Научная статья на тему 'Олимпиадное движение по истории медицины в Оренбургском государственном медицинском университете'

Олимпиадное движение по истории медицины в Оренбургском государственном медицинском университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ / ОЛИМПИАДА / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каспрук Людмила Ильинична

Олимпиады, проведенные по истории медицины, формируют у студентов толерантность, активную жизненную позицию, умение ставить цели и добиваться их, умение реализовать себя в интересных и посильных делах и закладывают фундамент личности, способной в дальнейшем успешно решать жизненно важные цели и задачи. Именно такие личности нужны современному обществу. Вся работа, связанная с организацией и проведением олимпиад по истории медицины, направлена на развитие интеллектуальной активности, познавательных интересов и вкуса к самообразованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каспрук Людмила Ильинична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OLYMPIAD MOVEMENT IN THE HISTORY OF MEDICINE AT THE ORENBURG STATE MEDICAL UNIVERSITY

Competitions held on the history of medicine, form the participants tolerance, active life position, the ability to set goals and achieve them, the ability to realize themselves in interesting and feasible cases and lay the Foundation for a person who is able to continue to successfully solve vital goals and objectives. These are the personalities that modern society needs. All the work related to the organization and holding of competitions in the history of medicine is aimed at the development of intellectual activity, cognitive interests and taste for self-education.

Текст научной работы на тему «Олимпиадное движение по истории медицины в Оренбургском государственном медицинском университете»

УДК 378.147:61(09):378.661(470.56)

Л. И. КАСПРУК

ОЛИМПИАДНОЕ ДВИЖЕНИЕ ПО ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ В ОРЕНБУРГСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России

L. I. KASPRUK

OLYMPIAD MOVEMENT IN THE HISTORY OF MEDICINE AT THE ORENBURG STATE MEDICAL UNIVERSITY

Orenburg State Medical University

РЕЗЮМЕ

Олимпиады, проведенные по истории медицины, формируют у студентов толерантность, активную жизненную позицию, умение ставить цели и добиваться их, умение реализовать себя в интересных и посильных делах и закладывают фундамент личности, способной в дальнейшем успешно решать жизненно важные цели и задачи. Именно такие личности нужны современному обществу. Вся работа, связанная с организацией и проведением олимпиад по истории медицины, направлена на развитие интеллектуальной активности, познавательных интересов и вкуса к самообразованию.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ, ОЛИМПИАДА, ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ.

SUMMARY

Competitions held on the history of medicine, form the participants tolerance, active life position, the ability to set goals and achieve them, the ability to realize themselves in interesting and feasible cases and lay the Foundation for a person who is able to continue to successfully solve vital goals and objectives. These are the personalities that modern society needs. All the work related to the organization and holding of competitions in the history of medicine is aimed at the development of intellectual activity, cognitive interests and taste for self-education.

Каспрук Людмила Ильинична - д. м. н., профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения № 1; тел. 8-912-844-73-39; е-шаИ: Kaspruk61@yandex.ru

KEY WORDS: THE HISTORY OF MEDICINE, THE OLYMPICS, THE CREATIVE ABILITIES OF STUDENTS.

С 2016 г. в Оренбургском государственном медицинском университете проводятся предметные олимпиады по истории медицины. Они охватывают студентов всех курсов ОрГМУ. К участию в олимпиаде допускаются все желающие студенты, подавшие заявку на участие. Организация и проведение олимпиады направлены на выявление и развитие у студентов творческих способностей и интереса к научной деятельности, на пропаганду научных знаний и на создание необходимых условий для поддержки одаренных студентов, а также на реализацию целей и задач приоритетного национального проекта «Образование» в направлении «Государственная поддержка талантливой молодежи».

Олимпиада ориентирована на развитие интеллектуальных способностей участников, интереса к познанию себя и окружающего мира и способствует умственному воспитанию, которое связано с развитием воли, памяти, личностных качеств, расширением кругозора и словарного запаса, развитие воображения, логического мышления, самостоятельности и способности к творчеству. Вся работа, связанная с организацией и проведением олимпиад по истории медицины, направлена на развитие интеллектуальной активности, познавательных интересов и вкуса к самообразованию, при этом с учетом того, что для успешного развития, самореализации и самоутверждения личности студента

Участники конкурса «Историко-медицинский диктант». Февраль 2018 г.

необходимо эмоциональное переживание успеха. Это формирует у него чувство удовлетворения от своего участия в соревнованиях [1, 2, 3, 4, 5].

Участие в олимпиаде способствует нравственному становлению личности, что является одним из направлений воспитательной работы. Формируется система отношений к обществу, людям, самому себе, развивается уважение к другим участникам в сочетании с требовательностью к ним. При выступлении на олимпиаде происходит формирование дисциплинированности и культуры поведения участника, так как олимпиада погружает студента в особую общественную среду. Он учится управлять своими чувствами, желаниями, учитывать интересы других людей, ориентироваться на них в своем поведении, приобретает опыт нахождения в сложившейся группе людей, связанных общими интересами.

Включаясь в олимпиадное движение, студенты осознают, а также преднамеренно осуществляют свой личностный выбор, выступая в качестве субъекта социального становления, при этом сознательно направляют свою активность на усвоение культурных норм и освоение социальных ролей, принимая ответственность за реализацию личностного потенциала. Несомненно, создавая условия для формирования активной жизненной позиции, олимпиада по истории медицины выполняет важнейшую функцию социализации.

Олимпиады, проведенные по истории медицины, ставят цель по формированию тактичности у участников, толерантности, активной жизненной позиции. Важную роль играют по воспитанию у студентов чувства уверенности в своих силах, умение ставить цели и добиваться их, умение реализовать себя в интересных и посильных делах и закладывают фундамент личности, способной в дальнейшем успешно решать жизненно важные цели и задачи. Именно такие личности нужны современному обществу.

Участие в олимпиадах по истории медицины позволило студентам объективно оценить свои способности и возможности. Победа в конкурсе повышает уверенность в своих силах, а поражение стимулирует увеличение интенсивности занятий. Участие в олимпиаде поддерживает интерес к науке, дает возможность почувствовать себя в обществе тех, кто увлечен, позволяет проверить знания и получить заряд энергии или, наоборот, изменить мнение о себе. Дух состязательности является стимулом к систематическим углубленным занятиям с целью максимальной реализации своих способностей во время олимпиады.

Олимпиады обеспечивают настрой студентов на продуктивную познавательную деятельность, способствуют личностному росту. Общение участников между собой производит сильное впечатление, способствует развитию познавательного интереса. Общение является очень

Участники II Университетской олимпиады по истории медицины. Март 2018 г.

важным воспитательным аспектом олимпиады. Создание воспитательной среды - одна из приоритетных задач при подготовке к олимпиаде по истории медицины.

В феврале 2018 года на кафедре общественного здоровья и здравоохранения № 1 Оренбургского государственного медицинского университета состоялся конкурс «Историко-медицинский диктант». Активное участие приняли студенты 1-5-х курсов всех факультетов. Победителем, набравшим 100 баллов, стала Г. Азнагулова (501 гр.). Призовые места заняли: А. Султанов (114 гр.), К. Биккужин (31п гр.), А. Логинова (11м гр.), Л. Мугинова (114 гр.), Р. Жданов (316 гр.), А. Сибагатуллина (10м гр.), А. Трофимов (111 гр.), Н. Бредникова (113 гр.), Д. Мальцева (10м гр.). Научно-популярный

фильм, показанный во время подведения итогов жюри, вызвал огромный интерес аудитории, так как был посвящен истории медицины.

В марте 2018 года в Оренбургском государственном медицинском университете состоялась II Университетская олимпиада по истории медицины, организованная активом студенческого научного кружка кафедры общественного здоровья и здравоохранения № 1 под научным руководством СНК д.м.н., проф. Л. И. Каспрук. Соревновались команды лечебного, стоматологического, педиатрического и медико-профилактического факультетов ОрГМУ.

Олимпиада состояла из 4-х конкурсов: представление команды (эссе), решение ситуационных задач, презентация инструмента и домашняя творческая заготовка. В качестве экспертов

на мероприятии присутствовали: к. м.н., доц. Е. Д. Цинберг, д.м.н., проф. Л. И. Каспрук, члены Совета СНО - К. А. Пархета, Я. С. Романенкова.

Основной задачей первого конкурса было выступление с докладом, поясняющим значение и актуальность изучения истории медицины для студента медицинского вуза. Доклад начинался со слов: «Изучение истории медицины актуально потому, что...». Самым зрелищным оказался 4-й, творческий, конкурс. Команды представляли различные эпохи развития и становления медицины на разных этапах.

Команда стоматологического факультета в составе Д. Шукшина (42с гр.) (капитан), Е. Антифеева (14с гр.), Л. Вейцман (23с гр.) и медико-профилактического факультета (состав команды - Е. Гаврилова (42м гр.) (капитан), А. Шинкарова (42м гр.), Е. Бишева (32м гр.)) разделили первое место, команда лечебного

ЛИТЕРАТУРА:

1. Каспрук, Л. И. Развитие интереса к истории медицины у студентов как важный раздел учебно-воспитательной работы Оренбургского государственного медицинского университета / Л. И. Каспрук, И. И. Каган, Г. Т. Жакупова, Д. М. Снасапова //Бюллетень науки и практики. - 2017. - № 10. - С. 362-368.

2. Каспрук, Л. И. Собственные результаты применения инновационных педагогических методов в медицинском образовании / Л. И. Каспрук // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации; Материалы IXВнутри-вузовской научно-практической конференции.

факультета - Р. Жданов (316 гр.) (капитан), Р. Булатов (207 гр.), А. Трофимов (111 гр.) - второе, команда педиатрического факультета - М. Акопян (50 гр.) (капитан), Р. Агишев (12 гр.), И. Кичук (14 гр.) - третье. Отмечены дипломами капитаны команд. Лучшие участники олимпиады награждены почетными грамотами и монографиями профессоров кафедры общественного здоровья и здравоохранения № 1.

Таким образом, работа в процессе подготовки к мероприятиям (олимпиадам по истории медицины) помогает студентам более четко выявить мотивы, познавательные, профессиональные и личностные интересы, обосновать для себя поисковую деятельность, самоконтроль, самооценку, что способствует созданию своеобразного фундамента для творческой деятельности студентов, а в результате помогает сформировать основные качества будущего врача.

Южно-Уральский государственный медицинский университет. - 2018. - С. 50-53.

3. Метод case-study как современная технология ориентированного обучения: Реферативный обзор / Под ред. Комиссаровой. - М.: Финансовая академия при правительстве РФ, 2005. - С. 5-15.

4. Фельдштейн, Д. И. Нужна новая концепция образования / Д. И. Фельдштейн // Профессиональное образование. - Столица. - 2013. -№ 12. - С. 8.

5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли / Под редакцией А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - С. 25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.