congress. St. Petersburg: Publishing house of SPbPU, 2016. P. 233-237.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.